![]() |
|
|
Эксплуатационные материалыантиокислительным свойствам, диспергирующей и механической стабильности, обладают равными или лучшими противоизносными и противозадирными свойствами. В связи с этим синтетические масла имеют срок службы более 20 тыс. км пробега а'втомобиля, а отдельные образцы служат 80... 100 тыс. км без смены. Расход синтетических масел на угар на З0...40% ниже, чем минеральных. За счет лучших вязкостно-температурных характеристик во всем интервале встречающихся в практике температур расход топлива при использовании синтетических масел снижается на 4...5%. Стоимость синтетических масел в 2...3 раза выше, чем минеральных. Однако высокие эксплуатационные свойства, большой срок службы в двигателях до замены, низкий расход на угар и вследствие этого меньший общий расход масла делают применение их целесообразным. 2.2. Трансмиссионные масла К трансмиссионным относятся масла, применяемые для смазки зубчатых передач агрегатов трансмиссии, а также в гидротрансмиссиях. В современных автомобилях применяют зубчатые передачи различных типов. Особенно широко распространены винтовые (гипоидные) передачи. Их преимущество перед передачами с прямыми зубьями состоит в большей прочности зубьев шестерен при равных габаритах, плавной и бесшумной работе. Но к маслам для винтовых шестерен предъявляют более высокие требования, чем к маслам для шестерен с прямыми зубьями, поскольку скорости скольжения в таких передачах больше. В агрегатах трансмиссии трансмиссионные масла выполняют следующие ф>ункции: •снижают износ деталей; •уменьшают потери энергии на трение; •увеличивают теплоотвод от трущихся поверхностей; •снижают вибрацию и шум шестерен, а также защищают их от ударных нагрузок; •защищают детали механизмов от коррозии; •масла для гидромеханических передач, кроме того, выполняют функцию рабочего тела в гидротурбине, передающей мощность. Важнейшие свойства ТМ: •вязкостно-температурные; •противоизносные, противозадирные, противопиттинговые; •термическая и термоокислительная стабильность; •стойкость к образованию эмульсий с водой; •минимальное воздействие на резино-технические изделия, лаки, краски и пластмассы; •химическая и физическая стабильность при хранении и транспортировании. В зависимости от конструктивных особенностей и назначения шестеренчатых передач к маслам могут предъявляться специфические требования. Так, масла для ведущих мостов с фрикционной блокировкой дифференциала должны обладать хорошими фрикционными свойствами, масла для трансмиссии автомобилей с периодической эксплуатацией -хорошими защитными свойствами и т.д. Условия, в которых работает масло, определяются следующими факторами: температурным режимом, частотой вращения шестерен (скорость относительного скольжения трущихся поверхностей зубьев), удельным давлением в зоне контакта. Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии меняется в широких пределах - от температуры окружающего воздуха в начале работы до 120...130 ^С и даже 150 С в процессе работы. В температурном режиме работы зубчатых передач различают три наиболее характерные температуры: минимальную - в момент начала работы передачи, равную наиболее низкой температуре окружающего воздуха; максимальную - соответствующую экстремальным условиям работы; среднеэксплуатационную - наиболее вероятную во время эксплуатации. Минимальная температура масла в агрегатах трансмиссии автомобилей в холодной климатической зоне может достигать —60 С. Максимальная и среднеэксплуатационная температуры масла зависят от температуры воздуха, условий эксплуатации, вязкости масла и от других факторов. Среднеэксплуатационная температура в агрегатах трансмиссии автомобилей обычно составляет 60...90 °С. Фактическая температура масла в зоне контакта зубьев шестерен на 150...200 "С выше температуры масла в объеме. Заметное влияние на температуру оказывает скорость скольжения на поверхности зубьев в зоне их контакта. Скорости скольжения в цилиндрических и конических передачах составляют на входе в зацепление 1.5...3 м/с; в некоторых агрегатах они достигают 9...12 м/с; для гипоидных передач скорости скольжения составляют 15 м/с и более. В цилиндрических и конических передачах удельные нагрузки в полюсе зацепления составляют обычно 0,5...1,5 ГПа, достигая в некоторых случаях 2 ГПа. В гипоидных передачах они в два раза выше. Под действием таких нагрузок условия для гидродинамической смазки ухудшаются. Трансмиссионные масла представляют собой сложную коллоидную систему, включающую две группы компонентов: первая - основа масла, вторая - функциональные присадки для улучшения эксплуатационных свойств масел. К числу перспективных следует отнести синтетические масла, которые характеризуются очень пологой вязкостно-температурной кривой. Классификация и ассортимент. В агрегатах трансмиссии автомобилей применяется широкий ассортимент масел. Согласно ГОСТ 17479.2-85 "Масла моторные, трансмиссионные и жидкости гидравлические. Система обозначений" масла классифицированы по классам и группам в зависимости от них вязкости и эксплуатационных свойств (табл. 18.5 и 18.6). Таблица 2.1 Классы вязкости трансмиссионных масел |Класс вязкости |Кинематическая вязкость|Максимальная температура, при| | |при lOO^'C.MM^c |которой t| < 150Па-с, | | | |°С | |9 7,0 ...10,9 -45 | |12 11,0... 13,9 -35 | |18 14,0 ...24,9 -18 | |34 25,0 ...41,0 | С учетом деления на классы и группы трансмиссионные масла имеют условные обозначения. Например, обозначение ТМ5-12 расшифровывается следующим образом: «ТМ» - трансмиссионное масло, цифра «5» - группа по эксплуатационным свойствам, цифра «12» - класс вязкости. Таблица 2.2 Классификация трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам |Группа |Состав |Рекомендуемая область применения | |ТМ-1 |Минеральные масла |Прямозубые, спирально-конические и | | |без присадок |червячные передачи, работающие при | | | |контактных напряжениях до 600 МПа и | | | |температуре в объеме до 90 "С | |ТМ-2 |Минеральные масла с|Прямозубые, спирально-конические и | | |противоизносными |червячные передачи, работающие при | | |присадками |контактных напряжениях до 1200 МПа и | | | |температуре в объеме до 90 С | |ТМ-3 |Минеральные масла с|Прямозубые, спирально-конические и | | |противозадирными |червячные передачи, работающие при | | |присадками |контактных напряжениях до 2000 МПа и | | |умеренной |температуре в объеме до 90 "С | | |эффективности | | |ТМ-4 |Минеральные масла с|Прямозубые, спирально-конические и | | |противозадирными |червячные передачи, работающие при | | | |контактных напряжениях свыше 2000 | | |присадками высокой |МПа. Гипоидные передачи, работающие при| | |эффективности |высокой скорости и низком крутящем | | | |моменте или низкой скорости и высоком | | | |крутящем моменте с объемной | | | |температурой до 130 °С | |ТМ-5 |Минеральные масла с|Гипоидные передачи, работающие при | | |противозадирными |высокой скорости, ударных нагрузках, | | |присадками высокой |высоком крутящем моменте и объемной | | |эффективности |температуре 130 °С и выше | | |полифункциональн | | | |ого действия | | Представителями группы ТМ-1 являются нигролы зимний и летний (ТУ 38- 101529-75), применявшиеся в старых моделях автомобилей. Нигролы - это неочищенные остатки от прямой перегонки нефти, характеризуются неудовлетворительными противоизносными, антиокислительными и низкотемпературными свойствами. На современных автомобилях не применяются. К этой же группе могут быть отнесены базовые масла (ТБ-20, ТС- 14,5), служащие основой для изготовления автомобильных трансмиссионных масел. К группе ТМ-2 относится масло для коробок передач и рулевого управления - ТС (ОСТ 38.01260-82, прежнее обозначение ГОСТ 4002-53), класс 18. Это масло имеет низкие эксплуатационные свойства, применяется в ограниченных масштабах только на старых моделях легковых автомобилей. В группу ТМ-3 входят масла Теп-10, ТАп-15В, ТСп-15К, выпускаемые по ГОСТ 23652-79. ТСп-10 применяют для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач грузовых автомобилей. Служит в качестве зимнего для умеренной климатической зоны и всесезонного для северных районов страны. ТАп-15В служит для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спиралыю-конических передач грузовых автомобилей. ТСп-15К имеет улучшенные по сравнению с маслом ТАп-15В противоизносные, антиокислительные и низкотемпературные свойства. Служит в качестве всесезонного для умеренной климатической зоны. Предназначенью для тяжелонагруженных цилиндрических и спирально-конических передач, в том числе болшегрузных автомобилей КамАЗ, КрАЗ, УралАЗ. К группе ТМ-4 относятся масла Тсп-Нгип (ГОСТ 23652-79), Тсз-9гип (ОСТ 38-101158-78), Тсгип (ОСТ 38-01260-82, прежнее название -масло по ГОСТ 4003- 53). ТСп-14гип (класс 18) применяется для гипоидных передач грузовых автомобилей всесезонно в умеренной и жаркой климатической зоне. Обладает высокими противозадирными, но недостаточными антиокислительными и антикоррозионными свойствами. Показатели масла резко ухудшаются при попадании в него воды; в этом случае масло следует немедленно заменить. ТСз-9гип (класс 9) предназначено для применения в агрегатах трансмиссии грузовых автомобилей в районах Крайнего Севера при температуре воздуха до -50...-55 "С. Ввиду малой вязкости и ухудшения противоизносных свойств при высокой температуре это масло применяется только в зимний период. ТСгип предназначено для гипоидных передач старых моделей легковых автомобилей. Ввиду недостаточных низкотемпературных, противоизносных и антиокислительных свойств для новых моделей автомобилей не рекомендуется. В группу ТМ-5 входят масла ТАД-17И (ГОСТ 236532-79) и ТМ5-12рк (ТУ 38.101844-80). ТАД-17И (класс 18) получают смешением остаточного и дистиллятного масел с введением многофункциональной и депрессорной присадок. Масло обладает высокими эксплуатационными свойствами, является универсальным и может применяться в тяжелонагруженных цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передачах грузовых и легковых автомобилей в умеренной и жаркой климатических зонах. ТМ5-12рк (класс 12) получают из низкозастывающего масла селективной очистки, загущенного полимерной присадкой, с введением многофункциональной присадки. Масло относится к числу универсальных для эксплуатации и консервации цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передач грузовых автомобилей. Предназначено для применения в качестве всесезонного, в первую очередь для эксплуатации в северных районах. Основным сортом, применяемых для автомобильных гидромеханических коробок передач, является масло марки А (ТУ 38.101179- 79). Оно имеет температуру застывания -40 °С, его применяют всесезонно в умеренной климатической зоне. Для автомобилей, эксплуатирующихся в северных районах страны, разработано масло МГТ (ТУ 38-401-494-84), которое по эксплуатационным свойствам соответствует маслу марки А, но имеет лучшие низкотемпературные показатели - работоспособно до —50 °С. В гидрообъемных передачах автомобилей, в частности в гидроусилителях рулей, используют масло марки Р. Его применяют в качестве всесезонного в умеренной климатической зоне. Из масел зарубежного производства в автоматических коробках передач используются только минеральные масла серии ATF, обычно марки "Дексрон" (Dexron) с различными числовыми индексами. Все они красного цвета и допускают смешение в различных пропорциях. Их ресурс до замены составляет 50...70 тыс. км. 6 коробку легкового автомобиля заливают б...9 л (для полноприводного "Форд-Бронко" - 18 л). В последнее время используют масла желтого и зеленого цвета. Смешивать их с Дексроном недопустимо. Таблица 2.3 Рекомендации по применению трансмиссионных масел |Масло |Тип передачи |Срок |Минимальная | | | |смены |температура | | | |масла, |применения, | | | |тыс. км |°С | |ТСгип |Ведущие мосты старых моделей |24...30 |-20 | | |легковых автомобилей | | | |ТАД-17И |Коробки передач и ведущие • мосты|60...80 |-30 | | |легковых и грузовых автомобилей | | | |ТАп-15В |Коробки передач грузовых |24...72 |-25 | | |автомобилей с карбюраторными | | | | |двигателями; ведущие мосты с | | | | |пегипоидными передачами легковых | | | | |и грузовых автомобилей | | | |ТСп-15К |Коробки передач, ведущие , мосты |36...72 |-30 | | |грузовых автомобилей с | | | | |негипоидными передачами | | | |ТСп-14гип |Ведущие мосты грузовых |36 |-30 | | |автомобилей с гипоидными | | | | |передачами | | | |ТСп-10 |Коробки передач грузовых |35...50 |-45 | | |автомобилей с карбюраторными | | | | |двигателями; ведущие мосты | | | | |грузовых автомобилей с | | | | |негипоидными передачами | | | |ТСз-9гип |Коробки передач и ведущие мосты |Зимний |-50 | | |автомобилей при эксплуатации на |период | | | |Севере | | | |ТМ5-12рк |Коробки передач и ведущие мосты |50 |-50 | | |грузовых автомобилей | | | За рубежом для маркировки трансмиссионных масел используют классификации SAE и API. По классификации SAE масла подразделяются на летние (например, SAE140), зимние (75W) и всесезонные (75W90). Соответствие классов вязкости по ГОСТУ и SAE приведено в табл. 18.8. Таблица 18.8 Примерное соответствие классов вязкости трансмиссионных масел по ГОСТУ и SAE |Класс вязкости |Вязкость при 99 |Соответствие классу вязкости по | |масел по SAE |°С,мм^с |ГОСТу | | | |не менее |не более | |75W |4.2 |1 |- | |80 W |7 |- |9 | |85 W |11 |- |- | |90 |14 |25 |18 | |140 |25 |43 |34 | По классификации API трансмиссионные масла подразделяются по уровню противоизносных и противозадирных свойств: GL-1 - применяются в зубчатых зацеплениях при невысоких давлениях и скоростях скольжения (не содержат присадок); GL-2 - содержат притивоизносные присадки; GL-3 - содержат противозадирные присадки, могут быть использованы для спирально-конических передач, в том числе гипоидных. Всего 5 классов, которые соответствуют группам, обозначенным по ГОСТуТМ-1,-2,-3,-4,-5. 2.3. Пластичные смазки Пластичные смазки (ПС) - это густые мазеобразные продукты. Имеют два основных компонента - масляную основу (дисперсионная среда) и твердый загуститель (дисперсная среда). Для улучшения консервационных, противоизносных свойств, химической стабильности, термостойкости в смазки вводят присадки в количестве 0,001...5%. Ассортимент, ПС разделены на четыре группы: антифрикционные, консервационные, уплотнительные и канатные. Антифрикционные предназначены' для снижения износа и трения скольжения сопряженных деталей. Они делятся на подгруппы: С - общего назначения для температур до 70 °С, О - для повышенной температуры (до 110 °С), М - многоцелевые (-30...130 °С); Ж - термостойкие (150 "С и выше), Н - морозостойкие (ниже -40 "С); И - противозадирные и противоизносные; П - приборные; Д - приработочные; Х - химически стойкие. Консервационные предназначены для предотвращения коррозии металлических поверхностей при хранении и эксплуатации, обозначаются индексом "З". Канатные смазки обозначаются индексом "К". Уплотнительные делятся на три группы: А - арматурные; Р -резьбовые; В - вакуумные. Кроме того, в классификационном обозначении указывают: •тип загустителя; •рекомендуемый температурный диапазон применения; •дисперсионную среду; •консистенцию. Загуститель обозначается первыми двумя буквами входящего в состав мыла металла: "Ка" - кальциевое; "На" - натриевое; "Ли" - литиевое. Рекомендуемый температурный диапазон применения указывают дробью: в числителе - уменьшенная в 10 раз минимальная температура без знака минус, в знаменателе - уменьшенная в 10 раз максимальная температура. Тип дисперсионной среды и присутствие твердых добавок обозначают строчными буквами: "у" - синтетические углеводороды, "к" -кремнийорганические жидкости, "г" - добавки гра4)ита, "д" - добавка дисульфита молибдена. Смазки на нефтяной основе индекса не имеют. Консистенцию смазок обозначают условными числами от 0 до 7. Пример. ПС Литол-24 (товарная марка) имеет следующее классификационное обозначение МЛи4/13-3: "М" - многоцелевая антифрикционная, работоспособна в условиях повышенной влажности; "Ли" - загущена литиевыми мылами; "4/13" - работоспособна в интервале температур от -40 до 130 "С, отсутствие индекса дисперсионной среды -приготовлена на нефтяном масле; "3" - условная характеристика густоты смазки. Кальциевые смазки (солидолы) - антифрикционные пластические смазки. Они нерастворимы в воде, поэтому в условиях высокой влажности и при контакте с водой хорошо защищают металлические детали от коррозии. Недостаток - работоспособны при температурах до 60 "С. Солидолы синтетические (солидол С) - применяется в подшипниках качения и скольжения, в шарнирах, винтовых и цепных передачах. Их недостатки - низкая механическая стабильность, работоспособность при температурах до 50 °С. В табл. 18.9 приведены сведения о соответствии основных марок отечественных и зарубежных смазок. Таблица 18.9 Соответствие отечественных и зарубежных марок пластичных смазок |Отечественна|Смазка фирмы | |я смазка | | | |Shell |Mobil |BP |Esso | |Солидол С |Uneda 2, 3 |Mobilgrease |Energrease |Chassis XX, | | |Lirona 3 |АА№2,' |C2,C3; |Cazar K2 | | | |Greasrex D60 |Energrease | | | | | |GP2, GP3 | | |Пресс-солидо|Uneda 1, |Mobilgrease |Energrease |Chassis L, H,| |л |Retinax С |АА№ 1 |C1,CA |CazarК 1 | |Графитная |Barbatia 2, |Graphited № 3|Energrease |Van Estan 2 | |УСсА |-3, -4 | |C2G, C36 | | |ЦИАТИМ- |Aeroshell, |Mobilgrease |— |Beacon 325 | |201 |Grease 6 |BRB Zero | | | |1-13,ЯНЗ-2 |Nerita 2, 3 |Mobilgrease |Energrease № |AndokM275, | | |Retinax H |ВРВ№3 |2,№3 |Andok В | |Литол-24 |Retinax A, |Mobilgrease |Energrease |Beacon 3, | | |Alvania 3, R3|22 |L2, |Unirex 3 | | | |Mobilgrease |Multipurpose | | | | |BRB | | | |Фиол-1 |Alvania 1 |Mobilux 1 |Energrease L2|Multipurpose | | | | | | | Применение. В шарнирах рулевого управления, шкворнях поворотных кулаков, для пальцев рессор, оси педалей сцепления и тормоза, рычагов |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |