реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Взаимодействие видов транспорта

20 декабря 2000 г. Коллегией Минтранса было записано, что

государственная служба речного флота показала, что она не готова

осуществлять государственное регулирование деятельности судовых компаний.

На учете в речном регистре находится 32,6 тыс. судов. Средний их возраст –

24 года. Негодных – 1824, а годных с ограничением – 1402 судна.

Строительство новых судов идет неудовлетворительно. Например, судна для

внутрибассейных перевозок.

|93-95 |96 |97 |98 |99 |План |Внутрибассейные |

| | | | | | |внешние перевозки|

|30 |1 |- |7 |- |669 | |

|28 |10 |8 |1 |3 |364 | |

В речном флоте наибольший процент занимают танкеры и нефтеполивные

баржи. Есть также суда - рефрижераторы, суда для перевозки сжиженного газа,

овощевозы, химические суда, автомобилевозы (вмещают до 500 машин).

Большое экономическое значение для речного транспорта имеет расширение

безперегрузочного сообщения с применением специальных судов типа "река-

море". Эти суда имеют грузоподъемность 2000-2700 тонн. Нефть перевозят 5000

тонн.

Сооружения водного транспорта

На водном транспорте имеются явственные транспортные пути (реки, озера,

моря). А также сложные гидротехнические сооружения, т.е. искусственные

(водохранилища, каналы, шлюзы). Судоходство совершается не по всей ширине,

а по судовому каналу – фарватеру. Фарватер рассчитан на пропуск 2-х

встречных судов. Его обозначают специальными знаками. Судовые каналы

устраивают открытыми, когда реки одного уровня, и шлюзованными, когда реки

на разных уровнях. Есть еще обходные каналы к шлюзам. Радиусы каналов не

менее 6 длин расчетного судна. Глубина канала берется с запасом 1 метр.

Каналы питаются водой, самотеком из рек, озер или подачей воды насосами на

высшую точку канала. Шлюзы сооружают для пропуска судов через плотины,

камеры с 2-мя торцевыми воротами. Шлюзы бывают: однокамерные и

многокамерные. Однокамерные шлюзы применяются, когда разность воды не

превышает 20-25 метров. Многокамерные шлюзы применяются, когда разница

больше. Шлюзы бывают: односторонние и двусторонние.

Речные порты и пристани

По своему назначению они бывают:

- рыбные

- грузовые

- военные

- затоны

Порты бывают:

1) русловые [pic];

L – длина причальной линии; n – количество судов; t – время обработки;

z – длина судна; a – интервал между судами.

2) внерусловые

3) бассейновые

Водная поверхность в районе порта называется акваторией.

Пристань – прибрежный путь посадки или высадки пассажиров. Они бывают

плавучими (дебаркадами).

Морские порты

Морские поты бывают:

- торговые

- рыбные

- военные

- промысловые

Имеются специализированные порты:

- угольные

- лесные

- поливные

- комбинированные

54% портов у России. Из 77 крупных портов у нас осталось 40. Порты

делятся на 3 категории. И есть вне категорий: Ленинград, Одесса,

Новороссийск, Охотка и т.д.

Основы организации движения флота

1) Речной флот

- свободное движение

- участковое движение

Сквозное движение – движение на линиях от погрузки до разгрузки без

перевалок. Участковое – движение по системе тяговых плеч. Сквозное

движение лучше. Движение поездов происходит по единому графику.

Руководит движением диспетчерский аппарат, имеющий современные виды

связи.

2) Морской флот в зависимости от назначения движения делится на:

- внутренние (ксеботажные)- 10%

- внешние (заграничные) – 90%

Плавание организуется по 2-м формам:

1) линейное (регулярное)

2) рейсовое (нерегулярное).

В США доля внутренних морских путей составляет 10%, в РФ < 1%. В США

климат позволяет осуществлять перевозки круглый год, а в России 6 месяцев,

а завоз на Крайний Север – 2-3 месяца.

Магистральный трубопроводный транспорт

Парламент России собирается принять федеральный закон о магистральном

трубопроводном транспорте России. Этот важнейший документ должен быть

принят как можно скорее, т.к. заместитель председателя по энергии Шакиров,

сказал, что состояние системы магистральных трубопроводов приближается к

той критической черте, за которой реально возникает угроза национальной

безопасности.

Система магистральных трубопроводов – это нефть (газ) и нефтепродукты.

В XX веке она была уникальной по производительности, протяженности и

сложности. В 90-е годы строительство новых трубопроводов прекратилось, и

страна донашивает созданную систему. Ее потеря грозит большими

экономическими убытками. Общая протяженность в настоящее время 215 тыс. км.

В СССР было 250 тыс. км. По ним перемещается 100% добываемого газа, около

99% нефти и более 50% продукции нефтепереработки. Специалисты считают, что

если не возродить работы по созданию нефтепроводов и их реконструкции, то

России угрожает возможность оказаться в топливно-энергетической зависимости

от Запада через 5-7 лет (по оценке Совета Безопасности России).

Технико-эксплуатационные характеристики магистрального трубопровода

Магистральные трубопроводы являются самым дешевым видом транспорта для

массовых грузов (жидких, газообразных и твердых тел).

Действующая сеть трубопроводного транспорта в основном построена в 70-

90 годы XX века. Хотя первый трубопровод был построен в Баку в 1970 году.

Диаметр этого трубопровода был 100 мм, протяженность - 12 км. Шухов

построил трубопровод Баку-Батуми и нефть начала уходить на экспорт.

Трубопроводный транспорт имеет следующие преимущества:

1) трубу можно проложить между любыми пунктами по более короткому

направлению с преодолением водных преград

2) первоначальные удельные затраты на строительство одного километра

трубопровода в 2 раза ниже, чем на строительство железной или

автомобильной дороги с соответствующей провозной способностью

3) эксплуатация трубопроводного транспорта непрерывно надежна (?), т.е.

не зависит от климата и времени года

4) герметичность исключает потери в 2-3 раза по сравнению с железной и

автомобильной дорогой

5) полная автоматизация процесса, поэтому маленький штат обслуживания,

а отсюда большая производительность труда

6) низкая себестоимость (в 3 раза дешевле, чем на железной дороге).

Недостаток: Большая металлоемкость (трубы очень дорогие). Как нефть,

так и газ должны быть специально подготовлены к транспортировке на

промыслах.

Нефте и продуктопроводы

Они бывают:

- магистральные

- промысловые

- разводящие

- базовые

Магистральные: длина >1000 км; диаметр – 1020 мм, 1400 мм до 2500 мм;

давление – 50-60 атмосфер.

Под влиянием сопротивления движению давление в трубе падает. Величину

напора можно определить из следующей формулы: [pic];

k – коэффициент трения; L – длина участка трубопровода; d – диаметр

трубы.

Скорость движения нефти – 1-1,5 м/сек.

Для снижения сопротивления внутри трубы укладывают пластики, эпоксидную

смолу. Трубы укладывают в траншею до 2,5 м глубиной. Для защиты от коррозии

делают изоляцию от блуждающих токов, строят станции катодной защиты (они

дорогостоящие). На повышенных местах трубопроводы имеют устройства для

выпуска скапливающихся воздуха, а в пониженных местах – осадочные колодцы

для песка и грязи. На станциях перекачки находится насосное и машинное

отделение, резервуары, контрольно-измерительные приборы (КИП) и автоматика,

ремонтные хозяйства и дома для жилья.

Станции перекачки бывают:

- головными

- промежуточными (через 100 и более км)

- конечные (нефтебазы).

Хранилища бывают:

- стальными

- бетонными

- стекловолоконными.

Американцы имеют резервуары из пластика, который они затопляют в

океане.

Применяются телесистемы дистанционного наблюдения.

Магистральные газопроводы бывают:

- подземные

- надземные (на опорах).

Давление бывает до 100 атмосфер, трубы многослойные, напор, как

правило, естественный.

Для бытового газа применяют одорезацию (придание специального запаха).

Существуют газохранилища надземные, подземные, подводные.

Трубопроводы для транспортировки твердых материалов

- гидросистемы

- пневмосистемы

Гидросистемы транспортируют твердые смеси с водой, пневмосистемы –

твердые смеси с воздухом.

Гидротранспорт делится на 2 группы:

1) самооттечный (без напора, за счет гравитации)

2) напорный.

Диаметр пульпопровода – 800 мм.

Недостаток:

- предварительно необходимо дробление, помол и приготовление пульпы;

скорость движения зависит от фракции так, чтобы материал не оседал

на стенках трубы; медный, никелевый концентрат передается с

обогатительной фабрики на завод по пульпопроводу; трубы внутри имеют

резину, камень, т.к. быстро изнашиваются

- износ труб, на конечных операциях сушка и очистка

- наличие воды.

Пневмоконтейнерные системы: скорость – 50 км/час

В нашей стране 280 тыс. км трубопроводов

Воздушный транспорт

Авис – (от лат.) птица.

Первый научный подход к проблеме полетов мы находим у Леонардо да Винчи

(эпоха Ренессанса).

Выдающийся вклад внес в 1876 году капитан морского флота Можайский. В

1893 году братья Райт построили самолет с бензиновым двигателем. Он

пролетел 800 метров. В 1913 году русский конструктор Сикорский построил

самый большой в мире самолет (4,3 тонны) "Витязь". В 1924 году был построен

АНТ. К началу войны СССР имел 62 мировых рекорда в области авиации. ТУ-104

установил за 2 года 26 мировых рекорда.

Технико-экономические особенности воздушного транспорта

Преимущества воздушного транспорта:

- воздушные линии короче по направлению автодорог на 25%, речного

транспорта на 40%

- высокая скорость

- требует в 10-20 раз меньше капитальных вложений на основание новых

линий

- безопасность движения выше автомобиля в 2 раза.

Недостатки:

- сильная зависимость от погоды

- высокая себестоимость грузовых перевозок (в 100 раз выше, чем на

железной дороге)

- авиация значительно загрязняет атмосферу (на 1 пассажиро-километр

самолет выбрасывает 386 грамм грязи, автомобиль – 12 гр., железная

дорога – 0,6 гр. За один трансатлантический полет самолет сжигает от

35 до 50 тонн кислорода – это столько, сколько потребляет город с

населением 15-20 тыс. человек в течение года).

Управление полетами

Для управления страна делится на районы диспетчерской службы. В районе

аэропорта управление движением осуществляется АДЦ (диспетчерская служба

аэропорта).

Применяется система, представляющая собой радиолокационный и

вычислительный комплекс. Этот комплекс дает автоматический сбор, обработку

и диспетчеру выдает следующие сведения:

- координаты воздушных судов

- их бортовые номера

- заданная и текущая высота

- скорости полета

- количество топлива.

Передача управления самолетами между смежными секторами происходит

автоматически. Каждому самолету устанавливается высота эшелона, по которому

он обязан совершить горизонтальный полет по маршруту. Высота нижнего

эшелона должна быть не меньше 600 метров от низшей точки земного ландшафта

в полосе 25 километров по обе стороны от линии пути.

Промышленный транспорт

Наряду с магистральным транспортом имеется промышленный транспорт,

который выполняет перевозки на промышленных предприятиях, стройках,

карьерах. Промышленный транспорт выполняет технологические перевозки, а по

большому счету промышленный транспорт осуществляет начальные и конечные

перевозки.

Удельный вес затрат на промышленном транспорте, себестоимости продукции

очень велики и составляют 20% (пищевой – 7%, а на открытых горных

разработках – 60-65%, в обрабатывающих областях –20-25%). На промышленном

транспорте работает около 8 млн. человек.

Перевозки грузов на промышленном транспорте в 3 раза больше, чем на

МПС. Например, для производства 1 тонны готовой продукции – 1 млн. тонн

стали, требуется перевезти 17 млн. тонн грузов.

Средняя дальность перевозок на промышленном транспорте составляет 6,5

тыс. км, на МПС – 1000 км. Вот почему показателем грузооборот не

пользуются, а пользуются показателем – перевозка грузов в тоннах.

На промышленном транспорте электрифицировано всего 20% путей, а на

магистральном – 60%.

Виды транспорта

Первое место держит железная дорога и автомобильная дорога. На железную

дорогу приходится 32%, а на автомобиль – 56%, остальные 12% приходятся на

непрерывные виды транспорта.

10 лет назад сохранялась тенденция увеличения перевозок на непрерывных

видах транспорта.

Конвейерный транспорт характеризуется высокой производительностью – 5-

20 тыс. м3/час. У конвейерного транспорта больший подъем (свыше 300 тыс.).

Следующее преимущество – поточность, которая обеспечивает более большую

производительность механизмов, полная автоматизация транспорта, т.е.

повышенная производительность труда.

В СССР при общем росте объемов перевозки и объемов транспорта на 30%

темпы роста непрерывных видов транспорта планировалось увеличить в 2-3

раза.

В свое время были разработки по выбору сфер применения различны видов

транспорта, и одним из показателей была энергоемкость. Сейчас экономисты

считают, что на выбор вида транспорта будет влиять стоимость энергии и

энергоемкость.

Монорельсовый транспорт: Этот вид транспорта никто сейчас не

производит.

Подвесные канатные дороги (ПКД) – очень рентабельный вид транспорта,

имеет большие перспективы.

Дирижабельный вид транспорта – применяется в горах.

Городской транспорт

Феномен – рост народонаселения. На протяжении многих тысячелетий

прирост народонаселения был 0,005%. За 20 тыс. лет население мира

удвоилось, а с появлением земледелия – увеличилось в 100 раз. К началу

нашей эры было 300 млн. человек. В 1850 году – 1 млрд.; в 1900 году – 1,5

млрд.; в 1965 году – 3 млрд., в 1973 году – 4 млрд., в 1989 году – 5 млрд.,

в 2000 году – 6 млрд. В 2030 году ожидается 9млрд. человек.

XX также считается веком урбанизации, т.е. бурного роста городов. В

1900 году в городе проживало 13,6% населения мира. Сегодня – 55%. В СССР в

городе проживало 66%населения, на Западе - больше.

За 1000 лет на Руси создано 860 городов. За последние 70 лет – 1316

городов. В 1923 году было 2 города с населением больше миллиона. В СССР

таких городов было 24.

Вместе с ростом городов рос и развивался городской транспорт. Первая

мостовая в России появилась в 9 веке в Новгороде (деревянная).

Петр I начал мощение камнем. 150 лет назад в Москве главную

транспортную работу выполняли 26 тыс. извозчиков. В 1840 г. появились

первые линейки (телеги со скамьями), в них помещалось до 50 человек. В 1870

году появилась первая рельсовая дорога – конка. Первый трамвай появился в

Киеве в 1891 году, в Москве – в 1903 году, в Санкт Петербурге – в 1907

году. Метро в Европе появилось в 1863 году в Лондоне с паровой тягой.

Первые автобусы появились в Париже и Нью-Йорке в 1890 году. Троллейбусы

испытывались в 1883 году в Америке, но из-за несовершенства конструкции

токоприемника они не получили распространения.

Темпы роста перевозок значительно превышают темпы роста населения.

Город в 2 млн. человек требует в 4 раза больше транспортных средств, чем 10

городов по 200 тыс. человек.

Городские пути сообщения подразделяются на:

- уличные и внеуличные

- рельсовые и безрельсовые

- общегосударственного (экспрессы) и районного значения.

Схемы путей сообщения связаны с планом города, его размерами, формой,

рельефом и др.

Существует несколько схем планировки:

1) радиально-кольцевая (Москва, Париж, Лондон)

2) прямоугольная

3) диагонально-прямоугольная (появилась взамен прямоугольной из-за

плохого движения транспорта) – пробиваются секущие диагонали к

центру

4) города-линии (вдоль рек – Сталинград, Самара и др)

5) смешанная

В транспортном отношении наиболее удобными являются 2 схемы: радиально-

кольцевая и диагонально-прямоугольная, т.к. они имеют наименьший

коэффициент непрямолинейности маршрутов, т.е. отношения расстояния между

двумя пунктами города к расстоянию по воздушной линии. В среднем

прямоугольная система дает коэффициент непрямолинейности – 1,27, а

радиально-кольцевая – 1,1.

Средним показателем является загрузка центра.

| |Радиально-|прямоуголь|Диагонально-п|Город-линия|

| |кольцевая |ная |рямоугольная | |

|Связь с |1,0 |1,38 |1,06 |2,52 |

|центром | | | | |

|Периферийное |1,0 |1,24 |1,09 |2,25 |

|сообщение | | | | |

Чем больше город, тем больше и средняя дальность поездки пассажиров:

[pic]

а – поправочный коэффициент, который равен 0,25 для городов с

населением до 1 млн. человек, 0,22 – для городов с населением более 1 млн.

человек; s – площадь города.

Хороший город считается, когда максимальная длительность сообщения

города не превышает 0,75 часа при неблагоприятных условиях с учетом времени

подхода к остановкам.

Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта

Сравнению и оценке подлежат следующие виды оценке:

- скорость

- провозная способность

- себестоимость перевозок

- удобство пассажиров

- безопасность транспорта и поездок на нем

Уличные виды транспорта

1) трамвай (tram – англ – рельс; way – путь)

В СССР обслуживал 110 городов, на его долю приходилась 1/5 городских

перевозок (теперь 1/10). Развернутая длина 9 тыс. км, ширина колеи 1524

мм (есть и 1000 мм). Рельсы желобчатые массой до 65 км/м и

железнодорожные R43 и R50. Продольный уклон не более 0,06. Минимальный

радиус кривой – 20 м. Расстояние между остановками 300-500 м. Работает

на постоянном токе 600 В. Скорость до 70 км/час. Средняя скорость 16-20

км/час.

2) троллейбус (trolley – ролик)

Им освоена ј городских перевозок. Общая длина линий 15 тыс. км. Уклон в

длину – 0,08. Работает на постоянном токе 600 В.

3) автобус

Самый распространенный вид транспорта. На его долю приходится 40 %

перевозок. Большинство автобусов карбюраторные – отравляют воздух.

Основной вид транспорта в городах с населением 100 тыс. человек.

4) автомобили

На каждого пассажира требуется до 60 м3 площади проезжей части.

Перевозки пассажиров в России:

- автобус – 42%

- троллейбус – 12,8%

- трамвай – 10,2%

- метро – 6,0%

- автотранспорт – 29%

Внеуличный транспорт

1) Метрополитен

По надежности и комфорту это лучший вид транспорта. Общая протяженность

11 метрополитенов (СССР) –420 км. В Москве – 252 км в двухпутном

исчислении. В Москве перевозят более 50% пассажиров. В последние годы

не строят, т.к. строительство требует крупных капитальных затрат.

Линии метрополитена бывают подземные и наземные. Тоннели под землей

строят глубокого (25 м и более) и мелкого (8-12 м) заложения.

Продольные уклоны от 3% до 40%. Радиус не менее 400 м, ширина колеи 5

футов (152,4 см). Везде автоблокировка с автостопом. Блок-участок не

менее 1 км. Ток постоянный – 750 В слева от рельсов. Длина вагона 19 м,

ширина 2,7 м. В Чикаго есть грузовой метрополитен.

В настоящее время с появлением линейных двигателей возникло

миниметро.

2) Скоростной трамвай

Внеуличный вид транспорта, т.к. делается на обособленной полосе. В

центре города проходит в тоннеле (в Ижевске, Волгограде, Саратове,

Старомосковье). Скорость приблизительно в 2 раза больше обычного

трамвая.

Достоинства: дает большую провозную способность, меньший штат и

подвижной состав.

|Вид |Скорость |Провозная |Несчастные|себестоимость|

|транспорта | |способность|случаи | |

|Трамвай |16-18 км/ч|3 |4% |1 |

|Скоростной |25-30 км/ч|2 | |1,15 |

|трамвай | | | | |

|Автобус |20-25 км/ч|4,5 |15% |1,11 |

|Троллейбус |18-20 км/ч| |10% |1,77 |

|Легковой |25-30 км/ч|6 |70% |10 |

|автотранспорт| | | | |

|Метрополитен |35-40 км/ч|1 |0,4% |1,25 |

Загазованность – бич автотранспорта. Для борьбы с загазованностью:

- применяются усовершенствованные двигатели;

- применяются нейтрализаторы;

- применяются дизели;

- создаются электромобили.

На Западе в последние годы скоростные трамваи и метрополитены стали

строить на пневматике. В центральной части города строят движущиеся

тротуары.

Взаимодействие различных видов транспорта

Основная масса грузовых и пассажирских перевозок осуществляется с

участием 2-х и более видов транспорта. Так 80% грузов, прибывающих в порты,

передается на железную дорогу (на речных 50%). Практически вся нефть из

трубопроводов передается на другие виды транспорта, а автомобиль

взаимодействует со всеми видами транспорта, особенно велик его вес для

пассажирских перевозок. Пунктами взаимодействия являются транспортные узлы.

Раньше транспортные узлы в силу своего исторического развития, ведомства,

частные владения, география, топография строились без учета быстрого

перехода грузов с одного вида на другой. Транзитный пассажир покупал новые

документы на провоз груза и проезд. Груз в этих пунктах перегружался.

Только с введением смешанного прямого сообщения владельцы груза

освобождались от заботы перегружать свой товар. Во взаимодействии различных

видов транспорта должна возродиться ЕТС (единая транспортная система).

Основы взаимодействия

В большинстве государств мира рациональное взаимодействие основных

видов транспортных коммуникаций находится в государственной собственности.

Взаимодействие различных видов транспорта заключается в слаженной и

согласованной работе транспорта в общем перевозочном процессе. Это

взаимодействие зависит от многих условий правового, экономического,

технического, технологического, организационного и управленческого

характера.

Правовой аспект совершенствования юридических и правовых отношений

Основные документы, определяющие взаимоотношения, обязанности, права и

ответственность транспорта и клиентуры, грузоотправителей и

грузополучателей:

- железнодорожный устав РФ

- кодекс торгового мореплавания

- устав внутреннего водного транспорта

- устав автомобильного транспорта

- воздушный кодекс.

Кроме того в кодексе имеются другие положения ведомства и министерства

транспорта "О взаимном имуществе, ответственности организации морского

транспорта и отправления за невыполнением планов перевозок, экспортирования

и импортирования грузов и т.д."

Экономический аспект

Этот аспект очень важен.

1) Разработка единых планов перевозки грузов и пассажиров (годовые,

оперативные, на квартал, месяц), что позволяет заранее подготовить

подвижной состав или зарезервировать. Особенно велика задержка

грузов при передаче их с железной дороги на речной транспорт.

2) Установление согласованных тарифов на перевозки разного вида

транспорта. Необходимо создать систему унифицированных тарифов,

которые стимулировали бы клиентуру и транспорт к смешанным

перевозкам.

3) Введение единой номенклатуры грузов; разработка унифицированных

планов и отчетных показателей; экономические показатели,

характеризующие качество и эффективность перевозки грузов и

пассажиров должны быть едиными:

- себестоимость и стоимость перевозок

- производительность труда

- потребные капитальные вложения

- степень использования подвижного состава и др.

До сих пор на всех видах транспорта имеются разные методики.

Себестоимость перевозок

Себестоимость по видам транспорта зависит от многих факторов:

- общего объема перевозок

- густоты перевозок

- дальности перевозок

- стоимости технических средств

- сопротивления движению

- расхода топлива

- процента порожнего пробега

- продолжительности использования по времени

- профиля пути

- климата и др.

Приведенные в таблице показатели себестоимости не полностью

сопоставимы, так в методичках по речному и автомобильному транспорту не

включены расходы на содержание путевого хозяйства. На железной дороги доля

путевого хозяйства составляет 12-15%. На речном не отражены затраты на

погрузо-разгрузочную операции. То же самое на железнодорожном транспорте,

т.к. большинство погрузки осуществляется на подъездных путях промышленных

предприятий. На речном транспорте не учтены расходы на создание плотов. На

морском транспорте не отражены расходы на ледоколы и по перевозке грузов,

зафрахтованных флотом. На воздушном и трубопроводном транспорте учитываются

все затраты. Кроме того средняя себестоимость разных видов транспорта не

сопоставимы также потому, что в них имеются разные величины

грузонапряженности и дальности перевозок. Например, при изменении дальности

себестоимость меняется.

Пример: Если принять себестоимость S грузовых перевозок на железной

дороге при дальности на 800 км за единицу:

|дальность |800 |200|100 |50 |25 |

|Себестоимость в |100 |163|350 |630 |1180|

|процентах | | | | | |

Себестоимость определяется: [pic][pic]

Эг – эксплуатационные расходы грузовых перевозок; Эп – эксплуатационные

расходы пассажирских перевозок; 10 – тоннокм; (Pl – грузооборот; (Al –

пассажирооборот; k – коэффициент приведения.

Морской транспорт – k=1

Речной транспорт – k=10

Железнодорожный транспорт – k=2

Автомобильный транспорт – k=0,4

| |10 ткм |10 пасскм коп|

| |коп | |

|1) ж/д транспорт |3,16 |7,02 |

|2) морской транспорт |3,38 |123,44 |

|3) речной транспорт |4,07 |33,97 |

|4) автомобиль |59,02 |13,78 |

|5) воздушный транспорт |168,97 |15,49 |

|6) трубопроводный |2,08 |- |

|транспорт | | |

|7) метрополитен |- |6,38 |

Различные методики и их несовершенство не позволяет делать точные

оценки эффективности того или иного вида транспорта.

Технический аспект

В общем он сводится к конструктивной и мощностной унификации всех

элементов и звеньев различных видов.

Для этого требуется:

1) согласование пропускной и перерабатывающей способности, стыкующих

линий, а также отдельных устройств в узлах, например, вместимость

ж/д путей на станциях и причалах порта, мощности перегрузочной

техники, емкости складов, наличие маневровых средств и др.

2) Увязка параметров подвижного состава, грузоподъемности автомобиля и

судна

3) Планировка устройств узла, поточность элементов и их достаточность

4) Создание надежной и удобной системы связи АСУ.

Технологический аспект

Учитывает подчинения операций обработки грузов в транспортных узлах

единому порядку, без которого быстрый и эффективный переход грузов с одного

транспорта на другой невозможно. Для этого с конца 1939 г. работники

академии наук СССР во главе с Образцовым предложили ЕТП (единый

технологический процесс). ЕТП – самостоятельный документ, утверждаемый

должностными лицами, например, станциям примыкания и заводами,

автокомбинатам и станциям. Перевозки массовых грузов, которые по существу и

определяют финансовое положение дорог и отрасли в целом, как показывает

опыт, полностью оправдывает себя кольцевой маршрут.

Заключение 3-х сторонних договоров происходит между отправителями и

железной дорогой – получателем. В договоре устанавливается объем,

порционность, время отгрузки и срок доставки. Соблюдение таких договоров

позволит получить отличные результаты от этой новой технологии:

1) жесткие графики движения грузовых поездов и оборотов локомотивов

2) единые технологические процессы работы подъездных путей клиентуры и

портовых терминалов.

В связи с большой конкуренцией автотранспорта дороги должны активно

внедрять скоростные поезда с контейнерами, контреллейрами (фуры).

Перевозка этих поездов планируется в транспортных коридорах.

Организационный аспект

В этом случае взаимодействие обеспечивается:

1) совместной разработкой документации по улучшению эксплуатационной

работы, например, контактных графиков, гарантирующих согласованную

частоту и равномерность.

2) принятие единой системы оперативного планирования текущей работы.

Это суточные и сменные планы введения единого времени и порядок

обмена необходимой информацией. Для продолжительных перевозок

необходимо согласование расписания с другими видами транспорта, где

взаимное ожидание должно быть минимальным в пунктах пересадки.

Одним из способов получения эффекта является безперегрузочное

сообщение. На железнодорожном транспорте это замена у вагонов колесных

тележек пассажирских поездов и части грузовых. У большей грузовых вагонов

грузы перегружаются.

Опыт Испании и эксперименты в Болгарии по использованию новых тележек с

самоустанавливающимися колесами. Раздвижка и сдвижка колесных центров

происходит на ходу на определенных участках железной дороги. Колеса

дорогие.

На водном транспорте это применение суда "река-море", а также суда -

лихтеровозы позволяют не производить перегрузку с речного на морской

транспорт. Также применяются суда "роро".

Применялись паромные системы. В последние годы паромные переправы

заменяются путями с помощью мостов и тоннелей.

Трейлерные перевозки – система перемещения железнодорожных вагонов на

специальных платформах по шоссе к получателю.

Контрейлерная система перевозки автомобиля прицепами и на вагоне-

платформе. Очень распространена в США. Недостаток – перевозка "мертвого"

груза (25-30% от полезной нагрузки).

Контейнерные и пакетные перевозки. В 1934 году было создано 900

контейнеров. Тароупаковочные и штучные грузы до контейнеров шли по схеме:

автомобиль – вагон – автомобиль с переработкой в 6 раз. Применение

контейнеров сокращает переработку до 1 раза.

Основы комплексной теории транспорта

Все виды транспорта, так или иначе, влияют друг на друга. Они

взаимодействуют между собой, изолировано изучать их друг от друга нельзя.

Конструкция автомобиля, вагона и контейнера одинаковы. Дизельные двигатели

применяются в тепловозах, пароходах, автомобилях. Сигнализация применяется

на улицах и автодорогах.

Тяговые расчеты, пропускная способность, графики движения по своей

методике являются одинаковыми для всех. Применяемые формулы, в принципе,

также одинаковы, отличаются только параметрами.

Основы комплексной теории транспорта впервые были сформулированы

академиком В.Н. Образцовым.

Категории пути:

. в воздухе – воздушная авиация

. на воде – подводное плавание

. бездушные пути – космос

. в воздушной среде с использованием твердой поверхности (железная дорога,

автомобили, монорельсовый транспорт, конвейеры и т.д.)

. в воздушной среде с использованием водной поверхности (суда и аппараты на

воздушной подушке)

. в воздушной среде в водных средах – суда на подводных крыльях.

Пути характеризуются:

- способами направления движения

- допускаемыми осевыми и погонными погрузками на железнодорожных,

автомобильных дорогах и осадкой судов на водных путях

- расчетными уклонами (море – 0; Волга – 0,00007; Енисей – 0,00037;

горные реки – 0,01; железная дорога – максимум 0,6-0,8; воздушный

транспорт – вертолет – 1)

- величиной путевых габаритов (железная дорога, автомобиль, речные

суда)

- характером и величиной сопротивления.

Сопротивление движению транспортных средств

Общее удельное сопротивление движению на всех видах транспорта можно

определить по следующим формулам:

[pic];

где (ТР - удельное сопротивление трения; (i – удельное сопротивление

от подъема; (КР – удельное сопротивление от прохождения кривых; (СР –

удельное сопротивление от прохождения среды.

Удельное сопротивление трения

На железнодорожном и автомобильном транспорте это сопротивление

складывается из сопротивления на качения между рельсом и колесом или шиной

и покрытием дороги. При автомобильном транспорте существует коэффициент (

(сцепление колеса с дорогой). Он зависит от состояния шин (новая или

старая); при дожде, гололеде коэффициент снижается; зависит от скорости

движения, от состояния покрытия дороги, а также от сопротивления трения в

подшипниках, веса подвижного состава и других факторов.

Удельное сопротивление трения на железной дороге – главная составляющая

основного сопротивления (в него входит и сопротивление от воздушного

пространства).

На автомобилях: [pic]; ( - угол наклона пути к горизонту. Для угла

меньше 60 cos(=1.

fa – коэффициент сопротивления качению (зависит от состояния дороги,

скорости).

Для асфальтобетона fa = 0,01-0,02

На щебенке fa = 0,03-0,05

Для грунта fa = 0,06-0,07

Для пашни fa = 0,15-0,30

При возрастании скорости коэффициент увеличивается на величину [pic]

Для водного транспорта это сопротивление трения воды о смоченную

поверхность корпуса судна, зависит от скорости движения, формы и

шероховатости поверхности судна.

[pic]

fв – коэффициент трения воды о смоченную поверхность судна. fв = 0.0019-

0.0044

Se – площадь смоченной поверхности судна [м2]

( - плотность воды [кг] (пресной – 102 кг/м3; морской – 104 кг/м3).

V – скорость судна относительно воды [км/ч].

[pic]

L – длина судна

Q – водоизмещение

На трубопроводном транспорте сопротивление трения возникает между

движущимися жидкостями и внутренними стенками трубы. Зависит от

шероховатости трубы, ее диаметра, режима потока (ламинарный или

турбулентный), вязкости и жидкости.

[pic] - ламинарный

V – скорость течения м/с

kЛ – коэффициент пропорциональности, зависящий от физической вязкости

жидкости.

[pic] - турбулентный

Удельное сопротивление от подъема

[pic]; i – уклон

Знак минуса ставится при спуске (тормозной режим).

Это сопротивление имеется на железных и автомобильных дорогах, авиации,

конвейерах. В авиации зависит от траектории набора высоты.

На трубопроводном транспорте есть это сопротивление, но величина его не

значительна.

Сопротивление от прохождения кривых

[pic]; А - коэффициент; Rкр – радиус кривой.

На рельсовом транспорте оно возникает от трения между внутренней гранью

наружного рельса и гребнями колес. Определяется в зависимости от длины

поезда.

При lпlкр ([pic]

Численные значения (кр=0,5-3 кг/г (R=1600м-200м).

На автотранспорте на кривых возникает поперечная сила вызывает боковой

увод колеса, под влиянием которого колесо катится под некоторым уклоном ( и

требуются дополнительные затраты мощности двигателя для нормального

движения. Опыт показывает, что при (<10 износ шин увеличивается в 5 раз, а

расход топлива также увеличивается на 10-12%. При (=1,80 износ шин в 10-15

раз, а расход топлива на 40%. Исключают эти потери с помощью виражей.

На водном транспорте при поворотах сопротивление возражает, но оно мало

и его не принимают в расчет. На трубопроводном транспорте.

Удельное сопротивление среды

На железной дороге массу поездов или составов рассчитывают с учетом

основного удельного сопротивления, включающегося и сопротивление воздушной

среды.

На автомобильном транспорте сопротивления вызываются давлением

встречного воздуха, трением о боковую поверхность и выступающие части,

завихрением воздуха у колес и под кузовом.

[pic] [кг/т].

( - плотность среды (для воды –1; для воздуха в 720 раз меньше)

k – коэффициент обтекаемости

S – наибольшая плотность поперечного сечения

V – скорость движения

V2 – скорость среды ("+" - против движения; "-" – по движению)

На водном транспорте сопротивление судна на глубокой воде состоит из

сопротивления трения обшивки и остаточного сопротивления (вихревого или

волнового).

Волновое сопротивление является основной преградой увеличения скоростей

хода судов (при увеличении скорости в 2 раза сопротивление возрастает в 4,

а потребная мощность должна увеличиться в 8 раз).

Значения удельного сопротивления движению

| |Ж/д грузовой|Грузовой |Баржа (1000т)|Нефтепровод |Транспортный |

| |поезд |автомобиль | |(диаметр 720 |самолет |

| |V=8-100 км/ч|V = 8-100 км/ч|V1=8-16 км/ч |мм) |(10-60т) |

| | | |V2=16-30 км/ч|V=5 км/ч |V=200-450 км/ч |

|(дв |2,5-9 кг/т |9-100 кг/т |0,4-4,5 кг/т |3,5-4,0 кг/т |30-90 кг/т |

| | |(до 300) |4,5-30 кг/т | | |

Общее уравнение движения

Из физики известно, что уравнение движения F=ma, m – масса; a –

ускорение. Применительно к транспорту это уравнение можно записать:

[pic]

b – тормозное усилие; g – ускорение 9,8 c2; F – сила тяги; W –

суммарное удельное сопротивление; Qбр – вес (брутто в тоннах).

Совершенствование системы управления и государственное регулирование

транспортной системы в условиях рыночной экономики

В России, где конкуренция практически невозможна из-за естественных

монополий и технологических особенностей перевозки грузов и пассажиров

(пространство, погода, климат), государство должно выделять видам

транспорта сектор транспортного рынка на монопольное обслуживание.

Государство оставляет за собой право:

1) контроля качества обслуживания

2) правильности применения и уравнения тарифов

3) контроля безопасности движения транспортных средств

4) соблюдением норм и правил проектирования и строительства

транспортных средств и сооружений

5) выполнением стандартов экономических воздействий транспорта

6) учет национальных интересов.

Государственное регулирование должно иметь следующие сферы:

1) организация рынка транспортных услуг с определением параметров

спроса и предложения транспортной продукции и услуг, юридического

закрепления прав и обязанностей транспортных предприятий (получение

лицензий), в выполнении правил справедливой конкуренции

2) регулирование тарифов не только важно для отрасли, а государства в

целом, т.к. уровень тарифов влияет на качество жизни людей

3) налоговое регулирование (введение льгот на работы по восстановлению,

замене и модернизации транспортных средств)

4) инвестиционное регулирование

5) рациональное дотирование убыточных, но социально значимых

транспортных предприятий.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.