![]() |
|
|
Транспортжелезнодорожным составам, а топлива при этом расходует мало. Однако зависимость морского транспорта от физико-геграфических и навигационных условий, необходимость создания на морских побережьях сложного портового хозяйства ограничивают его применение. Размещение и работа морского транспорта существенно зависит от природных факторов – географической среды, которая является одним из необходимых условий развития общества. От природных условий зависит сезонность работы транспорта. Территорию России охватывают все климатические пояса, за исключением тропического и экваториального. Поэтому продолжительность навигации транспорта различна. На морском транспорте она колеблется от 11 месяцев в году в южной части Каспийского моря до 6-7 в Белом море. На длину морского пути влияет конфигурация материков. Очертание берегов обуславливает выбор места строительства портов и характер портовых сооружений. Особенности гидрологических условий разных морей, в частности уровень воды под влиянием ветра, приливов и отливов и притока речных вод, определяют способ эксплуатации флота, особенно в таких мелководных морях, как Азовское. Эксплуатацию флота осложняют туманы, облачность, волнения. По условиям плавания моря России неодинаковы. Северные (бассейн Северного Ледовитого океана) большую часть года находятся подо льдом. Только юго-западная часть Баренцева моря под влиянием тёплого течения из Атлантики не замерзает. Здесь круглый год работает Мурманский порт. Через него за границу вывозят руды цветных металлов, апатиты, лес. В арктические моря выходят мощные атомные ледоколы. С их помощью можно почти круглый год «проводить» корабли северным морским путём, который является самой короткой дорогой из Атлантического океана в Тихий. На Белом море расположен Архангельск. Через этот порт в основном вывозят лес. Только морем можно завести грузы на Сахалин, Курильские острова, Камчатку и в другие районы Дальнего Востока. Однако плавание затрудняют сильные штормы, приливы и отливы. Большая часть прибрежной полосы бассейна Тихого океана надолго замерзает. Крупные порты – Владивосток, Находка, Восточный – находятся в незамерзающей части Японского моря. Через них ведется торговля с Японией и другими странами на Тихом океане. Санкт-Петербург – самый большой российский порт на Балтийском море. К сожалению, Финский залив, на берегу которого он расположен, мелководен и почти полгода скован льдом. Суда приходится проводить по каналу, прорытому по дну. Россия по своему географическому положению обязана быть сильной морской державой. Её омывают три океана (Северно-Ледовитый океан, Тихий океан и Атлантический – этот океан непосредственно не омывает берегов России: его открытые просторы удалены от российских западных рубежей на 1,5- 2 тыс. км, однако в пределы суши проникают принадлежащие его бассейну внутренние моря: на севере Европы – Балтийское, на юге – Чёрное и Азовское моря) и 13 морей (Каспийское море, Чёрное море, Азовское море, Балтийское море, Белое море, Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно- Сибирское море, Чукотское море, Берингово море, Охотское море, Японское море), т. е. больше, чем любую другую страну мира. Протяженность морских границ России составляет 44,3 тыс. км, что почти в 3 раза больше, чем длина сухопутных границ (14,3 тыс. км). Рассмотрим, как развивался морской транспорт. Моря для России и её жителей с давних пор имели огромное значение и не были чем-то отвлечённым. Достаточно обратиться к фольклору – по морю плавали сказочные герои, о нём слагаются песни и легенды. Древние русичи, в отличие от других обитателей глубинных территорий материков, были знакомы с морями не понаслышке. Они по долгу путешествовали по широким рекам, по бескрайним морям к неведомым манящим заморским странам, чтобы возвратиться оттуда с различными диковинными товарами и новыми впечатлениями. Унаследовали эту страсть к дальним водным просторам и потомки русских первопроходцев, которые обжили берега морей трёх океанов, основали там пристани и города и превратили Россию в могучую морскую державу. История морского мореплавания начинается с походов киевских дружин в Византию. Суда, которыми пользовались в то время, были одинаково пригодны для речных и морских путешествий. Новгородцы уже в XI-XIII вв. плавали по Северному Ледовитому океану. Однако в морскую державу Россия превратилась только в XVIII в., при Петре I. Русские люди, родившиеся и жившие вдали от морского побережья, удивительно быстро стали опытными моряками. До Великой Отечественной войны морской грузооборот развивался слабо. В 1940 г. он незначительно превышал уровень 1913 г. при увеличении общего грузооборота почти в 4 раза. Грузооборот морского транспорта составлял всего 4,9% общего грузооборота. До революции морской транспорт обслуживал главным образом заграничное плавание, причём перевозки осуществлялись в основном на иностранным судах. За годы довоенных пятилеток положение изменилось коренным образом. В 1940 г. экспорт составлял в грузообороте портов всего 10%, а импорт 1,5%. Соответственно возросла роль каботажных перевозок. Это было следствием блокады, а затем ограничений в торговле с СССР со стороны капиталистических стран. С другой стороны, курс на экономическую независимость привёл к отказу от импорта некоторых грузов, главным образом каменного угля и хлопка. Образование содружества социалистических стран после Великой Отечественной войны, установление экономических связей с развивающимися странами, расширение торговых отношений с рядом капиталистических стран при непрерывном росте каботажных перевозок вызвали бурный рост морского грузооборота. При увеличении общего грузооборота за период с 1940 г. по 1947 г. в 8 раз, грузооборот морского транспорта вырос в 27 раз. Расширилась сфера деятельности морского транспорта. В 1940 г. на основе свободного волеизъявления народов в состав СССР вошли Эстония, Латвия и Литва с морскими портами Таллин, Рига и некоторыми другими. После ВОВ к СССР отошла нынешняя Калининградская область на Балтийском море с портом Калининград, на Дальнем Востоке – южный Сахалин с рядом морских портов, главный из них – Южно-Сахалинск. В первые годы Советской власти были расширены и реконструированы порты Мурманск и Архангельск – основные порта Баренцева и Белого морей. Одним из лучших стал Ленинградский (Санкт-Петербургский) порт на Балтийском море. На Чёрном море реконструированы и расширены порты Одесса, Новороссийск, Батуми и сооружён новый судоходный канал к порту Мариуполь. В портах с большим отправлением хлебных грузов – Мариуполе, Херсоне, Николаеве – построены крупные элеваторы с глубоководными причалами. В 1935 г. Северный морской путь превратился в нормально действующую транспортную магистраль, обслуживающую огромную территорию северных районов и связавший морские пути северных и дальневосточных морей. Построены новые порты Ильичовск, Сочи, Находка. В соответствии со сдвигами в размещении производительных сил в стране распределились и перевозки морского транспорта (отправление и приём грузов в портах) между отдельными бассейнами. Распад Советского Союза оказал значительное влияние на геополитическое положение Росси и на возможности развития внешнеэкономической деятельности. После распада СССР в России осталось 8 судоходных компаний и 37 портов общей мощностью переработки грузов до 163 млн т в год, из них 148 млн т приходится на долю Балтийского и Северного бассейнов. Средний возраст российских судов 17 лет, что значительно хуже соответствующей характеристики мирового торгового флота. В стране осталось лишь четыре крупных судостроительных верфи, три из которых находятся в Санкт-Петербурге (Северная, Адмиралтейская и Балтийский завод). В собственность России отошло только 55% дедвейта транспортного флота Союза, в тои числе 47,6% сухогрузного (в 1990 г. – 1000 судов, 67 морских портов, 26 судоремонтных предприятий, 5 высших и 14 средних специальных заведений, 14 мореходных школ, 7 научно – исследовательских и проектных организаций). Потребности России в морских перевозках оценивают в настоящее время в 175 млн т в год, в то время как принадлежащий стране флот способен перевозить примерно 100 млн т оставшиеся на территории России морские порты могут пропустить лишь 62% российских грузов, в том числе 95% каботажных и 60% экспортно- импортных. Для перевозки поступающего импортного продовольствия и для экспорта грузов Россия использует порты сопредельных государств: Украины, Литвы, Латвии, Эстонии. В результате развала СССР Россия потеряла крупнейшие по грузообороту морские порты Прибалтики (Вентспилс, Клайпеда, Рига, Таллин и др.), Украины (Ильичёвск, Одесса, Николаев, Херсон, Севастополь, Мариуполь, Бердянск и др.), Грузии (Батуми, Поти, Сухуми и др.). Санкт-Петербург становится основным центром связи России с Европой, международных транзитных перевозок из Западной Европы в страны Азиатско- Тихоокеанского региона. Вместе с портами страна потеряла значительную часть флота. Особенно мало осталось судов современных типов: рефрижераторов, паромов, контейнеровозов; совсем нет газовозов. Многое корабли устарели, и по соображениям экологической безопасности им не позволяют заходить в иностранные порты. Только на фрахтование (наём) иностранных судов Россия тратит до 2 млрд. долларов США ежегодно. Выше сказанное можно определить как политический фактор размещения морского транспорта. Территориальные особенности в размещении морского транспорта Основные морские бассейны Вся морская акватория поделена на пять морских бассейнов (Азово- Черноморский, Балтийский, Северный, Каспийский и Дальневосточный), в которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров и, отличающихся друг от друга хозяйственной спецификой тяготеющих к ним экономических районов и природными условиями судоходства. Рассмотрим Азово –Черноморский бассейн. Северо-Восточное побережье Чёрного моря, принадлежащее России, находится вблизи северной границы средиземноморского субтропического пояса. Тёплые незамерзающие воды (за исключением северо-западных мелководий) защищены от холодных северных ветров горами. Особенно важен для России оставшийся за ней короткий отрезок Черноморского побережья Кавказа. В огромной стране больше нигде не найти такого благодатного климата. Летом сюда приезжают миллионы отдыхающих, хотя удобных пляжей не так уж и много. Берега по большей части обрывисты, воды у берега глубоки, дно каменистое. Береговая линия почти прямая; лишь у Новороссийска и Геленджика можно обнаружить небольшие бухты, удобные для устройства портов. Азовское море удивительно по своей мелководности – в среднем его глубина составляет 7 м, а максимальная – 15 м. глубже не только многие озёра, но и реки, не говоря уже о настоящих морях и заливах. Есть места, где человек, пройдя по дну не один десяток метров, погружается в воду всего на грудь или по пояс, с то и вовсе выходит на отмель и стоит, замочив лишь лодыжки. Да и в открытом море из-за мелководий приходится углублять фарватер и рыть на дне специальные каналы для крупных судов, заходящих в азовские порты. Азово-Черноморский бассейн занимает выгодное географическое положение, имеет выход в страны Европы и Ближнего Востока. Он обслуживает грузовые и пассажирские перевозки России, Украины и Грузии, а также торговые связи с зарубежными странами. Район экспортно-импортного тяготения охватывает свыше 75 государств. Больше половины перевозок приходится на внешнюю торговлю. В экспорте главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды, металл, цемент. В структуре импортных грузов – зерно, руды цветных металлов, металл, сахар, машины и оборудование, трубы для газопроводов, тропические фрукты и овощи. К Азово-Черноморскому бассейну тяготеют часть территории Северо-Кавказского экономического района, ряд областей Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов. Благодаря курортному положению бассейна большое развитие получили пассажирские перевозки (до 30 млн. чел в год). Наиболее значительные пассажиропотоки идут вдоль Черноморского побережья Кавказа и Крыма. Основными портами Азово- Черноморского бассейна являются Новороссийск, Туапсе, Сочи, Ейск, Таганрог, Ростов-на-Дону, Азов. Новороссийск расположен в незамерзающей Цемесской бухте. Порт специализируется на внешнеторговых перевозках. В структуре грузооборота преобладают наливные грузы. Новороссийск главный нефтеналивной порт России. Помимо этого отправляется значительное количество леса, цемента, а принимаются зерно, металл, сахар, руда. По грузообороту это крупнейший морской торговый порт. Туапсе специализируется на вывозе заливных грузов. В основном обслуживаются внешнеторговые перевозки. Порт отправляет также руду, уголь, а принимает строительные материалы, сахар, металл, зерно, машины и оборудование. Сочи имеет значительный грузооборот и пассажирооборот В1848 г. Ейск был основан как порт, город успешно занимался экспортом хлеба, шерсти, другой сельскохозяйственной продукции. Но после введения в строй Ростово-Владикавказской железной дороги в 1970 г. и Новороссийского порта в 80-х гг. XIX в. он утратил своё торгово-транспортное значение. Ейск становится центром лёгкой промышленности, переработки сельскохозяйственного сырья, а в советское время и машиностроения. На город не отвернулся и от моря. Он стал центром рыбопромыслового района. На прекрасных пляжах, лечебных водах, иловых грязях развиваются курорты. Ейск проявил завидную способность приспосабливаться к изменяющимся условиям, которая так нужна в наши дни. Терпя неудачу в одном деле, он находил себе другое. Таганрог занимается в основном экспортом хлеба. Однако, являясь одним из центров сельскохозяйственного машиностроения, Таганрог также обеспечивает сельское хозяйство своего района техникой. Ростов-на-Дону представляется узлом внутренних сообщений, воротами на Кавказ в большей степени, нежели морским портом. Балтийский бассейн. Балтийское море богато рыбой: в нём издревле ловят сельдь, кильку, анчоуса, треску, окуня, лосося, сига и речного угря. Но более известно она как важный морской путь, соединяющий народы, проживающие и на его берегах, и внутри материка, на далёких континентах. Не случайно в устье Невы Петром I была заложена цитадель России на её западных рубежах – Санкт-Петербург, который и до сих пор является главными морскими воротами страны. Здесь начинаются и заканчиваются многие маршруты трансокеанских морских судов, соединяющие Россию практически со всем миром – от ближайших Прибалтийских стран до Южной Америки и Австралии. Отсюда отправлялись многочисленные экспедиции, в том числе и кругосветные, принёсшие русским мореплавателям признание во всём мире; на этих берегах располагается база прославленного в сражениях Балтийского военно-морского флота. В Балтийском бассейне географическое положение и хорошая обеспеченность транспортными связями определили доминирующую роль внешнеторговых перевозок (свыше 90% грузооборота). Малый каботаж невелик, в нём преобладают перевозки минеральных строительных материалов. Несколько большее значение имеют перевозки грузов в пункты арктического побережья нашей страны. Хорошо развит большой каботаж (в Баренцево, Белое и Чёрное моря). Суда этого бассейна обслуживают несколько международных пассажирских линий. Перевозки пассажиров в малом каботаже не получили значительного распространения в связи с развитой сетью наземных путей сообщения. К этому порту тяготеют Северо-Западный экономический район, а также ряд областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей. Основные порты Балтийского бассейны: Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Усть-Лужский. Санкт-Петербург - это самый крупный на Балтике российский порт, перерабатывающий 12-15 млн т грузов в год. В грузообороте порта около 90% приходится на экспортно-импортные перевозки. В отправлении преобладают древесина, нефтяные и химические грузы, металл, а в прибытии – зерно, сахар, металл, строительные материалы. Петербургский порт – один из крупнейших на Балтике пассажирских портов, обслуживающий в основном иностранных туристов. Годовой пассажиропоток – 100 тыс человек. Калининградский порт как единый комплекс состоит из трёх самостоятельных перегрузочных предприятий – морского торгового, морского рыбного и речного, - расположенных в искусственных бассейнах реки Прегель, куда могут заходить суда водоизмещением не свыше 120 тыс т. суммарная установленная мощность перегрузочных комплексов – 8 млн т. Это второй по значению российский порт на Балтике. Через порт Калининграда экспортируются уголь, бумага, промышленные грузы, импортируются металл, сахар, зерно, некоторые виды оборудования. Выборгский порт также как и Санкт-Петербургский высокомеханизированный. Его грузооборот составляют местные строительные материалы, экспортируемая древесина и импортируемые металл, бумага. Усть-Лужский мощный портовый комплекс строится для разгрузки Петербургского порта на Балтике в Лужской губе Финского залива. Этот порт будет в три раза мощнее Петербургского, его грузовой оборот с переработкой грузов – 35 млн т. Каспийское море в основном используется для перевозок между Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. Внешнеторговые сообщения осуществляются только с Ираном и занимают небольшую долю в грузообороте. В Каспийском бассейне преобладают каботажные перевозки. Основная часть приходится на нефть и нефтепродукты. Среди других массовых грузов выделяются строительные материалы, соль, химические продукты, зерно, рыба, хлопок, шерсть. В бассейне наряду с морскими судами широко применяются суда смешенного («река-море») плавания. В Каспийском бассейне организованы пассажирские рейсы морских судов из Баку в Махачкалу, Астрахань. К Каспийскому бассейну примыкают Северо-Кавказский и Поволжский экономический районы. Посредством судоходных рек и каналов он связан практически со всеми морскими бассейнами европейской части России. Главные порты – Астрахань, Махачкала. Дальневосточный морской бассейн имеет важное народнохозяйственное значение для развития экономических связей приморских районов Дальнего Востока. К Дальневосточному бассейну относятся Берингово, Охотское, Японское моря, а так же часть Северного морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря). Главная особенность Дальневосточного бассейна – многочисленные внутрирайонные и межрайонные грузопотоки малой мощности. Преобладают каботажные перевозки: 85% всего объёма перевозок в бассейне. Большой каботаж невелик, его удельный вес в перевозках – около 1%. Основные грузовые потоки формируются в портах Приморья и идут на Камчатку, Сахалин и в Магаданскую область. Лесные грузы отправляются из портов Владивосток, Находка, Ванино в северные районы. Нефтяные грузы из Владивостока идут в Нагаево, порты Сахалина, Камчатки и Чукотки. Сахалинский уголь отправляют в различные порты Дальнего Востока. Внешнеторговые морские перевозки включают лес, каменный уголь, нефтяные грузы, руда. Более 80% заграничных перевозок приходится ан Японию. Во внешнеторговых перевозках импорт уступает экспорту. Основные грузы импорта: зерно, сахар, цемент, химические грузы, машины и оборудование. Дальневосточный бассейн занимает второе место в России по перевозкам пассажиров, уступая Азово-Черноморскому бассейну. Выделяются постоянные грузопассажирские маршруты на Чукотку, Сахалин и Курильские острова, а также местные пассажирские линии: Владивосток – Петропавловск-Камчатский, Владивосток – Корсаков, Владивосток – Холмск, Владивосток – Анадырь – порт Провидения. Особое значение занимают международные пассажирские линии: Находка – Япония, Находка – Гонконг. Большое экономическое значение для региона имеет морская железнодорожная переправа Ванино – Холмск, благодаря которой стало возможно круглогодично и ритмично перевозить грузы между Сахалином и материковой частью. Важнейшие порты Дальневосточного бассейна: Владивосток, Находка, Ванино, Магадан, Холмск, Петропавловск-Камчатский. Они располагают современной техникой обработки судов, мощным ледокольным флотом. Владивосток находится в бухте Золотой рог и служит базой снабжения портовых пунктов Тихоокеанского побережья и восточного сектора Арктики. В структуре грузооборота более 60% составляют каботажные перевозки нефтяных грузов, угля, машин, оборудования, продовольственных товаров. В экспорте преобладают лес, уголь, нефтяные грузы, а в импорте – зерно, сахар, металлы. Годовой грузооборот порта около 10 млн т. Владивосток двенадцатью каботажными линиями связан с портами Сахалина и Камчатки. Находка – торговый порт международного значения. Основные грузопотоки направляются в арктические районы и на Камчатку. Экспортно-импортные перевозки составляют 2/3 грузооборота. Вызов грузов превышает их ввоз. Через порт проходят нефтяные грузы, уголь, цемент, лес, чугун, калийные соли, руда, строительные материалы, крабовые и рыбные консервы, зерно, бумага, сахар, рис. Ежегодно порт отправляет более 10 млн т грузов и 60 тыс пассажиров. Порт Ванино расположен в одноимённой бухте Татарского залива. Предназначен для перевалки грузов (металла, машин, оборудования, продовольственных товаров, комбикорма и другие) с железной дороги на морские суда с последующей доставкой на Сахалин, Курильские острова и в районы побережья Охотского моря. Главная доля грузооборота приходится на паромную переправу Ванино-Холмск. Холмск – крупнейший порт Сахалинской области. Здесь перерабатывают экспортно-импортные и каботажные грузы. Грузооборот порта – 4,5 млн. тонн. Магадан – порт Охотского моря, обслуживает с помощью автомобильного транспорта дальние районы Магаданской области и Республики Саха. Порт в основном (90% грузооборота) принимает нефтепродукты, уголь, оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, металл, продовольственные товары. Петропавловск-Камчатский расположен в Петропавловской бухте Авачинской губы. Через этот порт направляется основной грузопоток на Камчатку и обратно: уголь, нефтепродукты, строительные материалы и т.д. Вывозятся, в основном, рыбопродукты. Недалеко от Находки создан новый порт Восточный, грузооборот которого 14-16 млн т. Это высокомеханизированное транспортное предприятие. Через него проходят каботажные и экспортно-импортные грузы. В бассейне имеются материковые порты: Посьет, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Анадырь, Провидения, Эгвекинот; сахалинские порты: Корсаков, Углегорск, а также порт-пункты на Курильских островах: Курильск, Северо-Курильск, Южно-Курильск. Советская Гавань располагает великолепным заливом. В остальном природа явно поскупилась создать удобства для развития города. На гористом берегу с трудом удалось разместить на отдельных пятачках разрозненные части города – портовую, железнодорожную, лесопромышленную. Однако мировая практика показала: если есть настоятельная необходимость появления города- порта, он будет создан, не смотря на любые трудности. Северный бассейн – район наиболее быстрого роста морских перевозок. Он включает Белое, Баренцево и Карское моря Северного Ледовитого океана. На морской флот Северного бассейна возложены задачи транспортного обслуживания территории Крайнего Севера, арктических островов и обеспечение внешне торговых связей. Каботажные перевозки, доля которых по отправлению составляет около 40%, осуществляются между пунктами Арктического побережья и островами Северного Ледовитого океана. Среди грузов выделяются руда, строительные материалы, уголь, лес, нефтепродукты, металл, оборудование, машины, потребительские и продовольственные товары. Районы тяготения экспортно-импортных грузов включают многие государства Европы и Северной Америки. Через морские порты бассейна импортируют металл, хлеб уголь, сахар, а экспортируют апатитовый концентрат, древесину, руду и уголь. Важный порт бассейна – Мурманск. Это незамерзающий западный порт Северного морского пути. Основной грузопоток Мурманска приходится на заграничные перевозки, причем экспорт значительно превышает импорт. Грузооборот порта – более 7 млн т. Морской торговый порт Архангельск расположен в дельте Северной Двины. Грузооборот порта – свыше 5 млн т. По каботажным линиям отправляются уголь, строительные материалы, нефтепродукты, металл, продовольственные грузы, а принимаются уголь и древесина. Экспортируются, в основном, лес и лесоматериалы, а импорте выделяются металлы. Порт обеспечивает местные пассажирские перевозки до 40 тыс. человек в год. В Северном бассейне большое значение имеют Онега, Мазень, Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Беломорск и Кандалакша. Перспективы морского транспорта связаны с дальнейшим развитием перевозок в Арктике. Освоение территории опирается на сибирские реки и моря Северного Ледовитого океана, и связано с трассой Северного морского пути. Новый этап освоения Северного пути начался с появления на этой трассе атомных ледоколов, что позволяет продлить срок арктической навигации и обеспечить круглогодичное судоходство в западном секторе до порта Дудинка, а на Дальнем Востоке – до порта Эгвекинот на Чукотке. Разработаны крупномасштабные проекты перевооружения ледокольного развития российского торгового флота, технического перевооружения ледокольного и транспортного флота, реконструкции портов и причалов, внедрения лихтерной системы перевозок. Распределение перевозок морским транспортом между бассейнами |Бассейны |Всего, % |Каботажные |Перевозки в | | | |перевозки, % |заграничное | | | | |плавание, % | |Азово-Черноморский |44,2 |3,2 |56,6 | |Балтийский |16,0 |4,5 |28,2 | |Дальневосточный |14,3 |18,5 |9,7 | |Северный |6,8 |8,1 |5,3 | |Каспийский |18,7 |35,7 |0,2 | Таблица составлена по данным. Данные таблицы 3 показывают, что наибольший объём всех перевозок приходится на Азово-Черноморский бассейн. Наименьший – на Северный. В каботажных перевозках наибольшие и примерно равные доли приходятся на Азово- Черноморский и Каспийский бассейны, а наименьшая доля – на Балтийский. В заграничных перевозках практически не участвует Каспийский бассейн, больше половины всех перевозок приходится на Азово-Черноморский бассейн, а третья часть принадлежит Балтийскому бассейну. Трубопроводный транспорт С освоением газовых месторождений в автономном округе активно получили развитие трубопроводный и, в частности, газопроводный транспорт. В настоящее время он занимает важное место в транспортной системе округа. Система газопроводов связывает округ с Москвой, с Уралом, с центральными и южными районами страны. В систему входят газопроводы "Сияние Севера", Уренгой - Челябинск, Уренгой - Помары - Ужгород - Западная Европа. Значение газопроводного транспорта для Ямало-Ненецкого округа будет возрастать по мере реализации крупнейшего проекта - "Ямал-Европа", по которому предстоит построить трубопроводную сеть длиной около 3 тыс. км. Она свяжет крупнейшие месторождения газа на Ямале с потребителями в европейских странах. Причем ключевое звено в этом проекте - газопроводный переход на границе Польши и Германии через реку Одер - уже построен. С постройкой нового газопровода к 2020 г. поставки российского газа в Западную Европу возрастут вдвое, достигнув 150 млрд. куб. м. ----------------------- [pic] |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |