![]() |
|
|
Расчёт рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания автотракторного типа с помощью персональной ЭВМРасчёт рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания автотракторного типа с помощью персональной ЭВМТеория и методика решения задачи Задача сформулирована в прямой постановке, когда известны основные данные двигателя (диаметр цилиндра, ход поршня, степень сжатия, тип камеры сгорания), а также вид топлива и требуется определить показатели его эффективности и экономичности. На основе разработанной физико- математической модели (ФММ) с помощью персональной ЭВМ получают: . расчётную индикаторную диаграмму двигателя, для этого рассчитываются функции V(?); m(?); T(?); P(?); . цикловые показатели двигателя (индикаторную работу цикла Li, индикаторную мощность Ni); . удельные цикловые показатели (среднее индикаторное давление pi; индикаторный КПД ?i; удельный индикаторный расход топлива gi); . данные о влиянии определенного фактора Z (конструктивного, режимного, регулировочного, эксплуатационного и т.д.) на показатели двигателя и на состояние рабочего тела в цилиндре. Решение поставленной задачи завершается общей оценкой технических качеств двигателя, а также принятием инженерного решения (или выдачей рекомендаций) о рациональном выборе конкретных конструктивных, регулировочных и других характеристик. Если последнее невозможно, то ограничиваются констатацией выявленного влияния фактора Z на конечные результаты и объяснением физических причин этого влияния. Методы решения задачи Задача решается с помощью физико-математической модели 2-го уровня, включающей дифференциальные и конечные уравнения для определения четырёх параметров состояния рабочего тела (объёма V, массы m, температуры T и давления P). При разработке модели приняты следующие допущения: 1) процессы газообмена (выпуска, продувки, впуска) не рассчитываются, так как они протекают при малых перепадах давлений и вносят незначительный энергетический вклад в сравнении с другими процессами; влияние этих процессов на показатели двигателя учитывают на основе статистических данных путём выбора начальных условий; 2) теплоёмкости рабочего тела принимаются различными для свежего заряда и для продуктов сгорания, но неизменными для процесса сжатия, а также для процессов сгорания-расширения; указанные теплоёмкости выбраны средними в диапазоне температур и состава рабочего тела; 3) температуры ограничивающих стенок (поршня, крышки и цилиндра) считаются одинаковыми в течение цикла; 4) параметры рабочего тела являются неизменными по объёму в любой момент времени; Система дифференциальных уравнений дополнена соотношениями, описывающими реальные процессы сгорания и теплообмена со стенками. Решается система уравнений на персональной ЭВМ методом Эйлера. Начальные условия (параметры рабочего тела в цилиндре в начале счёта-Va, ma, Ta, Pa) задают, пользуясь опытными статистическими данными, и уточняют с помощью уравнения состояния. Граничные условия (давление Pk и температура Tk на впуске, давление Pт и температура Tт на выпуске, температура Tw ограничивающих стенок) оценивают по экспериментальным материалам. Уравнения выражают зависимости параметров рабочего (V, m, T, P) и некоторых других характеристик (закономерностей сгорания и теплообмена) от угла поворота коленчатого вала ?. Начало отсчёта угла ? выбирают в начале такта впуска при положении поршня в ВМТ, поэтому рас- чёт рабочего цикла ведут в диапазоне ?=180…450°. Шаг интегрирования выбирают в пределах ??=1..5°. Физико-математическая модель рабочего цикла Основная система уравнений включает кинематические соотношения, характеризующие изменение объёма и поверхности цилиндра, уравнения материального и энергетического баланса, а также уравнения состояния рабочего тела. Объём цилиндра изменяется в соответствии с закономерностями кривошипно- шатунного механизма (первое кинематическое уравнение): [pic], (1) где Vc-объём камеры сжатия, м3; Fп-площадь поршня, м2; rk-радиус кривошипа, м; ?k-отношение радиуса кривошипа к длине шатуна. Путём дифференцирования соотношения (1) получим приращение объёма: [pic] (2) которое представляет собой первое кинематическое уравнение в дифференциальной форме. Так как процессы газообмена не рассматриваются, то масса рабочего тела в цилиндре изменяется только за счёт испарения и сгорания топлива. В дизельном двигателе топливо поступает в цилиндр в жидком виде, и в таком состоянии оно рабочим телом не является. Затем топливо испаряется и сгорает, образуя газообразные продукты сгорания. Различие по времени между испарением и сгоранием в реальных условиях ДВС невелико, поэтому будем считать, что увеличение массы рабочего тела за счёт топлива происходит в процессе сгорания. Следовательно, приращение массы рабочего тела можно представить в виде: dm=?mтцЧdx, (3) где ?mтц - цикловая массовая подача топлива; х-доля топлива, сгоревшего в цилиндре к данному моменту времени. При отсутствии сгорания dx=0 и dm=0, то есть масса рабочего тела остаётся неизменной. Это наблюдается в процессах сжатия и расширения. Соотношение (3) является уравнением материального баланса в цилиндре двигателя внутреннего сгорания. Уравнение энергетического баланса в цилиндре составлено на основе первого начала термодинамики для закрытой нетеплоизолированной системы: [pic], (4) где Cv - теплоёмкость рабочего тела при постоянном объёме; dQc - элементарное количество теплоты, подведенное при сгорании; dQw - элементарное количество теплоты, подведенное от стенок (отведенное в стенки); К - показатель адиабат рабочего тела. Система основных уравнений замыкается с помощью уравнения состояния рабочего тела, которое может быть использовано в дифференциальной форме: [pic], (5) или в конечной: pV=RmT, (6) где R - газовая постоянная рабочего тела. Система уравнений (1)-(6) позволяет рассчитать цикл ДВС, получить необходимые функции:V(?), m(?), T(?), P(?) и построить индикаторную диаграмму. Для этого дополняют соотношениями, описывающими закономерности сгорания и теплообмена. Элементарное количество теплоты, подведенное к рабочему телу при сгорании: dQc=HuЧ?mтцЧdx, (7) где Hu - действительная теплота сгорания топлива, зависящая от рода топлива и состава смеси (соотношения между количеством топлива и воздуха в смеси). Величина Hu в свою очередь равна: при ? ? 1 Hu=Huт при ? < 1 Hu=Huт-120Ч106(1-?)Lo, (8) где ? - коэффициент избытка воздуха; Huт - теоретическая теплота сгорания (при полном сгорании топлива); Lo - теоретически необходимое мольное количество воздуха для сгорания 1 кг топлива. Закономерность тепловыделения при сгорании описывается эмпирической формулой Вибе, полученной путем обработки многочисленных опытных индикаторных диаграмм многих двигателей: [pic] (9) где m1 - эмпирический показатель сгорания, зависящий от типа двигателя (способа смесеобразования); ?с,?z - углы поворота вала двигателя, соответствующие началу и концу сгорания. Коэффициент 6,908 в уравнении (9) получен при условии, что к концу сгорания доля сгоревшего топлива составляет 0,999. Расчёт функции х ведут в диапазо не ?c ? ? ? ?z, в других случаях, когда ? < ?с или ? > ?z, принимают dx=0, что соответсвует отсутствию сгорания. Элементарное количество теплоты, подведенное к рабочему телу за счёт теплообмена со стенками, выражается с помощью формулы Ньютона-Рихмана: [pic] (10) где ?w - коэффициент теплоотдачи; Fw - поверхность теплоотдачи; Tw - температура стенок; ? - угловая скорость вращения вала. В течение рабочего цикла ДВС возможны соотношения Tw >< Т. Если Tw>Т, то dQw>0, это означает, что тепловой поток направлен от стенок к рабочему телу. Если Tw < Т, то dQw < 0, и тепловой поток направлен от рабочего тела в стенки. В формуле (10) величина Tw представляет собой осреднённую температуру поверхностей. В случаях, когда температуры основных деталей (поршня, крышки, цилиндра, клапанов) сильно отличаются, учитывают локальные условия теплообмена и формулу записывают в виде: [pic] (11) где i - количество различных поверхностей теплообмена. Площади поверхностей поршня и крышки зависят от их размеров и конфигурации и для данного двигателя постоянны, а площадь поверхности цилиндра является функцией угла поворота вала, что выражается вторым кинематическим уравнением: [pic], (12) где D - диаметр поршня, м; So - минимальное расстояние между поршнем и крышкой при положении поршня в ВМТ, м; во многих случаях величиной So можно пренебречь ввиду её малости. Коэффициент теплоотдачи ?w зависит от условий теплообмена на границе газ-стенки, то есть от многих факторов. Его определяют по эмпирическим зависимостям. В данной методике использована эмпирическая формула Пфлаума: [pic], (13) где ?w - коэффициент теплоотдачи, Вт/(м2ЧК); Pк - давление наддува; Pо - атмосферное давление. При отсутствии наддува считают Pк = Ро. Конечной целью расчёта является определение мощностных и экономических показателей двигателя. К мощностным показателям относятся: индикаторная работа цикла Li = ?pЧdV, (14) среднее индикаторное давление Pi = Li / Vh, (15) где Vh - рабочий объём цилиндра, м3; индикаторная мощность Ni = LiЧn / ?, (16) где n - частота вращения вала; ? - коэффициент тактности (для четырёхтактных ДВС ?=2). По формуле (16) определяется мощность в одном цилиндре. В качестве экономических показателей служат: индикаторный КПД [pic], (17) удельный индикаторный расход топлива, кг/(кВтЧч) [pic], (18) Эффективные показатели двигателя определяют, используя механический КПД ?m, который оценивают по статистическим данным: Pe = PiЧ ?m, Ne = NiЧ ?m, ?e = ?iЧ?m, ge = gi / ?m. Систему уравнений, приведенную в данном разделе, решают численными методами с помощью ЭВМ. Для этого составляют алгоритм и программу расчётов. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |