![]() |
|
|
Расчет карбюраторного V-образного четырехцилиндрового двигателя на шасси автомобиля ЗАЗ-968М| |соответствующая максимальному| | | | | |моменту, об/мин | | | | |11 |Среднее эффективное давление |Pe |0,849 |0,7 | | |(номинальный режим), МН/м2 | | | | |12 |Литровая мощность, кВт/л |Ne л |31,84 |25,73 | |13 |Минимальный удельный |ge min |215 |333 | | |эффективный расход топлива, | | | | | |г/(кВт* ч) | | | | При сравнении показателей двигателей видно, что разрабатываемый двигатель имеет большую мощность и крутящий момент, более высокую частоту вращения коленчатого вала и более экономичен. 4.КИНЕМАТИКА И ДИНАМИКА [1, с.115(173] 4.1.Кинематический расчет двигателя Перемещение поршня рассчитывается по формуле: Sx =R([pic], где R(радиус кривошипа (R=35 мм), ( ( отношение радиуса кривошипа к длине шатуна ((=0,285), ( ( угол поворота коленчатого вала. Расчет производится через каждые 10° угла поворота коленчатого вала. Угловая скорость вращения коленчатого вала: (=((n/30=3,14(4500/30=471 рад/с. Скорость поршня: Vп=((R((sin(+[pic]( sin2()=471(0,035( (sin(+[pic]( sin2() м/с. Ускорение поршня: j=(2(R((cos(+(( cos2()=4712(0,0,35((cos(+0,285( cos2() м/с2. Результаты расчетов занесены в табл.4.1. Таблица 4.1. | |1-й |2-й |3-й |4-й | | | |T |K |Pк |Rш.ш |KРк |Rк | |0 |0 |-6,823 |-11,06|11,06|-18,08|18,08| | | | |2 | |1 | | |30 | | | | | | | | | | | | | | | |60 | | | | | | | | | | | | | | | |90 | | | | | | | | | | | | | | | |120 | | | | | | | | | | | | | | | |150 | | | | | | | | | | | | | | | |180 | | | | | | | | | | | | | | | |210 | | | | | | | | | | | | | | | |240 | | | | | | | | | | | | | | | |270 | | | | | | | | | | | | | | | |300 | | | | | | | | | | | | | | | |330 | | | | | | | | | | | | | | | |360 | | | | | | | | | | | | | | | |370 | | | | | | | | | | | | | | | |390 | | | | | | | | | | | | | | | |420 | | | | | | | | | | | | | | | |450 | | | | | | | | | | | | | | | |480 | | | | | | | | | | | | | | | |510 | | | | | | | | | | | | | | | |540 | | | | | | | | | | | | | | | |570 | | | | | | | | | | | | | | | |600 | | | | | | | | | | | | | | | |630 | | | | | | | | | | | | | | | |660 | | | | | | | | | | | | | | | |690 | | | | | | | | | | | | | | | |720 | | | | | | | | | | | | | | | |0 | | | | | | | |30 |-3,715 |-4,727 |-8,966|9,83 |-15,98|16,45| | | | | | |5 | | |60 |-2,453 |-0,694 |-4,933|5,45 |-11,95|12,05| | | | | | |2 | | |90 |1,318 |-0,376 |-4,615|4,75 |-11,63|11,63| | | | | | |4 | | |120 |2,506 |-2,435 |-6,674|7,17 |-13,69|13,94| | | | | | |3 | | |150 |1,456 |-3,642 |-7,881|7,79 |-14,90|14,85| | | | | | |0 | | |180 |0 |-3,936 |-8,175|8,11 |-15,19|15,05| | | | | | |4 | | |210 |-1,592 |-3,972 |-8,211|8,30 |-15,23|15,21| | | | | | |0 | | |240 |0,000 |-2,832 |-7,071|7,52 |-14,09|14,32| | | | | | |0 | | |270 |-2,071 |-0,590 |-4,829|5,18 |-11,84|11,91| | | | | | |8 | | |300 |0,956 |-0,271 |-4,510|4,58 |-11,52|11,51| | | | | | |9 | | |330 |1,834 |-2,334 |-6,573|6,7 |-13,59|13,85| | | | | | |2 | | |360 |0,000 |-0,794 |-5,033|5,03 |-12,05|12,03| | | | | | |2 | | |370 |3,655 |16,071 |11,832|0,75 |4,813 |6,03 | |380 |5,216 |10,901 |6,662 |6,30 |-0,357|5,24 | |390 |5,314 |6,761 |2,522 |5,85 |-4,497|6,85 | |420 |4,232 |1,198 |-3,041|4,72 |-10,06|9,89 | | | | | | |0 | | |450 |4,985 |-1,421 |-5,660|7,50 |-12,67|13,51| | | | | | |9 | | |480 |4,290 |-4,169 |-8,408|9,41 |-15,42|15,97| | | | | | |7 | | |510 |2,059 |-5,150 |-9,389|9,50 |-16,40|16,45| | | | | | |8 | | |540 |0 |-4,740 |-8,979|8,98 |-15,99|16,03| | | | | | |8 | | |570 |-1,644 |-4,113 |-8,352|8,41 |-15,37|15,31| | | | | | |1 | | |600 |-2,803 |-2,724 |-6,963|7,45 |-13,98|14,04| | | | | | |2 | | |630 |-1,730 |-0,493 |-4,732|5,06 |-11,75|11,81| | | | | | |1 | | |660 |1,854 |-0,525 |-4,764|5,17 |-11,78|11,91| | | | | | |3 | | |690 |3,427 |-4,360 |-8,599|9,21 |-15,61|15,91| | | | | | |8 | | |720 |0 |-7,049 |-11,06|11,06|-18,30|18,08| | | | |2 | |7 | | По развернутой диаграмме Rш.ш определяем: Rш.ш ср=F(Мр/ОВ=17500(0,1/240=8,125 кН, где ОВ(длина диаграммы, F(площадь под кривой Rш.ш , мм. Rш.ш max=11,0,6 кН Rш.ш min=0,45 кН.; По полярной диаграмме строим диаграмму износа шатунной шейки (рис. 4,12). Сумму сил Rш.ш ,действующих по каждому лучу диаграммы износа, определяем с помощью табл.4.5.. По данным табл.4.5. в масштабе Мр=25 кН в мм по каждому лучу откладываем величины суммарных сил ( Rш.ш от окружности к центру. По диаграмме износа определяем положение оси масляного отверстия ((м=67°). Таблица 4.5. |Rшшi |Значения Rшшi, кН, для лучей | |1 |Теоретическое среднее |Рi’ |0,9958 |1,041 | | |индикаторное давление, МПа | | | | |2 |Среднее индикаторное |Рi |0,956 |1 | | |давление, МПа | | | | |3 |Индикторный КПД |(i |0,3317 |0,351 | |4 |Удельный индикаторный |gi |242,6 |218 | | |расход топлива, г/(кВт*ч) | | | | |5 |Среднее эффективное |Pe |0,809 |0,849 | | |давление | | | | |6 |Эффективный КПД |(е |0,286 |0,32 | |7 |Механический КПД |(м |0,847 |0,849 | |8 |Удельный эффеrтивный расход|gе |286,595 |256 | | |топлива, г/(кВт*ч) | | | | |9 |Литраж, л |i*Vh |1,81 |1,385 | |10 |Мощность двигателя, кВт |Ne |56,142 |44,89 | |11 |Крутящий момент при |Me |116,548 |95,3 | | |максимальной мощности, Н*м | | | | |12 |Давление механических |Рм |0,147 |0,151 | | |потерь | | | | |13 |Диаметр цилиндра, мм |D |80 |80 | |14 |Ход поршня, мм |S |90 |70 | 6. Уравновешивание двигателя Силы и моменты, действующие в КШМ непрерывно изменяются и если их не уравновешивать, то возникают сотрясения и вибрация двигателя. Уравновешивание сил инерции 1-го и 2-го порядка достигается подбором определенного числа цилиндров, их расположением и выбором соответствующей схемы коленчатого вала. В двигателе силы инерции (Pj () первого порядка и центробежные силы (РС) взаимно уравновешаны: ( Pj (=0, (РС=0. Силы инерции второго порядка приводятся к равнодействующей в вертикальной плоскости: ( Pj ((=2(2mi(R((2 (((cos2(=2(2(0,709(0,035(4712(0,285(cos2(=4437,58(cos2( Значения ( Pj (( приведены в таблице 6.1. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2. Таблица 6.1. (0 |0 |30 |60 |90 |120 |150 |180 |210 |240 |270 |300 |330 |360 | |Pj (( |4437 |2219 |-2219 |-4437 |-2219 |2219 |4437 |2219 |-2219 |-4437 |-2219 |2219 |4437 | | V-образный 4-х цилиндровый двигатель имеет неуравновешанный момент от сил инер-ции 1-го порядка, для уравновешивания которого предусмотрен балансирный механизм и уравновешивающие массы. Равнодействующий момент от сил 1-го порядка действует в горизонтальной плоскости В-В (рис.6.1.), проходящей через ось коленчатого вала. Мi 1=(2(mi(R((2 (cos((a=0,0031(cos( Задаваясь из конструктивных соображений величинами ( и l определяем mур: mур= Мi 1/((l)=0,33 кг. Момент от сил инерции 2-го порядка действуют в горизонтальной плоскости и в следствии его незначительности не учитывается. Мi 2=(2(mi(R((2 (cos((b Момент от центробежных сил действует во вращающейся плоскости, отстоящей от плоскости 1-го кривошипа на 450. Мс=(2(mR(R((2 ( a. Момент Мс легко уравновесить при помощи противовесов с массой каждого противовеса mz , расположенных на продолжении щек коленчатого вала. mz= (2(mR(R((2 ( a/((с)=1,59 кг. а- расстояние между центрами шатунных шеек, b- расстояние между центрами тяжести противовесов, (- расстояние центра тяжести противовеса до оси коленчатого вала. 7. РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ [1, с.197(222, 245(261] 7.1. Расчет поршня На основании данных теплового расчета, скоростной характеристики и динамического расчета получили: диаметр цилиндра D=80 мм; ход поршня: S=70 мм; действительное максимальное давление сгорания: pZд=4,647 МПа; площадь поршня: Fп=50,24 см2; наибольшая нормальная сила: Nmax=0,0015 МН при (=4500 масса поршневой группы: mп=0,5024 кг; частота вращения: nmax =4500 об/мин; отношение радиуса кривошипа к длине шатуна: (=0,285. В соответствии с существующими аналогичными двигателями и с учетом соотношений, приведенных в табл.50 (1,с.206(, принимаем: толщина днища поршня: (=6 мм; высота поршня: H=84 мм; высота юбки поршня: hю=52 мм; высота верхней части поршня h1=32 мм; внутренний диаметр поршня: di=60,4 мм; диаметр бобышки: dб=32 мм; расстояние между торцами бобышек: b=32 мм; расстояние до первой поршневой канавки: e=8 мм; радиальная толщина кольца: tК= tМ=3 мм; радиальный зазор кольца в канавке поршня: (t=0,8 мм; толщина стенки головки поршня: s=6 мм; толщина стенки юбки поршня: (ю=3 мм; величина верхней кольцевой перемычки: hп=4 мм; число и диаметр масляных каналов в поршне: nm’=10 и dm=1 мм. Схема поршня представлена на рис.7.1. Материал поршня ( алюминиевый сплав, (п=22(10-6 1/К; материал гильзы цилиндра ( чугун, (ц=11(10(6 1/К. Напряжение изгиба в днище поршня: (из=pZд((r1/()2, где r1=D/2((s+t+(t)=80/2((6+3+0,8)=30,2 мм. (из=4,647((30,2/6)2=117,73 МПа. Днище поршня должно быть усилено ребрами жесткости, т.к. (из(25 Мпа. Напряжение сжатия в сечении x(x : (сж=PZд/Fx(x, где Pzд=pZд(Fп=4,647(0,005024=0,0233 МН; (сж=0,0233/0,00119=19,56 МПа . Fx(x=((/4)((dk2(di2)(nm’(( dk(di )(dm/2; Fx(x=((3,14/4)((72,42(60,42)(10(6))(10-6=0,00119 м2. dk=D(2((t+(t); dk=80(2((3+0,8)=72,4 мм. Напряжение разрыва в сечении x(x: максимальная угловая скорость холостого хода: (х.х max=((n х.х max/30; (х.х max=3,14(5300/30=555 рад/с. масса головки поршня с кольцами, расположенными выше сечения x(x: mx(x=0,5(mп; mx(x=0,5(0,5024=0,2512 кг. максимальная разрывающая сила: Pj=mx(x(R((2х.х max ((1+()(10(6; Pj=0,2512(0,035(5552((1+0,285)10-6 =0,00348 МН. напряжение разрыва: (р=Pj/Fx(x; (р=0,00348/0,00119=2,924 МПа. Напряжение в верхней кольцевой перемычке: среза: (=0,0314(pZд(D/hп; (=0,0314(4,647(80/3=3,89 МПа. изгиба: (из=0,0045(pZд((D/hп)2; (из=0,0045(4,647((80/3)2=14,87 МПа. сложное: ((=(((из2+4((2); ((=((14,872+4(3,892)=16,78 МПа. Удельное давление поршня на стенку цилиндра: q1=Nmax/(hю(D); q1=0,293(0,005024/(0,056(0,080)=0,32 МПа. q2=Nmax/(H(D); q2=0,293(0,005024/(0,084(0,080)=0,22 МПа. Диаметры головки и юбки поршня: Dг=D((г; Dг=80(0,56=79,44 мм. Dю=D((ю; Dю=80(0,16=79,84 мм. где (г=0,007(D=0,007(80=0,56 мм; (ю=0,002(D; (ю=0,002(80=0,16 мм. Диаметральные зазоры в горячем состоянии: (г’=D(1+(ц((Тц(Т0)((Dг(1+(п((Тг(Т0)(; (г’=80((1+11(10(6((450(293)((79,44((1+22(10(6((650(293)(=0,074 мм; (ю’=D(1+(ц((Тц(Т0)((Dю(1+(п((Тю(Т0)(; (ю’=80((1+11(10(6((450(293)((79,84((1+22(10-6((550(293)(=0,02 мм, где Тц=450 К, Тг=650 К, Тю=550 К приняты с учетом воздушного охлаждения двигателя [1,с.203]; (ц =11(10(6 1/К и (п=22(10(61/К (коэффициенты линейного расширения материалов цилиндра и поршня. 7.2. Расчет поршневого кольца Параметры кольца (1,с.206(: радиальная толщина кольца: t=3 мм; радиальный зазор кольца в канавке поршня: (t=0,8 мм; высота кольца: а=3 мм; разность между величинами зазоров замка кольца в свободном и в рабочем состоянии: А0=10 мм. материал кольца: серый чугун, Е=1,0(105 МПа. Среднее давление кольца на стенку цилиндра: [pic]; [pic] МПа. Давление кольца на стенку цилиндра в различных точках окружности: p=pср((к. Значения (к для различных углов ( приведены на с.213 [1]. Результаты расчетов р представлены в табл.7.1. По данным табл.7.1. строим эпюру давлений компрессионного кольца на стенку цилиндра (рис.7.2.). Напряжение изгиба кольца в рабочем состоянии: (из1=2,61(рср((D/t(1)2; (из1=2,61(0,112((80/3(1)2=192,6 МПа. Напряжение изгиба при надевании кольца на поршень:(из2=[pic], где m=1,57 ( коэффициент, зависящий от способа монтажа кольца. Таблица 7.1. (° |0 |30 |60 |90 |120 |150 |180 | |(к |1,05 |1,05 |1,14 |0,90 |0,45 |0,67 |2,85 | |р , МПа |0,118 |0,118 |0,128 |0,101 |0,05 |0,075 |0,319 | | (из2=[pic] МПа. Монтажный зазор в замке поршневого кольца: (к=(к’+(D[(к (Тк(Т0)( (ц (Тц(Т0)], где (к’=0,08 мм (минимально допустимый зазор в замке кольца во время работы двигателя; (к =11(10(6 1/К и (ц=11(10-6 1/К ( коэффициенты линейного расширения материала кольца и гильзы цилиндра; Тц=450 К, Тк=550 К и Т0=293 К. (к=0,07+3,14(80([11(10-6((550(293)(11(10-6((450(293)]=0,356 мм. 7.3. Расчет поршневого пальца Параметры поршневого пальца принимаем по табл.50 [1,c.206]: наружный диаметр пальца: dп=20 мм; внутренний диаметр пальца: dв=14 мм; длина пальца: lп=66 мм; длина втулки шатуна: lш=30 мм; расстояние между торцами бобышек: b=32 мм; материал поршневого пальца: сталь 15Х, Е=2(105 МПа. Палец плавающего типа. Действительное максимальное давление: pz max=pZд=4,647 МПа . Расчетная сила, действующая на поршневой палец: газовая: Pz max=pz max(Fп; Pz max=4,647(0,005024=0,0233 МН. инерционная: Pj=(mп((2(R((1+()(10-6, где ( =((n м/30=3,14(2700/30=282,6 рад/с; Pj=(0,5024(282,62(0,035((1+0,285)=(0,001805 МН. расчетная: P=Pz max+k(Pj, где k=0,8 ( коэффициент, учитывающий массу поршневого пальца. P=0,0233(0,8(0,001805=0,0219 МН. Удельное давление пальца на втулку поршневой головки шатуна: qш=P/(dп(lш); qш=0,0219/(0,02(0,03)=36,5 МПа. Удельное давление пальца на бобышки: qб=P/[dп(lп-b)]; qб=0,0219/[0,02((0,066(0,032)]=32,21 МПа. Напряжение изгиба в среднем сечении пальца: (из=[pic], где (=dв/dп=14/20=0,7 – отношение внутреннего диаметра кольца к наружному. (из=[pic] МПа. Касательное напряжение среза в сечениях между бобышками и головкой шатуна: (=[pic]; (=[pic] МПа. Наибольшее увеличение горизонтального диаметра пальца при овализации: (dп max=[pic]; (dп max=[pic]0,0297 мм. Напряжение овализации на внешней поверхности пальца: в горизонтальной плоскости (рис.7.3. точки 1, (=0°): (а 0°=[pic]; (а 0°[pic][pic]115,45 МПа; в вертикальной плоскости (рис.7.3. точки 3, (=90°): (а 90°[pic]; (а 90°[pic][pic](199,78 МПа. Напряжение овализации на внутренней поверхности пальца: в горизонтальной плоскости (рис.7.3. точки 2, (=0°): (i 0°[pic]; (i 0° [pic][pic](291,14 МПа. в вертикальной плоскости (рис.7.3. точки 4, (=90°): (i 90°=[pic]; (i 90°[pic][pic]166,18 МПа. Расчетная схема поршневого пальца приведена на рис. 7.3. 7.4. Расчет коленчатого вала На основании данных динамического расчета имеем: центробежная сила инерции вращающихся масс: KR=(11,258 кН; вал с симметричными коленами и с противовесами, расположенными на концах вала; радиус кривошипа: R=35 мм. С учетом соотношений, приведенных в табл.56 [1,с.247], и анализа существующих двигателей, принимаем следующие основные размеры колена вала: шатунная шейка: наружный диаметр: dш.ш=48 мм; длина: lш.ш=37 мм; коренная шейка: наружный диаметр: dк.ш=50 мм; длина: lк.ш=37 мм; расчетное сечение А(А щеки: ширина: b=80 мм; толщина: h=20 мм. Материал вала: сталь 40Г. Расчетная схема коленчатого вала представлена на рис. 7.4. По табл.45 [1,с.200] и соотношениям, приведенным в §43 [1,с.197(204], определяем: пределы прочности: (в=700 МПа и текучести (условные) (т=360 МПа и (Т=210 МПа; пределы усталости (выносливости) при изгибе ((1=250 МПа, растяжении(сжатии ((1р=180 МПа и кручении (-1=150 МПа; коэффициенты приведения цикла при изгибе ((=0,16 и кручении ((=0,04. По формулам (213)((215) [1,с.198] определяем: при изгибе: ((=(-1/(Т=250/360=0,69 и (((- (()/(1((()=(0,69(0,16)/(1(0,69)=1,71; при кручении: ((=(-1/(Т=150/210=0,71 и (((- (()/(1((()=(0,71(0,04)/(1(0,71)=2,31; при растяжении-сжатии: ((=(-1р/(Т=180/360=0,5 и (((- (()/(1((()=(0,5(0,16)/(1(0,5)=0,68. Удельное давление на поверхности: шатунных шеек: kш.ш.ср=Rш.ш.ср/(dш.ш(l’ш.ш); kш.ш.ср=8125(10(6/(0,031(0,048)=5,46 МПа. kш.ш.max=Rш.ш.max/(dш.ш(l’ш.ш); kш.ш.max=11060(10(6/(0,031(0,048)=7,43 МПа. где Rш.ш.ср=8125 Н и Rш.ш.max=11060 Н ( средняя и максимальная нагрузка на шатунную шейку; l’ш.ш.(l ш.ш.(2rгал=37(2(3=31 мм(рабочая ширина шатунного вкладыша; rгал =3 мм(радиус галтели. Момент сопротивления кручению шатунной шейки: W( ш.ш=((/16)(dш.ш; W( ш.ш=(3,14/16)(483(10(9=21,7(10-6 м3. Моменты, изгибающие шатунную шейку (табл.7.2.): MT=T’1(l/2=((0,5(T1)((2lш.ш+lк.ш+3(h)/2 Изгибающий момент, действующий на шатунную шейку в плоскости кривошипа: МZ=Z’((l/2+Рпр (а Н( м; Z’(=K’pк +Р’пр=(-0,5(Kpк)(Рпр Для упрощения расчета Рпр не учитываем. МZ=K’p(l/2 Н( м; Изгибающий момент, действующий в плоскости оси масляного отверстия: М(м=MT(sin(м(М((cos(м , где (м=67 °. Таблица 7.2. (° |T1', Н |MT, Н* м |MT(sin(m |Kpк', Н |Z(', Н |MZ, Н* м |MZ(cos(m |M(m, Н* м | |0 |0 |0 |0 |9040,4 |9040,4 |863,4 |337,3 |-337,3 | |30 |- 1858 |-177,4 |-163,3 |7992,7 |7992,7 |763,3 |298,2 |-461,5 | |60 |-1227 |- 117,1 |-107,8 |5976,1 |5976,1 |570,7 |223,0 |-330,8 | |90 |658,8 |62,9 |57,9 |5816,8 |5816,8 |555,5 |217,1 |-159,1 | |120 |1252,9 |119,7 |110,1 |6846,4 |6846,4 |653,8 |255,5 |-145,3 | |150 |727,97 |69,5 |64,0 |7449,9 |7449,9 |711,5 |278,0 |-214,0 | |180 |0 |0 |0 |7597,0 |7597,0 |725,5 |283,5 |-283,5 | |210 |-796 |-76,0 |-70,0 |7614,8 |7614,8 |727,2 |284,1 |-354,1 | |240 |-1457 |-139,2 |-128,1 |7045,0 |7045,0 |672,8 |262,9 |-391,0 | |270 |- 1036 |-98,9 |-91,0 |5924,2 |5924,2 |565,8 |221,1 |-312,1 | |300 |478,24 |45,7 |42,0 |5764,3 |5764,3 |550,5 |215,1 |-173,1 | |330 |917,1 |87,6 |80,6 |6796,0 |6796,0 |649,0 |253,6 |-173,0 | |360 |0 |0 |0 |6026,0 |6026,0 |575,5 |224,9 |-224,9 | |390 |2656,7 |253,7 |233,5 |2248,4 |2248,4 |214,7 |83,9 |149,6 | |420 |2115,9 |202,1 |186,0 |5030,2 |5030,2 |480,4 |187,7 |- 1,7 | |450 |2492,6 |238,0 |219,1 |6339,4 |6339,4 |605,4 |236,6 |-17,4 | |480 |2145,1 |204,9 |188,6 |7713,3 |7713,3 |736,6 |287,8 |-99,2 | |510 |1029,4 |98,3 |90,5 |8203,9 |8203,9 |783,5 |306,1 |-215,6 | |540 |0 |0 |0 |7999,0 |7999,0 |763,9 |298,5 |-298,5 | |570 |-822,1 |-78,5 |-72,3 |7685,5 |7685,5 |734,0 |286,8 |-359,1 | |600 |-1402 |-133,9 |-123,2 |6990,8 |6990,8 |667,6 |260,9 |-384,1 | |630 |-864,8 |-82,6 |-76,0 |5875,5 |5875,5 |561,1 |219,2 |-295,3 | |660 |927,2 |88,5 |81,5 |5891,4 |5891,4 |562,6 |219,8 |- 138,3 | |690 |1713,3 |163,6 |150,6 |7809,2 |7809,2 |745,8 |291,4 |-140,8 | |720 |0 |0 |0 |9153,4 |9153,4 |874,1 |341,6 |-341,6 | | Максимальное и минимальное нормальные напряжения асимметричного цикла шатунной шейки: (max= М( max/W( ш.ш=149,6(10-6/0,00001085=13,73 МПа; (min= М( min/W( ш.ш=(461,5(10-6/0,00001085=(42,53 МПа, где W( ш.ш=0,5(W( ш.ш=0,5(21,7(10-6=10,85(10-6 м3. Среднее напряжение и амплитуда напряжений: (m=((max+(min)/2=(13,73-42,53)/2=(28,8 МПа; ((=((max ((min)/2= (13,73+42,53)/2=28,13 МПа; ((к=(а(k(/((м(((п()=28,13(1,8/(0,76(1,2)=55,52 МПа, где k(=1+q((к((1)=1+0,4((3-1)=1,8 (коэффициент концентрации напряжений; q=0,4(коэффициент чувствительности материала к концентрации напряжений принимаем по данным §43[1,с.197(204]; (к(=3 ( теоретический коэффициент концентрации напряжений принимаем по табл.47 [1,с.201]; (м(=0,76 ( масштабный коэффициент определяем по табл.48 [1,с.203] при dш.ш=65 мм; (п(=1,2 ( коэффициент поверхностной чувствительности определяем по табл.49 [1,с.203] с учетом закалки шатунных шеек токами высокой частоты на глубину2(3 мм. Запас прочности шатунной от нормальных напряжений шейки определяем по пределу усталости (при (m<0): n(=(-1/(((к+((((m); n(=250/(55,52+0,16(((28,8))=4,91. Общий запас прочности шатунной шейки: nш.ш= n((n(/(( n(2+n(2), где n( ( запас прочности шатунной шейки от касательных напряжений (вследствие отсутствия расчета n( принимаем n(=3,87) nш.ш=4,91(3,87/((4,912+3,872)=3,04. 8. Расчет элементов системы охлаждения Охлаждение двигателя применяется в целях принудительного отвода тепла от нагретых деталей для обеспечения оптимального теплового состояния двигателя и его нормальной работы. При воздушном охлаждении тепло от стенок цилиндров и головок двигателя отводится обдувающим их воздухом. Интенсивность воздушного охлаждения зависит от количества и температуры охлаждающего воздуха, его скорости, размеров поверхности охлаждения и расположения ребер относительно потока воздуха . Количество тепла (Дж/с), отводимого от двигателя системой воздушного охлаждения, определяется из уравнения: Qвозд=Твозд(Свозд(( Твозд вых- Твозд вх) В расчетах принимают, что от стенок цилиндров отводится 25-40( общего количества тепла Qвозд , остальная часть – от головок двигателя. Количество охлаждающего воздуха, подаваемого вентилятором, определяется исходя из общей величины отводимого от двигателя тепла Qвозд: Твозд= Qвозд/( Свозд(( ( Твозд вых- Твозд вх)) Твозд=48617,47/(1000((363-293))=69,45 кг/с Поверхность охлаждения ребер цилиндра: Fцил=Qцил/((Кв((Тцил о-Тцил вх)) Qцил – количество тепла, отводимого воздухом от цилиндра двигателя (Дж/с) КВ – коэффициент теплоотдачи поверхности цилиндра , Тцил о – средняя температура у основания ребер цилиндра КВ=1,37(1+0,0075Тср)((в/0,278)0,73 Тср – среднее арифметическое температур ребра и обдувающего воздуха, (в – скорость воздуха в межреберном пространстве, при D=75-125 мм, (в=20-50 м/с. Поверхность охлаждения ребер головки цилиндров: Fгол=Qгол/(КВ(Тцил гол - Тцил вх) Qгол – количество тепла, отводимого воздухом от головки цилиндров, Тцил гол – средняя температура у основания ребер головки. Заключение В результате проделанной работы были рассчитаны индикаторные параметры рабочего цикла двигателя, по результатам расчетов была построена индикаторная диаграмма тепловых характеристик. Расчеты динамических показателей дали размеры поршня, в частности его диаметр и ход, радиус кривошипа, были построены графики составляющих сил, а также график суммарных набегающих тангенциальных сил и суммарных набегающих крутящих моментов. Список литературы 1. КОЛЧИН А. И. ДЕМИДОВ В. П. РАСЧЕТ АВТОМОБИЛЬНЫХ И ТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. М.: Высшая школа, 1980г.; 2. АРХАНГЕЛЬСКИЙ В. М. и другие. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ. М.: Машиностроение, 1967г.; 3. Автомобили ЗАЗ-968М. Руководство по эксплуатации. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |