реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Таможенное право Российской Федерации

ответственность должностных лиц за нарушения таможенных правил может

наступить независимо от привлечения к ответственности их предприятий,

учреждений и организаций.

Лишь в том случае, когда лицо находилось в условиях действительно

непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельствах) и не смогло выполнить

свои обязанности по этой причине, оно освобождается от ответственности.

Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное по своему характеру

событие, вредные последствия которого не могли быть предотвращены обязанным

лицом никакими доступными в данном конкретном случае средствами. К таким

событиям относятся явления стихийного характера: наводнение, шторм,

землетрясение, пожар и т.п.

Например, если абстрактное предприятие, будучи участником

внешнеэкономической деятельности, не смогло доставить товары и транспортные

средства в согласованное с таможенным органом РФ место вследствие пожара

или наводнения, оно не может быть привлечено к административной

ответственности за свое бездействие, поскольку оно вызвано непреодолимой

силой.

К событиям непреодолимой силы относятся и такие случаи, когда невыполнение

или ненадлежащее выполнение требований и положений таможенного

законодательства обусловлено неправомерными, с точки зрения

законодательства РФ, действиями органов или должностных лиц иностранного

государства, что должно быть подтверждено консульскими учреждениями

РФ. Такие случаи предусмотрены в ст. 74 и 96 ТК РФ и они

касаются режима временного ввоза (вывоза) товаров и режима

переработки товаров вне таможенной территории.

Говоря об административной ответственности юридических лиц за нарушения

таможенных правил следует подчеркнуть, что в процессе производства по этим

делам следует каждый раз точно устанавливать дееспособность и

правоспособность соответствующих юридических лиц, для чего необходимо

истребовать их устав и регистрационные документы. Это

очень важно делать потому, что за нарушения таможенных правил подлежат

административной ответственности сами юридические лица, а не их

представительства и филиалы (обособленные подразделения), которые обладают

полной дееспособностью и действуют (вступают в правоотношения) от имени и

по поручению юридического лица.

В случаях, когда нарушения таможенных правил совершены должностными лицами

представительств, филиалов юридических лиц, к ответственности должны быть

привлечены юридические лица, от имени и по поручению которых выступали

представительства и филиалы. Это, разумеется, не исключает возможности

привлечения к административной ответственности

и самого непосредственного виновника - представителя юридического лица.

Одной из особенностей таможенного законодательства как раз и является

установление двухсубъектной ответственности, при которой за совершение

одного таможенного правонарушения допускается привлечение юридических лиц -

к административной ответственности и физических лиц - к административной

или уголовной ответственности (в зависимости

от характера совершенного правонарушения).

Двухсубъектная ответственность за нарушения таможенных правил практически

может наступить только за нарушения во внешнеторговом обороте, когда товары

перемещаются для коммерческих или иных производственных целей фирмами и

другими предприятиями и организациями, а также

предпринимателями, выступающими во внешней торговле без образования

юридического лица (например, недекларирование перемещаемого через

таможенную границу РФ товара лицом, которое обязано в силу служебных

полномочий или поручения совершать указанные действия). В таких случаях

административной ответственности за нарушение таможенных правил подлежит не

только сотрудник юридического лица, но и само учреждение, организация и

предприятие, т. е. юридическое лицо, по полномочию которого действовало

физическое лицо, допустившее нарушение таможенных правил.

Субъективная сторона нарушения таможенных правил со стороны физических и

должностных лиц выражается в психическом отношении субъекта правонарушения

к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Субъективное

отношение может быть в двух формах - в форме умысла или неосторожности.

Умысел и неосторожность, таким образом, являются двумя формами вины в

нарушениях таможенных правил.

Нарушение таможенных правил признается совершенным умышленно, если лицо,

его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или

бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их (прямой умысел)

или сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный умысел).

Нарушение таможенных правил признается совершенным по неосторожности, если

лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных

последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало

на их предотвращение (проявляло излишнюю самонадеянность).

Неосторожное нарушение таможенных правил будет и в том случае, когда

нарушитель таможенных правил не предвидел возможности наступления вредных

последствий своего действия или бездействия, хотя должен был и мог это

предвидеть (проявил небрежность).

При рассмотрении субъективной стороны нарушения таможенных правил

физическими и должностными лицами встает вопрос о возможном состоянии

невменяемости, что предусмотрено ст. 235 ТК РФ.

Согласно этой статье лицо освобождается от ответственности за нарушение

таможенных правил, если оно совершило правонарушение в состоянии

невменяемости.

Под невменяемостью понимается такое психическое состояние субъекта, при

котором он не мог осознавать значение своих действий или руководить ими

вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства

психики, слабоумия или иного болезненного психического расстройства.

Вменяемость и невменяемость - понятия правовые так как вменяемость

является предпосылкой вины, а невменяемость исключает

административную ответственность за нарушения таможенных правил.

Говоря об общей характеристике нарушения таможенных правил, следует

отметить, что ТК РФ предусматривает возможность освобождения от

ответственности за нарушение таможенных правил при малозначительности

совершенного нарушения. Вопрос о малозначительности нарушения таможенных

правил решает должностное лицо таможенных органов на

основе фактических материалов и обстоятельств дела. Здесь необходимо

учитывать характер самого деяния, обстановку и условия его совершения,

наличие или отсутствие вредных последствий, незначительность причиненного

ущерба, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и ряд

других факторов. Нередко этот вопрос можно правильно решить лишь с учетом

всей совокупности объективных и субъективных обстоятельств и материалов

каждого конкретного дела.

Решение должностного лица таможенного органа об освобождении

правонарушителя от ответственности в связи с мало

значительностью совершенного нарушения таможенных правил

должно быть мотивировано в постановлении о прекращении производства по

делу.

Производство по делам о нарушении таможенных

правил и их рассмотрение ведутся на основании законодательства,

действующего во время производства по делу о

правонарушении и его рассмотрения. Здесь действует, таким

образом, принцип применения того закона, который существует

на момент рассмотрения дела.

Производство по делам о нарушениях таможенных правил не зависит от места

совершения проступка, а определяется законодательством, действующим в месте

производства и рассмотрения дела.

Нормы об ответственности за нарушения таможенных правил в большинстве своем

совсем не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они

действуют до их официального изменения либо до их отмены.

Законную силу правовые нормы об ответственности за нарушения таможенных

правил приобретают либо с момента подписания содержащих их нормативных

актов, либо в тот срок который предусмотрен для вступления соответствующих

норм в силу. В настоящее время порядок вступления в силу законов

РФ установлен Федеральным законом РФ "О порядке опубликования и вступления

в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов

палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. По общему правилу

законодательный акт вступает в силу по истечении 10 дней после

опубликования, если иное не предусмотрено самим актом. Федеральные

конституционные законы и федеральные законы в течение 7 дней со дня их

подписания Президентом РФ должны быть опубликованы в "Российской газете" и

в Собрании законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ неопубликованные законы не

применяются. Любые нормативные правовые пункты, затрагивающие права,

свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они

не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Большое значение для борьбы с нарушениями таможенных правил имеют

нормативные приказы ГТК РФ, издаваемые им положения, правила, инструкции, а

в некоторых случаях и методические рекомендации, указания, распоряжения,

информационные письма. В них иногда содержатся нормативные правовые

предписания общего характера, имеющие непосредственное отношение и к

вопросам борьбы с нарушениями таможенных правил.

2.2. Понятие и виды административных взысканий

за нарушения таможенных правил

Административные взыскания за нарушения таможенных правил - это меры

ответственности за таможенные правонарушения. Они применяются таможенными

органами (должностными лицами таможенных органов) и обладают рядом общих

характерных признаков.

Во-первых, административные взыскания за нарушения таможенных правил всегда

выражают реакцию государства па правонарушение в виде отрицательной оценки

как совершенного правонарушения, так и самого правонарушителя.

Эта оценка дана прежде всего в норме закона, а при ее применении она

отражается в определенном управленческом решении таможенного органа

(должностного лица), выступающего от имени государства и наделенного в

необходимых случаях правом на государственное принуждение. Государственное

принуждение не может быть и не является единственным средством обеспечения

исполнения правовых норм, но там, где такая

сила отсутствует, там вообще нет самого права, реального исполнения

правовых норм.

Во-вторых, административно-правовые взыскания за нарушения таможенных

правил по своей социальной сущности и содержанию представляют собой меры

принуждения, причиняющие виновному определенные лишения и страдания.

В-третьих, в ст. 242 ТК РФ содержится исчерпывающий перечень взысканий за

нарушения таможенных правил. Другие взыскания, кроме тех, которые

предусмотрены в ТК РФ, должностные лица таможенных органов применять не

могут. Указанный перечень взысканий за нарушения таможенных правил

включает различные по характеру и тяжести санкции, отражающие различный

характер и степень общественной опасности 40 видов нарушений таможенных

правил, предусмотренных в ТК РФ.

Наложение взыскания за нарушения таможенных правил влечет за собой

определенные юридические последствия - лицо, подвергнутое административному

взысканию за нарушение таможенных правил, в течение года со дня окончания

исполнения взыскания считается наказанным я

административном порядке.

Повторное же совершение в течение года нарушения таможенных правил

признается обстоятельством, отягчающим ответственность за нарушение

таможенных правил со всеми вытекающими отсюда последствиями (в том числе

влечёт применение при повторном совершении нарушения таможенных правил

более строгого административного взыскания).

В ст. 242 ТК РФ установлены следующие виды взысканий, налагаемые за

совершение нарушений таможенных правил:

1. предупреждение;

2. штраф;

3. отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным

органом РФ на осуществление определенных видов деятельности;

4. конфискация товаров и транспортных средств (являющихся

непосредственными объектами нарушения таможенных правил; со специально

изготовленными тайниками, использованными для перемещения через

таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов,

являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил);

5. взыскание стоимости товаров и транспортных средств (являющихся

непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и

транспортных средств со специально изготовленными тайниками,

использованными перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием

предметов, являющихся непосредственными объектами нарушении

таможенных правил);

6. конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары,

являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Взыскания, предусмотренные в ТК РФ за нарушение таможенных правил, могут

быть разделены на три группы:

а) основные взыскания (предупреждение и штраф);

б) дополнительные наказания (отзыв лицензии или квалификационного

аттестата - п. 3; конфискация транспортных средств, на которых

перевозились товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными

объектами правонарушения - п. 6);

в) взыскания, которые могут применяться как в качестве основного, так и

в качестве дополнительного (конфискация товаров и транспортных средств,

являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; со

специально изготовленными тайниками, использованными для

перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием

предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных

правил - п. 4; взыскание стоимости товаров и транспортных средств,

являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров

и транспортных средств со специально изготовленными тайниками,

использованными для перемещения через таможенную границу Российской

Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами

нарушения таможенных правил - п. 5).

Следует отметить, что специфика законодательных конструкций

административных санкций за нарушения таможенных правил такова, что в одних

случаях законодатель предоставляет должностным лицам таможенных органов

право назначить за правонарушение наряду с основным и дополнительное

взыскание (ст. 254, 281 ТК РФ и др.), в других же случаях устанавливается

обязательное применение и основного, и дополнительного взыскания (ч. II ст.

286 ТК РФ и др.).

Одним из наиболее мягких видов административного взыскания, применяемого за

нарушения таможенных правил, является предупреждение.

Оно непосредственно направлено на личность правонарушителя, его применение

имеет, в основном, моральный характер и не связано с ограничением каких-

либо прав виновного лица.

На практике предупреждение применяется в случае совершения незначительных

таможенных проступков и в отношении лиц, впервые или по неосторожности

совершающих нарушения таможенных правил.

Эта мера взыскания выносится в письменной форме и должна оформляться

постановлением полномочного органа (должностного лица).

Предупреждение применяется в качестве основного взыскания. В соответствии

со ст. 385 ТК РФ взыскание в виде предупреждения может быть применено на

месте обнаружения правонарушения в упрощенном порядке (без составления

протокола о нарушении таможенных правил) в виде акта о наложении такого

взыскания. Здесь, однако, должны быть соблюдены определенные правила и

процедуры, предусмотренные в главе 51 ТК РФ.

Вторым видом взыскания за нарушение таможенных правил является штраф,

возможность применения которого предусмотрена почти во всех статьях ТК РФ,

устанавливающих ответственность за нарушения таможенных правил.

Штраф - мера ответственности имущественного характера, является денежным

взысканием и выражается в получении с нарушителя в доход государства

определенной суммы денежных средств.

При определении видов штрафа и его размеров таможенное законодательство

учитывает специфику отдельных видов нарушения таможенных правил,

особенность этих деяний с точки зрения всех элементов составов

правонарушений, причиняющих ущерб экономическим интересам государства.

В ТК РФ применяется несколько видов штрафа.

Во-первых, штраф определяется применительно к минимальному месячному

размеру оплаты труда. Максимальный размер такого штрафа равен 500

минимальных месячных размеров оплаты труда (ст. 286 ТК РФ), а минимальный -

3-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда (ст. 250 ТК РФ).

В большинстве составов нарушений таможенных правил он исчисляется, исходя

из минимальной оплаты труда на день совершения правонарушения, а если такой

день невозможно установить - на день обнаружения правонарушения.

Во-вторых, в ТК РФ штраф за нарушение таможенных правил определен в виде

суммы начислений в процентном отношении, исходя из стоимости

товаров и транспорта средств, под которой понимается их свободная

(рыночная

цена на день обнаружения правонарушения.

В-третьих, в отдельных статьях ТК РФ штраф установлен в виде кратной суммы

неуплаченных платежей (ст. 285 ТК РФ) в связи с предоставлением

таможенных льгот.

Применительно к стоимости товаров и транспортных средств

максимальный размер штрафа установлен в размере 200% стоимости (ч. 1 ст.

271, 275, 279 ТК РФ), до 300% стоимости (ст. 276, 277 ТК РФ), а минимальный

- от 2 до 10% стоимости товаров и транспортных средств (ст. 252 ТК РФ).

Штраф во всех случаях может быть назначен только в качестве основного

наказания. Должностным лицам таможенных органов предоставлено право

определять размер штрафа с учетом конкретных обстоятельств и материалов

того или иного дела, исходя из санкций соответствующих статей ТК РФ.

За нарушения таможенных правил может быть применено и такое

административное взыскание как отзыв лицензии или квалификационного

аттестата, выданных таможенным органом РФ на осуществление определенных

видов деятельности, предусмотренных ТК РФ. Этот вид взыскания может быть

применен к двум категориям лиц:

. к владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли,

свободных складов, складов временного хранения;

. к таможенным брокерам, таможенным перевозчикам и специалистам по

таможенному оформлению.

Таможенный кодекс РФ довольно подробно определяет требования к владельцам

таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов и

складов временного хранения и характеризует условия, при наличии которых

соответствующая лицензия может быть аннулирована или

отозвана.

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата может применяться также к

таможенным брокерам, таможенным перевозчикам и специалистам по таможенному

оформлению в случаях нарушения ими обязанностей, установленных в таможенном

законодательстве (как правило, это неоднократное нарушение своих

обязанностей перед таможенными органами РФ или причинение неправомерного

существенного ущерба отправителю товаров и документов на них).

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата применяется только в

качестве дополнительного взыскания к указанным выше лицам и лишь в случаях

совершения ими нарушения таможенных правил в связи с осуществлением ими

деятельности, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом.

Одним из наиболее часто встречающихся взысканий за нарушение таможенных

правил является также конфискация товаров и транспортных средств,

являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров

и транспортных средств со специально изготовленными тайниками,

использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием

предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных

правил.

Этот вид взыскания выражается в безвозмездном отчуждении указанного

имущества в пользу государства. При этом не имеет значения, являются ли

собственниками этого имущества лица, совершившие нарушение таможенных

правил, или другие лица, установленные или не установленные в процессе

производства по делу о нарушении таможенных правил.

Изучение практических материалов таможенных органов свидетельствует о том,

что нередко встречаются случаи, когда товары, транспортные средства и иные

предметы, в отношении которых вынесено постановление о конфискации, до

обращения постановления к исполнению с разрешения вышестоящего

таможенного органа выкупаются лицом, у которого они были изъяты по двойной

стоимости этих предметов на момент обнаружения правонарушения. Иначе

говоря, в таких ситуациях по заявлению лица в разрешительном порядке

конфискация может быть заменена штрафом в размере 200% стоимости.

Подобного рода замена является не произвольным действием должностных лиц

таможенных органов, а мерой, прямо предусмотренной в действующем таможенном

законодательстве (ч. IV ст. 380 ТК РФ).

Рассматриваемая мера взыскания предусматривает конфискацию товаров и

транспортных средств, непосредственно являющихся объектом правонарушения,

т. е. таких предметов, с которыми связано нарушение таможенных правил Иначе

говоря, конфисковать в таких случаях можно только те предметы, которые

скрывались от таможенного контроля, а не все предметы, в том числе и

соответствующие предъявленным на вывоз документам.

Рассматриваемый вид взыскания может применяться как в качестве основного,

так и в качестве дополнительного взыскания.

В деятельности таможенных органов нередко применяется взыскание стоимости

товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами

нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально

изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную

границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами

нарушения таможенных правил.

Этот вид взыскания является специфическим и характерным лишь для

таможенного законодательства. Он выражается в принудительном изъятии

в доход государства денежной суммы, составляющей свободную (рыночную)

цену товаров и транспортных средств, отвечающих указанным выше требованиям,

на день обнаружения правонарушения.

В соответствии с ч. III ст.380 ТК РФ при невозможности конфискации товаров

и транспортных средств в указанных случаях в процессе исполнения

постановления таможенного органа с лиц, совершивших нарушение таможенных

правил, взыскивается стоимость указанных товаров и транспортных средств.

Однако в таких случаях речь идет не о замене одной меры взыскания другой

мерой, а об эквивалентной компенсации реальной стоимости подлежавших

конфискации соответствующих предметов и транспортных средств.

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств может применяться в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.