![]() |
|
|
Особенности Российского страхового рынкауслуги, развитую систему горизонтальных и вертикальных связей. В зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги можно выделить внутренний, внешний и международные страховые рынки. Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке,- страховая услуга. Она может быть представлена физическому или юридическому лицу на основе договора (в добровольном страховании) или закона (в обязательном страховании). Имеющаяся статистика отражает высокие темпы первоначального становления страхового рынка в РФ1 . Таблица 1 Некоторые показатели становления страхового рынка России за 1991- начало 1996 г. | |1991 |1992 |1993 |1994 |1996 (на | | | | | | |11.03.96) | |1. Число страховых фирм, |- |686 |1600 |2295 |2954 | |получивших лицензии | | | | | | |2. Доля негосударственных |- |16,0 |66,7 |95,0 |- | |страховых фирм, % | | | | | | |3. Общий объем страховых |13,2 |88,6 |более |7500,0 |21900 | |взносов, собранных | | |1109,0| | | |страховыми фирмами РФ, млрд.| | | | | | |руб.(неденоминированных) | | | | | | |4. Общий объем страховых |- |29,8 |более |более |более | |выплат в РФ, млрд. | | |550,0 |4800,0 |15800,0 | |руб.(неденоминированных) | | | | | | Примечание. Динамика страховых взносов и выплат приведена в текущих ценах. В 1992г. страховые фирмы России охватывали примерно 10-12% ее страхового поля. За период 1992-1996г.г. число страховых фирм, имеющих государственные лицензии, возросло более чем в 4,3 раза. Другие показатели также свидетельствуют о том, что становление страхового рынка в России до 1997г. осуществлялось высокими темпами. Экстенсивный рост не может быть бесконечным, особенно в условиях экономического кризиса, политической нестабильности и выхода из строя, вследствие этого, различных макроэкономических систем, например, типа банковской. Статистические и прогнотические данные подтверждают сказанное. Таблица 2. Некоторые основные показатели становления страхового рынка РФ в 1997-1999г. | |1997г. |1998г. (первое |1999г. | | | |полугодие) |(прогноз) | |1. Число страховых фирм, |более |- |- | |получивших лицензии - всего, в |2300 |1700 |800 | |т.ч. отчитавшихся за свою |1893 | | | |работу | | | | |2. Доля негосударственных |95,0 |94,5 |90,0 | |страховых фирм, % | | | | |3. Общий объем собранных |34,0 |17,3 |рост в | |страховых взносов (премий), | | |2-2,5 раза| |млрд. руб., деноминированных | | | | |4. Общих объем произведенных |25,0 |17,83 |нет данных| |страховых выплат, млрд. руб., | | | | |деноминированных | | | | Показатели таблиц № 1 и 2 свидетельствуют: на страховом рынке РФ уже в 1997г. - первой половине 1998г. наметилась тенденция снижения числа страховых фирм, в т.ч. негосударственных (хотя по страховым взносом и выплатам соотношение и динамика были положительными). Так, согласно таблицы № 2, обнаруживаем исчезновение с рынка более 700 страховых фирм за этот период. Отметим две (из многих) основных причины, вызывавших отрицательные показатели страхового рынка РФ после 1997г. Первая - это закономерный процесс концентрации и централизации капитала, в т.ч. страхового, по мере эволюционного исчерпания возможностей экстенсивного типа его первоначального накопления. Уже в 1996г. 1195 страховых фирм (58% от общего числа отчитавшихся) получили 99,2% годового сбора страховых взносов, оставшиеся 0,8% собранных премий пришлись на долю 848 (или 42%) отчитавшихся страховщиков. В 1997г. такое соотношение сохранилось. Эти 848 страховщиков были, видимо, главными кандидатами на уход со страхового рынка страны. Другой причиной, подстегнувшей концентрацию и централизацию страхового капитала, явилось крушение пирамиды ГКО в августе 1998г. Страховому рынку РФ был нанесен по некоторым оценкам ощутимый удар - более 8 млрд. руб. (свыше60%) активов страховых фирм, размещенных в ГКО, считаются потерянными ими, хотя имевшихся страховых резервов до этого еле- еле хватало на покрытие обязательств перед страхователями по текущим выплатам. Напряженность возникла уже до августа 1998г., когда страхование выплаты превысили объем собранных премий на 0,53 млрд.руб. В результате крушения рынка ГКО еще более ускоряются процессы вымывания слабых по размерам уставного капитала и др. финансовым показателям страховщиков (и даже некоторых крупных фирм , например АСО «Защита», СК «Ивма»). К 2000г. прогнозируется сохранение примерно 800 страховых фирм в РФ (а без ОМС их количество предполагается, по разным оценкам от 300 до 500) , уставный капитал которых будет соответствовать требованиям Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (1998г.). Ожидается также, что оставшиеся страховщики будут контролировать в 2000г. примерно 80% страхового рынка РФ; сбор ими страховых взносов и их емкость возрастут в 2-2,5 раза; отношение объема собираемых премий к ВПП возрастает с 1,3% (1997г.) до 2-2,5% (2000г.); добровольное, а также имущественное и страхование ответственности будут развиваться быстрее обязательного и личного страхования. Также предполагается, что к 2000г. эти примерно 8000 страховщиков станут конкурентоспособны с зарубежными, которые получили право работы на страховом рынке РФ с 1 января 1999г. Если говорить о государственном страховании, то его организация перестраивалась и совершенствовалась в соответствии с теми экономическими и социальными задачами, которые решала страна на каждом этапе развития. Распад СССР в 1991 году поставил на грань несостоятельности государственные страховые организации большинства бывших союзных республик. Безусловно, государственным страховым органам России в целом пока не угрожает банкротство, однако отношение к ним властей и страхователей, из-за присущих ему недостатков, связанных с его косностью и бюрократизмом, негативное или равнодушное. В новых экономических условиях государственное страхование должно играть более значительную роль, т.к. оно является не только частью финансового механизма, но и частью социальной сферы, непосредственно затрагивающей самые насущные интересы людей. Оно должно способствовать укреплению материального благосостояния людей, сбалансированности их денежных доходов и расходов, устранению негативных явлений в распределительных отношениях. Проведенное исследование проблемы кризисного состояния российского страхового бизнеса показывает, что на страховом рынке России доминируют тенденции отрицательного характера, имеется много нерешенных проблем, требующих особого внимания, а именно: - крайне сложное экономическое положение страны, нестабильность финансово- экономической и социально-политической ситуации, падение объема ВВП за последние 5лет на 50% , российский менталитет («авось») , не позволяют подняться страховому делу на должный уровень; - неадекватное юридическое обеспечение страхового дела; - низкий ассортимент страховых услуг (не более 60 видов, причем, в основном, классических. Для сравнения в США, действуют более 3 тыс. видов страхования, в Европе 400-500). - преобладание обязательного страхования, в то время, как определяющими в развитии страхования должны быть добровольные виды. К примеру, обязательное медицинское страхование по своей экономической сущности является более вопросом социального обеспечения граждан, нежели страхования. - несовершенство налогообложения страховой деятельности, что приводит к сокращению числа страховых организаций. - снижение платежеспособности населения не дает возможности увеличить страховой портфель страховщиков при весьма значительном страховом поле. - сокращение числа договоров страхования (особенно в имущественном страховании), способствует неуклонному сокращению размеров страховой премии на душу населения (в 1998г. по добровольному страхованию он едва превысил 50 рублей в год, т.е. 2 долл. США. В развитых же странах этот показатель составляет от 500 до 2500 долл. Австралийцы, например, тратят на страхование около 10% своих доходов, американцы - более 15%). - диспропорция в развитии страхового рынка по регионам (статистика показывает, что в Москве работает около 26% общего числа страховых организаций, которыми собираются более 44% суммарной страховой премии России) ; - отсутствие четкой государственной поддержки в области страхования. (Оценивая количественные и качественные параметры страховой отрасли и роль государства в ее развитии, можно сделать вывод: страховой рынок России далеко не освоен, находится на начальном этапе развития и имеет громадные возможности для совершенствования. В то же время государство не использует в полной мере весь потенциал страхования для решения экономических и социальных проблем общества. Хотя развитие страхового рынка не может происходить без серьезной и продуманной государственной поддержки.). Здесь совершенно очевидна необходимость разработки страховой «идеологии» и внедрение ее, в первую очередь в сознание государственных чиновников, депутатов парламента и широких слоев населения. Первый шаг в этом направлении сделан. Правительство РФ утвердило краткосрочную Программу развития национальной системы страхования на период до 2000 года. Вопросы страхования нашли место также в стабилизационной программе Правительства РФ. Теперь задача состоит в развертывании страховой пропаганды, воспитании в обществе страховой культуры как важного элемента рыночного сознания. Для решения этой проблемы и требуется объединение усилий страховщиков, их союзов и ассоциаций, государства. Поскольку же принятие «идеологических» документов не может быстро улучшить положение дел в страховой сфере, необходимо предпринять ряд практических шагов с целью развития страхования. Речь идет, во-первых, о создании благоприятных макроэкономических и правовых условий для формирования цивилизованного страхового рынка. Во-вторых, о решении кадровой проблемы в отрасли. В третьих, необходимо обеспечить финансовую устойчивость страховых операций. Прогнозируя будущее страхового дела, следует заметить , что несмотря на кризисное состояние, российский страховой рынок обладает мощным потенциалом развития (общий объем страховых платежей составляет В РФ около 1,5 % от годового ВВП, а по добровольным видам страхования- менее 0,8%, тогда как в развитых доля совокупной страховой премии в ВВП составляет 8- 10%.1 3. Усиление регулирующей роли государства в страховом деле В условиях переходного периода регулирующая функция государства в страховой деятельности должна проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган на специальный орган (специальную структуру) - государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах. Основная проблема государственного страхового надзора - величина резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика. Закон Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992г. №4015- 1, переименованный с 01.01.98г. в Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон о страховании) установил, что государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации (ст.30 Закона о страховании) . В развитие ст.30 Закона о страховании постановлением Совета Министров Правительством Российской Федерации от 19 апреля 1993г.№353 1 было принято Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации о 24 октября 1994г. №1196 (далее -Положение1 ) Согласно Закону о страховании государственный надзор за страховой деятельностью учрежден для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Росстрахнадзор находится в ведении Правительства Российской Федерации. В своей деятельности Росстрахнадзор руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными актами, принимаемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также указанным Положением, осуществляя свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами. Надежная защита страхователей должна обеспечиваться с помощью выполнения трех основных функций государственного органа по страховому надзору: - регистрация страховщиков, в ходе которой выясняется профессиональная их пригодность и финансовое положение, что оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии; - обеспечение гласности, что проводится через положение законодательных актов о страховой деятельности (публичная отчетность). Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы; - поддержание правопорядка в отрасли ( расследование нарушений законов, принятие административных мер к страховщикам, действующим вопреки интересам страхователей, передача дела в суд) Итак, государственное регулирование должно содействовать учреждению на страховом рынке обществ, имеющих прочную финансовую и правовую основу, и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивные и фиктивные компании, которые могут нанести ущерб субъектам страховых отношений. Государственное регулирование важно для проведения последовательной политики в отношении форм, методов и масштабов участия иностранного капитала в страховом бизнесе на территории РФ и других государств - членов СНГ. Заключение. Оценивая ситуацию на российском страховом рынке, можно сказать, что система страхования крайне неравновесна. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность. Не составляют особого секрета как внутренние, так и внешние проблемы отечественного рынка страховых услуг, в преломлении несовершенства российской экономики. К числу внутренних проблем, т.е. корректируемым внутри системы страхования, за счет резервов, можно отнести такие как: - низкая финансовая устойчивость страховщиков; - низкий уровень профессионализма и страховой культуры; - внутрисистемная разобщенность; Внешними проблемами, носящими общегосударственный характер, можно назвать следующие: - экономические (инфляция, отсутствие государственной поддержки, низкий финансовый потенциал страхователей и др.) - юридические (низкий уровень общего законодательного обеспечения страховой деятельности, длительное становление страхового рынка в условиях полного отсутствия законодательной и методической базы, контроля и др.) - политисческие (общеполитическая нестабильность). В итоге, не было бы зазорным рекомендовать использование опыта иностранных профессионалов страхового бизнеса, адаптируя его к отечественному рынку. Это касается вопросов целевого финансирования проектов, создания фондов поддержки, налоговых льгот, возможности открытия иностранного страхового рынка для России, организации института страхователей - экспертов, брокеров, актуариев и др.) Список литературы 1. Алякринский А.Л. Правовое регулирование страховой деятельности в России. - М. Ассоциация «Гуманитарное знание», 19994-464с. 2. Архангельский В.Д., Кузнецова Н.П. «Страховой рынок России и малое предпринимательство» - СПб, 1995- 44с. 3. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент.- М Финансы и статистика 1996-192с. 4. Гомелля В.Б. Основы страхового дела: Учебное пособие М. «СОМИНТЭК», 1998 5. Гражданский кодекс ч.I 1995, ч. II 1996 6. Закон Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992г. - Экономика и жизнь-1993-№2-с.18,19 7. Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» 1998г. 8. Маркс К., Энгельс.Ф. соч. т.25 ч.2 9. Пылов К.И. Страхове дело в России - М. ЭДМА 1993- 145с. 10. Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования-М. : ЮКИС, 1992- 248с. 11. Саркисов С.Э. Личное страхование - М., Финансы и статика, 1996- 96с. 12. Страхование от А до Я Книга для страхователей /Под ред. Л.И. Корчевской, К.Е. Турбиной - М. Инфра-М,1996г. -624с. 13. Страховое дело : Учебник /Под ред. Рейтмана Л.И. - М. Рост,1992г. - 530с. 14. Сухов В.А. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. М: Анкил,1992 -103с. 15. Хемптон Д.Д. Финансовое управление в страховых компаниях - М. Анкил,1995. - с.263 16. Шахов В.В. Введение в страхование: экономический аспект - М. Финансы и статистика 1992 -192с. 17. Шиминова М.Я. Основы страхового права России -М.Анкил, 1993-178с. 18. Шахов В.В. Страхование: Учебник для ВУЗов-М.Страховой полис ЮНИТИ, 1997г. 19. Экономика страхования и перестрахования - М. Анкил, 19996- 224с. ----------------------- 1 См: Маркс К., Энгельс Ф. соч., т.25, ч.2, с.416 2 См: Маркс К., Энгельс Ф. соч., т.19, с.17 3 См.: Шахов В.В. «Страхование», М., Страховой полис, ЮНИТИ, 19997г. с.6 1 См.: «Страхование от А до Я» / Под ред. Л.И. Корчевской и К.Е. Турбиной/ М., ИНФРА-М, 19996, с.16 1 См.: Гомелля В.Б. - Основы страхового дела- Учебно-практическое пособи - М., МЭСИ, 1999-110с. 1 ВВП -внутренний валовой продукт 1 См.: Российские вести 1993 4 мая № 84 1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 №26 Ст.2902 ----------------------- Границы страхового рынка Орган государственного надзора Государственный страховщик экспортных кредитов Общества взаимного страхо-вания Специализированные перестра-ховочные компании Акционерные страховые компании Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |