реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Генеалогическое древо социологии

Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы».

«Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпирических прообразов в самой

реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические

конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с

помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем

наиболее типическими. «Идеальный тип, - писал Вебер, - это картина

однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная

для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов».

Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве

масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической

реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами.

Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и

рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм»,

«бюрократизм», «религия» и т. д.

Какую же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер считает, что

главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было

таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже

если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы и позволяют

сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он

был в самом опыте реальной жизни.

5. Основные принципы материалистического учения об обществе

К. Маркса и Ф. Энгельса.

Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в

области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе

К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. При

создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических

установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как

факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным

для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в

марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных

закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и

институтов. Каковы же наиболее важные принципы материалистического учения

об обществе?

1) Одним из важнейших принципов исторического материализма является

признание закономерности общественного развития. Ф. Энгельс, выступая на

похоронах К. Маркса, среди главнейших его достижений отмечал: «Подобно

тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл

закон развития человеческой истории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.- С.

325). Признание закономерности означает признание действия в обществе

общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между

процессами и явлениями.

2) Признание закономерности в материалистической концепции истории

тесно связано с принципом детерминизма, то есть признанием существования

причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали

необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений

выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ

производства материальных благ, состоящий из производительных сил и

производственных отношений. Признание причинной обусловленности,

определяющей влияние на общественную жизнь способа производства, является

другим важнейшим положением марксистского учения об обществе. В работе «К

критике политической экономии» К. Маркс писал: «Производство

непосредственно материальных средств к жизни и тем самым каждая ступень

экономики народа и эпохи образует основу, из которой развиваются

государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже

религиозные представления людей, из которых они поэтому должны быть

объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор» (Маркс К., Энгельс

Ф. Соч. Т. 13.- С. 6-7).

3) Третьим важным принципом материалистического учения об обществе

является утверждение о его поступательном прогрессивном развитии. Принцип

прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических

формациях как основных структурах общественной жизни. Общественно-

экономическая формация, по определению К. Маркса, представляет собой

«общество, находящееся на определенной степени исторического развития,

общество со своеобразным отличительным характером». (Там же. Т. 6.- С.

442). Понятие «формация» К. Маркс заимствовал из современного ему

естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначались

определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством

состава, взаимозависимостью элементов. В марксистском учении об обществе

все эти признаки относятся к социальному организму, образованному на основе

сходных закономерностей, с единой экономической и политической структурой.

Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства,

который характеризуется определенным уровнем и характером развития

производственных сил и соответствующими этому уровню и характеру

производственными отношениями. Совокупность производственных отношений

образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются

государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым, в

свою очередь, соответствуют определенные формы общественного сознания.

К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как поступательный

процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-

экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой,

затем к феодальной, капиталистической и коммунистической. В. И. Ленин,

оценивая значение этого учения для обществоведения, писал: «Хаос и

произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и политику, сменились

поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из

одного уклада жизни развивается вследствие роста производительных сил

другой, более высокий» (Ленин В. И. ПСС. Т. 6.- С. 55). Поскольку в

марксизме речь идет о неизбежности движения общества по этим ступеням

развития к высшей формации, критики марксизма указывают на наличие в нем

религиозно-философской концепции провиденциализма - то есть учения о

предопределенности в развитии человечества. Указывается также на трудности

стыковки этой схемы с реальной историей, в том числе и с происходящим в

настоящее время отказом народов от «строительства коммунизма».

4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и

причинной обусловленности в развитии увязывается в марксизме с признанием

своеобразия развития общественных процессов. Эта увязка нашла свое яркое

выражение в концепции развития общества как естественноисторического

процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и

объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и

сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в

отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы,

естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности

людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание

людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется

изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности

людей.

5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская социология находится

в русле традиционного типа научности и нацелена на признание объективности

научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная

тенденция, которая ориентируется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера

называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование

эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом

эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата. Этот

подход трансформировался у В. И. Ленина в принцип партийности. Согласно

этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной

жизни несут на себе отпечаток социально- классовых позиций ее авторов.

Предлагалась такая логика рассуждений: ученый-обществовед действует в

определенных условиях и не может быть свободным от них. Эти условия

накладывают соответствующий отпечаток на его исследования. Ученый-

обществовед принадлежит к определенной социально-классовой группе, и он не

может игнорировать социально-классовые интересы. В обычных случаях (чаще

всего, когда он придерживается консервативных убеждений) он отражает

интересы того класса, к которому сам принадлежит. В других случаях (когда

развивает революционные концепции) он покидает позиции своего класса и

выражает классовые интересы передовых общественных сил. Поскольку ученые-

обществоведы, стоявшие на марксистских позициях, заявили о том, что они

отражают интересы пролетариата, рабочего класса, то, естественно, возникал

вопрос, не противоречит ли их такая «ангажированность» провозглашаемому ими

же принципу объективности. В работах марксистов это противоречие

разрешалось по такой схеме: поскольку пролетариат является самым передовым,

прогрессивным классом, то он выражает запросы и интересы всего человечества

(пролетарское совпадает с общечеловеческим), а, следовательно, он

заинтересован в объективном анализе общественных процессов. А это означает,

что в учении марксизма об обществе партийность совпадает с объективностью.

Однако исследователи отмечают, что в результате реализации принципа

партийности научные исследования об обществе были крайне идеологизированы.

Они носили односторонний, необъективный характер. Результаты и выводы этих

исследований попадали в зависимость от интересов правящей в странах

«реального социализма» политической элиты, «партийной верхушки».

6. Основные этапы и направления, развития социологии в США.

Наибольшее развитие социологические исследования получили в США.

Исследователи истории социологии считают, что если в XIX веке центром

социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20-х годов XX в.

США прочно удерживают позиции лидера в мировой социологии. Решающее влияние

на бурное развитие социологии в США оказали два взаимосвязанных фактора:

быстрое прохождение социологией всех пяти стадий внешней

институционализации и большой объем конкретных, эмпирических социальных

исследований.

В Западной Европе социология долго развивалась на инициативной основе.

Например, О. Конт не имел постоянного заработка, и многие социологи, за

исключением Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма, были вынуждены работать

вне университетской сферы. В США же социология с самого начала начинает

складываться как университетская наука. В 1892 году была открыта первая в

мире кафедра социологии и социологический факультет в Чикагском

университете (декан Дж. Смолл). В 1901 году курс социологии преподавался в

169 университетах и колледжах, а к концу 80-х годов почти в 250.

Социология в США с самого начала формируется как прикладная

эмпирическая наука. Уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тысяч

эмпирических исследований. Сейчас их количество возросло на два порядка.

Социологические исследования базируются на большой финансовой основе. В

настоящее время на проведение социологических исследований ассигнуется до 2

миллиардов долларов. Причем примерно половину этой суммы ассигнует

правительство США, а половину - частный бизнес. В стране имеется около 100

тысяч специалистов по социологии, которые объединяются в ряд ассоциаций.

Правительство и предприниматели рассматривают социологию как важный

инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной

стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий

производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаря

развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии,

использованию математического и статистического аппарата, моделирования и

эксперимента социология в США превратилась в точную науку.

Эмпирические социологические исследования диктовались общественными

потребностями. Большое место в них занимают проблемы социализации различных

социальных групп, адаптация к новым для людей социальным и культурным

условиям. В этом плане наибольшее влияние на разработку социологии в США

оказало вышедшее в 1918 г. двухтомное исследование Ф. Знанецкого и У.

Томаса «Польский крестьянин в Европе и Америке», где рассматривались

проблемы адаптации эмигрантов к условиям США. В этой работе были вычленены

основные принципы методологии и методики конкретно-социологических

исследований.

Значительное развитие в США получили исследования по социологии труда и

управления. Еще в 90-х годах американский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор

(1856 -- 1915) произвел комплексные исследования на предприятиях и создал

первую в мире систему НОТ (научная организация труда). Тейлор подробно

изучил социально-экономическую организацию предприятия и пришел к выводу,

что технические и организационные нововведения сами по себе неэффективны.

Они упираются в так называемый «человеческий фактор», в материальное и

моральное стимулирование, в искусство администрации управлять предприятием.

Тейлор первым из ученых раскрыл и объяснил явление рестрикционизма (от

англ. гestriction - ограничение), т. е. феномен «работы с прохладцей»,

сознательное ограничение рабочими выработки. По Тейлору, в основе этого

феномена лежит механизм группового давления и блокирования формальных норм

с помощью неформальных, для того, чтобы воспрепятствовать стремлению

предпринимателей увеличивать эти нормы выработки через понижение расценок.

Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер -

хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое

бюро, сбор социальной информации, новую структуру функционального

администрирования.

Огромное влияние на развитие американской социологии труда,

организации, планирования и управления оказали знаменитые Хоторнские

эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927 -1932 гг.

Хоторнские эксперименты проводились в условиях жесточайшего экономического

кризиса, потрясшего США и страны Западной Европы, и их главной задачей было

стремление изыскать дополни- тельные факторы повышения эффективности

производства. Ученые - экспериментаторы в начале эксперимента разбили

испытуемых на две группы: экспериментальную и контрольную. Они изменили

условия работы экспериментальной группы: освещение рабочих мест,

температуру в помещениях, влажность воздуха, число пауз на перерывах и

другие внешние факторы. Но в ходе эксперимента было установлено, что эти

факторы играют весьма незначительную роль. Главное же влияние на

производительность труда оказывают психологические и социально-

психологические условия трудового процесса. В данных экспериментах было

открыто явление неформальной организации трудовых коллективов. Любая группа

рабочих разделяется на подгруппы (клики), но не по профессиональным, а по

личным признакам. В этой группе выделялись лидеры, аутсайдеры и

независимые. Каждая подгруппа придерживалась особых правил поведения.

Неформальные нормы, регулирующие отношения в данной подгруппе,

распространялись и на трудовую деятельность. В частности, эти

непредписанные нормы регулировали выработку отношений с руководством и т.

д.

На основе Хоторнских экспериментов Э. Мэйо и его сотрудниками была

сформулирована так называемая доктрина «человеческих отношений».

Методологической основой данной доктрины являются следующие принципы:

1) человек представляет собой социальное существо, ориентированное на

других людей и включенное в контекст группового поведения;

2) с природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая

организация подчиненности;

3) руководители предприятий в большей мере должны ориентироваться на

удовлетворение потребностей людей, или на чисто технические факторы

поднятия производительности труда и максимальное достижение

прибыли. Такая ориентация способствует удовлетворенности индивида

своей работой и благоприятствует социальной стабильности;

4) производительность труда будет более эффективной, если

индивидуальное вознаграждение будет подкреплено групповым,

коллективным, а экономические стимулы - социально-психологическими

(благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом,

демократический стиль руководства). Отсюда берет начало разработка

новых средств повышения производительности труда, таких, как

«сопричастное управление», «гуманизация труда», «групповое

решение», «просвещение служащих» и т. д.

Доктрина «человеческих отношений» дала толчок разработке проблем

мотивации поведения. На ее основе Абрахамом Маслоу в 1943 г. была

разработана иерархическая теория потребностей. А. Маслоу классифицировал

потребности личности на базисные (основные) и производные

(метапотребности). Базисные (в пище, в воспроизводстве, безопасности, в

одежде, в жилище и т.д.), производные (в справедливости, благополучии,

порядке и единстве социальной жизни). Маслоу расположил все потребности в

восходящем порядке -- от низших физиологических до высших духовных. Главное

же в теории А. Маслоу заключается не в самом расположении потребностей, а в

объяснении их движения. Потребности каждого нового уровня становятся

актуальными, т. е. насущными, требующими удовлетворения лишь после того,

как удовлетворены предыдущие. Голод движет человеком до тех пор, пока он не

удовлетворен. После того, как он удовлетворен, вступают в действие в

качестве мотивов поведения другие потребности. На основе идей Маслоу была

разработана двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга (1950) и теория

стилей управления Д МакГрегора (1957). Согласно теории Ф. Херцберга, только

внутренние факторы, т. е. содержание работы, повышают удовлетворенность

трудом. Внешние же факторы, т. е. условия работы: заработок, межличностные

отношения в группе, политика компании, стиль управления и другие - Херцберг

называл гигиеническими. Они могут снизить уровень неудовлетворенности

трудом, способствовать закреплению кадров, но не окажут существенного

влияния на повышение производительности труда. Ф. Херцберг сформулировал

такие зависимости: удовлетворенность есть функция содержания работы, а

неудовлетворенность - функция условий труда. Обе системы являются

разнонаправленными плоскостями поведения.

Теория стилей управления Д. МакГрегора описывает черты трех основных

стилей управления:

1) авторитарный стиль, для которого характерен жесткий контроль,

принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальное

стимулирование;

2) демократический стиль, делающий упор на использование творческих

способностей подчиненного, гибкий контроль, отсутствие принуждения,

самоконтроль, участие в управлении, акцент на моральных стимулах к

труду;

3) Смешанный тип, чередующий элементы авторитарного и демократического

стиля управления.

Д. МакГрегор не считает необходимым рекомендовать как более

предпочтительный тот или иной стиль управления. По его мнению, прежде чем

выбрать ту или иную модель на предприятии, следует провести диагностическое

исследование и выяснить ряд вопросов: каковы уровень доверительности в

отношениях управляющих и подчиненных, состояние трудовой дисциплины,

уровень сплоченности и другие элементы социально-психологического климата в

коллективе. На основе этих исследований в США сформировались два

общественных течения - внедрение новых форм организации труда и программа

улучшения качества жизни.

Проведение эмпирических социологических исследований и создание

различных прикладных теорий базировались на определенных методологических

установках. Долгое время в США в методологии социологических исследований

господствовал бихевиоризм. Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение)

утверждает, что социология - это поведенческая наука, или наука о

человеческом поведении. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д.

Б. Уотсон, Б. Скиннер. Согласно учению бихевиористов, все поведение

человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаете

определенные реакции. Следовательно, поведение человека в значительной мере

управляемо. Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создание науки

об управлении людьми.

Бихевиоризм абсолютизирует эмпирические методы исследования. Смысл

исследования социологов, с точки зрения его представителей, состоит не в

объяснении, а в описании поведения. Поэтому главные усилия исследователя

должны быть сосредоточены на собирании фактов и их описании. Всякая попытка

объяснения может привести только к искажению, затмению фактов, к

идеологическим спекуляциям. Исходя из этой установки бихевиористы

рассматривают наблюдение и эксперимент как основные методы исследования.

При обработке данных абсолютное предпочтение отдается количественным,

математическим и статистическим методам.

Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к

строгости и точности социологических исследований. Однако абсолютизация

поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов

анализа ведет к упрощенному взгляду на общественную жизнь в целом и на

личностное взаимодействие, в частности, так как наблюдаемые объекты по

многим существенным параметрам не могут быть изморены. Для проведения

глубоких социологических исследований необходимо создание предварительных

рациональных конструкций в виде научных гипотез, понятийного аппарата и т.

д. Не менее важное значение имеет разработка методологии проникновения во

внутренний интимный мир человеческой личности, познание ее ценностных,

психологических и иных мотиваций. Поиски таких методологий в американской

социологии привели к разработке функционализма, структурно-функционального

анализа и других теорий. Рассмотрение этих теорий будет проведено в

последующих темах в связи с анализом тех или иных актуальных проблем

социологии.

7. Развитие социологической мысли в России.

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой

социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений

западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в

которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии

социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа.

Первый этап - с середины XIX века до 1918 года XX века, второй - с начала

20-х годов до конца 50-х годов, третий - с начала 60-х до наших дней.

Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов.

Первый этап, прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных

мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 -

1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название

субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были

впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова

(1870). Как и у других классиков теоретической социологии - О. Конта, Г.

Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли

разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и

направленности его развития. Значительное внимание представители

субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса.

Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке

культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою

общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными

структурами и отношениями.

Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное

историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего,

критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через

действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой

общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая

интеллигенция.

Личность в концепции субъективных социологов выступает не только

главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса.

Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при

которых бы были созданы предпосылки для всестороннего развития

(«разнородности») личности. Однако, по мнению субъективных социологов,

история до сих пор шла по линии развития «разнородности» общества, его

социальной дифференциации и разделения труда, что приводило к

односторонности личности, к превращению ее в простой придаток общественного

механизма. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных социологов,

возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы,

равенства и справедливости. Однако следует отметить, что концепция

социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась от

марксистской концепции социализма и, тем более, от так называемого

«реального социализма», который был воплощен в СССР и других странах

социалистического содружества. Н. К. Михайловский определял социализм как

«творчество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим

в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке

вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены

особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи

развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе

которого лежала идея о переходе к социализму через использование и

преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм

устройства труда и. Быта - общины («мира»), артели и др.

В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и методология

субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании

принципиального различия между природными и общественными явлениями.

Природные - это закономерные, повторяющиеся явления, общественные -

неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. На основу этого разграничения

утверждалась необходимость использования различных методов познания -

научного и социологического.

Естественнонаучный метод в своей основе - объективный метод.

Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование

необходимости использования субъективного метода в социологии строилось по

такой схеме: основной единицей общества является не класс, группа,

коллектив, а личность. Социальную деятельность личности определяют не какие-

то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и цели. Познать объективными

методами эти помыслы и цели невозможно. Поэтому изучение личности

социологом может быть осуществлено только по принципу «сопереживания»,

когда, по выражению Михайловского, «наблюдатель ставит себя в положение

наблюдаемого». В соответствии с этой установкой разрабатывается

субъективная концепция истины.

Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение объективных свойств

вещей самих по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его

познавательной способности. Но такой подход вел к отрицанию закономерности

и, по сути дела, оправдывал произвольное истолкование общественного

процесса. Чтобы избежать произвола мнений, Н. К. Михайловский выдвигает

идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную

способность «нормального человека», нормального не только физиологически,

но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных

качеств социальные условия. Кроме того, позиция «нормального человека»

должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть трудящегося

большинства. Поэтому социология должна начать с некоторой утопии, то есть с

построения социального идеала общества, обеспечивающего полнокровное

развитие человеческих способностей. В русле субъективной социологии шло

решение конкретных проблем политической социологии, механизма связи лидера

и массы («Герои и толпа»), роль партии в общественной борьбе («Исторические

письма») и др.

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке

того периода занимают работы М. М. Ковалевского (1851-1916).Ведущую роль в

своей социологической теории М. М. Ковалевский отводит учению о социальном

прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между

социальными группами, классами и народом. Одной из основных задач

социологии М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности,

описание и объяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных работах

М. М. Ковалевский активно использовал и развивал сравнительно-исторический

метод, с помощью которого стремился выявить общее и особенное в социальных

явлениях, осуществить познание различных исторических ступеней развития

одного и того же явления или двух разных осуществляющих явлений. М. М.

Ковалевский верил, что с помощью сравнительно-исторического метода через

«параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно

выявить общую форму поступательного движения общественной жизни».

Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. М.

Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма,

представленная два основными теориями. Ортодоксальный марксизм в тот период

представляли две ведущие фигуры - Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, так

называемый «легальный марксизм» - П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н.

А. Бердяев и др. Основные принципы марксистской методологии были изложены в

предыдущем разделе, и представители ортодоксального марксизма в России в

целом их разделяют.

Однако при решении конкретных проблем общественного устройства между Г.

В. Плехановым и В. И. Лениным существовали серьезные различия, которые в

преддверии Октябрьской революции перешли в стадию непримиримой борьбы. Так

называемый «легальный марксизм» как течение социальной мысли носил

временный, социокультурный характер, связанный с увлечением либеральной

интеллигенции марксистскими идеями в период кануна революции 1905 - 1907

гг. После ее поражения либеральная интеллигенция отошла от марксизма, и

«легальный марксизм» прекратил свое существование.

Следует также отметить, что в этот период у социологии накапливается

большой фактический материал, шла отработка методов конкретно-

социологического анализа с использованием достижений статистики, демографии

и других смежных дисциплин. В 1869 г. вышла в свет работа известного

общественного деятеля В. В. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в

России». В этой работе автор обобщил значительный статистический материал в

личные наблюдения, касающиеся социального и экономического положения

рабочих и крестьян в различных губерниях России. Заметным событием в

развитии социальной мысли России была двухтомная работа Ю. Янсона

«Сравнительная статистика России и западноевропейских государств (1878 -

1880 гг.)», в которой автор представил богатый фактический материал о

социальных процессах в послереформной деревне. Большое влияние на развитие

социологии в России оказала опубликованная в 1899 году книга В. И. Ленина

«Развитие капитализма в России». В первый период появляются также крупные

работы российских социологов А. Богданова, В. Шулятикова, П. Сорокина, К.

Тахтарева, посвященные проблемам социальной стратификации, теории классов.

Второй период развития социологической мысли в России характеризуется

нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической

наукой статуса социального института. В 1918 - 1919 гг. в Петроградском и

Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая

степень по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В

1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было

создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим

Александрович Сорокин (1889 - 1968) - крупный ученый и общественный

деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой

социологии. П. А. Сорокин - один из лидеров правого крыла партии эсеров,

после Февральской революции 1917 года - секретарь Керенского, с 1920 г. -

профессор Петроградского университета, в 1922 г. в числе большой группы

российской интеллигенции по решению ЦК ВКП(б) выслан из России за границу.

Жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ. Один из

родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности.

На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х

годах издается обширная социологическая литература: Сорокин П. А. «Основы

социологии» (в 2-хтт., 19222.), Хвостов В. М. «Основы социологии. Учение о

закономерностях общественного процесса» (1928г.), Бухарин Н. А. «Теория

исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии»

(1922 г.), Салынский М. С. «Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую

социологию» (1923 г.) и др. Основная направленность этих работ состояла в

выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии

марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и

определить ее место в системе марксизма.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались

эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают

исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и

быта рабочих и крестьян В этой области наиболее плодотворно работали А. К.

Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно

разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н.

Анцифиров, А Годулов, В Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И.

Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

В ЗО-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической

основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было

провозглашено, что «исторический материализм - это и есть социология

марксизма», и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические

исследования, как несовместимые со спецификой философской теории,

выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка

разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка

упадка связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследования,

как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны

тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так

называемых «социалистических завоеваний». Начиная с этого времени,

осуществляется идеологизация всей общественной жизни, в том числе и науки.

Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование.

Отдельные ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического

материализма, демографии, статистики, психологии.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х - начале 60-х

годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены

масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-

технического прогресса на социальную и профессиональную структуру

работников, их отношение к труду. Большое распространение получило

«социальное планирование», составление планов социального и экономического

развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых

городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический

материал; отработаны методики социологического исследования, приобретены

навыки проведения социологических исследований большим количеством

социологов-самоучек.

В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального

института. В середине 1960 года было создано первое социологическое

учреждение - отдел социологических исследований в Институте философии АН

СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском

госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая

ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-

социологических исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-

социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и

крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974

года начал выходить специализированный журнал «Социологические

исследования». С 1988 г. образованы социологические факультеты в

Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В

настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых

социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические

исследования в самых различных областях общественной жизни.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.