реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние СМИ на формирование общественного мнения

выделяет следующие шесть функций журналистики:

1.коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор

называет исходной функцией журналистики;

2.непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется

роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;

3.идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением

оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные

ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления,

включая мотивацию поведенческих актов;

4.культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том,

чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в

пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей,

воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя

всестороннему развитию человека;

5.рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов

в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм,

коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)";

6.рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

Но следует отметить, что непонятно выделение автором непосредственно –

организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и четвертой

властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение и взгляды

людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить

с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах,

в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.

* Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики, М.,1995, с.48-72

Так, например, С.Г. Корконосенко* выделяет 4 такие сферы: экономическую,

политическую, духовно-идеологическую и социальную.

В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли: - производственно-

экономическую,

- регулирующую,

- духовно-идеологическую,

- информационно-коммуникативную.

Так, в экономической области она становится элементом системы производства,

приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор,

накопление, хранение, переработка и распространение информации.

В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную,

воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.

Автор полагает, что ролевой подход дает возможность описать сложный

комплекс функционирования СМИ. Возможно, но автор считает, что быть товаром

есть функция журналистики – а это, по всей видимости, преувеличение,

поскольку товар – это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо

человеческую потребность и предназначенный для обмена**, но каким образом

журналистика может служить продуктом обмена? В данном случае это не функция

журналистики, а функция информации, которую обрабатывает журналистика.

Так же, как и сбор, хранение и т.д. информации, так как это слишком

ограниченное определение функции в социальной сфере. Автор также определяет

субъектов, которые оказывают влияние на формирование функций СМИ.

Генеральным субъектом по отношению к журналистике является общество. На

удовлетворение потребностей всего общества направлены функции интеграциии

познания, выполняемые журналистикой. Отдельные социальные структуры, как

субъекты, своими потребностями в завоевании и удержании власти определяют

такие функции журналистики, как пропаганда, агитация, организация. Личность

определяет функции ориентации, морально – психологического удовлетворения.

Для такого специфического вида социальных субъектов, как журналисты,

журналистика выполняет служебно-профессиональную и творческую функции.

* Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб. 1995, с.53.

** Шишкин А.Ф.Экономическая теория, М.,Гамунит.изд. центр Владос,1996-

1997,с.176

Однако вызывает сомнение само деление субъектов, поскольку журналист может

выполнять не только творческую и профессиональные функции, но также

использовать прессу в своих собственных интересах.

Автор полагает возможным различать еще и социальное назначение

журналистики, или ее генеральную функцию, которая состоит в регулирующем и

преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с

актуальными общественными интересами. Но при этом автор не связывает эту

функцию ни с одним субъектом.

Но данные авторы, по всей видимости, отождествляют фукнкции журналистики и

функции СМИ. Функции средств массовой информации более разнообразны и

журналистика не исчерпывает весь спектр деятельности СМИ. Однако различная

деятельность средств массовой информации выходит за рамки деятельности

журналистики, как, например, прямая трансляция по телевидению заседания

какого-либо съезда или сессии парламента, трансляция по телевидению или

радио балета (спектакля, эстрадного концерта), публикация (оглашение)

законодательных актов, указов и прочих нормативных актов государственных

властей, трансляция урока английского (или любого другого) языка,

трансляция (публикация) программы передач, сводки погоды, рекламы

очередного товара. То есть понятие “журналистика” может появиться тогда и

только тогда, когда дается оценка текущему событию. Только при этих

условиях комментатор становится журналистом, а комментарий - элементом

журналистской деятельности.

Таким образом, мнение журналиста-практика - руководителя еженедельника

"Тайм", приведенное С.Г. Корконосенко в своей работе, является достаточно

объективным: "Мы по-прежнему имеем дело с оценкой текущих событий и не

претендуем на беспристрастность"*. Таким образом, различные авторы по-

разному рассматривают функции средств массовой информации. Но, на мой

взгляд, самое простое разделение функций можно встретить в современных

исследованиях**:

. гуманитарные функции СМИ - информирование, образование, развлечение и

т.п.;

*Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики, СПб. 1995,с. 54

** Gallup Media “ Исследование СМИ, мониторинг рекламы и тиражный аудит”,

www.internews.ru/internews/Internews_News.html

. политические функции СМИ - формирование массового общественного сознания

и/или направленное влияние на отдельные группы населения.

Видимо, эти функции названы политическими, поскольку политическая власть

воздействует на общественное мнение, формирует определенную идеологию в

массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц. Особенно

сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время

политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются

свои цели и человек побуждается к определенному действию.

В следующем параграфе я бы хотела рассмотреть идеологическую (или

политическую) функцию и ее составляющие.

1.3.Методы влияния на человеческое сознание.

Общественное сознание – это отражение материального отношения людей друг к

другу и к природе в процессе отношения людей к действительности.* СМИ через

воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в

отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким

образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние

массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение

различных

социальных общностей к проблемам, событиям действительности. **

Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении

таких глобальных общечеловеческих проблем. Как предотвращение экологической

катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение

выступает в экспрессивной (контрольной), консультативной и директивной

функциях.***

Экспрессивная функция – самая широкая по своему значению. Общественное

мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к различным

политическим системам, государственной власти, какой-либо глобальной

общегосударственной или общемировой проблеме. Таким образом, в данной

функции общественное мнение выступает в качестве некоей контролирующей

силы по отношению к институтам власти, т.е. обладает моральной властью,

*Грушин Б.А. “Мнение о мире и мир мнений. М:Политиздат,1967, с.64

** Там же, с.65

*** Там же, с.67

но и эта власть очень эффективна, поскольку назревающие процессы

недовольства общества могут привести к серьезным последствиям, возможно,

даже к неким государственным изменениям.

Вторая функция – консультативная. Общество выражает свою точку зрения на

какую-либо проблему и таким образом может застваить институты власти

действовать определенным образом в отношении решения экономических,

идеологических, политических проблем. Но эта функция будет иметь влияние на

институты власти лишь в том случае, если власть прислушивается к

общественному мнению. Распространению общественного мнения во многом

способствует СМИ, распространяя мнения каких-либо людей.

Третья функция – директивная, проявляется в том, что общественность выносит

решение по тем или иным проблемам социальной жизни, которые имеют

безусловные характер. Например, изъявление народного мнения при выборах – в

данном случае народ не только оказывает степень доверия тому или иному

кандидату, но и выражает свое мнение.

Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет

деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность

СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для обшества

проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения,

можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять

деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под

воздействием различных факторов, в частности из-за распространения

идеологиии и пропаганды, чем могут

заниматься и СМИ.

В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного

воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего

мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в

поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо

отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение

к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен

внушению, подражательности и заразительности.

Внушением считают воздействие на личность, приводящее к появлению у

человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее

человека к совершению определенных действий.*. Находясь под воздействием

внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще

всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих

потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле,

вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка,

возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов

поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо

обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать

направленное на них воздействие и, соответсвенно, оказываются бессильными

перед подобными внушениями.

Задача журналиста может заключаться в большей степени в достижении

собственных целей и целей организации, которую он представляет. Для

направленного воздействия на общественное мнение ему необходимо держать под

контролем поток информации и манипулировать им. Пропаганда за многие годы

отработала большое количество приемов для манипулирования общественным

сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу

определенным образом. Для воздействия на аудиторию журналист использует

определенные методы, так, например, можно выделить метод дезинформации.

Смысл в том, что в определенный момент в СМИ “подается” информация,

зачастую являющаяся откровенной ложью.

Во-первых, дезинформация подается, как правило, из разных источников и

западает в подсознание человека, а во-вторых, дезинформация используется в

момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда

- цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод

довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно “грубым” и

нечасто используется в современных СМИ. Можно сказать, что наиболее

устойчивой является информация рационально осмысленная и эмоционально

усвоенная человеком.

* Советский энциклопедический словарь/гл.ред. Прохоров А.М., М:Советская

энциклопедия,1986,с.231

Метод семантического манипулирования.

Предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих

либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на

восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они

- оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество,

простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод

основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на

человека в силу его привычек и убеждений.

Когда утаить информацию невозможно, часто используется метод отвлечения.

Общество не терпит информационного вакуума, поэтому чтобы отвлечь аудиторию

от одной информации, необходимо переключить ее внимание на другую, поданную

в максимально сенсационном виде. Цель новой информации – создать

отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации.

Способ подачи информации позволяет отправителю контролировать уровень ее

восприятия аудиторией. По способу подачи материала Г.Шиллер* выделяет два

метода манипулирования: метод дробления и метод немедленной подачи

информации. Сущность метода дробления (фрагментации) заключается в том,

что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого их

элемента сокращается во времени, что создает противоречие между

действительным содержанием какого-либо события и временем, отведенным для

его демонстрации. Т.е. информация, поданная мелкими порциями, не позволяет

ею эффективно воспользоваться.

Немедленность подачи информации, по мнению Г.Шиллера, не только тесно

связана с методом фрагментации, но и является обязательным элементом его

осуществления. Однако такое ложное чувство срочности создает ощущение

чрезвычайной важности передаваемой информации, хотя может таковой вовсе не

являться, наоборот, отвлекая внимание человека от действительно значимой

информации. Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах,

военных действиях, предвыборных поездках политических лидеров мешают

составлению верных оценок и суждений, так как большинство важных событий

* Колесников Ю.С. Прикладная социология,Ростов-на-Дону,”Феникс”,2001,с.117

обретают смысл лишь по истечении определенного времени.

Но внушение бывает не только преднамеренным, но и непреднамеренным.

Так, например, в 1995г. фонд Эйберта* опубликовал результаты

социологического опроса российских офицеров. По их мнению, нашими главными

врагами были Прибалтика и Афганистан, а лучшими друзьями - Белоруссия и

Казахстан. В Латвии эти данные широко обсуждались, поскольку были поняты

так, что война уже объявлена, если русский офицер утверждает, что Латвия -

его главный враг. В данном случае это - непреднамеренное внушение.

Один из приемов внушения, который используется в современной журналисткой

практике – создание резонанса, суть которого заключается в том, что

используется предрасположенность аудитории остро реагировать на различные

расовые, национальные, религиозные ситуации. СМИ манипулирует

националистическими стереотипами и негативными установками для

провоцирования определенных действий. Так, например, в настоящее время для

россиян очень болезненным является чеченский вопрос, который практически

ежедневно поднимают СМИ. Сформирован даже некий стереотип “лиц кавказской

национальности”, к которым большинство граждан нашей страны относятся с

подозрением.

Сообщения в СМИ подаются в эмоциональной и драматизированной форме.

Экономические и социальные трудности объясняются присутствием “инородцев”,

мешающих налаживанию нормальных жизненных условий. Пресса иногда

поддерживает экстремистские лозунги решительного изгнания людей другой

национальности. Национальные вопросы нередко связываются с религиозными.

Механизм создания “образа врага” нередко используется для создания

негативной общественной реакции, в основе механизма заложена идея

дегуманизации – враг представляется непохожим на вас: он другой

национальности, вида, умственных способностей, кроме того, он агрессивен и

ничего хорошего от него ждать нельзя. Рисуются только отрицательные черты,

сведения о положительном утаиваются. Например, английская газета “John

Bull”, издававшаяся в годы первой мировой

войны, нередко пользовалась этим механизмом для создания антифашистских

настроений.

*Мельник Г.С.Mass media: психологические проблемы и эффекты, изд-во

СпбУ,1996,с.78

Немало внушающих элементов содержат радио- и телепередачи. Например,

религиозная буддистская организация “Аум сенрике” в течение длительного

времени использовала популярный радиоканал “Маяк” для своих сомнительных

проповедей. За это время она приобрела такое количество приверженцев

вероучения, которое в несколько тысяч раз превышало число последователей

на родине основателя учения, который был привлечен к уголовной

ответственности за причастность к убийству людей.

Таким образом, элементы внушения можно “подать” в любое время в “упаковке”

с новостями, передачами, фильмами; можно манипулировать человеческим

сознанием с помощью радио и даже путем подачи информации в определенном

виде в печатной продукции. Эти элементы западают в подсознание человека и

заставляют его действовать определенным образом; поскольку взаимодействие

человека со СМИ происходит ежедневно, то и влияние на общество и на каждого

человека в отдельности можно назвать очень существенным. Многие методы

хорошо изучены и давно стали “классикой” манипулирования. Эти методы уже

настолько “срослись” с деятельностью СМИ, что стали как бы составным

компонентом деятельности.В частности, воздействие массовой информации на

сознание людей нередко достигается с помощью стереотипов, мифотворчества и

имиджей.

Формирование стереотипов.

Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации.

Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще

неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому

пресса стандартизирует сообщение, т.е. особым образом “подводит” информацию

под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без

усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной

коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также,

безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ.

С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку

стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных

групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны

сохранилась как стереотип “философия надежды”, ориентация на идеальные

образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются

так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при

соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует

“оптимизм до последнего”.

Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с гигантским

влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее

поступки “героев”, созданных прессой, радио или телевидением. Так,

например, в настоящее время неким стереотипом становится человек,

ориентированный на достиженчество, целеустремленный, рассчитывающий на свои

собственные силы.

СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный

уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому

послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании -

повторение.

Еще одним методом СМИ является мифотворчество (греч. mythos-

предание,сказание)* - в технике внушения поддержание мифов играет огромную

роль. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей. Мифы

очень жизнеспособны, и их жизненность объясняется тем, что, опираясь на

реальные факты и события, они воспринимаются как истина, догмат.

“Событие, истинность которого субъекты общения не имели желания или

возможности проверить, кажется им правдоподобным на основе их модели мира,

представленной в действительности.” **

Истинные же факты зачастую воспринимаются людьми как небылицы. Именно так

воспринимались рассказы афганцев о том, что они участвовали в настоящей

войне, поскольку пропагандой в массовом сознании был “закреплен” миф об

ограниченном введении советских войск в Афганистан.

Наверное, было бы гуманнее отказаться от мифотворчества, поскольку человек

испытывает большую психологическую драму именно тогда, когда рушатся его

*Советский энциклопедический словарь/гл.ред.Прохоров А.М., М.: Сов.

Энциклопедия,1986, с.81

**Знаков В. В. Типы понимания правды о негативных явлениях 1960-

1980//Психологический журнал,

1992 т.12 №3 с.16

иллюзии, а не когда он испытывает реальные трудности. В основе механизма

мифологизации лежат подтасовка, сокрытие фактов, событий, документов. Но

мифы всегда имеют под собой реальную основу, некое реально произошедшее

событие,определенный свершившийся факт. Быстрому их распространению часто

способствует низкая информационная культура, склонность к некритическому

восприятию действительности. Большое количество мифов порождается условиями

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.