реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Безработца

жизненные блага не ниже прожиточного минимума. Поэтому общество вынуждено

искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения

в бандитов. Но направляемые на эти цели средства не служат дальнейшему

развитию экономики страны – они просто проедаются.

Во-вторых, рост безработицы сокращает спрос на товары; люди, не

получающие зарплату, могут позволить себе лишь самый минимум. Это обостряет

экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения

занятости. Это порочный круг крайне опасен – с каждым оборотом разомкнуть

его становится все сложнее.

В-третьих, безработица обостряет политическую ситуацию в стране.

К счастью, безработица может быть уменьшена. Для этого используются

различные методы, например переобучение безработных, поощрение

индивидуального предпринимательства и др.

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу:

фрикционная и структурная безработица – явления естественные и не

представляющие угрозы для нормального развития страны. Более того такое

развитие без них просто невозможно. Наличие безработицы заставляет людей

опасаться потери рабочего места и побуждает их трудиться более

производительно и качественно. Поэтому полная занятость – как ее сегодня

понимают в большинстве развитых стран – это ситуация, когда существуют

фрикционная и структурная безработица, но нет безработицы циклической. При

таком положении безработица в стране соответствует своей естественной

норме, в разных странах она складывается по-своему. Какова естественная

норма безработицы для России сегодня сказать нельзя, еще только предстоит

экспериментально определить эту величину. Но сделать это можно будет только

тогда, когда экономика нашей страны выйдет из кризиса и начнется процесс

сокращения циклической безработицы.

5. Последствия безработицы

Как и всякое социально-экономическое явление, безработица имеет

закономерные и случайные черты, сущностные и поверхностные характеристики,

позитивные и негативные стороны.

Их интенсивность зависит от масштабов, уровня, региональной специфики,

формы безработицы. С точки зрения теории и практического регулирования

рынка труда, наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных

последствий роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий

по предупреждению и смягчению этих последствий, миннинизировать социальную

цену радикальных реформ .

При анализе безработицы в РФ. можно выявить следующие негативные

тенденции:

1. Безработица ведет к не полному использованию экономического

потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте

национального богатства, по этому в стране возникают потери от

недоиспользованная производственных возможностей.

2. При продолжительной безработице теряется квалификация

высвободившихся работников. Особенно ощутимы Социально-Экономические потери

в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на

малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при

последующем включении в производительный процесс, работник выходит на

нормальную , устойчивую высоту производительности труда, примерно за

полугодовой срок . И весь период адаптации работник отстает в результатах

своего труда, по сравнению с постоянными рабочими кадрами той же

квалификации в равных условиях труда.

3. Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием

чего является подрыв психического здоровья нации. Согласно опросу

проведенному в Санкт-Петербурге среди безработных, этим обеспокоены 40 %

респондентов.

Оценивая, безработицу как потери общества, следует упомянуть также

следующие факторы экономической нестабильности:

• снижение покупательного спроса.

• сокращение сбережений.

• снижение инвестиционного спроса.

• сокращение предложения, спад производств.

4. Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения

числа преступлений. В Санкт-Петербурге эту закономерность отмечали 12,7%

опрошенных. Рост безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений на

8%, 39% зарегистрированных преступлений совершают лица не имеющие

постоянного источника дохода.

Также по данным опроса 18% считают, что безработица усиливает

социальную напряженность и политическую нестабильность в обществе. А 5,2% -

что безработица ведет к снижению заработной платы, в следствии конкуренции

на рынке труда.

Оценки мужчин и женщин примерно одинаковы, однако женщины более остро

реагируют на снижение жизненного уровня и утрату квалификации и менее

болезненно на усиление социальной напряженности и политической

нестабильности.

Потеря безработными значительной части личных доходов и ухудшение

жизненного уровня характерна для всех стран, независимо от системы

страхования в фонд занятости, размеров пособий и другой материальной

помощи.

В странах с развитой рыночной экономикой размеры пособий по

безработице, соотнесенные со средней заработной платой, колеблется довольно

существенно. Так в США этот показатель в среднем составляет 50%, в Канаде

60%, в Австралии 30-60%, в Бельгии 40-60%. Западные специалисты указывают

на дестимулирующий характер высоких пособий:

безропотные затягивают время поиска работы, повышается уровень

притязаний к заработной плате на новом рабочем месте.

В России законы по социальной помощи более либеральны, они позволяют

получать от 45-70% от средней заработной платы в течении года.

При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне

имеются и положительные аспекты.

1. Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы,

которую можно задействовать при расширении производства или структурных

перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного

развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха

оказались незадействованы, так как работникам было легче работать на старых

уже освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными,

эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.

2. Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования

повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы

предпринимательской деятельности.

Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы

производства, является самым лучшим организатором дисциплины труда, а кроме

того создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда.

Этот аспект отметило 14% от опрошенных в Санкт-Петербурге. Респонденты

также отмечали что:

• 75,2% -устраивает статус безработного т.к. он увеличивает личное

свободное время.

• 13% -безработица стимулирует овладение новыми специальностями. »

Каждый 7 репондент .считает, что безработица воспитывает ответственность и

самостоятельность.

В силу отмеченных причин, умеренная безработица (от3-7% от числа занятых)

считается необходимым спутником развития рыночной экономики.

6.Факторы, способствующие безработице в России. Минимизация их воздействия.

Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение,

толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением

экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие

следующих факторов:

1. подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58,

женщин в 53);

2. частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день,

сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);

3. условная безработица (непостоянная работа);

4. временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за

инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения

содержания);

5. потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);

6. безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными

и опасными условиями труда;

7. безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

8. вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии,

комплектующих, приведшего к остановке предприятия);

9. безработица вследствие повышения производительности труда и его

интенсификации;

10. безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной

перестройки в армии;

11. безработица членов семей военнослужащих и военных советников,

возвращающихся в РФ из-за рубежа;

12. безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах

вследствие остановки предприятий;

13. первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

14. безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей

обучение по собственному желанию;

15. безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

16. безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности

переквалифицироваться и получить иную профессию;

17. безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)

18. безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за

рубежом;

19. безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

20. безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить

работу;

21. безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций

(аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений

в результате взрывов или военных действий);

22. безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и

утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в

регионы с избытком рабочих мест.

Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения

армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками

подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в

России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-

элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не

пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса

людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не

оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать

давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на

бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным

миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в

преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди

состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются

безработными.

6.1.Методы борьбы с безработицей

При разработке федеральной и региональной программой обеспечения

занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России

исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить

безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно

смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного

обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о

соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства,

поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным

уйдет 2.5% валового национального продукта.

В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры,

направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших

институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в

экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне

и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В

русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде

и занятости путем приведения его в соответствии с международно признанными

правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная

продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных,

началось реформирование социального страхования. Регулирование социально -

страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации

экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими

хозяевами.

Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной

защиты населения, пострадавшего от правительства « реформаторов».

Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда

(кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги.

Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая,

однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких

социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам,

неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет

традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием

рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты

труда.

Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми

условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по

экономическим мотивам составили более половины официально

зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных

работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны

реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по

трудоустройству социально незащищенных маргиналов.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость

преобразования фондов занятости в полноценную систему социального

страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно

действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие

места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью

процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной

занятости.

Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали

«рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя

правительственному курсу социальной защиты, служба занятости

трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены

раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых

мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности

проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах

содействия занятости сознательно принижалось значение трудового

посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и

ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение

безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности

производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому

времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой

стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного

капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне

естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и

сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности

источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену

социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические

задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших

монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем

государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без

оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без

долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой

мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными

компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами

неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся,

им пытаются вернуть как социально незащищенным.

Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя

квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных

производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет

депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены

перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в

ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же

надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте,

неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему

отношений труда и капитала?

Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:

окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном

труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе,

предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически

обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является

социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную

реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями

рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде,

бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого

является свободный от внеэкономического принуждения и административного

диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет

на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности,

образования, квалификации, опыта.

Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от

рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных

ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Затем

желательно отказаться от так называемой социальной защиты трудящихся и

ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них

принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные

условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков

потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования

трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда

в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного

регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной

заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты

на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные

нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить

минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу

тарифных систем.

Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над

государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении.

Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости,

включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать

нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы.

Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной

администрации систему активного содействия безработным на основе страховых

взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка

труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно

безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием

преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить

обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно

очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений

популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую

активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы

социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к

посильным для них занятиям.

Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать»

официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб

занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в

результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем

настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на

перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил,

вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре

борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой

пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за

труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в

соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая

на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного

развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию

взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что

является условием социально - экономической сбалансированности. Только так

может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых

рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь,

приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.