реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теоретическая социология

«теологической» стадии.

Таким образом, от наблюдения реально существовавших и существующих

этапов социальной эволюции Конт переходит к характеристике того, какой она

необходимо будет и должна быть. Социальная динамика завершается

пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами.

Спенсер - позитивист

Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г.Спенсер (1820-

1903r.r.). В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь

на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную

теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность

Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных

периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные

перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его

мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной -неорганические,

органические и надорганические (социальные). Социология призвана изучать

прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и

характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что

собственно нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит.

В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения

происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к

природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и

обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры

зависимости характера человеческой деятельности от географии местности,

климатических условий, численности народонаселения и т.д.

По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов

общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда

следует, что качество жизни членов общества, характер экономических и

политических институтов зависит в конечном счете от "усредненного уровня"

развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную

эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или

радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов,

составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться

катаклизмами и непредсказуемыми последствиями: "Если вы однажды

вмешаетесь в естественный порядок природы, - писал он, - то никто не может

предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в

царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному

организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое

целое". На этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма

за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские -вмешательства

в естественный ход эволюции.

Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по

восходящей линии. Но отдельно взятые общества (также как и подвиды в

органической природе) могут не только прогрессировать, но и деградировать:

"Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути". При

определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер

использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность

структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к

определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности,

тройной сложности и т.д.

Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и

общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше

эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это

позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция

совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и

искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер,

находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных

данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной

однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей

рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе «Основные начала»

различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую.

Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции

в другом труде «Основания социологии».

Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные

способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий

существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее

групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд

непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими

функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами,

определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты

контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей

современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но

для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как

выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять

соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной

жизнедеятельности.

Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании

общества как сложной социальной системы Спенсер старался провести

последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как

социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества

позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические

организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем

увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и

соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные

общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не

достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение

процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких

приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом

Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития.

Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании

многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное

расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении

общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: «военное», в

котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный

характер, и «промышленное» с добровольным сотрудничеством. Общество как

социальный организм, по мысли Спенсера, состоит из трех главных систем:

«регулятивной», «производящей средства для жизни», «распределительной».

Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на

страхе. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед

мертвыми» — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не

может и не должно поглощать отдельную личность.

Уильям CAMHEP

Уильям САМНЕР (30.10.1840, Патерсон, штат Нью-Джер-си,— 12.04.1910,

Инглвуд, штат Нью-Джерси) - американский социолог, экономист и публицист,

профессор политической и социальной науки Йельского ун-та, представитель

социального дарвинизма. Определяющее влияние на формирование его концепции

оказали труды Спенсера.

В своих работах Семнер исходил из двух основных принципов:

> Естественный отбор и борьба за существование имеют решающее и

универсальное значение;

> Социальная эволюция носит автоматический и неуклонный характер.

Идея естественного отбора в его интерпретации выступала как идея

естественности социального отбора, поэтому социальное неравенство он

рассматривал как нормальное состояние и необходимое условие развития

цивилизации. Семнер отстаивал стихийность в социальном развитии (об-во

должно управляться естественными законами) и выступал против всех форм

государственного регулирования социально-экономических отношений. Его

взгляды выражали интересы средних слоев американской буржуазии, требовавшей

благоприятных условий для свободной конкуренции и обеспокоенной развитием

государственно-монополистических тенденций в обществе. В работе “Народные

обычаи” (1906), основанной на анализе большого этнографического материала,

Семнер разработал понятия, впоследствии широко применявшиеся в социальных

науках. Эта работа вошла в историю социальных наук не исходными социально-

дарвинистскими установками Семнера, а анализом нормативных аспектов

социальной жизни, роли обычая и этнических стереотипов в социальном

взаимодействии.

Основные теоретические идеи этого труда выстраиваются вокруг таких проблем,

как природа норм и обычаев, их происхождение, изменение обычаев, механизмы

закрепления обычаев и их институционализации, связь обычаев с социальными

группами.

Проблема возникновения и закрепления обычаев решается Семнером с позиций

социал-дарвинизма. Обычаи складываются на основе удовлетворения индивидами

своих потребностей: определенные способы поведения, удовлетворяющие ту или

иную потребность и в силу этого выгодные для индивида, закрепляются,

становятся привычными. Первоначальным механизмом возникновения обычаев

является метод проб и ошибок (метод “грубого эксперимента и отбора”): одни

способы поведения оказываются менее болезненными по сравнению с другими,

более эффективно обеспечивают удовольствие и оберегают человека от

страдания, а потому имеют больше шансов на сохранение. Групповая жизнь

людей и их борьба за существование способствовали распространению

функционально полезных способов поведения в социальной группе и превращению

их в обычаи. Обычаи являются основной социетальной силой. Они опосредствуют

в обществе удовлетворение всех человеческих потребностей и накладывают

социальные ограничения на биологически детерминированное поведение каждого

члена общества. Поскольку возникновение обычаев не осознается людьми, то их

происхождение всегда “окутано тайной”, а сами обычаи наделяются для людей

“силой фактов”.

Основными свойствами обычаев Семнер считал:

> инертность,

> изменчивость,

> тенденцию к совершенствованию и согласованности.

Обычаи всегда непосредственно связаны с той или иной группой; каждая группа

имеет свои обычаи. Развивая эту идею, Семнер ввел понятие “мы-группа”, “они-

группа” и “этноцентризм”, (понятие, использовавшееся ранее Гумпловичем),

получившие впоследствии широкое применение в социальных науках.

Принадлежность к “мы-группе” всегда определяет этноцентричными воззрения

человека на мир. Взаимоотношения в “мы - группе” Семнер упрощенно трактовал

как согласие, а взаимоотношения между “мы - группой” и “они - группой” -

как враждебность, базирующуюся на этноцентризме: склонности человека

воспринимать и оценивать различные явления на основе культурных стереотипов

своей этнической (социальной) группы. Формы проявления этноцентризма бывают

различными: идея исторической миссии и “избранности” собственного народа,

патриотизм, шовинизм.

Когда обычаи соединяются с теми или иными идеями и рациональными

обоснованиями их существования, они превращаются в нравы. Дальнейшей

ступенью закрепления обычаев, служащей формированию определенной социальной

структуры для поддержания определенной группы идей и обычаев, являются

институты. Функцией институтов всегда будет удовлетворение человеческих

потребностей. Выделяя четыре “великих движущих мотива человеч. поведения”

(голод, любовь, честолюбие и страх), Семнер разделил институты на четыре

класса: институты социетального самосохранения, обеспечивающие

удовлетворение потребностей в питании и самосохранении (промышленная

организация, собственность, “регулятивная организация”); институты

социетального самовоспроизводства, служащие продолжению рода (брак и

семья); институты самоутверждения, удовлетворяющие человеческое “тщеславие”

и “честолюбие” (спорт, игры, танец, мода, украшения, престиж и т.п.);

религиозные институты, связанные со “страхом перед духами” (анимизм,

шаманизм, фетишизм, табу, ритуал, жертвоприношение, магия и т.п.).

Развиваемый Семнером социологический подход был по существу

антропологическим. Хотя труды Семнера пользовались в свое время большой

популярностью, а “Народные обычаи” вошли в золотой фонд социологической

классики, его этнографически-ориентированный подход не получил сколь-нибудь

широкого распространения. К числу основных заслуг Семнера можно отнести

большой вклад, внесенный им в институционализацию социологической науки в

США. В частности, в 1875 он ввел в Йельском ун-те первый в истории

американской науки курс социологии.

СМОЛЛ, как представитель психологического направления в Социал-дарвинизме.

Основными представителями психологического направления в социал-дарвинизме

были Гумплович, Смол, Семнер. Они делали акцент на социальную структуру

общества, утверждая, что огромную роль при этом играет государство, как

организация господства меньшинства над большинством. Но в то же время между

обществом и государством есть конфликты. (Классовая борьба и противоречия в

обществе будут всегда – социализм не возможен). Видным представителем таких

антимарксистских взглыдов был А. Смол. В своей «Общей социологии» он

рассматривает биологическую и географическую среду в качестве мешающего

интересам человека фактором.

Он выделяет группы интересов людей:

> Интерес к здоровью

> Интерес к благополучию

> Интерес к общению

> Интерес к красоте

> Интерес к справедливости

В связи с тем, что изменения происходят постоянно в обществе не минуемы

конфликты между различными интересами. Для изучения интересов и управления,

заключает Смол, нужна специальная наука: социология, т.е. практические

рекомендации по управлению. Необходимо формировать новые социальные

институты, предовая значение процессам социализации.

ШКОЛА СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА.

Преодолеть теоретическую узость эмпирической социологии попытались в 50-е

гг. текущего столетия ученые, общим для которых оказался структурно

функциональный подход к обществу. Появление многообразных учений,

рассматривающих общество как особую систему («функциональную систему»,

«функционирующую систему», «систему функциональных связей» и т.д.) —

впоследствии суммарно их стали называть академической социологией — вызвано

неудовлетворенностью многих социологов резко выраженным отказом своих

коллег от теоретического объяснения сложных процессов социальной жизни.

РОБЕРТ МЕРТОН

Именно в связи с этим обстоятельством американский социолог Р. МЕРТОН (г.р.

1910) выступил с инициативой создания так называемой теории среднего уровня

(ее также называют теорией среднего ранга), призванной связать эмпирические

исследования с общей социологической теорией, которую предстоит создать в

будущем.

Основные положения своего учения Мертон изложил в так называемой «Парадигме

структурно-функционального анализа». Главными моментами которой являются:

значение самого понятия «функция», формулирование постулатов существования

общества как особой системы.

Касаясь понятия «функция», Мертон отмечает его многозначность. Причем в

обществе это понятие наполняется особым содержанием. Сам Мертон описывает

пять значений функции: как общественное поручение, возложенное на

конкретного исполнителя; в смысле рода или вида человеческой деятельности;

в ее математическом смысле (зависимость одной переменной от другой); как

способ связи элементов системы (структурных единиц); как выражение

системных процессов (адаптации и интеграции), определенным образом в силу

своей объективности отличающихся от субъективно обусловленных (интересами,

мотивами и т.д.) действий.

Постулаты существования общества как системы представляют собой исходные,

эмпирически неопровергаемые, положения, лежащие в основании структурно-

функционального подхода к обществу. Проанализировав многочисленные

исследования по этой проблеме, Мертон формулирует три таких постулата.

1. Функциональное единство общества. Иными словами, фундаментальным

условием существования общества как системы является согласованность

функционирования всех частей.

2. Универсальный функционализм. Этот постулат констатирует функциональную

природу всех социальных феноменов (процессов, связей, отношений, предметов

и т.д.).

3. Функциональная необходимость. Согласно этому постулату непременным

условием социального (социальности) является способность к функционированию

в составе социальной системы. Проще говоря, что не может функционировать,

не может быть (стать) социальным (общественным).

Однако в таком виде эти постулаты применимы только к относительно простым

социальным системам, и в современном сложноорганизованном обществе должны

быть скорректированы. В частности, первый постулат предполагает учет

последствий функционирования отдельных «сегментов» социальной системы на

разных уровнях, ибо эти последствия могут не совпадать и проблема

функционального единства решается уже иным образом. В связи со вторым

постулатом применительно к современному сложнодифференцированному обществу

Мертон обращает внимание на системные дисфункции — Мертон является автором

этого понятия — и тогда соответственно системные элементы обретают при

определенных условиях иную, дисфункциональную, природу. В связи с третьим

постулататом Мертон вводит понятие функциональных альтернатив

(функциональных эквивалентов), что все в целом позволяет ему сформулировать

основную теорему структурно-функционального анализа: точно так же как одно

явление может выполнять множество функций в социальной системе, одна

функция может выполняться весьма разными явлениями.

Вышеназванное разделение Мертоном функций на два вида — дисфункцию и

эвфункцию (еуфункцию) — для понимания функциональных процессов в

общественных системах имеет принципиальное значение. Действительно,

результат или следствие выполнения функций в обществе может иметь двоякий

характер: в одном случае оно ведет к сохранению, выживанию системы (в более

узком смысле — ее адаптации), и тогда имеет место системная эвфункция; в

другом случае оно ведет к рассогласованию, разрушению системы (ее

дезадаптации), и тогда имеет место дисфункция. В разных аспектах одна и та

же функция может быть эвфункциональной и дисфункциональной, поэтому

приходится говорить о необходимости функционального баланса. Рассматривая

функции с точки зрения связи намерения и результата (следствия), Мертон

различает и другие разновидности. В частности, он называет функции,

являющиеся следствием намеренных поступков, явными, и функции, являющиеся

следствием ненамеренных поступков, латентными.

Свой функциональный анализ Мертон обращает к целому ряду феноменов

общественной жизни. Дальнейшее развитие школы структурно-функционального

анализа связано с учениями «структурного функционализма» и «теории

социального действия».

СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ.

Структурный функционализм внес в школу структурно функционального

анализа целый ряд существенных дополнений. Социальные системы

рассматриваются в плане обеспечения их устойчивости, целостности, а то и

другое находят свое выражение в системной структуре, имеющей

надындивидуальный, безличностный характер. Заполнение структурных ячеек

необходимо сопряжено для индивида с приобретением социального статуса. Это

понятие — одно из центральных в теориях структурного функционализма. Оно

включает два компонента: социальную позицию и социальную роль. Социальная

позиция — это место индивида в данной системе общественных отношений. Оно

определяется по «вертикали» и «горизонтали». В первом случае имеется в виду

системная иерархия, т.е, отношения по принципу «руководитель —

подчиненный». Во втором случае имеются в виду отношения к другим индивидам,

стоящим на одной иерархической ступени, к примеру, отношения по принципу:

согласие — несогласие, поддержка — отчуждение и т.д. В рамках структурного

функ-ционизма оформляется ролевая концепция личности. По отношению к

последней социальные системы выступают обобщенно в многообразных формах

функциональных императивов (требований). В конечном счете эти

функциональные императивы продиктованы необходимостью приспособления

(адаптации) социальной системы к окружающей среде, организации

межличностного общения, обеспечения социального контроля, управления и

снижения напряженности в отношениях между членами того или иного

социального объединения. Функциональные императивы оформлены в социальные

нормы (законы, предписания, инструкции и т.д.). В связи с этим учение о

социальных нормах занимает в теории структурного функционализма

исключительно важное место. Нарушение социальных норм рассматривается как

отклоняющееся (девиантное) поведение, которое неизбежно вызывает системные

дисфункции, ведущие в конце концов к системной дезинтеграции. Последнее

обстоятельство находит свое выражение, в частности, в понятии «аномия». Ее

источником, по мнению основоположников структурного функционализма,

являются конфликты нормативных систем (культур). Для современного общества

характерно состояние «аномии», кризиса, В этих условиях возникают и

развиваются конфликтующие субструктуры (субкультуры). Такими субкультурами

являются, в частности, преступность, «ретризм» (потребление алкоголя,

наркотиков и т.д.), мафия и др.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПАРСОНСА.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.