реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Типы социологических конфликтов

Типы социологических конфликтов

3

1. ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно

сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель

оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить

окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А

окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете,

полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами

неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо

вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам

помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в

недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-

психологического напряжения и конфликта.

Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-

либо специальные усилия для того , чтобы преодолеть ее и вновь завоевать

расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не

следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?

Чтобы найти правильное решение этой дилеммы весьма полезно

знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы

проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое

явление производственной и общественной жизни. Можно сказать, что такого

рода конфликты существуют всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы

выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень

полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание

конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только

более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Наиболее важные конфликты между людьми и социальными группами

концентрируются в сфере политики. Политика есть не что иное, как сфера

деятельности по разрешению и воспроизводству конфликтов. Не случайно долгое

время в истории любого человеческого сообщества наблюдается соединение в

одном лице функций правителя и судьи. Князь в древнерусском государстве не

только военный защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав

и кто виноват в конфликтах, возникающих между заимодавцем и должником,

продавцом и покупателем, претендентами на наследство, выросшими детьми,

желающими отделиться от своих родителей вопреки их воле, и в массе других

повседневных ситуаций.

Вместе с тем политика не только область примирения конфликтующих

сторон. Очень часто она оказывается средством провоцирования конфликтов.

Политика сопряжена с властью. К власти стремятся не все, но очень многие, в

особенности социально активные люди. Но число властных позиций в обществе

ограничено. Если эти властные позиции не определяются нормами наследования,

как это имеет место при монархическом политическом устройстве, то

обязательно возникает конфликт между теми, кто имеет некоторые шансы и

возможности занимать те или иные властные позиции. Борьба за та кого рода

позиции весьма распространена во всяком обществе. Характер ее зависит от

политического режима, который существует в данном обществе в данный момент.

Собственно, суть любого политического режима заключается именно в

том, что он определяет формы политического конфликта в борьбе за властные

4

полномочия. Он определяет те способы, пользуясь которыми участники

политической борьбы или конкуренции добиваются своих целей, главная из

которых - победа над своим противником, оппонентом, соперником.

Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать

политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических

играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и

участвовать в политической жизни, даже если это участие ограничивается

выборами в Государственную думу - вполне сознательно, отдавая себе отчет в

том, что идеальных правителей быть не может, что все избираемые или

назначаемые на государственные посты люди - обычные смертные. Их качества и

политические, и человеческие во многом определяются тем, как они ведут себя

в политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются в

конфликтных ситуациях.

Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый

извлекает из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает

сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный

деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы.

Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для

представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь

и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не

только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства,

так и между государствами.

А «простому человеку» изучение конфликтов нужно для того, чтобы

избавиться от своей «простоты» и получить те сведения, без которых

невозможно быть гражданином своей страны, своего отечества и действовать

сообразно принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложных

общественно-политических ситуациях.

2. ФАЗЫ КОНФЛИКТА

Итак , конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в

обществе , своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений

между потенциальными или актуальными субъектами социального действия

мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами ,

интересами и потребностями . Существенная сторона социального конфликта

состоит в том что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой

системы связей , которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под

воздействием конфликта.

Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде

некоторой проблемы в разрешении которой преобладающее значение имеют три

главных момента :

во-первых, степень значимости более широкой системы связей ,

преимущества и потери , вытекающие из предшествующего состояния и его

дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной

ситуации;

во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность

пойти на риск ради их осуществления;

в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга ,

способность учитывать интересы оппонента.

Таким образом , основные этапы или фазы конфликта могут быть

обозначены следующим образом :

5

1. Исходное положение дел; интересы сторон ,участвующих в конфликте ;

степень их взаимопонимания.

2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.

3. Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность

нормального развития и разрешения конфликта - изменения исходного положения

дел.

4. Отсутствие взаимопонимания , т.е. понимания интересов противоположной

стороны.

5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.

6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе

отстаивания своих интересов; жертвы насилия.

7. Мобилизация контрресурсов ; идеологизация конфликта с помощью идей

справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все

структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми

иными отношениями.

8. Тупиковая ситуация , ее саморазрушающее воздействие.

9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров

конфликтующих сторон.

10. Переосмысление , переформулировка собственных интересов с учетом опыта

тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.

11. Новый этап социального взаимодействия.

3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Источником обострения конфликтов между большими группами

является накопление неудовлетворенности существующим положением дел ,

возрастанием притязаний , радикальное изменение самосознания и социального

самочувствия. Как правило сначала процесс накопления неудовлетворенности

идет медленно и подспудно , пока не происходит некоторое событие , которое

играет роль своего рода спускового механизма выводящего наружу это чувство

неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму,

стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются

лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты

интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он

либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной

жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на

основе взаимных уступок сторон.

Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное

выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать

исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в

действиях политических структур и институтов.

Вопрос о том, какова природа конфликта, кажется на первый взгляд

очень ясным и простым. Но, как это часто случается, он содержит в себе

несколько иных вопросов. Это, во-первых, вопрос о причинах конфликтов, во-

вторых, о их роли в жизни общества и в жизни отдельного человека и, в-

третьих, о возможностях регулирования конфликтов.

Во многом ответы на эти вопросы зависят от более общих

мировоззренческих установок, которые принимаются в качестве исходной базы в

рамках соответствующих социологических теорий. Прежде всего понимание

6

конфликта связано с пониманием природы самого человека. Человек? Что это

такое? И в чем состоит его собственная природа?

Конфликты исключительно многообразны по способам своего

существования и развертывания, по источникам своего происхождения, по

движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия,

и, наконец, по мотивации, по той жизненной энергии, которая вовлекается в

динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным

материалом.

Чисто рационалистические подходы к объяснению конфликтов вряд ли

могут служить надежным инструментом их анализа, но и исключение

рациональности, способности к познанию и осмыслению собственных интересов

со стороны действующих сил также не может привести к успеху на этом

поприще.

Конфликт - есть одновременное развертывание действия и

контрдействия. Это реализация намерений и вместе с тем преодоление

сопротивления, которое неизбежно встречается в ходе этой реализации. Это

исключительно сложное совместное действие по меньшей мере двух сторон,

объединенных противостоянием. В более специфической литературе по анализу

конфликтов мы можем встретить преимущественно две точки зрения на природу

конфликта. Первая может быть названа ресурсной точкой зрения, вторая -

ценностной. В теориях первого типа доминирует материалистическое объяснение

конфликта. Он всегда развертывается за существенно значимые средства

жизнедеятельности, будь то территория, сырьевые и энергетические ресурсы,

сферы политического доминирования. Теории второго типа можно назвать

ценностными. На первый план здесь выступают системы верований и убеждений,

несовместимые принципы организации общественного устройства,

взаимоисключающие культурные стереотипы.

Любое социальное напряжение может превратиться в социальный

конфликт при соответствующих условиях. Однако ход этого превращения, способ

осмысления этого процесса, характер его представления в сознании

действующего субъекта будет вместе с тем развиваться по определенным

правилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность в

аргументации, в выдвижении притязаний и в обосновании своих требований.

В действиях противостоящих сторон всегда будет иметь место

апелляция к тому, что жизненно необходимо для соответствующего субъекта, к

тому, что представляют собой вариации средств удовлетворения

соответствующих жизненных потребностей и к тому, что для него существенно

и важно с точки зрения сохранения собственной идентичности. Эти три линии

аргументации, выдвигаемые обеими сторонами конфликта, могут быть обозначены

как апелляции к потребностям, интересам и ценностям.

4. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

Используя схематику, предложенную Н. Смелсером, можно выстроить

следующий ряд уровней конфликтующих сторон, поднимаясь от простых к все

более сложным субъектам действия:

1. Межиндивидуальные конфликты.

2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно

выделить:

а) группы интересов,

б) группы этно-национального характера,

в) группы, объединенные общностью положения.

7

3. Конфликты между ассоциациями (партиями).

4. Внутри и межинституциональные конфликты.

5. Конфликты между секторами общественного разделения труда.

6. Конфликты между государственными образованиями.

7. Конфликт между культурами или типами культур.

Важно обратить внимание на то, что каждый из субъектов действия

может выступать стороной конфликта, при этом применительно к данному

субъекту конфликт может развертываться во всех сферах его жизнедеятельности

и со всей полнотой мотивации или с включением всей совокупности его

движущих сил.

Рассмотрим более подробно наиболее существенные проблемы

детерминации конфликта через выстроенную систему движущих сил.

КОНФЛИКТ ПО ПОВОДУ ЖИЗНЕННЫХ СРЕДСТВ ИЛИ КОНФЛИКТ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или

жизненных потребностей на одно из первых мест. Как известно, имеются

различные оценки состояния экономических и демографических ресурсов как

применительно к миру в целом, так и применительно к его отдельным регионам,

странам и народам. Эти оценки распадаются, как правило, на две крайние

группы - алармистские и оптимистические. Каждая из этих крайних позиций

пытается воздействовать на сложившуюся ситуацию таким образом, чтобы

предоставить аргументы в пользу своей точки зрения определенным

политическим силам и группировкам и оказать влияние на состояние

общественного мнения. Это, разумеется, не означает, что проблем не

существует на самом деле. В полемике по вопросам экологии рассматриваются

действительно существенные вопросы, решение которых связано с обеспечением

перспектив жизнедеятельности со соответствующих общественных групп и

человечества в целом. Для России наиболее существенными проблемами

экологического порядка оказываются загрязнение атмосферы и водных массивов,

истощение почвы, нарушение экологического равновесия в ряде регионов страны

в результате индустриализации и химизации народного хозяйства. Огромный

ущерб жизненным интересам населения бывшего Советского Союза нанесла

Чернобыльская авария. Как выяснилось через некоторое время после этой

аварии, на территории России имеется целый ряд районов, пораженных

радиоактивным излучением и практически непригодных для жизни. Однако

применение средств контроля радиационной обстановки не развито. Население в

целом, за исключением сравнительно узких привилегированных групп, не имеет

доступа к информации по этим вопросам.

Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на два

типа: во-первых, конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченности

ресурсов; во-вторых, из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных

потребностей. Несомненно, что к числу наиболее существенных долгосрочных

потребностей всего человечества относится освоение околоземного

космического пространства. Однако реализация соответствующих программ -

дело чрезвычайно дорогостоящее. В условиях кризиса это дополнительная

нагрузка на бюджет, в связи с чем появляются аргументы против развертывания

соответствующих программ. Примерно таким же образом обстоит дело и с

вопросами финансирования фундаментальных научных исследований, которые не

могут дать непосредственной отдачи в краткосрочной перспективе. Однако

свертывание этих программ означает

8

некоторый выигрыш с точки зрения ближайшей перспективы и проигрыш в

долгосрочном варианте.

Проблема ориентации на ближайшие и отдаленные цели является

общечеловеческой и вечной проблемой. Она касается не только человечества в

целом, но и жизнедеятельности любых сообществ, социальных институтов,

социальных групп, жизненных потребностей любой семьи и каждого отдельного

индивида. Во всех структурах человеческого взаимодействия эта проблема

возникает вновь и вновь, решается и вновь перерешается. Примеры,

иллюстрирующие значение этой проблемы, могут быть приведены из самых разных

областей. Так, каждая семья в современном обществе самостоятельно решает

вопрос о количестве детей, т. е. о продолжении своей жизни в потомстве. При

этом семейная политика призвана учитывать с помощью семейного планирования

«качество» будущих новых членов семьи - их здоровье, уровень образования,

характер жилищных условий и т.д. Все это связано с долгосрочными

потребностями воспроизводства на индивидуальном уровне. Выбор в пользу этих

потребностей несомненно означает определенный ущерб текущему благосостоянию

семьи. В кризисных условиях ущерб этот может быть весьма существенным.

Совокупный результат решений, принимаемых на индивидуально-семейном уровне,

может стать и становится подчас важнейшим фактором неблагоприятной

демографической ситуации для населения данной страны или данной этнической

группы.

Следующая линия конфликта, связанного с динамикой потребностей,

проходит через формы и способы организации совместной жизни людей. Сами эти

способы неверно представлять в качестве некоторой внешней силы по отношению

к данному сообществу. Случаи навязывания политического строя имеют место в

истории, но лишь в редких случаях они оказывают определяющее воздействие на

потребности людей. По большей части эти формы совместной жизни

вырабатываются обществом и являются существенной характеристикой народного

образа жизни. В современной политологической литературе принято деление

политических систем на четыре группы: либеральные, демократические,

авторитарные и тоталитарные. Каждый из вариантов политической системы

опирается на определенную сумму стереотипов политического поведения,

которые и составляют потребности определенного рода.

Современная Россия рассматривается преимущественно как общество

переходного типа - при этом имеется в виду, что переход осуществляется от

тоталитаризма к политической демократии. Важно обратить внимание на то, что

тоталитарный политический режим с самого начала своего возникновения

опирался на определенные стереотипы массового сознания, на широко

распространенные предрассудки, превращавшиеся в привычки и в своего рода

политические потребности. Тоталитаризм, сталинский политический режим,

начиная с конца 30-х гг., аккумулировал в себе худшие политические

умонастроения и привычки. Он опирался на зависть, трактовавшуюся как

требование справедливости, на доминирование враждебности, истолкованной в

качестве здорового классового инстинкта, на некритическое восприятие

власти, истолкованное как единодушие в ее поддержке, на политический сыск,

доносительство и тайну, трактовавшиеся в качестве высших проявлений

государственной лояльности и чувства общественного долга. Иными словами,

любая здоровая человеческая потребность деформировалась безраздельным

господством тоталитарной власти и превращалась в свою противоположность. В

этом и заключался феномен политического отчуждения - в формировании

9

псевдопотребностей, поощрявшихся политическим режимом. При этом государство

могло облекать любую низость и подлость, любое предательство в

благородную и даже жертвенную мотивацию. В этом заключался главный

нравственный парадокс сталинского политического режима, который оказывается

трудно преодолеваемым массовым политическим сознанием.

Новые политические потребности - потребность участия в

политической жизни - складываются с большим трудом. Главный вопрос здесь

заключается в формировании нового нравственно целостного отношения к

власти, которая сама по себе далека от демократического идеала. Конфликт

между нравственностью и политической практикой сегодняшнего дня оказывается

глубинным конфликтом, развивающимся на уровне жизненных потребностей

человека. Этот конфликт не сразу дается массовому сознанию, как бы отступая

на второй план по сравнению с жесткой борьбой политических интересов,

разыгрывающихся на поверхности.

Третья сфера конфликта на уровне потребностей связана с

выработкой баланса рационально осмысленных и эмотивных стремлений, в

которых проявляются подчас подсознательные сферы мотивации. Здесь мы также

сталкиваемся с общечеловеческими свойствами. Конфликт рационального и

эмоционального пронизывает все структуры человеческой жизни. Он лежит в

основе разделения между собой высших сфер духовной деятельности - науки и

искусства, которые пытаются найти компромисс между собой при помощи

философии и религиозного сознания. В современной кризисной ситуации

эмоциональное начало в человеческом поведении - вполне необходимая

составляющая мотивации - все больше отходит от соединения с мотивацией,

основанной на способности человека к познанию и мышлению. Оно как бы

отгораживается от рациональных импульсов искусственно создаваемой стеной и

становится все в большей мере основанием для иррациональной мотивации, для

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.