реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социология девиантного поведения

ценности “девиантной” субкультуры, в то время как другие отвергают

ее? Эдвид Сатерленд (1939) пытался объяснить это на основе понятия

дифференцированной связи. Он утверждал, что преступность ( форма

девиации, которая в первую очередь интересовала его ) усваивается.

Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, на основе

общения с людьми, которые уже являются носителями этих ценностей.

Если большинство друзей и родственников того или иного человека

занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он

тоже станет преступником.

Теория Сатерленда значительно точнее и глубже, чем

подсказанная здравым смыслом мысль о том, что девиация возникает,

когда люди просто “околачиваются” в плохой кампанией. Криминальная

девиация является продуктом преобладания контактов с носителями

преступных норм. Более того, Сатерленд тщательно описал факторы,

сочетания которых способствует преступности. Он подчеркнул, что

важную роль играют контакты не с безличными организациями или

институтами ( например, законодательными органами или церковью ).

Скорее, имеется в виду близкое, повседневное общение в школе, дома

или на “месте постоянных сборищ” по соседству. Юноши из городского

гетто, которые более тесно общаются с представителями уличных банд,

торговцами наркотиков и проститутками, чем со своими

законопослушными родителями и молодыми людьми, стремящимися к

получению хорошего образования, в большей мере склонны к одобрению

преступного поведения. Частота контактов с девиантными образцами, а

также их количество и продолжительность оказывают влияние на

интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей. Важную роль

играет и возраст людей. Чем моложе человек, тем с большей

готовностью он усваивает образцы поведения навязываемые другими.

Клауорд и Оулин ( Клауорд, 1959; Клауорд и Оулин, 1960 ) так

же как Сатерленд считают, что причиной правонарушения является не

только социальное дезорганизация и крушение идеалов. Они

подчеркивают благоприятные возможности, связанные с участием в

групповом девиантном поведении, особенно если такое поведение сулит

реальные блага. В некоторых районах юноши способны усваивать опыт

так называемых ролевых людей, которые являются преуспевающими

девиантами-речь идет о взрослых, участвующих в организованных и

профессиональных преступлениях; они завоевали влияние, престиж и

высокое положение в обществе. Часто эти люди занимаются

организованной торговлей наркотиками и другими видами преступной

деятельности, вовлекая в нее молодых людей. Возможности процветания

соблазняют людей, имеющих ограниченный доступ к законным способам

достижения успеха.

ТЕОРИЯ НАВЕШИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ.

Теории, рассмотренные до сиз пор, связанны главным образом с

анализом личности особенностей девианта или с социальными и

культурными факторами, способствующими девиации. Однако в последние

20 лет сформировалось несколько новых подходов к девиации, которые

делают основной упор на тех, кто оценивает человека с точки зрения

девиации, а также на способы обращения с человеком после того, как

ему или ей навешен ярлык “девианта”.

Говард Беккер предложил концепцию, противоположную теориям,

которые мы обсуждали до сих пор. В своей книге “Аутсайдеры” (1963)

он отверг многие психологические и социологические объяснения

девиации, поскольку они основаны на медицинской модели, согласно

которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в

некотором смысле “больным”. Такие подходы не учитывают политический

аспект девиации. Беккер считал, что девиация на деле обусловлена

правоспособность влиятельных групп общества ( имеются в виду

законодатели, судьи, врачи и пр. ) навязывать другим определенные

стандарты поведения. “Социальные группы создают девиацию,-писал

он,-поскольку они составляют правило нарушения которых считается

девиацией; кроме того, они навязывают эти правила определенные

людям, которым “навешиваются ярлыки” аутсайдеров. С этой точки

зрения девиация определяется не качеством поступка, который

совершает человек, а скорее следствием применения другими правил и

санкций против “нарушителя”.

Концепция Беккера и подобные ей теории названы теорией

наклеивания ярлыков, поскольку они объясняют девиантное поведение в

терминах правоспособности влиятельных групп навешивать ярлыки

“девиантов” членам менее влиятельных групп. С человеком могут

обращаться так, словно он или она нарушили правило ( даже если это

и не соответствует действительности ) только потому, что другие

лбди утверждают, что это правило нарушено. Именно так часто

поступали с неграми в Америке. Они подвергались преследованию и

иногда линчеванию в связи с ложным обвинением в изнасиловании

белых женщин. Короче говоря, Беккер высказал мысль, что “принятие

решения о девиантности и недевиантности данного поступка частично

обусловлено его характером ( речь идет о том, связан ли он с

нарушением какого-то правила ), а часть тем, как его оценивают

другие люди”

Большинство людей нарушает некоторые социальные правила.

Тинейджер может время от времени покуривать сигареты с марихуаной.

Администратор может раздуть счет. Тот или иной человек может

пытаться заниматься гомосексуализмом. Вероятно, окружающие вначале

смотрят на эти поступки сквозь палицы, а человек, нарушающий

правила, по-видимому, на считает себя девиантным. Лемерт ( 1951)

называет этот тип поведения первичной девиацией. Но что происходит,

если друг, член семьи, начальник или служащий правоохранительного

органа выявляют эти поступки и рассказывают о них другим? Часто это

приводит к вторичной девиации, когда человеку присваивается ярлык

девианта; при этом окружающие обращаются с ним, как с девиантом;

постепенно и он или она сами начинают считать себя девиантом и

вести себя в соответствии с этой ролью.

Таким образом, теория “наклеивания ярлыков”описывает процесс

формирования нового отношения к людям, которых считают девиантами,

в отличие от прежних теорий, делающих упор на особенностях

индивидов, способствующих девиации. Теория “наклеивания

ярлыков”подвергалась критике. Гоув и другие исследователи считают,

что ее сторонники “стоят на стороне обездоленных”, которые

оказались на дне общества и не могут оказать сопротивление тем, кто

навешивает на них ярлыки девиантов.

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА.

Еще более ярко выраженный политический подход к девиации

выбран группой социологов, которые считают себя “радикальными

криминологами”. Они отвергают все теории о преступлении, основанные

на понятии, что оно является нарушением общепринятых законов. Они

утверждают, что такие теории трактуют общество как абсолютно единое

целое . Согласно их точки зрения, в действительности составление

законов и их осуществление есть момент конфликта между группами,

присущего обществу, чтобы пояснить суть этой концепции. Остин Турк

(1969) привел следующий довод: когда возникает конфликт между

властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно прибегают

к принудительным мерам. Например, сотрудники полиции с большей

готовностью применяют законы, соответствующие их структуре (

например, законы, запрещающие гомосексуализм ), чем законы,

противоречащие их структуре ( например, законы, защищающие

гражданские права ). Кроме того, полиция в первую очередь применяет

законы, направленные против бедных и не имеющих власть; она

особенно жестко подавляет тех, кто не в силах сопротивляться.

Квинни (1977) дал более глубокий анализ взаимосвязи между

конфликтом среди групп общества и применением закона; он рассмотрел

эту проблему с точки зрения марксизма. Он утверждает, что законы и

деятельность правоохранительных органов являются орудиями, которые

правящие классы ( владеющие средствами производства ) используют

против тех, кто лишен власти. Например, в 12-ом веке были приняты

законы, запрещающие бродяжничество; это было обусловлено

стремлением аристократии, владевшей землей, заставить бедняков

работать; ибо в то время каждый десятый работник погибал от чумы

или призывался в отряды крестоносцев ( Чемблисс, 1964 ). Делее

Квинни подчеркивает, что даже законы, якобы противоречащие

интересам правящих классов ( например, законодательство,

подтверждающие требования профсоюзов, принятое в 1930-е и 1940-е

годы ), в действительности служат этим интересам, поскольку, если

бы такое законодательство не было принятым, произошла бы революция,

что привлекло бы к коренным изменениям экономического строя .

Таким образом, радикальная криминология отвлекает наше

внимание от выяснения, почему люди нарушают законы, и придает

главное значение анализу сущности самой законодательной системы.

Более того, сторонники этой теории рассматривают “девиантов” не как

нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих

против капиталистического общества, которое стремится “подвергнуть

изоляции и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии

для несовершеннолетних растущее мужество своих членов, как если бы

они нуждались в контроле”(Тэйлор и др., 1973).

Мы убедились в том, что существуют глубокие различия между

многими биологическими, психологическими и социологическими

объяснениями девиации. Но для всех этих теорий характерна общая

тенденция. За последние годы стало придаваться меньшее значение

биологическим или психологическим факторам, “толкающим” людей к

девиантному поведению. Более поздние теории, особенно новая

криминология, делают упор на характере общества и стремятся

выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении

девиации. В новейших теориях все чаще критикуется существующее

социальное устройство, в них говорится о необходимости

преобразования не отдельных людей, а всего общества в целом.

ГЛАВА II.

С тоски зрения В. Н. Кудрявцева ближе всех к осмыслению

проявлений девиантного поведения в более широких

(“девиантологических”) позиций подошел А. А. Герцерзон в своей

работе в 1922г.

Ясно, однако, что реальные условия для формирования и развития

социологии девиантного поведения и “соц. заказ” на нее появились в

бывшем СССР лишь в период “хрущевской оттепели”.

В 1971г. независимо друг от друга появились небольшие по объему

работы двух ленинградских авторов, в заглавие которых были вынесены

слова “отклоняющееся (девиантное ) поведение. В них ставился вопрос

о необходимости рассмотрения различных нежелательных для общества

нормонарушающих проявлений с позиции более общей социологической

теории, поскольку отклоняющееся поведение есть именно социальный

феномен, различные его виды имеют общий генезис и причины,

находятся в сложных взаимосвязях и зависимости от экономических и

социальных условий. Отмечалось значение понимания и выбора критерия

(точки отсчета) “отклонения”, оценки измерения его “величины”, а

так же направленности. Ибо-с точки зрения одного из авторов, Я.

Глинского-отклоняющиеся поведения может быть как со знаком “минус”

так и со знаком “плюс”( позитивное--социальное, научное,

техническое, художественное творчество ). Эта позиция

обосновывалась и отстаивалась им во всех более поздних работах.

Разумеется, в ранних отечественных публикациях отдавалось должное

марксистско-ленинской трактовке предмета, содержалось много

вынужденных положений ( об исторической ограниченности и

переходящем характере девиации, о преимуществах социалистической

системы ) и критика зарубежных социологов девиантного поведения за

их позитивизм, психологизм, метафизичность, и иные смертные

грехи...

В 70-е годы появляется все больше трудов посвященных проблемам

формирования социологии девиантного поведения( В. С. Афанасьев,

А.А.Габиани, Я.И.Гилинский, В.Н.Кудрявцев, И.В.Маточкин,

Р.С.Могилевский, А.М.Яковлев)

Значительную роль в становлении, развитии и институализации

социологии девиантного поведения сыграли труды В.Н.Кудрявцева,

которые нередко своим авторитетом ”прикрывал” начинающих

девиантологов от ретивых блюстителей идеологической чистоты.

В конце 70-х начале 80-х сложилось несколько исследовательских

центров девиантного поведения: на базе лаборатории соц.

исследований НИИ комплексных соц. исследований при Ленинградском

государственном университете ( руководитель Л.Спиридонов, затем

Я.Глинский, позднее Ю.Суслов), сектор соц. проблем алкоголизма и

наркомании Института социальных исследований АН.СССР (руководитель

Б.Левин ), научно-исследовательская лаборатория социологии

преступности МВД Груз. ССР (руководитель А.Габиани ).

С 1988 года выходят сборники статей по социологии девиантного

поведения. В вузах России читается спец. курс “Социология

девиантного поведения” , подготовлены и изданы соответствующие

учебные пособия.

В рамках социологии девиантного поведения начинают

формироваться относительно самостоятельные научные направления:

соц. контроль, соц. работа, военная девиантология.

Вообще в 90-е годы начинается активное взаимодействие

российских и зарубежных девиантологов-участие в конференциях,

совместных исследовательских проектах.

Основные достижения мировой и отечественной социологии. Из

узкодисциплинарных (криминологических, наркологических,

суицидальных, сексологических) исследований отдельных проявлений

социальных девиаций выросла и сформировалась специальная

социологическая теория--девиантология. Это позволило изучать и

объяснять различные формы позитивного и негативного девиантного

поведения с общих, системных позиций--как проявления некоторых

единичных закономерностей и механизмов социального бытия.

При этом так называемое девиантное поведение рассматривается

на как патология, а как естественный и необходимый результат

эволюции социума, как дополнительные конформным формы

жизнедеятельности. “Отклонение” не есть объективная характеристика

определенных видов поведения, а лишь следствие соответствующей

общественной оценки (конвенциальность “нормы”-”отклонения” )

Следовательно - и это очень важно для политики соц.контроля!-

принципиально невозможно“искоренить”,”ликвидировать”,

”преодолеть” негативное девиантное поведение и отдельные его виды.

Речь может идти лишь об адекватных способах и методах

регулирования, управления ими (в целях оптимизации, минимизации,

гармонизации )

В результате многочисленных эмпирических исследований на

территории бывшего СССР и России получены и продолжают

накапливаться взаимопроверяемые и дополняющие друг друга сведения о

состоянии, структуре, уровне и динамике различных форм девиантного

поведения. Ясно, например,что в результате виктимологических

опросов,что реальный уровень общеуголовной преступности в 10-15 раз

выше официально регистрируемой, что в 93-94гг. вновь начался рост

латентности (неучтенности) многих видов преступлений, что

существенно определяет взаимосвязь между уровнем и динамикой

убийств и самоубийств, что вполне определенным образом меняется

структура потребляемых наркотических средств.

Будучи порождением социально-экономических,

культурологических изменений характеристики девиантного поведения

служат показателем,”зеркалом” общественного бытия и “качества”

населения.

Социология девиантного поведения оказывает существенное

влияние на другие научные направления и дисциплины, изучающие

общий объект. В трудах социологов, наркологов, психологов все в

большей степени рефлексируются идеи девиантологии ( А.Абрумова,

А.Дьяченко, И.Карпец, Г.Миньковский, И.Михайловская ).

Сложилось отечественное научное сообщество (“невидимый

колледж”) специалистов в области социальных отклонений, сохранились

научные связи с коллегами из “ближнего зарубежья” (прежде всего

Латвии, Литвы, Эстонии) Возникнут и крепнут связи со специалистами

из Америки, Европы, Азии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

Современная Россия являет собой идеальную совокупность всех

девианотогенных факторов ( состоянии аномии, резкая социальная

дифференциация, глубокий экономический кризис, социальная

дезорганизация, “смена всех” в идеологии ). В этих тяжелых для

страны условиях население различных форм девиантного поведения

приобретает особенную теоретическую и прикладную значимость.

К сожалению, объективный соц. заказ не совпадает с реальной

востребованностью: ни властные структуры, ни руководители науки, ни

ведомства или же коммерческие структуры не предъявляют спрос на

девиантологические исследования и не очень охотно реагировали на

соответствующие предложения.

Отечественная социология испытывает те же трудности, что и

социология в целом : кризис общесоциологической теории,

существенное отставание от мирового уровня технического и

методического арсенала, низкое качество профессиональной подготовки

кадров. Тем не менее реальными видятся следующие пути:

1. Дальнейшая “фундаментализация”, рассмотрения объекта социологии

девиантного поведения как момента Единого мирового процесса

самодвижения материи.

2. Изучение социальных девиаций в кризисные, бифуркационные

периоды, переживаемые отдельными странами и человеком в целом ,

когда от структуры, соотношения различных форм негативных и

позитивных девиаций зависит будущее.

3. Интеграция различных концепций девиантного поведения как

дополнительных при описании объекта.

4. Комплексные сравнительные и панельные региональные эмпирические

исследования форм как негативно, так и позитивно отклоняющегося

поведения во взаимодействии с экономическими, социальными,

демографическими, культурологическими и др. процессами. Проверка

ранее выдвинутых гипотез и поиски новых закономерностей.

5. Активизация социологических исследований творчества как элемента

девиантного поведения.

6. Разработка на основе выявленных закономерностей математических

моделей пространственно-временного распространения различных

форм социальных девиаций и создание долгосрочных региональных

прогнозов.

7. Исследование, обоснование и рекомендации предпочтительных

( адекватных генезису и закономерностям девиантного

поведения ) форм социального контроля.

8. Социальное проектирование, в первую очередь по программам

профилактики и социальной помощи.

9. Организация в профильных исследовательских и учебных центрах

подготовки специалистов по социологии девиантного поведения

10. Расширение зарубежных контактов, включая совместные

исследования и публикации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Ю.Г.Волкова, Социология-М.: Гардарики, 2000 г.-474 с.

2. Социальные отклонения / под ред. Кудрявцева В.Н. М.: Юрид. лит.,

1984г.

3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс.- М.: Прометей, 1994-384 с.

4. Социологический энциклопедический словарь // под ред. академика РАН

Г.В.Осипова.-М.: Издат. группа ИНФРА-М-НОРМА,1998г.-488 с.

5. Социология в России / под ред. В.А.Ядова- 2-е издание, перераб. и

дополн.-М.: Издательство Института социологии РАН, 1998г.-696с.

6. Социологические исследования 1992 №1 стр.128

7. Социологические исследования 1995№3 стр.72

8. Социологические исследования 1991 №4 стр. 72

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I

1. Биологическое объяснение девиации

2. Психологические объяснения

3. Социологические объяснения

4. Культурологические объяснения девиации

ГЛАВА II

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия социологии и управления

РЕФЕРАТ

“Социология девиантного поведения”.

Выполнила: студентка

III курса

1 группы

социологического

факультета

Домничева А.М.

Преподаватель: Иванова Ж.Е.

Москва 2002г.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.