реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социология конфликтов

защите.

Противоборство законодательной и исполнительной властей в России

неизбежно вело к разрыву конституционных связей на всех уровнях

государственной организации. Критерии конституционности актов и действий

стали рассматриваться как относительные, не без влияния концепции

"справедливое право выше закона".

Кульминацией явился указ президента Российской Федерации от 21

сентября 1993 года "О поэтапной конституционной реформе в Российской

Федерации", который породил острые столкновения.

Политическое противоборство разных лидеров, партий, общественных

движений, окрашенное подчас цветами амбициозности и субъективизма привело к

тому, что собственно политический конфликт постепенно, по мере

неуступчивости участников приобретал антиконституционную направленность.

Конституционный кризис выразился в ослаблении многих государственно-

правовых институтов и разрыве конституционных связей в государстве и

обществе. Был разогнан парламент, произошло распадение Советов на местах.

Субъекты федерации произвольно меняли свой статус и отношения с

центром, была приостановлена деятельность конституционного суда, в

"досудебном порядке" была прекращена деятельность ряда партий, выпуск

газет, введены цензурные ограничения. Верховенству Конституции и закона

нанесён удар "указным правом", которым вводятся новые институты.

При всём разнообразии оценок происшедших событий антиконституционность

указов и действий президента очевидны. Сокрушение принципов правового

государства - тяжёлая расплата за неумение и нежелание предотвращать

юридические конфликты и конституционные кризисы. Принятие Конституции 12

декабря 1993 года даёт надежду на уменьшение потенциала конфликтное в

обществе.

Ещё одно проявление юридического конфликта связано с отчуждением

граждан, населения от государства и его институтов. Эту тенденцию не могут

скрыть временные "приливы" и "отливы" общественных симпатий к тем или иным

лидерам, программ, которые быстро меняются. Проблема участия граждан теперь

заменяется решением задачи общественной поддержки государственной власти, а

она иссякает при отсутствии видимых положительных результатов экономической

и иных реформ. Отметим в данной связи четыре разновидности отчуждения

власти от масс.

В зарубежных странах не раз были открытые выступления против властных

структур (в Португалии, Греции в 70-х годах, Турции - в 1983 году.). Не

случайно в конституции Греции установлено, что всякий акт, узурпирующий

народный суверенитет и власть, преследуется законной властью.

Примечательно: соблюдение Конституции вверяется патриотизму греков, которые

правомочны и обязаны оказывать сопротивление всеми средствами всякой

попытке отменить её путём насилия (статья 120). Видимо, это повлияло на

включение аналогичных положений новых Конституций России.

Открытые и одновременные выступления против властей и общественного

порядка являются уголовно наказуемыми деяниями. Статья 79 Уголовного

Кодекса предусматривает ответственность за массовые беспорядки, статья 190

пункт 3 - за организацию и активное участие в групповых действиях,

нарушающих общественный порядок.

Отчуждение от власти выражается в утрате ею общественного доверия.

Падение авторитета и престижа власти всегда является плохим симптомом, а

при массовом характере служит острым проявлением конфликта.

Болезненным противоречием является гражданское неповиновение,

известное в прошлом скорее по иллюстрациям из зарубежной жизни. Теперь нам

пришлось в этом самим убедиться, когда на лицо открытое игнорирование

населением положений Конституции, законов, указов и постановлений,

непослушание властям, забастовки, митинги и пикетирование. Это заметно на

примере республики Татарстан, Чеченской республики, население Северо-

Кавказского региона, ряда областей.

Резкие массовые выступления под своими требованиями лиц разных

профессий, приостановление работ, оказание услуг, поставок продукции

находятся в ряду акций гражданского неповиновения.

К нежелательным последствиям приводит создание альтернативных структур

власти. Незаконное наделение теми или иными правами общественных

объединении, съездов, национальных конгрессов, формирование вооружённых

отрядов служат свидетельством недоверия официальным властям и стремления

решать дела на основе собственного усмотрения.

Юридический конфликт выражается также в массовых нарушениях прав

человека и национальных меньшинств. Ограничения прав граждан, их масштабное

несоблюдение, дискриминация граждан по национальному признаку уже привели к

потоку беженцев и вынужденных переселенцев. Международное сообщество в лице

своих институтов резко критикует подобные ситуации, осуждает правительства

и вносит свой вклад в урегулирование конфликтов. Международные пакты,

соглашения, акты о правах человека служат эталоном нормальной жизни в любом

государстве. Состоявшаяся в октябре 1993 года в Вене встреча Совета Европы

на высшем уровне завершилась принятием приложений к Венской декларации.

Одно из них - "О нацменьшинствах", другое - "Декларация и план действий по

борьбе с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и любыми формами

нетерпимости", третье - "О реформе контрольного механизма выполнения

Европейской конвенции по правам человека" и создании Евросуда по правам

человека. Жизнь подтверждает актуальность подобных акций.

Острый конфликт, обращённый внутрь республики и вовне, возник в

Эстонии в связи с принятием Государственным Собранием закона об

иностранцах, Протест дискриминируемого русскоязычного населения вынудил

парламент обратиться к международной правовой экспертизе, которая

подтвердила несоответствие закона европейским правовым нормам. Пришлось

вносить изменения. Внутри Эстонии возникли очаги напряжённости, когда

горсоветы Нарвы, решили в знак протеста против дискриминационных законов

провести референдумы о статусе городов как национально-территориальной

автономии в составе Эстонской Республики. Большинство участвовавших в

референдуме на этот вопрос ответили положительно. Руководству республик с

трудом удалось удержать противостояние в легальных рамках.

Если конституционный конфликт в силу своей значимости чаще всего

порождается политическими причинами и как бы вырастает из политического

конфликта, то в собственно юридической сфере наиболее острое проявление

конфликт находит в сокрушении правовой системы. Нигилистическое отношение к

праву, усиливаемое периодической борьбой за власть, сепаратистскими

тенденциями, в резком ослаблении роли закона, в увеличении веса подзаконных

актов. Юридическое противодействие субъектов федерации ведёт к непризнанию

на их территории действия федеральных актов. Население вообще попадает под

власть стереотипа непослушания и неисполнения законов и иных актов,

популярным становится конформистски одобряемое поведение. Санкции редко

применяются. Правовая система распадается.

Поэтому наиболее ярким выражением юридического конфликта паралич и

развитие деструктивных идей в правовой системе. Резко нарушаются в ней

внутренние связи. Многие акты принимаются произвольно, а присвоение права

на издание актов становится средством деятельности органов и организаций.

Губительный характер приобретает систематическое игнорирование и массовое

невыполнение законов и иных актов, когда усмотрение становится квазинормой

деятельности, когда не срабатывает механизм ответственности. Нередко из-за

конфликтов задерживается ратификация международных договоров, например,

России с республикой Молдова и с государством Балтии. Сдерживается и даже

срывается программа принятия новых законов, столь нужных обществу, отмены и

изменения действующих актов.

Негативный эффект приносит и противоречие между "словесной договорной

эйфорией" и повсеместным нарушением достигнутых договорённостей,

заключённых договоров и соглашений, такое состояние массового сознания и

действия, когда скрытые мотивы поведения конфликтующих сторон берут верх

над внешне выдержанными намерениями; это лишний раз подтверждает значимость

социально-психологического фактора во всех юридических конфликтах.

Одно из типичных выражений юридического конфликта - несоответствие

актов национального права, юридических действий конфликтующих сторон

принципам и нормам международного права. На этом стыке международного и

национального права нужно искать пути преодоления конфликтных ситуаций.

Непросто, к примеру, обеспечивается согласование актов Европейского

сообщества и государств, входящих в его состав. По данным европейских

исследователей есть трудности в реализации общенормативных предписаний в

сфере охраны природной среды, и государства ищут лазейки для избежания

строгих экологических стандартов. Так, из 136 обязательных директив в Дании

осуществляется 122, во Франции - 117, в Германии - 99, в Италии - 70.

Европейская судебная палата может вынести им порицание за пренебрежение к

её актам.

Выделим юридические аспекты международных конфликтов, возникающих в

следствии острых противоречий между государствами и их союзами. Проявляясь

в силу разных причин (несоблюдение договорных обязательств, вторжение за

границу, военные нападения, провокации и т.д.) конфликты такого рода

"порывают" с международными принципами, пактами и договорами, с одной

стороны, с нормами конституционного права каждого из участников, с другой.

Подрыв государственного суверенитета всегда чреват угрозой миру и

безопасности, ибо здесь в противоборство вступают государства. А

юридический конфликт создаёт опасность государству, конституционному строю

и стабильности в мировом сообществе. Его предотвращение и преодоление в

наше время весьма актуально и требует серьёзных усилий как государств,

вовлечённых в конфликт, так и международных организаций - типа ООН, СБСЕ,

Содружества Независимых Государств. С юридической точки зрения, "угасанию"

конфликта способствует подтверждение незыблемости положений международных

договоров, признание и уважение суверенных прав каждого государства,

проведение политических консультаций, подготовка международно-правовых

документов.

Можно с уверенностью утверждать: полезность юридических правил

поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях подтверждена

отечественной и зарубежной практикой. Эти правила должны быть сопутствующим

элементом закона и любого правового акта, например, о статусных законах

правительства и иных органов федеральной и исполнительной власти, местного

самоуправления, предприятий и т. п., тематических законов в сферах

налогообложения, бюджета, культуры, образования, землепользования.

Требуются специальные правила, процедуры разрешения не только

хозяйственных, трудовых, земельных, экологических и иных споров, но и

юридических конфликтов в сфере конституционного, административного права.

Оправданы, к примеру, процедуры рассмотрения межтерриториальных споров,

споров о компетенции органов Федерации и её субъектов, закон о разрешении

коллективных трудовых споров и конфликтов

При всей остроте политических, экономических, социальных и собственно

юридических конфликтов существуют легальные процедуры их рассмотрения. Это

прежде всего судебные процедуры с присущими им атрибутами, призванные

разрешать конфликты в соответствии с законодательством. "Включение"

конфликтов в стадию судебного разбирательства даёт основание оценивать их

как юридические споры или правонарушения, преступления. Существуют разного

рода процедуры судебного производства: в рамках конституционных судов,

общих судов, арбитражных судов, судебной палаты по информационным спорам,

международного коммерческого суда, наконец, третейского суда. Решение

судебных органов служит официальным спонсором признания права, законных

интересов одной из сторон и неправоты другой.

Не менее существенно пояснить и иные аспекты сопряжения права,

юридических средств со способами предотвращения и устранения социальных,

экономических и политических и иных конфликтов. Науке предстоит рассмотреть

наиболее тесные зоны их соприкосновения. А пока выразим предположение о

возможности гибкого использования правовых средств на всех стадиях любых

конфликтов, с учётом степени их развития, от мягких до более жёстких.

Это, во-первых, правовая ориентация на достижение нормативных целей и

недопущение противоречий, отклонений от нормативного статуса субъектов

права. Во-вторых, юридические запреты создавать конфликтные ситуации. В-

третьих, допускаемые притязания конфликтующих сторон на установление

нормативного юридического состояния. В-четвёртых, предусматриваемые правом

согласования проектов, актов и действий разных субъектов. В-пятых,

использование переговорных процедур, согласительных и паритетных комиссий

для преодоления противоречий на ранних стадиях конфликта. В-шестых,

рассмотрение споров о неправомерности актов и действий в суде и порядке

иерархической подчинённости. В-седьмых, применение санкций, компенсация

убытков и восстановление прежнего юридического состояния. В-восьмых,

принятие мер по изменению юридического состояния статуса субъектов в случае

выявления положительного потенциала конфликта.

Юридический конфликт может выражать не только "отклонение" от норм, но

и прогрессивные тенденции, требующие преобразований и реформ. В этом -

потенциальный "пафос" конфликта и его нельзя не замечать и игнорировать.

Такова логика общественного развития, объективно глубокого и

систематического анализа происходящих процессов и оценки "конфликтной

информации", своевременного выявления юридических и связанных с ними

противоречий и выработки стратегии их преодоления, разрешения.

Прогнозирование в этой сфере должно быть спутником не только

познавательного процесса, но и любого вида деятельности. Тогда можно

заранее предвидеть временные юридические конфликты, порождённые, например,

неурегулированностью полномочий государственных органов, желанием ряда

областных органов своими решениями преобразовать области в республики.

Неизбежны и постоянно возникающие конфликты типа различии в правопонимании

и правовых ролях, выбираемых и выполняемых участниками конфликта,

нарушаемых соотношений различных правовых актов, споров о компетенции

органов, притязании сторон на установление нового правового порядка.

Всё это требует нового подхода к праву в условиях неизбежно

существующих юридических коллизий, конфликтов. Пока российское право плохо

приспособлено к их разрешению ввиду почти полного отсутствия коллизийных

норм, неразвитости процедур разрешения юридических споров и вообще

процессуальных норм и институтов. Лишь недавно Конституция России и

Федеративный Договор признали Федеративное коллизийное право.

Формирование общей процессуальной отрасли "коллизийное право" с более

широким объемом и содержанием позволит охватить принципы и нормы

восстановления нарушенных связей внутри правовой системы, нормы преодоления

противоречий в компетенции субъектов права, "резервные нормы", на случай

несовпадения норм различных правовых систем, общие и специальные

процедурные рассмотрения и разрешения юридических споров, статусные нормы

относительно специальных органов по разрешению коллизий.

И здесь уместно обратить внимание на необходимость интенсивного

развития и использования согласительных процедур. Это могут быть как

стабильные, признанные Конституцией и законом процедуры (например,

предусмотренные статьями 78, 85, 105 Конституции РФ), так и процедуры,

создаваемые для конкретной конфликтной ситуации Паритетное

представительство и согласование решений делает их действенным способом

разрешения юридических конфликтов.

Ещё более значительны общесоциальные способы стабилизации обстановки и

предотвращения конфликтов, столь актуальные сейчас. Постановление

Государственной Думы, Федерального Собрания "О принятии меморандума о

согласии" от 23 февраля 1994 года, усилия по подготовке и подписанию

соглашения о гражданском согласии - важные шаги в данном направлении.

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ

Введение

Анализ социальных конфликтов в отечественной в отечественной

социологии пока в основном имеет характер прикладных исследований, на базе

которых делаются первые попытки обобщения проблемы и формирования

концепций. Основные задачи программы - осмысление конфликта как социального

феномена, его рационализация и придание ему цивилизованных, созидательных

форм.

Вместе с тем выявились обстоятельства, которые затрудняют анализ

социальных конфликтов, разработку концепции социального согласия. Во-

первых, сказывается неспособность общественной системы воспринимать

конфликт любого уровня. «Советское мышление», допускает только фискальную

культуру, выраженную в форме жалоб и мифологических надежд на их

удовлетворение «сверху». В действительности же реальный механизм разрешения

конфликтов, возникающих, например, в процессе трудовой деятельности,

работал против жалобщика, сила была на стороне аппарата подавления. Во-

вторых, социальную напряженность и конфликтность нельзя объяснить только

нехваткой товаров или отчуждением труда, отсутствием демократии. Нужно иное

качество организации общества, в котором конфликт будет рассматриваться не

как нечто экзотическое или запретное, а как нормальный элемент общества, в

котором противоречащие друг другу интересы социальных групп постоянно

сталкиваются, но умело регулируются законом. В-третьих, наблюдаются

недостатки (и даже отсутствие) знаний в сферах политической, экономической

и социальной культуры. Нет надежной опоры в виде информации о жизни мира, о

разных культурах, об истории, о будущем, зато развиты привычки следовать за

«идеологическими поводырями», уповать на всемогущество руководства вместо

того, чтобы разобраться в ситуации и действовать самостоятельно.

В таких условиях трудно выделить четкую структуру уровней конфликта.

Конфликт даже между двумя людьми, например рабочим и начальником цеха,

может быть определен не только как межличностный, но и как социальный,

поскольку они представители разных социальных слоев. И наоборот, даже

забастовки в некоторых случаях означают не столько социальный конфликт,

сколько средство достижения личных целей руководителя, в том числе и

политика.

Классификация конфликтов

В качестве основания классификации конфликтов можно предположить их

причины, но надо учитывать, что социокультурные особенности конфликтов в

России не дают возможности их развития. Это затрудняет и их разрешить. И

тем не менее в исследованиях социальных конфликтов можно выделить следующие

основные сферы.

Межличностные конфликты в процессе совместной деятельности. Фактором,

предохраняющим человека от конфликта с окружающими или подталкивающим к

нему, становится его самооценка: оценка своей деятельности, статуса,

престижа, социальной значимости. «Мир рушится окончательно для человека

тогда, когда рушится внутренний мир, когда человек начинает плохо

относиться к собственному «Я», когда он находится в плену устойчивой

заниженной самооценки». Если же взаимоотношения с коллегами и восприятие

своей доли участия в общем труде имеют высокую степень значимости, то

сохранится внутренняя положительная установка на конструктивную

деятельность в рамках коллектива, группы, общества.

Трудовые конфликты. В личностных и межгрупповых отношениях имеет место

социальная напряженность, которая представляет собой противоположность

интересов и понимается как уровень конфликтное, меняющийся во времени.

Социальная напряженность - это результат трех взаимосвязанных факторов:

неудовлетворенности, способов ее проявления и массовости. С учетом всех

этих факторов разработаны средства-индикаторы для обнаружения и измерения

уровня нарастания социальной напряженности предложено оценивать по

социальной шкале степень удовлетворенности человека в таких социальных

потребностях, как жилье, содержание труда, заработная плата, бытовые и

санитарно-гигиенические условия на производстве, возможности отдыха.

Например, можно рассмотреть трудовой конфликт шахтеров и государства.

Здесь особенно сильное влияние на сохранение постоянно действующей

конфликтной ситуации оказали традиции, заложенные при строительстве шахт.

Как известно, уголовная отрасль нашей страны создавалась заключенными.

Превращение бывших лагерей в шахтерские города и поселки оставило

практически неизменной субкультуру производственных отношений,

сформированную ГУЛАГом. Основа ее конфликт.

Следует особо отметить, что такие конфликты носят разрушительный

характер. Культивирование конфликтной ситуации в шахтерских коллективах в

сочетании с полным пренебрежением к решению жизненных, социально-бытовых

проблем со стороны государства сформировало базу для забастовочных

выступлений. Со стороны государства не наблюдается каких-либо

конструктивных попыток выхода из кризисной ситуации, кроме объяснений

«необходимости» безработицы и невыплаты .заработной платы в течении

нескольких месяцев. Возможно, закрытие нерентабельных предприятий -

необходимая мера. Однако осуществлять ее в стране, где предприятие является

основой существования и жизнедеятельности шахтерских поселений,

необходимости с особой осторожностью. Безработица и безденежье в таких

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.