![]() |
|
|
Социальное призрение детей в Россииданных о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот. На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предлагают заполнить анкету или другой вид документа, в котором будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность всех членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной приемной семьи. Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который потенциально может быть принят в семью. На четвертом этапе социальный педагог знакомится непосредственно с семьей, определяет педагогический климат в ней, совместно с другими специалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Также могут быть сделаны запросы в органы общественного порядка и в поликлинику. Пятый этап связан с предварительным вводным курсом обучения будущих родителей. Шестой этап – передача ребенка в приемную семью. В этом случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С этого момента социальный педагог выполняет патронирующую роль: своевременное выявление и разрешение проблем, которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждение отказа приемных родителей от него. Если ребенок не усыновлен и не попадает в приемную семью, то его воспитанием, образованием и развитием занимаются государственные учреждения. По данным статистики около 150 тысяч детей находятся в учреждениях государственного попечения, между тем потребность в такого рода социальной защите и помощи в России испытывают около 500 тысяч детей. В настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов. В домах ребенка живут и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интернаты. Главное отличие детских домов от школ- интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении. По возрастным признакам детские дома могут подразделяться на детские дома для дошкольников, детские дома для школьников и разновозрастные детские дома. Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа (см. Приложение № 5). Предложен такой дом по примеру западных стран общесоюзным Детским Фондом им. В. И. Ленина, а правовым основанием для него послужило Постановление правительства СССР от 1988г. “О создании детских домов семейного типа” . Семейный детский дом – форма устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным попечением детей и выплатой денежного содержания лицам, взявшим их на воспитание. В государственной системе попечения детей-сирот существует особый тип учреждения – приют. Специфика работы приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей. Цель данного учреждения – последующее устройство детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, в другие социальные институты – возвращение в семью, усыновление, установление опекунства и пр. Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме как наиболее типичном учреждении государственного попечения детей, оставшихся без родителей. Потребность и необходимость ее постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые ему предстоит решить. Собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т.д. Чем точнее определяется “диагноз социального заболевания” ребенка, тем легче определить виды помощи необходимые ему. Следующая задача социального педагога – составить индивидуальную программу развития воспитанников, т.е., анализируя документы, которые есть у ребенка, его проблемы, найти пути выхода из создавшейся ситуации, фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и др. специалистов детского дома. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревожности, беспокойства у ребенка. Педагогическая – предполагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков. Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе получения профессионального образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему “Как подготовиться к вступительным экзаменам?”, “Как пользоваться разными видами транспорта?”, “Как заполнить документы на коммунальные платежи?” и т.п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др. Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме, - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения. Эти общие положения деятельности социального педагога конкретизируются в зависимости от типа детского дома, возрастной категории детей, их медико-психолого-педагогических проблем. Работа с детьми девиантного поведения. Особо следует выделить необходимость социально-педагогической помощи подросткам. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо- физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Личность еще не достаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Несоблюдение подростком норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация (отклоняющееся поведение). Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезодаптации. Говоря о детско-подрастковой дезодаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу: - дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т.е. примерно 1,5 миллиона); - дети-сироты, общее число которых превысило 500 000; - социальные сироты; реальная картина такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию; - подростки, употребляющие наркотики и токсические средства; - подростки сексуально-распущенного поведения; подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых. Девиации включают в себя девиантное, деликвентное и криминальное поведение (см. Приложение № 6). Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезодаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т.е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и деликвентного поведения – профилактическая и реабилитационная. Можно выделить несколько типов профилактических мероприятий: - нейтрализующие; - компенсирующие; - предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующие социальным отклонениям; - устраняющие эти обстоятельства; - контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты. В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу, также через систему социального обучения и т.д. Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения. Сущность медико-биологического подхода состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно- профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздержаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики. Социально-педагогический подход заключается в восстановлении и коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств. Нерешительность, отсутствие настойчивости при проведении в жизнь принятого решения, несформированность независимости и самостоятельного поведения, безынициативность, упрямство, невыдержанность – наличие этих черт свидетельствует о том, что совершение противоправного деяния подростками обусловлено слабостью их воли. Любая сложившаяся конфликтная ситуация и даже кратковременное отрицательное воздействие становятся для таких подростков теми препятствиями, которые они не могут преодолеть, не нарушая нравственных и правовых норм. Воспитание положительных волевых качеств у подростков следует начинать с формирования правильного представления о воле. Этот процесс включает ряд этапов: раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их иллюстрация примерами; выработка обобщенных представлений о воле, установление соотношения между смелостью и наглостью, настойчивостью и упрямством, самостоятельностью и неуважением к чужому мнению; формирование правильной самооценки, поиск своих недостатков, путей их исправления; зрелое самовоспитание, т.е. реализация потребности в самоусовершенствовании. Существует еще один подход, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение, на основании уголовных законов. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же – выявление и устранение причин социальных отклонений. Другой технологией работы с дезодаптированными подростками является их реабилитация. Это система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в общество. Это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, социально- педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представлений о его ненужности и никчемности как личности. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями и сокращенным рабочим днем. Под бытовой реабилитацией имеется в виду предоставление нормальных условий жизни подростку. Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной сфере, а также самой социальной сферы и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав. Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования. Реабилитация подростков реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются: - медико-психологическая помощь детям; - формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; - выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию; - психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности; - содействие в возвращении в семью; - содействие обеспечению возможности получать образование; - забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве. В специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании: - личного обращения; - направления органов, осуществляющих социальную защиту; - постановления комиссий по делам несовершеннолетних; - заявления родителей, ходатайства органов образования, здравоохранения, органов опеки и попечительства, органов внутренних дел; - постановления или определения суда, прокурора или следственных органов, если родители или лица, их заменяющие, осуждены либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Центры могут включать в себя следующие отделения: - приемное отделение, где проводится первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в стационарное медицинское учреждение; - отделение диагностики социальной дезадаптации, где выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения; разрабатываются индивидуальные программы социальной реабилитации; - отделение реализации программ социальной реабилитации, где происходит поэтапное их осуществление; индивидуальная программа реабилитации реализуется как в условиях дневного или круглосуточного стационара Центра, так и в семейной воспитательной группе; - отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и законных интересов детей; оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников; В настоящее время в системе такой работы наметилась целая сеть учреждений: 1) центр экстренной психологической помощи по телефону (“телефон доверия”; 2) центр психолого-педагогической помощи семье и детям; 3) центр социальной реабилитации для несовершеннолетних; 4) социальный приют для детей и подростков; 5) центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; и т.д. Существующие технологии работы с дезодаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по разным причинам нуждаются в призрении, помощи и защите. Однако в каждой стране развитие социального призрения имеет свои исторические особенности. В России они обусловлены сильным влиянием таких факторов, как географический, геополитический, религиозный, условия материального производства, социальная организация. Все это породило способность русского народа к крайнему напряжению сил в течение длительного времени; возникновению устойчивой формы общинного уравнительного сожительства как условие выживания основной массы населения; характерное для русских людей чувство доброты, составляющее важное качество их духовного строя, готовность оказания помощи нуждающимся, национальная терпимость русского народа в условиях полиэтничности страны. Эти особенности русской истории не могли не оказать соответствующего влияния на характер возникновения и формирования системы социального призрения в России, основные этапы ее развития, формы и методы социально-защитной деятельности нуждающихся, и в первую очередь нуждающихся детей, место и взаимоотношение государственного, общественного и частного призрения. В России, как было показано выше, практика социального призрения детей имеет свои глубокие культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917г. была связана, прежде всего, с милосердием и благотворительностью. После 1917г., когда большевики осудили благотворительность как социальный пережиток, государство было вынуждено взять на себя заботу о тех детях, которые находились в особенно тяжелом положении. Сиротство и беспризорность стали в тот период острейшей социальной проблемой, которая |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |