реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная работа в системе социального обслуживания

Социальная работа в системе социального обслуживания

Содержание

Стр.

Введение………………………………………………………………… 3 - 3

1. Сущность социальной работы………………………………………. 4 - 5

1.1. Социальный работник как субъект социальной работы………. 5 - 6

1.2. Предмет и объект социальной работы…………………………...6 - 8

2. Социальная работа с пожилыми людьми…………………………..9 - 12

3. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов……….13 - 20

3.1. Психологические аспекты социальной работы с людьми с

ограниченными возможностями………………………………………...…20 - 25

4. Социальная работа с молодежью………………………………….26 - 29

Заключение…………………………………………………………….30 - 30

Список литературы……………………………………………………31 - 31

Введение

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и

духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет

место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального

бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже

прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам,

повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате

заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции

неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных

организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего

в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения

социальной безопасности.

В 90-е годы одной из наиболее существенных тенденций социальной

политики является становление системы социального обслуживания, широкое

применение в работе с населением современных технологий и методик.

Таким образом, вопрос о необходимости проведении социальной работы в

рамках социального обслуживания встает в настоящее время особенно остро.

Поэтому целью написания данной курсовой работы является проблема

социального обслуживания и социальная работа как его составляющая.

1. Сущность социальной работы

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что

социальная политика государства должна быть направлена на создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с

этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление

гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение

государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых

граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий,

пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется

социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери

кормильца и др.).

Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители

оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса,

национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств.

Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность

своими силами справиться с жизненным затруднением.

Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью

содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных

трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем,

социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине,

имеющий своей целью избавлению людей от болезней, или педагогике,

направленной на формирование человеческой личности, она является

практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей

ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое

моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к

их клиентам.

Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и

социальной работы, в конечном счете, выполняет важнейшую для государства и

общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и

гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для

его всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из

существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.

1.1. Социальный работник как субъект социальной работы

Как и любая другая деятельность, социальная работа представляет собой

взаимодействие субъекта и объекта (социального работника и его клиента),

протекающих при определенных общественных условиях. Помимо этих условий, ее

успешное осуществление определяется тем, в какой степени социальный

работник и его клиент удовлетворяет предъявленные к нему требования.

Социальный работник должен быть квалифицированным специалистом в своей

области, а так же обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о его

гуманности. Что касается клиента, то от него требуется не только

действительное желание решить свои проблемы, но и к социальному работнику.

Иными словами, между социальным работником и его клиентом должно возникнуть

доверительные отношения.

Основанные на чувстве и доверии, отношения между социальным работником

и его клиентами больше всего похожи на дружбу, они являются формой

межличностных отношений, т.е. направленные на установление личных связей

между людьми. Дружба, однако, предполагает равенство сторон, тогда как

отношения между социальным работником и его клиентом не равны.

Действительно, эти отношения предполагают помощь клиенту со стороны

социального работника, но не наоборот. Доверяя социальному работнику,

клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в

этом являет психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной

работы.

Поскольку социальный работник любого ранга — всегда активная сторона,

можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости

от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается

людьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи,

группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная

жизненная ситуация — это такая ситуация, которая нарушает или грозит

нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных

объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи,

сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах.

Практика показывает (и у нас особенно), что часто люди сталкиваются с

проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни

друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются

люди особой профессии – социальные работники.

1.2. Предмет и объект социальной работы

Разрешить окончательно социальные проблемы инвалидности, бедности,

расовой или национальной нетерпимости невозможно, но необходимо разрешать

их вновь и вновь для каждого следующего индивида или семьи, оказавшихся в

затруднении из-за этих проблем. Поэтому, оказывая социальную помощь

клиенту, социальный работник имеет дело в первую очередь с его социальной

ситуацией. Социальная ситуация — конкретное состояние проблемы конкретного

клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем

богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению

данной проблемы.

В трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких

матерей. По состоянию на конец 2001 г. их насчитывалось около 1,5 млн.

Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с

детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей

уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей,

получающих поддержку государства, — это семьи с детьми-инвалидами. В 2001

г. было около 285 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следует

назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме

того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Их около 200 тыс.

Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными

материальными возможностями — это многодетные семьи. Их численность

постоянно сокращается и составляет в настоящее время 2,3 млн.

Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с

малолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн.

В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически

они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).

Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства,

должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. По данным

Федеральной миграционной службы России, на 1 мая 2002 г. в России

находилось 200,2 тыс. таких семей.

Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, — это семьи

безработных, имеющие несовершеннолетних детей.

Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков,

наркоманов, правонарушителей и др.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем

семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего

потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций

семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в

России.

Вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы

социального обслуживания в России весьма актуальны, особенно вопросы,

касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности

в области социального обслуживания семьи и детей.

Правовое поле системы социальной работы, социального обслуживания и

деятельности социальных служб формируется в русле основных направлений

государственной социальной политики по улучшению положения семей, детей и

других категорий населения в Российской Федерации со всеми позитивными и

негативными последствиями в их диалектическом единстве.

Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального

обслуживания населения в целом предполагают полную и всеобъемлющую

реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся

улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных

категорий населения, создание надежного правового механизма их реализации.

Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы, тем

непосредственным полем, где прилагает усилия социальный работник. Одной из

важных сфер и одним из главных объектов социальной работы является семья.

2. Социальная работа с пожилыми людьми

Особую важность приобретает организация социальной работы с пожилыми

людьми России, где доля граждан старшего поколения в составе населения

составляет 20,5%, городах – 16,4%; в сельской местности – 23,3%. На 100

человек трудоспособного возраста приходятся почти 36 человек старше

трудового возраста.

Такой высокий процент пожилых людей в общей численности населения

(примерно на уровне 20%) сохранится еще долгие годы, по расчетам, до 2006г.

Предполагается, что к 2015г. на одного работающего, а России будет

приходиться один нетрудоспособный. Причем среди нетрудоспособных не менее

половины составляют престарелые.

Во исполнение Указа Президента РФ в России разработана и утверждена

постановлением Правительства федеральная целевая программа «Старшее

поколение», в которой представлен комплекс мероприятий по улучшению

социального обслуживания пожилых людей.

Социальное обслуживание пенсионеров России осуществляется на основании

Федеративного закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста

инвалидов» от 4 августа 1995г. Федерального закона «Об основах социального

обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995г., Федеративного закона «О

ветеранах» от 12 января 1995г., Постановления Правительства Р.Ф. «О

Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг,

представленных гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и

муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995.

Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по реализации Федерального

Закона «О ветеранах» от 30 апреля 1996г.

В соответствии с Федеральным законодательством определены формы

социального обслуживания пенсионеров: на дому, включая социально –

медицинское; полустационарное в стационарных учреждениях социального

обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и др., независимо от их

наименования) срочное в целях оказания неотложной помощи разового характера

остро нуждающимся в социальной поддержке; социально-консультативная помощь,

направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе,

развития опоры на собственные силы, облегчение адаптаций к меняющимся

социально-экономическим условиям. (Федеральным законом «О социальном

обслуживании граждан», ст.16) Порядок оплаты всех видов обслуживания

регламентируется федеральным законом.

Не менее важно, что социальные работники предлагают подопечным широкий

набор услуг. Согласно положению о центре социального обслуживания к ним

относится: доставка на дом продуктов питания из магазинов, с рынка; горячих

обедов из столовых, необходимых товаров и лекарств, гуманитарной помощи;

оформление различных коммунальных и других платежей, сдача вещей в ремонт.

По поручению социальной работник свяжется с нотариусом, вызовет врача,

получит заказанную ортопедическую обувь, поможет написать письмо

родственникам, оформит необходимые документы (в том числе и для помещения

в доме - интернате), пригласит мастеров по ремонту квартир или какой ничуть

аппаратуры (телевизор, холодильник, и т.д.) Некоторые территориальные

центры расширяют рамки и этого довольно широкого перечня услуг.

Основные услуги на дому предоставляются бесплатно, определенные виды

услуг, не связанные с потребителями первой необходимости, оплачиваются

пенсионерам, но при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу,

размер оплаты составляет 25% от суммы надбавки.

Средства, поступившие на обслуживание, зачисляются на счета центров, и

направляется на их развитие. Они являются значительным подспорьем в связи с

острейшим дефицитом денежных средств, в пенсионных бюджетах. За счет этих

поступлений приобретается спецодежда, обувь для социальных работников, в

сельских районах – велосипеды.

После создания служб социальной помощи на дому резко сократились

очереди для поступления в дома интернаты среди людей, лишенных возможности

самообслуживания, нуждающихся в помощи и уходе. Теперь эти люди могут

проживать у себя дома, в привычных условиях, с прежними стилями жизни

Для малоимущих организуется бесплатное и льготное питание в частных и

государственных предприятиях. Встречи пенсионеров во время обедов

напоминают своеобразные клубы, частично разрешают проблему дефицитного

общения.

Для пенсионеров, которые временно не могут обслуживать себя сами и

нуждаются в медицинском присмотре, в районах и сельских больницах открывают

социальные палаты, некоторые из них перерастают в геронтологические. В них

пенсионеры проводили по несколько месяцев а, подлечившись, – возвращались

домой.

Во многих центрах социального обслуживания созданы стационарные

отделения. Формы работы стационара близки к деятельности домов –

интернатов, но пребывание здесь временное (от 1 недели до 3 месяцев). Такая

форма обслуживания особенно примечательна для пожилых людей, которые

временно утратили способность к самообслуживанию, но не хотят покинуть

уютный дом. Требование в отделениях не грозит психологическим дискомфортом,

довольно часто возникающим при помещении пожилого человека в дом –

интернат.

Другая форма работы – определение дневного пребывания. Смысл таких

отделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть одиночество. В таких

отделениях стараются создать подобие домашней обстановки, гостеприимной

гостиной, в которой принято общаться со старыми знакомыми. Здесь же можно

получить врачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или

льготное питания. В таких отделениях организуется различные виды посильного

труда, где можно подзаработать шитьем, рукоделием, снова ощутить свою

полезность.

Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения,

в итоге и старость и одиночество уже не выглядит столь грустными, как

прежде. В штате отделения мед. сестра, которая навещает заболевших,

вызывает врача, выполняет его назначения.

Социологические исследования пациентов дневного отделения выявили, что

74% из них привлекает желание общаться, совместно проводить время,

участвовать в праздничных мероприятиях, 26% получить бесплатный обед, 29

возможность избавить себя от приготовления пищи.

Уважение и цивилизация – понятие одного порядка. Уважение старым людям

выражается теми материальными условиями жизни, которые общество может им

предоставить – размером пенсии, качеством жилья, условием здравоохранения,

комфортными услугами. Но не менее важна духовная сторона жизни –

включенности пожилого человека в социум. Материальное обеспечение вне

социального общения ведет к деградации личности, к сокращению срока жизни.

Социальное общение в решении политических проблем общества, в узких делах

собственной семьи, постоянная коммуникация с другими людьми.

Задача социальных работников и близких людей по оказанию помощи

пожилому человеку по мере возможности связана со знанием и пониманием

леронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.

Таким образом, особое место в социальной работе занимают организация

помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам. Служба помощи, ее

работники, систематически навещая одиноких, чаще всего малоподвижных людей,

в какой-то мере избавляют их от вынужденного одиночества.

3. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов

Инвалиды, как социальная категория людей, находятся в окружении

здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной

защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством,

соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями,

известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты

касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая

направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление

материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь,

которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы

развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной

жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезную

деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым

окружением, государственными учреждениями различного профиля,

общественными организациями и управленческими структурами. По существу,

речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной

целью реабилитации.

По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2

категории:

- находящихся в домах- интернатах;

- проживающих в семьях.

Указанный критерий - место проживания - не следует воспринимать как

формальный. Он теснейшим образом связан с морально- психологическим

фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов.

Известно, что в домах-интернатах находятся наиболее тяжелые в

соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии

взрослые инвалиды содержаться в домах-интернатах общего типа, в

психоневрологических интернатах, дети - в домах-интернатах для умственно

отсталых и с физическими недостатками.

Деятельность социального работника также определяется характером

патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для

осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-

интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих

учреждений.

Дома-интернаты общего типа предназначены для медико-социального

обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет,

мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие

трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

Задачами этого дома-интерната являются:

- создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним;

- организация ухода за проживающими, оказание им медицинской помощи и

организация содержательного досуга;

- организация трудовой занятости инвалидов.

В соответствии с основными задачами дом- интернат осуществляет:

- активное содействие в адаптации инвалидов к новым условиям;

- бытовое устройство, обеспечивая поступивших благоустроенным жильем,

инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;

- организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья;

- диспансеризацию и лечение инвалидов, организацию консультативной

медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные

учреждения;

- обеспечение нуждающихся слуховым аппаратами, очками, протезно-

ортопедическими изделиями и кресло-колясками;

- в соответствии с медицинскими рекомендациями организацию трудовой

занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни.

В домах-интернатах общего типа находятся инвалиды молодого возраста (от

18 до 44 лет).Они составляют около 10% всего контингента проживающих. Более

половины из них - инвалиды с детства, 27,3% - вследствие общего

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.