реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная работа с детьми алкоголиков

Не менее важную роль играют эмоциональные воздействия на ребенка.

Элементы этих воздействий содержатся в интонациях голоса, мимике, жестах,

форме реагирования взрослого на правильный и неправильный, хороший и плохой

поступок ребенка.

Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние

психологического, а для младших детей— психофизиологического комфорта.

Надо, однако, учитывать, что для создания комфортного психического

состояния ребенка вовсе нет необходимости идти у него на поводу и угождать

ему. В случае неправильного поведения ребенка используются испытанные

приемы: переключение и отвлечение внимания от конфликтной ситуации на

нейтральную или доставляющую удовольствие.

Для доведения же до сознания ребенка неправильности его поступка можно

использовать оценку поведения другого ребенка или сказочного персонажа,

героя мультфильма и т, п. в аналогичной ситуации. Причем как хороший, так и

плохой поступок персонажа в этой же ситуации, при правильном и доступном

объяснении его воспитателем, обогащает социальный опыт ребенка и позволяет

ему усвоить понятия о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Наглядный пример играет огромную роль в воспитании и обучении детей.

Но с формированием речи не менее, а иногда и более существенное воздействие

на развитие оказывает слово.

Большое место и системе работы с детьми, родители которых страдают

алкоголизмом, отводится психотерапии.

Психотерапия- это комплексное лечебное воздействие на психику человека

с целью устранения болезненных переживаний и изменения отношения к себе,

своему состоянию и. окружающей среде. Психотерапия детского возраста имеет

свои специфические особенности, в ней большое внимание уделяется приемам

отвлечения и переключения. Важной задачей психотерапии детей родителей,

страдающих алкоголизмом, является развитие у них чувства уверенности в

своих силах, воспитание социальных, трудовых и этических установок.

Психотерапия и психолого-педагогическая коррекция у детей и подростков

тесно взаимосвязаны и составляют суть лечебной педагогики.

Процесс психотерапии осуществляется поэтапно. На первом этапе

устанавливается контакт с ребенком, на втором раскрывается сущность его

конфликтных переживаний, и на третьем этапе используются разнообразные

приемы, помогающие ребенку избавиться от этих переживаний, зависимости от

возраста выбираются наиболее рациональные методы психотерапии. С детьми

дошкольного возраста широко применяется игровая психотерапия, с младшими

школьниками используется также и рисование, а с детьми старше 10 лет

подключается планомерное проведение специальных бесед. Полезным является

также прием психотерапевтической кукольной драматизации.

Все приемы психотерапии с детьми 5- 6 лет и старше сопровождаются

разъясняющей психотерапией. Ребенку логически обоснованно объясняют причины

его трудных взаимоотношений с товарищам и. учителями, обсуждают с ним

различные жизненные проблемы: стремятся к тому, чтобы ребенок по

возможности адекватно оценил себя, свое состояние и характер взаимодействия

ею с окружающими.

В основе психотерапевтической работы с подростками из семей больных

алкоголизмом лежит длительное, сначала в условиях индивидуальной, а затем

групповой психотерапии обсуждение следующих проблем: в чем смысл жизни; что

может принести удовлетворение в жизни, почему одни люди идут по пути

самопожертвования и самоотдачи, а другие- потребления и корысти; почему

одни способны на подвиг, а другие на преступление и т. п. Обсуждение этих

вопросов предполагает большую просветительную работу, вызванную

необходимостью как ликвидации пробелов в знаниях таких подростков, так и

развития их самосознания.

В индивидуальных беседах психотерапевт обычно выясняет, какова система

ценностей подростка (что он считает для себя наиболее значимым, каковы его

интересы), какова его самооценка, и каких областях возникают у него

притязания и каков их уровень и г. д. В дальнейшем проводится работа по

выработке адекватной самооценки, формированию притязаний в социально

значимых и идах деятельности, изменению ценностных ориентации. Наряду с

этим психотерапевт принимает участие в создании нормальных взаимоотношений

подростков со сверстниками в учебном или трудовом коллективе.

Взаимодействие психотерапевта с детьми и подростками должно строиться

на основе глубокого понимания психологических механизм он поведения

ребенка. Как указывалось выше, в поколении детей и подростков из семей

больных алкоголизмом нередко отмечаются более или менее выраженные

расстройства, берущие начало в их характерологических реакциях. Последние

во взаимодействии с окружающей средой приобретают характер стойких

патологических форм реагирования, во многом предопределяя патологические

направления развития личности.

К сожалению, проблема детерминации поведения до сих пор является

недостаточно разработанной, что определяется в первую очередь чрезвычайной

сложностью объекта воздействия - ребенка. В связи с этим очень трудно

определить, какой будет реакция, если применить конкретный стимул. Тем не

менее, прогнозирование характера реагирования ребенка на ту или иную

ситуацию не является безнадежным делом.

Врач-психотерапевт А.И. Захаров считает, что сначала на основе данных,

полученных в процессе индивидуальной беседы и наблюдения за поведением

ребенка, необходимо составить программу оказания помощи. Цель такой

программы - помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют

их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. В первую очередь,

это переживание, возникшее в результате беспокойства, страха, обиды и

неуверенности в себе, скованности, нерешительности в общении, неспособности

контролировать свои чувства.

Коррекция поведения, по мнению А.И. Захарова, может успешно

осуществляться в процессе игры. Игра представляет собой естественный вид

творчества детей, в котором моделируется, отражается доступная пониманию

ребенка окружающая действительность. В игре происходит отреагирование

чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия,

развития воображения и расширения круга общения, приобретаются новые знания

и умения. Кроме этого, через игру, возможно, дать осознать ребенку

недостатки своего характера и найти оптимальные пути решения проблемных или

конфликтных ситуаций общения. Для этого можно использовать в виде игры

реальные условия.

Они имеют более определенный сценарий, заставляют ребенка вырабатывать

план действий. В процессе проигрывания различных ситуаций происходит

обучение приемам поведения, что значительно облегчает процесс адаптации.

В раннем возрасте, когда ребенок уже способен к самостоятельной

элементарной деятельности, необходимо полнее использовать возможности игры

с песком и водой.

Наблюдения за детьми родителей- алкоголиков показывают, что в играх с

водой и песком в значительной степени преодолевается их не

целенаправленность, хаотичность, быстрая пресыщаем ость. Воспитатель должен

привнести в игру ребенка определенный смысл или задать мотив деятельности.

Замечено, что игра с водой и песком способствуют снятию эмоционального

напряжения, раздражительности, возбудимости.

Сюжетно-ролевые игры могут использоваться психотерапевтом, как для

диагностических, так и коррекционных целей. В этих играх ярко проявляются

эмоциональные отношения ребенка к людям и предметам. Правильное,

желательное поведение того или иного героя игровой ситуации обязательно

поощряется, оценивается и вознаграждается.

Музыка может способствовать созданию благоприятного фона для других

видов психотерапии. Рисование, рациональная и игровая психотерапия под

музыку открывают большие возможности для преодоления конфликтных

переживаний, нормализации эмоционального состояния.

Таким образом, вопрос реабилитации и коррекции психических и

личностных нарушений у детей из семей алкоголиков остается изученным не в

полной мере. Однако, учитывая комплексный характер патологических изменений

в эмоционально-волевой сфере, в личностном развитии и поведении для таких

детей можно с успехом применять общеизвестные методы психотерапии,

музыкотерапии.

Особенность психолого-педагогической работы с детьми является то, что

наиболее эффективными направлениями будут те, которые предполагают

активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка. Игра,

рисование, лепка, пение, и другие формы работы ребенка позволяют ему

вынести во вне объекты самопознания. Кроме этого, большой упор необходимо

делать на удовлетворение сенсорной натуры ребенка и развития его речи.

2.2 Психологические основы социальной реабилитации

Выше отмечалось, что очень часто алкоголизм и прочие аддиктивные

проблемы становятся семейной традицией. Более пятидесяти процентов

сегодняшних алкоголиков являются детьми алкоголиков, кроме того, у

миллионов людей имеются иные серьёзные проблемы. Очень важно уберечь детей

от мучительных лет молчания, стыда, страданий. Социальные работники могут

сыграть важную роль в этом процессе посредством эффективных

профилактических мер. И индивидуально, и коллективно социальные работники

должны стать голосом и твёрдой силой для детей, которые не всегда могут

высказаться в собственную защиту. В этом процессе можно использовать

методы, которыми пользуются врачи-психологи, такие как: точная информация,

подходящая для детей данного возраста, обучение навыкам, установление

связей и привязанностей, вытекающих из здоровых отношений.

В семьях алкоголиков царит правило, сводящееся к отказу, обману

чувств, принципу “никаких разговоров”. Таким образом, дети алкоголиков

часто не понимают, что происходит у них в семье. Поэтому не удивительно,

что они во всём обвиняют себя. Преобладающее у многих детей чувство – это

не страх, гнев или обида; это – постоянное непреодолимое замешательство.

Детям алкоголиков нужна точная информация об алкоголе, о прочих

наркотиках, а также об алкоголизме как о болезни. Узнав об отрицании,

провалах памяти, рецидивах и исцелении, дети могут не только понять, что

происходит у них в семье, а также понять, что они не должны себя за это

винить, и что они не могут всё изменить к лучшему. Крайне важно преподнести

эти важные факты детям, учитывая их возраст, чтобы они не были более

потрясены, отягощены и не испытывали бы замешательство.

Вот то, что важно слышать детям алкоголиков:

. Алкоголизм-– это болезнь.

. Ты не можешь улучшить создавшегося положения.

. Ты достоин того, чтобы тебе помогли.

. Ты не один.

. Есть надёжные люди и организации, которые могут помочь.

. Есть надежда.

Дети алкоголиков попадают в группу повышенного риска в отношении

поведенческих и эмоциональных проблем. Давая детям возможность приобрести

разнообразные жизненные навыки, вы помогаете им справляться со многими

проблемами. Например, некоторые дети сталкиваются с тяжёлыми ситуациями,

связанными с избиениями в семье, с заброшенностью и прочими проблемами. Эти

дети могут обучиться разнообразным методам преодоления тяжёлой ситуации и

уходу за собой. Другие дети алкоголиков могут позволить своим отрицательным

эмоциям накопляться внутри до тех пор, пока дети не будут готовы

разразиться гневом, или у них не разболится голова и живот. Психолог может

научить их, как выражать свои чувства здоровым образом, особенно надёжным

людям, которым они могут доверять. У других детей может не хватать

уверенности и чувства собственного достоинства. Эти дети могут научиться

любить и уважать себя через жизненные ситуации, которые дают им возможности

преуспеть и расцвести.

Обследования эластичности подтвердили важность мероприятий по обучению

навыкам и бросили свет и на прочие важные навыки. Обследование эластичности

рассматривает несколько защитных факторов, позволяющих частным лицам

преодолеть препятствия и оправиться от неблагоприятной обстановки. Доктор

Эмми Вернер провела продольное обследование и обнаружила многие аспекты,

которые позволят детям углубить свои силы и гибкость. Примером служат:

. Автономия и независимость

. Прочная социальная ориентация и социальные навыки

. Способность участвовать в действиях, требующих проявления услужливости

. Методы, позволяющие справляться с эмоционально опасными жизненными

ситуациями

. Способность конструктивно воспринимать собственные жизненные ситуации

. Способность заслужить положительное внимание со стороны других

. Способность сохранять оптимистичный взгляд на жизнь

. Установление близкой связи с другими людьми.

Даже если они вернутся в семьи с активной аддикцией, дети алкоголиков,

получившие вышеописанную помощь, будут лучше готовы реагировать на

всевозможные проблемы, с которыми им придётся сталкиваться.

Несмотря на то, что точная, подходящая для конкретного детского

возраста информация и обучение навыкам безгранично помогают детям, самым

важным даром являются те установленные связи и привязанность, которые они

приобретают через здоровые отношения с другими людьми. Из-за нарушенных

обещаний, грубых слов и угроз жестокого отношения к ним дети, растущие во

многих семьях алкоголиков, слишком хорошо выучивают правило “Не верь”;

молчание и изоляция могут стать их постоянными спутниками.

Создание доверия – это процесс, а не событие. Ключом к нему является

время. При лечении у психолога этот процесс может стать критически важным

событием в жизни ребёнка из семьи алкоголика. По мере развития

терапевтического процесса слова психолога начинают приобретать

дополнительное значение и важность, поскольку ребёнок начинает глубоко

анализировать источник произносимых слов. Может оказаться, что ребёнок

будет впервые слышать точную информацию об алкоголизме в совершенно новом

свете. Более того, ребёнок может укрепить собственные сильные стороны и

собственную гибкость в результате сознательного моделирования поведения

заботливого взрослого.

Практические рекомендации для психологов

Психологи, работающие с детьми алкоголиков, особенно должны заботиться

о том, чтобы их клиенты смогли установить положительные взаимоотношения с

другими людьми и чтобы они были уверены в собственных способностях и в

собственной ценности. Чтобы помочь клиентам, имеющим родителя-алкоголика,

преодолеть личные чувства неполноценности, следует учитывать два важных

аспекта: условия, позволяющие установить положительные отношения с другими,

и способы снижения чувства беспомощности.

Особенно важной для психолога должна быть способность ребёнка

развивать и поддерживать хорошие основные отношения с другими. Вполне

вероятно, что у многих детей и подростков, лечащихся у психологов,

отсутствуют желательные взаимоотношения с их сверстниками или с взрослыми.

У многих детей алкоголиков имеется то, что психологи именуют проблемой

“социальной отчуждённости”. Их отношения с другими людьми являются

поверхностными, а число и интенсивность их контактов с другими людьми

ограничены. Работая с такой проблемой, психолог должен быть особенно

чувствителен в вопросах оценки сильных и слабых сторон общения детей

алкоголиков с другими людьми. Психологи должны опираться на уже

существующие отношения, чтобы содействовать созданию более прочных, а также

новых социальных связей для своих клиентов.

Психологи имеют много стратегий для оценки природы взаимоотношения

человека с другими людьми. Например, один метод оценки уровня влияния

других людей на детей алкоголиков - это социограмма. Социограмма - это ряд

окружностей, в которых субъект - или клиент - представлен в центральной

окружности, или “яблоке мишени”. Следующий крупный круг представляет

“близких людей” клиента - людей, наиболее эмоциально близких и важных

клиенту. В этот круг обычно входят члены семьи и близкие друзья. По мере

добавления других кругов, каждый последующий круг будет оказывать на

клиента всё меньшее влияние. Заполняя имёна людей в каждом круге с помощью

клиента, психолог в состоянии получить информацию о том, в какой степени

разные люди влияют на клиента.

Хотя психолог подчеркивает важность развития новых связей, обычно

необходимо проанализировать текущие и прошлые отношения с родителями.

Например, клиент может перейти от отношений, характеризовавшихся крайним

волнением и любовью, к отношениям, характеризуемым отчаянием и горечью.

Крайне важно помочь детям алкоголиков правильно относиться к родителям. Это

- то отношение, избежать которого они могут очень редко, вне зависимости от

их возраста или от того, покинули ли они дом.

Однако психолог не должен стремиться к достижению родителями клиента

трезвости и не должен сосредотачивать внимания на том, чтобы изменить

родителей. Психолог, работающий только с клиентом, а не с семьёй клиента,

должен заботиться о физическом и эмоциальном выживании клиента.

Определённая работа психолога в такой ситуации должна сосредоточиться на

том, чтобы обучить клиента, “как выжить, имея родителя-алкоголика”. В связи

с этим, психолог должен способствовать тому, чтобы клиент обсуждал свои

чувства о данной ситуации и о себе лично, а не сосредотачивал обсуждение на

своих родителях-алкоголиках. Важным является стремление психолога помочь

ребёнку обзавестись большим количеством полезных и здоровых взаимоотношений

в семье со своими родителями, братьями и сёстрами, а также с другими людьми

вне семьи. Другими словами, не достаточно выживания только в домашней

среде.

Взаимоотношения с людьми вне семьи могут также создать структуру для

выживания клиента и для роста клиента как личности. Дружба со сверстниками

сыграет важную роль в здоровом личном развитии ребёнка. Поэтому психолог

должен уделить значительное внимание тому, чтобы помочь детям алкоголиков

развить отношения с их сверстниками.

При работе с клиентами, у которых мало здоровых отношений со

сверстниками, психолог может сосредоточиться на развитии у них различных

социальных навыков. Например, некоторые психологи могут поощрять посещение

клиентом различных общественных мероприятий, где он или она может

познакомиться с новыми людьми. Клиенты из семей алкоголиков, у которых

плохо развито чувство собственного достоинства, явно видят себя как людей

неинтересных и считают, что никому не нравится с ними разговаривать. Если

психолог в состоянии помочь клиенту развить положительное представление о

себе в своих отношениях с другими людьми, с которыми он или она входит в

контакт, психолог сделает важный шаг, помогая клиенту делать надстройки на

данном фундаменте для установления эффективных важнейших взаимоотношений,

необходимых для его роста в семье и вне семьи.

Дети, растущие в семье алкоголика, часто убеждены, что они не обладают

ресурсами или методами для уменьшения пьянок или драк своего родителя. Эта

ощущаемая потеря чувства контроля может перейти в другие аспекты жизни,

включая учёбу в школе. Более того, это чувство беспомощности может

проникнуть во все аспекты их жизни.

Когда клиент испытывает чувство беспомощности во всех своих

отношениях, психолог сталкивается с его отношением “я ничего не могу

поделать”. Большинство подобных чувств возникает у клиента ввиду отсутствия

у него или у неё ценной для него или её самобытности. Часто дети

алкоголиков не в состоянии видеть собственных достижений отдельно от

достижений своего родителя-алкоголика, и они недоумевают, не зная как

помочь себе. Психологи должны убедиться, что их клиенты приобрели чувство

собственного достоинства и способность оценивать свои достижения, вне

зависимости от их личностей как детей алкоголиков. Для этого их разговоры с

клиентами должны не касаться обстановки в семье, а больше сосредотачиваться

на стремлениях и ожиданиях клиента вне ощущаемых семейных нужд.

Одна из стратегий при работе с детьми алкоголиков заключается в том,

чтобы помочь им понять, что они не могут изменить чужое поведение,

воздействие которого им может придётся переносить. Однако они могут

научиться сдерживать своё личное поведение, достижения и чувства. Если

психолог поможет клиенту развить чувство самообладания над собственной

жизнью, он будет способствовать открытию клиентом того, что он или она -

это личность с правильными и ценными чувствами, качествами и способностями.

При работе над чувством беспомощности, развитие у клиента чувства ценной

самобытности может привести к нахождению клиентом внутренних ресурсов. Эти

ресурсы могут улучшить способности клиента определять результаты поведения

своих родителей-алкоголиков, хотя они не могут сдерживать поведения своих

родителей.

Другими словами, важно, чтобы дети алкоголиков, подобно другим,

развили чувство личной ответственности за многое, что с ними произойдёт. К

сожалению, довольно часто дети алкоголиков делают вывод, что их несчастье

или счастье - это результат чужого поведения. Довольные или недовольные,

они осознают неспособность распоряжаться собственной жизнью. Работая с

такими клиентами, психолог не должен допускать того, чтобы клиент вместо

того, чтобы по-прежнему возлагать всю ответственность за свои проблемы на

родителей, теперь бы стал возлагать ответственность за своё счастье на

психолога.

Помощь детям алкоголиков в том, чтобы разобраться в своих чувствах и

установить эффективные отношения с другими людьми, будет очень полезна для

преодоления воздействия родителя-алкоголика. Более того, психолог сможет

помочь, если он или она поможет таким детям развить чувство уверенности в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.