реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная мобильность

Социальная мобильность

Тема: Социальная мобильность.

1. Понятие социальной мобильности и её виды.

2. Каналы, фильтры, принципы мобильности.

3. Трудности формирования среднего класса в России.

Ответ №1:

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в

котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и

идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое,

переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это

меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном

пространстве. Однако существуют таки перемещения индивида, которые трудно

определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например,

сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа,

увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением

дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге

сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях,

установках, интересах и ориентациях.

В связи с этим важно определить, как осуществляются процессы

перемещения индивидов в социальном пространстве, которые получили название

процессов мобильности.

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и

социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения,

можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности

быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на

более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие

свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из

самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают

субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в

классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из

семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет

усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать

крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в

работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее, в конечном счете, он

может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным

руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного

социального класса в другой имеет значение "различие в стартовых

возможностях". Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности

для получения высоких должностных статусов. Поэтому официальная

общепринятая точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот

в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается

несостоятельной.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное

перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или

менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места

жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым

условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в

процесс мобильности. Согласно определению П.Сорокина, «под социальной

мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта,

или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от

одной социальной позиции к другой».

П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и

вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или

социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же

уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому

он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является

вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий,

способствующих переходу индивида или социального объекта их одного

социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение,

существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий

социальный слой, на другой уровень власти.

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус

других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией,

молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не

обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и

нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное

падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической

мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем,

или инфильтрация индивидов их низшего слоя в высший, и как создание новых

групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими

группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность

существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких

социальных статусов на более низкие, так и понижение социальных статусов

целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильность может служить

падение социального статуса группы инженеров, которая некогда занимала

весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической

партии, теряющей реальную власть по образному выражению П.Сорокина, «первый

случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй – корабль,

затонувший со всеми находящимися на борту».

Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности. Для того чтобы

понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом

отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и

подниматься вверх, то есть повышать свой социальный статус. Это стремление

достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в

той или иной степени имеется у каждого индивида и связан с его потребностью

добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация

этого мотива порождает в конечном итоге силу, с которой индивид стремится к

достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на

имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих

причин, в частности от ситуации, складывающейся в обществе. Анализ проблем,

возникающих при реализации мотива достижения, полезно рассматривать,

пользуясь терминами и идеями, высказанными К.Левиным в его теории поля.

Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, находящийся в

группе с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры между группами

или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу,

имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров и

расходующуюся на прохождения расстояния между статусами более высокой и

более низкой групп. Энергия индивида, стремящегося к более высокому

статусу, находит выражение в силе F, с которой он пытается преодолеть

барьеры перед высшим слоем. Удачное прохождение барьера возможно только в

том случае, если сила, с которой индивид стремится достичь высокого

статуса, будет больше силы отталкивания. Измерив силу, с которой индивид

стремится проникнуть в верхний слой, можно с определенной вероятностью

предсказать его попадание туда. Вероятностный характер инфильтрации

обусловлен тем, что при оценке процесса следует учитывать постоянно

меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов, в том числе

их личностных отношений индивидов.

Характеристики социальной мобильности. Для количественной оценки

процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности

социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается «вертикальная

социальная дистанция или число страт - экономических, профессиональных или

политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за

определенный промежуток времени» [1, с.230]. Например, некоему индивиду в

течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности

удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему

институт вместе с ним, – должность старшего инженера. Очевидно, что

скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный

промежуток времени он преодолел больше статусных уровней. С другой стороны,

если какой-либо индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной

слабости с высокого общественного положения скатывается на дно общества, то

говорят, что у него высокая скорость социальной мобильности, но

направленная вниз по статусной иерархии.

Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих

социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за

определенный промежуток времени. Число таких индивидов какой-либо

социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в

общей численности, данной социальной общности показывает относительную

мобильность. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте

до 30 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об

абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной

категории. Если мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие

семьи к численности всех индивидов в возрасте до 30 лет, то речь пойдет об

относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки

зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется

совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем

можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком

из них, или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой

индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной или

политической области деятельности.

Ответ №2:

Доступность путей для социальной мобильности зависит как от

индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная

способность немного значим, если общество распределяет вознаграждения на

основе предписанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало

помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим

статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один

или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в

других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения

высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в

связи с этнической или социально-кастовой дискриминацией, другие в силу

того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто на способен

применить свои таланты.

Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у

индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с

более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с

представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера

и барьера общения существует несколько способов, к которым, так или иначе,

прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить

большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с

представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового

статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт,

соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг,

телевизора, машины и т.д. - все должно соответствовать новому, более

высокому статусу. Материальная бытовая культура - это и не очень заметный,

но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусному

уровню. Но материальный образ жизни - только один из моментов приобщения к

новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры

немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на

вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий

социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого

слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды,

словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все это

подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным

типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения,

характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке,

танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального

слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и

сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия

индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании

контактов с индивидами и ассоциациями того статусного соя, в который

социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый

слой является положение? когда индивид полностью окружен представителями

того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается

очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда

служит то, что новое знакомство может создать благоприятное общественного

мнение в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все

времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих

на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени

способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-

вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя

несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или

представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает

проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры

высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать

самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в

элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если

индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению

новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального

окружения если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и

стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего

статусного слоя не будут считать индивида "своим".

Ответ № 3:

«Размывание» среднего слоя, возможное в периоды экономических

кризисов, чревато для общества серьезными потрясениями. Обнищание в

условиях либерализации цен и падения производства основной массы населения

России резко нарушило социальное равновесие в обществе, привело к

выдвижению на первый план требований люмпенской части населения, которая,

как показывает, опыт несет в себе большой разрушительный заряд,

направленный в основном, на перераспределение, а не на созидание

национального богатства.

Каковы перспективы формирования среднего класса в нашей стране сегодня?

Во многом они зависят от успешной адаптации населения, формирования

продуктивных моделей социально-экономического поведения, адекватных

сложившейся хозяйственной ситуации. Характеристики процесса адаптации в

настоящее время очевидны. Прежде всего, на смену доминировавшим ранее

надеждам на государство приходит существенно большая ориентация населения

на собственные силы и возможности. Жестко заданные и органические типы

социально-экономического поведения уступают место разнообразию типов

социального действия. На смену прямому и непосредственному властному

хозяйственному и идеологическому контролю приходят такие универсальные

регуляторы как деньги и правовые нормативы. Новые способы и стандарты

поведения обусловлены различными источниками формирования, хотя часто они

не корректируются ни устойчивыми нравственными нормами, ни правовыми

санкциями.

Невостребованность квалифицированного персонала или востребованность

только при наличии нужных связей деформирует цепочку: образование –

квалификация - доходы – долгосрочные сбережения – уровень потребления,

обеспечивающую формирование и развитие среднего класса. Образование не

гарантирует получение работы с перспективами роста. Работа не гарантирует

доход: зарплата у представителей одной профессии в частном и

государственном секторах различается на порядок. Доход не гарантирует

статус, поскольку многие источники высоких доходов незаконны. А

противоречивость законодательства, несовершенство налоговой системы

превращают практически любое предприятие в правонарушителя и вынуждают

владельцев предприятий при найме работников обращать внимание не только на

их профессиональные и деловые качества, сколько на факторы, подтверждающие

их безусловную « надежность».

Интересно, что фактор наличия сбережений не получил преимущества ни в одной

группе. Сегодня только одна треть населения положительно ответила на

вопрос: « Имеется ли у Вас определенный запас прочности, который позволит

продержаться, если экономическая ситуация ухудшится?». Вдвое большее число

респондентов ответили на этот вопрос отрицательно.

Как показали исследования, с ростом объема сбережений увеличивается их

доля в наличной валюте. В ответах, полученных в ходе фокусированных

интервью, в качестве основных причин, снижающих частный инвестиционный

потенциал, указывается на нестабильность в стране и ненадежность банков.

Респонденты считают, что общество не вышло из полосы нестабильности, не

исключено резкое изменение принципов финансовой политики. Отсутствие

доверия к власти и ее финансовым институтам лишает потенциальный средний

класс возможности строить долгосрочные стратегии роста благосостояния и

переводит значительную часть возможных накоплений в сферу потребления

В целом приведенные в литературе данные свидетельствуют об ограниченности

масштабов адаптационных процессов и о кризисных явлениях в процессе

адаптации, причем в субъективно худшем положении оказалось поколение 40-50

– летних, т.е. люди, находящиеся в активном трудоспособном возрасте и

благодаря опыту и квалификации, обладающие достаточно высокими социальными

амбициями. В этой группе респондентов нарастает или разочарование в

реформах или укрепляется их неприятие. Это поколение, которое обычно

составляет сердцевину среднего класса – слой социальной стабильности, - не

стало таковым, а, напротив, превратилось в крупную дестабилизирующую

группу.

Слабо адаптированные слои в половине случаев рассматривают свой

социальный статус как средний, что, прежде всего, свидетельствует о

нереализованности образовательного и профессионального – квалификационного

потенциала в процессе адаптации: сформированные в прежнее время статусные

позиции не подтверждаются практикой адаптации, но сохраняются в сознании

респондентов. Для « группы успеха», скорее, характерно занижение

социального статуса (около 10% респондентов рассматривают свое социальное

положение как ниже среднего). На наш взгляд, главной причиной заниженной

социальной самооценки здесь является тот факт, что способы адаптации

(например, источники дохода, формирующего » достойное материальное

положение») не престижны по меркам, ранее принятым в обществе.

Таким образом, о кризисном характере адаптации говорит и

несбалансированность взаимосвязи статусно - ролевых позиций и социальной

идентичности, что «выливается» в неустойчивые формы социального поведения.

Невозможность реализации большинством населения своих социально-

экономических притязаний, повышения или хотя бы поддержание социального

статуса будет блокировать продвижение по всем другим направлениям

преобразований, создавать социальное напряжение.

Нельзя обойти вниманием и политическую самоидентификацию

потенциального среднего класса, которая в принципе должна отражать его

ориентацию на стабильность политической ситуации. Политическая

самоидентификация заключается, прежде всего, в делегировании властных

полномочий в форме электорального поведения. Оказавшись в сфере

взаимодействия различных политических партий и движений, индивид должен

сделать «осознанный выбор» в пользу политической организации, в наибольшей

степени выражающий его интересы. В условиях, когда не «работает»

традиционная политическая шкала западноевропейского типа, а рациональный

прагматизм не подкреплен институционально, встает задача поиска

«работающего» индикатора политической идентификации.

Результаты наших исследований с определенность свидетельствуют о

наличии социальной базы, поддерживающей реформаторов-прагматиков, которые

обладают рычагами реальной власти. Для этой части населения электората

важны не столько идеологический контекст и популистская риторика, сколько

гарантия стабильности и преемственности власти, обеспечивающая сохранение

правил, по которым значительная часть населения уже научилась жить.

Таким образом, структурное оформление среднего класса возможно при

наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и

внешних факторов. К числу внутренних можно отнести развитие автономной

активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую

идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и

санкций, а к числу внешних – стабилизацию социально-экономических и

политических институтов и способность общества к воспроизводству этой

стабильности, под которой следует понимать не консервацию существующего

порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.

Это крайне важный вопрос, ибо успех реформ, создание нового

демократического общества с рыночным механизмом во многом зависит от

возможностей формирования среднего класса. По некоторым данным, сегодня

около 15% занятого в народном хозяйстве населения может быть отнесено к

этой социальной категории, но, вероятно, что его социальное созревание до «

критической массы» потребует немало времени. Уже сейчас наметилась

тенденция формирования отдельных социальных слоев, относимых к среднему

классу – бизнесмены, предприниматели, менеджеры, отдельные категории научно-

технической интеллигенции, высококвалифицированные рабочие, которые

заинтересованы в осуществлении реформ. Однако эта тенденция весьма

противоречива, т.к. общие социально- политические интересы различных

социальных слоев, потенциально образующих средний класс, не подкрепляются

процессами сближения их по такому важному критерию как уровень доходов и

престиж профессий.

Использованная литература:

1. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 1995.

2. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994.

3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.:

Наука, 1994.

4. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс,

1995.

5. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.:

Наука, 1994.

6. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных

вузов.М.: Интерпракс,1995. – 344с.


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.