![]() |
|
|
Социализации личности подростков с девиантным поведением по средствам социально-культурной деятельностиобъективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него». Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно- досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками отклоняющегося поведения – объекта педагогического влияния. Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно- досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма – это сочетание способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием. [10]. Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия. К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми. Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются особенностями трудных подростков. Яркой формой организации зрелищных представления являются балы и карнавалы. Они посвящаются важнейшим событиям в жизни подростков, но, к сожалению, эти формы сейчас применяются редко, так как для таких праздников нужны красивые костюмы, чего не могут дать многие досуговые учреждения. Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения. Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребенка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес. В практике культурно-досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность», «таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры. Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например познавательно-развлекательные игры «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека – клуб. Существует два вида дискотеки – просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально- развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса. Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству. Таким образом. Сложившиеся в настоящее время формы культурно-досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом. Рассмотрим основные направления культурно-досуговой деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно-досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое прошлое нашей Родины»; тематика дискуссий: «Какой он – герой нашего времени» и т.д. В данном случае привлечение наглядных технических средств смогут придать эмоциональную окраску и выразительность, которые вызовут наибольший интерес у подростков Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования. Следующее направление культурно-досуговой деятельности – формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением – нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания – это принцип воспитания на положительных примерах. Нравственное воспитание в клубе осуществляется в сфере общения со сверстниками, через систему нравственного просвещения (этические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми). Развивая личность, важно учитывать ее способность правильно понимать прекрасное во всем многообразии его проявлений. Поэтому, одной из основных сторон культурно-досуговой деятельности является эстетическое воспитание. Его цель – развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия. Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты («мисс-лето», «джентльмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое. Направление на физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья, физических способностей детей и подростков. Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств и эстетических вкусов. Таким образом осуществляется связь физического с нравственным и эстетическим воспитанием. Развитию данного направления способствует организация кружков, спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастера спорта). Таким образом, все эти направления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность. Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между подростками, удовлетворение отдельной личности и общества в целом. §2.2. Анализ деятельности учреждений социально-культурной сферы с подростками отклоняющегося поведения. В настоящее время с повышением криминальной активности. Которая обостряется по мере ухудшения экономической ситуации в стране, особо актуальной становится деятельность учреждений социально-культурной сферы. Заглянем немного назад, когда еще было социалистическое общество, коммунистическая партия, комсомол, пионерия. Именно в этот период велась активная борьба с преступностью. В начале 50-х годов в Ленинграде был создан координационный совет по работе с трудными подростками. Самое непосредственное участие в деятельности совета принимал Дворец культуры им. Дзержинского, в котором было создано специальное отделение по работе с детьми (подразумевались трудные подростки). Координационным советом были решены все основные проблемы, принципиальные для эффективного, комплексного воздействия. Ведущее место в работе с подростками отклоняющегося поведения отводилось клубу. С этой целью в каждом районе города были созданы специализированные районные военно-патриотические подростковые клубы – «Аврора», «Северянин», «Дзержинец» – всего 23 клуба. Клуб должен точно, а не понаслышке знать трудных подростков своего микрорайона. Поэтому была установлена конкретная взаимосвязь работы клуба с милициями и комиссиями по делам несовершеннолетних. Были решены все необходимые материальные вопросы: для каждого из клубов выделено помещение, нашлись и руководители. Самыми популярными оказались, конечно, спортивные секции, а также наибольший интерес вызвали военно-спортивные кружки и кружки спортивной техники. Создание вокально-инструментальных кружков привлекли ребят своей общедоступностью, модой на ансамбли среди молодежи, возможностью показать себя, выделиться из общей массы подростков. Особо популярными стали традиционные «Слеты» клубистов. Районные слеты проводились 2 раза в год. На слетах было все: соревнования в различных видах спорта, на полосе препятствий, в строевой подготовке, в выступлениях художественной самодеятельности и многое другое. В конце дня (слет продолжался целый день с 9 утра до 9 вечера) клубу- победителю вручалось знамя, атрибуты и награды. Эти слеты как бы подводили итог всей деятельности клубов за год. Очень большое удовольствие получали ребята от общения со сверстниками, от эмоциональных переживаний в желании победить. Главной особенностью работы таких клубов было то, что наряду с культурно-досуговой деятельностью (кружки, секции, слеты, массовые мероприятия) велась и кропотливая индивидуально-педагогическая работа, которая строилась по двум направлениям: индивидуальное шефство и индивидуальная работа с родителями подростков. Индивидуальное шефство организовывалось клубом совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних путем привлечения к деятельности студентов и курсантов высших учебных заведений. Постоянная работа с родителями подростков складывалась по ступеням: от привлечения родителей к педагогическим встречам, к постоянной индивидуальной работе и затем к участию в клубных мероприятиях, посвященных воспитанию детей и подростков в семье. Подобная работа с подростками отклоняющегося поведения развернулась и в нашем городе. Под руководством бывших афганцев в 1984-84 гг. были созданы военно-патриотические клубы «Авангард» и «Маяк». В стены клубов предполагалось привлечь подростков, которые состояли на учете в инспекции оп делам несовершеннолетних, отстающие в учебе, не поддающиеся воспитанию в семье. Направленность клубов была военно-патриотическая, отсюда следует, что с подростками велась работа, готовящая их к службе в армии! В летний период был организован летний лагерь в Верхнем Саянтуе. Ребята жили в палатках, питались в полевых условиях. Дети были оторваны от города, от уличной жизни. Контингент здесь был такой: 20% - подростки, посещающие клубы постоянно, 35% - из малообеспеченных семей; 45% - ребята, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Работа этих клубов велась в полную силу. Но в связи с отсутствием финансирования в начале 90-х годов заканчивается их деятельность. В настоящее время в нашем городе функционирует два Дворца детского и юношеского творчества, три Дома творчества, около 70 клубов и несколько центров эстетического и творческого развития. Одним из таких учреждений является Дворец Детского и юношеского творчества «Рассвет», который находится в пос. Загорск. В 1998 году он был создан на базе бывшего Дворца культуры «Рассвет». С приходом нового директора Розенко А.Т. , обновлением педагогического коллектива он стал работать в полную силу. Работа ДДЮТ «Рассвет» строится по следующим секторам: > центр художественной самодеятельности; > культурно-массовый отдел; > спортивный комплекс «Забайкалец»; > центр технического и прикладного творчества. В ДДЮТ 114 творческих объединений, где занимаются более 6000 человек. Среди них можно выделить такие образцовые коллективы, как театр «Подснежник», танцевальный ансамбль «Радуга», фото-киностудия «Полет», ансамбль эстрадных танцев «Каскад». Эти коллективы были неоднократными лауреатами и дипломантами городских, республиканских и всесоюзных конкурсов. Вызывает особый интерес как традиционные, так и новые направления деятельности дворца: > изостудия; > экологическая школа выживания; > музыкальная студия; > академия дошкольников; > студия декоративно-прикладного творчества. Два года назад в поселке Курба закончил свою работу летний трудовой лагерь, куда привлекались подростки отклоняющегося поведения по причине ухода начальника лагеря. Летом этого года под руководством директора Дворца планируется открытие такого же лагеря в поселке Ацагаты. Планируется набрать 70 человек. В 1993 году в нашем городе начинается формирование сети стационарных учреждений по оказанию помощи детям и подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации. На сегодняшний день функционирует 10 таких центров: 1. Загорский Территориальный Центр помощи семье и детям; 2. Социальный приют при Бичурском центре помощи населению; 3. Приют при Кабанском центре помощи населению; 4. Отделение службы помощи семьям и детям при Курумканском центре помощи; 5. Закаменский социальный приют для несовершеннолетних; 6. Приют при Прибайкальском центре помощи населению; 7. Приют при Баргузинском центре помощи населению; 8. Отделения медико-санитарной реабилитации при Галзуринском санатории; 9. Северо-Байкальский медико-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями; 10. Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Среди них хочется выделить работу центра социальной помощи семье и детям поселка Загорск, который занимает оказанием квалифицированной помощи семье и детям. В центре функционируют три службы: 1. Служба по работе с семьей и детьми, руководитель Т.Г.Поздеева 2. Служба реабилитации детей, руководитель Дьяченко С.А. 3. Служба консультативной экстренной помощи, руководитель Козлова Г.И Последняя из вышеперечисленных служб проводит работу с подростками общеобразовательной сменной средней школы, где обучается 360 человек. Это в основном, «трудные» подростки, в возрасте от 13 до 18 лет, состоящие на учете в отделении милиции. Работа с подростками ведется по следующим направлениям: 1. профилактическое. - выезды в спецучреждения закрытого типа (спецприемник, спецшкола); - беседы: «у опасной черты: проблема подростковой преступности», «алкоголь и наркотики – их последствия». 2. психологическая реабилитация - психологические тренинги – позитивное развитие личности; - психологический семинар для родителей трудных подростков; - психологический семинар для учителей; 3. социально-педагогическая реабилитация - организация летнего оздоровительного лагеря городского типа; - уроки этики и морали «Дорога к счастью». (Проводились среди 11-х классов) 4. культурно-досуговое - экскурсии по достопримечательным памятным местам нашего города (этнографический музей); - «День открытых дверей» - посещение кружков и секций ДДЮТ «Рассвет»; - проведение мероприятий «Остров Сокровищ», «Школа детектив», «Под знаком зодиака». Помимо работы по данным направлениям существует такая форма – как телефон доверия. Он работает круглосуточно. Для подростков специально открыта «Горячая линия», которая работает с 15.00 до 17.00. Вопросы, с которыми обращаются подростки, носят весьма разнообразный характер. Среди них такие как: . взаимоотношения со сверстником; . формирование личности; . учеба и проф. ориентация; . наркомания, алкоголизм; . суицид; . одиночество; . конфликт с учителями; . сексуальные проблемы; . прочие. По словам психолога Центра Севастеевой Н.В., такая форма, как телефон доверия нужна и необходима, так как число обращений подростков растет с каждым годом. Бесспорно, данные учреждения ведут работу с подростками отклоняющегося поведения – одни из них в большей, другие – в меньшей. Но, тем не менее, нет единого целенаправленного процесса, который бы был направлен на воспитание каждого подростка в отдельности путем индивидуального подхода. А это возможно только при условии ввода подростка в социально-педагогическую среду, коллектив. Поэтому наша задача – выявить предпосылки создания такого культурно-досугового учреждения, которое бы охватывало развитие всех сторон личности подростка, обеспечивая тем самым коррекцию процесса социализации. Этим учреждением является клуб, который должен выполнять роль института социализации. §2.3. Социально-педагогическая программа социализации подростков отклоняющегося поведения. Разработка данной программы, прежде всего, ориентировала нас на рассмотрение понятия отклоняющегося поведения. Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой, асоциальное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Отклоняющееся поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормой психического здоровья, права, культуры и морали [14]. Отклоняющееся поведение подразделяется на две большие категории: во- первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно, правовые. Когда такие проступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезные и наказуемы в уголовном порядке – преступлениями. Так же говорят о деликвентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Потому что: 1. сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогармональных процессов и кончая перестройкой «Я-концепции». 2. противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля – детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушания взрослым уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль еще не сложились и не окрепли; 3. ограниченность и неопределенность социального положения юношества. Все эти особенности находят свое проявление в таких формах поведения, как употребление алкоголя, наркотических средств, агрессивном и противоправном поведении, суицидах. Совершению правонарушений и преступлений среди подростков способствует ряд причин: 1. разрушение института семьи, растет число неблагополучных семей, неполных семей; 2. социально-экономический кризис; 3. отсутствие жизненных перспектив, нет возможности трудоустроить подростков, нет права на труд, на выбор профессии; 4. плохая организация досуга среди детей и подростков. И поэтому наша задача заключается в том, чтобы создать все условия для организации досуговой деятельности подростков. Потому что именно досуг играет особо важную роль в социализации личности подростков. Затянувшийся социально-экономический кризис в стране, утрата нравственных и духовных ценностей прямо пропорционально отразилась на подрастающем поколении. Об этом свидетельствует рост преступности. Так, за период 1997-98 гг. взрослая преступность возросла в 5,5 раз, а подростковая |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |