реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера

Социология исследует и внутреннюю структуру системы образования,

прежде всего в плане преемственности отдельных ступеней и звеньев. Причем

здесь основополагающая идея - непрерывность. В современном обществе, строго

говоря, нет ни законченного, ни полного, ни тем более высшего образования.

Эти термины только означают достигнутый человеком определенный уровень

образования. Современный человек, в принципе, должен учиться всю свою

жизнь. Можно выделить формальное образование - школа, вузы, аспирантура,

докторантура. Неформальное - учебное телевидение, Интернет,

самообразование, клубы по интересам, культурные учреждения.

Профессиональное образование

Профессиональная школа, представленная техникумами, профтехучилищами,

теперь еще и колледжами, вузами различного типа. Главная проблема -

профессиональный выбор при переходе от общеобразовательной к

профессиональной школе. Что определяет профессиональный выбор, как, через

какие каналы можно повлиять на него? Большинство социологических

исследований образования сосредоточено именно здесь Дело в том, что

общественные потребности в профессиональной подготовке и личные устремления

школьников не всегда совпадают.

Реально в вузы России поступают не более 20 процентов выпускников

школ. В результате происходит крушение жизненных планов, иллюзий.

В настоящее время все большее развитие получает система

последипломного образования - аспирантура, докторантура, получение второй

специальности, институты и факультеты повышения квалификации, стажировки и

т. п. Здесь тоже много интересных для социологии вопросов. Достаточно

сказать, что, по данным социологов, до 60 процентов выпускников вузов

меняют свою профессию по самым различным причинам. Возникают очень

непростые вопросы: как помочь в профессиональном совершенствовании по новой

специальности, какой набор фундаментальных знаний надо давать студенту,

чтобы такой переход был менее болезненным, и т. д.

В современных российских условиях высшая школа меняет структуру

подготовки специалистов под мощным давлением новых социально-экономических

условий и факторов, становится массовым второе высшее образование. В высших

и средних специальных учебных заведениях открываются новые специальности и

специализации, связанные с такими сферами социальной жизни, как управление,

бизнес, финансы, экология и т. д.

В настоящее время новая проблема для высшей школы -

невостребованность, безработица среди лиц с высшим образованием.

Безработица стала "умной". Так, в 1998 году каждый десятый безработный имел

высшее образование. Наиболее неблагоприятно конъюнктура на рынке труда

складывается в отношении инженерных вузов: спрос (и без того невысокий)

падает, дефицит специалистов отсутствует.

В ближайшем будущем трудно ожидать резкого изменения в этой сфере.

Экономический анализ приводит к трудным для высшей школы выводам: снижение

объемов производства ведет к снижению спроса на квалифицированный труд, а

это обусловливает сокращение объемов подготовки специалистов. Особенно в

части инженерно- и естественнонаучного образования. По оценкам специалистов

(А. А. Овсянников и др.), спад объемов производства, резкое сокращение

масштабов научной деятельности и ее престижности стимулируют свертывание

классической и отраслевой науки. Хотя престиж - иметь ученую степень, не

занимаясь профессионально научной деятельностью, - высок. Это стало модным.

Принципиально новой для отечественного высшего профессионального

образования является формирующая многоступенчатая система: бакалавр,

специалист, магистр. Привлекает ее гибкость, возможность для молодых людей

включаться в профессиональную деятельность на разных ступенях получения

образования, интеграции средних и высших профессиональных учебных

заведений. Однако нельзя не видеть и бездумное копирование американской

модели некоторыми усердными реформаторами. Иногда в так называемых

элитарных или международных колледжах, в основном гуманитарного профиля,

появляется большой объем естественнонаучных предметов. Да, в американских

университетах, особенно исследовательских, и так называемых колледжах

либеральных наук есть такие учебные планы. Но не стоит забывать, что в

американские университеты приходят более 60 процентов выпускников средней

школы и университеты просто вынуждены выравнивать общенаучную подготовку

студентов младших курсов, в том числе и по родному английскому языку.

Другое дело Россия, где в вузы на основе строгого конкурсного отбора

поступают не более пятой части выпускников средней школы, и, общепризнанно,

с более основательной общенаучной подготовкой.

Новым явлением, требующим серьезного социологического анализа,

являются нетрадиционные формы образования, в том числе и частные учебные

заведения. Новые формы образования выступают в виде независимых структур

или специальных подразделений государственных учебных заведений. Сравнение

типологических групп студентов государственных и частных учебных заведений

показывает их существенные отличия. Понятно, что среди родителей учащихся

частных учебных заведений больше предпринимателей, крупных руководителей,

которые могут обеспечить оплату за обучение своих детей. Здесь больше

студентов, которые совмещают учебу с работой - вплоть до самостоятельного

предпринимательства. Такие студенты материально хорошо обеспечены, они не

привыкли себе отказывать ни в чем. Они уверены в своем профессиональном

выборе, хорошо осведомлены в специфике будущей профессиональной

деятельности. Они выше, чем "бюджетные" студенты, оценивают значимость

хорошего образования, свободного владения иностранными языками и т. п. В

ближайшее время в отечественной социологии наверняка будут проведены

исследования по качеству подготовки студентов в государственных, и частных

профессиональных учебных заведениях.

Социологи подчеркивают готовность части российского населения

инвестировать личные средства в сферу образования, и особенно для получения

специальностей, пользующихся повышенным спросом на рынке труда. Это имеет

принципиально важное значение в условиях острейшего дефицита бюджетных

ресурсов. Система образования в России - та сфера деятельности, которая

готова принять инвестиции и дать необходимую отдачу. Она менее, чем другие

сферы деятельности, нуждается в модернизации и вполне конкурента на мировом

образовательном рынке.

Социология личности студента

Для социологии образования важно изучение и самой личности ученика,

студента. Характер будущей профессии во многом определяет и поведение

студента. Интересна в этом отношении книга екатеринбургского социолога Н.

Рубиной "Студент - глазами социологов". Особенно ее анализ студенческой

молодежи в связи с избранной профессией. Студентов в этом отношении можно

разделить на три группы.

Первую составляют студенты, ориентированные на образование, потому что

оно дает возможность получить профессию. Они хотят работать именно по этой

специальности, у них есть интерес к работе, стремление реализовать себя

именно в ней.

Вторая группа студентов состоит из тех, кто в перспективе ориентирован

на бизнес. Отношение к образованию у них уже другое - для них учеба

выступает в качестве инструмента, возможной стартовой ступени.

Третью группу студентов составляют те, кого можно было бы назвать

неопределившимися. Все параметры их отношения к учебе, профессии размыты, в

их оценках и позициях нет ясности и определенности первых двух групп. Такие

студенты как бы плывут по течению, возможно, их самоопределение состоится

чуть позже, а возможно, для них вообще процесс самоопределения,

целеустремленности не характерен.

Американский социолог Мартин Троу, изучая студенческую среду, выделил

четыре типа культуры, поведения и всего образа жизни американских

студентов.

- Коллегиалы - общественники, которые отличаются активностью в

студенческой жизни и тратят на это много своего времени.

- Профессионалы - для которых будущая работа, профессия '- самое

главное, и этому подчиняется вся их студенческая жизнь.

- Академики - будущие преподаватели университетов.

- И, наконец, нонконформисты - аристократическая богема, золотая

молодежь, которая учится ради диплома, престижа, чтобы угодить

родителям.

Интересно также отметить и такой вывод социологов: среди студентов,

ориентированных на профессию, намного меньше социальных пессимистов. На

образование и профессию больше ориентированы студенты экономических и

юридических специальностей. Наименее ориентированными на образование

оказались математики, химики, педагоги, то есть студенты тех

специальностей, которые меньше востребуются на рынке труда. Выбор профессии

в вузе стал для молодых людей прагматическим, соответствует переменам в

российском обществе. Ценность высшего образования как самостоятельного

феномена, имеющего социокультурную, личностную привлекательность и

престижность, отступает на второй план.

Таким образом, деятельность социальных институтов образования

направлена на удовлетворение важных социальных потребностей. От того,

насколько успешно он развивается, во многом зависит будущее любого

общества.

Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем

оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества.

Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и

учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. XX век в первую

очередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие

общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя

не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого

отдельного человека. По большом счету, в цивилизованном обществе, если

исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и

карьера зависят от двух основных факторов - здоровья и качества полученного

образования.

Четко просматривается одна интереснейшая закономерность: чем более

развита страна, тем больше критики в адрес ее системы образования. В

настоящее время о необходимости реформирования образования идет речь во

всех продвинутых странах Проблемы национального образования становятся

приоритетными в программах многих политических лидеров К примеру, Дж.

Кеннеди, Д. Буш вошли в американскую историю как президенты, много

сделавшие для национальной системы образования. Можно напомнить и о том,

что самый первый Указ, подписанный Б. Н. Ельциным, назывался " Об

образовании".

Образование как система - это уникальный социальный институт,

призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи,

социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды,

конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей.

Образование - это система проектирования будущего. В этой связи встает

вопрос, какого будущего? Ответ может иметь два крайних варианта:

1 вариант - образ будущего общества жестко оценивается и задается его

сегодняшними идеологами. Система образования в данном случае является

институтом по формированию членов этого будущего общества.

2 вариант - будущее общество конструируется социальной практикой

самодеятельного и свободного народа Система образования здесь имеет

вариативный характер, предстает как система вариативного обучения,

развивающего образования для жизни в неопределенном обществе, в котором

надо отвечать и за себя, и за страну. Задача общества сводится к тому,

чтобы последующие поколения были более образованными, чем предыдущие.

Система образования в России.

Это же касается и организационных форм, новых типов учебных заведений.

В конце 50 х гг. было принято решение о том, что первокурсники вузов должны

были днем работать, а по вечерам - учиться. К счастью, это начинание

просуществовало всего один учебный год. К числу такого рода неудачных и

непродуманных экспериментов можно отнести и решение правительства о призыве

студентов на военную службу.

Система образования отличается позитивном консерватизмом гораздо в

большей степени, чем экономика или политика. В России коренным образом

поменялись экономический уклад и политическая система, а учебные заведения,

вычистив идеологическую зашоренность, продолжают действовать в значительной

мере в прежней системе координат. В последние годы разрушительные тенденции

менее всего коснулись системы образования, именно здесь сохранился

значительный интеллектуальный потенциал, все лучшее, что было накоплено

отечественной системой образования.

Глава 3.

Роль социологических знаний в деятельности инженера

В существующей системе образования в последние годы обострились

социальные проблемы. Предкризисное состояние экономики в стране сказалось и

на системе образования.

Уравниловка в оплате труда оказывало разрушительное воздействие не

только на экономику, но и на мораль и на поступки людей. Человек лишался

добросовестного и творческого труда, дисциплины, терял интерес к

квалификации.

Порождение теневой экономики, нарушение принципов социальной

справедливости разрушали трудовые и нравственные основы общества.

Поскольку современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы

всегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки и технологии, его

образование должно воспитывать в нем способность как к интеллектуальному

творчеству, так и к интеллектуально активному восприятию сделанного

другими. По прямому смыслу слова, наука - это то, чему можно научить или

научиться, т. е. передать (и получить) знание и умение или же добыть это

знание и умение самому. Образовательный процесс - это процесс передачи и

получения знания и умения, подкрепленный добычей оного. А добыча знания,

создание нового знания и умения - это процесс фундаментального

исследования, причем безотносительно к тому - прикладного или абстрактного.

Для того чтобы этот процесс шел, необходима соответствующая атмосфера,

атмосфера интеллектуального личного общения и не только в цепочке ученик -

учитель, но и во взаимодействии учитель - учитель, ученик - ученик. Для

этого нужен университет.

Развивая информационные технологии, мир, по крайней мере, мир

обработки и передачи знания уходит от идеи кампус - центрированного

университета. К сожалению, все большую притягательность приобретает идея

виртуального университета. Но надо понять, что образование не может быть

реальным в виртуальном мире виртуальных реальностей.

А для чего же нужно реальное образование? Для того чтобы

соответствовать известной максиме Вольтера, что "только человек

образованный, человек просвещенный свободен"? Или потом, что, по Бэкону, -

"знание - сила"? Или, возвращаясь на землю, потому, что человеческому

обществу нужна хорошо выполненная сложная работа, требующая, в свою

очередь, хорошо образованных работников?

Хорошо образованные работники могут быть получены только с помощью

системы настоящего высшего образования. Давать высшее образование, - значит

готовить молодых людей к будущей достаточно сложной работе. При этом

работа, получаемая по завершении образования, должна удовлетворять как

работодателя, так и работника.

Работа идет успешно, и все стороны взаимодействия испытывают чувство

удовлетворения, если молодые работники проявляют творческое отношение к

делу и самоотдачу, если они честолюбивы и притом демонстрируют командный

дух. Эти качества очень важны. Ими должен обладать любой человек. Но они не

могут быть по заказу или приказу вложены в молодого человека. Они должны

быть развиты в процессе обучения, должно быть развито то доброе, что в

зародышевой форме существует в каждом человеке. По существу это - вопрос не

образования, а воспитания, вопрос формирования целостной личности.

Но этого мало. Для успешности работы и удовлетворенности работодателя

и работника молодые люди, приступая к работе, должны иметь полную

информацию обо всех, в том числе новейших достижениях в своей области и

обладать достаточно глубокими знаниями соответствующих фундаментальных

наук, умея все это применить к делу. Такая постановка вопроса традиционна

для академической общественности.

Задача формулируется предельно ясно: научить молодых людей применять

весь арсенал современных научных методов для достижения требуемых

результатов в конкретной области, легко адаптируясь при этом к меняющимся

условиям.

Решена эта задача может быть только на базе прочного фундаментального

образования. Лазерные технологии, биотехнологии, информационные технологии,

технологии современных материалов показывают, - что для того чтобы в наше

время стать, скажем, хорошим инженером, необходимо получить хорошее

фундаментальное образование. Обучение фундаментальным наукам должно тесно

соседствовать с собственными фундаментальными исследованиями.

Здесь встает закономерный вопрос: а зачем тому же инженеру

фундаментальное знание? Разве не достаточно конкретного, рецептурного

знания, знания - умения делать вещи, исходя из практики дела? Особенно,

если в процессе образования изучить тщательно и концентрированно, даже

обобщенно всю предыдущую практику, до сути дела относящуюся. Хочется

надеяться, что ответ на этот вопрос представляется самоочевидным.

К сожалению, это не всегда так. Ведь путь постепенного приобретения

фундаментальной наукой прикладного качества долог и тернист. Общество,

живущее сиюминутными интересами, не склонно поддерживать именно

фундаментальную компоненту образования. Оно, общество, со скрипом готово

обсуждать вопрос о кадровом обеспечении научно-технического прогресса, о

кадровом сопровождении разворота работ по созданию технологической базы

этого прогресса, но оно и слышать не хочет об опережающем сопровождении, о

работе на перспективу, что возможно только на основе фундаментальной науки.

Фундаментальная наука внутренне способна к кадровому

самовоспроизводству. Для того чтобы эта репродуктивная способность науки не

была подавлена, необходимы как институты элитарного фундаментального

образования, подобные московскому физтеху, так и соответствующий уровень

математической естественнонаучной и гуманитарной фундаментальности во всей

широкой сети высших учебных заведений страны.

Целостное развитие человека в государстве

Первичным в понимании природы науки является ее воздействие на самого

человека, на систему его интересов, потребностей и возможностей к действию

в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не есть нечто

внешнее по отношению к сущности человека, она, скорее, связана, так

сказать, с самой его сутью. Последняя выражается, прежде всего, в

потребностях человека. Именно потребности, их так или иначе упорядоченные

системы определяют то, что можно назвать феноменом человека. Потребности

человека весьма разнообразны, иерархически организованы и исторически

многие из них обновляются. В наше время принято выделять три вида базисных

потребностей: витальные (биологические), социальные (принадлежность к

определенной группе) и познания. «Последнюю группу исходных потребностей, -

составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в

нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем

присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия

совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая

действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности,

которым подчинен окружающий мир. Его загадочность так трудно переносится

человеком, что он готов навязать миру мифическое, фантастическое

объяснение, лишь бы избавиться от бремени непонимания, даже если это

непонимание непосредственно не грозит ему ни голодом, ни опасностью для

жизни».

Весьма важно отметить, что потребность познания не является

производной от биологической и социальной потребностей, а ведет свое

происхождение от универсальной, свойственной всему живому потребности в

информации. Если не признавать стремление к познанию в качестве базисной

потребности человека, то ее нишу займут иные, вспомогательные потребности,

среди которых особо агрессивна воля к власти.

Удовлетворяя и развивая потребности познания, человек делает возможным

свое комплексное, целостное развитие. Наука создает идеальный мир, систему

идеальных представлений о мире, предваряя этим практические действия. Тем

самым наука характеризуется рядом взаимодополняющих функций в

жизнедеятельности и личности, и общества. При общей оценке идеального мира,

мира знаний особо обращают внимание на два аспекта. Прежде всего,

отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере

знаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: "

Человек не может отказаться от знания, не опускаясь, поэтому-то интересы

науки священны. Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как

стратегического ресурса общества. "В качестве показателя национального

богатства, - пишет А.Б. Мигдал, - выступают не запасы сырья или цифры

производства, а количество способных к научному творчеству людей".

Чтобы получить хорошую работу, молодой человек должен

продемонстрировать полное и живое знание того, что и как делается прямо

сейчас в избранной им области человеческой активности. Чтобы удержать это

рабочее место через пять лет после окончания университета, он должен быть

фундаментально образован с тем, чтобы на этом фундаменте уметь построить

новое здание нового конкретного знания в соответствии с новыми требованиями

дня. Чтобы через десять - пятнадцать - двадцать лет стать лидером,

руководителем не по выслуге лет и по форме, а по сути дела, выпускник

университета должен быть фундаментально образован в гуманитарной области, в

области наук о человеке, наук социальных.

Россия может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и

развития образования и создания новых совершенных технологий. Всесторонняя

образованность населения - главная опора науки. Фундаментальная наука

отвечает этому условию.

Специалист высокой квалификации нового столетия должен в главном точно

понимать смысл происходящих в обществе событий. специфику этого общества,

особенности индивидуально-личностной субъектности различных типов и видов.

Он должен уметь пользоваться средствами социального анализа, быть способным

анализировать социальную информацию, полученную другими исследователями.

При этом необходимо постоянно учитывать темп и направленность происходящих

изменений в развитии человека, социальных групп, общества в целом, скорость

старения информации. Решение этой группы задач определяет эффективность

работы специалистов гуманитарного профиля и в России.

Сейчас скорее преобладает тенденция к интеграции общественных наук.

Ведь общество - это целостная система, и исследование его только тогда

может быть успешным, когда оно будет осуществляться с различных сторон, в

самых разных аспектах и срезах, но не изолированно разными науками, а в их

взаимодействии и интеграции. Не случайно самые интересные и успешные

исследования появляются сейчас в пограничных науках: экономической

социологии, социальной экологии, социальной психологии, политической

социологии и др.

Заключение

Современная социология - одно из самых важных достижений

человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности,

без которой невозможно существование общества. Социология - научный

ориентир, приобретающий особое значение в условиях демократизации общества.

Именно, в современных условиях судьба каждого зависит от уровня

функционирования политических, властных структур, институтов,

государственных механизмов, действенности и обоснованности политических

решений. В настоящее время социологические знания определяют возможности

конструктивных сил, сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей

социальной системы.

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие

общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую,

описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,

мировоззренческую.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова Т.Л.. Зборовский Г.Е., Лемперт В. Профессиональное

образование и социальная ответственность на рабочих местах в России и в

Германии. Екатеринбург, 1996.

2. Гаврилюк В. В. Становление системы образования региона. Тюмень, 1998.

3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.

М., 1990. С. 161.

4. Гурченко В. Н. Социология и система образования /Социологические и

экономические проблемы образования. Новосибирск, 1969.

5. Дмитриенко В. А., Ларья Н. А. Образование как социальный институт:

тенденции - перспективы развития. Красноярск, 1989.

6. Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина и В. Я.

Нечаева. М., 1986

7. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994. С. 202.

8. Зборовский Г. Е. Социология образования. Екатеринбург, 1994.

9. Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы,

пути решения. М., 1992.

10. Колесников Л.Ф., Гурченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность

образования. М., 1991.

11. Кухтевич Т. Н. Социология воспитания. М., 1989.

12. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992. С. 123.

13. Овсянников А. А. Система образования в России и образование России //

Мир России. 1999. № 3.

14. Полякова Н. В. Складывание российской системы образования // Социально-

политический журнал. 1998. № 3.

15. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 427.

16. Филиппов Ф. Р. Социология образования. М., 1980.

17. Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет и регион. Тюмень, 1997.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.