реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Рабочая книга социолога

Особо полезен при изучении лингвистики народа: структура языка.

Другие способы классификации документов. Подлинники и копии.

Копии документов существуют потому, что многие документы существуют в одном

экземпляре и поэтому пользование оригиналами практически неосуществимо.

Обычно документы (условно) делят на три разряда: позволяющие только

восстановить какие-либо события; позволяющие делать выводы; иллюстративные

для приведения примеров.

Применение документов в социологическом исследовании.

Документы могут быть важным источником информации на начальной стадии

исследования, когда не ясна еще сама проблема исследования.

Однако документы иногда могут стать основным, а то и единственным

источником информации, содержащим данные об изучаемом объекте. Обычно это

бывает, когда изучению подлежат большие социальные системы и группы, соц.

институты и классы.

2. Методы анализа документов.

Во всем многообразии методов анализа документов можно выделить два

основных: традиционный (классический) и формализованный (количественный,

контент-анализ).

Традиционный анализ – все многообразие умственных операций, направленных на

интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки

зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае., т.е.

проведение этого анализа означает преобразование первоначальной формы этой

информации и необходимую исследовательскую форму; это интерпретация

содержания документа, его толкование. Это интенсивный метод анализа.

Основанная слабость – субъективность.

При проведении традиционного анализа социолог должен ответить на следующие

вопросы:

Что представляет собой документ?

Каков его контекст?

Кто его автор?

Каковы цели, с которыми был создан документ?

Какова надежность самого документа?

Какова достоверность зафиксированных в нем данных?

Каково общественное действие, общественный резонанс документа?

Каково оценочное содержание документа?

Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе?

Какие выводы можно сделать об оценочных установках, содержащихся в

документе?

Какие выводы можно сделать относительно автора документа?

Достаточно ли полны сведения, содержащиеся в проанализированном документе?

В традиционном анализе различают внешний и внутренний.

Внешний анализ – это анализ «исторического контекста» документа. Щель

внешнего анализа – установить вид документа, его форму, время и место

появления, автора, инициаторы, цели его создания, насколько он надежен и

достоверен, каков его контекст.

Внутренний анализ – это исследование содержания документа.

Юридический анализ применяется для всех видов юридических документов, ибо

там есть особый словарь терминов, в котором значение каждого слова строго

однозначно определено.

Психологический анализ. Применяется, как правило, при рассмотрении личных

документов с целью получения выводов об авторе документа.

Формализованный анализ. Желание избавиться от субъективности привело к

разработке формализованных, количественных методов анализа документов

(контент-анализ).

Суть – найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа

(частота употребления определенных терминов).

Ограниченность формализованного метода в том, что далеко не все богатство

содержания документа может быть измерено с помощью формальных показателей;

он дает неполное, неисчерпывающее раскрытие содержания документа. Сей метод

– экстенсивный.

Контент-анализ – это техника выведения заключения, производимого благодаря

объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам

исследования характеристик текста. При этом подразумевается, что применение

такой техники включает некоторые стандартные процедуры, часто

предполагающие измерение. Полученные данные должны обладать заданным в

исследовании уровнем обобщенности.

Принципы целесообразности применения контент-анализа:

> Когда требуется высокая степень точности или объективности анализа;

> При наличии обширного по объему и несистематизированного материла,

когда непосредственное использование последнего затруднено;

> Когда категории, важные для целей исследования, характеризуются

определенной частотой появления в изучаемых документах;

> Когда большое значение для исследуемой проблемы имеет язык изучаемого

источника информации, его спец. характеристики.

Иначе говоря, речь идет об ответах на следующие вопросы:

Что? (хочет подчеркнуть коммуникатор.)

Кому передается сообщение?

Как простроено сообщение?

Кто и почему передает сообщение?

Насколько эффективным было воздействие?

Требование объективности анализа делает необходимым перевод исследуемого

материала на язык гипотез в единицах, которые позволяют точно описать

характеристики текста. В связи с этим исследователю приходится решать ряд

проблем, связанных: а) с выработкой категорий; б) с выделением единиц

анализа; в) с выделение единиц счета.

Категории анализа – это понятия, в соответствии с которыми будут

сортироваться единицы анализа (единицы содержания).

Единицей анализа – смысловой или качественной – является та часть

содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную

категорию.

Смысловой единицей контент-анализа должна быть социальная идея, социально

значимая тема.

В исследованиях сообщений массовых коммуникаций, где контент-анализ

распространен наиболее широка, определились некоторые «стандартные»

смысловые единицы.

Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов.

Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, целостных

текстах.

Имена людей, географические названия, названия организаций, упоминание

какого-либо события.

Выбрав смысловую единицу и ее показатели, исследователь должен определить

также и единицу счета, которая станет основанием для количественного

анализа материала. Она может совпадать или не совпадать с единицей анализа

или ее показателем.

В ходе практической работы были выделены некоторые общие единицы счета,

отвечающие различным исследовательским требованиям.

1. Время – пространство. За единицы счета здесь принимаются числа строк,

абзацев, квадратных сантиметров площади, знаков, колонок в печатных

текстах, посвященных тому или иному вопросу, мнению, оценке; или время,

отведенное освещению определенного события, или даже метраж израсходованной

кино - или магнитной пленки.

2. Появление признаков в тексте. В этом случае иногда отмечается лишь

появление признака, а повторение данной характеристики внутри единицы

контекстов не учитывается.

3. Частота появления. Дополнительные возможности применения контент-анализа

открываются с привлечением к нему лингвистики и психолингвистики, успешно

объясняющих многие вопросы анализа текстов. В лингвистике существуют

методы, с помощь. Которых можно установить семантическое равенство

различных форм (т.е. выделить один и тот же смысл в различных по написанию

словах и целых оборотах речи).

3. Выборка документов и проблемы качества документальной информации.

Решение каждой исследовательской задачи требует определения того, какое

количество документов нужно изучить, чтобы данные об объекте были

достоверными, т.е. решения вопроса о построении выборки.

Отбор источников информации. Если считается, что все документальные

источники информации одинаково важны для целей исследования, то может быть

построена случайная выборка с помощью одного из стандартных методов.

Если допущение о равнозначности лишено оснований, можно обратиться к

расслоенной выборке, отражающей те качественные или количественные стороны

источников информации, которые исследователь считает важными и выбирает в

качестве критериев расслоения.

Вопрос о том, какого рода источники информации должны попасть в выборку,

может решаться и с помощью экспертной оценки.

Отбор документов. Часто уже сам отбор источников информации ограничивает

количество документов, подлежащих обработке, до приемлемых размеров. Однако

и после этого материал может быть достаточно обширным. Тогда следует

провести отбор документов.

Прежде всего следует определить, какой объем выборки позволит

распространить полученные результаты на исследуемую генеральную

совокупность с необходимой для данного исследования степенью точности. Но

каков бы ни был размер выборки, следует убедиться, что она свободна от

циклических колебаний, свойственных генеральной совокупности.

Необходимость критического отношения к документам. Достоверность

документов, используемых в конкретно-социологическом исследовании, всегда

должна быть подвергнута специальной проверке.

Адекватность документа определяется как степень, в которой он отражает

интересующие исследователя характеристики объекта, т.е. насколько он

соответствует предмету исследования.

Чтобы прийти к определенным выводам относительно надежности содержания,

необходимо сопоставить все данные содержания с какими-то другими данными.

Здесь возможно несколько вариантов проверки:

> Сравнение содержания документов, исходящих из одного источника а) во

времени; б) в различных ситуациях; в) в различных аудиториях.

> Метод независимых источников.

> Сопоставление данных со стандартами, с определенными нормативными

представлениями (теоретические выводы или экспертные оценки).

Достоверность документов.

Установив достоверность документа, исследователь, прежде чем использовать

его в своей работе, должен проверить достоверность зафиксированной в нем

информации.

Оценку достоверности зафиксированных в документе данных лучше всего

производить путем последовательного перебора источников встречающихся в

документах «ошибок».

Источники ошибок можно разделить на две категории: случайные и

систематические:

Случайные ошибки (опечатки в статистических отчетах)имеют меньшее влияние

на результат исследования.

Систематические ошибки можно разделить на два вида: сознательные «ошибки»

часто определяются теми намерениями, которыми руководствуется автор при

составлении документа; и «добросовестные ошибки» автора, относительно

собственных чувств и мотивов собственного поведения.

При оценке достоверности информации, содержащейся в неофициальных личных

документах, важно принимать во внимание отношения между авторот и

излагаемыми им фактами. Различают несколько типов таких отношений, которые

могут считаться признаками достоверности информации:

1. факты, непосредственно не затрагивающие личных интересов автора.

2. Факты, сообщение которых может нанести определенный ущерб автору, но

имеющие для него социальную и психологическую ценность.

3. То, что сообщается в документе, в момент записи было общеизвестным.

4. В тексте сообщаются некоторые детали события, не существенные с точки

зрения отношения к нему автора.

5. Автор излагает факт, к которому он относится недоброжелательно, или же

то, что им сообщается, находится в противоречии с установками автора,

предполагаемыми исследователем.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Наблюдение

1. Понятие наблюдения

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора

первичной социальной информации об изучаемом объекте путем

непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся

изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Особенности наблюдения в социологии. Первая особенность – это связь

наблюдателя с объектом наблюдения. Вторая – связана с первой и вытекает из

нее. Она заключается в том, что наблюдатель не может быть лишен чисто

человеческой черты – эмоциональности восприятия. Третья особенность

наблюдения – сложность повторного наблюдения, ибо лишь тщательное и

многократное наблюдение какого-либо социального явления может позволить

считать информацию о нем достоверной и перейти к интерпретации данных.

Трудности наблюдения. Трудности делятся на субъективные (связанные с

личностью наблюдателя) и объективные (не зависящие от наблюдателя). К

субъективным относятся возможность понимания и истолкования исследователем

поведения и действий других людей через призму собственного «я», через свою

систему ценностных ориентаций и т.п. К объективным относится ограниченность

времени наблюдения временем совершения события, кроме того, не все

социальные факты поддаются непосредственному наблюдению.

Наблюдение и выводы. Наблюдатель, обладающий к моменту начала наблюдения

определенным опытом (знаниями), в процессе восприятия непрерывно

сравнивает, сопоставляет то, что он ощущает, с тем, что он уже знает, и

приходит к выводам, согласующимся с его опытом.

Влияние взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым. Присутствие

наблюдателя может существенно изменить ход наблюдаемого процесса

(ситуации), особенно если речь идет об исследовании небольших по своему

составу соц. Групп.

Применение наблюдения в конкретном социологическом исследовании. Наблюдение

редко бывает основным методом сбора социальной информации. Обычно оно

применяется наряду с другими методами и служит специфическим целям всего

исследования. В качестве самостоятельного метода наблюдение чаще и успешнее

всего применяется в монографическом исследовании. В исследованиях

поискового плана задача сводится к уяснению проблематики, предварительному

формулированию рабочих гипотез и их первичной проверке.

Планирование наблюдения. При планировании необходимо четко установить сроки

наблюдения и определить средства сбора информации.

Выделяются следующие этапы проведения наблюдения:

> Установление объекта и предмета наблюдения, определение цели,

постановка задач.

> Обеспечение доступа к среде, получение соответствующих разрешений,

завязывание контактов с людьми.

> Выбор способа (вида) наблюдения и разработка процедуры на основе

предварительно собранных материалов.

> Подготовка технических документов и оборудования.

> Проведение наблюдений, сбор данных, накапливание информации.

> Запись результатов наблюдений.

> Контроль наблюдения.

> Отчет о наблюдении.

2. Программа наблюдения.

При разработке программы наблюдения следует соблюдать следующие условия,

которые оказывают определяющее влияние на качество получаемой информации:

Расчленение объекта наблюдения на составляющие элементы должно быть

логичным, соответствовать органической природе объекта и позволять

воссоздание (реконструкцию) целого из частей;

Расчленение должно вестись в терминах, адекватных тем, которыми

исследователь намеревается оперировать при анализе полученной информации;

Выделенные элементы объекта наблюдения (единицы наблюдения) должны

однозначно интерпретироваться, не допускать двусмысленного толкования.

Рамки соотнесения. Решить вопрос о научных рамках соотнесения – значит

определить, в каких терминах будет вестись исследование – в

социологических, социально-психологических или психологических и на каком

уровне будет проводиться наблюдение – на уровне коллектива как целого, на

уровне части коллектива или на уровне отдельных индивидов, составляющих

коллектив.

Определение ситуации и условий деятельности наблюдаемого объекта, т.е.

решить вопрос о том, в каком месте и в какое время следует проводить

наблюдение.

Итак, определение условий, в которых протекает наблюдаемая деятельность,

связано с фиксированием следующих аспектов:

> Ситуации, определяющей вид наблюдаемой деятельности;

> Окружения и эмоционального состояния, в которых протекает деятельность

объекта исследования;

> Характера ситуации – обычного или проблемного.

Цели, задачи и структура деятельности изучаемой группы. Цели и задачи, на

решение которых направлена деятельность коллектива, могут рассматриваться,

по меньшей мере, в двух аспектах:

С одной стороны, как достижение целей, поставленных перед коллективом

системой, частью которой он является;

С другой стороны, существует проблема поддержания в коллективе

межличностных отношений.

Определение предмета наблюдения. В качестве предмета наблюдения социолог

обычно выбирает какую-то одну из сторон объекта.

Выбор признаком и единиц наблюдения. Определение признаков представляет

собой преобразование непрерывного процесса деятельности в доступные

непосредственному наблюдению и регистрации единицы актов поведения, сводимы

в систему, отражающую значимые свойства наблюдаемой ситуации.

Определение понятий и разработка категорий. Для того чтобы данные

наблюдения могли быть понятными другим исследователям, а результаты

однотипных исследований были сопоставимыми, необходимо разработать такую

систему понятий, при помощи которых будут описываться результаты

наблюдения.

Требования к категориям: каждая из отдельных категорий должна быть четко

определена, не пересекаться с другими категориями, иметь ту же степень

общности, что и другие категории, и выражать какой-то определенный аспект

решаемой в исследовании задачи.

При оценке адекватности категорий речь идет о том, измеряют ли выделенные

категории то, что они должны измерять.

Надежность категорий оценивается по Мому, насколько совпадают выводы

нескольких наблюдателей при подведении тех или иных единиц наблюдения под

те или иные категории. Можно вычислять: а) коэффициент согласия

наблюдателей (одно событие – разные наблюдатели); б) коэффициент

устойчивости (один наблюдатель – разное время); в) коэффициент надежности

(различные наблюдатели – в разное время).

3. виды наблюдения.

Как способ сбора информации наблюдение обычно классифицируют по степени

формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации и

частоте проведения.

По степени формализации

Наблюдение подразделяется на неструктурализованное и структурализованное. В

неструктурализованном (неконтролируемом) наблюдении исследователь не

определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он

будет наблюдать.

Наблюдаемые: сколько человек, кто они, их взаимоотношения, их роли,

структура возникновения группировок.

Обстановка: где, какого рода социальное поведение.

Цель: формальные и неформальные цели.

Социальное поведение.

Частота и продолжительность.

Структурализованным (контролируемым) называется такой вид наблюдения, при

котором социолог заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса

или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, и

сосредоточивает на них свое внимание, составляя специальных план записи

наблюдений до начала сбора информации.

В зависимости от степени участи наблюдателя в исследуемой социальной

ситуации различаются Включенное (участвующее) и невключенное

(неучаствующее) наблюдение.

При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь или его помощники

находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдает происходящие

процессы, не вмешиваясь в их од, не задавая никаких вопросов, - они просто

регистрируют ход происходящих событий.

Включенным (участвующим) называется такой вид наблюдения, при котором

наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемых

процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в

их деятельности.

Полное включение (наблюдение проводится скрытно, изнутри). «Участник», его

истинное лицо и цели как исследователя неизвестны наблюдаемым. Он вступает

в исследуемый коллектив и принимает участие в его деятельности наравне с

другими.

«Участник-наблюдатель» - форма наблюдения, при которой исследователь не

скрывает свое роли и согласия коллектива наблюдает его жизнь в течение

определенного времени, имеет возможность беседовать с его членами,

принимать участие в обсуждении проблем коллектива.

По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и

лабораторные.

Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной

жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом.

Лабораторное наблюдение – такой вид наблюдения, при котором условия

окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем.

(Основной недостаток – искусственность ситуации). Лабораторное наблюдение

сводится к фиксации изменений, факторов.

По регулярности проведения можно различать наблюдение систематическое и

случайное.

Систематическое наблюдение характеризуется, прежде всего, регулярностью

фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода

времени. Оно позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить

достоверность экстраполяции их развития.

Вести наблюдение можно: а) за определенной группой; б) за определенным

процессом в разных группах; в) за определенным процессом в определенной

группе.

К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного

явления, деятельности, социальной ситуации.

Определение вида наблюдения.

На первоначальном этапе работы в исследованиях поискового плана применяется

неконтролируемое (неструктурализованное) полевое наблюдение, которое может

быть различной степени включенности и регулярности (от случайного до

систематического).

На этапе сбора конкретного эмпирического материала в описательном

исследовании используется структурализованное (контролируемое)

систематическое наблюдение, включенность которого может быть различной.

В экспериментальных исследованиях применят структурализованное

(контролируемое) систематическое наблюдение, включенность которого зависит

от специфики предмета и условий наблюдения. Здесь значительно чаще, чем в

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.