![]() |
|
|
Психологическая характеристика причин семейных конфликтов| | | |Пж |Ом |Пж-Ом |Пм |Ож |Пм-Ож | |1 |Заикины |хозяйств. |9 |9 |0 |2 |7 |5 | | | |быт |9 |9 |0 |5 |6 |1 | | | |родител. |8 |3 |5 |6 |9 |3 | | | |воспит. |7 |9 |2 |5 |9 |4 | | | |социал. |7 |9 |2 |5 |9 |4 | | | |актив | | |(РАм=9 | | |(РАж=17| | | |эмоц. | | | | | | | | | |психотер. | | | | | | | | | |внешняя | | | | | | | | | |прив. | | | | | | | |2 |Антоновы |хозяйств. |4 |9 |5 |9 |9 |0 | | | |быт |9 |6 |3 |9 |7 |2 | | | |родител. |6 |9 |3 |8 |2 |6 | | | |воспит. |5 |8 |3 |7 |8 |1 | | | |социал. |8 |9 |1 |8 |9 |1 | | | |актив | | |(РАм=15| | |(РАж=10| | | |эмоц. | | | | | | | | | |психотер. | | | | | | | | | |внешняя | | | | | | | | | |прив. | | | | | | | |3 |Скоблик |хозяйств. |9 |9 |0 |3 |7 |4 | | | |быт |9 |9 |0 |4 |5 |1 | | | |родител. |8 |4 |4 |7 |7 |0 | | | |воспит. |9 |8 |1 |5 |9 |4 | | | |социал. |9 |8 |1 |5 |9 |4 | | | |актив | | |(РАм=6 | | |(РАж=13| | | |эмоц. | | | | | | | | | |психотер. | | | | | | | | | |внешняя | | | | | | | | | |прив. | | | | | | | |4 |Ященко |хозяйств. |9 |6 |3 |3 |6 |3 | | | |быт |4 |9 |5 |6 |5 |1 | | | |родител. |6 |4 |2 |9 |6 |3 | | | |воспит. |6 |9 |3 |8 |9 |1 | | | |социал. |8 |7 |1 |2 |9 |7 | | | |актив | | |(РАм=14| | |(РАж=15| | | |эмоц. | | | | | | | | | |психотер. | | | | | | | | | |внешняя | | | | | | | | | |прив. | | | | | | | |5 |Реутовы |хозяйств. |9 |7 |2 |7 |9 |2 | | | |быт |6 |7 |1 |9 |9 |0 | | | |родител. |5 |7 |2 |7 |7 |0 | | | |воспит. |4 |9 |5 |3 |9 |6 | | | |социал. |7 |9 |2 |6 |9 |3 | | | |актив | | |(РАм=12| | |(РАж=11| | | |эмоц. | | | | | | | | | |психотер. | | | | | | | | | |внешняя | | | | | | | | | |прив. | | | | | | | |6 |Садошенко |хозяйств. |9 |7 |2 |5 |9 |3 | | | |быт |5 |7 |2 |9 |8 |1 | | | |родител. |6 |7 |1 |8 |6 |2 | | | |воспит. |6 |9 |3 |5 |9 |4 | | | |социал. |8 |9 |1 |6 |8 |2 | | | |актив | | |(РАм=9 | | |(РАж=12| | | |эмоц. | | | | | | | | | |психотер. | | | | | | | | | |внешняя | | | | | | | | | |прив. | | | | | | | |7 |Щур |хозяйств. |7 |8 |1 |7 |8 |1 | | | |быт |7 |8 |1 |7 |9 |2 | | | |родител. |8 |7 |1 |6 |9 |3 | | | |воспит. |8 |8 |0 |5 |9 |4 | | | |социал. |8 |5 |3 |4 |8 |4 | | | |актив | | |(РАм=6 | | |(РАж=14| | | |эмоц. | | | | | | | | | |психотер. | | | | | | | | | |внешняя | | | | | | | | | |прив. | | | | | | | |8 |Дешевы |хозяйств. |7 |8 |1 |5 |8 |3 | | | |быт |7 |9 |2 |6 |9 |3 | | | |родител. |8 |8 |0 |9 |8 |1 | | | |воспит. |7 |8 |1 |6 |9 |3 | | | |социал. |5 |9 |4 |3 |9 |6 | | | |актив | | |(РАм=8 | | |(РАж=16| | | |эмоц. | | | | | | | | | |психотер. | | | | | | | | | |внешняя | | | | | | | | | |прив. | | | | | | | 2.2.5. ОБСУЖДЕНИЕ ИЗУчЕНИя РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. БЫЛ ИСПОЛЬЗОВАН ТЕСТ «РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ», В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ВЫяСНяЮТСя ПОЗИЦИИ КАЖДОГО ИЗ СУПРУГОВ ПО СЛЕДУЮЩИМ КРИТЕРИяМ: 1. Принятие-отвержение ребёнка; 2. Кооперация – выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребёнком, появление с их стороны искренней заинтересованности м участие в его делах; 3. Симбиоз – стремиться ли взрослый к единению с ребёнком или стремиться сохранить психологическую дистанцию; 4. Контроль – как контролируют поведение, насколько демократичны или авторитарны; 5. Отношение к недостаткам – как взрослый относится к способностям ребёнка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Результаты обследования. I. Заикины Татьяна и Сергей. 1. Принятие и отвержение ребёнка – 12 б. Периодически испытывают отрицательное чувство к ребёнку – раздражение, злость, досаду. Считают ребёнка неудачником, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и нередко своим отношением третируют ребёнка. Не может быть хорошим педагогом. 2. Кооперация – Татьяна – 3 б. Сергей– 4 б. Нечто среднее, иногда ведут себя противоположным образом и не могут претендовать на роль хорошего педагога. 3. Симбиоз – Татьяна – 4 б. – старается быть ближе к ребёнку, оградить от неприятностей. Сергей – 2 б. – устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребёнком, мало заботится о нём. Не может быть хорошим учителем и воспитателем для ребёнка. 4. Контроль – Татьяна – 4 б. Сергей – 3 б. 4. Отношения к неудачам ребёнка – Татьяна – 2 б. Сергей – 1 б. Неудачи ребёнка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет не плохим учителем и воспитателем. II. Антоновы Наталья и Геннадий. 1. Принятие-отвержение ребёнка. Наталья – 8 б. – см I (1) Геннадий – 10 б. см I (1) 2. Кооперация – Наталья и Геннадий – 5 б. Проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребёнка, высоко оценивают способности, поощряют самостоятельность и инициативу ребёнка, стараются быть на равных. 3. Симбиоз – Наталья– 5 б. – не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребёнком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворить его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Геннадий – 3 б. – см I (3). 4. Контроль – Наталья – 3 б. Геннадий – 4 б. – см I (4). 5. Отношения к неудачам ребёнка – Наталья – 1 б. Геннадий– 1 б. – см I (5). III. Скоблик Валентина и Виктор. 1. Принятие-отвержение ребёнка. Валентина – 14 б. Виктор – 15 б. Имеется положительное отношение к ребёнку. Принимают таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним время и не жалеют об этом. Но иногда испытывают раздражение. 2. Кооперация – Валентина – 2 б. – см I (2). Виктор – 3 б. см I (2). 3. Симбиоз – Валентина – 3 б. – чаще ведёт себя противоположным образом. Виктор – 5 б. см II (3). 4. Контроль – Валентина, Виктор – 6 б. Ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребёнку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Навязывают почти во всём свою волю. Такой взрослый не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей. 5. Отношения к неудачам ребёнка – Валентина – 1 б. – см I (5). Виктор – 2 б. – см I (5). IV. Ященко Оксана и Владимир. 1. Принятие и отвержение ребёнка. Оксана – 12 б. – см I (1). Владимир – 16 б. – см III (1). 2. Кооперация – Оксана – 6 б. – см II (2) Владимир – 5 б. см II (2). 3. Симбиоз – Оксана – 5 б. – см III (3). Владимир – 7 б. см III (3). 4. Контроль – Оксана – 5 б. – см III (4). Владимир – 7б. см III (4). 5. Отношения к неудачам ребёнка – Оксана – 1 б. – см I (5). Владимир – 3 б. – см I (5). V. Реутовы Светлана и Андрей. 1. Принятие-отвержение ребёнка. Светлана – 15 б. – см III (1). Андрей – 16 б. – см III (1). 2. Кооперация – Светлана – 6 б. – см II (2). Андрей – 7 б. см II (2). 3. Симбиоз – Светлана – 5 б. – см III (3). Андрей – 6 б. см III (3). 4. Контроль – Светлана – 3 б. – см I (4). Андрей – 2 б. – контроль за действиями ребёнка практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. 5. Отношение к неудачам ребёнка – Светлана – 2 б. – см I (5). Андрей – 1 б. – см I (5). VI. Садошенко Светлана и Анатолий. 1. Принятие-отвержение ребёнка. Светлана – 14 б. – см I (1). Анатолий – 12 б. – см I (1). 2. Кооперация – Светлана – 6 б. – см II (2). Анатолий – 7 б. см II (2). 3. Симбиоз – Светлана – 6 б. – см III (3). Анатолий – 6 б. см III (3). 4. Контроль – Светлана, Анатолий – 4 б. см II (4). 5. Отношение к неудачам ребёнка – Светлана – 2 б. – см I (5). Анатолий – 1 б. – см I (5). VII. Щур Анжела и Николай. 1. Принятие-отвержение ребёнка. Анжела – 11 б. – см I (1). Николай – 13 б. – см I (1)/ 2. Кооперация – Анжела, Николай – 6 б. – см II (2). 3. Симбиоз – Анжела, Николай – 6 б. – см III (3). 4. Контроль – Анжела – 6 б. см III (4). Николай – 4 б. см II (4). 5. Отношения к неудачам ребёнка – Анжела, Николай – 2 б. – см I (5). VIII. Дешевы Наталья и Александр. 1. Принятие-отвержение ребёнка. Валентина – 18 б. – см III (1). Александр – 10 б. – см I (1). 2. Кооперация – Наталья – 7 б. – см II (2). Александр – 6 б. см II (2). 3. Симбиоз – Наталья – 4 б. – см II (3). Александр – 7 б. см II (3). 4. Контроль – Наталья, Александр– 4 б. – см II (4). 5. Отношения к неудачам ребёнка – Наталья – 1 б. – см I (5). Александр – 4 б. – считает ребёнка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышлёному существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся взрослому человеку не серьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребёнка. 2.2.6. Обсуждение уровня конфликтности на проективных методиках «Дом – дерево – человек» и «Моя семья». «ДДЧ» 1. Заикина Света. На первом месте нарисован дом – безопасность, успех. Дом вдали – чувство отвергнутости. Двери боковые – отчуждение, уединение, неприятие реальности. Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Рисунок изображён вдали + крыша в конце прямая сигнализирует о начинающихся сложностях, страх перед будущим. Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, Отсутствие ушей – неприятие критики Волосы заштрихованы – тревога связана с мышлением или воображением. Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие. Пальцы одномерные обведены петлёй – сознательные усилия против агрессивного чувства. Линии неодинаковой ярости – напряжение. Изменчивый нажим – эмоциональная нестабильность, мобильные настроения. Изменчивые штрихи – незащищённость, недостаток упорства. Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему. Толстые ветви – хорошее различение действительности. Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу. Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки. Несколько совместных линий, касающихся края листа – спонтанный контакт, внезапное удаление, капризность, импульсивность. Анализ методики «Моя семья». Члены семьи расположены в разных местах, не сплочены, что свидетельствует о низком уровне эмоционального контакта в семье. Девочка располагает себя ближе к матери, а брата и отца дальше, последние заштрихованы чёрным цветом, что свидетельствует о серьёзных вопросах. У девочки идёт идентификация с мамой, а брата идентифицирует с отцом. Во время рисования делала паузы – что свидетельствует о конфликтах. 2. Заикин Дима. «ДДЧ». Первым нарисован дом – безопасность, успех. Дом вдали – чувство отвергнутости. Отсутствие дверей – испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Исполнение одним цветом – боится эмоционального возбуждения. Горизонтальная линия крыши и стены – сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим. Плечи угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты. Плечи широкие – сильные телесные импульсы. Отсутствуют уши – стремление избегать не принимать никакой критики. Глаза как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость. Руки напряжены и близко к телу – напряжение. Руки вытянутые по бокам – трудности в социальных контактах. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте. Неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога. Недостаточная детализация – тенденция к замкнутости. Ветви в верх – энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ствол оторван от земли – недостаток контактов с внешним миром, жизнь повседневная и духовная мало связаны. Анализ методики «Моя семья». Члены семьи нарисованы отдельно друг от друга, грустные, отец с открытым ртом, кричит – свидетельствует о низком уровне эмоциональных контактов. Мальчик нарисовал себя меньше других – что свидетельствует о низкой самооценке, о чувстве покинутости. Все выполнены в одной манере, только мама выглядит больше всех, что может говорить о главенстве ею семьи. Все члены семьи нарисованы без рук, что свидетельствует о подавлении активности ребёнка, ограниченности. Все члены семьи подписаны, кроме сестры, в какой-то степени это может быть непризнание её. 3. Антонов Женя. «ДДЧ». Первым нарисовано дерево – основная жизненная энергия. Дом вдали – чувство отвергнутости. Ступеньки, ведущие в глухую стену 0 отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценки реальности. Отсутствие дверей – испытывает трудности при стремлении раскрыться. Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Размещение рисунка точно в центре – незащищённость и ригидность. Подбородок слишком подчёркнут – потребность доминировать. Отсутствуют уши – стремление избегать не принимать никакой критики. Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Волосы сильно заштрихованы – тревога связана с мышлением или воображением. Руки вытянутые по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами. Пальцы обрублены – вытесненная агрессия, замкнутость. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте. Штриховка – сфера конфликта. Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему. Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу. Анализ методики «Моя семья». Члены семьи нарисованы как бы с вытянутыми друг к другу руками, улыбаются, что говорит о благоприятных отношениях. Мальчик себя идентифицирует с братом. Рисунок выполнен не очень аккуратно все члены семьи без ушей – не прислушиваются друг к другу. 4. Антонов Витя. «ДДЧ». Первым нарисован дом – на первом месте безопасность, успех. Ступеньки, ведущие в глухую стену – отражение конфликтной ситуации. Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. Отсутствие дверей – испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Рисует одним цветом – боится эмоционального возбуждения. Отсутствие ушей – стремление не принимать никакой критики, заглушить её. Зубы чётко нарисованы – агрессивность. Ноги короткие – чувство физической или психологической неловкости. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте. Изменчивый нажим – эмоциональная нестабильность, мобильные настроения. Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность. Штриховка – напряжение, тревожность. Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу. Анализ методики «Моя семья». Члены семьи нарисованы как бы все агрессивно настроены (руки, выражение лица, рот). Сам мальчик своё лицо нарисовал более приветливое и с улыбкой. Он идентифицирует себя с братом. Судя по рисунку можно сказать, что в семье нет тесных эмоциональных контактов. 5. Скоблик Ира. «ДДЧ». Первым нарисован дом – на первом месте безопасность, успех. Дом вблизи – открытость, доступность и чувство теплоты и гостеприимства. Стена, отсутствие её основы – слабый контакт с реальностью. Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение. Подведённые глаза – грубость, чёрствость. Длинные ресницы – кокетливость, склонность демонстрировать себя. Волосы сильно заштрихованы – тревога связана с мышлением или воображением. Руки шире у ладони – недостаточный контроль действий и импульсивность. Руки вытянутые по бокам – трудности в социальных контактах. Ноги отсутствуют – робость, замкнутость. Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность. Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность. Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом. Ствол зачернён – внутренняя тревога, подозрительность. Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу. 6. Скоблик Оля. «ДДЧ». Первым нарисован дом – на первом месте безопасность, успех. Двери боковые – отчуждение, уединение, неприятие реальности. Двери открытые – это сильная потребность к теплу извне. Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение. Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности. Волосы сильно заштрихованы – тревога связана с мышлением или воображением. Большие пальцы – грубость, чёрствость, агрессия. Сильный нажим – энергичность, настойчивость. Короткие штрихи – импульсивное поведение. Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность. Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий. Закрытая листва - охрана своего внутреннего мира детским способом. Штриховка листвы – напряжение, тревожность. Ствол оторван от земли – недостаток контактов с внешним миром, жизнь повседневная и духовная мало связаны. Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу. 7. Ященко Кирилл. Первым нарисовано дерево – основная жизненная энергия. Отсутствие дверей – испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Окна без стёкол –враждебность, отчуждённость. Отсутствие трубы –чувствует нехватку психологической теплоты дома. Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты. Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах. Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях. Человек без определённых частей тела – непризнание человека в целом. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте. Сильный нажим – энергичность, настойчивость. Короткие штрихи – импульсивное поведение. Ствол оторван от земли – недостаток контактов с внешним миром, жизнь повседневная и духовная мало связаны. Ствол снижается книзу – ощущение безопасности в кругу, который не даёт желаемой опоры. 8. Реутов Никита – отказ от рисования. 9. Садошенко Дмитрий. «ДДЧ». Первым нарисован дом – на первом месте безопасность, успех. Стена, отсутствие её основы – слабый контакт с реальностью. Стена одномерная перспектива – имеются тенденции к отчуждению, оппозиции. Штриховка, выходящая за пределы рисунка – тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию. Нечёткая голова – застенчивость, робость. Отсутствие шеи – нет связи между сферой контроля и сферой влечения. Плечи слишком угловаты – признак чрезмерной осторожности, защиты. Лицо без ничего – нет сенсорного контакта с действительностью. Человек без определённых частей тела – указывает на отвержение, непризнание человека в целом. Много гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация. Недостаточная детализация – тенденция к замкнутости. Штрихи угловатые, скованные – напряжённость, замкнутость. Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи. 10. Щур Ксения. «ДДЧ». Первым нарисован дом – на первом месте безопасность, успех. Дом вблизи – открытость, доступность и чувство теплоты и гостеприимства. Двери открытые – это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность. Размещение рисунка в центре – незащищённость. Нечёткая голова – застенчивость, робость. Длинная тонкая шея – торможение. Глаза как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Волосы сильно заштрихованы – тревога связана с мышлением или воображением. Руки длинные – желание чего-то достигнуть, завладеть чем-то. Разнообразные, изменчивые штрихи – незащищённость, недостаток упорства. Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, суетливость, чувствительность к окружающему. Зигзаги в листве – осторожность и скрытость. Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки. Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели. 2.2.7. Обсуждение результатов изучения способов разрешения конфликтных ситуаций. ИСПОЛЬЗОВАН ТЕСТ ТОМАСА. Результаты: |№ |Фамилия |Имя |Соперн|Сотруд|Компро|Избега|Приспо| | | | |. в |нич. в|м. в |ние в |собл. | | | | |баллах|баллах|баллах|баллах|в | | | | | | | | |баллах| |1 |Заикины |Татьяна |8 |4 |7 |6 |5 | | | |Сергей |7 |5 |7 |5 |6 | |2 |Антоновы |Наталья |6 |5 |7 |10 |2 | | | |Геннадий |4 |7 |5 |7 |7 | |3 |Скоблик |Валентина |7 |6 |7 |6 |4 | | | |Виктор |9 |3 |7 |6 |5 | |4 |Ященко |Оксана |8 |5 |4 |6 |7 | | | |Владимир |12 |5 |4 |7 |2 | |5 |Реутовы |Светлана |2 |8 |4 |8 |8 | | | |Андрей |4 |6 |7 |5 |8 | |6 |Садошенко |Светлана |1 |8 |7 |7 |7 | | | |Анатолий |9 |8 |3 |8 |2 | |7 |Щур |Анжела |3 |7 |8 |7 |5 | | | |Николай |7 |4 |7 |8 |4 | |8 |Дешевы |Наталья |3 |8 |6 |8 |5 | | | |Александр |1 |4 |8 |10 |7 | КОЛИчЕСТВО БАЛЛОВ ДАёТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВЫРАЖЕННОСТИ ТЕНДЕНЦИИ К ПРОяВЛЕНИЮ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФОРМ ПОВЕДЕНИя В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ. В результате психологического исследования решены задачи, а также доказаны гипотезы данного исследования. 1. Недостаточная осведомлённость друг о друге играет важную роль в возникновении семейных конфликтов. Данная гипотеза доказана на примере тестов «Конфликтный ли Вы человек?», «Уровень конфликтности» – в результате обследования 50 % испытуемых являются конфликтными личностями и уровень конфликтности, практически у всех, средний и выше среднего. Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов. 2. Личностное непонимание является основной причиной семейных конфликтов. Были проведены методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» и тест «Родительских отношений». Анализируя полученные данные, можно сказать, что у испытуемых различные взгляды и представления о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности. Иными словами, нравственно-психологический аспект является основным в возникновении семейных конфликтов. Различные взгляды на воспитание и принятие ребёнка у испытуемых. Здесь также кроется сфера конфликта. Большинство супругов не удовлетворены своими браками. В результате обсуждения теста Томаса в конфликтных семьях сложены различные стереотипы поведения. Учитывая стиль супруга и зная свой можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта. Данные исследования можно применить на практике, то есть для выяснения причин конфликтов в семье и их урегулирования. Литература 1. ОНИ ЖИЛИ ДОЛГО И СчАСТЛИВО… КНИГА О ТАЙНАХ СОЗДАНИя СЕМЕЙНОГО ОчАГА. – РОСТОВ Н/Д : ИЗД-ВО «ФЕНИКС», 1995. 2. Ковалёв С. В. психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. 3. Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика – Пресс, 1992. 4. Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ А. И. Кочетов Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. – Мн.: Полымя, 1989. 5. Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989. 6. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. – Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992. 7. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. – М.: Профиздат – 1990. 8. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. 9. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова. – Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990. 10. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. 11. Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. 12. С. С. Харин, О. Г. Ксенда. Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. – Мн.: 1995. 13. Л. Д. Столяренко. Основы психологии. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996. 14. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 – М.: Просвещение, Владос, 1995. 15. А. Кроник, Е. Кроник. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. – М.: Мысль, 1989. 16. Джампольски Дж. Д. Любовь побеждает страх. – М.: Профиздат, 1991. 17. Арокс Констанция. Развод: крах или новая жизнь? – М.: «Мирт», 1995. ----------------------- наилучший вариант педагогических способностей |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |