![]() |
|
|
Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годыПрофессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годыРоссийский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева. Институт проблем устойчивого развития общества Кафедра социологии Предмет: Социальная работа Вид работы: Обзорная курсовая работа Тема: Профессиональное самоопределение российской молодежи в 90ые годы. Выполнил: Студент группы ПР-13 Запольский А.Э. Проверил: Коршунова Н.Е. Москва 2001 г. Содержание: Вступление: Почему я выбрал эту тему?……………………………………...3 Основная часть: Россия 90ых. Экономические реформы и проблемы молодежи……………………………………………………………….…………….3 Проблемы молодежи России в эпоху реформ……………………………………4 Основные ценности и принципы жизни, смысложизненные ориентации молодежи России 90ых как основные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение……………………………………………..12 Профессиональная ориентация и занятость молодежи………………………..23 Заключение: Характеристика профессиональных ориентиров молодежи. Проблемы самоопределения и самоутверждения ……………………………....29 Список использованной литературы…………………………………...…31 Вводная часть: Почему я выбрал именно эту тему? Я являюсь представителем молодого поколения «новой России». Моя сознательная жизнь и начало становления как личности началось в начале 90ых годов, когда уже не существовало СССР, не было пионерской организации, коммунистической партии и прочих атрибутов прошлого. Родившись в Советском Союзе, к 7 годам я имел отдаленное и далеко не полное представление о недавнем прошлом своей Родины. Я, как и все мои ровесники, рос в новой стране с новыми условиями жизни, работы, учебы и пр. Я жил в условиях новой социальной реальности. Со страной произошли радикальные изменения, но мне было очень трудно как-то серьезно осмыслить происходящее. Сейчас, когда я достиг возраста когда я уже в какой-то степени могу анализировать общество, в котором я живу, его законы, обычаи, традиции, когда могу адекватно оценивать события, факты, процессы происходящие в нашем обществе сегодня, мне захотелось сравнить свои собственные взгляды относительно сегодняшней социальной реальности со взглядами таких же как и я молодых людей из разных возрастных и социальных групп. Мне хочется узнать, чем мои взгляды отличаются от большинства, какие тенденции в развитии молодежного общества наблюдаются сейчас в России, какое будущее ждет нашу страну, ведь молодое поколение и есть это будущее. Основная часть: Россия 90ых. Экономические реформы и проблемы молодежи. После развала СССР и провозглашения независимости Российской Федерации в стране начались реформы, затронувшие все сферы жизни общества. Произошла радикальная смена политического курса страны: из тоталитарного государства с доминирующей ролью коммунистической партии Россия превратилась в демократическую президентскую республику. Была упразднена коммунистическая идеология и были провозглашены принципы демократического государства: свобода выбора, идеологии, слова, вероисповедания, перемещения, была провозглашена главенствующая роль частной собственности, равноправие всех граждан страны перед законом, права человека. Все эти принципы были закреплены в новой Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, гарантом которой стал Президент страны. От командно-плановой экономики страна перешла к рыночной, основанной на свободе торговли и предпринимательской деятельности и неприкосновенности частной собственности. Были упразднены такие общественные организации как Комсомол, пионерская организация и пр. Было разрешено частное образование. Все эти изменения повлекли за собой кардинальную ломку принципов, традиций, образа жизни, менталитета, мировоззрения и т.д. Подавляющее большинство населения оказалось не готово к этому: многие остались без работы, так как новый рынок труда не нуждался в их услугах (структурная безработица), многие люди не смогли или не захотели отказаться от старой идеологии и принять новые условия жизни. Экономический кризис, начавшийся в 1992 году отбросил за черту бедности большинство населения страны. Самыми незащищенными слоями населения оказались люди старшего поколения, малообеспеченные, инвалиды и молодежь. О проблемах последней социальной группы и частности о проблеме профессионального самоопределения молодежи России и пойдет речь в данной работе. Проблемы молодежи России в эпоху реформ. «Судя о человеке, должно принимать во внимание обстоятельства жизни, в которые он поставлен судьбой» - В.Г. Белинский. Главной проблемой молодежи в начале 90ых годов стала неподготовленность к новым условиям жизни. Раньше проблемами молодежи: образованием, социализацией, профессиональным самоопределением занималось государство, специальные молодежные организации, этому делу служила и основная, обязательная идеология. Теперь же у государства появились гораздо более важные дела, в стране стало катастрофически не хватать денег, молодежные организации были упразднены, обязательная идеология исчезла, и молодое поколение было отправлено в «свободное плавание». В условиях экономического кризиса, когда все слои населения нуждались в социально-экономической помощи, молодежь сама себя образовывала и социализировала. В связи с этим мне представляется необходимым рассказать о некоторых социологических исследованиях, проведенных в России в 90ые годы в разных регионах, которые наиболее полно освещают проблему исследования. В первую очередь это исследования, проведенные Центром социологии молодежи ИСПИ РАН под руководством проф. В.И. Чупрова. Далее будут приведены данные этих исследований с комментариями авторов учебного пособия «Социология молодежи». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001. (Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А.), в котором и были опубликованы эти данные: «… Данные свидетельствуют о сохранении современной молодежью высокого трудового потенциала. ѕ занятых в народном хозяйстве молодых людей получили профессиональное образование. Однако в условиях спада производства этот потенциал остается невостребованным. 51.5% работающих молодых людей трудятся не в соответствии с их первоначальной специальностью (в 1990 их было 38%), а каждый третий вообще не имеет профессии. Все это сказывается на профессиональной социализации молодежи. Подавляющее большинство (более 80%) молодых людей достигают профессиональной зрелости и экономической состоятельности лишь к 30 годам, т.е. за пределами молодежного возраста. В конце 1994 удельный все тех, кто отличался высоким профессиональным статусом, сократился более чем в 1,5 раза по сравнению с 1990. Не имели возможности повысить квалификацию 31,2%, увеличить реальную, а не индексированную заработную плату – 45,4%, продвинутся по службе – 48,2% респондентов. Хотя государственный сектор остается главным каналом социализации молодежи в сфере труда, в нем наблюдается устойчивая тенденция сокращения молодежной занятости. Если в 1990 г. в частном секторе работали менее 5% молодых людей, то теперь в нем занят каждый пятый, подрабатывает каждый десятый… Материальное положение молодых людей мало зависит от результатов труда, уровня образования, квалификации. Определяющим является форма собственности… Разбалансированность доходов и уровня потребления ведет к деформации интересов как в сфере потребления, так и в сфере труда. В одном случае это ведет к снижению общественной эффективности труда, в другом - препятствует развитию личностного потенциала молодого поколения… Не менее опасным последствием подобной ситуации является уход молодежи из сферы материального производства в сферу распределения и обращения. За последние 5 лет численность молодых людей, вовлеченных в эту сферу, увеличилась многократно. Опасность видится не только в пагубных последствиях ухода молодой рабочей силы из основных отраслей производства, но и в моральных издержках. Почти 40% молодых людей одобрительно относятся к стремлению своих сверстников «делать деньги» любой ценой, даже в обход закона… Также молодые люди отдают предпочтение и другому пути: досуговое времяпрепровождение со случайным заработком или криминал… По сравнению с 1990 годом, количество тех, кто не работает и не учится, возросло более чем в два раза и приблизилось к 2,5 млн. чел.( За эти годы все более ощутимым препятствием для интеграции молодежи в сферу труда становится безработица. Только в 1995 г. вдвое увеличилось число зарегистрированных на бирже труда молодых людей в возрасте до 29 лет (833 тыс. чел.). На начало 1996г. 26% выпускников школ, ПТУ, техникумов и вузов не смогли найти работу. Особый размах приобрела «скрытая безработица», создающаяся за счет простоев предприятий, вынужденных отпусков, сокращения рабочей недели. И все же материальное положение является главным показателем жизни молодежи, индикатором ее настроений и источником удовлетворенности или неудовлетворенности. Далее будут приведены данные различных опросов в разных регионах страны, которые имели целью выяснить материальное положение молодежи и ее удовлетворенность им. По данным исследования опубликованного в учебном пособии «Социология молодежи» см. выше (выборка неизвестна) оценили свое материальное положение как удовлетворительное 54,6% опрошенных, плохое – 29,8%, благополучное – 11,3%. Как видно материальное благополучие далеко от запросов, но если смотреть в целом – оно удовлетворительное. Перспективы улучшения благосостояния оцениваются молодежью довольно пессимистично: вряд ли изменится – 64%, ухудшится – 9%, улучшится – 27%. Подавляющее большинство (73%) не видят перспектив его улучшения. Интересно также исследование относительно ранжирования групп представителей профессий, которые считают свое материальное состояние плохим: (табл.1) Определенный интерес представляют данные табл.2. Налицо устойчивая Табл.2 тенденция к спаду жизненного уровня молодежи, имущественной поляризации населения. Происходит значительное увеличение удельного веса низкостатусных групп. По данным опроса студентов 3 курсов 8 ВУЗов Екатеринбурга и Нижнего Тагила (N-994, выборка квотная, многоступенчатая), проведенного совместно кафедрами социологии УГТУ(Екатеринбург) и НГПИ(Нижний Тагил) и опубликованного в журнале «Социс» №12. 2000, материальное положение студентов далеко от приемлемого: 1% - Благосостояние очень хорошее, 11% - хорошее, 62% - среднее, плохое – 23%, очень плохое – 3%. Отсюда следует, что очень бедных студентов в 3 раза больше чем очень богатых, и, что просто бедных студентов более чем в 2 раза больше чем просто богатых. Оценки данные респондентами зависят от различных факторов: - Обучение в ВУЗе (да бесплатном) требует от семьи немалых затрат. - Сказывается меняющееся отношение молодежи к богатству и бедности – набирает силу ощущение: «бедным в наше время быть не удобно». Молодые зачастую приукрашивают свое благосостояние. - Но у молодежи сохраняется острое ощущение социальной несправедливости и неприятие социального расслоения общества. Отдельно нужно сказать о положении молодежи в семьях, об их отношении к семейной и сексуальной жизни, о здоровье молодого поколения и его популяции. Стремительное проникновение в Россию западного образа жизни, западных ценностей, развитие капитализма с его индивидуалистскими принципами и ценностями привело к обесцениванию у населения и, в особенности у молодежи, семейной жизни. Сейчас не считается признаком благополучия и успеха иметь много детей или вообще иметь семью. Растет престиж эгоистического образа жизни, когда люди живут только ради себя и не спешат заводить семью и тем более детей. Среди молодого поколения девушек является престижным походить на западных женщин, беззаботных и независимых. В то же время из-за падения культурного и нравственного уровня молодежи растет число внебрачных рождений, растет заболеваемость венерическими заболеваниями и СПИДом. Далее будут приведены некоторые статистические данные за последние 10 лет: В 1991 году семей с собиравшихся родить одного ребенка было 57,1%, двух – 28,7, троих и более – 1,9%.В 1994 году из женщин 18-24 лет, не имевших на тот момент детей собирались родить ребенка 41%, 31% - двоих детей, 3,4% - троих и более, не собирались иметь детей вообще – 24% опрошенных девушек. Из числа имевших одного ребенка не собирались рожать второго 76%, среди имевших двух детей, не собирались иметь третьего 96%. По данным статистики в период с 1992 по 1999 население России сократилось на 2,8 млн. чел., естественная убыль составила 5 млн. чел. Согласно нейтральному прогнозу ООН к 2050 году население России составит 121,3 млн. чел, по пессимистическому прогнозу – 102,5 млн.чел[1] Другие две острейшие проблемы это насилие детей в семьях и состояние здоровье молодежи. По данным статистики ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% это кончается смертью, для 2 тысяч – самоубийством. Более 50 тыс. детей ежегодно убегают из семей, спасаясь от родительского насилия, 25 тыс. детей находятся в розыске. Растет число случаев сексуального насилия – инцестов. Чаще всего в роли насильника выступает отец, отчим или другой мужчина обладающий властью. На каждую жертву мужского пола приходится 10 женского. Здоровье подрастающего поколения, предопределяющее одновременно физическое состояние молодежи и являющееся важным составным компонентом социального потенциала населения, имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. За первые 6 лет после 1991 года заболеваемость детей злокачественными новообразованиями увеличилась на 18%, олигофренией – на 24%, туберкулезом – в 1,7 раза. Число случаев заболевания сифилисом выросло с 38 до 2626. Динамика заболеваемости подростков (на 100 тыс.)[2](Табл3) |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |Рост в % | |57,80 |60,90 |67,00 |66,80 |71,00 |70,00 |21,00 | Динамика возрастных коэффициентов смертности[3](Табл.4) |Возраст |Коэффициент смертности, промиллей |Рост в % | | | | | | | | |1990 |1995 |1996 | | |15-19 |1,1 |1,5 |1,6 |145 | |20-24 |1,7 |2,7 |2,6 |153 | |25-29 |2,1 |3,4 |3,2 |153 | |30-34 |2,7 |4,6 |4,1 |152 | Другая молодежная проблема лежит в нравственно-этической плоскости. По данным статистики доля рождений стимулирующих брак от общего числа рождений составила 34%(г. Москва). Наиболее высокая доля таких браков – до 50% - отмечается в самых молодых возрастах (15-19 лет). Общая доля внебрачных рождений в городе приближается к этой же цифре в сельской местности, традиционно считавшейся первой по этому показателю. Очень сильно распространены незарегестированные, так называемые «гражданские браки». По данным российской микропереписи 1994 г. без регистрации жили 6,5% мужчин и 6,7% женщин, считавших себя состоящими в браке.4 К возрасту 25 лет, когда в западных странах сегодня фактически только начинается брачно-репродуктивный цикл, россиянки уже на 60% реализовали свои планы в отношении детей и 80% всех женщин уже состояли в браке. Среди браков, заключенных до 20 лет, невеста бывает беременной более чем в половине случаев. Для полноты раскрытия данной проблемы далее будут показаны данные исследований, проведенных кафедрами социологии УГТУ (Екатеринбург) и НГПИ (Нижний Тагил) и опубликованных в журнале «Социс» №12. 2000: «… Наибольшие изменения в социальном статусе студенчества связаны с семейным положением. Сократилось число студентов, состоящих в браке (с 11% до 6%; у мужчин – с 6% до 4%, у женщин – с15% до 8%) и имеющих детей (с 4% до 3%). На эти перемены существенно повлияли изменения в половой морали молодежи и студенчества. Существенно изменилось отношение студентов к добрачным, брачным и внебрачным сексуальным контактам. У 2/3 первокурсников (среди юношей у 85%) существует установка – не вступать в брак во время учебы, к 4ому курсу она сохраняется у 60%. Включив в состав анкеты графу «разведен», мы получили тревожное соотношение зарегистрированных и разведенных – 4:1 (у студентов мужчин даже 3:1) Сказывается снижение возрастного рубежа начала интимной жизни – к моменту поступления в ВУЗ не имеют интимного опыта лишь 10-20% первокурсников… 43% мужчин и 36% женщин считают возможным жить в незарегистрированном браке…» Анализ данных различных опросов показывает, культурный, нравственный и этический уровень во всех социальных и возрастных группах упал одинаково, но в более привилегированном слое студентов ВУЗов процент внебрачных рождений, ранних браков резко отличается от остальных групп. Это говорит о том, что у части молодежи еще сохранились нравственные устои, мало того, взгляды этой части молодежи становятся более рациональными и прагматическими, что будет способствовать нормальному цивилизованному процессу воспроизводства населения. Анализ данных статистики показывает, что плохое материальное положение молодежи, чувство апатии и безысходности, передающееся от родителей детям, слабая и неэффективная молодежная политика и система здравоохранения ведут к интенсивной депопуляции молодого поколения и его культурной и нравственной деградации. «Социология молодежи» продолжение: «…Государство, не находя применения высокому образовательному потенциалу молодых людей, не обеспечивая нормальные возможности им самим зарабатывать на достойную жизнь, поставило большинство из них на грань бедности, плодит маргиналов, что ведет к дезинтеграции общества. При этом, поощряя распространение самых дорогостоящих в мире развлечений и делая недоступными для большинства молодых людей учреждения высокой культуры, оно неизбежно толкает их в криминальные структуры. К сожалению, вектор социализации молодежи все больше направляется в эту сторону. Половину всех преступлений в стране совершают молодые люди от 14 до 30 лет. Наиболее криминальная часть этой возрастной группы – подростки 16-17 лет. В 1995 г. органами МВД выявлено 208,1 тыс. чел несовершеннолетних, совершивших преступления, из них половина не учится и не работает.» Целесообразно было бы показать статистику МВД РФ в более развернутом формате, а также показать точку зрения работников правоохранительных органов на эту проблему. Далее будет выборочно представлена статистика по молодежной преступности в Москве МВД РФ с комментариями к. ю. н., полковника милиции Гладких В.И., опубликованная в журнале «Симптом» №11(47)1996: «…В условиях массовой миграции и низкой интегрированности в городской жизни приводит к росту социальной напряженности. Последнее особенно остро проявляется в агрессивности поведения подростков и молодежи, в увеличении числа молодежных групп, которые ориентированы на протест против существующего образа жизни. Эти группы в определенной мере создают свою систему ценностей, в том числе противостоящих традициям семейной жизни. Анализ показывает, что почти половина всех лиц, привлеченных за совершение преступлений, - это молодежь в возрасте от18 до 30 лет. И их доля постоянно растет. Если в 1991 году она составляла в структуре всех лиц, привлеченных к уголовной ответственности в Москве, 42,5%, то в 1993 – 48%. При этом доля лиц старше 30 лет увеличилась лишь на 1,2%. «Омоложение» преступности произошло за счет лиц в возрасте от 18 до 24 лет. Каждое 9-10 преступление совершается учащимся. Более половины учатся в ПТУ, студенты ВУЗов – 1,1%. …Весьма значимым показателем неблагополучия общей криминологической ситуации в Москве надо признать опережающий рост преступности несовершеннолетних (при относительно низком общем удельном весе). Число преступлений, совершенных подростками, с 1988 по 1994 годы выросло на 33,6%, а если сравнивать с 1981 годом, то более чем в 2 раза. … Поскольку рост преступности несовершеннолетних в Москве происходит параллельно с общим ростом преступности, можно говорить об общем комплексе причинно-следственных обстоятельств данного явления, главным компонентом которого следует считать коренную реконструкцию всех политических и социально-экономических отношений в обществе. Формирование нынешнего поколения 14-17-летних подростков пришлось на вторую половину 80ых начало 90ых годов – годы перестройки, ознаменовавшиеся ломкой не только политических и экономических основ общества «развитого социализма», но и разрушением ряда нравственных устоев, переоценкой многих основополагающих принципов и критериев жизни, провозглашением большой свободы в выборе мировоззрения и форм поведения. …Немалую роль в воспитании молодежи сыграл буквально хлынувший на экраны кино и телевизоров, газет и журналов поток информации, пропагандирующей насилие, свободу половых связей, меркантилизм – все, что в сознании подростков ассоциировалось с западным образом жизни. …На предупреждение правонарушений со стороны несовершеннолетних и молодежи большое воздействие оказывает организация свободного времени… Билеты на культурно-зрелищные мероприятия из-за их высокой цены стали недоступными малоимущим. Помещения, где ранее располагались и бесплатно работали кружки и секции, отданы коммерческим структурам. А те кружки, которые еще функционируют стали платными и недоступны большинству подростков и их родителям. Поэтому не случайно любимыми местами времяпрепровождения стали чердаки, подвалы, где подростки предоставлены сами себе.» Интересны данные микроисследования Жигалова А.Н. МГУЭСИ, проведенного им среди старшеклассников двух московских школ (предполагаемая выборка - ~160-200 чел.). По этим данным 51,2% старшеклассников не удовлетворены тем, как организован их досуг. Для 30,9% - это нехватка свободного времени. Для 8,3% - денег. Для 5,9% - отсутствие учреждений культуры. Для 1,2% - влияние родителей. Также были получены следующие результаты: 54,8% - проводят досуг на уличной «тусовке». 3,6% - в подвалах и чердаках 7% - употребляют наркотики 14% - нуждаются в приработке Более половины опрошенных респондентов не имеют достаточных средств для собственных нужд. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |