реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблема суицида

альтернативное общество с его строгими правилами поведения во всех

жизненных проявлениях не оставляет в большинстве случаев возможность

выбора, ограничивая свободу индивида и свободу его личности, более

демократическое – предоставляет гораздо большие возможности для

индивидуального развития, но заставляет “мучиться” индивида свободой выбора

и неопределенностью. В истории известны случаи повышения числа самоубийств

в результате демократизации общества (например, в республиканской Испании).

Исследования психологов также показывают, что люди, затрудняющиеся в силу

своего воспитания или других причин осуществлять выбор в определенных

жизненных ситуациях и испытывающие трудности в самоопределении, как

правило, находятся в неблагоприятном психическом состоянии, которое

повышает вероятность возникновения суицидальных намерений.

На первый взгляд, может быть, это звучит антигуманистично, но отказ от

жизни в пожилом или даже в зрелом возрасте все же является иногда более

естественным и причинно обусловленным, чем самовольное прерывание жизни

именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начинаться,

и ответственность за него несут все члены общества в гораздо большей

степени.

Каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида у молодежи, и

насколько существенны они сегодня в нашем обществе? На первом месте из

проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся,

конечно, отношения с родителями(примерно в 70% случаев эти проблемы

непосредственно связаны с суицидом), на втором месте – трудности, связанные

со школой, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном

противоположного пола.

Отношения родителей с детьми зачастую не строятся на том фундаменте

открытых, полностью искренних эмоционально теплых отношениях, которые

являются, которые являются надежной защитой от многих, иногда суровых

испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение. И не случайно,

что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как

отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание

родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и

старшим поколениями. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи

в целом – ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийства,

выросли в семьях, в которых один из родителей или умер, или покинул семью.

Распад семьи, впрочем, является мощным фактором, связанным с

самоубийствами, и у взрослых. Среди одиноких, холостых и особенно

разведенных гораздо чаще встречаются уходы из жизни. В большей степени

незащищенными в этом плане являются мужчины.

Интересно, что молодых (в возрасте 15-19 лет), наоборот ранние браки не

спасают от уменьшения риска суицида – по данным американских авторов, среди

женатых юношей в 1,5, а среди замужних девушек в 1,7 раз процент

самоубийств выше, чем у их несемейных сверстников. Это связано прежде всего

с тем, что “молодые” браки чаще являются попыткой, и не всегда удачной,

решить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например,

избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей.

Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими

отношениями с учителями и администрацией школы, реже с взаимоотношениями в

классе. В наших школах, в отличие от, например, японских, где перед каждой

экзаменационной сессией происходят десятки самоубийств школьников, эти

проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийств, но

приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения

незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и

незащищенности от негативного влияния окружающей обстановки.

Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со

сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная

зависимость от другого человека, что возникает, обычно в качестве

компенсации плохих отношений со своими родителями, из-за постоянных

конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что

отношения другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально

необходимыми (по типу “я не могу жить без тебя”), что любое охлаждение в

привязанности, затем более измена, уход к другому воспринимается как

невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При этом иногда,

при отсутствии поддержки близких и окружающих, и окружающих, происходят

“ситуативные самоубийства” – импульсивные, неподготовленные и собственно

несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.

Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и

эксперты-психологи указывают на различные способы таким образом оказать

влияние на других людей: “дать понять человеку, в каком ты отчаянии” –

около 40% случаев, “заставить сожалеть человека, который плохо с тобой

обращался”- около 30% случаев, “показать, как ты любишь другого и выяснить,

любит ли тебя действительно другой” – 25%, “повлиять на другого, чтобы он

изменил свое решение” – 25%, и наконец в 18 % случаев “призыв, чтобы пришла

помощь от другого” (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы

суицида несколько).

Несмотря на возрастающее сегодня общественное внимание к проблемам семьи,

детско-родительским отношениям и просто к проблемам общения и

взаимоотношений, современная ситуация в этом плане еще во многом далека от

идеала. Профессиональные и другие проблемы родителей, отсутствие

достаточного времени в силу различных социально-экономических причин

зачастую приводят к формальному воспитанию детей или перекладыванию этой

функции на школу или вообще неизвестно на кого.

Кроме того, в современных условиях увеличивается разрыв между различными

возрастными и социальными группами(усиливается процесс “дифференциации”) –

это происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов

поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды и ряда

других причин.

Все это приводит к тому, что проблема “отцов и детей” может быть , как

никогда, остро стоит именно сегодня и от ее решения зависит успех диалога

между подростками и взрослыми и ценность реальной помощи молодым. Пока что

попытки взрослых наладить контакт с молодежью зачастую сводятся к метаниям

между анархистскими лозунгами “полную свободу молодежи” и стародавними

призывами “надо уважать и слушаться старших”.

К заражающим и внушающим мысль о самоубийстве надо отнести и бывшие одно

время в ходу и вызывающие справедливое порицание анкеты с расспросами

учащихся юношей и девушек о том,“ не являлась ли у них мысль о

самоубийстве, не делали ли они или кто-либо из членов семьи попыток к нему,

по какой причине, когда и сколько раз, и чувствуют ли они себя одинокими и

не потеряли ли веры в себя, разочаровавшись в людях и в жизни и в идеалах

истины, красоты добра и справедливости, относятся ли они к людям безучастно

и не предпочитают ли в литературе культ смерти и упадочность настроения”.

Постоянно повторяемые известия и рассказы о самоубийствах, обостряя

отчаяние решившихся покончить с жизнью, зачастую подстрекают их на

настойчивое повторение попыток к этому. Бросившиеся в воду нередко борются

с теми, кто хочет их спасти, не умершие от яду прибегают к веревке, к ножу

или револьверу. В течение апреля 1913 года в Петербурге жена рабочего Анна

Ивановна, вследствие семейных неприятностей, пять раз пыталась лишить себя

жизни всеми доступными ей способами.

В числе причин, толкающих на самоубийство, некоторые ставят пьянство, но

с этим едва ли можно согласиться. Привычные пьяницы обыкновенно умирают от

органических страданий желудка, печени и мозга, но, даже и опустившись на

самое дно, цепляются за жизнь, несмотря на ее постылый характер.

Несомненно, однако, что число самоубийств в состоянии опьянения

представляют около 8% их общего числа, но это не результат порочной

привычки , обращающейся в болезненную страсть, а чаще всего опьянение перед

“вольною своей кончиной” является средством подкрепить ослабевшую перед

этим волю и создать себе искусственное полузабытье. Излишне говорить о

самоубийствах учащихся как результате неправильных педагогических приемов,

переутомления , неудачи на экзаменах или страха перед ними и т. п. Этому

вопросу в последние годы была посвящена обширная литература.

5. Способы совершения самоубийств

К особенностям самоубийств надо отнести их коллективность, их

заразительность, а также повторяемость. В последние годы часто встречаются

случаи, где двое или трое решаются одновременно покончить с собою по

большей части вследствие причин и одинаковости побуждений, а иногда и по

разным поводам, соединяющим их в окончательном результате. Обыкновенно при

этом один или двое подчиняются внушению наиболее из них настойчивого и

умеющего убеждать, однако, именно он-то и впадает в малодушное колебание в

решительную минуту. Но бывает и обратное. Достаточно указать на

самоубийство на самоубийство девиц Кальмансон и двух Лурье, умерших в

артистической обстановке после исполнения похоронного марша Шопена, потому

что им “жизнь представляется бессмысленной”. В предшествующие последней

войне годы коллективные самоубийства развились в женских богадельнях и

преимущественно в женских учебных заведениях. Тогда начальницы некоторых

институтов и женских гимназий сделались предметом самых произвольных, а

иногда и прямо лживых, вследствие таких коллективных самоубийств и

покушений на них, вызванных болезненным предчувствием испытаний и

разочарований в предстоящей жизни, подчас особенно ярко рисующихся молодой

девушке в переходном возрасте. Коллективные самоубийства встречаются и у

несчастных “жертв общественного темперамента”. Так, в 1911 году три

проститутки лишили себя жизни совместно, оставив записку: “Лучше умереть,

чем быть придорожной грязью…”.

Остается упомянуть о случаях, когда самоубийство совершается с

несомненной рисовкой и в особо эффектной обстановке. Конечно, в этом

отношении Северная Америка побила рекорд. В 1911 год газеты сообщили, что в

Балтиморе некий Том Климбот лишил себя жизни на сцене в театре, полном

нарочно собравшимися зрителями, которых он оповестил о предстоящем

объявлениями в газетах. Французский писатель Жерар Нерваль кончает с собою

на верхней площадке лестницы чужого дома, причем около его трупа сидит

прирученныйим и взятый с собою ворон. В Одессе артистка небольшого театра,

причесавшись у лучшего парикмахера, надушенная, с приготовленным букетом

цветов, красиво отделанным платьем и белыми отласными туфельками, открыает

себе жилы в горячей ванне. Сюда же надо отнести и Кадмину, отравившуюся на

сцене и подавшую Тургеневу мысль написать “Клару Милич” , а также довольно

частые случаи, где местом приведения в исполнения в исполнение приговора

над собою избираются не отдельные номера, а общие залы гостиниц и

ресторанов, причем нередко забывается уплата по счету.

Способы совершения самоубийств отличаются большим разнообразием. Женщины

предпочитают отравляться, бросаться с высоты или в воду. Замечательно, что

водопад Иматра в Финляндии, близ Выборга, имел заманчивость для решивших

покончить с собою. В 1911 году в него из приезжих бросилось в течение лета

59 человек, из коих одна треть женщин. [Кони А. Ф. Самоубийство в законе и

жизни. М.,1923.]

6. Виды суицида

Уровень самоубийств является одним из важнейших социологических

показателей степени благополучия данного общества. Предельно-критическое

(пороговое) значение в мировой практике – 20 суицидов на 100 тыс. населения

(“Социс”, №4/98, с. 90). В 1994 г. Россия превысила критическю массу в 2

раза, а в 1999-м – в 3,3 раза. Такие цифры свидетельствуют ужн не о

болезни, а о смертельной агонии общества. Социальные, созданные в

современной России, оказались, как выражаются потологоанатомы,

несовместимыми с жизнью: за десятилетие реформ полмиллиона россиян наложили

на себя руки. Это только учтенные статистикой так называемые “истинные

суициды”. Но есть еще и “скрытые суициды”. Скрытым суицидом считается

поведение, сознательно связанное с повышенным риском и часто приводящее к

как бы “случайной” смерти. Среди вариантов сюда относятся рискованное

вождение автомобиля, злоупотребление алкоголем и наркотиками. По этим

позициям Россия также лидирует в мире. Многие социологи рассматривают

безумный российский рост алкоголизма как проявление национального

суицидального комплекса, т. е. стремление к национальному самоубийству. По

крайней мере, не надо быть социологом, чтобы понять очевидную вещь:

алкоголизм и наркомания – тоже способы “убежать”: не знать, не видеть ,не

слышать, не чувствовать. Самоубийство – лишь логичное завершение этого

стремления к бегству от страшного мира, который сотворили на развалинах

России “молодые реформаторы”.

Итак, суициды подразделяются на истинные, скрытые и демонстративные.

“Истинные суициды, - разъясняет врач-психиатр Виталина Бурова, - редко

бывают спонтанными, чаще всего им предшествуют мысли о смерти :

“экзистенциальный кризис” (потеря смысла жизни), депрессивное состояние или

просто угнетенное состояние”( “ Известия”, 2000. 28 июля.). Демонстративная

суицидальная попытка совершается человеком, который, пытаясь кому-то что-то

доказать или добиться какой-то цели, делает вид, что готов доказать или

добиться какой-то цели, делает вид, что готов покончить с собой, а на деле

рассчитывает , что помощь подоспевает вовремя: успеют вынуть из петли,

успеют промыть желудок от лошадиной дозы снотворного… Но нередко случается,

что , играя на нервах близких, шантажист неправильно рассчитывает время.

Так демонстративные попытки самоубийства становятся завершенными суицидами.

Демонстративные суициды более характерны для подростков, хотя и взрослые

дяди и тети “балуются” такой игрой со смертью. Вообще-то покушения на

самоубийства не учитываются ни у нас, ни в других странах, а зря: на 1

успешно завершенную акцию приходится 7-10 попыток.

Рассмотрим, наконец, и то, что составляет особенность современного нам

общества за рамками национальных, политических и религиозных различий.

Важную роль в современных обществах, безусловно, играют средства массовой

информации, влияющие на заразительность и коллективный характер суицида.

Учитывая заразительность суицида, легко перерастающего в психическую

эпидемию на грани болезни и здоровья, можно сделать вывод о серьезной

опасности влияния на психику современного человека mass media во всех его

возможных на сегодняшний день формах.

Сознательный суицид преимущественно асоциален (чем менее интегрирована

личность, тем более подвержена она суицидальным настроениям), глубоко

эгоцентричен(статистика показывает значительное преобладание

“эгоистического” самоубийства над “альтруистическим”), обусловлен рядом не

только внешних условий, но и скрытых от посторонних глаз внутренних

индивидуальных причин. За дебрями всевозможной статистики часто упускается

главное – личностный, неповторимый характер всякого сознательного сведения

счетов с жизнью.

Человек, обладающий свободой “от” принятия самостоятельно решений, реже

подвергает себя риску самоубийства. В каком-то смысле господин чаще кончает

с собой, чем раб на протяжении всей человеческой истории: богатый чаще

сводит счеты с жизнью, чем бедный; склонный к рефлексии интеллектуал чаще

подвержен суицидальным настроениям, чем простой рабочий. Степень

социализации человека проявляет себя не в пользу самоубийцы. Однако

подлинная, индивидуальная свобода оказывается важнее для человечества, чем

рабство в любых его исторических формах, ибо именно борьба за свободу

личности в обществе часто оплачивается кровью героев. Например, замечено,

что в ЮАР самоубийства среди белых во много раз превышают число самоубийств

среди менее благополучного черного населения. В США свыше 70% суицида

происходит в среде белых, а не черных, что указывает на превышение в 2 раза

самоубийств среди белого населения Америки по сравнению с менее

обеспеченным социальными правами негритянским населением. Однако в среде

черных более распространены различные формы агрессии, тогда как агрессия

белого человека направлена против себя самого. Ни для кого сегодня не

секрет, что самоубийства в среде интеллектуалов во всем мире не редкость. В

нашей стране, например, Академгородок время от времени потрясает весть о

самоубийстве, там существует телефон доверия и в определенные дни принимает

психотерапевт.

7. Заключение

Самоубийство – Это результат социально – психологической дезадаптации

личности в условиях современного общества. Психологические кризисы

возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих

конфликтов.

Доминирует, как правило, одна причина. Но ее подкармливает целый комплекс

обстоятельств, во время которых и созревает столь страшная мысль. Толкает

на самоубийство прежде всего безысходность.

Исследования показывают. Что большинство предсмертных записок не отражает

истиной причины самоубийства. Как правило, человек указывает последнее

звено своего психологического состояния. Часто сообщаются последние

события, конфликты, мелочные обиды, последние слова. За всем этим кроется

истинная, глубокая причина, которая не сообщается и восстановить которую

бывает очень сложно.

Статистика свидетельствует, что самоубийства среди подростков тоже имеют

тенденцию к увеличению. Это тревожно. Вообще, переход из мира детства во

взрослый мир – сложнейший этап. Подростку его новый социальный статус еще

не понятен. И здесь, как никогда, могут помочь родители. Статистика

говорит, что в регионах, где традиционно прочны связи между родителями и

детьми, где почитается родительский дом, очаг – количество самоубийств

значительно ниже. Но там, где родительский канал прерывается, передача

социальных навыков между поколениями затруднена, главенствующая роль

родителей потеряна, там часто проявляются различные социальные отклонения.

Парень выходит из дому – для него любой приятель становится авторитетнее

папы-профессора. Потому что мальчик считает, что тот не может, не понимает

новое поколение, не мыслит его категориями, и плюс ко всему плохо относится

к неформалам. Вот такая искаженная психология. Начинаются частые уходы из

дому, побеги и даже бродяжничество. А под всем этим нередко скрывается не

что иное, как замаскированная депрессия. Конфликт разрастается, а у

подростков очень своеобразная форма на все реагировать протест и агрессия.

Все эти явления составляют целый букет социальных отклонений. Сюда же

включается и грубость и непослушание. А кульминацией может стать и

самоубийство.

Таим образом, подводя итог анализа самоубийства, можно выделить следующие

факторы риска:

- Врожденная и / или возникшая после сильного стресса склонность к

самоубийству.

- Проблемы в личной жизни.

- Сильная травма, в том числе и психическая.

- Социальное неблагополучие: бедность, безработица и т.д.

- Рецидив древней болезни.

- Потеря близких, одиночество, острые конфликты.

- Экономические проблемы, шантаж, сексуальные домогательства, череда

драматических событий.

- Нарцистическая травма.

- Психическая болезнь.

- Алкоголь и наркотики.

- Соматические заболевания, сильные боли.

А также сдерживающие факторы:

- Неприятие суицида, обусловленное наследственностью, воспитанием и

опытом.

- Персональные качества: глубокое осознание ценности жизни, уверенность в

собственных силах, жизненные достижения, способность обратиться за помощью

в трудный момент, способность принять чужой совет в ситуации жесткого

выбора, открытость опыту и чувствам других людей, готовность усваивать

новые знания, коммуникативность.

- Модель родительской семьи: эмоциональная родительская любовь, теплые и

доверительные отношения между родственниками, взаимная поддержка.

- Социокультурные факторы: принятие специфических национальных традиций и

ценностей, хорошие отношения с друзьями, работодателями и соседями,

поддержка окружающих, отсутствие друзей-наркоманов, социальная интерация

через работу, спорт, религию, различные непрофиссиональные организации,

осознание цели собственной жизни.

- Качество жизни: хорошая еда, хороший сон, много света, физические

нагрузки, нет наркотикам и курению.

Суицидогенные факторы современного социума столь многочисленны и

разнооброзны, что их невозможно преодолеть лишь усилиями кризисных и

превентивных служб, деятельностью только специалистов по социальной работе.

Следовательно, задача заключается в том, чтобы ограничить распространение

самоубийств, научиться предупреждать их. Задача эта сложная, требующая

разработки масштабных социальных программ, так как для ее решения нужно

добиться кардинальных позиций сдвигов в общественных сдвигов в общественных

отношениях – и на микро- , и на макросоциальных уровнях.

Высшие образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов

по социально-психологической работе, должны ввести не просто специализации

“Социально-психологическая работа с группами риска”, но и “Социально-

психологическая работа с суицидентами и их окружением”. Это связано с тем,

что, во-первых, не все самоубийцы являются “лицами с патологией”, во-

вторых, тех знаний, которые даются по работе в экстремальной ситуации или с

группами риска, не хватает для адекватной помощи суицидентами, в-третьих, в

связи с ростом уровня самоубийств.

Наиболее актуальным направлением является организация социально-

психологической работы по профилактике самоубийств, так как это сохранит

человеческую жизнь, не принесет страданий близким и окружающим и , наконец,

сэкономит средства, “высвободив” их на другие нужды. Любовь к жизни,

умение преодолевать возникающие трудности необходимо нормировать уже с

детских лет., например, через мультфильмы, сказки, детскую художественную

литературу и др. Специфика организации социально-психологической работы с

лицами, склонными к суициду, заключается в проведении мероприятий,

способствующих изменению их социальной изоляции и уменьшению суицидальных

тенденций.

Во-первых, это устранение отрицательных факторов внутрисемейных

отношений. Во-вторых, это оптимизация межличностных отношений, подключение

к оказанию помощи суицидентам различных учреждений, “обществ по интересам”,

соседей. Но главные усилия должны быть направлены на выяснение и ликвидацию

конфликтной ситуации, которая привела к суициду. Кроме этих мероприятий,

необходимо оказать суициденту необходимой социальной помощи( материальной,

социально-бытовой, социально-психологической). Также необходимо оказать

социально-психологическую помощь близким и родственникам суицидента.

Таким образом, организация социально- психологической работы по борьбе с

самоубийством идет по двум основным направлениям:

- профилактика самоубийств;

- реабилитация и адаптация суицидентов и их окружения.

В свою очередь, эти направления на более “мелкие”, такие как: организация

мероприятий по борьбе с группами риска, пропаганда психологических и

правовых знаний, в том числе и введение в школах спецкурса “Преодоление

трудностей” проведение суицидологических исследований, взаимодействие со

средствами массовой информации, органами власти с различными национальными

и международными организациями и др.

8. Список литературы.

1. Красненкова И. П. Качество веры, как решающий аргумент в решении

проблемы преодоления сознательного суицида. // “Идея смерти в

российском менталитете”. – СПб: Издательство “Русский гуманитарный

христианский институт”, 1999г.

2. Вест. Моск. ун-та. сер. 12., политические науки. 1998 №6

3. Дюркгейм. Э. Общественное разделение труда. Метод

социологии//М.:Наука,1991.

4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли//М.: Прогресс-Универс,

1993.

5. Смирнов Н. Познай себя М.: Прогресс, 1991.

6. Сладков Л. С. Плюс Минус жизнь. – М.: Мол. Гвардия, 1990.

7. Огонек. 1996. № 45.

8. Голос здоровья. 1996. №19. 12 мая.

9. Новый стиль 1997. 15 марта.

10. За рубежом. 1997. №4

11. Известия 1997. 16 июля

12. Завтра, №44 2000

13. “ Социс”,№5 1999

14. Александр Казанцев: Россия:“Время лемминга”//наш современник №2001

15. Бердяев “О самоубийстве”.М.:.Изд-во Моск. ун-та, 1992.

16. Кони А. Ф. Самоубийство в законе и жизни. М.,1923.

17. “Социс”, №5. 1991

18. “Социс”, №8. 1998

19. “Наш современник”, №1,1997

20. “АиФ”,№20. 1999

21. Чижевский А. Л. Космический пульс жизни М.,1995.

22. “Социс”, №4. 1998

23. “ Известия”, 2000. 28 июля

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.