реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Природа конфликтов в диаде супруг-супруга в молодой семье в период первичной адаптации

Нам интересен тот факт, что количественные оценки среди мужчин

соответствуют количественным оценкам среди женщин. Возможно, это

свидетельствует о том, что молодые люди в период своей первичной адаптации

намного лучше и более уверенно оценивают свои отношения в паре.

На основании данных, полученных при проведении второй методики, можно

сделать вывод, что результаты, полученные в предыдущем исследовании, были

подтверждены результатами, полученными при проведении данного исследования.

2.3. Изучение уровня удовлетворенности отношениями в паре.

Для подтверждения результатов предыдущей методики и получения более

точных данных нами была использована методика «Удовлетворенность

отношениями в паре», которая поможет более точно охарактеризовать

взаимоотношения между молодыми супругами в период первичной адаптации

(Приложение 7).

Для проведения этой методики мы применяли следующую инструкцию: «Все

вопросы задания касаются ваших отношений с супругой(-ом). Именно его (ее)

имя вы можете мысленно поставить вместо значка ___. На все вопросы задания

даны возможные варианты ответов. Вам нужно выбрать тот из них, который

соответствует вашему мнению. Отвечайте, пожалуйста, на вопросы в том

порядке, в котором они представлены в задании. Постарайтесь отвечать

быстро. Помните, что «правильных» и «неправильных» ответов на эти вопросы

быть не может. На листике выписывайте номер вопроса и рядом – номер

варианта ответа».

На основании полученных данных нами была составлена таблица

результатов изучения удовлетворенности отношения в диаде «супруг-супруга» в

молодой семье в период первичной адаптации.

После подсчета и анализа полученных данных (Приложение 8), нами были

выделены диапазоны значений показателей удовлетворенности отношениями в

паре, которые представлены в Таблице 6 (Приложение 9).

После этого был вычислен процент молодых людей (мужчин и женщин), с

низким, средним и высоким показателями удовлетворенности отношениями в паре

по всей выборке. Результаты представлены в Таблице 7 (Приложение 9).

Из Таблицы 7 видно, что 30% мужчин и 36.67% женщин обладают высокой

непосредственной удовлетворенностью отношениями с партнером; 43.33% мужчин

и 40% женщин – средней; 26.67% мужчин и 23.33% женщин – низкой. 10% мужчин

и 3.33% женщин обладают высокой косвенной удовлетворенностью отношениями;

66.67% мужчин и 70% женщин – средней; 23.33% мужчин и 26.67% женщин –

низкой. И, наконец, 16.67% мужчин и 16.67% женщин обладают высокой общей

благоприятностью (позитивностью) отношений; 46.67% мужчин и 60% женщин –

средней; 36.67% мужчин и 23.33% женщин – низкой.

Таким образом, данные всех проведенных методик свидетельствуют о том,

что молодые люди в период первичной адаптации более склонны к

сотрудничеству между собой и стремятся найти компромиссы в тех или иных

ситуациях, а также стараются избегать конфликтов, не обострять их.

Большинство опрошенных молодых пар считают свой брак вполне благополучным и

удовлетворены отношениями между собой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами теоретическое и эмпирическое исследование природы

конфликта в диаде «супруг-супруга» в молодой семье в период первичной

адаптации показало:

1. Данная проблема недостаточно изучалась в современной социальной

педагогике и психологии. Поэтому ее исследование имеет

теоретическую и практическую значимость.

2. Известно, что семьи без конфликтов практически не существует, в

особенности это относится к молодым семьям. Человек находится в

постоянном конфликте даже с самим собой.

3. Конфликты существенно различаются в разных семьях по характеру и

частоте, а главное, по умению супругов их разрешать, по культуре

поведения в конфликтной ситуации.

4. Стабильная благополучная семья может функционировать только при

определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни.

5. Особое место среди молодых семей занимает студенческая семья.

6. Необходимо повышать педагогическую и психологическую культуру и

подготовленность молодых людей к браку.

7. Для более детального изучения этой проблемы следует увеличить

выборку испытуемых и провести дальнейшие исследования с применением

соответствующих методик.

8. Данные, полученные в результате исследования, могут быть

использованы социальными педагогами, практическими психологами,

семейными психотерапевтами, а также самими молодыми людьми.

9. Гипотеза нашего исследования о том, что конфликты в молодой семье в

период первичной адаптации имеют комплекс причин, обусловленных

неподготовленностью молодых людей к вступлению в брак и созданию

семьи, подтвердилась.

МЕТОДИКА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ, ПРЕДЛАГАЕМАЯ МОЛОДЫМ

СУПРУГАМ

На основании изученной литературы (18; 28) нами была разработана

методика предотвращения конфликтов в молодой семье, а если они все же

возникают, то необходимо избегать деструктивных ссор и ссориться

конструктивно:

|Не надо |Надо |

|Извиняться раньше времени |Ссориться наедине, без свидетелей |

|Уклоняться от спора, третировать |Ясно сформулировать проблему и |

|молчанием или заниматься саботажем|повторить аргументы другого своими |

| |словами |

|Использовать ваше интимное знание |Раскрыть ваши позитивные и |

|другого человека для ударов ниже |негативные чувства |

|пояса и издевательств | |

|Притягивать не относящиеся к делу |С готовностью выслушивать отзывы о |

|вопросы |своем поведении |

|Симулировать согласие или обиду |Выяснить, в чем вы сходитесь и в чем|

| |расходитесь, и что из этого наиболее|

| |значимо для каждого из вас |

|Объяснять другому, что он |Задавать вопросы, которые помогут |

|чувствует |другому подобрать слова для |

| |выражения своих интересов |

|Нападать косвенно, критикуя |Ждать, пока спонтанная вспышка |

|кого-либо или что-либо, |стихнет, не отвечая тем же |

|представляющее ценность для | |

|другого | |

|Подкапываться под другого, |Выдвигать позитивные предложения по |

|усиливая его неуверенность или |взаимному исправлению |

|угрожая бедой | |

|Не опускайтесь. Не щеголяйте друг |Уважать себя |

|перед другом в нижнем белье, и в | |

|прямом, и в переносном смысле | |

|Оценивать поступки второго супруга|Забыть про ревность и |

|без учета мотивов, побудивших его |подозрительность, а также научиться |

|к ним |слушать и слышать супруга, |

| |становиться на его место |

|Преувеличивать собственные |С самых первых дней семейной жизни |

|способности и достоинства, считать|понять, осмыслить и освоить роли |

|себя всегда и во всем правым |жены и мужа. В чем-то нужно |

| |ограничить себя, от чего-то |

| |привычного отказаться, чем-то не |

| |очень приятным заняться и т.д. |

ЛИТЕРАТУРА

|Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с |

|англ. под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, |

|1997.-420с. |

|Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их |

|преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 1988.-22с. |

|Андреева И.С., Гулыга А.В. – Семья: Книга для чтения. Кн. 2. – М: |

|Политиздат, 1991.-527с. |

|Аргайл М. Психология счастья. / Пер. с англ. / Общ. ред. М.В. |

|Кларина. – М.: Прогресс, 1990.-336с. |

|Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для 9-10 кл. сред. шк. – 2-е|

|изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.-285с. |

|Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская |

|жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – |

|М.: Профиздат, 1991.-175с. |

|Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. |

|ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988.-138с. |

|Говако Б.И. Студуенческая семья. / Редкол.: Э.К. Васильева (пред.) |

|и др. – М.: Мысль, 1988.-158с. |

|Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. |

|ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.-157с. |

|Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий |

|словарь. – М.: Политиздат, 1990.-319с. |

|Еникеева Д. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с. |

|Каблуков В.А. Проблемы студенческих семей. – К.: О-во «Знание» |

|УССР, 1989.- 48.-(Сер. 7 «Педагогическая», №4) |

|Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. в 2 т., М., |

|1982, т.1. |

|Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова. |

|– Мн.: Попури, Г.К.М., 1996.-431с. |

|Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы|

|к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. – М.:|

|Просвещение, 1988.-208с. |

|Кочетов А.И. Начала семейной жизни. – Мн.: Полымя, 1987.-224с. |

|Культура семейных отношений. Сб. Статей. – М.: Знание, 1980.-112с. |

|Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Издательство|

|«Питер», 1999.-688с. |

|Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21 |

|Платон. Соч в 3 т, т. 3, М., 1971-1972 |

|Разумихина П.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по |

|курсу «Этика и психология семейной жизни». – М.: Просвещение, |

|1986.-208с. |

|Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. – М.: Мол. Гвардия, |

|1990.-222с. |

|Сатир В. Как строить себя и свою семью. Заметки психолога. – М.: |

|Педагогика-Пресс, 1992.-192с. |

|Семейно-бытовая культура. – Минск, 1987.-106с. |

|Сизанов А.Н., Быков В.М., Тюхлова И.Н., Смирнова Е.С. Безопасное и |

|ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых |

|занятий с учащимися I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической |

|зависимости: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и |

|соц. педагогов / под ред. А.Н. Сизанова. – Мн.: «Тессей», 1998. Ч. |

|III.-176с. |

|Симеонова Л. Маленькая книжка о любви: О сложных проблемах |

|взаимоотношений супружеских пар. – М.: Республика, 1992.-173с. |

|Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы. – Мн.: |

|Университетское, 1991.-104с. |

|Шапошников Е.А. 1000+1 совет семейного психотерапевта. – М.: Олимп:|

|ООО «Фирма «Издательство АСТ». |

|Шуман С.Г., Шуман В.П. Конфликты в молодой семье: причины, пути |

|устранения. – Мн.: Университетское, 1989.-80с. |

|Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология |

|семейной жизни: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1989.-286с. |

|Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, |

|2000.-704с. |

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест «Стиль конфликтного поведения»

1.

а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность

за решение спорного вопроса;

б) Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь

обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих

собственных.

3.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого

человека.

4.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5.

а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у

другого;

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя;

б) Я стараюсь добиться своего.

7.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем

решить его окончательно;

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые

интересы и спорные вопросы.

9.

а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших

разногласий;

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

а) Я твердо стремлюсь добиться своего;

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение,

11.

а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все

затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он

также идет навстречу.

13.

а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14.

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15.

а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б)Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на

своем;

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне

навстречу.

19.

а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые

интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их

окончательно.

20.

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому;

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и

позицией другого человека;

б) Я отстаиваю свою позицию.

23.

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение

спорного вопроса.

24.

а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему

навстречу;

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25.

а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26.

а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27.

а) Зачастую стремлюсь избежать споров;

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность

настоять на своем.

28.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29.

а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли

добиться успеха.

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество,

компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов,

совпадающих с ключом.

Ключ

Соперничество : 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

Сотрудничество : 2б, 5а, 8б, 11a, 14a, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

Компромисс : 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.

Избегание : 1a, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.

Приспособление : 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

Полученные количественные оценки сравниваются между собой для

выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в

ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1. Результаты изучения способов реагирования на конфликтные

ситуации в диаде «супруг - супруга» в молодой семье

|№ |Муж |Соперничество |Сотрудничеств|Компромисс |Избегание |Приспособлени|

| |Жена | |о | | |е |

| |% мужчин |% женщин |% мужчин |% женщин |% мужчин |% женщин |

|Соперничество |13,33 |16,67 |33,33 |46,67 |53,33 |36,67 |

|Сотрудничество |33,33 |30 |50 |46,67 |16,67 |23,33 |

|Компромисс |20 |33,33 |56,67 |46,67 |23,33 |20 |

|Избегание |20 |13,33 |66,67 |60 |13,33 |26,67 |

|Приспособление |3,33 |10 |66,67 |60 |30 |30 |

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тест-опросник удовлетворенности браком

1.

Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они

неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека.

а) верно;

б) не уверен;

в) неверно.

2.

Ваши супружеские отношения приносят Вам:

а) скорее беспокойство и страдание;

б) затрудняюсь ответить;

в) скорее радость и удовлетворение.

3.

Родственники и друзья оценивают Ваш брак:

а) как удавшийся;

б) нечто среднее;

в) как неудавшийся.

4.

Если бы Вы могли, то:

а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги);

б) трудно сказать;

в) Вы бы не стали ничего менять.

5.

Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе

и сексуальные отношения:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

6.

Когда вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и

знакомых, Вам кажется:

а) что Вы несчастнее других;

б) трудно сказать;

в) что Вы счастливее других.

7.

Жизнь без семьи, близкого человека — слишком дорогая цена за полную

самостоятельность.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

8.

Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) бьыа бы

неполноценной.

а) да, считаю;

б) трудно сказать;

в) нет, не считаю.

9.

Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях

относительно брака.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

10.

Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе.

а) верно;

б) не могу сказать;

в) неверно.

11.

Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой)

мог бы стать:

а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);

б) трудно сказать;

в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).

12.

Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (супруга) — рядом с Вами.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно

13.

К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его

достоинства.

а) верно;

б) затрудняюсь сказать;

в) неверно.

14.

Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:

а) скорее всего в характере Вашего супруга (супруги);

б) трудно сказать;

в) скорее в Вас самих.

15.

Чувства, с которыми Вы вступали в брак:

а) усилились;

б) трудно сказать;

в) ослабли.

16.

Брак притупляет творческие возможности человека.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

17.

Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами,

которые компенсируют его недостатки.

а) согласен;

б) нечто среднее;

в) несогласен.

18.

К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной

поддержкой друг друга.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

19.

Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит

невпопад, неуместно шутит.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

20.

Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и

организованности, которых Вы ожидали.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

22.

Неправы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может

рассчитывать на уважение.

а) согласен;

б) трудно сказать;

в) несогласен.

23.

Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

24.

По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного

светлого момента.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

Ключ

1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в,

17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или

в) совпадает с приведенными в ключе, то начисля ется 2 балла; если

промежуточный (6) — то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, — 0

баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный

диапазон тестового балла 0—48 баллов. Высокий балл говорит об

удовлетворенности браком.

Нормы

Различия между средними для разводящихся и благополучных достоверны по

критерию Стьюдента (/ = 10,835) на уровне значимости 0,01.

Доверительные интервалы с коэффициентом 0,95 для средних суммарных баллов

равны:

для разводящихся (20.76; 23.36),

для «благополучных» (30.92; 33.34).

По критерию Фишера можно считать равными дисперсии обеих выборок с

уровнем значимости 0,05.

Для практического использования норм теста ОУБ удобно взять

целочисленные значения средних и дисперсий из их доверительных интервалов.

Будем считать, что

х(н) = 32, а х(р) = 22,

при этом их средние квадратические отклонения равны 8.

Тогда, учитывая нормальность полученных распределений, можно построить

удобную таблицу для проведения экспресс-диагностики испытуемого по его

суммарному баллу.

Вся ось суммарных балов теста разбивается на семь категорий:

0–16 баллов – абсолютно неблагополучные,

17–22 балла – неблагополучные,

23–26 баллов – скорее неблагополучные,

27–28 баллов – переходные,

29–32 балла – скорее благополучные,

33–38 баллов – благополучные,

39–48 баллов – абсолютно благополучные.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица 3. Результаты изучения степени удовлетворенности-

неудовлетворенности браком в в диаде «супруг - супруга» в молодой семье в

период первичной адаптации

|№ |Муж |Сумма баллов |

| |Жена | |

|1 |Владимир М |Татьяна М |32 |30 |

|2 |Евгений Б |Юлия Б |44 |46 |

|3 |Дмитрий Л |Виктория Л |39 |39 |

|4 |Михаил Н |Ольга Н |43 |39 |

|5 |Максим К |Мария К |43 |39 |

|6 |Алексей Я |Инна Я |35 |39 |

|7 |Александр С |Наталья С |38 |33 |

|8 |Сергей Б |Илона Б |40 |33 |

|9 |Владимир К |Инна К |38 |34 |

|10 |Михаил Ж |Алеся Ж |45 |40 |

|11 |Сергей К |Алена К |30 |29 |

|12 |Алексей З |Алеся З |25 |26 |

|13 |Валерий Ш |Елена Ш |27 |27 |

|14 |Алексей М |Наталья М |31 |30 |

|15 |Иван П |Татьяна П |29 |31 |

|16 |Александр Ж |Оксана Ж |37 |34 |

|17 |Иван С |Катерина С |27 |28 |

|18 |Николай Ф |Светлана Ф |30 |29 |

|19 |Сергей К |Людмила К |45 |41 |

|20 |Павел К |Наталья К |27 |28 |

|21 |Сергей Г |Светлана Г |29 |31 |

|22 |Алексей Г |Татьяна Г |28 |28 |

|23 |Владимир Ф |Снежана Ф |20 |22 |

|24 |Василий М |Александра М |28 |27 |

|25 |Сергей Л |Тамара Л |30 |29 |

|26 |Денис Б |Инна Б |17 |20 |

|27 |Денис Г |Наталья Г |30 |32 |

|28 |Евгений Г |Елена Г |46 |42 |

|29 |Роман Б |Алла Б |25 |26 |

|30 |Вадим В |Светлана В |18 |22 |

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Таблица 4. Количественные результаты опроса молодых супругов при изучении

степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком

|Тип семей |% среди мужчин |% среди женщин |

|абсолютно |0 |0 |

|неблагополучные | | |

|неблагополучные |10 |10 |

|скорее неблагополучные |6,67 |6,67 |

|переходные |16,67 |16,67 |

|скорее благополучные |26,67 |26,67 |

|благополучные |13,33 |13,33 |

|абсолютно благополучные|26,67 |26,67 |

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Тест «Удовлетворенность отношениями в паре»

1. Знакомы ли ваши близкие друзья с ___?

1. да

2. нет

2. Как вам кажется, нравится ли ___ вашим близким друзьям?

1. да, ___ им нравится

2. вероятно, ___ им нравится

3. вряд ли ___ им нравится

4. нет, ___ им не нравится

3. Знакомы ли ваши родители с ___?

1. да

2. нет

4. Как вы думаете, нравится ли ___ вашим родителям?

1. да, ___ им нравится

2. вероятно, ___ им нравится

3. вряд ли ___ им нравится

4. нет, ___ им не нравится

5. Бывает ли вам скучно вдвоем с ___?

1. не бывает практически никогда

2. бывает, но очень редко

3. бывыает, и довольно часто

4. бывает практически всегда

6. (*)Можно ли сказать, что вы всегда были согласны друг с другом в

оценке большинства ваших друзей?

1. нет

2. скорее нет, чем да

3. скорее да, чем нет

4. да

7. Хочется ли вам иногда отдохнуть от ___, побыть некоторое время в

одиночестве?

1. нет, никогда

2. да, но очень редко

3. да, но только периодически

4. да, очень часто

8. Как часто, на ваш взгляд, вы с ___ проводите вместе собственное время,

ходите в театр, в кино, на выставки, гуляете, ездите за город и т.д.?

1. часто

2. довольно часто

3. довольно редко

4. редко

9. Как вы считаете, хорошим ли партнером по развлечениям является ___?

1. очень хорошим

2. достаточно хорошим

3. довольно плохим

4. плохим

10. (*)Когда у вас бывает неприятность, плохое настроение и т.д.,

становится ли вам легче от общения с ___?

1. редко становится легче

2. иногда становится легче

3. часто становится легче

4. становится легче практически всегда

11. Бывали ли у вас серьезные конфликты, длительные ссоры

1. было 1 раз

2. 2 раза

3. 3 раза и более

12. (*)Случается ли, что ___ резко разговаривает с вами?

1. всегда

2. это бывает часто

3. это бывает редко

4. никогда

13. Считаете ли вы себя дружной парой?

1. да

2. скорее да, чем нет

3. скорее нет, чем да

4. нет

14. (*)Случается ли, что вы резко разговариваете с ___?

1. всегда

2. часто

3. редко

4. никогда

15. Часто ли у вас появляется желание расстаться с ___?

1. никогда

2. очень редко

3. иногда

4. часто

16. (*)Если ваши взгляды с ___по какому-либо поводу расходятся, всегда ли

вы пытаетесь убедить ___, что вы правы?

1. пытаюсь всегда

2. часто

3. редко

4. никогда не пытаюсь убедить

17. (*)Если ваши взгляды по какому-либо поводу не совпадают со взглядами

___, то всегда ли ___ старается доказать вам свою правоту?

1. пытается всегда

2. часто

3. редко

4. никогда

18. Как вы думаете, можно ли вас с ___ назвать близкими людьми?

1. да

2. скорее да, чем нет

3. скорее нет, чем да

4. нет

19. (*)Часто ли вы ссоритесь с ___?

1. очень часто

2. иногда

3. редко

4. никогда

20. Часто ли вы, обращаясь друг к другу, используете смешные прозвища

(например, «Винни-Пух» и т.п.)?

1. почти всегда

2. иногда

3. редко

4. никогда

21. Часто ли вы стараетесь рассмешить друг друга?

1. почти всегда

2. иногда

3. редко

4. никогда

22. Как, по вашему, кто из вас двоих больше дорожит отношениями, вы или

___?

1. мы дорожим отношениями в равной степени

2. ___ дорожит отношениями больше, чем я

3. я дорожу больше, чем ___

4. трудно сказать

23. Как вы считаете, достаточно ли времени вы проводите вмесите с ___?

1. да

2. скорее да, чем нет

3. скорее нет, чем да

4. нет

24. (*)Часто ли ваши взгляды по различным проблемам не совпадают со

взглядами ___?

1. почти всегда

2. иногда

3. редко

4. никогда

25. (*)Часто ли вы с ___ развлекаетесь отдельно?

1. почти всегда

2. часто

3. редко

4. практически никогда

Обработка результатов:

Подсчет баллов осуществляется по трем показателям. Баллы приписываются

следующим образом.

Варианты ответов на вопросы без знака (*) оцениваются в порядке

возрастания баллов: за первый вариант – 1 балл, за второй – 2, за третий –

3, за четвертый – 4 балла.

Варианты ответов на вопросы со знаком (*)оцениваются в порядке

убывания баллов: за первый вариант – 4 балла, за второй – 3, за третий – 2,

за четвертый – 1 балл.

Первый и третий вопросы не оцениваются, но если в этих вопросах дан

отрицательный вариант ответа, то нет необходимости отвечать на второй и

четвертый вопросы (они пропускаются).

Далее вычисляются три показателя.

1. Непосредственный показатель удовлетворенности отношениями

(показатель «Ун»). В него входят те вопросы, в которых

отвечающий непосредственно оценивает удовлетворенность

отношениями с ___.

Ун = (сумма баллов на вопросы 11, 13, 15, 18, 22) : 5.

Вывод: чем меньше среднеарифметический балл, тем выше

непосредственная удовлетворенность отношениями с ___.

2. Косвенный показатель удовлетворенности отношениями (показатель

«Ук»). В него входят такие вопросы, ответы на которые дают

косвенную оценку удовлетворенности отношениями (например,

отсутствие ссор и т.п.).

Ук = (сумма баллов на вопросы 5, 7, 9, 10, 19) : 5.

Вывод: чем меньше среднеарифметический балл, тем выше

косвенная удовлетворенность отношениями с ___.

3. Показатель «позитивности», общей благоприятности отношений в

паре (показатель «П»). В него входят вопросы, оценивающие

косвенную удовлетворенность отношениями, и вопросы,

определяющие отношения к различным явлениям окружающего мира.

П = (сумма баллов на вопросы 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14,

16, 17, 19, 20 ,21 ,23, 24, 25) : 18 или разделить на 17 или

16 в зависимости от того, были ли даны ответы на 2-й и 4-й

вопросы или нет.

Вывод: чем меньше среднеарифметический балл, тем выше общая

благоприятность (позитивность) отношений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Таблица 5. Результаты изучения удовлетворенности отношениями в диаде

«супруг-супруга» в молодой семье в период первичной адаптации

|№ |Муж |Показатель|Показатель|Показатель|

| |Жена | | | |

| | |Ун |Ук |П |

|1 |Владимир М |Татьяна М |1,8 |2,8 |2,2 |2,2 |2,22|2,17|

|2 |Евгений Б |Юлия Б |1 |1 |2 |2,2 |2,22|2,33|

|3 |Дмитрий Л |Виктория Л |1 |1 |2,4 |2 |2,22|2 |

|4 |Михаил Н |Ольга Н |1,4 |2 |2,2 |2 |2,27|1,6 |

|5 |Максим К |Мария К |1,2 |1,4 |2,6 |2,4 |2,72|2,44|

|6 |Алексей Я |Инна Я |1,2 |1 |2,6 |2,4 |2,55|2,38|

|7 |Александр С |Наталья С |2,2 |2,2 |2,2 |2,2 |2,16|2,16|

|8 |Сергей Б |Илона Б |1,8 |1,8 |2,4 |2,6 |2,27|2,38|

|9 |Владимир К |Инна К |1,8 |2,2 |2,4 |2,6 |2,55|2,55|

|10 |Михаил Ж |Алеся Ж |1,2 |1,6 |2 |2 |2,22|2,27|

|11 |Сергей К |Алена К |1,8 |2,2 |2,6 |2,6 |2,55|2,44|

|12 |Алексей З |Алеся З |2,8 |2,6 |2,6 |2,4 |2,55|2,72|

|13 |Валерий Ш |Елена Ш |2,6 |2,2 |2,4 |2,6 |2,72|2,55|

|14 |Алексей М |Наталья М |2,2 |2,4 |2,6 |2,6 |2,28|2,55|

|15 |Иван П |Татьяна П |2,6 |2,6 |2,6 |2,4 |2,55|2,38|

|16 |Александр Ж |Оксана Ж |2,4 |2,2 |2,4 |2,6 |2,17|2,44|

|17 |Иван С |Катерина С |2,4 |2,8 |2,6 |2,6 |2,55|2,72|

|18 |Николай Ф |Светлана Ф |2 |2,4 |2,4 |2,4 |2,38|2,55|

|19 |Сергей К |Людмила К |1,2 |1,4 |2,2 |2 |2,17|2,22|

|20 |Павел К |Наталья К |2,4 |2,6 |2,6 |2,6 |2,72|2,44|

|21 |Сергей Г |Светлана Г |2,6 |2,6 |2,4 |2,6 |2,55|2,67|

|22 |Алексей Г |Татьяна Г |2,8 |2,4 |2,6 |2,4 |2,44|2,55|

|23 |Владимир Ф |Снежана Ф |2,8 |2,6 |2,8 |2,6 |2,55|2,72|

|24 |Василий М |Александра М |2,4 |2,4 |2,6 |2,4 |2,38|2,55|

|25 |Сергей Л |Тамара Л |2,6 |2,4 |2,4 |2,6 |2,44|2,44|

|26 |Денис Б |Инна Б |2,8 |2,8 |2,8 |2,6 |2,77|2,72|

|27 |Денис Г |Наталья Г |2,4 |2,6 |2,6 |2,4 |2,55|2,44|

|28 |Евгений Г |Елена Г |1 |1,2 |2 |2,2 |1,6 |2 |

|29 |Роман Б |Алла Б |2,4 |2,6 |2,6 |2,6 |2,55|2,44|

|30 |Вадим В |Светлана В |2,8 |2,6 |2,8 |2,8 |2,77|2,72|

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Таблица 6. Диапазоны значений показателей удовлетворенности отношениями в

паре

|Уровень |Ун |Ук |П |

|Низкий |2,4 |>2,6 |>2,6 |

Таблица 7. Показатели удовлетворенности отношениями в паре

|Показатель |Высокий уровень |Средний уровень |Низкий уровень |

| |% мужчин |% женщин |% мужчин |% женщин |% мужчин |% женщин |

|Ун |30 |36,67 |43,33 |40 |26,67 |23,33 |

|Ук |10 |3,33 |66,67 |70 |23,33 |26,67 |

|П |16,67 |16,67 |46,67 |60 |36,67 |23,33 |

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.