реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по социологии

социальная структура общества совпадают в том, что они обозначают реально

существующие неравенства в общественном положении людей. В то же время они

различаются тем, что включают разное количество неравных по положению

групп, неодинаковым являются и обозначения групп. Если западные и

американские социологи, исходившие из того, что социальное неравенство есть

вечное естественное состояние любого общества от самого примитивного до

современного и никогда не будет преодолено, то советская социология

исходила из того, что это состояние не вечно — были примитивные доклассовые

общества (где не было неравенства) и будет в перспективе такое общество

(коммунистическое), где тоже не будет неравенства, т.е. неравенство —

преодолимо.

Социальная классификация

Впервые развитую теорию классов сформулировал К. Маркс еще в середине 19в.

Причем он уже опирался на работы экономистов и философов 19в.

В определении Маркса «классы — группы людей, из которых одна могут

эксплуатировать другую. По теории Маркса конфигурацией общества как бы

становился треугольник, в котором массивное основание составлял беднейший

класс. Чем дальше к вершине, тем более узким и тонким становился

промежуточный класс крестьянства и совсем маленькую верхушку треугольника

составлял класс буржуазии, которую требовалось свергнуть.

Американский социолог Уорнер предложил следующую классификацию

общества:

Высший класс делится на 2 подгруппы:

1. высший высший класс — это преимущественно супер элита, в основном. Их

количество выражается числом, а не процентом — например, 10 семей;

2. низший высший класс включает в себя достаточно известных в стране или

районе представителей крупного менеджмента, состоятельных владельцев

известных банков, корпораций, наиболее известных владельцев клиник,

архитекторов, адвокатов.

Средний класс составляют люди, получающий достаточный доход для обеспечения

всех нормальных потребностей (жилье, транспорте, отдыхе, здравоохранении).

Но средний класс это люди обязательно имеющие собственность (машину, дом,

свою фирму), это люди которые работают и хорошо оплачиваемы. Уорнер

предложил 3 категории относящиеся к среднему классу:

1. высший средний класс включат адвокатов, ученых, представителей среднего

бизнеса, чиновников средней категории;

2. средний средний класс — учителя, фермеры, администраторы отелей и сферы

обслуживания;

3. низший средний класс — высокооплачиваемые рабочие, воспитатели и

работники детских учреждений, средний персонал больницы.

Низший класс делится на 2 категории:

1. высший низший класс — основная масса рабочих, персонал сферы

обслуживания (официанты, горничные, владельцы такси);

2. низший низший класс — представители самых неквалифицированных профессий:

дворники, шахтеры.

На сегодняшний день можно выделить 5 крупных групп:

1. административная элита (правящая элита), состоящая из старой

партхозноменклатуры, сросшейся с новой полит. элитой;

2. рабочий класс, который дробится на группы по отраслевым,

квалификационным, демографическим и иным признакам;

3. интеллигенция, подразделяющаяся на ряд социальных групп по различным

параметрам;

4. «новая буржуазия» — предприниматели банкиры и т.д.

5. крестьяне, делящиеся на социальные группы (кооперированные крестьяне,

фермерство.

10. Понятие социального пространства, виды социальной

стратификации.

Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной

смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. В

этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в

представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие

ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет

собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей

занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке

сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся».

Гидденс предложил универсальную систему 4-х типов стратификации.

Этими четырьмя типами явились следующие:

1. Первым типом стратификации, который он выделил на этих основаниях было

рабство.

2. Второй тип стратификации по Гидденсу — касты.

3. Третий тип стратификации — сословия. Они возникли в средневековой

Европе, но в определенных формах имели место на других континентах

(Китай).

4. Четвертая система стратификации — основанием служит деление на классы.

Основой деления на классы Гидденс считал прежде всего 2 показателя:

уровень доходов, род занятий.

11. Экономическая стратификация и ее параметры.

Экономическая стратификация — это ранжирование или дифференциация основных

слоев населения по доходам. Поскольку из четырех критериев — доход, власть,

образование, престиж занятия, — используемых при измерении социальной

стратификации, здесь учитывается только один, а именно доход, то

экономическая стратификация должна рассматриваться как часть или срез

социальной, представляющей более сложное и многомерное явление. Основанием

классовой стратификации служит лестница доходов: бедняки занимают низшую

ступень, зажиточные группы населения — среднюю, а богатые — верхнюю.

Экономическая стратификация выстраивается на основе дифференциации: а)

всех категорий населения, получающих доходы, включая и пенсионеров, б)

только категорий экономически активного населения (занятых в производстве)

и в) классов. Первый подход называется расширительным, второй — узким, или

строго научным.

12. Параметры политической и профессиональной стратификации.

Одной из форм социальной стратификации является политическая стратификация.

Наиболее важное измерение политической стратификации — власть.

Политическая власть — это подчинение отдельных индивидов и групп людей

(больших и малых) единой воле с целью поддержания целостности и

стабильности общества. Глубинным источником власти, основой подчинения

одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное

(экономическое, имущественное, образовательное и т.д.), но и естественное

(физическое, интеллектуальное, гендерное).

Одной из важных интегральных характеристик власти является ее

эффективность (степень выполнения властью своих задач и функций).

Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности (лат. legitimus —

согласный с законами, законный, правомерный). В научный оборот термин

«легитимность» ввел немецкий политолог М. Вебер (1864-1920). Вебер различал

три типа легитимности власти: харизматическую, традиционную и легальную.

Профессиональная стратификация-разделение людей по профессиям.

13. Социальная мобильность, ее виды и параметры.

Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в

1927 году книгу " Social Mobility , Its Forms and Fluctuation".

Он писал: "Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида

или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или

модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в

другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная

и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или

перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из

одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения,

которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из

одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений

перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и

нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное

перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и

мобильность, диктуемая структурными изменениями.

14. Каналы социальной мобильности.

Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют

свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь,

бизнес.

15. Социальные организации, их типы, особенности строения.

Социальная организация – это целеустремленные социальные системы, т.е.

системы, формируемые людьми по заранее намеченному плану в целях

удовлетворения более крупной социальной системы.

Типы:

1. Формальная организация. Это организация, основанная на формировании

образцов поведения

2. Неформальная – спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм,

действий, которые являются результатом длительного межличностного

общения.

3. Внеформальнпя организация – это спонтанно развиваемая членами

формальной организации система неформализованных служебных отношений,

направленная на решение организационных задач такими способами,

которые отличаются от формально предписанных.

4. Социально – психологическая организация – это спонтанно возникшая

система межличностных отношений, складывающаяся на основе

непосредственной избирательности и взаимного интереса друг к другу.

5. Бюрократия – наилучшая форма для достижения организационных целей.

16. Социальные институты, их виды, функции, формальное выражение. Условия

институционализации.

Социальный институт - это совокупность лиц и учреждений, снабженными

определенными материальными средствами и осуществляющие конкретную

социальную функцию.

Виды социальных институтов.

Экономика, политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука,

образование и т.д.

Характерные черты социальных институтов.

1. устойчивая организованная форма деятельности людей.

2. Каждый социальный институт связан многообразными отношениями (прямые и

косвенные, структурные и функциональные) с другими социальными институтами,

без которых нормально существовать не может.

3. Социальные институты упорядочивают поведение людей.

4. Однажды возникший социальный институт стремится себя развивать и

работать на самого себя. С одной стороны это способствует к стабилизации, а

с другой к торможению

5. Ситуация, когда социальный институт не справляется со своей функцией -

называется дисфункцией

17. Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения.

Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным

для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит

представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда

находятся в физическом или мысленном окружении других

овальных деятелей - акторов (индивидуальных или групповых) и ведет себя

сообразно этой социальной ситуации.

Условия возникновения социального взаимодействия:

. Наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и

переживания друг друга

. Совершение или каких – то действий, влияющих на взаимные переживания и

поступки

. Наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов

друг на друга

. Наличие общей основы для контактов, соприкосновения

19. Малая социальная группа: понятие, основные характеристики. Виды малых

групп.

Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по

ситуации.

Численность малых групп составляет, как правило, от трех до восьми человек,

хотя их может быть и пятнадцать, и двадцать.

Но группы с численностью более двадцати человек обычно не определяются как

малые. Причина этого состоит в том, что не- посредственное взаимодействие

(взаимодействие лицом к лицу) членов группы и личное воздействие, которые

являются отличи- тельными чертами малой группы, проявляются со значительно

меньшей вероятностью, когда взаимодействуют более двадцати человек. Малые

группы обычно существуют довольно продолжительный период времени, их члены

встречаются на более-менее регулярной основе, обычно в одном и том же

месте. И хотя отдельные члены группы могут приходить и уходить, группа

остается. Кроме того, группа обычно представляется ее членами как единое

целое, в ней существует четкое разграничение ролей. И, наконец, группа

обладает некоторой самодостаточностью, которая позволяет ей приспособиться

к изменяющемуся окружению. Из этого следует, что далеко не все объединения

численностью не более двадцати человек подпадают под определение малой

группы.

Формальные и неформальные группы. В организациях существует множество

делений малых групп. Одним из наиболее важных является деление на группы

формальные и неформальные. Формальные группы - это обычно те группы,

существование которых предусмотрено организацией. Люди в таких группах

занимают четко предписанные положения. Неформальные группы возникают в

организациях на основе общих интересов людей, дружеских связей или других

общественных нужд. Неформальные группы не содержатся в штатном расписании

организации. В них существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся

допустимого поведения и обязанностей. Успешное функционирование как

формальных, так и неформальных групп совершенно необходимо организации.

20. Первичные и вторичные малые группы и их роль в жизни общества.

Первичная малая группа отличается более высокой частотой и плотностью

контактов между её членами.

21. Динамические процессы в малой группе.

Термин "групповая динамика" может быть употреблен (и действительно

употребляется) в трех различных значениях. Прежде всего данным термином

обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной

психологии, т.е. школа К. Левина. Естественно, что при этом имеется в виду

не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей

концептуальный строй, т.е. определенная форма решения этих проблем. Второе

значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми

можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были

разработаны в школе Левина. Однако эти методики в дальнейшем часто

используются и в других теоретических схемах, поэтому второе значение

термина не обязательно привязано к школе Левина, а скорее к специфическим

видам лабораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различные

характеристики групп. "Групповая динамика" в данном случае — особый вид

лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения

групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия, когда

термином "групповая динамика" обозначается в отличие от статики группы

совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в

группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы

от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Важнейшими из таких процессов являются следующие.

Прежде всего процесс образования малых групп, причем сюда могут быть

отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие

психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен

группового давления на индивида (который в традиционной социальной

психологии к "групповой динамике" не относится). Далее, это традиционно

рассматриваемые в "групповой динамике" процессы групповой сплоченности,

лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся

совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается

лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя

еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен

явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной

деятельности (феномены, сопутствующие ему, требуют отдельного

рассмотрения). В качестве своеобразного итога развития группы может быть

рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив.

Процессы образования коллектива — в социально-психологическом разрезе —

могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в

группе.

22. Социализация личности: содержание, механизмы и основные агенты.

В человеке в течение его жизни параллельно идут два взаимосвязанных

процесса: процесс его личностного становления и процесс социализации.

Личностное, внутреннее становление проходит, как уже говорилось, в борьбе

божественного, культурного начала с инстинктами.

Социализация есть процесс вхождения человека в общности, его

знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки

человеком отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок,

характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в

обществе в целом.

Двойственность личности (природное и божественное начала)

проявляется при социализации в том, что по отношению к новой для себя

общности он испытывает как положительные (любовь), так и отрицательные

(враждебность) чувства. И эти чувства либо закрепляются, либо исчезают в

зависимости от самых различных обстоятельств, главным из которых является

зрелость личности в данный период развития.

Легче всего это можно проследить на поведении ребенка при его

взаимодействии с первой после семьи общностью – сверстниками во дворе.

Ребенка влечет к сверстникам, но одновременно он остерегается враждебных

проявлений. Не будем рассматривать идеальную положительную модель, которая

может сложится благодаря внимательному и осмысленному влиянию взрослых

людей. Посмотрим, как могут закрепляться отрицательные мотивы.

Испытавший враждебность ребенок может приспособиться к обстановке:

подчиниться более сильному, найти в нем защиту от других детей. Постепенно

может сложиться дворовая компания со своими лидерами, осознавшая

возможность противостояния следующей новой и незнакомой общности – компании

соседнего двора. Так постепенно у человека складывается стереотип: есть

свои, есть чужие. Деление на «своих» и «чужих» уже содержит возможность

возникновения ксенофобии, т.е. ненависти к чужаку. Противостояние

общностей может доходить до серьезных столкновений.

23. Взаимодействие социальной структуры и личности. Социальный контроль.

24. Типы социального поведения личности (по Р. Мертону).

Наиболее значительным является классификация девиантного поведения

является классификация Р. Мертона, который исходил из следующего:

в обществе существует общепринятые цели, ценности, идеалы, стремления к ним

есть нормы, а также в обществе есть общепринятые одобряемые средства

достижения этих идеалов. Есть тип людей, которые признают общепринятые

нормы, но считают, что способы их достижения должны быть иными,

нетрадиционными. Этот тип он назвал инновационным;

традиционные способы признаются, но цели либо отрицаются, либо выпадают, а

способы становятся самоцелью. Он назвал это — ритуализм;

ретрицизм. Отрицаются и цели и средства, и в целом общепринятые нормы, но

ничего не предпринимается взамен;

бунт. Отрицаются и цели и средства и вместо них предлагаются новые и цели и

средства.

В социологии принято считать, что в любом обществе существуют люди, которые

не приемлют и цели и средства, но подчиняются нормам, их называют

конформистами. И естественно, в любом обществе есть люди, относящиеся к

одной из 4 категорий по Мертону — нонконформисты. Нормально если в обществе

большинство — конформисты, но не все, а то общество застынет. Но бывают

ситуации, когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство

людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать

нормы. Эту ситуацию еще в прошлом Дюркгейм назвал аномией.

25. Социологические механизмы возникновения отклоняющегося поведения

личности.

Классическими видами девиантного поведения признаны преступления,

правонарушения. Отклонениями считают алкоголизм и пьянство. Наркомания —

преступление, во многих странах карается законом. Со временем выяснилось,

что отклоняющимся может быть и творчество, особенно его выдающиеся формы,

их назвали — инновариантными. Во-первых само по себе творчество есть

отрицание нормы. Во-вторых творцы принципиально нового практически все

отличаются отклоняющимся от принятых в обществе норм поведения. Таким

образом, понятие девиации с включением в нее и творчества и других форм

нарушения стандартов привело к тому, что громадный блок явлений и громадная

масса людей называются отклоняющимися от нормы. И в этом плане может быть

нормой по масштабам, поэтому проблема девиации и девиационного поведения

являются постоянно незавершенной.

26. Социальный характер: сущность, виды, современный тип.

Социальный характер - часть характера членов общества, определяемая уровнем

развития этого общества. Д.Рисмен различал три типа социального характера:

ориентированный на традицию;

ориентированный на себя;

ориентированный на другого.

27. Формационная теория развития общества. Типы и характерные черты

общественно-экономических формаций.

К. Маркс, выдвинув идею о 5 последовательно сменяющихся общественно-

экономических формациях: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,

капиталистическая, коммунистическое (или социалистическая).

28. Цивилизация как социологическое понятие. Цивилизационные теории в

социологии.

Общество как и любая сложная самоорганизующаяся система изменяется и

развивается, проходя определенные исторические стадии:

Кондорсе полагал, что история общества складывается из 10 эпох, основным

стержнем которых является развитие капиталистических отношений.

Герден полагал, что история общества есть прогрессивное развитие, целью

которого является реализация гуманистических идеалов.

Конт подразделял прогрессивное развитие общества на 3 эпохи: теологическую

(когда человек объясняет все явления на основе религиозных представлений),

метафизическую (отказ от апелляции к сверхъестественному и пытается

объяснить все на основе философских абстракций) и позитивную (или научную,

когда человек пытается постичь причины явлений через научное исследование).

Последовательная смена этих эпох — это история перехода от военного

общества к промышленному.

Маркс и Энгельс представляли историю как смену общественно-исторических

формаций.

Тойнби полагал, что история человечества складывается из смены цивилизаций,

имеющих свои замкнутые циклы развития.

Известны модели развития общества от индустриального к

постиндустриальному состоянию общества.

Основными можно считать 2 подхода к анализу истории человечества:

формационный и цивилизационный.

29. Концепции локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А.

Тойнби).

Авторами цивилизационного подхода являются Данилевский, Тойнби,

Шпенглер и др. Они исходили из того, что нет единого пути развития всего

человечества. Оно развивается локальными (человеческими) цивилизациями,

которые не повторяют друг друга, а создают уникальные образцы культуры

неповторимые и свойственные только данной цивилизации. Разные авторы

насчитали 7, 11 и более цивилизаций, такие как Древний Египет, Древняя

Греция, Римско-Эллинская, Китайская и др. Показателем и выразителем, как и

источником развития цивилизаций выступает культура, понятие прогресса

отсутствует. Существуют разные варианты цивилизационного подхода:

1. Культурологический подход использовал немец Шленгер, взгляды которого

были широко распространены в первой половине 20в. Он считал, что каждая

культура имеет собственную цивилизацию, но каждая культура существует

изолировано и замкнуто. Она появляется на определенном этапе

исторического процесса, а затем погибает. Таких культур Шленгер насчитал

8: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская,

русская и западноевропейская. Любая культура как и цивилизация переживает

возрасты отдельного человека: детство, юность, зрелость и старость.

Смерть культуры по его мнению начинается с возникновения цивилизации,

когда вся культура сосредотачивается в крупных городах, а вся остальная

часть общества превращается в провинцию. Городской житель лишен традиций

и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но не

имеют культуры.

2. За 50 лет до Шпенглера русский ученый Данилевский утвердил идею о

национальных цивилизациях. В своей книге «Россия и Европа» он доказал,

что всякое племя или семейство народов характеризующееся языком или

группой близких языков, составляет культурно-исторический тип.

3. Тойнби описывал историю человеческого общества не прямой линией

прогресса, а представлял в виде ряда цивилизаций, каждая из которых

возникает, развивается, а затем деградирует и погибает. Он рассматривал

цивилизации в качестве «кирпичиков» из которых строится здание истории

человечества. Под цивилизацией он понимал устойчивую общность людей,

объединенных прежде всего духовными традициями, а также географическими

рамками. Духовные традиции по его мнению — это прежде всего религиозные

традиции и различал цивилизации: шумерскую, вавилонскую, минойскую,

эллинскую и ортодоксальная христианская, индусская, исламская и т.д.

Согласно его классификации в истории человечества существуют около 30

локальных цивилизаций.

4. Современные представления о цивилизации рассматриваются как нечто

единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей

целостности, единства мира. Цивилизация представляет собой совокупность

материальных и духовных достижений общества. Категория «цивилизация»

используется в смысле обозначения а) культурно-исторического типа,

характеризующего регионально-традиционные особенности развития общества;

б) обозначения цивилизованных обществ, сохраняющих в течение длительного

времени свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этруски и т.д.).

Главная мысль в содержании категории «цивилизация» сводится к

многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных,

региональных стадий к общепланетарному уровню.

В социологии наиболее популярна стадийная точка зрения на развитие

человечества. Вместе с тем в последнее время предпринимались попытки

соединить достоинство обоих подходов, сняв их недостатки. Считают, что

вплоть до нового времени развитие носило более разорванный характер, а с

нового времени все более общий, единый прогрессивный характер.

30. Эволюционные теории развития общества.

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из

основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и

общества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею

эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе —

космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что

даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все

естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно—

эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же

законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из

методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два

начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции —

определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух

направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория

Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.

Социологическая система Спенсера базируется на трех основных

элементах:

эволюционной теории,

органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),

учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.

По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как

сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда

соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и

выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть

органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками

целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры

общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и

социального организмов:

5. рост, увеличение в объеме,

6. усложнение структуры,

7. дифференциация функций,

8. рост взаимодействия структуры и функций,

возможность временного существования частей при расстройстве

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи

эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и

дифференциацию:

интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с

биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей

функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом

численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные

феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в

усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в

последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение

труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что

приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода,

которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:

5. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм,

состоящий из множества частей: экономической, политической, военной,

религиозной и т.д.

6. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где

она выполняет определенные функции.

7. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной

потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости

общества и его воспроизводство.

8. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в

случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции,

чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить

нарушенные функции.

31. Социологические концепции социальной революции.

К. Маркс считал, что единственным двигателем общественного прогресса

является борьба противоположностей, антагонизм которых заложен во всех

сферах и формах общественной жизни. Борьба классов ведет к смене формаций

через социальные революции. То есть соц. революция является с одной стороны

высшей формой классовой борьбы, а с другой стороны — завершением данного

этапа конфликта. Критика этой теории:

1. развитие не всегда идет через революцию,

2. результатом классовой борьбы никогда не является победа одной из

борющихся сторон. Перспектива: если конфликт — двигатель общего

прогресса, то по Марксу пролетарская революция — последняя революция в

истории общества, обеспечивающая ликвидацию частной собственности, соц.

неравенство и эксплуатацию.

33. Теория индустриального общества: понятие, сущность и характерные черты.

Термин "индустриальное общество" впервые ввел Сен-Симон, подчеркивая тем

самым иную производительность общества. Другими важными чертами

индустриального общества является гибкость социальных структур, позволяющая

им модифицироваться по мере изменения потребностей и интересов людей,

социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Иными словами, это

такой тип организации социальной жизни, который обеспечивает выполнение

обществом интегративной функции не на основе жесткого контроля за

индивидами и их унификации, а путем создания гибких структур, позволяющих

разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами,

регулирующими их совместную деятельность.

34. Концепция постиндустриального общества.

В 60-е годы две ступени в развитии общества дополняются третьей. Появляется

концепция постиндустриального общества, активно разрабатываемая в

американской (Д.Белл) и западноевропейской (А. Турен) социологии. Причина

появления этой концепции - структурные изменения в экономике и культуре

наиболее развитых стран, вынуждающие по иному взглянуть на само общество в

целом. Прежде всего, резко возросла роль знания и информации. Получив

необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид получал

преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии.

35. Сравнительный анализ различных типов обществ: примитивное,

традиционное, индустриальное, постиндустриальное.

Под традиционным обществом понимается общество с аграрным укладом, с

малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом

социокультурной регуляции.

Термин "индустриальное общество" впервые ввел Сен-Симон, подчеркивая тем

самым иную производительность общества. Другими важными чертами

индустриального общества является гибкость социальных структур, позволяющая

им модифицироваться по мере изменения потребностей и интересов людей,

социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Иными словами, это

такой тип организации социальной жизни, который обеспечивает выполнение

обществом интегративной функции не на основе жесткого контроля за

индивидами и их унификации, а путем создания гибких структур, позволяющих

разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами,

регулирующими их совместную деятельность.

В 60-е годы две ступени в развитии общества дополняются третьей. Появляется

концепция постиндустриального общества, активно разрабатываемая в

американской (Д.Белл) и западноевропейской (А. Турен) социологии. Причина

появления этой концепции - структурные изменения в экономике и культуре

наиболее развитых стран, вынуждающие по иному взглянуть на само общество в

целом. Прежде всего, резко возросла роль знания и информации. Получив

необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид получал

преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии.

В последние годы наблюдается быстрое развитие компьютерных технологий.

Компьютер внедряется практически во все сферы нашей жизни, а во многих из

них становится просто незаменимым. Развитие достигло такого уровня, что в

недавнем матче с компьютером Deep-blue лучший шахматист мира Г. Каспаров

потерпел поражение, что ранее считалось практически невозможным.

В связи с этим возникает вопрос, насколько обдуманным, необходимым является

столь сильное развитие вычислительной техники. Таким образом, тема

представляется весьма актуальной, так как имеет принципиальное значение для

эволюции социальных отношений во всем мире (хотя, возможно, и не в столь

скором времени), ведь компьютер сможет заменить человека во многих областях

его деятельности.

36. Влияние социальной мобильности на характер развития общества.

Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в

1927 году книгу " Social Mobility , Its Forms and Fluctuation".

Он писал: "Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида

или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или

модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в

другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная

и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или

перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из

одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения,

которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из

одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений

перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и

нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное

перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и

мобильность, диктуемая структурными изменениями

37.Виды и типы прикладных социологических исследований*.

Соц. исс — это комплекс мероприятий направленных на практическое решение

соц. проб В зависимости от глубины анализа различают 3 основных вида

социологических исследований: пилотажное (разведывательное); описательное;

аналитическое. Пилотажное исс — это исс выполняется в виде

предварительного, когда предмет исс мало изучен. Такие исс применяются для

уточнения гипотез и задач, отработки методик исс. Проводится без заранее

готового плана. Описательные исс — более сложный вид исс, его цель получить

эмпирические сведения и описательные характеристики об исс предмете. Оно

проводится по полной программе на базе определенных методик. Аналитическое

исс — самый сложный вид. Большая подготовка (программа и план). Цель—

получить не только получить описательные характеристики объекта исс, но и

выяснить причинно-следственную связь элементов, характеристик объекта.

В зависимости от других критериев различают:

сплошные и выборочные исс в зависимости от величины выборки. В случае

выборочного соц. исс изучается часть совокупности и результаты

распространяются на всю совокупность;

точечное (разовое) и повторное исс. Точечные исс дают информацию о

состоянии объекта в момент изучения, повторные направлены на изучение

объекта в динамике, т.е. проводится несколько ис через промежутки

времени.

Повторные в свою очередь делятся на:

панельные, когда изучаются одни и те же объекты принадлежащие какой-то

совокупности через разные промежутки времени,

кагортные когда изучаются более специфические совокупности в течение

определенного времени (например, группа людей одного поколения или

одного года рождения)

трендовые, когда изучаются одни и те же объекты принадлежащие какой-то

совокупности через равные промежутки;

лонгитюдные, когда изучаются определенные объекты принадлежащие какой-

то совокупности через определенные промежутки в процессе развития

(обычно молодежь в процессе развития)

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.