реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Потребительство как социальный феномен современности

Потребительство как социальный феномен современности

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет журналистики и социологии

Кафедра социологии

Потребительство как социальный феномен

современности

Курсовая работа

студента группы 1323

Алишева Т.Б.

Научный руководитель

Падерина О.В.

Казань 2003 г.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Потребление и потребительство 7

1.1 Потребление как разновидность экономического поведения 7

1.2 Развитие потребления: история проблемы 12

Глава 2. Феномен потребительства в современном обществе 24

2.1. Объективные причины формирования потребительства 24

2.2. Субъективные факторы усиления тенденции потребительства 31

Заключение 37

Список литературы 39

Введение

Начиная с XX века, изучение потребления как особого социального феномена

становится весьма актуальным для всех общественных наук.

Переход западного общества в эпоху постмодерна (середина 1970-х гг.),

сопряженные с этим социокультурные и экономические особенности, и как

следствие, изменение характера потребления, его функций и места в

обществе – все это послужило толчком в развитиии новой отрасли знания в

общественных науках – «социологии потребления». Интерес социологии к

экономической изначально категории «потребление» проявляется в исследовании

таких аспектов потребления, как мода; образцы потребления; культура

потребления в рамках определенного образа жизни; характер социальных

отношений, воспроизводящихся и развивающихся в процессе потребления

материальных, духовных и социальных благ, образующих благосостояние.

В социологии потребление рассматривается как социальный и социально-

психологический феномен, как сфера социализации личности, формирования

социальных норм, ценностей, культуры. Здесь фокусируются отношения между

людьми, именно поэтому она привлекает внимание социологов.

Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом

ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков. Именно классики социологии –

М. Вебер, Т. Веблен, Г. Зиммель и др. – дают в своих работах теоретическое

обоснование процессов, происходивших в сфере потребления в период с XVIII

по XIX век, раскрывая некоторые основные понятия, связанные с этим

явлением. Американец Т. Веблен [5], например, в конце XIX в. предложил

теорию престижного потребления. Немецкий социолог Г. Зиммель [11,12]

выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Он обратил внимание на то, что

мода, по сути, носит классовый характер, будучи средством выражения и

установления статусных отличий. Немецкий социолог и экономист В. Зомбарт

[14] предложил концепцию роскоши. Другой немецкий социолог М. Вебер [4]

формулировал концепцию статусных групп и протестантской этики. Эти имена

часто цитируются в исследованиях проблемы потребления. Следует так же

обратить внимание на вклад К. Маркса [19] в становление проблематики

потребления, который, изучая характер потребления в капиталистическом

обществе, раскрыл значения таких понятий как «товарный фетишизм», «закон

возвышения потребностей», «формационные типы потребления».

Особенности этапа, связанного с развитием массового производства и

массового потребления в первой половине XX века отражены в возникших в

1950–1960-е гг. в западной науке концепциях «общества потребления»,

авторами которых являются крупнейшие социологи: У. Ростоу, Ж. Форрестье,

Р. Арон [1], Дж. Гэлбрейт. Характер потребления в постсовременных обществах

описывается в работах ряда других известнейших ученых: Ж. Бодрийяра [4],

П.Бурдье, Д. Лиона, С. Майлза [32], М. Фезерстоуна [31], Э.Фромма [27, 28],

и др. Многие из них указывают на опасности, таящиеся в усиливающейся

тенденции к потреблению. Большинство авторов отмечают также, что в

постсовременном обществе усиливается символическая функция потребления.

Потребление становится своего рода звеном, частью более широкого

символического обмена, в который вовлечены все члены общества.

Данная идея получает развитие в работах Дж. Ритцера [24], который

рассматривает ее применительно к новым средствам потребления (рестораны

быстрого обслуживания, кредитные карты, супермаркеты), получающим широкое

распространение в последние десятилетия XX века. Другой крупный современный

теоретик потребления – француз П.Бурдье [2]. Главной его работой,

посвященной этой проблеме, является "Отличия: социальная критика суждений о

вкусе" (первое Французское издание вышло в 1979 г.). Большое влияние на

исследование потребления оказали работы американского социального психолога

и социолога И. Гофмана [8].

В отечественной науке проблема потребления изучается недостаточно.

Начиная с середины 1980-х гг., стали появляться объективные исследования,

посвященные изучению сферы потребления в СССР. Например, в работах

Л. Н. Жилиной [9], А. Г. Здравомыслова [10] и др. значительное внимание

уделяется изучению структуры потребления, образа жизни, стиля и уровня

жизни, характерных для различных социальных слоев российского общества. В

советский период данная тема разрабатывалась политэкономами, которые

изучали тенденции, динамику, структурные изменения потребления населением

продовольственных и непродовольственных товаров, закономерности изменения

данной сферы общественного воспроизводства под влиянием научно-технического

прогресса.

Среди современных российских социологов, занимающихся проблемами

потребления можно выделить целый ряд имен, среди них: И. В. Алешина,

В. Л. Афанасьевский, Л. Г. Бызов, А. Б. Гофман, В. И. Ильин, М. Д. Красиль-

никова, С. В. Краснов, В. Г. Николаев, А. А. Овсянников, В. В. Радаев[23],

Н. М. Римашевская, Я. М. Рощина, В. П. Терин и др.

Глубокий анилиз такого явления, как мода, осуществил российский социолог

А. Б. Гофман, предлагая новое более широкое понятие определения «мода»,

подробно анализируя структуру и функции моды. Работы В. И. Ильина [14]

являют собой по сути вводный курс в дисциплину «потребительское поведение».

Анализ научной литературы показывает, что характерный для западного

общества на протяжении последних 2-х столетий непрерывный рост

материального благосостояния впервые в истории обеспечивает людям

комфортабельный уровень потребления, но, вместе с тем, создает явление,

обозначаемое термином "потребительство". Это – особая идеология,

специфический тип общественного (и индивидуального) сознания, для которого

потребление во всех его формах и разновидностях становится конечной целью и

смыслом существования.

В нашей стране в силу низкого (в среднем) уровня потребления, казалось

бы, нет серьезных предпосылок для формирования подобных тенденций в

общественном сознании и психологии. Но! Во-первых, их появление было

отмечено уже в последние два десятилетия советской власти. Значительную

роль в этом сыграла, например, активно формировавшаяся уже тогда психология

социального и экономического иждивенчества. Наличие у страны колоссальных

сырьевых ресурсов создавало иллюзию возможности нескончаемого благополучия.

Во-вторых, возникшее и продолжающее усиливаться сильное социально-

экономическое расслоение в обществе не способствует оптимизации процессов в

сфере потребления. В-третьих, ни одно общество не может существовать в

изоляции от общемировых тенденций и проблем.

Исходя из сказанного в данной курсовой работе ставится цель: определить

место феномена потребительства в современной общественной жизни и

общественном сознании, раскрыть основные факторы влияющие на формирование и

развитие этого явления.

Объектом исследования в работе является социально-экономическое

поведение человека в условиях развития рыночных отношений. Предмет

исследования – потребительство как социально-экономический и социально-

психологический феномен.

Глава 1. Потребление и потребительство

1 Потребление как разновидность экономического

поведения

Если рассматривать феномен потребление в широком контексте истории

человечества, то связь его с экономическим поведением не кажется столь уж

очевидной. Потребление изначально возникло для удовлетворения витальных

потребностей индивида, когда ни о какой экономике не могло быть и речи.

Учеными уже давно доказано, что человек не имеет собственных внутренних

источников энергии, и потому он вынужден искать их вне своего организма. В

первобытном мире единственным источником пропитания была природа.

Древнейшие люди, еще не научившиеся земледелию и скотоводству, были

вынуждены заниматься собирательством и охотой, целиком и полностью завися

от окружающей их среды. На этом раннем этапе человека трудно назвать и

производителем, так как по сути он мало чем отличался от животных. С

биологической точки зрения такой процесс потребления был своего рода

круговоротом веществ между человеком (или животным) и природой: люди

собирали съедобные ягоды и травы, а взамен возвращали переработанный

органический материал.

Вскоре, обретая новые навыки производства, индивид все более отдалялся

от того первоначального образа жизни. Возникающая социальная организация –

общество – взяла на себя многие функции естественной окружающей среды.

Большинство процессов до этого протекавших в непосредственном контакте и

взаимодействии между человеком и природой, стали опосредованы социальными

отношениями. Так почти в каждом роду или племени стало наблюдаться своего

рода разделение труда [19]. Земледельцы стали производителями продуктов

питания, ремесленники изготавливали необходимый для этого инвентарь и

домашнюю утварь, воины и руководители общин могли рассчитывать на солидную

часть этих товаров в обмен на безопасность и стабильность общества. То есть

в конечном счете потребление становится одной из основных разновидностей

социальных отношений, и в современном мире его трудно вычленить из всей

сети общественно-экономических процессов.

В более узком смысле потребление уже вполне логично относить к

образцам экономического поведения, так как последнее является “социальной

субстанцией” всех воспроизводственных процессов, которые в своей

совокупности составляют то, что называется хозяйственной жизнью общества.

Это связано с тем фактом, что в основе оборота громадной массы

экономических ценностей (благ, услуг, информации) и их трансформации друг в

друга, лежат групповые и массовые акты поведения, реализуемые для

удовлетворения потребностей людей непосредственным или, в большей части

опосредованным образом.

Экономическое поведение – это система социальных действий, которые, во-

первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению

экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на

получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения [6,

с.185].

В системе потребительского цикла реализуется процесс изъятия

экономических ресурсов из товарного оборота и осуществляется присвоение их

полезных свойств. При этом в процессе потребления одни экономические

ресурсы преобразуются в другие, которые при определенных условиях могут

включаться в экономический оборот. Так, потребляемые человеком товары

преобразуются в рабочую силу, необходимую в процессе производства.

Таким образом, изъятие полезных свойств одних благ есть одновременно

воспроизводство других, принимающих в условиях рынка товарную форму.

Поэтому потреблением в широком смысле мы можем назвать любой

технологический процесс, который представляет собой “потребление” некоторых

экономических ресурсов (факторов производства) для получения иных благ с

новыми полезными свойствами. В узком же смысле понятие “потребление” – это

особый тип экономической активности, который связан с процессом

жизнеобеспечения домашних семейств (семей) и отдельных индивидов

(потребителей).

Значение присвоения “полезностей” в процессе потребления раскрыл еще

К.Менгер [21]. Процесс потребления он характеризовал следующим образом: “Те

предметы, которые обладают способностью быть поставленными в причинную

связь с удовлетворением человеческих потребностей, мы называем

полезностями; поскольку же мы познаем эту причинную связь и в то же время

обладаем властью действительно применять данные предметы к удовлетворению

наших потребностей, мы называем их благами» [6, с.280]. Поэтому, для того

чтобы предмет стал благом, необходимо совпадение следующих четырех условий:

человеческие потребности;

свойства предмета, делающих его годным быть поставленным в причинную связь

с удовлетворением этой потребности (то есть полезности);

познание человеком этой причинной связи;

возможности распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно

употреблять его для удовлетворения этой потребности [6, с.280].

Рассматривая потребительское поведение в узком смысле и выделяя его

центральный элемент – извлечение полезных свойств потребительских благ,

трудно свести потребление лишь к нему одному. Этот центральный элемент

неразрывно связан с другими относительно самостоятельными действиями, без

которых его реализация была бы невозможна.

При всей кажущейся очевидности разделения объектов человеческих

потребностей на материальные, идеальные и социальные оно весьма

относительно. Например, различные материальные объекты человеческих

потребностей существенным образом отличаются параметрами потребления, среди

которых можно выделить функционально-прагматические (собственно процесс

извлечения полезностей) и ритуально-символические. Если мы говорим о

последних, то выделяем некий контекст, который не сводиться к получению

конкретной потребительской пользы (выгоды), но предполагает наличие

“глубинных” ценностей и стремления к ним. Материальный объект человеческих

потребностей, реализуя непосредственно потребительскую (прагматическую)

функцию, как правило, выступает и носителем неких символов, которые

демонстрируют конкретные способы потребления. Эти символы указывают на

конкретное место субъекта потребления в системе социальной стратификации.

Так объект потребления в своей символической “оболочке” фиксирует

социокультурные приоритеты и предпочтения потребителей, что дает

возможность относить последних к определенным этническим, демографическим и

другим социальным группам.

Таким образом, любой объект материальных потребностей реализует, по

крайней мере, две относительно самостоятельные функции: первичную, которая

связана с основным процессом присвоения полезностей определенного вида, и

вторичную, обеспечивающую знаково-символическую демонстрацию социальной

принадлежности потребителей. Сущность вторичной функции, которая была давно

известна и интерпретировалась многими специалистами, обобщил Х. Лейбенстайн

[18]. Он выделил функциональный и нефункциональный спрос на потребительские

блага (товары). В первом случае имеется в виду спрос на товар, зависящий от

его потребительских качеств, во втором – спрос, зависящий от других

факторов – эффектов потребительского выбора. Среди таких эффектов Х.

Лейбенстайн отметил:

эффект присоединения к большинству – возрастание спроса на товар из-за

того, что его покупают другие;

эффект сноба или эффект “табу” – нежелание покупать товар, который покупает

большинство;

эффект Веблена – показательное потребление. То есть потребность покупать

товар из-за возрастания его цены;

нерациональный (иррациональный) спрос, основанный на прихоти, капризе [6,

с.285].

Именно эта нефункциональная сторона спроса очень часто становиться

причиной совершения акта потребления, т.е. товар в данном случае

приобретается не ради его функциональных качеств или получения пользы, а

ради достижения каких-то других культурных и социальных целей. Потребление,

в конечном счете, перестает нести жизненно необходимый, витальный характер,

оно лишь способствует обретению индивидом необходимого статуса. Такой

нефункциональный спрос в дальнейшем в данной работе будет определяться

словом потребительство, которое будет нести в целом критическое значение.

Потребительство здесь не сводится к пассивному использованию вещей, оно

превращается в активный процесс их выбора и регулярного обновления, в

котором обязан участвовать каждый член общества. Приобретая вещи, он

стремится к вечно ускользающему идеалу — модному образцу, опережает время

благодаря кредиту, пытается зафиксировать и присвоить его себе, собирая

коллекционные вещи. Чтобы стать объектом потребления, вещь должна сделаться

знаком, то есть чем-то внеположным тому отношению, которое она отныне лишь

обозначает, — а стало быть, произвольным, не образующим связной системы с

данным конкретным отношением, но обретающим связность, то есть смысл, в

своей абстрактно-систематической соотнесенности со всеми другими вещами-

знаками [3]. Именно тогда она начинает „персонализироваться“, включаться в

серию и т. д. – то есть потребляться — не в материальности своей, а в своем

различии. Потребляются не сами вещи, а именно отношения — обозначаемые и

отсутствующие, включенные и исключенные одновременно; потребляется идея

отношения через серию вещей, которая ее проявляет.

Для утверждения и регулирования такого образа жизни служит реклама,

цель которой — не столько способствовать продаже того или иного товара,

сколько внедрить в общественное сознание образ целого общества, эти товары

потребляющего. Подобное потребительство принципиально не знает предела,

насыщения, поскольку имеет дело не с вещами как таковыми, а с культурными

знаками, обмен которыми происходит непрерывно и бесконечно.

Потребности, чувства, культура, знания — все присущие человеку силы

интегрируются в строй производства в качестве товаров, материализуются в

качестве производительных сил, чтобы пойти на продажу, — так и все желания,

замыслы, идеи, все человеческие страсти и отношения сегодня материализуются

в знаках и вещах, чтобы сделаться предметами покупки и потребления. Так, в

Соединенных Штатах супругов призывают ежегодно обновлять обручальные кольца

и „отмечать“ свои отношения подарками и „совместными“ покупками.

Потребление — это не пассивное состояние поглощения и присвоения,

которое противопоставляют активному состоянию производства, чтобы

уравновесить таким образом две наивных схемы человеческого поведения (и

отчуждения). Следует с самого начала заявить, что потребление есть активный

модус отношения — не только к вещам, но и к коллективу и ко всему миру, —

что в нем осуществляется систематическая деятельность и универсальный

отклик на внешние воздействия, что на нем основана вся система нашей

культуры [3].

1.2 Развитие потребления: история проблемы

Современный человек привык думать о себе как о производителе или

потребителе, никак не совмещая эти два понятия. В условиях рыночной

экономике они становятся максимально удаленными друг от друга благодаря

различным посредникам, например магазинам или сети распространителей. Но

так было далеко не всегда. До индустриальной эволюции основная масса всех

продуктов питания, товаров и услуг, создаваемых людьми, потреблялась самими

производителями, их семьями или очень тонким слоем элиты, которому

удавалось наскрести избытки для своего собственного использования.

В большинстве сельскохозяйственных обществ значительную часть

населения составляли крестьяне, которые жили вместе в небольших,

полуизолированных сообществах. Они жили на диете, достаточной чтобы не

умереть с голоду, выращивая ровно столько, сколько нужно, чтобы поддержать

собственную жизнь и хорошо обеспечить своих хозяев. Не имея возможности

долго хранить пищевые продукты, дорог, чтобы отвезти их на далеко

расположенный рынок, и хорошо понимая, что любые излишки, если они

появятся, скорее всего будут конфискованы рабовладельцем или феодалом, они

не имели и сильного желания к улучшению технологии или увеличению своего

производства. Конечно, существовала торговля. Известно, что небольшое

количество отважных торговцев переправляли товары за тысячи миль при помощи

верблюдов, тележек или лодок. Известно, что вырастали города, зависящие от

деревень. В их центрах – рыночных площадях – осуществлялись всевозможные

сделки обмена, купли и продажи, основными участниками которых были

ремесленники и крестьяне. Ремесленник пытался выменять свой товар на

продукты питания, дабы прокормить себя и свою семью, крестьянин же,

находясь в несравнимо более привилегированном положении, пытался, как можно

дешевле приобрести товары бытовой необходимости, а также орудия труда.

Большой объем торговли того времени приходился и на морские пути.

Тем не менее, в масштабах истории вся эта коммерция представляла

собой лишь ничтожно малый элемент, если ее сравнивать с размерами

продукции, производимой сельскохозяйственными рабами или крепостными для

непосредственного использования ими самими. Даже в конце XVI столетия,

согласно известному французскому историку Ф. Броделю, вся средиземноморская

область – от Франции и Испании на одном конце и до Турции на другом –

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.