реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


О социологии

Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы,

мера подчинения индивида групповому давлению.

Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в

направлении большего согласия с группой.

Противоположная сторона конформизма - негативизм.

Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера.

Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее

жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных

качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей

управления.

Управление - набор действий, включающих:

целеполагание (в т.ч. принятие решений)

координацию совместных действий

контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением

принятых решений.

Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз),

координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу

вверх).

Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако,

каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда

сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.

Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами

других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.

Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это

подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого

уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как

подсистема.

Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы

групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с

внешней средой веществом, энергией, информацией.

Принимая во внимание вышесказанное (курсивом), рассмотрим

Направление действий лидера:

|Направление |Обеспечить |

|1. Внешняя |Совместимость, контакт (достаточные, чтобы избежать |

|среда |изоляции, но не чрезмерные, чтобы не нарушать |

| |целостность группы) |

|2. |Включенность, расположение, контроль. |

|Межличностны|Включенность в совместные действия, достаточную, |

|е отношения |чтобы никто не чувствовал себя в изоляции, но не |

| |чрезмерную, чтобы никто не терял индивидуальности. |

| |Расположение, достаточное для экспрессивной и |

| |поддерживающей функции, но не чрезмерное, чтобы не |

| |мешать реализации инструментальной функции. |

| |Контроль за принятием решений, достаточный, чтобы |

| |все участвовали в обсуждении, но не чрезмерный, |

| |чтобы не утрачивалась функция управления (по-моему |

| |все наоборот...) |

|3. |Интеграция точек зрения (сплочение группы против |

|Разрешение |конфликта). |

|конфликтов | |

Реализация этих направлений иллюстрирует комплиментарную функцию лидера

(лидер должен делать то, чего не может сделать группа).

Задача управления постоянна, а способы ее реализации зависят от

характеристик группы, а так же от ситуации, в которой действует группа.

Модели (стили) управления

Тоталитарный

1. Авторитарный

2. Демократический

3. Либеральный

Анархический

Различия этих моделей можно установить:

по характеру отношений между управляющими и управляемыми

1. Доминирование управляющих

2. Конструктивное равноправие сторон

3. Доминирование управляемых

по способу принятия решений

1. Принимает решение 1 человек. Качество зависит от его знаний,

квалификации, опыта и т.д. Скорость принятия решения повышается, а

реализация решений связана с усиленным внешним контролем лидера над

членами группы.

2. Решение возникает в результате коллективного обсуждения. Качество

решения зависит от способности членов группы выражать свои мнения и

выслушивать мнения других, а так же от способности лидера организовать

дискуссию и при необходимости привлечь эксперта. Скорость принятия

решений замедляется, однако увеличивается участие каждого в принятии

решений, повышается значение самоконтроля в ходе выполнения решений.

3. Минимизация управления может привести к тому, что решение так и не

будет принято

по характеристикам групп, для которых применима та или иная модель

Чем выше уровень образования членов группы, чем более творческим является

содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль.

по ситуациям, в которых обосновано применение той или иной модели

Например, экстремальные ситуации оправдывают применение авторитарной

модели, а в ситуации сплочения группы лучше демократический стиль.

4. Изучение малых групп

1. Эксперимент

Это общенаучный метод исследования в контролируемых и управляемых условиях

причинно-следственных связей между явлениями и процессами.

Схема эксперимента:

1. выдвижение гипотез

2. выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного

объекта)

3. определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем

отслеживать) характеристик объекта.

4. подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях

между явлениями.

Пример:

Хоторнские эксперименты (1927-1932)

Тема: Повышение производительности труда.

1. Условия труда - фактор производительности.

Факторная характеристика - освещенность рабочего места,

нейтральная - содержание труда,

контрольная - производительность труда.

2. Организация труда

Факторная характеристика - продолжительность и частота перерывов,

дополнительный свободный день, завтраки за счет фирмы.

Производительность труда не снизилась и после отмены этих условий.

3. Социологи обратились к наблюдениям за рабочими и администрацией, к

массовым опросам рабочих и беседам с администрацией. Им нужна была

новая гипотеза. Они заметили факт группового поведения рабочих.

Группы, которые имеют неформальных лидеров, группы, которые задают

темп труда, способные контролировать трудовое и досуговое поведение

своих членов. Было выявлено, что большое значение имеет характер

взаимоотношений между рабочими и администрацией.

4. Гипотеза: характер взаимоотношений в группах -- главный фактор

производительности труда.

Оказалось, групповые нормы - главный фактор производительности труда.

Выводы из эксперимента:

Они стали известны благодаря трудам Э. Мэйо. Эти выводы легли в основу

управленческой доктрины человеческих отношений.

Суть доктрины:

Индивидуальное вознаграждение труда должно быть дополнено вознаграждением

групповым

Экономическое вознаграждение должно быть дополнено вознаграждением

социально-психологическим. Это повышает удовлетворенность трудом.

Администрация должна склонять рабочих к сотрудничеству, используя некоторую

демократизацию управления, манипулируя системой экономических и моральных

поощрений.

Еще один метод для изучения малых групп:

2. Метод социометрии (Я. Морено)

Я. Морено говорил, что большую роль в жизни людей играют неформальные

отношения. Нужно стремиться, чтобы формальная и неформальная структура

общества совпадали. Для этого нужны специальные методы.

Социометрия - проект социальной науки в целом. Основная идея этого проекта

- малая группа - модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей

важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями,

так и структура эмоциональных отношений - структура эмоциональных отношений

должна быть выявлена специальными методами.

Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно.

Структура эмоциональных привязанностей часто не совпадает с объективной

структурой групп, не совпадение этих структур, как в малых группах, так и в

обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей,

лишенных богатства эмоциональных связей.

С т.з. Морено социометрия не только метод изучения, но и народная

социология, которая включает людей в социальное экспериментирование (Морено

изобрел методы социодрамы и психодрамы, которые помогают человеку

утвердиться в обществе, быть самим собой). Цитата, характерная для проекта

Морено: в проекте Морено "само человечество становится экспериментатором, а

бывший автократический экспериментатор становится одним из миллиардов

совместно думающих участников". Социометрия в современной социологии - это

метод изучения структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан

на том, что эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно

(как и доверие, авторитет, признание каких-то качеств и т.д.), а так же на

том, что определение этих отношений связано с поведением людей в ситуациях

выбора. В социометрии такую ситуацию создает спец. вопрос -

социометрический критерий. Чем точнее определен критерий, тем точнее будут

получены результаты.

По результатам социометрического опроса заполняется таблица, представляющая

собой данные о сделанных и полученных выборах, т.н. социологическая

матрица. Результаты опроса могут быть представлены графически в виде

социограммы, наглядно представляющей структуру межличностных связей.

|Соци| | | | | | |

|омат| | | | | | |

|рица| | | | | | |

|Кто |1 |2 |3 |4 |5 |? |

|1 |0 |0 |1 |1 |0 |2 |

|2 |0 |0 |0 |1 |0 |1 |

|3 |1 |0 |0 |1 |0 |2 |

|4 |1 |0 |1 |0 |0 |2 |

|5 |0 |0 |1 |1 |0 |2 |

Социальная структура

Содержание понятия структура включает совокупность функционально зависимых

элементов и связей между ними, образующих внутреннее строение объекта.

Структуру объекта характеризуют: количество составляющих элементов, порядок

их расположения, характер зависимости между ними. Элементами социальных

структур выступают индивиды, социальные общности и социальные институты.

1. Социальные общности

Социальные общности - это относительно устойчивые совокупности людей,

отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее

сходными интересами. Общества различных типов - это формы совместной

жизнедеятельности.

Общности бывают:

Статистические (номинальные, соц. категории). Они конструируются для целей

статистического анализа.

Реальные

82. Массовые (агрегаты)

83. Групповые

84. Малая социальная группа

85. Большая социальная группа

Например, горожане могут быть статистической и реальной общностью.

Статистической когда по прописке, реальной, когда по-настоящему использует

городские условия жизни. Массовые общности - это совокупности людей,

выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не

фиксированы. Групповые общности - большие и малые социальные группы.

К большим социальным группам можно отнести:

этнические общности (расы, нации, народности, племена),

социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно

проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-

территориальных различий, обладающих сходным образом жизни),

социально-демографические общности (общества, выделяемые по половозрастным

признакам),

социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие

социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного

разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности

на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или

страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни

(именно различия в образе жизни наиболее наглядны).

Социально экономическое разделение труда

Общественное разделение труда предполагает распределение и закрепление

занятий между участниками процесса общественного производства (в

социологическом смысле общественное производство подразумевает

воспроизводство обществом самого себя, т.е. производство необходимых для

жизни материальных объектов, комплексов, идей, воспроизводства определенных

отношений между людьми, а также восполнение самого населения).

Виды общественного разделения труда:

1. Половозрастное разделение труда.

2. Предметная специализация.

3. Функциональное разделение труда (разделение производства и

управления).

Соц. экономическая неоднородность труда, т.е. разделение труда на

организаторский и исполнительский, умственный и физический,

квалифицированный и неквалифицированный, самоорганизованный и

регламентированный, творческий и стереотипный, ...

Различный доступ к ресурсам собственности и власти. Собственность

предполагает отношения между участниками процесса производства по поводу

распоряжения, владения и присвоения средств производства и продукта труда.

Власть - способность социальных субъектов определить цели и направления

деятельности других субъектов в собственных интересах, а также

распоряжаться ресурсами, формировать и навязывать нормы поведения,

предоставлять привилегии.

Социально экономическое разделение труда формирует социальные различия и

таким образом создает основу социального неравенства.

Соц. дифференциация - различия между индивидами и группами, выделяемые по

ряду признаков.

Основные:

|Признак |Показатель |Выделяемые группы |

|Экономический |Наличие/отсутствие |Собственники и не |

| |частной |имеющие частной |

| |собственности, вид |собственности; |

| |и величина дохода, |Высокооплачиваемые и |

| |материальное |низкооплачиваемые |

| |благосостояние. |слои; богатые, средне|

| | |обеспеченные, бедные.|

|Разделение труда |Сфера приложения |Работники различных |

| |труда, вид и |сфер общественного |

| |характер труда, |производства, |

| |уровень |высококвалифицированн|

| |квалификации. |ые и |

| | |низкоквалифицированны|

| | |е. |

|Объем властных |Возможность |Рядовые работники, |

|полномочий |оказывать влияние |менеджеры различных |

| |на окружающих через|уровней, руководители|

| |должностное |государственного |

| |положение. |управления различных |

| | |уровней |

Дополнительные признаки:

1. Половозрастные характеристики, сказывающиеся на социальном положении.

2. Этно-национальные характеристики.

3. Религиозная принадлежность.

4. Культурно-мировоззренческие позиции.

5. Родственные связи.

Признаки, определяющие потребление благ и образ жизни.

1. Район проживания (размеры и тип жилища)

2. Места отдыха, качество медицинского обслуживания...

3. Потребление культурных благ (объем и характер полученного образования,

объем и характер получаемой информации и потребляемой культурной

продукции).

Социальные признаки в каждом обществе выстраиваются в некую иерархию.

Социальная стратификация - это иерархически ранжированное социальное

неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы

оказываются неравными друг другу и иерархически сгруппированными согласно

социальным признакам. (Социальная стратификация - расслоение общества).

Стратификационная система подразумевает характер социального расслоения и

способ его утверждения.

|Тип системы |Основа дифференциации |Способ детерм. |

| | |различий |

|Физико-генетичес|Естественные признаки: |Физическое |

|кая |пол, возраст, физические |принуждение, обычай |

| |данные | |

|Рабовладельческа|Права собственности и |Военное принуждение |

|я |гражданства | |

|Кастовая система|Религиозное и этническое |Религиозный ритуал |

| |разделение труда | |

|Сословная |Обязанности перед |Право |

| |государством | |

|Этакратическая |Ранги во властной |Военно-политическое |

|(власть |иерархии |господство |

|государства) | | |

|Классовая |Размеры собственности (на|Рыночный обмен |

| |средства производства) | |

|Социально-профес|Род занятий и |Образовательные |

|сиональная |квалификация |сертификаты |

|Культурно-нормат|Стиль жизни |Моральное |

|ивная | |регулирование и |

| | |подражание |

|Культурно-символ|Обладание сакральным |Манипулирование |

|ическая |(священным) знанием |(религиозное, |

| | |технократическое, |

| | |идеологическое) |

Каждое общество выступает сложной комбинацией различных типов

стратификационных систем и их переходных форм.

Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества.

1. Постепенное становление классовой системы при сохраняющемся влиянии

этакратической.

2. Происходят изменения в структуре занятости. Появляются новые

профессии, развивается самозанятость.

3. Поляризация по имущественному признаку. Формируются слои сверхбогатых

и тех, кто находится за чертой бедности.

4. Актуализация физико-технической системы стратификации.

2. Социальная мобильность

Термин социальная мобильность введён П.А. Сорокиным в работе 1927г.

Социальная мобильность подразумевает любой переход индивида или группы из

одной социальной позиции в другую. Различают мобильность индивидуальную или

групповую, а также мобильность горизонтальную и вертикальную. Вертикальная

мобильность включает восхождение и нисхождение.

Восхождение - индивидуальное перемещение к позициям с более высоким

престижем, доходом и властью, или восхождение целой группы.

Нисхождение - всё наоборот.

Каналы социальной циркуляции:

Армия

Церковь

Образование

Брак

Политические и профессиональные организации.

Факторы социальной мобильности - условия, влияющие на мобильность. Они

будут рассмотрены на микро и макро уровне.

Факторы социальной мобильности на микроуровне - это непосредственно

социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс.

Факторы социальной мобильности на макроуровне - это состояние экономики,

уровень научно-технического развития, характер политического режима,

преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.

Социальные институты в социальной структуре

общества. Институт семьи.

1. Понятие института и институционализация

Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий

устойчивость различным формам человеческой деятельности.

Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на

развитом социальном контроле над их исполнением.

Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в

группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы,

отвечающие потребностям общества или данной группы.

Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену

спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное,

ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных

организованных действий.

появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и

правил.

принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.

создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное

объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих

вместе и экономически зависящих друг о друга.

Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например,

воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся

переплетением статусов и ролей.

2. Признаки социальных институтов.

|Семья |Образование |Государство |Экономика |Религия |

|I. Кодекс | | | | |

|устный и | | | | |

|письменный. | | | | |

|Нормы: | | | | |

|некоторые |учебное |конституция | | |

|семейные |расписание, | | | |

|запреты и |Госстандарт,| | | |

|допущения |правила | | | |

| |учащихся | | | |

|Статусы: | | | | |

|жена, |Студент, |президент, | | |

|ребёнок, |преподавател|политический| | |

|теща |ь, декан |лидер | | |

|II.Социальны| | | | |

|е установки | | | | |

|и образцы | | | | |

|поведения | | | | |

|(роли) - | | | | |

|общая | | | | |

|ориентация | | | | |

|человека на | | | | |

|какой-либо | | | | |

|социальный | | | | |

|объект. | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.