реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Методы социологических исследований

| |Применение методов и техники для |Эмпирическая |

|Информационный |получения массива достоверной и |социологическая |

| |репрезентативной социологической |информация |

| |информации | |

| |Анализ социологической информации,|Описание и объяснение |

|Аналитический |ее обобщение, теоретизация, |изучаемого социального|

| |описание и объяснение фактов, |объекта (явления или |

| |обоснование тенденций и |процесса) |

| |закономерностей, выделение | |

| |корреляционных и | |

| |причинно-следственных связей | |

| |Разработка практических |Модель практического |

|Практический |рекомендаций и социальных |преобразования |

| |технологий |изученного социального|

| | |объекта(явления или |

| | |процесса) |

Исходя из того что программа играет центральную роль в социологическом

исследовании, важно сформулировать функции, которые указывают на ее

предназначение и раскрывают ее основное содержание.

1. Методологическая функция заключается в том, что из имеющегося

многообразия концептуальных подходов и аспектов видения объекта она

определяет ту методологию, которую будет применять социолог.

2. Методическая функция предполагает конкретизацию и обоснование

методов исследования, т. е. получения социологической информации, а также

ее анализа и обработки.

3. Гносеологическая функция обеспечивает снижение уровня

неопределенности в понимании исследуемого объекта после разработки

программы по сравнению с его пониманием до ее разработки.

4. Моделирующая функция состоит в представлении объекта как особой

модели социологического исследования, основных его аспектов, этапов и

процедур.

5. Программирующая функция заключается в разработке программы как

таковой, представляющей собой специфическую модель исследовательского

процесса, которая оптимизирует и упорядочивает деятельность социолога-

исследователя.

6. Нормативная функция указывает на наличие программы, построенной в

соответствии с установленной структурой, как основополагающего требования и

признака научности социологического исследования. Программа задает

нормативные требования социологической науки по отношению к конкретному

исследованию.

7. Организационная функция предполагает распределение обязанностей

между членами исследовательского коллектива, разделение и упорядочение

труда каждого социолога, контроль за ходом исследовательского процесса.

8. Эвристическая функция обеспечивает поиск и получение нового знания,

процесс проникновения в сущность изучаемого объекта, открытие глубинных

пластов, а также переход от незнания к знанию, от заблуждения к истине.

Отсутствие или неполная разработанность программы отличает

спекулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при проведении

экспертизы качества социологического исследования особое внимание уделяется

проверке научной состоятельности его программы. Невнимание к построению

корректной и полной в научном плане программы существенно сказывается на

качестве проводимого исследования, значительно сужает познавательные

возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную значимость

социологического исследования и его результатов

3. Проблемы исследования

Исходным пунктом всякого исследования, в том числе и социологического,

является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной жизни. Она, как

правило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо элементами

социального процесса. Например, при изучении профессиональной ориентации

учащихся, одним из важнейших характеризующих ее противоречий является

противоречие между профессиональными жизненными планами учащихся и

возможностью их реализации на практике. При этом профессиональные

устремления учащегося могут быть столь нереалистичны или несоизмеримы с его

способностями и возможностями общества, что они заведомо никогда не

воплотятся. В этом случае выпускник школы либо терпит крах, либо

приобретает профессию, которая ему противопоказана, что рано или поздно

приводит его к разочарованию, а также к значительным потерям общества в

целом, и данного индивида в частности. Неоправданно большими оказываются

также общественные затраты как на приобретение выпускниками профессии, к

которой они непригодны, так и на обучение их новым профессиям. Издержки

общества от нерациональных профессиональных перемещений работников огромны,

но еще труднее измерить индивидуальные потери вследствие неудачного

профессионального выбора. Возникающие в этой связи комплексы

неполноценности и сопутствующие им суицидные состояния, затруднения в

самореализации личности резко снижают качество жизни.

Такова типичная проблемная ситуация, с которой сталкивается социолог.

После ее анализа и аргументации общественной значимости исследователь

переводит практический аспект проблемной ситуации в ранг познавательной

проблемы, доказывает ее недостаточную исследованность и обоснованность, а

также необходимость изучения, т. е. удовлетворения потребности в знании

путем разрешения данного противоречия социальной действительности.

Однако далеко не каждое социологическое исследование является

проблемным. Дело в том, что формулировка проблемы требует глубокого анализа

общественной жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или иных

его сторонах, а также соответствующей эрудиции социолога. Поэтому довольно

часто приходится сталкиваться либо с беспроблемными исследованиями, либо с

исследованиями, в которых проблема формулируется интуитивно. Практика

социологических исследований доказывает простую истину: лучше

придерживаться какой-либо проблемы, чем проводить исследование

беспроблемно. Важно, чтобы проблема не была уже решенной или ложной, а для

этого необходима ее серьезная экспертиза.

Определению проблемы предшествуют диагноз проблемной ситуации,

определение квалификации ее масштаба, остроты, а также типа тенденции,

стоящей за данной проблемой. Кроме того, немаловажна фиксация скорости

развития проблемы. Для определения сути конкретных проблем с целью их

исследования большое методологическое значение имеет классификация

социальных проблем (табл. 3).

Таблица 3

Классификация социальных проблем

|Социальные проблемы |

|по масштабу |по остроте |по типу тенденций |по скорости |

| | |социальных |развития |

| | |изменений | |

|Локальные |Неназревшие |Деструктивно-дегра|Пассивные |

| | |дационные | |

|Региональные |Актуальные Острые |Трансформационные |Активные |

|Национальные | |Инновационные |Суперактивные |

Из табл. 3 видно, что по масштабу проблемы делятся на локальные, или

микро- социальные; региональные, охватывающие отдельные регионы;

национальные, имеющие общенациональные масштабы и влияющие на национальную

безопасность страны. По остроте проблемы классифицируются на неназревшие,

которые проявятся в будущем, а ныне нуждаются в профилактике; актуальные,

т. е. уже назревшие, и острые, требующие немедленного разрешения. По типу

тенденций социальных изменений различаются проблемы деструктивно-

деградационные, определяющие негативные разрушительные процессы в обществе;

трансформационные, фиксирующие трансформацию социума, его переход из одного

качества в другое; инновационные, связанные с различными аспектами

социальных нововведений. По скорости развития проблемы делятся на

пассивные, т. е. развивающиеся медленно; активные, отличающиеся динамизмом,

и суперактивные, нарастающие чрезвычайно быстро.

Таким образом, табл. 3 иллюстрирует многообразие существующих

социальных проблем. По сути каждую конкретную проблему можно

дифференцировать по каждому из четырех показателей, т. е. по социальному

масштабу, остроте, типу тенденции и скорости ее развития. При этом получим

27 разновидностей проблем по каждому из представленных в табл. 3

показателей. Например, по показателю "неназревшая" проблему можно описать

так: локальная, неназревшая, деструктивно-деградационная, пассивная;

локальная, неназревшая, деструктивно-деградационная, активная и т. д. Если

же представить все возможные варианты, то их количество составит 27*3=81.

Классификация социальных проблем существенно влияет на определение

методологии и инструментария их исследования, а также на характер

практического использования полученных результатов. Проблема представляет

собой некоторую неудовлетворенную потребность в товарах и услугах,

ценностях культуры, деятельности, самореализации личности и пр. Задача

социолога заключается в том, чтобы не только классифицировать проблему, т.

е. понять тип этой потребности и способы ее удовлетворения, но и в том,

чтобы сформулировать ее в удобном для дальнейшего анализа виде. Так,

пространственно-временная характеристика проблемы, раскрытие ее социального

содержания (определение охватываемых ею общностей, институтов, явлений и т.

д.) позволяют правильно определить объект исследования. Представление же

проблемы в виде противоречия (между желаниями и возможностями; различными

структурами, аспектами; между социальными системами и окружающей средой;

между их функциями и дисфункциями и т. д.) создает условия для определения

целей и задач исследования.

В социологическом исследовании категория "проблема" выполняет несколько

важных функций: актуализации, что придает исследованию общественную

значимость (ведь любое социологическое исследование актуально настолько,

насколько масштабно заострена изучаемая им проблема); регуляции, поскольку

как исходный пункт исследования она существенно влияет на разработку всех

разделов программы исследования; методологизации, так как формулирование

проблемы изначально задает всему исследованию подходы и принципы, теории и

идеи, ориентирующие социолога в определении природы проблемы;

прагматизации, состоящей в том, что корректная формулировка проблемы

обеспечивает практический эффект всего исследования, а также определяет

зону внедрения выводов и практических рекомендаций.

4. Метод социологического наблюдения

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и

простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте

путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся

изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Единицами

информации данного метода являются зафиксированные акты вербального или

невербального (реального) поведения людей. В отличие от естественных наук,

где наблюдение считается основным и сравнительно простым методом сбора

данных, в социологии это один из наиболее сложных и трудоемких методов

исследования.

Кроме того, социологическое наблюдение интегрировано практически во все

методы социологической науки. Например, социологический опрос можно

представить как специфическое наблюдение за опрашиваемыми посредством

анкеты, а социальный эксперимент органично включает в себя два акта

наблюдения: в самом начале исследования и в завершение действия

экспериментальных переменных.

Социологическое наблюдение характеризуется целым рядом существенных

признаков. Во-первых, оно должно быть направлено на социально важные

области, т. е. на те обстоятельства, события и факты, которые являются

существенными для развития личности, коллектива, и в этом оно должно

соответствовать социальному заказу со стороны общества. Во-вторых,

наблюдение следует проводить целенаправленно, организованно и

систематизировано. Необходимость этого определяется тем, что, с одной

стороны, наблюдение является совокупностью сравнительно простых процедур, а

с другой стороны, объект социологического наблюдения отличается большим

разнообразием свойств и существует опасность "потерять" наиболее

существенные из них. В-третьих, наблюдение в отличие от других

социологических методов характеризуется определенной широтой и глубиной.

Широта наблюдения предполагает фиксацию как можно большего количества

свойств объекта, а глубина — выделение наиболее значимых свойств и наиболее

глубинных и сущностных процессов. В-четвертых, результаты наблюдения должны

четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению.

Хорошей памяти здесь мало, нужно применять процедуры протоколирования,

унификации данных, кодирования языка и др. В-пятых, наблюдение и обработка

его результатов требуют особой объективности. Именно специфика проблемы

объективности в социологическом наблюдении и отличает его от наблюдения в

естественных науках.

В отличие от других социологических методов социологическое наблюдение

имеет две важные особенности. Первая определяется объектом наблюдения,

часто обладающим социальной активностью различной направленности. У всех

наблюдаемых есть сознание, психика, цели, ценностные ориентации, характер,

эмоции, т. е. качества, могущие вызвать неестественность их поведения,

нежелание быть наблюдаемыми, стремление выглядеть в лучшем свете и т. д. В

совокупности это значительно снижает объективность информации, получаемой

от объекта, — реальных личностей и коллективов. Эта необъективность

особенно заметно проявляется, когда цели социолога и наблюдаемых различны.

Процесс наблюдения в этом случае начинает превращаться либо в борьбу, либо

в манипуляции "социолога-детектива", всячески маскирующего свою

деятельность. Подобные ситуации неоднократно возникали в практике

социологических исследований. Так, в западных странах достаточно

специальных работ, посвященных рекомендациям относительно поведения

"социолога-шпиона". Эта проблема теряет актуальность, если социолог стоит

на позициях гуманизма или выражает интересы самих обследуемых.

Вторая особенность метода социологического наблюдения заключается в

том, что наблюдатель не может быть лишен чисто человеческих черт, в том

числе эмоциональности восприятия. Если явления несоциальной природы могут

не волновать наблюдателя, то явления социума всегда вызывают переживания и

сопереживания, чувства, эмоции и желание помочь обследуемым, а иногда и

"подправить" результаты наблюдения. Дело в том, что сам наблюдатель

является частью социальной жизни. Между ним и наблюдаемыми существует не

только гносеологическое, но и социально-психическое взаимодействие, которое

иногда довольно сложно преодолеть.

Таким образом, объективность социологического исследования состоит не в

том, чтобы исключить личностные отношения, а в том, чтобы не подменять ими

критерии научного исследования. Пафос личностного отношения социолога к

обследуемым должен быть неразрывно связан с пафосом строгого научного и

логического подхода.

Следует отметить, что преимущества метода социологического наблюдения

достаточно отчетливы и сводятся к следующему. Во-первых, это

непосредственность восприятия, позволяющая фиксировать конкретные,

естественные ситуации, факты, живые фрагменты жизни, богатые деталями,

красками, полутонами и т.д. Во-вторых, это возможность учитывать конкретное

поведение групп реальных людей. В настоящее время эта задача практически

неразрешима другими социологическими методами. В-третьих, наблюдение не

зависит от готовности наблюдаемых лиц высказываться о самих себе, что

свойственно, например, социологическому интервью. Здесь необходимо

учитывать вероятность "притворства" наблюдаемых, ведь им известно, что за

ними наблюдают. В-четвертых, это многомерность данного метода, дающая

возможность фиксировать события и процессы наиболее полно и всесторонне.

Большая многомерность характерна для наиболее опытных наблюдателей.

Недостатки метода наблюдения обусловлены, прежде всего, наличием

активности социальных объекта и субъекта, что может привести к

необъективности результата. К наиболее серьезным ограничениям этого метода,

которые необходимо учитывать социологу, относятся следующие:

1. Настроение наблюдателя во время опыта может отрицательно влиять на

характер восприятия событий и оценку фактов. Это влияние особенно велико,

когда у наблюдателя слишком слабо выражен побудительный мотив к наблюдению.

2. На отношение к наблюдаемому достаточно сильное влияние оказывает

социальное положение наблюдателя. Его собственные интересы и позиция могут

способствовать тому, что одни акты поведения наблюдаемых окажутся

отраженными фрагментарно, а другие — возможно менее важные — могут быть

оценены как более значимые. Например, критическое отношение юноши к своему

педагогу с точки зрения одного наблюдателя может оцениваться как признак

его самостоятельности, а с точки зрения другого — как строптивость и

крайняя невоспитанность.

3. Тенденция ожидания у наблюдателя заключается в том, что он

оказывается слишком привержен определенной гипотезе и фиксирует лишь то,

что соответствует ей. Это может привести к тому, что наблюдатель просто не

увидит существенных и важных свойств наблюдаемых, не укладывающихся в его

первоначальную гипотезу. Более того, наблюдаемые могут уловить эту

предрасположенность и изменить свое поведение, как в лучшую, так и в худшую

сторону.

4. Комплексность наблюдения может быть не только его достоинством, но и

недостатком, приводящим к потере существенного среди огромного набора

фиксируемых качеств.

5. Разумеется, обстоятельства в жизни повторяются, но далеко не во всех

деталях, и однократность наблюдаемых обстоятельств может препятствовать

фиксации всех деталей.

6. Предшествующие наблюдению личные встречи и знакомства наблюдателя с

наблюдаемыми могут привести к смещению всей картины наблюдения под

воздействием сформировавшихся во время встреч симпатий или антипатий.

7. Существует опасность фиксации вместо реальных фактов их неправильных

трактовок и оценок.

8. Когда наступает психологическая усталость наблюдателя, он начинает

реже фиксировать второстепенные события, пропускает некоторые из них,

делает ошибки и т. д.

9. Данному методу присущ и гало-эффект, основанный на общем

впечатлении, производимом наблюдаемым на наблюдателя. Например, если

наблюдатель отмечает у наблюдаемого ряд положительных актов поведения, по

его мнению, существенных, то все остальные акты освещаются им в ореоле

сформировавшейся ранее престижности наблюдаемого. Это напоминает школьный

эффект отличника, когда тот плохо выполнил контрольное задание учителя, но

последний под влиянием авторитета отличника ставит ему завышенную оценку.

10. Эффект снисходительности заключается в стремлении наблюдателя дать

наблюдаемым завышенную оценку. Исходная позиция наблюдателя может быть

такой: "Все люди хорошие, зачем же оценивать их плохо?" Эффект

снисходительности могут вызвать и симпатии к наблюдаемым, забота о

собственном престиже и т. д.

11. Эффект ревизора состоит в стремлении наблюдателя выискивать в

деятельности и поведении наблюдаемых только недостатки по принципу "нет

добра без худа" и занижать оценку.

12. При использовании метода наблюдения случаются ошибки усреднения,

проявляющиеся в боязни крайних оценок наблюдаемых событий. Поскольку

экстремальные признаки встречаются гораздо реже, чем средние, наблюдатель

поддается соблазну фиксировать только средне типическое и отбрасывает

крайности. Вследствие этого результаты наблюдения становятся

"обесцвеченными". Здесь в ущерб истине срабатывает эффект средней величины:

один человек съел две курицы, а другой — ни одной, а в среднем получается,

что каждый съел по курице, т. е. ложь.

13. Логические ошибки этого метода основаны на том, что наблюдатель

фиксирует связи между признаками, не имеющими на самом деле этих связей.

Например, существуют ложные представления о том, что нравственные люди

обязательно добродушны, добродушные — доверчивы, а доверчивые — тучны и т.

д.

14. Ошибка контраста состоит в стремлении наблюдателя фиксировать у

наблюдаемых качества, которых нет у него самого.

15. Результаты наблюдения часто подвержены влиянию мешающих факторов:

несоответствия ситуации наблюдения проявляемым качествам, присутствия

третьих лиц, особенно непосредственных начальников и т. д.

16. Ограниченность количества наблюдаемых лиц вызывает трудности в

распространении результатов наблюдения на более широкие совокупности

социума.

17. Наблюдение требует больших затрат времени, а также человеческих,

материальных и финансовых ресурсов. Например, на 100 часов наблюдения

приходится 200 часов записи и около 300 часов для составления отчета об

итогах наблюдения.

18. Предъявляются высокие требования к квалификации социологов-

исполнителей. Поэтому необходимы затраты на их подготовку и инструктаж.

Считается, что наблюдение возникло и до сих пор используется чаще всего в

антропологии — науке о происхождении, эволюции человека и человеческих рас.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.