реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Молодежные конфликты

“массовая безработица среди молодежи... оказывает отрицательное воздействие

на мотивацию как учеников, так и учителей: первые катастрофически теряют

интерес к учебе, вторые - к работе”[14].

Самым важным фактором социализации ребенка была и остается семья. Помимо

сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают родители, на

ребенка действует вся внутрисемейная атмосфера. Конфликт “ученик -

родитель” вписывается в вечную тему “отцы и дети”.

Социологи Нижегородского государственного университета изучали причины

конфликтов между родителями и детьми. Анкетированием было охвачено 850

учащихся 6-10 классов общеобразовательных школ города. Опрос показал, что

конфликты между детьми и родителями обусловлены полом ребенка. Приведем

наиболее частые причины ссор мальчиков и девочек с родителями:

|Ответы мальчиков. |Ответы девочек |

|54,5% - мало учу уроки дома |50,3% - иногда не слушаю родителей,|

| |делаю по-своему |

|46,1% - иногда не слушаю |47,4% - мало учу уроки дома |

|родителей, делаю по-своему | |

|40,5% - из-за плохой учебы |37,2% - из-за моей грубости, |

| |несдержанности |

|34,1% - мало читаю |33,7% - из-за плохой учебы |

|33,5% - много гуляю |31,9% - не убираю свои вещи |

|32,7% - не убираю свои вещи |28,6% - ссорюсь с братом |

|31,6% - из-за моей грубости, |27,4% - забываю выполнять просьбы, |

|несдержанности |поручения |

|30,2% - много смотрю ТВ |25,4% - много смотрю ТВ |

|24,6% - много слушаю магнитофон |23,7% - мало ем, не то ем, не ем в |

| |школе |

|24,3% - мало помогаю по дому |23,5% - мало помогаю по дому |

|24,3% - ссорюсь с сестрой |23,3% - меня не понимают |

|24,3% - плохо веду себя в школе |23,3% - из-за выбора профессии |

Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями

являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему

разумению, что родители расценивают как непослушание.

Конфликты среди учеников происходят довольно часто и, по мнению учителей

“являются обычным делом для школы”[7]. Наверно основные поводы конфликтов

между учениками - зависть, грубость, хамство, жестокость, озлобленность,

агрессивность. Наиболее часто конфликты происходят в 8-9 классах в так

называемый переходный возраст. Конфликты в подростковой среде характерны

для всех времен и народов. Сегодня причиной серьезного конфликта может

стать спор между представителями разных музыкальных культур (“реперами” и

“металлистами”), между болельщиками разных спортивных команд (Динамо и

Спартак). “Детская жестокость - явление общественное. Один из парадоксов

мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого

подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли...”[6]

Как признается ученик 10-го класса г. Новосибирска, в школе, “чтобы

выжить, надо иметь “крутых” знакомых, или много денег”/8/

Конфликты между учениками наверно изжить нельзя. В школе происходит

нормальная социализация личности подростка и в зависимости от того сколь

успешно протекает этот процесс, (воспитание духовных, нравственных

ценностей) снижается или возрастает частота конфликтов между школьниками.

Ведь не случайно в одиннадцатом классе конфликтов значительно меньше, чем в

девятом.

Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина - умение

обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в

рамках разумного подчинения установленному порядку. О том, что важнейшие

дисциплинарные проблемы в школах США приобрели качественно иной характер,

свидетельствует следующая таблица /9/:

|1940 г. | 1982 г. |

|Разговоры на уроках |изнасилование |вымогательство |

|Жевание резинок |грабежи |наркомания |

|Шум в классах |нападения |алкоголизм |

|Беготня в коридорах |кражи со взломом |война между группировками |

|Одевание чужой одежды |убийства |беременность |

|Бросание бумаги на пол |самоубийства |аборты |

| |вандализм |венерические заболевания |

| |прогулы | |

Анализ конфликтных ситуаций в школе является как бы примером отношений

между двумя поколениями. Заканчивая анализ таких конфликтов, отметим:

1. Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться

управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим

издержкам для общества и участвующих в них личностях.

2. Обычно в межпоколенных конфликтах задействованы институты, которые

напрямую выполняют функцию социализации (родители в семье, или

учителя в школе). Таким образом, возможно, такие конфликты (а точнее

их последствия) одни из механизмов социализации, которые позволяют

зафиксировать на себе внимание социализирующейся личности.

3. Важным последствие таких конфликтов может служить то, что ввиду

постоянного противостояния норм и ценностей двух поколений, окажется,

что в итоге сохранятся “лучшие” (как естественный отбор у Дарвина).

Такие процессы не дают стагнировать обществу, приводят его к

постоянному развитию.

Часть третья.

Межгрупповые молодежные конфликты.

1. Классификация молодежной группы.

2. Современное состояние молодежной группы.

3. Типология членов молодежной группы.

4. Истоки межгрупповых конфликтов.

Говоря о конфликтах между учениками, мы уже затронули второй класс

конфликтов – конфликты внутри молодежной среды. Рассматривая такие

конфликты, попытаемся разделить саму молодежную группу.

Многие подростково-молодежные группы социально нейтральны или признаются

обществом. Другие же носят выраженный антиобщественный характер. Выделяют

следующие виды молодежных групп:

1. Случайная группа – например, затевающие драки на дискотеках, стадионах и

в других местах, однако имеющая свои неписаные групповые нормы и

ценности. Причем вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал

об освобождении от социального контроля, как возможность “отпустить

тормоза”. Кроме этого, хорошо известно, что действия, совершенные

индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы не личными действиями.

2. Ретристская группа (под ретризмом в социологии и психологии понимается

стремление к уходу от действительности, от жизненных трудностей. Крайний

вариант ухода от действительности – это суицид). Обычное занятие

ретристских групп – бесцельное времяпрепровождение, сомнительные

развлечения, токсикомания и наркомания.

3. Агрессивная группа – основана на наиболее примитивных представлениях об

иерархии ценностей и минимуме культуры. Она дошла из глубокой древности

до наших дней практически в неизменном виде. Характерными особенностями

агрессивной группы является жестокая иерархическая структура, сильное

групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение

групповых норм, психологической основой которых является резкое

противопоставление: “мы - они”.

Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются

внушаемость и конформизм. Выходят члены “стай”, как правило, из конфликтных

семей. А отсюда – примитивный уровень мышления.

В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного

коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его

поддерживают материально, убеждают, что он “все может”. Такие “стаи”

обоснованно называют “молодежными бандами”.

У нас довольно длительное время массовые драки подростков, их жестокость

и вандализм наивно считали “мальчишескими” шалостями, принимали за особую

молодецкую забаву, которой будто бы издавна “славилась” Русь. Но сегодня

нередко эти драки не случайные, а назначенные, причем сами лидеры в них не

участвуют.

Сама подростковая среда очень агрессивна. Отношения нередко строятся на

нечистоплотности, унижении слабых, а то и откровенной жестокости. Ненужные

семье и школе дети становятся изгоями общества, терроризируют окружающих,

грабят и насилуют.

У немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная

самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие

деперсонализацию установок. “Позиция отчуждения в его экзистенциональном

преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в

межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодого

досуга”.

Криминальные последствия демонстрации по каналам средств массовой

информации сцен жестокости и насилия, как показывают социологические

исследования, тесно связаны с “психологической склонностью детей,

подростков и молодежи к подражанию особенно понравившимся кумирам. Отсюда,

мы можем наблюдать “разборки” между самими подростками (рэпирами и

металистами) – “как большие!”, а ведь виновники этого – сами взрослые - те

социальные институты, которым общество поручило воспитание детей.

Регулярное созерцание подростками супергероев, которым не страшны никакие

драки и побоища, формирует нередко убеждение, что только с помощью силы

можно добиться жизненного успеха. Причем девушки не намного отстают в

проявлениях жестокости от юношей. Сейчас дети и подростки нередко

оказываются перед выбором: кем стать – жертвой или преступником. Многие

выбирают второй путь. Или их заставляют старшие.

Вообще, как считал Л. Козер, конфликт внутри группы может способствовать

ее сплочению. “Далеко не все разновидности конфликта благоприятны для

внутригрупповой структуры, равно как не во всякой группе могут найти

применение объединяющие функции конфликта. Та или иная роль конфликта во

внутригрупповой адаптации зависит от характера вопросов, составляющих

предмет спора, а также от типа социальной структуры, в рамках которой

протекает конфликт”.

В социальной структуре любого типа всегда имеется повод для конфликтной

ситуации, поскольку время от времени в ней вспыхивает конкуренция отдельных

индивидов или подгрупп по поводу дефицитных ресурсов, позиций престижа или

отношений власти.

Социологи, криминологи и психологи типологизировали членов молодежных

групп и выделили следующее:

1. “Аутсайдер” - человек, попавший в жизненный тупик, неудачник, не

нашедший признания в формальной группе или организации, не имеющий

возможностей для самореализации.

2. “Маргинал” - одинокая личность, утратившая индивидуальные

социальные связи, постоянно испытывающая социальный и

психологический дискомфорт.

3. “Конформист” - человек, легко поддающийся влиянию авторитетов,

хорошо адаптирующийся в новой социальной микросреде, быстро и без

особых усилий усваивающий групповые ценности и нормы.

4. “Приспособленец” - человек, принимающий групповые ценности и

нормы лишь внешне, чтобы добиться признания и повышения статуса в

группе, а за счет этого и престижа в обществе.

5. “Фанат” - человек, преданный ценностям и символам группы,

неукоснительно соблюдающий принятые здесь нормы и отрицающий все,

что идет в разрез интересам группы.

6. “Борец” - человек, для которого процесс борьбы за идею значит

больше, чем сама идея, всегда готовый к активным действиям по защите

групповых интересов, ее автономии и ценностей.

7. “Вождь” - человек, видящий свое признание в том, чтобы

руководить людьми, претендующий на роль лидера в группе, проявляющий

инициативу организатора и нередко действительно обладающий для этого

способностями.

8. “Попутчик” - человек, случайно примкнувший к группе, не до конца

определивший свои ценностные ориентации, руководствующийся больше

солидарностью, нежели групповыми ценностями и нормами.

9. “Имитатор” - человек, для которого первостепенное значение имеют

внешние атрибуты и символы объединения, составляющие для него

предмет гордости, при этом он не слишком утруждает себя анализом

групповых ценностей и целей.

10. “Скучающий” - человек, одним из мотивов вступления в группу

которого является надежда более содержательно организовать свой

досуг и найти среду для общения.

В таких компаниях "модель поведения" убого-примитивная: слабый -

пропадай, сильный - выживай. Под "силой" нередко понимается групповая

расправа над одиночками, чем-то не угодившими их требованиям.

В молодежных компаниях очень часто высмеиваются такие качества, как

чуткость, внимательность, отзывчивость и доброта, так как отрицаются

общечеловеческие качества. Отсюда - жестокость, доходящая порой до садизма,

развязность, оскорбления в адрес "чистых мальчиков и девочек", которые

"сидят дома, читают книги и хорошо учатся".

Где же истоки таких отношений? Подводя итоги надо заметить:

1. Большинство конфликтов между молодежными группировками происходят

просто из-за разделения лидирующих позиций (кто главнее). Такие

конфликты явно осознанны, диктуются лидерами групп, высоко

институализированны, а соответственно, легко поддаются решению и

контролю.

2. Другой тип конфликтов – ценностный межгрупповой конфликт. Напряжение

между разными молодежными группами, принадлежащими разным социальным

слоям и группам, исповедующим разные ценности и нормы. Такие

напряжения редко переходят в конфликт в связи с тем, что

представители разных социальных групп редко вступают во

взаимодействие.

3. Важно отметить, что с возрастом, усложняются причины возникновения

конфликтов. Как показывают исследования, дети до 13 лет практически

никогда не говорили о конфликте ценностей. Это связано с

несформированными жизненными представлениями ребенка, который еще не

в состоянии судить о глобальных ценностных приоритетах.

Часть четвертая.

Межличностные конфликты в армии.

1. Кризис в армии.

2. Типы механизмов функционирования конфликтов в армии.

3. Ценности – как основание межличностных конфликтов.

Для анализа межличностных конфликтов рассмотрим взаимодействие в такой

ярко выраженной конфликтной группе как армия.

После распада Советского Союза российская армия в числе прочих

унаследовала проблему “неуставных отношений” как элемент конфликтности.

Проводимые социологические опросы показывают, что от 50% до 70% солдат

(матросов) и сержантов (старшин), проходящие службу по призыву,

подтверждают наличие в своих частях (на кораблях) случаев неуставных

взаимоотношений. Только каждый четвертый из числа опрошенных характеризует

обстановку в своем воинском подразделении как товарищескую. 52% солдат и

сержантов отмечают равнодушное и безразличное отношение друг к другу; а 23%

респондентов склонны оценивать ситуацию в своих коллективах как

напряженную, осложняемую конфликтами.

В основе таких ситуаций лежат конфликтные ситуации либо противоречия,

затрагивающие “социальный или социально-психологический статус личности или

групп, материальные духовные интересы, их честь и достоинство” При анализе

неуставных взаимоотношений среди военнослужащих срочной службы необходимо

выделять различные основания этих “посягательств” и “унижений”, область

проявления которых весьма широк.

Можно выделить, по меньшей мере, шесть различных оснований для

конфликтов в армии:

Типы механизмов функционирования конфликтов в армии.

При рассмотрении содержания каждой из приводимых выше механизмов, нужно

иметь в виду, что в “чистом” виде ни “дедовщина”, ни “землячество”, ни

другие формы, как правило, не встречаются. Каждая из механизмов

функционирования в определенные периоды времени может выступать в качестве

доминирующей, но это не означает, что другие формы при этом отсутствуют.

Они существуют, но имеют не столь ярко выраженное проявление. Приводимая

граница дается для удобства рассмотрения этого сложного комплекса

негативных явлений.

“Дедовщина” (получившая на флоте название “годковщина”) представляет

собой проявление неуставных взаимоотношений, при котором в качестве

доминирующего социального признака (а в соответствии с ним - и комплекса

“привилегий” или “обязанностей” в неформальной структуре подразделения)

выступает срок службы.

Разделение военнослужащих на “категории” с соответствующими для каждой

из них своими функциями закрепляется путем создания и проведения

военнослужащими старших периодов службы порочных ритуалов и традиций.

Данные ритуалы, как стихийно возникшее средство упрочнения “дедовщины”,

“исключительно разнообразны по своей форме, но суть их одна: закрепить

дифференциацию, разделение военнослужащих срочной службы по периодам,

“напомнить” о роли каждого в структуре искаженных, деформированных

внутриколлективных связей, порожденных феноменом неуставных

взаимоотношений”.

Неформальная иерархическая структура (в нашем случае – “дедовщина”),

существующая практически в каждом воинском подразделении, компенсирует

недостатки формальной (уставной) структуры, в том числе и слабость

института младших командиров. Так же, как в уставной структуре существуют

свои системы форм дисциплинарного воздействия и морального поощрения,

призванные обеспечить нормальное функционирование официальной структуры,

так и в неформальной структуре воинских подразделений сложились свои

системы мер аналогичного предназначения.

Неформальная система морального поощрения заключается в основном в том,

что неукоснительное выполнение “обязанностей” младших периодов службы

гарантирует своевременное перемещение в новое качество – старший период

службы с последующей утратой названных “обязанностей” и приобретением ряда

“привилегий”. Система – отлаженная, безотказная и весьма действенная, а

потому и воспринимаемая большинством военнослужащих как необходимая и

целесообразная в армейских условиях.

Разделение форм насилия на акты физического и психического воздействия

представляется весьма условным, так как иногда весьма трудно определить,

какая из этих составляющих доминирует. Психическое насилие часто переходит

в физическое или является его существенным дополнением. Нельзя однозначно

определить и преобладающее значение того или другого вида насилия по

степени воздействия на личность.

В случае с дедовщиной, главное состоит в том, что обе противостоящие

стороны (старослужащие и молодые солдаты) во всех случаях вынуждены

воспринимать роли (“руководителей” и “подчиненных”) навязываемые им

неформальной структурой (как в “Тюремном эксперименте” Ф. Зимбардо).

“Землячество” - особый вид неуставных взаимоотношений, основанный на

неформальном разделении военнослужащих по национальной или региональной

принадлежности. В период с конца 70-х и вплоть до начала 90-х годов шел

интенсивный процесс вытеснения “дедовщины” “землячеством” (на национальной

основе), как следствие сложившейся демографической ситуации, при которой

основной прирост населения страны происходил за счет среднеазиатских и

закавказских республик.

Однако ввиду распада СССР на суверенные государства (и как следствие

этого – образование национальных республиканских армий) проблема

“землячества” в Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время

утратила свое прежнее значение.

“Культ силы” - неформальное разделение военнослужащих по наличию

определенных индивидуальных качеств и особенностей. Конфликты на этой

основе особенно контрастно проявляются в подразделениях однопризывного

состава. Этот фактор может являться основным поводом для межличностного

конфликта. Особенно в армии, где проявляется “специфика юношеской

психологии в условиях закрытого мужского сообщества, и попытки компенсации

дефицита свободного времени, мероприятий культурно-досугового характера,

различных видов довольствия, трудностей воинского быта и др.”

“Религиозный фактор” - особый вид неуставных взаимоотношений, основанный

на разделении военнослужащих по принадлежности к различным религиозным

конфессиям, когда имеет место противоправное действие одних военнослужащих

к другим военнослужащим представителей отдельных конфессий (в частности,

мусульман). “Данная разновидность неуставных взаимоотношений имела

ограниченное распространение, но исключать возникновение данной проблеме в

перспективе не стоит”.

“Криминогенный фактор” - неуставные взаимоотношения, основанные на

неформальном разделении военнослужащих по принадлежности к различным

группировкам криминогенной направленности до их призыва в ряды Вооруженных

Сил. О том, что данная проблема актуальна, свидетельствуют официальные

данные: среди призывников весны 1992 г. 8% имели приводы в милицию, 1,5%

были осуждены; осенью того же года криминогенность призывного контингента

составляла 18,3% и 3,7%.

Представители данной категории военнослужащих до призыва в армию имели

непосредственные дружеские контакты с лицами, отбывавшими сроки заключения

в местах лишения свободы, и как следствие этого – перенявшие “стиль и форму

поведения, свойственные этому кругу лиц (от внешних признаков – татуировка

и жаргон, до восприятия особой идеологии о “высших” принципах и нормах

поведения)”.

В условиях, когда молодые люди, принадлежавшие до призыва к указанной

группе лиц, попадают в подразделение, они, как правило, в короткий период

времени “добиваются привилегированного положения, не свойственному их

статусу ни с точки зрения “дедовщины” (срок службы), ни “землячества”

(национальность или место жительства). При наличии же в подразделении,

части (на корабле) нескольких таких военнослужащих, создаются предпосылки

для их объединения во внутренне сплоченную группу, создающую себе некий

имидж высшей касты”, столь характерный для мест лишения свободы.

“Общественно-политический фактор” - неуставные взаимоотношения,

основанные на неформальном разделении военнослужащих по принадлежности до

призыва в Вооруженные Силы к различным политическим и общественно-

политическим организациям и объединениям.

Активное втягивание молодежи в политику может со временем привести к

созданию в подразделениях и частях группировок военнослужащих, имеющих

сходные общественно-политическую ориентацию, принадлежавших до призыва в ВС

к одним и тем же политическим партиям и организациям. Противостояние же

подобных социальных образований создает предпосылки к возникновению системы

посягательств противоположных группировок на интересы друг друга и к борьбе

за доминирующее положение в казарме. Усилению данной тенденции способствует

всевозрастающее расслоение общества на различные социальные группы по

уровню доходов.

Рассмотрев механизмы проявления межличностных молодежных конфликтов,

надо сказать об их истоках. Выделим такие типы конфликтов, в основе которых

лежит:

1. Конфликт ценностей – конфликт, связанный с исповедованием индивидами

различных ценностей, установок и предпочтений.

2. Конфликт интересов – имеет место, когда действие одной личности,

стремящийся достичь своих целей, блокируются, сталкиваются с

действиямидругой личности, также пытающейся достичь своих целей.

3. Обладание возможностями – конфликты, связанные с контролированием и

обладанием материальных ценностей и возможностей.

Сложно сказать, что же лежит в первоистоках возникновения конфликтов, но

видимо различие в ценностных представлениях подростков является основным,

для дальнейших, более сложных конфликтных взаимоотношениях.

Заключение.

Заканчивая работу надо заметить, что термины межгрупповые конфликты и

межпоколенные конфликты в данном контексте воспринимаются как синонимы. Так

как межпоколенные конфликты (проблема “отцов и детей”) – и есть та

глобальная проблема между молодежной группой и другими поколениями. Вообще

это извечная тема, извечный конфликт, который, видимо, ни когда не изжить.

Его можно только изучить и контролировать, направляя в нужное русло.

Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической

ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся

в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою

роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же

процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к

кризису в системе образования - нехватка учителей, раздаточного материала и

т. п. - все это сказывается на уровне образования детей. Подростки, вместо

контроля со стороны родителей и школы оказываются предоставлены сами себе,

на улице, в молодежных неформальных группах. Отсюда, нарушена связь между

поколениями, агенты социализации не выполняют свою функцию. Все это ведет к

нарастанию конфликтности.

То же можно сказать и о конфликтах внутри молодежной среды, когда

появился новый феномен: “молодежные разборки” (забить стрелку) - подростки

сами не ведают, что творят! Резкий рост таких негативных явлений ведет к

дезорганизации общества. Ведь дети сегодня - это полноценные граждане

завтра, которые должны будут, например, участвовать в выборах. Так кто же

они, люди будущего?

Литература

1. Радугин А. А. Радугин К. А. Социология. Курс лекций.// М. “Владос” 1995

2. Социология молодежи.// под ред. В. Т. Лисовского С-Петербург 1996

3. США глазами американских социологов.// Под ред. Ю. Н. Давыдова Г. В.

Осипова. М. “Наука”1982

4. Дементьева Н. Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий

старшекласснников.// Социс 6/95

5. Воронин Г. Л. Конфликты в школе.// Социс 3/94

6. Дорохова Л. Били ли мальчика? // Учительская газета 4/91

7. Аргументы и факты //№52

8. Суд над системой образования. М.,1991

9. Симонова Л. Способы взаимодействия старшеклассников с учителями в

конфликтных ситуациях.//Психология учителя. М.,1988.

10. Исаичева Н. Школа глазами учеников и учителей.//Вопросы психологии 4/90

11. Школа - 1988. Проблемы. Противоречия. Перспективы. М.,1989.

12. Гатанова Н. Психологические аспекты разрешения учителями конфликтов с

учениками.//Психология учителя. М.,1988.

13. Саймон Б. “Общество и образование” М.,1989.

14. Образцов И. В. Формы проявлений неуставных отношений.//Социс2/96

15. Д. Джонсон, Р. Джонсон Программы по разрешению конфликтов и

посредничеству лиц равных по статусу в начальной и средней школах: обзор

исследований.// Социальный конфликт. 1/97

16. Основы социологии. Курс лекций./под ред. А. Г. Эфендиева М.,1994

17. А. Г. Здравомыслов Социология конфликта. М., 1996

18. Козер Л. А. Функции социального конфликта.//Социальный конфликт:

современные исследования. Реферативный сборник. М., 1991

19. А. Г. Здравомыслов Исследование конфликта на макроуровне, Теоретические

предпосылки. Н-Новгород, 1994

20. Левичева В. Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989.

21. Шепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования

системы. СПб., 1993

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.