реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Коллективное поведение

Коллективное поведение

ПЛАН:

1)ВВЕДЕНИЕ……………………………………… 2стр

2) КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ…………… 5стр

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в

налаживании социального контроля. Теоретически отношения общества и

личности в условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка

индивидуальных качеств под социальный стандарт. В действительности

отношения усложняются наличием у личности индивидуального сознания, а,

следовательно возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или

изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на

уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется в

пределах взаимовлияния индивидуальных и коллективных, которые соотносятся

как контролируемая деятельность индивида и контролирующая деятельность

социальных институтов. Субъектом контролирующего действия выступает не

только государство, но и социальные институты: образование, мораль,

культура и т.п.

При анализе взаимодействия общества и личности с точки зрения

социального контроля можно выявить внутреннюю противоречивость

взаимодействия. С одной стороны человек обретает социальные качества и

социально обусловленную индивидуальность только под воздействием социальной

системы, а с другой - не сможет развить индивидуальность и

самореализоваться, если будет слепо копировать предлагаемые системой

образцы культуры. Вызревание и постоянное разрешение противоречий

осуществляется в процессе социализации индивида, когда происходит

сознательное усвоение им социальных норм и ценностей и исполнение ролевых

требований и ожиданий. Именно в ходе социализации реализуется социальный

контроль в различных формах.

Социальный контроль осуществляется посредством реакции общества,

социальной общности на индивидуальное поведение личности. Общество

использует различные санкции. Санкции - это способы реагирования окружающих

на поведение человека, осуществляемые в формах поощрения и наказания.

Отсюда возникают позитивные (поощрения за действия желательные обществу) и

негативные (наказания за нежелательные действия) санкции. Конкретное

содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религиозных

догм, политических концепций, законодательства определенной общественной,

государственной системы и т.п. Характер общественной реакции (санкции)

определяет и характер воспроизводства индивидуального акта: его повторение,

изменение или прекращение. Регулятивную роль играют не только санкции за

совершенные действия, но и ожидания применения санкций за еще не

совершенные действия.

В обществе существуют множество самых различных санкций. Одни из них

(правовые санкции) строго регламентированы, формализованы и применяются

полномочными лицами, властными структурами в соответствии с нормами права.

Иные санкции (моральные) неформальны и применяются отдельными членами

общности и в форме улыбки или нахмуривания бровей и т.п. и в форме

высказанного одобрения или осуждения и т.п. Все виды социальных санкций

образуют некую систему, могут взаимно нейтрализовать друг друга, если

вступают в противоречие, или усилить друг друга при совпадении их

содержания. На эффективность действия санкций по отношению к конкретному

человеку оказывают влияние глубина и характер их сознания индивидов, что в

свою очередь, обусловлено ценностями и ценностными ориентациями личности,

уровнем ее самосознания. Без воздействия на самосознание индивида система

социального контроля перестает существовать.

Общество постоянно стремится бороться с негативным поведением. Но до

этого времени большинство средств социального контроля и профилактики

вызвано эмоциями, догмами и иллюзиями и наименее всего - реальными

закономерностями процессов, которыми общество пытается управлять. Как

правило, запрещающе-репрессивные меры признаются в нашем обществе лучшим

средством борьбы. Но полноценный социальный контроль - это совокупность

средств и методов влияния общества не нежеланные (отклоняющиеся) формы

поведения. Поэтому действенным социальный контроль может быть тогда, когда

используются различные его механизмы, с учетом особенностей самих

отклонений. К таким механизмам можно отнести:

1)собственно контроль, осуществляющийся извне, в том числе путем наказаний

и санкций;

2)внутренний контроль, обеспечивающийся интериоризацией социальных норм и

ценностей;

3)побочный контроль, вызванный идентификацией с референтной

“законопослушной группой”;

4)”контроль”, установленный на широкодоступных разнообразных средствах

достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных

противоправным или аморальным.

Учитывая качество, направленность и распространение социальных

отклонений на Украине, можно предложить такую стратегию социального

контроля: замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии

общественно полезными и нейтральными; направленность социальной активности

в общественно одобренном или нейтральном русле; легализация (как отказ от

уголовного или административного преследования) “преступлений без жертв”

(гомосексуализм, проституция, алкоголизм и т.п.); создание организаций

(служб) социальной помощи: суицидологических, наркологических,

геронтологических; либерализация и демократизация режима содержания в

местах лишения свободы при отказе от принудительного труда и сокращения

части этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности.

Проблема социальных отклонений, девиантного поведения обращает на

себя все большее внимание отечественных социологов. Активнее

разрабатываются пути рационального контроля и распространения

положительного поведения. Важным заданием исследователей становится также

типологизация девиантного поведения личности, разработка концептуальных

основ механизма социального контроля.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Тем не менее, всякое множество людей (толпа и народ в том числе) несет в

себе коллективное сознательное и бессознательное и управляется им. По

существу несет в себе информационные модули определенного смысла,

распределённые своими различными фрагментами по иерархически организованной

психике (в смысле определённости строя психики в каждый момент на

рассматриваемом

интервале времени) каждого из множества разных людей*, а эти модули

предопределяют процесс самоуправления коллектива, поскольку людям во

множестве свойственна общность, во-первых, культуры, а во-вторых, по

характеристикам излучаемых ими биополей. То есть информационный обмен,

являющийся существом процессов управления и самоуправления, в обществе

носит как минимум двухуровневый характер: биополевой и через средства

культуры (виды искусств, средства массовой

информации, науку и образование).

* При этом некий функционально-целостный информационный модуль может

оказаться не сосредоточенным в психике одного человека, а рассредоточенным

в психике множества людей своими разными фрагментами. В этом случае, он -

как

информационная целостность - недоступен осознанному восприятию отдельной

личности, но если все его носители встретятся и, выделив его фрагменты в

своей индивидуальной психике, выразят их на уровне сознания, то он станет

доступным осознанному восприятию в целом и для индивидуального сознания.

Коллективное сознательное и бессознательное в таком его понимании,

как объективного информационного процесса, поддается целенаправленному

сканированию и анализу, поскольку обрывки информационных модулей так или

иначе находят свое выражение в произведениях культуры разного рода: от

газетно-туалетной публицистики, до фундаментальных научных монографий,

понятных только самим их авторам и нескольким их коллегам. Один человек или

аналитическая группа в состоянии систематически сканировать (по-русски -

просматривать) множества публикаций и высказываний разных людей по разным

вопросам, выбирая из них по тематическим ключам фрагменты функционально-

целостных информационных модулей, принадлежащих коллективному сознательному

и бессознательному. Точно также и действия и бездействие индивидов и

коллективов в определённых обстоятельствах, не связанные с такого рода

публикацией их мнений, представляют собой фразы "языка жизни", по которым

тоже может быть выявлен смысл того, что несет их коллекти вное

бессознательное.

После анализа состояния коллективного сознательного и бессознательного, на

него возможно оказать воздействие в субъективно избранном направлении его

изменения, преследуя определенные цели, если сгрузить в него информацию,

объективно соответствующую, во-первых, целям и во-вторых, информационному

состоянию общества. Такое воздействие может быть произведено вопреки

долговременным жизненным интересам большинства; вопреки тому, как

большинство понимает и выражает свои жизненные интересы; но сделать это

возможно, если люди не умеют, а главное и не желают, защитить свое

коллективное поведение от своего же коллективного сознательного и

бессознательного, и агрессивного воздействия на него сторонних сил.

И государственность - один из атрибутов современного общества, который

представляет собой фактор систематического воздействия на коллективное

сознательное и бессознательное, во многом будучи его порождением в прошлые

времена.

Коллективное бессознательное и сознательное - своего рода информационное

домино просто вследствие объективности информации в Мироздании. Каждая

мысль, в большинстве её выражений имеет начало и конец. Перед нею может

встать* иная мысль, которую первая объективно будет продолжать; но может

найтись и мысль, продолжающая первую. И каждая из них может принадлежать

разным людям. И есть некий "информационный магнетизм", о природе которого

мы в этой работе говорить не будем, но вследствие которого, как и в

настольном домино, в информационном домино коллективного сознательного и

бессознательного есть возможные и невозможные соответствия завершений и

начал мыслей. Отличие только в том, что возможные соответствия "завершение

информационного модуля - продолжение его иным информационным модулем" в

информационном домино не однозначно. Но кроме того неоднозначность

продолжений в информационном домино вызвана и тем, что в этом сплетении

мыслей и их обрывков участвует множество людей одновременно, оттесняя

своими мыслями мысли других. Но в отличие от настольного домино, где

определённая по составу группа игроков плетет только одну информационную

цепь, в коллективном сознательном и бессознательном плетется одновременно

множество информационных выкладок** как из завершенных мыслей, так и из

обрывочных, порождаемых разными людьми на уровне биополевой

общности(сознательного и бессознательного характера) и на уровне средств

культуры.

* Равно: возможно умышленно вставить.

** Строгий термин в настоящем контексте, указующий на то, что в отличие от

цепи костяшек в домино, информационной выкладке объективно свойственна

направленность чтения, т.е. воспроизведения информации в действиях людей.

Какие-то информационные выкладки могут замкнуться концом на свое же

начало, иллюстрацией чего является известное многим повествование: "У попа

была собака. Он её любил. Она съела кусок мяса – он её убил, вырыл яму,

закопал, крест поставил, написал: "У попа была собака... и т.д."". Если так

построенное кольцо недоброй информационной выкладки коллективного

сознательного и

бессознательного устойчиво, то оно может работать в режиме нескончаемых

кругов ада.

Всякое кольцо информационной выкладки может поддерживаться относительно

немногочисленным подмножеством людей, и процессы в нём происходящие не

способны увлечь остальное большинство, если в него нет открытых входов для

завершений чужих мыслей и открытых окончаний ему свойственных, к которым

могли бы пристроиться сторонние начала мыслей и завершения. Либо же

открытые входы-выходы есть, но в информационной среде общества отсутствуют

необходимые проставочные информационные модули (информационные мосты меж

данным информационным кольцом-цепью и другими иерархически взаимовложенными

информационными кольцами), которые могли бы соединить открытые входы-выходы

со всеми прочими информационными выкладками

коллективного сознательного и бессознательного.

Именно по этой причине заглохли демократизаторские преобразования в России:

узок круг демократизаторов; страшно далеки они от пахарей, рабочих и прочих

работящих, которым нет до демократизаторов конкретного дела; и варятся

демократизаторы в собственном соку, выражая свойственный им строй психики в

осмысленных битвах и бессмысленной грызне между собой...

Но может случиться так, что какая-то информационная выкладка,

поддерживаемая также весьма небольшим числом людей, содержит в себе

множество завершений собственных, открытых для

присоединения чужих начал, и ответных продолжений чужих завершенных мыслей

и их обрывков (аналогом этого в настольном домино являются кости-дуплеты,

лежащие поперек цепи костяшек). Такая информационная выкладка может

замкнуть на себя каждодневную деятельность почти всего общества. И

направленность общественного развития, свойственная такого рода выкладке

информационных модулей в коллективном сознательном и бессознательном,

определит дальнейшую жизнь общества. Вне этого процесса останутся разве что

те, кто поддерживает кольцевые информационные кандалы для самих себя, в

которые нет открытых входов, и из которых нет открытых выходов для

завершений и начал мыслей остального большинства членов общества.

Может случиться так, что в какой-то информационной выкладке есть разрыв и

не достает всего лишь одного доброго слова, чтобы она стала благоносной

программой самоуправления общественным развитием на основе коллективного

бессознательного или сознательного.

Но может случиться и так, что одного неосторожного обрывка мысли

достаточно, чтобы в коллективном бессознательном и сознательном заполнить

разрыв в какой-то информационной выкладке, и тем самым дать старт действию

какой-то программы общественного самоуправления, которая способна

уничтожить

плоды многих тысячелетий развития культуры.

Поэтому, памятуя об информационном домино коллективного сознательного и

бессознательного, его управляющем воздействии на течение событий, человеку

должно быть аккуратным даже в собственных обрывках сонных мыслей, а не то

что в мысленных монологах перед своим "Я" или в громогласной работе

на публику в кампании друзей или в средствах массовой информации.

Если не ходить вокруг, да около, то духовная культура общества - это

культура формирования информационных выкладок в коллективном сознательном и

бессознательном. Какова культура - такова и жизнь общества. Нынешнее

состояние России и история её последних нескольких столетий при таком

взгляде говорит о господстве в повседневности крайне извращенной и

загрязненной духовной культуры, и в этом выражается господство нечеловечных

типов строя психики. Впрочем, это относится и к остальным модификациям

толпо-"элитарной" культуры в ближнем и дальнем зарубежье, хотя там иная

проблематика.

Кто не согласен с этим утверждением о реальной* духовности России, пусть

опровергнет слова апостола Павла: "И духи пророческие послушны пророкам,

потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира.

Так бывает во всех церквах у святых".

* Реально в стаде павианов иерархия их "личностей" выстраивается на

основании того, кто кому безнаказанно показывает половой член.

Соответственно общероссийский мат: " Я тебя ..."; "А вот ... тебе"; "Я на

вас всех ... положил" – вторжение стадно-обезьяньего в общество тех, кому

Свыше дано быть людьми - наместниками Божьими на земле. Обезьянам не дано

быть людьми; россиянам же дано, и не должно унижаться до уровня обезьян.

Тем кто хочет поупражняться в расизме в отношении русских в связи с этим

сообщением, исключительно с целью их просвещения, следует знать, что

согласно кораническим сообщениям некоторая часть иудеев была обращена Богом

в обезьян за отступничество от Его Единого Завета. Реальное состояние

страны не отрицает хранимых ею высоких идеалов нравственности и зерен

истинной духовности под грудой мусора и извращений, но является выражением

распущенности, беззаботности и безответственности при известных высоких

идеалах и притязаниях осуществить их в жизни.

Коллективное сознательное и бессознательное иерархически организовано:

от семьи и группы сотрудников на работе до наций и человечества в целом.

Эта иерархическая организованность имеет место в системе объемлющих

взаимных вложений, каждомоментно меняющих свою структуру и иерархичность.

Это подобно матрешке, но отличие от реальной матрешки в том, что, если

вскрыть самую маленькую "матрешку" в коллективном сознательном и

бессознательном, то в ней может оказаться любая из её объемлющих б(льших

"матрешек" со всеми другими, поскольку человек - часть Мироздания,

отражающая в себя всю Объективную Реальность в её полноте и целостности, но

с разной степенью

детализации тех или иных фрагментов, что и определяет своеобразие

мировоззрения и внутреннего мира каждого индивида.

Все типы строя психики, которые наличествуют в обществе, участвуют в

порождении коллективного сознательного и бессознательного этого общества,

вследствие чего оказывают воздействие на самоуправление общества на основе

его коллективного сознательного и бессознательного. Но каждый из

типов строя психики, вступая в коллективное сознательное и бессознательное

общества, вносит в него свойственное только ему своеобразие, обособляющее в

коллективном сознательном и бессознательном каждый тип строя психики от

фрагментов коллективного сознательного и бессознательного, порожденных

другими типами строя психики. Но в силу того, что все индивиды принадлежат

к одному и тому же биологическому виду "Человек разумный", в коллективном

сознательном и бессознательном, состоящем из своеобразных фрагментов,

поддерживаемых носителями каждого строя психики, есть общие области

(информационные массивы типа "common", через которые передается информация

между самостоятельно работающими программами и подпрограмм ами, если искать

аналогии в программировании для компьютерных систем). Точно также имеются

информационные массивы типа "common", благодаря которым человечество

принадлежит биосфере Земли.

Человечество в целом, каждый народ, та или иная социальная группа в своем

коллективном сознательном и бессознательном несёт большие объемы самой

разнообразной информации. Поэтому, входя в обсуждение этой темы, чтобы в

ней не утонуть, следует ограничиваться рассмотрением только некоторых

её аспектов. В настоящей записке мы рассмотрим только соотношение частотных

характеристик процессов в коллективном сознательном и бессознательном,

обусловленных каждым из типов строя психики, что и определяет общий

характер самоуправления общества и его групп на основе проявлений

коллективного сознательного и бессознательного, распределяя по частотным

диапазонам поведение носителей каждого из типов строя психики и разобщая их

в видах деятельности, которые оказываются доступными или недоступными при

каждом из них.

Использованная литература:

1.Андрущенко В.П.,Горлая Н.И. Социология наука об обществе. Харьков,1996;

2.Осипов Г.В. Социология. Москва,1990;

3.Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения. Москва,1990;

4.Пига В.Н. Социология, курс лекций. Киев,1996.


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.