реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Институт семьи и брака

кажутся порой трудноразрешимыми. Еще несколько лет назад в нашей литературе

много писали о кризисе буржуазной семьи. Наша советская семья определилась

как семья образцовая с бесконфликтным настоящим и блистательным будущим.

Сейчас в нашей печати иначе как о кризисе семьи не говорят. Встречаются

даже утверждения о катастрофе семейной жизни, которую переживает наше

общество.

В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее

нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50% браков (в некоторых

местах уровень разводов достигает 70%). Причем у более чем трети

распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4

лет, т. е. совсем недолго. Нестабильность семьи приводит к росту неполных

семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях

формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей.

К нестабильности семьи следует добавить ее дезорганизацию, т.е.

увеличение числа так называемых конфликтных семей, где муж и жена живут как

«кошка с собакой», а воспитание детей в обстановке ссор и скандалов

оставляет желать лучшего. Это самым плачевным образом сказывается как на

взрослых, так и на детях. Именно в недрах такой семьи скрываются источники

алкоголизма, наркомании, неврозов и правонарушений. В результате страдают

взрослые, страдают дети, страдает общество. По данным еженедельника

«Семья», 1 млн. 100 тыс. детей остаются без семьи, 1 млн. 185 тыс. страдают

психическими заболеваниями, 900 тыс. подростков ежегодно задерживается за

правонарушения и бродяжничество, 1904 ребенка в 1997 г. покончили жизнь

самоубийством.

Кто виноват в этом? Конечно, взрослые, обрекающие детей на

одиночество, страдания и даже смерть. Но в чем причины такой ситуации?

Только ли злая воля негодяев и безответственных людей? Конечно, человек

отвечает за свое поведение. Но часто он не ведает, что творит, либо не

умеет найти правильный путь. Нужно искать более глубокие причины. Главные

из них — серьезные сдвиги в жизни общества. Что происходит?

§ 1.3. Развод как социальное явление.

Общество и государство оказывают влияние на брак различными путями:

экономическими, политическими, идеологическими. Наиболее непосредственным

проводником этого влияния являются правовые и моральные средства. Для того

чтобы общественное влияние на брак было эффективным, необходимо достоверное

знание действительного положения дел: общих тенденций развития семейно-

брачных отношений; причин, конфликтных ситуаций, возникающих в браке;

ценностных ориентации лиц, состоящих в браке или собирающихся в него

вступить; влияния одних факторов брачной жизни на другие и т. п. Только на

основе такого анализа возможны подлинно научные рекомендации по

совершенствованию брачно-семейных отношений. Необходимость в подобном

анализе уже возникала. В период обновления брачно-семейного

законодательства (1968-1969 гг.) мы столкнулись с целым рядом спорных и

сложных проблем правового регулирования брака и развода. Сохранять ли

судебный порядок развода или пойти на передачу дел о разводах в органы

ЗАГС; сделать это в отношении всех дел или только части их; каким критерием

при этом руководствоваться? Законодатель смог принять решение по этим

вопросам лишь на основе анализа соответствующих социологических данных,

характеризующих проблему развода. Эта же проблема приобретает существенное

значение и сейчас в связи с насущными задачами социального планирования.

Разработка планов социального развития не может не касаться и сферы семейно-

брачных отношений. Обоснованные рекомендации могут быть сделаны только в

том случае, если мы будем хорошо знать действительные процессы,

происходящие в современных браках, влияние на эти процессы различных

социальных факторов.

Развод, то есть юридически фиксируемый распад брака, есть антитеза

брака, его теневая сторона. Социологический анализ проблем развода

(социология развода) - это в определенной степени и анализ проблем самого

брака, в основном его отрицательных сторон. Для того чтобы этот анализ был

успешным, необходимо правильное представление о социальной природе того

явления, которое анализируется, о его месте в ряду других социальных

явлений. Не менее важны, данные, подвергаемые анализу. Они должны

достоверно и репрезентативно (то есть представительно) характеризовать

основные обстоятельства брачной жизни, во всяком случае те из них, которые

ведут к кризису брака. Только на основе всего этого можно выступать с

достаточно серьезными предложениями, направленными на укрепление семьи и

сохранение брака.

Как отнестись к разводу? Что это - социальное зло, правонарушение,

преступление? Взгляд на расторжение брака как на явление всегда

нежелательное иногда встречается. В период обсуждения проекта Основ

законодательства о браке и семье один читатель писал, в газету "Известия":

"Надо не облегчать разводы, а ввести закон о наказании тех людей, которые

обращаются за разводом и способствуют развалу семьи".

Можно с уверенностью сказать, что общество и государство заинтересованы

в том, чтобы разводов было меньше, а семейно-брачные отношения развивались

нормально и совершенствовались. Развод в любом случае свидетельствует о

непрочности и разрушении семейных связей и поэтому объективно не может

рассматриваться как явление положительное.

Общество заинтересовано в стабильности семейных отношений, так как это

обеспечивает здоровые взаимоотношения супругов, благотворно сказывается на

воспитании детей, облегчает решение целого ряда социальных проблем (жилье,

социальное обеспечение, трудоустройство и т. д.). Следовательно, в самом

общем виде государство и общество не могут не видеть в разводе

свидетельства неблагополучия в сфере семейных отношений. С этой точки

зрения развод является социальным злом.

Вместе с тем на развод следует смотреть и с иных позиций. Применительно

к каждому конкретному браку вопрос о нежелательности или желательности

развода не может решаться однозначно. В отдельных случаях развод не только

не является социальным злом, он, наоборот, необходим.

Государство, конечно, заинтересовано в укреплении семьи, и это не

случайно: семья представляет собой первичную ячейку общества. Степень

материального благополучия семьи, ее духовное, и нравственное здоровье во

многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность.

Семья оказывает решающее влияние на подрастающее поколение. Можно сказать,

что успехи и трудности, которые переживает семья, не только определяются

социально-экономическими условиями развития общества, но и в свою очередь

влияют на общество в целом.

Таким образом, укрепление здоровой, высоконравственной семьи,

основанной на чувствах любви, уважения и дружбы всех ее членов, является

важнейшей общественной задачей. Большая часть наших семей отвечает этим

требованиям. Было бы, однако, лицемерием отрицать тот факт, что имеется еще

немало людей, поведение которых в семье и быту далеко от тех высоких

требований, которые предъявляет к этому поведению общество. Пережитки

прошлого в общественном сознании наиболее живучи именно в сфере семейных

отношений, которые в силу своего личного и сравнительно замкнутого

характера менее других отношений поддаются общественному контролю. Но дело

не только в пережитках. Брак заключается добровольно, и в основе его лежит

личная склонность супругов. Даже при самом безупречном поведении супругов

эта склонность (любовь, уважение, духовная близость) может претерпеть

серьезные изменения под влиянием как объективных, так и субъективных

причин.

Причин расторжения брака много, и далеко не всякая причина дает

основание для оценки каждого конкретного развода как отрицательного

явления. В той массе разведенных, которых опрашивали, около 5% указывали в

качестве существенной причины развода "невозможность иметь детей".

Потребность в материнстве или в отцовстве является естественной и

неодолимой потребностью человека. В реализации этой потребности

заинтересовано и общество. Значит и в этом случае развод нельзя

рассматривать как нежелательное явление.

А ведь есть и другие причины, при наличии которых мы не можем бросить

упрек одному из супругов, если он решается на развод: душевная болезнь или

слабоумие; длительное тюремное заключение; безвестное отсутствие, - все это

причины такого характера, которые делают каждый конкретный развод

оправданным, а в некоторых случаях даже необходимым.

Таким образом, определенная часть разводов отвечает не только личным

интересам одного или обоих супругов, но и интересам общества в целом.

Имеется и еще одна очень важная сторона этой проблемы. Брак является

свободным и добровольным союзом между мужчиной и женщиной. Свобода

вступления в брак предполагает и свободу развода. "Свобода развода -

обратная сторона свободы брака, неотъемлемая часть свободы личности"[8].

Из всего сказанного нужно сделать такой вывод: не развод сам по себе

является главным социальным злом. Главным социальным злом являются

ненормальные отношения в браке, которые ведут к разводу. Именно с ними

необходимо вести борьбу всеми средствами, в том числе в некоторых случаях и

с помощью развода.

§ 2.3. Пути возрождения и укреплении семьи.

Впечатление, что сегодняшние конфликты, большие и малые катастрофы

обрушились на нас внезапно, как слепая лавина, обманчиво. Их истоки — в той

тоталитарной системе, которая шлифовалась в стране десятилетиями.

Социологические исследования семьи и рождаемости фиксируют

стереотипность повседневного уклада жизни, причем, показатель числа детей в

семье неожиданно оказывается интегральным. Как правило, зная

характеристики, можно с успехом прогнозировать и жилищные условия семьи, и

уровень жизни. Получается, что массифицированная детность сильнее

дифференцирует поведение и образ жизни людей, чем привычные социальные

переменные. Не имеющие детей, однодетные и трехдетные разнятся сильнее, чем

по своей профессии, например, или по образованию. В повседневной жизни та

или иная «детность» навязывает соответствующий бытовой уклад, перекрывая

действие социального статуса, дохода и т. п. Интересно и то, что

массификация малодетности, в тенденции сплошная, повсеместная, тем не менее

четко очерчивается национально-территориальными зонами. Не случайно в

Среднеазиатском регионе и в Закавказье критерий детности играет

определенную роль в становлении национального характера человека. Этот

критерий значим и для европейской части бывшею Союза, где национальное

своеобразие утверждается в оппозиции многодетности. Проблема в политическом

отношении примечательна, но совершенно не исследована.

В России малодетность семьи есть в равной мере итог общемирового

процесса, следствие затяжного кризиса экономики и политики, причем под

малодетностью следует понимать не просто наличие одного-двух детей в семье,

но и преобладание малодетной ментальности, такой системы ценностных

ориентации, которая отличается сильным отчуждением личности в сфере

социальных и семейных отношений. В обществе, имитирующем активность,

отстранение от псевдоценностей и норм — защитная реакция личности на

неподлинность существования. Но люди невольно втягиваются и в процесс

отчужденного восприятия подлинных ценностей как «казенных». Именно это

произошло с ценностью существования человеческого рода, воспроизводства

населения, рождаемости, семьи, детей. Отчужденный человек стал относиться к

этим ценностям не как к своим собственным, а как к навязываемым извне. И

результат этой трансформации ценностных ориентации не замедлил сказаться.

Массовая малодетность семей — вот ее итог, который рано или поздно начинает

беспокоить и само государство: нехватка трудовых ресурсов и пополнения

армии.

Но государство — бюрократический орган, и все, что связано с семьей в

общественной жизни, его мало интересует изначально. Дает себя знать

историческая противоположность семьи и государства, о которой немало

говорилось во все времена. Ориентация государства на социальную защиту

населения, ограниченную чисто материальной помощью, конечно, производит

впечатление заботы о населении. Эта сиюминутная политика находит отклик в

массах, но для решения нашей проблемы семьи такой заботы, мягко говоря,

недостаточно. Речь должна идти о возрождении определенных ценностей

семейной жизни.

Интересно, что до сих пор в социологии семьи и демографии чувствуются

отголоски характерной для большевизма политики антипатриархальности,

антитрадиционалиэма: малейшая попытка отменить ценность для существования

семьи как социального института взаимосвязи грех поколений, автономного

семейного производства, четкого распределения внутрисемейных ролей между

родителями и детьми, мужьями и женами тотчас же толкуется как проповедь

патриархальности и домостроевщины, где муж кнутом и пряником показывает

власть жене и детям.

В стране до сих пор нет семейной политики в строгом смысле слова или

демографической политики в области рождаемости. Постоянно подчеркиваемая в

официальных документах необходимость большей заботы о семье, о женщине-

матери упирается в обещания государственной помощи малообеспеченным слоям

населения, в число которых попадают теперь все многодетные семьи, множество

семей с одним родителем, семей с инвалидами, молодых семей с престарелыми

иждивенцами и др., а также в вопросах охраны материнства до и после родов,

для женщин, занятых в государственном секторе. Самостоятельная семейная

политика может стать составной частью социальной политики лишь в том

случае, если будет признана сама проблема кризиса семьи, причем на самом

высоком уровне — государственном. В истории немало примеров того, как

трудно и долго решаются даже общепризнанные проблемы, но что можно сказать

о решении проблем, которые не то чтобы неизвестны, неузнаны, а о которых

наслышаны многие и которым отказано в праве называться проблемами?

Осуществляемая сегодня реформа прямо не связана с учетом интересов

семьи с несколькими детьми, родительства и родства в их отношении к

совместной общесемейной деятельности. На мой взгляд, нужна особая

социальная политика, направленная на укрепление семьи с несколькими

детьми, которая способна нейтрализовать кризисный характер брачно-семейных

процессов (давно беспокоящий нашу общественность), выражающийся в

нестабильности браков, высокой разводимости и росте добровольного

безбрачия, отчужденности членов семьи и асоциальных формах внутрисемейного

общения, насилии в семье и росте числа детей, содержащихся в детских домах

и интернатах, распространенности соматических и невротических расстройств у

детей в малодетных семьях, росте правонарушений детей и подростков и т.д.

Трансформация экономических и политических основ (в ее сегодняшних

формах — без специальной семейной и демографической политики) при своем

возможном успешном развитии создаст лишь базу благополучия семьи, но

автоматически не укрепит, не восстановит институт семьи в общественной

жизни. Только специальная семейная политика, поощряющая семейный строй

жизни и устраняющая последствия сложившегося при сталинизме подавления

ценностей семейных отношений ценностями идеологическими и государственными,

способна обеспечить бесперебойное осуществление двух фундаментальных

семейных функций — рождения и воспитания необходимого числа детей. Люди

должны «хотеть» семейной жизни и ослаблению этого желания, кризису семьи

необходимо положить конец.

В условиях, когда малодетная семья все более становится убежищем

сосуществования трех одиночеств, а все социальные институты противостоят

ей, соревнуясь в перехвате семейных функций, требуется не благотворительная

помощь семье, а радикальное изменение места семьи в обществе. Возможно, это

потребует создания новой системы поощрения семейного образа жизни и

семейственности, принципиально исключающей какое-либо принуждение. Отказ от

семейной политики в общенациональном масштабе из-за боязни вмешательства в

частную жизнь вовсе не безобиден. Политика невмешательства сегодня

гибельна.

Заключение

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью

общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и

материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи,

следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей,

которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой

связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная

функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду,

уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким

будет общество, в котором будут жить наши дети.

Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы,

которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в

семьях, тем здоровее общество.

Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо

пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от

общества.

Семья это один из механизмов самоорганизации общества, с работой

которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей.

Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный

прогресс. Конечно же, кризисы обществ, цивилизаций не могут не

деформировать семью: ценностный вакуум, социальная апатия, нигилизм и

другие социальные расстройства показывают нам, что саморазрушение общества

неизбежно касается семьи. Но у общества нет будущего вне прогресса, а

прогресса нет без семьи.

Семья дает укорененность в социуме: одинокий человек либо замыкается в

себе, либо растворяется в обществе, в работе, в выполнении общественных дел

(при этом, как правило, ощущение ненужности самому себе не проходит), а

семья делает человека носителем интересов многих половозрастных групп

населения и даже полноценным потребителем.

Семья — оплот и возжигатель человеческой любви, так необходимой

каждому и всем. Прав был Э. Фромм, когда утверждал, что осознание

человеческой отдельности без воссоединения в любви это источник стыда и в

то же время вины и тревоги. Во все времена, во всех культурах перед

человеком стоит один и тот же вопрос: как выйти за пределы своей

индивидуальной жизни и обрести единение. Любовь позволяет ответить на этот

вопрос положительно: «Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в

друга и не испытывающих любви больше ни к кому. На самом деле их любовь это

эгоизм двоих... Любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит

все человечество, все, что есть живого»[9]. В этих идеях нет новизны. Еще

В.Соловьев полагал, что смысл любви в оправдании и спасении человеческой

индивидуальности через жертву эгоизма, но аргументация Фромма лучше

ориентирована на современного читателя.

Не имеющий опыта любви в семье не в состоянии возлюбить ближнего

своего. Любовь представляет собой уникальный род познания, проникновения в

тайну личности. «Единственный путь полного знания, это акт любви: этот акт

выходит за пределы мысли, выходит за пределы слова. Это смелое погружение в

переживание единства»[10]. Семья помогает раскрыться творческому потенциалу

личности, способствует ее творческой самореализации. Она не позволяет

человеку забыть о ценностях иного рода. И естественно, что «в целом люди,

состоящие в браке, счастливее тех, кто не женат (не замужем), разведен или

одинок в результате смерти одного из супругов»[11].

Сказанного достаточно для основного вывода: непреходящая значимость

семьи как завоевания общественного прогресса, ее главное предназначение

заключается в наделении людей полноценностью как социальной, так и

психологической. Ценность семьи заключается в том, что только она способна

поставлять обществу людей, в которых оно так остро нуждается, людей,

способных на настоящую любовь, а также «достраивать» мужчин и женщин до

качественно новых, гармоничных социальных субъектов. Ведь только влюбленный

имеет право на звание человека. Кстати говоря, для кого «ценностно-

лирическая» по форме аргументация кажется неуместной, либо неубедительной,

может воспользоваться терминологией системных исследований. Каждый имеет

право на приемлемый для него язык — лишь бы не в ущерб смыслу.

Литература

. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

. Бедный М.С., «Семья–здоровье–общество», М., 1986.

. Бердяев Н. А. Размышления об Эросе // Семья: Книга для чтения. М., 1991.

Кн. 2.

. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический

аспекты. Л., 1984

. Жвинклене А. Семейная интеграция как объект исследования //

Социологические исследования. 1987. №1. С.72.

. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.—Л., 1991.

. Литвинова Г. И. Под защитой государства. М., 1989.

. Литвинова Г. И. Человек после развода. М., 1993.

. Маркович Д. «Общая социология», Р-на дону, 1993.

. Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и

методики. М., 1998.

. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. «Социология», М., 1998.

. Плотниекс И. Психология в семье. М.,1991.

. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1993.

. Смелзер Н.Дж. Социология. // Социологические исследования. №10, 1992,

с.79.

. Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая

парадигмы. // Социологические исследования. №6, 1994, с.130.

. Сысенко В.А. Отцы и дети // Социологические исследования. 1986. №2. С.

100

. Франк С. Л. Религия любви // Русский Эпос, или Философия любви в России.

М., 1991.

. Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990.

. Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997.

. Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы М., 1997.

. Чегот Д.М. Брак, семья, зако Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997.

-----------------------

[1] Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб, 1998,

с 177-187.

[2] Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. –

М., 1998, с 16-78.

[3] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996, с. 292.

[4] Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997. С.75.

[5] Харчев А.Г. Человек после развода. Вильнюс, 1985. С.3.

[6] Сусоколов А.А. Межнациональные браки. М., 1996. С. 10.

[7] Плотниекс И. Психология в семье. М.,1991.

[8]Королев Ю.А. Семья, государство и общество. – М., Юридическая

литература, 1971, с. 151.

[9] Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990. С.

34

[10] Там же, С. 21

[11] Аргайл М. Психология счастья. М., 1990. С. 45

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.