реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Институт семьи и брака в традиционном обществе

Институт семьи и брака в традиционном обществе

Министерство образования Российской федерации

Северо-Кавказский государственный технический университет

Кафедра социологии и социальной работы

Курсовая работа

По дисциплине: социальная антропология

На тему: “Институт семьи и брака в традиционном обществе”

Студента СПФ

3 курса группы с – 011 ДО

специальности 020300 – социология Карамышева Р. А.

Руководитель

доцент, к. с. н.

Лушников Д. А.

Дата защиты

курсовой работы

_______________

Дата выставления оценки оценка_______

Ставрополь 2003 г.

Содержание

Стр.

Введение

3

Глава 1

6

1.1. Классификация семьи

7

1.2. Социальные функции семьи

1.3. Исторические типы брака

1.4. Выбор партнеров

1.5. Эволюция семьи и брака

Глава 2 Семья и брак в процессе исторического развития – эволюция

семейно-брачных отношений.

2.1. Брак в древности

2.2. Европейский брак в средневековье и Возрождение

2.3. Семья в библейские времена

2.4 .Языческая семья

2.5. Христианская модель семьи

2.6. Внутрисемейные отношения по «Домострою»

2.7. Вдовство в традиционном обществе

Заключение

Список литературы

Актуальность проблемы исследования.

Данная проблема представляет собой интерес для исследования,

поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества,

придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом

следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой

сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек

входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или

друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь

семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах

общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт

общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных

институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства

и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и

опеки и другие.

Брак – институт, регулирующий отношения между полами. В обществе

сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно,

половые отношения могут происходить вне, брака, а сам брак может

существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе

считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным

законом формой, не только разрешенных, но обязательных сексуальных

отношений супругов.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма

семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в

частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение

в большей степени носило качественный характер. Рассмотрение причин

возникновения тех или иных форм брака представляет интерес для культурно-

исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время.

Таким образом, цель исследования можно представить как изучение типов брака

и семьи в традиционном обществе, эволюции семейно-брачного института.

Объект исследования: социальный институт семьи и брака.

Предмет исследования: зарождение, история и развитие института брака

и семьи.

Задачи исследования:

1. рассмотреть классификацию семей и брака;

2. изучить социальные функции семьи;

3. рассмотреть исторические формы брака;

4. проследить эволюцию семейно-брачных отношений.

Методология исследования: в данной курсовой работе использованы

методы изучения теоретических основ, описания, сравнения, анализа форм

брака и семьи в традиционном обществе.

Глава 1

1.1 Классификация семьи

Семьи классифицируются по типам самыми разными науками – социологией,

статистикой, экономикой, антропологией, психологией.

Согласно антропологии, семьи делятся на консангвинальные и

конъюгальные. Консангвинальная семья состоит из кровных родственников,

принадлежащих к нескольким поколениям. Отношения в такой семье делятся по

мужской линии (патрилинейность) или по женской линии (матрилинейность).

Независимо от того, по какой линии ведется родство, именно отношения между

родственниками, а не отношения между мужем и женой (конъюгальность)

выступают основой организации семьи. Супружеская пара проживает либо с

родственниками жены (матрилокальность), либо сродственниками мужа

(патрилокальность), дети могут принадлежать как семье жены, так и жене

мужа.

Конъюгальная семья основана на супружеских, а не на родственных

отношениях. Родственники со стороны жены и мужа считаются частью данной

семьи. Они признаются одинаково важными и включены в организацию семьи

только как родственники жены или мужа, но не сами по себе. Дети принадлежат

не родственникам жены или мужа, а супружеской паре. Если консангвинальная

семья сохраняет себя благодаря преемственности поколений, то конъюгальная

семья формируется заново с каждым следующим браком. По критерию

местожительства конъюгальная семья относится к дислокальному браку. Это

значит, что вновь созданная семья отделяется от родителей и живет в

отдалении от них. Конъюгальная семья допускает более широкую свободу в

исполнении семейных ролей. Американское, российское и европейское общества

принадлежат к конъюгальному типу, а старокитайская семья была

патрилинейной, патрилокальной, консангвинальной. Семья индейцев Пуэбло

являлась матрилинейной, матрилокальной и консангвинальной.

Кроме того, выделяют два главных типа семьи, встречающейся в

человеческом обществе, - традиционную (или классическую), она же называется

расширенной (многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенную),

или семью происхождения, и прореакционную, или новообразованную, (созданную

взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и

многодетные семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют

патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства –

патернальную (глава семьи мужчина), матернальную (глава семьи женщина) и

эгалитарную (оба супруга в равной степени считаются членами семьи). [1; 293-

295]

1.2.Социальные функции семьи

Функции семьи – это способы проявления ее активности;

жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья

выполняла основные функции:

- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное

воспроизводство человека в семье);

- воспитательная функция – социализация молодого поколения,

поддержания культурного воспроизводства общества;

- хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья

членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи

для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных

членов общества;

- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное

взаимообогащение;

- социально-статусная – предоставление определенного статуса членам

семьи, воспроизводство социальной структуры;

- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение

интересов;

- эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной

поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая

терапия;

- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация

поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также

регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами,

родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

1.4. Исторические типы брака

в истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных

местах, четыре системы брачных отношений:

- групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин

(повсеместно был распространен в первобытном обществе);

- полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно

присущ скотоводам-кочевникам)

- полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай,

существовавший у одного из народов Индокитая);

- моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у

земледельческих народов).

- Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая

развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми)

встречались крайне редко. [1; 312-313]

3. Выбор партнеров

Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и

экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой

относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного

партнера в чужой группе.

Одним из критериев типологии семьи выступает неравенство супругов.

Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо

значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Так

называемый статусный брак предполагает преимущества выбора брачных

партнеров для занимающих высшие ступеньки в социальной иерархии. Отсюда

возникает понятие “неравный брак”. В кастовом, сословном и отчасти

классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они

угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это возвращение к

принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах

своей группы – рода, племени, сословия, касты.

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт

покупного брака возник на заре истории одновременно и внутри группового

брака, когда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара.

Две группы обменивались “подарками” которым могла служить женщина.

Родственники женщины “дарили” родственникам мужчины его будущую супругу в

обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались вторые первым.

Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной.

Практика покупного брака повлекла за собой оживление таких обычаев,

как похищение невест, нередко чисто символическое, на белом скакуне, с

гиканьем и свистом. В Южной Америке похищенную невесту даже завертывали в

ковер или мешок, подчеркивая якобы ее несогласие вступать в брак. При

похищении невесты у разных народов практиковались разные обычаи. Например,

у древних галлов этим занимались женщины – родственницы жениха. Батаки с

Суматры обязательно оставляли в доме похищенной знак – одежду или оружие,

иначе брак считался незаконным. Узаконивание брака после умыкания обычно

сводилось к выплате выкупа и чисто символическому бою за честь похищенной

невесты и ее родителей.

Особой разновидностью платного брака считается священный брак. В своей

книге “Золотая ветвь” Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому,

что обычай выдавать девиц замуж за богов-покровителей, был широко

распространен у многих древних народов. Так, индейцы Перу выдавали 14-

летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и

почитавшийся в качестве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня,

принимало участие все племя. Девушка должна была хранить свою девственность

и приносить богу-мужу жертвы от имени соплеменников, которые оказывали ей

величайшее почтение. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее,

поэтому через каждые несколько лет молодую девушку выдавали замуж за бога-

змея.

Священный брак являлся столь распространенным, что его сюжет вошел в

народные сказки практически всех народов Земли. Это разнообразные сказки о

том, как некий город или поселение находилось во власти многоголового змея

или дракона, и его жители вынуждены были отдавать ему в жены молодых

девушек, пока не появлялся герой, не освобождал девицу и город. На

Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, кому на сей раз

отдавать свою дочь морскому джинну. Цель священного бракосочетания –

откупиться от богов (добрых и злых), вызвать плодородие виноградных лоз,

призвать на землю дождь, получить помощь в охоте или спасти племя от какой-

либо беды.

В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде

эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху

патриархата, проявлялись в форме неравного дарообмена. Господствующий пол,

т. е. мужчина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от

нее, - соответственно своему привилегированному положению, размеру

богатства и политической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает

покупной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в объект купли –

продажи. Утверждение частной собственности превратило брак в коммерческую

сделку. Размеры прав мужа на обладание женой делаются прямо

пропорциональными величине выкупа, уплаченного за нее. У нубийских арабов

число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верность мужу,

зависела от числа голов скота, уплаченного за нее.

С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака – выкупном

браке. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала

формализованной. Устной договоренности молодых людей или их родителей было

уже недостаточно. В формализованном браке требовались свидетели, а

церемония бракосочетания проходила публично.

Сначала в эпоху племенных объединений во главе с вождем, а затем в

период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых

базировался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры

власти (вождь, клан, отец) осуществляли действия, составляющие процедуру

бракосочетания: 1. принятие решения о необходимости либо желательности

вступления в брак, 2. выбор брачного партнера, заключение брачного

контракта, исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы.

Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в

часть родоплеменных мероприятий. На мусульманском Востоке возникла новая

форма покупного брака – калымный брак. Калым – выкуп за невесту,

первоначально выплачивался роду, а позднее – родителям в качестве

компенсации за потерю работницы. Махр – брачный подарок жениха, который

принадлежит только невесте. В отличие от него калым делится на две части:

большая часть остается у родителей как их собственность, а меньшая

передается невесте как “плата за девственность”. Стороне жениха вручался

особый список, в котором сторона невесты указывает, что именно и в каком

количестве она хотела бы получить в качестве калыма.

Размер калыма – величина непостоянная. Так, например, чем выше

образование невесты, тем ниже калым. Это объясняется тем, что мужчина

покупает не только красоту, нежность, добронравие или ученость, но его

интересует возраст и работоспособность будущей невесты.

Согласно традиции, калым считается знаком уважения к невесте и ее

родне. Но он воспринимается и как составная часть рыночной экономики и

таким образом формирует новое явление – брачный рынок. Закономерности

брачного рынка таковы: цены на самом маленьком рынке (внутриплеменном) –

самые высокие, а цены на самом большом (конфессиональном) – самые низкие;

чем выше степень эндогамии (запрещение инонациональных браков), тем больше

размер калыма.

Одним из предшественников брачного рынка надо считать существовавший в

древнем Вавилоне обычай, именуемый на современном языке брачным аукционом.

В отличие от калыма здесь имело место перераспределение денег, полученных

за красавиц, в пользу девиц, обделенных привлекательностью. Таким образам

все они оказывались замужними.

Брак по расчету зародился еще на заре человечества, когда люди

заключали браки, чтобы обеспечить союзы между племенами или с другими

полезными целями. В дальнейшем правители древних стран отдавали своих

дочерей и родственниц в жены правителям других стран, чтобы получить,

политические или дипломатические выгоды, укрепить межгосударственный союз,

повысить свой статус и т. д. Со временем мотивы брака менялись, но его

сущность оставалась прежней. В нем отсутствовала эмоциональная

составляющая, чувство взаимной любви. Брак по расчету – противоположность

браку по любви.

В дореволюционной России высокий уровень брачности среди основной

части населения, крестьянства во многом объяснялся экономическим образом.

Крестьянский парень до женитьбы в деревне всерьез не воспринимался; он не

имел голоса в семье, на крестьянском сходе; деревню ему не разрешали

покинуть даже на короткий срок. Только после свадьбы он становился

полноправным членом семьи и “мира” – сельской общины, обладателем прав и

обязанностей полноценного члена крестьянской общества. Аналогичным было

положение незамужних крестьянских девушек. Таким образом, невозможность

холостой жизни земледельца объясняется материальной необходимостью.

Экономическая и морально-этическая необходимость заставляла крестьян

жениться при первой же возможности, делая безбрачие практически

невозможным. Именно это заставило многих исследователей крестьянской жизни

сделать вывод, что такой брак – хозяйственная сделка, а не взаимная

склонность.

Характерным было стремление женить детей как можно раньше: парней в 18-

20 лет, девушек - в 16-20 лет. Однако в ряде губерний, таких как Курская,

Орловская, Рязанская и др., девушек выдавали в 15, 14, 13 и даже в 12 лет.

Крестьяне этих губерний при обращении к епархиальным властям мотивировали

просьбы разрешить вступить в брак до 16 лет необходимостью иметь в доме

работницу или хозяйку.

Другая причина брака по расчету – желание избежать службы в армии.

Земские врачи считали, что браки до 20 лет преждевременны в силу неполной

физической и половой зрелости крестьянской молодежи: в конце X1X в. около 8-

10 новобранцев ежегодно получали отсрочку по этим причинам.

“Хозяйственный” подход к браку свойствен многим народам. Юкагиры

считали, что семья – это группа людей, которая “отдельно ставит шатер или

юрту, имеет свой собственный огонь (очаг) и концентрируется вокруг одной

женщины-матери”. Симптоматично, что “жениться” у юкагиров дословно означает

“приобрести чум”, а не найти любимого человека. Видимо, для менталитета

этого народа, понятие “домохозяйство” более точно отражает реальность,

нежели термин “семья”. [1; 317-326]

1.5. Эволюция семьи и брака

Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением

родового строя. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья

(управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также

домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе,

формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не прямо,

а через промежуточные формы. Примером является семья, состоящая по

вертикали не из родителей и детей, а из дядьев и племянников. Ее остатки

видят в обычае воспитательства – обязательной отдаче детей на воспитание в

чужие семьи. другой пример – обычаи травестизма и кувады. Травестизм –

практика ”перемены пола”: мужчина отрекался от своего пола, надевал женское

платье и выполнял женские обязанности вплоть до супружеских, тем самым,

присваивая себе и женские права. Кувада – демонстрация отцом тесной связи с

ребенком от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до косвенных знаков

причастности к нему, например жалоб

на слабость или соблюдение диеты. Большинство ученых объясняет куваду

как борьбу мужчины за признание его отцовских прав и установление

отцовского родства.

Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя

(домовая) община. Еще одно ее название – патриархальная семья. Различаются

два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из

трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии;

горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и

неженатыми родственниками по боковой линии.

В реальной жизни многие семьи вертикально-горизонтальны, включая,

например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там,

где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов. Известны

случаи, когда такая семья достигала 200-300 человек, образуя население

целого поселка.

Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями

труда, совместно вели хозяйство. Семью возглавляли “старший” мужчина и

“старшая” женщина. Важнейшие дела семьи, например, женитьба или выдача

замуж, решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и

женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся

от нее своим близкородственным составом.

Большая семья постепенно уступило место исторически новой форме –

малой нуклеарной, элементарной семье, воплощавшей в себе начала частной

собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития

товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.