![]() |
|
|
Диагностика проблем социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запасКроме этого, создатели центра ориентировались на огромный потенциал отставных военнослужащих - и физический, и моральный, на то, что именно бывшие военнослужащие - реальные носители патриотических начал. В какой-то степени создание центра носит для самих уволенных в запас военнослужащих психотерапевтическое начало. Полным сил людям дали в руки ответственное дело. Руководителем детско-юношеского центра «Резерв» был назначен председатель клуба военнослужащих запаса «Русич». Задумывая организацию детско-юношеского центра, предполагалось, что для проведения мероприятий центра будет привлекаться потенциал жен членов клуба, будут организовываться совместные мероприятия с советом ветеранов Афганистана. Кроме того, городской уровень и значимость задуманного дела привлекут к проблемам военнослужащих уволенных в запас внимание городской власти. Прежде всего, среди мальчиков 7-9 классов и 10-11 классов было проведено анкетирование (приложение 9). Результат: не хотели бы родиться в России - 8% опрошенных. служба в армии является обременительной необходимостью для 34%. пойдут на все, чтобы не служить в армии - 17%. Программа развития детско-юношеского центра «Резерв» на базе общеобразовательной школы №1 г. Славгорода I. Общие положения1.1. детско-юношеский центра «Резерв» (далее - Центр) образуется на базе общеобразовательной школы №1 г. Славгорода.1.2. Центр осуществляет свою деятельность в тесном контакте с общественной организацией, клубом военнослужащих запаса «Русич» и в контакте с педагогическим коллективом и администрацией общеобразовательной школы №1 г. СлавгородаЦель и задача программы 1. Формирование у молодежи готовности к службе в армии; 2. повышение уровня военно-патриотического воспитания; 3. формирование высоких нравственных и патриотических ка честв. Основные направления реализации программы идейно-нравственная и морально-психическая подготовка; военная подготовка; физическая подготовка. Мероприятия: v встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий в Афганистане, Чечне; v лекции и беседы: «Зачем нужна сила духа» Хромов Н. Зачем нужна сила духа? //ОБЖ.-2000.-№3.-С.31-32,»Новая структура вооруженных сил России» Новая структура вооруженных сил России // ОБЖ.-2002.-№8.-С.20-27, «Как преодолеть стресс» Варенов А. Как преодолеть стресс? // ОБЖ.-2001.-№8.-С.63-64, «Пути к высокому сознанию» Орлов О. Пути к ноосферному сознанию /// ОБЖ.-2001.-№2,3, «Неуставные взаимоотношения в Вооруженных Силах» Филатов С. Неуставные взаимоотношения в Вооруженных Силах // ОБЖ.-2002.-№5.-С.35-38; v музыкально-историческая композиция «Афганистан - боль в моей судьбе», «День защитника Отечества», турнир «Солдатушки-ребятушки» (приложение 10); v военно-спортивные игры «Зарница», «Аврал в военном штабе» (приложение 11). Ресурсное обеспечение программы: Бюджетное финансирование и спонсорская поддержка. В качестве помощи и поддержки программе развития детско-юношеского центра «Резерв» мною, социальным педагогом было проведено диагностирование социальной среды ребят (семья, круг общения, интересы и потребности). С отдельными подростками, особенно негативно настроенными неоднократно проводились индивидуальные беседы, познакомилась с родителями этих подростков и провела индивидуальную воспитательную работу в форме консультаций, в которых говорилось, что будущее нашей армии за их ребенком и его сверстниками, готовыми в любую минуту прийти на выручку своим друзьям, семье, городу и стране. И тогда возрождение в нашей армии ее лучших традиций не будет казаться столь невыполнимой задачей, а произойдет в ближайшее время. Членов клуба вскоре можно было выделить из общей массы подростков: они подтянуты, уравновешены, целиком захвачены идеями клуба. 2.4 Деятельность социального педагога по решению проблем семей военнослужащих запаса, членов клуба «Русич» Основными видами деятельности с этой группой военнослужащих запаса для меня, как социального педагога явилось диагностирование, психологическая и валеологическая коррекция, социально-правовые услуги, обеспечение социальной адаптации и реабилитации и консультирование. В процессе консультирования приходилось часто обращаться к услугам справочных правовых систем «ГАРАНТ» и «КонсультантПлюс» Особое внимание в работе с предложенной группой военнослужащих уволенных в запас было обращено на психологическую коррекцию, которая проводилась совместно с сотрудниками Славгородского филиала краевого кризисного центра для мужчин. Для психологической коррекции применялись психосинтетические и аутогенные техники медитации, дыхательные упражнения (приложение 8). В какой-то мере автору исследования, как социальному педагогу, пришлось стать для этой группы военослужащих запаса проводником в гражданский социум изучив их потребности и социальные проблемы и установив для решения этих проблем тесные контакты с Комитетом по социальной защите населения и Центром занятости и трудоустройства населения, т.е. подключиться к работе учреждений системы социальной защиты населения. Под социальной защитой понимается деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для ее самоопределения и утверждения в жизни. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России.-М.: Академия, 1995.-С.17 Трое членов клуба «Русич» помимо общественной нагрузки в рамках клуба хотели бы получить полноценную работу в гражданской сфере. Остальных устраивал тот уровень занятости, который они имели. Две семьи не имели своего жилья и снимали квартиры в аренду. Требовалась поддержка. Выявив воинские специальности уволенных в запас военнослужащих, пока не нашедших работу, на основе информации, опубликованной в журнале «Основы безопасности жизни» были определены родственные названным воинским должностям гражданские профессии и с подписью заместителя мэра города, курирующего социальную работу, медицину, образование и культуру, оформлены официальные заявки в Центр занятости и в трудоустройства населения. Поддерживающим фактором в этом начинании явилось то, что до городской мэрии уже дошла добрая слава о деятельности членов общественной организации, клуба военнослужащих запаса «Русич». Проявил себя и центр детско-юношеского творчества «Резерв». На занятия центра стали приходить ребята и из других школ города. Далее представлен список возможных для предложения членам клуба «Русич» специальностей, представленный в «Центр занятости и трудоустройства населения». Список специальностей возможных для предложения бывшим военнослужащим, членам клуба «Русич» представленный в Центр занятости и трудоустройства населения
Через время все три человека из экспериментальной группы, желавших получить работу - получили ее. Результаты исследования семей военнослужащих запаса, членов членов клуба «Русич» показывали, что взаимодействия в семьях исследуемой группы военнослужащих, достаточно гибки. Члены семей свободны в проявлениях своих чувств и желаний и все возникающие проблемы обсуждают сообща, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру. Но я При исследовании допускалось, что, возможно, одна, две семьи были «закрыты» для исследователей. Возможно, усилия ее членов были направлены на поддержание согласия и единства перед внешним миром, достигаемого за счет подчинения воли и желаний всех воле и желаниям главы семьи и поэтому в них были исключены любые индивидуальные разногласия. Допуская этот вариант, исследователями не было прекращено индивидуальное консультирование, как родителей, так и детей. Не были оставлены без внимания взаимоотношения детей исследуемой группы со сверстниками и одноклассниками. Исподволь закреплялось понимание семьями своего единства, взаимозависимости. Хорошо познакомившись с исследуемыми, большая часть встреч проводилась в виде совместных дискуссий, основой которых были прошлое, настоящее и будущее семьи. Если возникали конфликтные ситуации или проблемы, они разрешались. Работая с названными семьями, исследователи исходили из того, что любые семейные проблемы имеют не только негативные, но и позитивные причины. 2.5 Повторная диагностика и анализ изменений в результате работы с членами клуба военнослужащих запаса «Русич» и их семьями После последовательно проведенных действий опытно- экспериментального исследование социально-педагогической работы с военнослужащими, уволенными в запас и их семьями, в том числе, и после реализации программы работы детско-юношеского центра «Резерв» и деятельности социального педагога по решению проблем семей военнослужащих запаса, членов клуба «Русич», нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, которая показала изложенные ниже результаты. Результаты диагностики психологических проблем военнослужащих, уволенных в запас
Результаты диагностики психологических проблем жен военнослужащих запаса
Возможно оттого, что женщины более устойчивы к жизненным передрягам и более выносливы, а возможно оттого, что они все - таки ощущают себя за спиной мужей, но в первичной диагностике на фоне мужчин женщины выглядели благополучнее. В результате же действий группы экспериментаторов, состоящей из психологов Славгородского филиала краевого кризисного центра для мужчин и социального педагога, автора дипломного исследования женщины оказались меньше подверженными изменениям. Все - таки социально важное и человечески ответственное дело по воспитанию из мальчишек будущих воинов и мужчин дало свои плоды. Члены общественного объединения, клуба воинов запаса «Русич» почувствовали себя востребованными, занятыми важным и ответственным делом, что сразу же повысило результаты повторного тестирования. Порадовало экспериментаторов и повторное анкетирование мальчиков школы №1. Хотя, в общем-то, и до анкетирования этого результата можно было ожидать. Стать членом детско-юношеского центра среди мальчиков города стало престижно. Город Славгород невелик (35 400 жителей), слухи очень быстро разносятся, вскоре большая часть мальчишек города знала как интересно и насыщенно событиями проводят время члены детско-юношеского центра «Резерв». Вскоре в «Резерве» пришлось вводить II уровня сложности - для вновь принятых и для старожилов. Итоги анкетирования: Первичное анкетирование Не хотели бы родиться в России - 8% опрошенных. Служба в армии является обременительной необходимостью для 34%. Пойдут на все, чтобы не служить в армии - 17%. Вторичное анкетирование Не хотели бы родиться в России - 0,5% опрошенных. Служба в армии является обременительной необходимостью для 8%. Пойдут на все, чтобы не служить в армии - 2%. Таким образом, с помощью разнообразных и органически сочетающихся между собой направлений работы социального педагога с группой военнослужащих, уволенных в запас, был задействован их потенциал и включен в общественно-полезную и востребованную Отечеством работу. Опыт и знания бывших военнослужащих послужили на развитие гражданского общества. Это повысило уровень самооценки и значительно сняло социальную напряженность в экспериментальной среде военнослужащих уволенных в запас и в их семьях. Социально значимое дело позволило бывшим военнослужащим легче и быстрее адаптироваться в гражданском социуме и немалый жизненный и профессиональный потенциал послужил на пользу обществу. Заключение Анализ психолого-педагогической литературы и литературы по теме исследования, результаты выполнения задач, поставленных перед клубом военнослужащих запаса «Русич», апробация программы развития детско-юношеского центра «Резерв» в условиях экспериментальной общеобразовательной школы №1, результаты диагностирования членов клуба военнослужащих запаса «Русич» и членов их семей и диагностирования ребят детско-юношеского центра «Резерв» позволяет обосновать основные выводы дипломного исследования: 1.Социально педагогическая работа с военнослужащими, уволенными в запас и их семьями в современных условиях проблема актуальная и перспективная, при этом необходимо учитывать человеческий и профессиональный потенциал, как самих военнослужащих, так и членов их семей и рационально его использовать. 2. Мы определили, что социальная адаптация бывших военнослужащих - это не узкий вопрос, а широкий спектр законодательных, организационных, профессиональных, финансовых, психологических, социально-психологических и других аспектов, касающихся как обыденной жизни, работы, так и духовной сферы человека. 3. Задачи по повышению уровня военно-патриотического воспитания на уровне местных Советов решаемы с помощью человеческого и профессионального потенциала бывших военнослужащих - реальных носителей патриотических начал. Проблемы, стоящие перед уволенными военнослужащими в гражданском социуме можно условно разделить на 2 группы: 1. Социально-экономические проблемы (трудоустройство, жилищная проблема, материальное обеспечение семьи). 2. Психологические проблемы адаптации к гражданскому социуму. Создание общественной организации «Русич», клуба военнослужащих, уволенных из армии, позволило решить часть проблем в условиях г. Славгорода. Профессиональная квалификация и индивидуальные качества экспериментальной группы военнослужащих уволенных из армии и членов их семей помогли городу решить сложнейшую задачу по повышению уровня военно-патриотического воспитания в городе, организации и развитию детско-юношеского центра при общеобразовательной школе №1. Помогли подняться детско-юношескому центру на престижную высоту и заработать добрую репутацию среди молодежи города, заняв ее досуг полезным и важным делом - подготовкой к службе в армии, укрепления здоровья, воспитанием моральных и человеческих качеств. В результате нашего теоретического и опытно-экспериментального исследования по проблеме определения основных направлений работы социального педагога с военнослужащими, уволенными в запас и их семьями, были выявлены следующие направления работы: v социально-психологическая поддержка военнослужащих, уволенных в запас и их семей; v психологическая и валеологическая коррекция; v охранно-защитная поддержка (социально-правовые услуги, консультирование); v участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи в г. Славгороде. Библиография 1. Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (11.02.93 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ 2. Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (12.02.1993 г) // Справочная правовая система ГАРАНТ 3. Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих " (22.01.1993 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ 4. Федеральный Закон "О статусе военнослужащих " (25.05.1998 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ 5. Закон Российской Федерации "Об обороне" (принят 24.09.1992 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ 6.Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и «О воинской обязанности и воинской службе» // Справочная правовая система ГАРАНТ 7. Федеральный Закон «Об образовании» // Справочная правовая система ГАРАНТ 8. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ 9. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. №551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» // Справочная правовая система 10.Комплексный подход к решению социально-экономических проблем в местах компактного проживания военнослужащих и членов их семей // Материалы Международной научно-практической конференции. 2001 год, г. Котово 11. Материалы периодической и специальной печати («Независимое военное обозрение» - еженедельное приложение к «Независимой газете»; «Красная звезда»; 12. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт.-М.: ACADEMIA, 2000 13. Алферов А.Д. Психология развития школьников. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2000 14. Бочарова В. Социальная педагогика: диалог науки и практики. // Социальная педагогика. - 2003. - № 1-С.27-34 15. Варенов А. Как преодолеть стресс? // ОБЖ.-2001.-№8.-С.63-64 16. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: ACADEMIA, 2002 17. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. - М.: ACADEMIA, 2001 18. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие. - М.: ACADEMIA, 2002 19. Возрастно-психологический подход к консультированию детей и подростков: учеб. пособие / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова и др.-М.: ACADEMIA, 2002 20. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей // Воспитание школьников.-2000.-№7.-С.22-26 21. Информационный бюллетень Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей и др.) 22. Ковалев С.В. Психология современной семьи.-М.: Просвещение, 1988 23. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.-М.: ACADEMIA, 2001 24. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения // Вопросы психологии.-2001.-№1.-С.107-122 25. Кирикова И. День защитника Отечества // Воспитание школьников.-2002.-№10.-С.57-61 26. Кравченко А.И. Обществознание: учебник.-М.: Мастерство, 2002 27. Ладанов И.Д. Управление стрессом.-М.: Профиздат,1989 28. Левитов Н.Д. Психология характера.-М.: Просвещение, 1969 29. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: ACADEMIA, 2001 30. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий.-М.: Просвещение, 1982 31. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России.- М.: Академия, 1995 32. Материалы сайта www.exmilitary.ru 33. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева.-М.: Академия, 2002 34. Михайлов А. Тяжело ли в ученье? // ОБЖ.-2001.-№3.-С.26-28 35. Модзалевский Л. Н. Очерк воспитания и обучения с древнейших до наших времён. - СПб: 2000 36. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник.-М.: ACADEMIA, 2000 37. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ.-М.: ЭКСМО-Пресс,2002 38. Немов Р.С. Психология: учебник в 3 книгах.-М.:ВЛАДОС, 2001 39. Никитина Л. Узловые моменты профессии // Воспитание школьников.-2000.-№7.-С.20-22 40. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе.-М.: Академический Проект, 2003 41. Новая структура вооруженных сил России // ОБЖ.-2002.-№8.-С.20-27 42. Овчарова Р.С. Справочная книга социального педагога.-М.:ТЦ Сфера, 2002 43. ОвчароваР.В. Справочная книга школьного психолога.-М.: Просвещение; Учебная литература, 1996 44. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология.-М.: Академический Проект, 2002 45. Орлов О. Пути к ноосферному сознанию /// ОБЖ.-2001.-№2,3 Профориентационное консультирование уволенных в запас военнослужащих и членов их семей: психологическая помощь при выборе «гражданской» специальности./ Калиничев В.Л. и др. - М.: СИП РИА, 1999. 46. Психологическая реабилитация участников боевых действий / Под ред. Соловьева И. В. - М.: ЦСПП «Статус», 2000. 47. Результаты Мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей (1999-2001 годы). 48. Ряжских М., Александров А.А. «Солдатушки-ребятушки» //Воспитание школьников.-1999.-№4.-С.54-57 49. Сидорова Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита // Социальная педагогика.-2003.-№2.-С.98-101 50. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой.-М.: Юристъ, 1997 51. Соловейчик С. Л. Популярная психология для родителей. - М.: Педагогика, 1992 52. Социальная адаптация военнослужащих: справочник / Под ред. Калиничева В.Л.- М.: МИСИ, 2001. 53. Социальная педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Никитина.-М.: ВЛАДОС, 2002. 54. Тихонова Н. Стрессоустойчивы ли вы // Воспитание школьников.-2002.-№3.-С.59-60 55. Филатов С. Неуставные взаимоотношения в Вооруженных Силах // ОБЖ.-2002.-№5.-С.35-38 56. Фомина О. С., Кудряшова Г. А., Беликова Л. Ю. Реализация модели воспитательной системы // Классный руководитель. - 2003. - № 4.-С.32-34 57. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник.-М.: Изд. Института Психотерапии, 2003 58. Хромов Н. Зачем нужна сила духа? //ОБЖ.-2000.-№3.-С.31-32 59. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие.-М.: Академия, 2002 60. Штейн С. Психология общения с подростками // Воспитание школьников.-2001.-№3.-С.32-37 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |