реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Гендерные аспекты конфликтов в современной организации

Во многом это зависит от причины возникновения конфликтной ситуации в трудовом коллективе. Задачей исследователя является в первую очередь выявление дисфункциональных конфликтов на ранних стадиях развития, определение оснований и поиск путей их разрешения. Основными причины конфликтов могут стать и ограниченность ресурсов, и взаимозависимость задач, и различия в целях, ценностных ориентациях, манере поведения, уровне образования, а также гендерном статусе.

Проблеме исследования конфликтов посвящено огромное количество работ зарубежных и отечественных ученых. Причины возникновения конфликтных ситуаций в первичном трудовом коллективе рассматривали в своих работах Выханский О.С., Наумов А.И., Гришина Н.В., структурные компоненты и эволюцию конфликтов описывали Анцулов А.Я., Шипилов А.И., стратегии разрешения и методики их изучения были проанализированы Томасом К.У., Килменном Р.Х. Но влияние гендерных факторов на возникновение конфликтов и стратегии поведения мужчин и женщин в конфликтных ситуациях в трудовых коллективах исследованы недостаточно. Кроме того, отсутствует социологическая информация, позволяющая определить воздействие на уровень конфликтности группы ее гендерного состава.

Объект - члены трудовых коллективов предприятия МТК «Тверское представительство» г. Тверь.

Предмет - влияние гендерных установок на уровень конфликтности трудовых коллективов и модели поведения в конфликтных ситуациях.

Цель исследования - изучить влияние гендерных состава группы и установок на уровень конфликтности трудовых коллективов и выявить модели поведения в конфликтных ситуациях мужчин и женщин.

Задачи исследования:

1. Определить уровень конфликтности трудовых коллективов предприятия МТК «Тверское представительство» в зависимости от их гендерного состава.

2. Проанализировать способы поведения в конфликтных ситуациях сотрудников организации (мужчин и женщин).

3. Определить степень распространенности гендерных стереотипов в трудовых коллективах предприятия.

4. Выявить соответствие гендерных установок работников традиционным представлениям о гендерных моделях поведения мужчин и женщин.

5. Оценить степень удовлетворенности трудом в коллективах различающихся гендерным составом

6. Исследовать взаимосвязь между распространенностью гендерных стереотипов и уровнем конфликтности в группах.

Гипотезы:

1. Гендерные представления сотрудников часто не соответствуют традиционным представлениям о гендерных ролях, происходит смешение или смена традиционных ролей мужчины и женщины.

2. Уровень конфликтности в трудовом коллективе определяется его гендерным составом.

3. Несоответствие гендерных установок сотрудников приводит к возникновению конфликтных ситуаций.

4. Стиль поведения в конфликтах часто зависит от гендерной модели мужчин и женщин.

Интерпретация ключевых понятий:

Гендерная самоидентификация, т.е. осознание человеком своей половой идентичности. В норме гендерная идентичность соответствует биологическому полу, но это соответствие не всегда бывает полным. Социальными причинами несоответствия может стать наделение человека социальными функциями несоответствующими его полу. Формирование гендерной самоидентичности начинается в детском возрасте в процессе воспитания.

Гендерные стереотипы - сложившиеся веками устойчивые представления общества об образе мужчины и женщины, независимо от их личностных качеств.

«Гендер» - «социальный пол», т.е. те социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

«Конфликт» -- ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп, объединений которые возникают при их несовместных взглядах, позициях и интересах.

«Гендерный конфликт» - действие или состояние, обусловленное столкновением гендерных ролей, норм, ценностей отношений. Например, мужчины с красивой внешностью часто бывают фрустрированными из-за этого, поскольку обладают качеством, более соответствующим женщинам. Традиционное противопоставление красоты уму приводит к тому, что окружающие начинают воспринимать красивых мужчин как глупых и пустых. Еще один пример гендерного конфликта - женщин-руководителей, не проявляющих мягкости и понимания человеческих слабостей подчиненных, осуждают более жестко, чем суровых мужчин-руководителей.

Классификация гендерных установок:

Эгалитарный - воспринимает работающих женщин как полноправных сотрудников, имеет положительное отношение к карьерном росту и занятию руководящих должностей.

Традиционный положительный - роль и место женщин видит, прежде всего, в семье, и допускает работу женщин только на должностях не связанных с руководством. Однако, в целом, положительно оценивает присутствие женщин в коллективе.

Традиционный отрицательный - в отличие от второго типа, имеет негативное эмоциональное отношение к работающим женщинам в коллективе.

Операционализация понятий:

Признак

Показатель

Индикатор

1. Гендерные установки

Традиционно-отрицательные

Традиционно-положительные

Эгалитарные

Роль женщины второстепенна, ее предназначение воспитание детей

Роль женщины второстепенна, но она может выполнять трудовые обязанности

Женщины и мужчины имеют равные права и обязанности в обществе

2.Представления представителей противоположного пола друг о друге

Представления о сотрудниках

Да / Нет

Соответствие сотрудников гендерным идеалам

Не соответствует / Соответствует

3.Уровень конфликтности трудового коллектива

Степень групповой сплоченности

Социометрические индексы, шкала Гуттмана

Участие в конфликте

Да / Нет

Частота возникновения конфликтов

Часто

Редко

Иногда

Никогда

Уровень удовлетворенности работой в данном трудовом коллективе

Рассчитывается по 5ти бальной шкале

4. Модели решения конфликтов

Стиль поведения в конфликте

Уклонение

Соперничество

Приспособление

Сотрудничество

Компромисс

Оценка поведения между сотрудниками

Рассчитывается по 5ти бальной шкале

5. Причины конфликтов

Источники конфликтных ситуаций

Организационные

Межличностные

Статусные

Культурные

Виновник эскалации конфликтной ситуации

Руководитель

Сотрудники

Расчет выборки:

Вид исследования: описательное исследование, т.к. наилучшим образом позволит детально описать структуру проблем, связанных с трудовыми конфликтами.

Методы исследования.

а) Традиционный анализ научной литературы;

б) Социометрический опрос;

в) Тест Томаса;

г) Метод анкетного опроса.

Описание выборочного метода:

Генеральную совокупность составляют трудовые коллективы предприятия МТК «Тверское представительство».

Выборка (целенаправленная). С ее помощью выбираются объекты исследования, обладающие нужным признаком - трудовые коллективы предприятия МТК «Тверское представительство» г. Твери, классифицированные в зависимости от гендерного состава: «преимущественно мужские», «преимущественно женские» и «гендерно равновесные».

Приложение 2

Анкета

Уважаемый респондент!

Просим Вас принять участие в исследовании проблем Вашего предприятия.

Заранее благодарим за участие в опросе!

1. Ваш пол?

женский

мужской

2. Ваш возраст?

до 25 лет

от 25 до 35 лет

от 35 до 45 лет

от 45 до 55 лет

больше 55 лет

3. Состоите ли Вы в браке?

да

нет

4. Есть ли у Вас дети?

да

нет

5. Ваше образование?

среднее

среднее специальное

н/высшее

высшее

6. Ваш трудовой стаж?

общий_______ лет

в данной организации_______ лет

на данном рабочем месте_______ лет

7. Какую должность вы занимаете в данной организации?

руководителя

специалиста

технического исполнителя

рабочего

прочее____________________

8. В каком отделе Вы работаете?

__________________________________________________________

9. Намерены ли вы в ближайшее время сменить место работы?

скорее всего, да

возможно, да

не собираюсь

затрудняюсь ответить

10. Назовите причину, по которой вы могли бы сменить место работы (отметьте три наиболее важных для вас причины):

хорошие условия и организация труда на новом месте

более высокая зарплата на новом месте

более интересная работа по специальности

более хорошие отношения в коллективе

более хорошие отношения с администрацией

лучшее социальное обеспечение

желание открыть свое дело

личные мотивы

не ушел бы в любом случае

опасения, что предприятие закроется

окончание срока найма

сокращение штатов

другое_______________________________

11. Считаете ли вы свою работу интересной?

да

не в полной мере.

нет

затрудняюсь ответить

12. В какой степени удовлетворяют вас следующие моменты работы? (отметьте по каждой строке)

Суждения

да, вполне

не совсем

не удовлетворяют

затрудняюсь ответить

Содержание выполняемой работы

Морально-психологический климат

Перспективы служебной карьеры

Распределение прав и обязанностей

Уровень социальной защищенности

Уровень оплаты труда

13. Видите ли вы возможность карьерного роста в данной организации?

да

нет

затрудняюсь ответить

14. Имеют ли мужчины и женщины Вашей организации одинаковые шансы на продвижение по служебной лестнице?

да

нет

15. Как вы считаете, в полной мере руководство использует ваши профессиональные возможности и другие навыки?

да

не в полной мере.

нет

если нет, то почему.

16. Располагает ли обстановка и взаимоотношения в коллективе к плодотворному сотрудничеству?

да

не в полной мере.

нет

если нет или не в полной мере, напишите, пожалуйста, почему____________________________________________________

17. Оцените свою удовлетворенность работой в Вашем подразделении по 5ти бальной шкале (1 - крайне низкая удовлетворенность, 5 - крайне высокая)

1

2

3

4

5

18. Как Вы оцениваете уровень конфликтности в Вашем трудовом коллективе?

в нашем трудовом коллективе никогда не бывает разногласий

конфликты случаются крайне редко

конфликты внутри коллектива довольно частое явление

обстановка в коллективе невыносимая

19. Как лично Вы предпочитаете действовать в ситуации конфликта?

уклоняетесь от активных действий, стараясь не вмешиваться, соблюдая нейтралитет (уклонение).

разрешаете конфликт, не обращая внимания на позиции сторон с использованием всех имеющихся в Вашем распоряжении сил и средств (соперничество).

присоединяетесь к «сильной» стороне в этом конфликте (приспособление).

анализируете причины конфликта и предпринимаете активные действия для его разрешения, учитывая интересы всех его участников (сотрудничество).

стремитесь заглушить конфликт, путем примирения сторон, предлагая «слабым» идти на уступки (компромисс)

20. Вы сами когда-либо принимали участие в конфликте, возникшем между сотрудниками Вашего подразделения?

да

нет

21. Чем, по Вашему мнению, вызваны конфликты в Вашем подразделении?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

22. Как Вы считаете, кто в большинстве случаев ответственен за распространение конфликтов в Вашем подразделении?

руководитель

отдельные сотрудники

23. Соотносите ли Вы свое поведение в конфликтной ситуации с поведением оппонента?

да

нет

24. Какие действия руководителя подразделения в большей степени способствуют сохранению благоприятного психологического климата в трудовом коллективе?

Суждения

Согласен

И да и нет

Не согласен

Справедливость и гласность в оценке деятельности членов коллектива

Равномерность распределения объема работ и нагрузок на каждого члена коллектива

Внимательное отношение к потребностям сотрудников

Объективность в критике работы сотрудников и самокритика (признание собственных ошибок)

25. Что для вас важнее всего?

работа и карьера

семья

работа и семья одновременно

26. Кого вы хотели бы видеть руководителем: мужчину или женщину?

мужчину

женщину

27. Согласны ли Вы с утверждением, что «мужчины и женщины в обществе должны выполнять различные функции, мужчины - работать, женщины - заниматься домашним хозяйством»?

да

нет

затрудняюсь ответить

28. Кто должен зарабатывать деньги для семьи?

мужчина

женщина

оба члена семьи должны зарабатывать

стереотип «мужчина - добытчик» давно устарел, пусть зарабатывает тот, у кого это лучше получается

29. Считаете ли Вы приемлемыми для женщины следующие занятия? (любое количество вариантов)

политический деятель

руководитель предприятия, фирмы

офицер в вооруженных силах

капитан корабля

предприниматель

все вышеперечисленные

30. Как Вы считаете, кто должен нести основную заботу о доме, выполнять хозяйственные обязанности?

муж должен зарабатывать, жена вести хозяйство

муж должен делать «мужскую» работу, жена «женскую»

домашние обязанности должны делиться поровну

тот, кто меньше зарабатывает

тот, кто имеет время и возможность, т.е. меньше занят на работе

другое__________________________________________________

31. Согласны ли Вы с тем, что существует «женская» и «мужская» работа?

да

нет

Если да, то перейти к вопросу №32, в другом случае закончить опрос

32. Приведите примеры «женской» и «мужской» работы.

«женская» работа это: _________________________________________

«мужская» работа это: ________________________________________

Благодарим за участие в исследовании!

Приложение 3.

Шкала Гутмана

Внимательно ознакомившись с содержанием высказываний, выразите свою оценку коллектива, в котором Вы работаете.

А. Для нашей организации характерно коллективное обсуждение вариантов важнейших принимаемых решений

согласен (1) не согласен (0)

Б. Коллектив сотрудников не принимает участие в обсуждении служебных и специальных вопросов.

согласен (0) не согласен (1)

В. В нашей фирме преобладает деловое, творческое настроение, очень редки случаи нарушения трудовой дисциплины.

согласен (1) не согласен(0)

Г. Нарушение трудовой дисциплины обычное дело (опоздание на работу, пустая трата рабочего времени).

согласен (0) не согласен (1)

Д. В нашем коллективе коллеги всегда оказывают помощь друг другу в решении производственных и личных проблем.

согласен (1) не согласен (0)

Е. Нет смысла обращаться за помощью к коллегам, каждый сам за себя.

согласен (0) не согласен (1)

Ж. Конфликты, возникающие в нашей организации конструктивны, способствуют позитивным изменениям и быстро разрешаются совместными усилиями.

согласен (1) не согласен (0)

З. Конфликты, возникающие в фирме деструктивны, основаны на межличностных разногласиях и ведут к усугублению неблагоприятной атмосферы.

согласен (0) не согласен (1)

И. Для нашего коллектива характерны чувства групповой сплоченности и товарищества, никто из сотрудников не обсуждает друг друга за спиной.

согласен (1) не согласен (0)

К. В нашей организации коллеги распространяют слухи друг о друге и о руководстве фирмы

согласен (0) не согласен (1)

Л. Работники нашего коллектива не высказывают желания уходить из подразделения, даже на вышестоящую должность.

согласен (1) не согласен (0)

М. В нашем коллективе высокая текучесть кадров и многие сотрудники хотели бы перевестись в другие отделы.

согласен (0) не согласен (1)

О. Уровень профессиональной подготовки сотрудников нашего отдела очень высок.

согласен (1) не согласен (0)

П. Большинство сотрудников нашего подразделения имеют средние или низкие способности и квалификацию.

согласен (0) не согласен (1).

Максимальный балл по данной шкале 14 - соответствует оценке респондентом климата коллектива как наиболее благоприятного.

Приложение 4

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному

поведению

К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. - М., 2001. - Т.2. С.69-77:

· соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

· приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

· компромисс;

· избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

· сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Тест

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание

на то, с чем мы оба не согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши

отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов

другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у

другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со

временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все

затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих

разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все

затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши

отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если

он также вдет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши

отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность

настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если

он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все

затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со

временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей

позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из

нас.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти

навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из

нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять

на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих

разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы

совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Ключ к тесту

Соперн.

Сотрудн.

Компр.

Избег.

Приспособ.

1

А

Б

2

Б

А

3

А

Б

4

А

Б

5

А

Б

6

Б

А

7

Б

А

8

А

Б

9

Б

А

10

А

Б

11

А

Б

12

Б

А

13

Б

А

14

Б

А

15

Б

А

16

Б

А

17

А

Б

18

Б

А

19

А

Б

20

А

Б

21

Б

А

22

Б

А

23

А

Б

24

Б

А

25

А

Б

26

Б

А

27

А

Б

28

А

Б

29

А

Б

30

Б

А

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.