реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе

Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет специалисту по социальной работе более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей (" трудными" подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т.д.); быть профессионально тактичными (вызвать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах в жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам. Все это требует действительно неординарных личностных качеств соционома. В специальной литературе отличают такие личностные качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адекватности.

На личностном уровне рассматривает готовность. По мнению А.Ц. Пуни, проблема готовности является психолого-педагогической (психологической по проблеме исследования и педагогической по средствам формирования готовности). При рассмотрении структуры готовности можно выделить волевые качества, направленность интеллектуальных процессов, специализированную наблюдательность, творческое воображение, оптимальный уровень стенических эмоций, гибкое внимание, способность к саморегуляции. Это позволяет исследовать готовность через проявление индивидуально- личностных качеств, обусловленное характером будущей деятельности.

В исследовании М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича рассматривается широкий круг проблем, связанных с формированием долговременной и ситуативной готовности, причем последняя определяется как целенаправленное выражение личности, и утверждается, что она формируется в результате всестороннего развития в процессе подготовки с учетом требований, предъявляемых особенностями деятельности, профессии. Долговременная готовность, относящаяся к устойчивым личностным характеристикам, является важной предпосылкой успешной деятельности. В готовность включается: адекватные требования деятельности, профессии черты характера, способности, темперамент, мотивация; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые, профессионально важные особенности воспитания, внимания, эмоциональных и волевых процессов.

Н.Д. Левитов представляет психологическую готовность на функциональном уровне как временную готовность и работоспособность, ее сущность видит в предстартовой активизации психических функций, а ее содержание - в ориентировке в условиях работы и создании психической готовности к ней. Выделяются факторы индивидуальной готовности к профессиональной деятельности: два психологических (отношение человека к данной работе, его трудовая направленность в этой области и профессиональные способности) и один педагогический (овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для данной профессии).

Категория "готовность" рассматривается в нашем исследовании как два взаимообусловленных, взаимосвязанных компонента: готовность к деятельности и готовность к личности к развитию и саморазвитию (самопознание, самопроектирование, самоуправление, самокоррекция).

Вместе с тем определяющей основой формирования и развития личности как профессионала являются базовые качества, свойства человека.

Основой личностной характеристики составляют профессионально обусловленные качества личности специалиста по социальной работе. В частности, ряд исследователей (Л.Д. Демина, Е.И. Холостова и др.) выделяют следующие группы качеств специалиста по социальной работе: первая - психологические характеристики, являющиеся частью способности к данному виду деятельности; вторая - психоаналитические качества, ориентированные на совершенствование специалиста по социальной работе как специалиста - профессионала; третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния [21].

В первую группу качеств включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам: воспитанию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям - усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания; эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность)характеристикам. Некоторые из этих психологических оснований являются главными, без них вообще невозможна качественная профессиональная деятельность. В связи с этим представляется интерес квалификация качеств, данная А.К. Марковой, которые способствуют результативности деятельности в современных условиях: следование профессиональной этике; индивидуальная (социальная, экономическая) ответственность (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах); помехоустойчивость и конкурентоспособность; гибкость и оперативность, внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и т.д.

Ко второй группе качеств относятся психоаналитические качества, направленные на совершенствование специалиста как личности, как работника - профессионала. Это: самоконтроль, самокритичность, самооценка, стрессоустойчивость, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др. эта группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация).

Важное значение для эффективного самопредъявления имеет внешний облик, одежда, окружающая обстановка, цветовая гамма, пространственная и временная среда общения. Следует выделить самопредъявлении и такую личностную особенность специалиста по социальной работе, как уверенность в себе, а также отзывчивость на нужды другого. Такой человек, как правило, вызывает доверие у других людей, спокоен, легко адаптируется к изменениям ситуации. Такое личностное качество специалиста по социальной работе свидетельствует, как правило, об уважении к другому человеку, дает ему надежду на улучшение ситуации, на то, что у клиента есть силы для того, чтобы с этой ситуацией справиться, дает возможность специалисту по социальной работе проявить заботу и инициативу в необидной, не ущемляющей достоинство человека форме, не ставит последнего в зависимость от специалиста по социальной работе.

Специалисту по социальной работе, подчеркивает Т.Д. Шевеленкова, должны быть присущи такие личностные особенности, как: гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом уровнях; высокая степень личностной и социальной ответственности; адаптированность, которая проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека; умение контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения; способность отстаивать свои убеждения, создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуации межличностного общения.

Таким образом, к числу профессионально желательных личностных характеристик относится: способность к эмпатии, сопереживанию; внутренний локус контроля; высокий социальный интеллект; коммуникативность; субъект - субъектный характер отношений; умение отчуждаться от собственных установок; умение слушать, терпение, стрессоустойчивость.

1.3 Профессионализм специалиста по социальной работе как условие повышения эффективности его деятельности

Результат социальной работы зависит от таких сущностных характеристик личности, как " профессионализм", "профессиональная компетентность", " личность профессионала".

Категория профессионализма должна рассматриваться в диалектическом единстве проявлений деятельного и личностного, как профессионализм личности и профессионализм деятельности [21].

Профессионализм личности предполагает высокий уровень развития профессионально важных качеств, личностно деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.

Профессионализм деятельности включает в себя высокую квалификацию и компетентность, разнообразие профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью.

По Н.В. Кузьминой, профессионализм деятельности- это качественная характеристика субъекта деятельности, представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления.

По мнению Бодалева А.А., профессионализм - это не только яркое развитие способностей, но и глубокие, широкие знания в той области деятельности, в которой он проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для ее успешного выполнения [1] .

Холостова Е.И. расширяет это понятие, считает, что профессионализм социального работника - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только эффективность и успешность профессиональной деятельности, но непременно и наличие психологических компонентов - внутреннего отношения личности к избранной профессии, эмоциональной включенности в нее, соответствующего состояния профессионально значимых качеств и уровня профессиональных притязаний [21].

Описывая зарубежный опыт профессиональной подготовки социальных работников, Холостова Е.И. выделяет базовую характеристику профессий социальной карьеры во Франции, к которым относится профессия социального работника. Такой характеристикой вне зависимости от профиля и специализации является:

1.Способность обеспечить допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами, с другой;

2. Выполнять своеобразную роль " третьего человека", связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

3. Умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;

4. Умение работать в условиях неформального общения, оставаясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; способность сочувствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем;

5. Умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность [21].

Итак, ученые рассматривают профессионализм как высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.

В Международном профессиональном стандарте социального работника заложены 12 интегральных профессиональных умений, которыми, как минимум, должны овладеть социальные работники, не зависимо от специфики их конкретной деятельности:

1. Выслушивать других с пониманием и целенаправленностью.

2. Выявлять информацию и собирать фаты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивания ситуации;

3. Создать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности;

4. Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы;

5. Активизировать усилия клиентов по решению собственных проблем, добиться их доверия;

6. Обсуждать острые темы в позитивном, эмоциональном настрое, без нажима и угроз;

7. Выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей;

8. Вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы;

9. Разрабатывать новаторские решения проблем клиентов;

10. Посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами;

11. Беспечивать межинституционные связи;

12. Интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в финансирующих фондах, общественных, законодательных инстанциях.

Существуют разные подходы к классификации интегральных умений социального работника.

Так, В.Н. Сидоров, структурируя их по схеме Н.В. Кузьминой, выделили умения по следующим блокам:

Гностические умения:

1. Оценивать проблемы и потребности клиентов, способы их удовлетворения, эффективность проделанной работы;

2. Идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать или прекратить, усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;

3. Постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии.

Проектировочные умения:

1. Разрабатывать планы совместных действий с клиентом, включающие

выбор необходимых средств, составление графика работы, формулирование конкретных задач и определение контрольных дат.

Конструктивные умения:

1. Развивать способности, активность клиента в решении имеющихся проблем, преодоление стрессовых ситуаций;

2. Находить и приводить в действие ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей клиентов;

3. Участвовать в создании новых, модифицированных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными

к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые таковыми не являются;

4. Эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;

5. Способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями.

Коммуникативные умения:

1. Устанавливать контакты, проводить интервьюирование, вести переговоры, сотрудничать с представителями смежных профессий;

2. Своевременно предоставлять клиентам необходимую информацию;

3. Вовремя и точно применять вербальные и невербальные коммуникативные приемы, определять время и способы вмешательства, выступать формальным и неформальным лидером.

Организаторские умения:

1. Связывать людей с системами, которые обеспечивают их ресурсами,

2. Создать и развивать официальные и неофициальные сети социальной поддержки человека, содействовать их организационному совершенствованию;

3. Вести необходимые записи и готовить отчеты.

Специализированные умения - это умения детерминированные профилем профессиональной деятельности социального работника, его специализацией [16].

При характеристике требований к специалисту используются термины "компетенция", "компетентность".

Компетенция - круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом

Компетенция в широком смысле этого слова понимается, как "способность выполнить какую-то задачу или сделать что-то"[19].

Термин "компетентность" является междисциплинарным и используется во многих гуманитарных науках, в том числе и в социальной работе.

Профессиональная компетентность означает: во-первых, соответствие уровня и содержания знаний и умений работника уровню и содержанию выполняемых им должностных обязанностей, предоставляемым правам; во-вторых, наличие у работника прав и обязанностей для выполнения стоящих перед ним задач; в-третьих, умение работника практически действовать, сделать конкретное дело и обеспечивать в работе требуемые результаты.

Ученый Старк и его коллеги определили профессиональную компетентность как сочетание шести различных типов:

1. Концептуальная (научная) компетентность (понимание базовыми профессиональными навыками).

2. Инструментальная компетентность (владение базовыми профессиональными навыками).

3. Интегративная компетентность (способность сочетать теорию и практику).

4. Контекстуальная компетентность (понимание социальной, экономической и культурной среды в которой осуществляется практическая деятельность.

5. Адаптивная компетентность (умение предвидеть изменения, важные для профессии и быть готовым к ним).

6. Компетентность в межличностной коммуникации (умение эффективно пользоваться письменными, устными и другими средствами коммуникации).

Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля, который должен уметь выполнять следующее:

1. Идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;

2. Разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека;

3. Развить способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов;

4. Связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями;

5. Эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;

6. Способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями;

7. Активно участвовать в создании новых, модифицированных или совершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, основанными и чувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые не являются справедливыми;

8. Оценить эффективность проделанной работы;

9. Постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии;

10. Содействовать совершенствованию службы [27].

Среди различных типов компетентности коммуникативная компетентность занимает одно из ведущих мест. Это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в социуме. В ее состав входят:

1. Умение ориентироваться в социальных ситуациях;

2. Умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;

3. Умение выбрать и реализовать адекватные способы взаимодействия [1].

Компетентность обеспечивается базовым образованием, самообразованием в процессе практической деятельности. Формированию компетентности способствует также изучение и заимствование чужого опыта (отечественного и зарубежного), обучение на курсах, участие в семинарах, конференциях по проблемам социальной работы и т.д. поддерживаемые таким образом знания и умения обеспечивают высокое качество труда социального работника и его результатов.

Профессионализм и профессиональная компетентность - как ведущие

слагаемые социальной работы - базируются и формируются не только на основе знаний и умений, но и личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов специалиста по социальной работе. Исследователи выделяют три группы качеств специалиста по социальной работе:

1. Психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

2. Психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование специалиста по социальной работе как специалиста - профессионала;

3. Психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния [29].

Роль личностных качеств специалиста по социальной работе, несомненно, велика в его профессиональной деятельности. На специалиста по социальной работе возлагается особая миссия, которую он может выполнить только при условии формирования особых профессиональных и личностных качеств. Итак, к характеристикам профессионализма в целом относятся:

высокая продуктивность, высокий уровень квалификации, владение современными знаниями и современными способами решения профессиональных задач, стабильность высоких показателей качества работы, профессиональная компетентность.

Каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление деятельности специалистам, работающим на той или иной сфере.

Ученые выделяют четыре уровня ценностей специалиста по социальной работе:

1. Высокий уровень - экзистенциальные ценности, идеологическая основа профессии;

2. Первый уровень ценности- цели; подчиненность ценностей первого уровня экзистенциальным ценностям обеспечивает гуманистический характер профессиональной деятельности через регуляцию ее целостного компонента;

3. Второй уровень ценности-принципы, в которых отражена подчиненность процессуального компонента профессиональной деятельности гуманистической идеологии профессии;

4. Третий уровень ценности-нормы обусловлены более высоким уровнем ценностей и определяют гуманистический характер поведенческого компонента [21].

В социальной работе профессиональные ценности ориентируют специалиста по социальной работе на выполнение определенных обязанностей, на ответственность за свою профессиональную деятельность.

Среди специфических ценностей специалистов по социальной работе как профессиональной группы приоритетными считаются:

1. Стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу;

2. Признание права каждого человека на поддержку общества, когда он уязвим или ему грозит беда, права на уважительное отношение, право на самоопределение, на ошибку;

3. Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом;

4. Готовность к передаче знаний и умений другим;

5. Уважение индивидуальных и групповых различий;

6. Стремление к развитию способностей подопечного помогает себе самому;

7. Ответственность каждого человека за свои действия и др.

Специфические ценности современной российской социальной работы являются одним из основных источников, лежащие в основе этических нормативов социальной работы в нашей стране, отраженных в Кодексе этики специалиста по социальной работе. Требования, предъявляемые к специалисту в профессиональном кодексе, могут быть условно сведены к двум группам: требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; требования к личности профессионала.

Исходя из этого, взяв в качестве предмета оценки профессионализм специалиста пол социальной работе, выделим следующие критерии и показатели эффективности его профессиональной деятельности.

Первый критерий - профессиональная позиция специалиста. Ее показателями являются:

1. Осознанное отношение к своей миссии в профессиональной деятельности;

2. Организация взаимодействия с клиентом на основе осознанной стратегической цели;

3. Наличие знаний и умений, позволяющих адекватно реагировать на клиента и его ситуацию;

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.