![]() |
|
|
Возможности профессиональной реализации и жизненные стратегии выпускников вузов в закрытом административно-территориальном образовании (на примере г. Снежногорск)Что касается получения/покупка квартиры, работы, то, как для мужчин, так и для женщин это являлось главным ожиданием от приезда или возвращения в город.Если говорить о проведение досуга отдых и отпуска, то большинство респондентов считают, что в городе нет возможности проводить досуг и отдых. Это связано с неразвитой инфраструктурой развлечений в городе Снежногорске. И респонденты чаще всего проводят досуг дома с семьей.2.4. Жизненные стратегии выпускников вузов в закрытом административно-территориальном образовании (на примере г. Снежногорск).Существует множество типологий жизненных стратегий, но за основу нашего исследования мы взяли типологию жизненных стратегий К.А. Абульханова-Славской. Она говорит о трех типах жизненных стратегий, это:-Стратегия жизненного благополучия.- Стратегия жизненного успеха- Стратегия самореализации личности.Проанализировав результаты нашего исследования, мы пришли к следующим выводам.Большинство респондентов (40%), демонстрируют основные признаки стратегии жизненного благополучия. Она характеризуется тем, что на первый план выходят стремление к стабильной жизни и полная уверенность в завтрашнем дне. С точки зрения образа жизни она представляется личности, как обеспеченная и относительно размеренная спокойная жизнь. В числе базовых ценностей людей данного стратегического типа находятся общение, семья, благополучие, друзья. Целевые ориентации сторонников стратегии благополучия связаны с максимально возможными или допустимым обеспечением жизненными благами и удобствами.То есть для людей придерживающихся данной стратегии главное спокойная размеренная жизнь со всеми возможными благами, семья и уверенность в завтрашнем дне.Как правило, это выпускники вузов, состоящие в браке, у большинства из них есть дети. Все респонденты, придерживающиеся данной стратегии, живут в приватизированных или государственных квартирах. Как правило, они работают по специальности, есть возможность карьерного роста в закрытом административно-территориальном образовании. Очень многие говорят о том, что есть возможность устроиться по специальности в другом более крупном городе. Но они не стремятся уезжать из города.Скорее всего, это связано с тем, что здесь у них есть работа и возможность обеспечивать свою семью всем необходимым.То есть главным, на что ориентируются представители данной стратегии, является спокойная размеренная жизнь, материальный достаток и уверенность в завтрашнем дне. Люди данного типа не авантюристы и переедут в другой город, только если в этом возникнет острая необходимость.Так же есть респонденты, которые демонстрируют основные признаки стратегии жизненного успеха. То есть для них на первый план выходят: осуществление личных планов, идей и замыслов в расчете на их последующее общественное признание. Они ориентируются на «внешние» результаты своей деятельности. Они стремятся к одобрению и даже восхищению со стороны окружающих людей. Именно это является для них главным стимулом не только в работе, но и в жизни. Ценностное содержание такой стратегии характеризуется в терминах качества и сопряжено с такими характеристиками, как мастерство профессиональная компетентность, высокие требования к себе и окружающим.Стратегия личного успеха подразумевает планируемые на перспективу индивидуальные достижения. Представителями этой стратегии являются все опрошенные нами предприниматели, так же респонденты, работающие на производстве или в администрации города (15%)Все опрошенные нами респонденты, придерживающиеся данного типа стратегий, не стремятся уезжать из закрытого административно-территориального образования. Скорее всего, это связано с тем, что они смогли добиться очень многого в пространстве закрытого административно-территориального образования. У них есть работа, квартира, постоянный заработок. Они состоят в браке и, как правило, у них есть дети. Они достаточно известны в городе и поэтому кажется вполне естественным, что они не хотят уезжать из закрытого административно-территориального образования.И только 5% респондентов продемонстрировали основные признаки стратегии самореализации личности. В жизни таких людей присутствует несколько образов жизни, которые легко сменяют друг друга в зависимости от ситуации. Жизненные цели и задачи имеют смысл лишь для относительно небольшого по времени фрагмента жизни. Эта стратегия не ориентируется на определенное пространство конструирования жизни и человек достаточно легко может менять место жительства. Но, не смотря на все вышесказанное, у таких людей все же сохраняются общие и долговременные жизненные перспективы.Как правило, это выпускники вузов в возрасте от 22 до 24 лет, не состоящие в браке и не имеющие детей. Большинство из них работают не по специальности. Тем не менее, у большинства из этих людей есть возможность карьерного роста в города. Они живут на съемных квартирах или с родителями и в любой момент могут уехать из закрытого административно-территориального образования в другой город. Большинство респондентов придерживающиеся данного типа стратегии не скрывают своих планов уехать из города.К людям данного типа, как правило, относятся выпускники вузов, родившиеся в закрытом административно территориальном образовании. Они уезжали из города, чтобы получить высшее образование и, как правило, возвращались в город, потому что была возможность трудоустройства.Большинство респондентов, говоря о возможность отъезда из города, главной причиной называют возможность устроиться в другом городе на более высокооплачиваемую работу.Результаты данного исследования показывают, что большинство респондентов демонстрируют характеристики стратегии жизненного благополучия. То есть самым главным для таких людей, как мы уже сказали, являются: стабильной жизни и работа, полная уверенность в завтрашнем дне, общение, семья, благополучие, друзья, обеспечение жизненными благами и удобствами.Представленные выше группы респондентов являются примером той или иной жизненной стратегии. Конечно, нельзя говорить о том, что все респонденты демонстрируют признаки только одной жизненной стратегии. У многих были выражены признаки сразу нескольких стратегий, двух или трех.Сратегий демонстрируют молодые специалисты. 4) выяснить какими мотивами руководствуются молодые специалисты приезжая в ЗАТО г.`ЗаключениеНаше эмпирическое исследование проводилось с целью определить оценки выпускников вузов ресурсов профессиональной реализации в пространстве закрытого административно-территориального образования.Методом нашего исследования был выбран анкетный опрос. Мы попытались выяснить какую роль играет профессиональная реализации в структуре мотивов, обусловивших приезд выпускников вузов в закрытое административно-территориальное образование (на примере города Снежногорск), какими капитала обладают выпускники вузов приезжая в закрытое административно-территориальное образование, какими мотивами руководствуются выпускники вузов приезжая в ЗАТО, какие ожидания формируются у выпускников вузов в результате проживания в ЗАТО и элементы каких жизненных стратегий демонстрируют выпускники вузов проживающие в ЗАТО.Объектом нашего исследования выступили лица, проживающие в закрытом административно-территориальном образовании (на примере города Снежногорска) в возрасте от 22 до 30 лет, имеющие высшее образование и занятые в сфере труда.В нашем исследовании было выдвинуто ряд гипотез.1. Большинство выпускников вузов обладают такими капиталами как высшее образование, стремление профессионально реализоваться.2. Большинство выпускников вузов, вернувшись после получения высшего образования в ЗАТО, не руководствовались мотивами самореализации, т.е. получения работы по специальности и получения/ покупки квартиры.Эта гипотеза полностью опровергалась. Выяснилось, что выпускники вузов руководствуются именно этими причинами приезжая в закрытое административно-территориальное образование после получения высшего образования. То есть главными причинами приезда выпускников вузов является возможность профессионально реализовать себя в пространстве закрытого административно-территориального образования. Этот показатель практически не зависел от пола и возраста респондентов.3. В структуре мотивов приезда в ЗАТО у большинства выпускников вузов доминируют такие мотивы как наличие работы, не желание оставлять родителей одних или возвращение вместе с ними.4. Большинство выпускников вузов не связывают ожидания своей дальнейшей самореализации с жизнью в ЗАТО по причинам низких заработков, жилищных проблем и больших возможностей трудоустройства в другом городе, при этом планируют уехать в другие более крупные города на постоянное место жительства.Эта гипотеза в ходе исследования была частично опровергнута.Мы условно раздели респондентов на три группы в зависимости от их представлений о возможности профессиональной самореализации в пространстве закрытого административно-территориального образования.Первую группу мы условно назвали «успешные».В нее входят выпускники вузов, которые, как правило, состоят в браке, работают по специальности. Они видят для себя перспективы карьерного роста. Ожидания, которые респонденты связывали с закрытым административно-территориальным образованием: получение квартиры, возможность трудоустройства по специальности, полностью или скорее оправдались, чем не оправдались. Они не хотят уезжать из закрытого административно-территориального образования, потому что существует возможность профессионально реализовать себя в пространстве закрытого административно-территориального образования.Вторую группу мы условно назвали «заложники».В нее входят выпускники вузов, которые, как правило, работают не по специальности, либо рабочими, в том числе в сфере торговли, либо на градообразующем предприятии или служат в ближайших городах (Оленья-Губа, Гаджиево). У респондентов, по их мнению, нет определенных капиталов, таких как перспективы карьерного роста. Они не уезжают из города, потому что нет определенных ресурсов, таких как возможности, купить квартиру в другом городе. Так же они не уверены, что в другом городе смогут найти работу, которая бы их устроила. Поэтому они предпочитают оставаться в городе.Третью группу мы условно назвали «семейные».Как правило, это выпускники вузов, состоящие в браке. Многие работают не по специальности. Большинство респондентов не видят для себя возможности карьерного роста, но они не стремятся уезжать из города, хотя такая возможность есть. Причины, по которым респонденты остаются в закрытом административно-территориальном образование связаны с семьей. Как правило, выпускники вузов не уезжают из города, давая детям, возможность доучиться, не хотят оставлять родителей одних.Но так же много выпускников вузов, которые не связывают свою дальнейшую жизнь с закрытым административно-территориальным образованием (35,3%).Самыми распространенными причинами, по которым респонденты стремятся уехать из закрытого административно-территориального образования, были названы следующие причины.Во-первых, перспективы трудоустройства в другом городе Мурманской области. (21,3%)Во-вторых, из-за семейных обстоятельств. (16,7%)В-третьих, из-за низкой заработной платы. (10%)Так что нельзя говорить о том, что эта гипотеза была полностью опровергнута.5. Большинство выпускников вузов демонстрируют элементы жизненных стратегий благополучия и успеха, т.е. ориентацию на материальные ценности и ценность карьерного роста в процессе самореализации.В нашем исследование мы попытались определить элементы, каких жизненных стратегий демонстрируют выпускники вузов приезжая в закрытое административно-территориальное образование. И на основании выделенных элементов жизненных стратегий можно говорить о том, что эта гипотеза полностью подтвердилась.Выделенные на основе эмпирического материала жизненные стратегии и типы выпускников высших учебных заведений представляют собой идеальные типы. Поскольку представления выпускников вузов формируется на основе влияния нескольких социальных полей, различные элементы жизненных стратегий определенным образом сочетаются в практиках различных индивидов.Список используемой литературы:1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни // Социологические исследования, 1996, №6, с. 12-34.2. Ашкеров А.Ю. Бурдье и его чувство практики.Режим доступа: http://knowledge.isras.ru/sj/sj/sj1-03ash.html3. Барская А.О. Социальное самочувствие: Методические и методологические проблемы. Автореферат диссертации.Режим доступа: http://i-u.ru. lib/lib11.barskay.htm4. Бессокирная Г.П. Стратегия выживания молодых специалистов // Социологические исследования, 2005, №4, с. 104-115.5. Бурдье П. Структура, габитус, практика.Режим доступа: http://hg/soc/pu/ru/publikations/jssa/1998/2/4baurd.htm.6. Бурдье П. Клиническая социология поля науки // Социоанализ Пьера Бурдье. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетея, 2005.7. Бурдье П. Поле политики, поле социальных наук, поле журналистики // Социоанализ Пьера Бурдье. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетея, 2005, с. 107-138.8. Бурко В.А. Как социальное самочувствие? // Ваш выбор, 1994, №4, с. 27-39.9. Бурко В.А. Социальное самочувствие в условиях деформации российского общества (региональный аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени. Кафедра социальных наук, Пермь, 2000, с. 3-27.10. Быченко Ю.Г. Социальный аспект человеческого капитала.Режим доступа: http://journal.seun.ru/j2000_2r/Socio/BichenkoUG.htm.11. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненных стратегий человека.Режим доступа: www.rambler.ru.nakhodka.wl.dvgu.ru/town/section3/33212. Волков В.В. О концепции практик в социальных науках.Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/111092.13. Волков В.В. «Следование правилу» как социологическая проблема.Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/11109914. Головаха Е.А., Панина Н.В. Интегральный индекс социального самочувствия. Киев.: Стилос, 1997, с. 3-5815. Гришанов А.А. Философский словарь. М.: В.М. Скакун, 1998, с.895.16. Гуревич М.А. Социальное самочувствие и адаптация населения крупного промышленного региона в период перехода к рыночным отношениям. Челябинск.: НТЦ-НИИОГР, 2001, с. 3-20.17. Давыдова Е.В. Измерение социального самочувствия молодежи // Социологические исследования, 1992, №2, с. 104-115.18. Дудник О.В. Жизненные стратегии северян.Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru19. Джери. Д. Большой толковый социологический словарь. М.: вече-Аст, 1999, с. 238.20. Екомасов В.В. Проблемы трудоустройства молодых специалистов.Режим доступа: http:// www.КурскCity.ru.21. Заславская Т.Н. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // ОНС, 2005, №3, с. 5-12.22. Заславская Т.Н. Человеческий потенциал в современном процессе // ОНС, 2005, №4, с. 13-21.23. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. М.: Едиториал УРСС, 2003, с. 90-94.24. Зерчанина Т.Е. Социальные потребности молодежи севера // Социологические исследования, 2002, №9, с. 128-135.25. Иванова В.С. Проблема жизненного самоопределения.Режим доступа: www.rambler.ru.libcocio.msu.ru.26. Иванова В.С. Социальный портрет поколения.Режим доступа: http:www.ael.ru/iatp/2003/Uriy/social.html.27. Иванченко Г.В. Самоопределение личности // Человек, 2005, №3, с. 17-26.28. Крупенец Я.Н. Жизненные стратегии личности.Режим доступа: www.rambler.ru.lib.madi.ru/cata/sociology29. Козлова О.Н. Труд в социальной жизни // Социально - гуманитарное знание, 2003, №6, с. 95-102.30. Лебарон Ф. Социология Пьера Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологии, 2004, том 7, №5, с. 144-152.31. Милюкова И.А. Социальное самочувствие молодежи: опыт социологического исследования.Режим доступа: http://tm.karelia.ru/docs/library/docs/25doc.32. Минюшев Ф.И., Медведев Е.Н. Константы жизни человека // Социально-гуманитарное знание, 2005, №1, с. 272-281.33. Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости, потребления // Социологические исследования, 2005, №2, с. 104-110.34. Петрова Л.Н. Социальное самочувствие молодежи (опыт изучения возрастной когорты). Автореферат диссертации на соискание ученой степени. Екатеринбург, 1998, с. 3-18.35. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи.Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2005/02/05/0000203783/006.PETROVA.pdf.36. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М.: Издательство политической литературы, 1990, с. 235.37. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования, 1996, №2, с. 34-42.38. Резник Ю.М., Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования, 1995, №10, с. 27-34.39. Резник Ю.М., Резник Т.Е. Жизненные ориентиры личности: анализ и консультирование // Социологические исследования, 1996, №6, с. 32-37.40. Резник Ю.М., Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М.: Деловое содействие, 1995.41. Соколова Н.Е., Дракохруст В.Г. Профессиональное становление молодого специалиста // Социологические исследования, 1990, №8, с. 130-141.42. Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарное знание, 2002, №2, с. 109-117.43. Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Социально- гуманитарное знание, 1999, №6, с. 34-41.44. Теширов Н.С. Анкетирование // Социологические исследования, 1992, №12, с. 102-104.45. Удальцова М.В., Воловская Н.М. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность // Социологические исследования, 2005, №7, с. 34-40.46. Хасбулатова О.А., Егорова Л.С. Социальное самочувствие женщин и мужчин.Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/01/30/0000248164/005.KHASBOULATOVA.pdf.47. Шматко Н.А. Габитус в структуре социологической теории.Режим доступа: http://bourdieu.narod.ru/chmatko/hab:tus.htm48. Шматко Н.А. «Социальное пространство» Пьера Бурдье // Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 2005, с. 554-574.49. Шматко Н.А. Анализ культурного производства в генетическом структурализме Пьера Бурдье.Режим доступа: http://2001.isras.ru/SocIs/SocIsArticles/2003_08/Shmatko_Bourdieu.doc.50. Шматко Н.А. Горизонты социоанализа.Режим доступа: http://bourdieu.narod.ru/chmatko/socioanalyse.htm.Приложение 1Программа конкретного социологического исследования на тему:«Оценки выпускников вузов возможностей профессиональной реализации в закрытом административно-территориальном образовании (на примере г. Снежногорск)». Методологическая часть Проблема исследования: Роль профессиональной реализации в структуре мотивов, обусловивших приезд выпускников вузов в закрытое административно-территориальное образование (на примере города Снежногорск). Перед выпускниками вузов, приехавшими в ЗАТО после получения высшего образования, встает проблема самореализации, в том числе профессиональной. При оценке возможностей самореализации в ЗАТО и определении своих планов на будущее выпускники вузов опираются на систему представлений и восприятия, сформировавшуюся на основании прошлого жизненного опыта. У них формируются определенные ожидания будущего и ориентации на самореализацию в пространстве ЗАТО (в данном случае г. Снежногорск) или в других городах и регионах. Таким образом, необходимо подвергнуть социологическому осмыслению исследование оценок выпускников вузов возможностей профессиональной реализации, в том числе профессиональной, в ЗАТО, мотивов приезда в ЗАТО после получения высшего образования, в том числе роль профессиональной реализации в структуре мотивов, а также изучение дальнейших ожиданий в отношении самореализации. Представляется важным также выяснить, какими капиталами обладают выпускники вузов, проживающие в ЗАТО, и элементы каких жизненных стратегий они демонстрируют. Цель исследования: Определить оценки выпускников вузов ресурсов профессиональной реализации в пространстве закрытого административно-территориального образования. Задачи исследования. 1. Выяснить, какими капиталами выпускники вузов обладают на данный момент. 2. Выяснить, какими мотивами руководствуются выпускники вузов, приезжая в ЗАТО. 3. Выяснить, какое место среди мотивов, которыми руководствуются выпускники вузов, приезжая в ЗАТО, занимает профессиональная реализация. 4. Выяснить, какие ожидания формируются у выпускников вузов в результате проживания в ЗАТО. 5. Выяснить, элементы, каких жизненных стратегий демонстрируют выпускники вузов проживающие в ЗАТО. Объект исследования: Лица в возрасте от 22 до 30 лет, имеющие высшее образование, занятые в сфере труда и проживающие в закрытом административно-территориальном образовании (на примере г. Снежногорска). Предмет: Мнения о возможностях профессиональной реализации выпускников вузов в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере г. Снежногорск). Гипотезы исследования: Существует зависимость между оценками выпускников вузов возможностей профессиональной реализации в пространстве закрытого административно-территориального образования и структуры капитала выпускников вузов. Гипотезы следствия: 1. Большинство выпускников вузов обладают такими капиталами как высшее образование, стремление профессионально реализоваться. 2. Большинство выпускников вузов, вернувшись после получения высшего образования в ЗАТО, не руководствовались мотивами самореализации, т.е. получения работы по специальности и получения/ покупки квартиры. 3. В структуре мотивов приезда в ЗАТО у большинства выпускников вузов доминируют такие мотивы как наличие работы, не желание оставлять родителей одних или возвращение вместе с ними. 4. Большинство выпускников вузов не связывают ожидания своей дальнейшей самореализации с жизнью в ЗАТО по причинам низких заработков, жилищных проблем и больших возможностей трудоустройства в другом городе, при этом планируют уехать в другие более крупные города на постоянное место жительства. 5. Большинство выпускников вузов демонстрируют элементы жизненных стратегий благополучия и успеха, т.е. ориентацию на материальные ценности и ценность карьерного роста в процессе самореализации. Контргипотеза: |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |