|
Возможности трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интернатаВозможности трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната16 Выпускная квалификационная работа ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА Тотьма 2010 Введение Инвалиды с психическими расстройствами в нашей стране относятся к наиболее социально дезадаптированным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе в сфере реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений, материальной и иной поддержки. Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности и требует поиска наиболее эффективных путей и средств решения проблем в условиях проживания психоневрологического интерната. Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность таких инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей. В настоящее время процесс социальной реабилитации инвалидов является предметом исследовании в трудах Н.Ф. Дементьевой, А.А. Модестова, Е.И. Холостовой, О.С. Андреевой, Э.В. Устиновой. До 80-х годов в России наиболее очевидная социальная помощь инвалидам оказывалась в домах-интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных сторон имеет и отрицательные (монотонный образ жизни, необходимость изменения жизненного стереотипа для инвалидов, бесперспективность и т.д.) Эти обстоятельства делают дома-интернаты малопривлекательными для инвалидов. Возможность как можно дольше оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления должности социального работника в системе учреждения социальной защиты. Именно эти реальные лица стали оказывать социально-бытовые услуги нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались. На данном этапе развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам, проживающим в стационарных учреждениях, деятельность социальных работников сводится к оказанию социально-бытовых услуг. Между тем их функции гораздо шире. По мере создания института социальных работников со специальным образованием нетрудоспособные граждане получат более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку. Данная тема сегодня очень актуальна, т. к. нетрудоспособные граждане в нашей стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику в условиях экономического кризиса ставит на одно из первых мест своей деятельности. Цель данной работы - изучение возможностей трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов, проживающих в условиях психоневрологического интерната. Задачи: - изучить научно-методическую, специализированную литературу и другие источники информации по данной проблеме; - изучить сущность социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната; - охарактеризовать трудотерапию, как метод социальной реабилитации инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате. - разработать и реализовать программу занятий по трудотерапии инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате. - выявить возможности трудотерапии в условиях психоневрологического интерната; Объектом исследования является социальная реабилитация инвалидов, проживающих в условиях психоневрологического интерната. Предметом исследования данной работы является влияние трудотерапии на социальную реабилитацию инвалидов в условиях проживания психоневрологического интерната. Гипотеза: мы предполагаем, что трудотерапия как метод социальной реабилитации имеет следующие возможности: - коррекция физического и психологического состояния инвалида; - достижение независимости в повседневной жизни; - преодоление дезадаптации и успешная социализация в обществе. - если изучить проблемы инвалидов, проживающих в условиях психоневрологического интерната - можно эффективнее строить процесс трудотерапии в социальной реабилитации. Методы исследования: Теоретические: - анализ научно-методической специализированной литературы; - обобщение опыта по применению трудотерапии Эмпирические: - анкетирование, с целью выявления возможностей трудотерапии в социальной реабилитации инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат» - интервьюирование, с целью выявления особенностей взаимодействия трудотерапевта с инвалидами, проживающими в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат» Практическая значимость исследования заключается в успешном проведении занятий трудотерапией инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат» и разработке рекомендаций по организации процесса трудотерапии в других психоневрологических интернатах. Проблема исследования связана с тем, что в практике социальной работы в условиях психоневрологического интерната организация трудотерапии связана с узкой специализацией стационара, с сезонностью занятий и нехваткой специалистов по трудотерапии. Решение этих проблем будет максимально способствовать успешной социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната. 1. Возможности трудотерапии в социальной реабилитации инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате 1.1 Организация социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната Основным направлением социальной защиты инвалидов является реабилитация. Всемирная Организация Здравоохранения трактует понятие реабилитации как систему, включающую в себя все меры, направленные на уменьшение воздействия инвалидирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможности инвалидов достичь социальной интеграции. Сущностью социальной реабилитации является не только восстановление здоровья, но и создание возможностей для социального функционирования в обществе. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. По мнению Е.И. Холостовой [23], реабилитация - это процесс, включающий в себя меры и мероприятия медицинского, профессионального и социального характера. Целью разнообразных реабилитационных мероприятий является интегрирование инвалидов с недостатком интеллектуального развития в общество. Социальная реабилитация - это наиболее ёмкая и многогранная область реабилитации [24]. Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующиеся научные положения - с другой. Социальная реабилитация инвалидов важна не только сама по себе. Она важна как средство интеграции инвалидов в социум, как механизм создания равных возможностей инвалидам, для того, чтобы быть социально востребованными. Социальная реабилитация - это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе [23]. По мнению О.С. Андреевой [2], социальная реабилитация может рассматриваться как: - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности; - процесс, направленный на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам. Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход. Существуют 3 уровня реабилитации: 1. Микроуровень (самого инвалида). 2. Мезоуровень (инвалид среди других). 3. Макроуровень (в рамках всего социума). Этапы реабилитации: 1. Диагностика уровня развития, анализ имеющихся документов, беседы. 2. Разработка индивидуальных программ реабилитации. 3. Реализация реабилитационных мероприятий. Как считает О.А. Богданова [3], социальная реабилитация осуществляется в двух самостоятельных направлениях: а) приспособление окружающей среды к потребностям инвалидов (обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры, спорта, духовно-нравственного развития иных сфер жизни и т.д.) б) приспособление инвалида к своему дефекту, помощь в адаптации к окружающей среде, развитие навыков, обеспечивающих возможно независимое социальное функционирование. Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ею основных принципов, к которым относят: адресность, непрерывность, этапность, доступность, комплексность, дифференцированность, последовательность, добровольность, гуманность, преемственность, конфиденциальность [13,14]. Социальная реабилитация инвалидов - это комплекс мер, которые направлены на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойкими расстройствами организма, а также на максимально возможное восстановление социального статуса, развитие (формирование) социальных навыков и умений личного и общественного плана [11, 15]. Методы социальной реабилитации: - информационно-консультационная беседа (универсальный метод); - психологический тренинг; - направленное наблюдение; Методы социальной терапии: психотерапия, гарденотерапия, библиотерапия, арттерапия, иппотерапия, глинотерапия и пр. [2,24]. Социальная реабилитация в психоневрологическом интернате отличается своей спецификой, имеет свои цели и задачи, обусловленные особенностями психических заболеваний граждан, проживающих в учреждении. Н.Ф. Дементьева [6] выделяет основные цели социальной реабилитации в психоневрологическом интернате: - создание благоприятного социально-психологического климата (терапевтической среды); - организация жизнедеятельности инвалидов; - социальная адаптация и реабилитация инвалидов, поддержание и продление психической активности лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с основными целями, социальная реабилитация должна быть направлена на оказание помощи гражданам, проживающим в учреждении, на преодоление индивидуальных проблем, связанных с умственной и физической ущербностью; ориентирована на индивидуальные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их возрастные, жизненные и социальные запросы. Направления социальной реабилитации в психоневрологическом интернате: - проведение социальной диагностики; - организация занятости инвалидов; - организация содержательного досуга; - защита личностных и имущественных прав инвалидов; - поддержание родственных связей и контактов; - организация трудовой деятельности [6,8]. По мнению Э.В. Устиновой, социальная реабилитация включает в себя социально-бытовую адаптацию и социально-средовую ориентацию. Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов [24]. Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают в себя: - информирование и консультирование инвалида и его семьи; - адаптационное обучение инвалида и его семьи; - обучение инвалида персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности, овладению социальными навыками; - обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими; - адаптация жилья инвалида к его потребностям. Т.В. Зозуля [10], определяет, что социально-средовая ориентация - это система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности. Мероприятия по социально-средовой ориентации в себя включают: - социально-психологическую реабилитацию (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, экстренную психологическую и медико-психологическую помощь); - обучение общению; - обучение социальной независимости; - обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом; - оказание помощи в решении личных проблем; - социальный патронаж семьи [17]. Социально-бытовая реабилитация включает в себя: - социально-бытовую ориентацию (процесс ознакомления инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения и содержания); - социально-бытовое образование (восстановление, обучение или формирование навыков пользования приборами, оборудованием социально-бытового назначения с целью обеспечения относительной независимости, обучение навыкам хозяйственно-бытовой деятельности); - социально-бытовую адаптацию (процесс и результат приспособления к условиям ближайшего социума); - трудовая и профессиональная реабилитация - направлены на профориентацию, трудовое и профессиональное обучение и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией и личными склонностями инвалида; - психолого-педагогическая реабилитация - направлена на адаптацию в окружающей среде, в обществе, достижение морально-психологического равновесия (практические занятия, тренинги, индивидуальные беседы, консультации, психодиагностика) [10,17]. В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет инвалидам преодолевать страх, формировать отношения к еще более слабому, корректировать гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать инвалидов в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым. Таким образом, социальная реабилитация - это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического общества, с третьей стороны - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности. 1.2 Характеристика контингента и условий их проживания в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат» Психоневрологические интернаты для взрослых входят в общую систему психиатрической помощи населению и предназначены для проживания больных с хроническими формами заболеваний. Обычно это люди, неспособные жить в семье и обществе в силу утраты либо недоразвития способностей к самообслуживанию, самообеспечению и продуктивной коммуникативной деятельности. Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам 1 и 2 группы независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания [20]. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [17, 19]. Приём в дом интернат производится по путёвке органов социальной защиты населения, её выдают на основании заявления о приёме в дом интернат и медицинской карты, оформленной районным отделом социального обеспечения и лечебно-профилактическим учреждением, справки медико-социальной экспертизы (далее МСЭ) [2]. В психоневрологический интернат принимаются престарелые и инвалиды 1 и 2 групп, страдающие определёнными психическими заболеваниями и нуждающиеся по состоянию здоровья вместе с этим в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи [19]. Они помещаются в такой интернат независимо от того, есть ли у него родственники, обязанные по закону их содержать или нет. Обязанности дома-интерната определяются его задачами и функциями, которые установлены положением. В соответствии с нормативными актами в психоневрологические интернаты принимают лиц с умственной отсталостью в степени выраженной дебильности, имбецильности и идиотии, а также больных, страдающих затяжными формами психических заболеваний. У больных не должно быть проявлений острой симптоматики и грубых психических дефектов, опасных для самого больного. Психоневрологические интернаты в значительной степени отличаются от психиатрических стационаров (больниц) системы здравоохранения по структуре контингента. Обычно больные поступают в учреждения социальной защиты населения на постоянное проживание, т.е. до естественного конца. В этой связи в организации работы психоневрологических интернатов значительное место занимают вопросы социального и бытового устройства инвалидов, не просто находящихся в этих учреждениях, а проживающих в них [19, 23]. Из-за этого возникает и требует решения множество вопросов, связанных с введением и эксплуатацией помещений бытового и досугового характера. Элементы быта также своеобразны, поскольку включают режим больничного учреждения и общежития. Последнее обстоятельство определяет тактику медицинского персонала в отношении максимального самообслуживания проживающих. Это весьма важно для больных, находящихся длительно в однообразных условиях, способствующих возникновению проявлений госпитализма [13]. Поскольку определенная часть больных, находящихся в учреждении, не гарантирована от обострений психотической симптоматики, существует постоянная необходимость в медикаментозной поддерживающей терапии. Последняя, также имеет отличия от таковой в рамках лечебно-профилактических учреждений. Характерно смещение акцентов с купирующей на поддерживающую терапию, с симптоматической на общеукрепляющую. В целом характерен переход с медикаментозного лечения на немедикаментозное, в частности на терапию занятостью. В отличие от больничных учреждений она также имеет выраженные особенности. Терапевтическое воздействие занятости больных с отдаленными последствиями заболеваний имеет в большей степени не клинический, а социальный вектор. Иначе говоря, терапия занятостью в условиях психоневрологических интернатов направлена на восстановление утраченных (либо формирование новых) трудовых и коммуникативных навыков, на поддержание или формирование активного образа жизни, поэтому наиболее широко используют хозяйственно-бытовой труд, стимулирующий самообслуживание и неформальные контакты [15,25]. Представление о структуре контингента больных, находящихся в психоневрологических интернатах, можно составить по изложенным выше критериям отбора. В основном там проживают люди с длительно протекающими хроническими заболеваниями как эндогенного, так и любого другого характера. Возрастные группы инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах можно разделить по возрастным группам: 1. инвалиды с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от 18 до 45 лет; 2. инвалиды, страдающие психическими заболеваниями и нуждающиеся в постоянном уходе от 45 лет и до конца жизни. Самой многочисленной является группа больных, страдающих умственной отсталостью - 74 человека (43%). Второе место по численности занимают больные шизофренией - 53 человека (32%), третье - сосудистой деменцией - 33 человека (20%). Эпилепсией болеют 5 человек (3%) проживающих, синдромом Дауна - 3 человека (2%). В учреждении проживает 168 человек, из которых 162 человека - мужчины, 6 человек - женщины. Анализ возрастной характеристики показал, что наиболее многочисленными были группы инвалидов молодого возраста: от 18 до 44 лет -65 человек (41%), инвалиды в возрасте 45 - 54 лет - 44 человека (27%), 55 - 59 лет - 22 человека (13%), 60 - 74 лет -31 человек (15%), от 75 лет и выше - 6 человек (4%). По группам инвалидности больные распределяются следующим образом: инвалиды 1 группы - 64 человек, из них инвалиды с детства - 40 чел., инвалиды 2 группы - 104 человек, из них инвалиды с детства - 57 чел. Контингент психоневрологического интерната представляет собой сообщество инвалидов с ущербной психикой. Ущербность выражается либо в эмоционально-волевом дефекте, либо в выраженном снижении интеллекта вплоть до слабоумия, либо в глубокой умственной отсталости. Этим обстоятельством объясняется несформированность в потребности досуга, распад этой потребности вследствие длительного хронического психического заболевания. Вместе с тем у части инвалидов с не столь выраженной ущербностью психики имеется потребность в досуговой деятельности. Для инвалидов организуются экскурсии, беседы, викторины, конкурсы, занятия в художественной самодеятельности. Во всех учреждениях имеются телевизоры, библиотеки, читальные залы [25]. Все кабинеты, жилые комнаты оснащены новым оборудованием и мебелью. Жилая площадь корпусов, составляет 1400 кв. м, это на одного проживающего - 7 кв. м. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |