реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние церковной благотворительности на развитие и становление социальной работы на Урале

- в Богадельню - приют для одиноких стариков и инвалидов

- в Специализированный дом ребенка № 5

- в травматологическую больницу № 36

- в Центр социальной помощи семье и детям г. Богданович

- в Патронажную службу фонда «Милосердие»

- в детское отделение Областной психиатрической больницы № 1

- в Противотуберкулезный детский диспансер.

За три дня проведения акции было собрано: - 234 тысячи рублей, 1147 предметов одежды, 1136 предметов гигиены, 959 игрушек, 931 предмет канцелярских товаров, 796 пачек шоколада, 737 упаковок конфет и печенья, 374 единицы детского питания (соки, пюре, каши), 340 упаковок бакалейных продуктов, 224 упаковки детских подгузников, 91 коробка сока, 89 банок консервов, 2 больших мешка фруктов, один мобильный телефон, одна машинка для стрижки. Скоропортящиеся продукты - йогурты, соки, фрукты, торты, пирожное - были собраны в количестве 244 единиц и доставлен

- вечером 25 декабря - в Кризисный центр помощи семье и детям

г. Богданович

- вечером 26 декабря - в Богадельню (приют для одиноких стариков и инвалидов)

- днем 27 декабря - в Детский реабилитационный Центр Фонда «Город без наркотиков»

- вечером 27 декабря - в Богадельню.

Акция «Подари радость на Рождество!» удалась. И не только материальный ее результат, что тоже немаловажно. Удалось напомнить людям благополучным о людях обездоленных и пробудить сострадание. Удалось подарить многим и многим опыт деятельного милосердия (может быть, первый в жизни - и, дай Бог, не последний). Удалось получить бесценный опыт взаимодействия и взаимовыручки. Удалось превратить шопинг в доброе дело. Удалось победить статистику. Удалось преодолеть кризис милосердия. Удалось подарить радость на Рождество [57], (прил.1). В Екатеринбурге и городах Екатеринбургской епархии наиболее распространены были такие формы благотворительности как детские приюты, и сиротско - воспитательные дома, комитеты по призрению нищих и бедных, дома престарелых, богадельни, ночлежные дома и др. Проводились выдачи денежных пособий нуждающимся, в том числе погорельцам.

Святые отцы говорят, что у молитвы есть два крыла. Одно крыло - пост, а другое - милостыня. Поэтому к физическим и духовным упражнениям необходимо прибавить и упражнения благотворительные, то есть упражнения души в делах милосердия. Причем, это касается не только милостыни как некоторого материального пожертвования на нужды несчастных. Игумен Никон (Воробьев) писал: «Гораздо дороже милостыня духовная, она состоит в том, что человек вместо осуждения ближних жалеет их, прощает им их грехи и недостатки и просит Бога простить их» [11,29]. Мы, действительно, чаще воспринимаем милосердие сугубо практично и материально: помочь если не деньгами, то одеждой, продуктами питания. А ведь милостыня может быть разной: личное время, потраченное не на себя, а на другого человека, доброе слово, участие в каком-то полезном деле, которых в любом приходе предостаточно. Нужно только спросить себя «кто мой ближний? Кому нужна моя помощь?» Это может быть помощь одиноким старикам, которые не выходят из дома и не могут самостоятельно вести быт, приготовить обед, вымыть пол или перестелить постель. Нужно просто найти некоторое время на неделе и подарить заботу и внимание человеку, который так в этом нуждается. Это может быть помощь инвалиду-колясочнику, который не имеет возможности самостоятельно добраться до храма - добрый самарянин, выделив полчаса до службы и полчаса после службы, мог бы заехать за таким человеком на своем «ослике»-машине и довезти его до храма. Это может быть доброта по отношению к детям-сиротам, с которыми нужно гулять, играть, общаться. В детских больницах постоянно находятся отказные детки, которым необходим уход и внимание. Это может быть материальная и профессиональная помощь бездомным и пациентам патронажной службы. Не всегда у медперсонала или социального работника хватает времени, чтобы поговорить с человеком, выслушать, утешить его. Но беда в том, что активных людей гораздо меньше, чем людей, нуждающихся в помощи.

Подводя итог можно утверждать, что на Урале благотворительность получила широкое распространение с периода проведения реформ Александра II. Особенное внимание ей уделялось в городах Екатеринбургского уезда. Анализ имеющейся литературы показывает, что в последней трети XIX, начале XX веков благотворительность приобрела значительный масштаб во многом благодаря тесному взаимодействию органов городского самоуправления, общественных организаций и Православной церкви. В целом можно сказать, что все формы благотворительности легко укладывались в особенности мировоззрения преимущественно православных людей того времени.

Глава 2. Анализ благотворительной деятельности в православной Церкви на современном этапе (в практике Свято-Троицкого Архиерейского подворья города Нижний Тагил)

2.1 Традиции православной благотворительности в Свято - Троицком Архиерейском подворье

Первые исторические факты образования Свято-Троицкой церкви датированы первой половиной 18 столетия: ...«возле Нижне - Тагильского селения жил «беглый поп Иов из раскольников». Им была устроена при тайном жилище небольшая деревянная часовенка, где он и совершал Литургию по старым Богослужебным книгам»…. После смерти отца Иова старообрядцем Андреем Рябининым в 1745 году келья та была значительно перестроена, а часовня расширена. Часовня, первоначально именовавшаяся в честь Пресвятой Животворящей Троицы, стала центром, объединившим раскольников почти всего Урала. Этому способствовали как её богатство и многочисленность прихожан, так и покровительство заводского начальства Демидовых, использовавшего на многих своих Уральских заводах труд раскольников, бежавших из центральных районов Российской Империи. В Нижний Тагил единоверие приходит позднее, в начале 1830-х гг. благодаря миссионеру Оглоблину. Еще 4 февраля 1833 года единоверцам был назначен первый священник о. Димитрий Козельский. Единоверческий приход в то время составлял 450 душ мужского и женского пола. Троицкая часовня оставалась раскольнической до 1835 года, пока 19 марта не умер последний «беглый поп Архип» служивший при ней. Тогда же часть её прихожан подают в главную заводскую контору заявление о согласии принять православного священника в Троицкую часовню.12 мая 1840 г. пермский губернатор Огарев приезжает в Нижнетагильский поселок для того, чтобы лично присутствовать при передаче часовни единоверцам. 19 мая 1840 года часовню освящают. 4 июня 1842 года часовня освящена в храм. Колокольня была построена на средства заводовладельцев Демидовых в течение 1852-1853 гг. В 1862 году в память освобождения крестьян от крепостного права в храме была установлена икона Святого Александра Невского и заложен придел его же имени. В результате пожара, вспыхнувшего в ночь с 8 на 9 марта 1872 деревянная Свято - Троицкая церковь сгорела. Не тронутыми огнём остались только ризница, колокольня и икона Александра Невского. Это обстоятельство послужило поводом к объединению двух приходов единоверцев - Никольского и Свято - Троицкого в один приход - Свято - Троицкий. Тогда же было принято решение о строительстве нового каменного храма на месте сгоревшего деревянного [56].

Новый храм был заложен 3 июля 1877 года. С тех пор и до известных событий XX века, церковь оставалась неизменной. К 1901 году в Свято - Троицком приходе числилось 8957 прихожан: 4255 мужского пола и 4702 женского пола. Плюс к этому: 879 раскольников беспоповцев, 9 австрийского толка и 4 сектанта. При храме имелись два каменных дома: один как дом для притча, другой - как воскресная школа и школа грамоты. После революции 1917 г. и вплоть до 1936 г. церковь оставалась действующей.

25 сентября 1936 г. - в день памяти святого Симеона Верхотурского бывший в то время настоятелем храма - о. Симеон Воронин отслужил последнюю Божественную Литургию, после чего храм был закрыт новыми властями и разграблен. Погибли иконостас, церковная утварь, библиотека [2,73].

По решению городской администрации в сентябре 1991 года Свято-Троицкая церковь была передана религиозной общине. Первым настоятелем храма в 1991 году был назначен отец Александр Хорунжий, служивший до того времени вторым священником в Нижнетагильском храме во имя святого Александра Невского. Практически с первых дней настоятель храма - о. Александр Хорунжий стал проводить среди прихожан большую просветительскую работу. В 1994 году при храме была организована воскресная школа для детей и взрослых. В школе изучались: Закон Божий, иконоведение и др. предметы. Дети занимались музыкой и рисованием. Свою деятельность воскресная школа продолжает до сих пор. Отец Александр сразу же стал заботиться о том, чтобы в храме был свой профессиональный хор. Первым регентом стала приглашенная из храма во имя Александра Невского певчая Ольга Муравлева, которая и организовала хор из выпускников Нижнетагильского музыкального училища. С 14 июля 1995 года по благословению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона настоятелем храма стал старейший священнослужитель Екатеринбургской Епархии митрофорный протоиерей Геннадий Брагин, который продолжал служить в храме вплоть до дня своей кончины (09.07.2007)[54].

В настоящее время в храме проходят ежедневные вечерние и утренние Богослужения, совершаются все православные Таинства и обряды: крещение, исповедь, причастие, венчание, отпевание. Помимо этого священнослужители ведут и благотворительную работу: окормляются социальные учреждения (приюты, дома престарелых, детские дома, тюрьмы и др.),

В храме несут священническое служение два священника: иерей Олег Шабалин, иерей Алексий Исмагилов, и диакон - Глеб Паустовский. Настоятель Свято - Троицкого Архиерейского подворья - игумен Димитрий Байбаков.

Основными направлениями благотворительной деятельности Свято-Троицкого Архиерейского подворья являются:

Приход помогает слабослышащим и глухим людям.

С октября 2007 года, каждую субботу, в приходе, благодаря помощи Екатеринбургской общины, организована Литургия на языке жестов для глухих и слабослышащих людей. В нашем городе таких, несколько тысяч, многие из них приходят в храм на традиционную службу с сурдо-переводом. Молятся глухие особенно: сосредоточенно и с любовью. Все прихожане стараются обязательно придти на такое богослужение - что-то открывается таинственное, когда отверзты врата, а батюшка смотрит в глаза молящимся. Язык жестов называют часто просто: мимика. Здесь видно все сердце говорящего. И батюшка отдает его. Служба всегда получается торжественная, тихая и благодатная. Божественную литургию в Свято-Троицком Архиерейском подворье совершает Отец Олег. Для того, чтобы переводить на язык жестов Божественную литургию, батюшке пришлось учиться у своих прихожан. Он постарался максимально использовать язык жестов, сделать максимально доступным для понимания слова молитвы. Это было непросто: сначала приходилось переводить с церковнославянского на русский, а уже потом - на язык жестов. По словам священника Екатеринбургской общины глухих Михаила Шамова, в России попечение и заботу о не слышащих людях всегда брала на себя Церковь. Для не слышащих детей открывались специальные школы, для сирот - дома призрения. В двадцатом веке эту функцию взяло на себя государство. Причем о духовной жизни людей, лишенных слуха, забыли напрочь. Теперь мы возвращаемся к вере своих отцов и дедов. Не слышащие люди тоже хотят молиться вместе со всеми, кто приходит в храм - чтобы потеря слуха не мешала пониманию Бога. После моления прихожане пьют чай и беседуют о жизни, делятся своими бедами и радостями, просят совета у священнослужителя. В этом случае святой отец берет на себя роль социального работника, дает советы не только духовного плана но и социального.

Священники Свято-Троицкого Архиерейского подворья несут службу в УЩ -349/48, г. Н.Тагил.

С декабря 2004г. колонию, по благословению правящего архиерея, окормляет священник Свято-Троицкого Архиерейского подворья г. Н.Тагила Олег Шабалин. Был установлен день посещения колонии, и теперь каждую субботу проводятся молебны «о здравии», а также «об упокоении». Также была организована встреча священнослужителя с осужденными, пытающимися найти свою дорогу к Храму, укрепив веру в Бога проведением таинства крещения. Внимательно выслушав речи отца Олега, 13 осужденных приняли решение окрестится. И сегодня многие из тех, кто оказался за забором, оплетенным колючей проволокой, говорят, что не хотели бы попасть туда еще раз. Хотя, как известно, приобретенный жизненный опыт - это еще не покаяние в совершенном зле.

Одним из основных направлений благотворительной деятельности Свято-Троицкого Архиерейского подворья является антиалкогольная программа. Уже в 50 годы 19 столетия в России начали появляться первые приходские общества трезвости. В 1882 году святой праведный Симеон Верхотурский открыл в своем приходе Дом трудолюбия, где духовно возрождались многие падшие люди. К началу 20 века практически в каждой епархии имелось общество трезвости. В 1912 году в Екатеринбурге состоялся первый всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе. Несколько лет назад Свято-Троицкий храм принял антиалкогольную программу. Беседы проводятся в приходской школе для взрослых (прил.2). Специфика работы ведется по принципу «Семейных общин трезвости», где параллельно с лечением алкоголиков проводится работа с семьями в целях создания в них атмосферы сочувствия и поддержки.

Православное духовенство считает, что благотворительность и милосердие должны быть тесно связаны с религиозной проповедью. Милосердие - это форма христианской проповеди.

Большое внимание уделяется воспитательной работе, которая прежде всего обращена к детям. При храме действует воскресная школа. Каждое воскресенье в школу приходят дети, они изучают Закон Божий, учатся петь, рисовать, вышивать, ставят спектакли. Занятия в воскресной школе обычно начинаются в середине сентября. Классы формируются по годам обучения и пополняются в течение всего учебного года. В каждом классе обучаются дети разных возрастов. В течение 5-и лет дети изучают Священную Историю Ветхого и Нового Завета, Катехизис, Богослужение Православной Церкви, Агиографическое наследие, церковно-славянский язык, церковное пение. В обучении используются методические разработки Отдела церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии. Много времени отводится занятиям по ИЗО и рукоделию, подготовке к православным праздникам. В течение учебного года в школе проводятся утренники, посвященные началу учебного года, Рождеству Христову, Пасхе, празднику Святой Троицы и др. Силами воспитанников церковно-приходской школы организуются благотворительные концерты для проживающих в Доме престарелых г. Нижнего Тагила, для инвалидов общества «Вера, надежда, любовь», для студентов миссионерско-катехизаторских курсов, для родителей и прихожан храма. Воспитанники церковно-приходской школы регулярно принимают участие в областном конкурсе «Ручейки добра». Работы учащихся школы неоднократно были представлены на выставках «Красота Божьего мира» и «Пасхальные перезвоны», организованных Екатеринбургской епархией. Большинство работ были отмечены грамотами и призами. По мере возможности в течение учебного года для учащихся церковно-приходской школы организуются паломнические поездки в монастыри г. Верхотурье, Чусовские Городки, урочище Ганина Яма, Храм-на-Крови (г.Екатеринбург). Посещают дети и храмы в селах Пригородного района. Кроме того, дети посещают городские музеи - краеведческий и ИЗО. Для родителей учащихся организуются беседы с духовником церковно-приходской школы. По мере необходимости проводятся родительские собрания.

Общими усилиями духовенство храма и педагоги школ, стараются показать детям все многообразие православной жизни, а главное научить их делать нравственный выбор, жить по Евангелию в современном мире. В школе работают 10 педагогов, которые постоянно повышают свои знания, посещая занятия педагогического семинара - практикума при Отделе церковно-приходских школ в Екатеринбурге (прил. 3).

При храме действуют миссионерские курсы, в течение четырех лет их слушателям преподаются катехизис, риторика, литургика, церковно-славянский язык, апологетика, богословие, православная педагогика и психология, история Русской церкви и миссионерства, и многие другие предметы. Занятия включают не только лекции, но и конференции, семинары и практическое миссионерство. Многие слушатели курсов потом сами проводят беседы с молодежью, оказывают психологическую помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, помогают пожилым и немощным, организуют беседы о трезвом образе жизни, паломнические поездки и крестные ходы. Словом выпускники курсов несут в общество свет Евангельской проповеди. Регулярно проводят занятия и читают лекции в Нижнее Тагильской школе милиции и торгово-экономическом колледже. Священнослужители посещают ряд воинских частей, беседуя с офицерским и солдатским составом. Сотрудники Троицкого храма проводят занятия по истории русской культуры для учеников 6 - 9 классов.

Диаконом храма, Глебом Паустовским, был проведен семинар «Причины девиантного поведения детей» в котором приняли участие 69 педагогов и завучей общеобразовательных школ г. Нижний Тагил и Пригородного района. За основу своего доклада диакон Глеб взял работу кандидата богословских наук иеромонаха Тихона (Иршенко). Как пояснил о. Глеб, девиантным часто называют нестандартное, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития поведение. Оценка же любого поведения подразумевает его сравнение с какой-либо нормой. Однако, одно и то же действие, поведение можно расценить либо как нормальное, либо как отклонение от нормы. Так нормы нравственные и нормы правовые могут совпадать, а могут и противоречить друг другу. Убийство, например, является преступлением в глазах общественного сознания и одновременно является тяжким грехом в нравственном отношении. В то же время аборты - убийство не рожденных детей - осуждаются религией, но не наказываются уголовным правом. Цель нашего семинара, подчеркнул о. Глеб - понять причины нравственного обнищания как всего общества в целом, так и подрастающего поколения в частности. В Православии вообще нет такого понятия, как девиантное поведение. Зато есть четкое определение понятия греха. Любое преступление закона есть грех. Грех же, по учению Православной Церкви, вошел в людей от Диавола. Отсюда следует, что наклонность ко греху более чем к добру свойственна человеку от рождения и проявляется прежде всякого воспитания. Внешние же условия могут стимулировать и развивать или ослаблять, подавлять то, что дано в зародыше в самой природе человека. Поэтому так важно, подчеркнул о. Глеб, обращать особое внимание на духовно-нравственную основу воспитания подрастающего поколения… [56].

При помощи Свято - Троицкого храма, по просьбе жителей поселка Уралец, пациентов Уральской участковой больницы и по инициативе врачей с благословения правящего Архиерея в помещении больницы организована молельная комната. С 2003 года в поселке Уралец открыт приход во имя Святой блаженной Ксении Петербуржской, начитывающий около сорока постоянных прихожан. При приходе работает воскресная школа для детей и взрослых.

Изучив традиции благотворительной деятельности Свято - Троицкого Архиерейского подворья на современном этапе, видно, что церковные служители самостоятельно и совместно с социальными учреждениями города ведут большую работу по социальному служению обществу продолжая традиции благотворительности начатые старообрядцем Андреем Рябининым в 1745 году. Сегодня церковь кроме православных таинств ведет большую просветительскую, воспитательную работу, организованы общества трезвости, общества по борьбе с наркозависимостью, проводятся духовные беседы в местах заключения, больницах, домах престарелых, домах инвалидов и других социальных учреждениях. Православные священники несут в души прихожан нравственность, доброту, милосердие, умиротворение и благочестие, учат патриотизму, любви к Богу, Родине и своим ближним, умению и желанию помогать.

2.2 Анализ деятельности специалиста социальной работы в Свято-Троицкой православной церкви

Свято-Троицкое Архиерейское подворье выполняет наиболее важные и актуальные для прихожан задачи: духовное просвещение и социальная помощь для всех нуждающихся.

Православная Свято-Троицкая церковь оказывает помощь социально неадаптированным гражданам с первого года существования. Возможность такой деятельности обеспечена единодушием служителей храма, и меценатами, которые видят результативность этой работы.

В Свято-Троицкой церкви социальную работу в основном ведет Отец Олег Шабалин, в свободное от служб время. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, проводятся окормления воинских частей, обществ детей с ограниченными возможностями, домов инвалидов, и др. социальных учреждений. Он выполняет ряд функций: информационную, диагностическую, психологическую, коммуникативную, организационную и посредническую.

Согласно договора о духовном окормлении заключенных, Отец Олег ведет большую работу в УЩ-349/48 с 2004 года. Это колония-поселение, в которой отбывают наказание 300 заключенных, сроки их наказания от 3 до 5 лет, быт этих людей тяжел, на питание и одежду заключенный зарабатывает сам, за хорошую работу и примерное поведение администрация колонии рассматривает дела о досрочном освобождении на свободу. Многие попавшие в эти условия люди, встают на путь исправления и задумываются о свершенном, обращая свой взор на духовное начало. В результате у осужденных появилось стремление приблизиться к Богу. Так зародилась мысль создать в колонии молельную комнату - место, куда каждый заключенный мог бы придти и помолиться. Колония очень маленькая по территории и по количеству заключенных. Помещений не хватает. Вначале молились в коридорчике, рядом с библиотекой. 29 октября 2007 года иереем Свято - Троицкого Архиерейского подворья было подано прошение о выделении отдельного помещения под молельную комнату (прил. 5). Администрация учреждения ИК-48 пошла навстречу, выделив для этой цели светлое и уютное помещение. Здесь уже можно оставить и свечи, и книги. Есть даже смотритель комнаты...

С приходом в колонию заместителя начальника по КиВР А.В.Степанова, человека неравнодушного к духовному и нравственному состоянию своих подопечных, была заложена славная традиция взаимодействия церкви с исправительным учреждением. Был установлен день посещения отцом Олегом колонии, и теперь каждую субботу проводятся молебны «о здравии», а также «об упокоении».

Жизнь осужденных закрыта от внешнего мира и особо не афишируется в силу специфики воспитательного учреждения. Оснащена молельная комната на средства пожертвованные меценатами (ГУФСИН) и прихожанами Свято Троицкого храма. Вся литература, иконы, убранство комнаты приобретены на пожертвования прихожан храма.

При поступлении каждого нового этапа в колонию, принимают решение окреститься около 20 человек, в зависимости от количества этапированных. Каждый принимает это решение осознанно, и обращается к священнику самостоятельно. Если статья осужденного позволяет вывозить его за пределы поселения, то священник вывозит его в храм для таинства крещения.

Возраст осужденных разный, потребность общения со священнослужителем у всех разная, уровень восприятия того что говорит проповедник тоже разный, по этому священнику приходится проводить беседы соответственно с уровнем понимания прихожан, для начинающих в молельной комнате есть соответствующая литература, а те кто пытается познать больше - заказывают специальную литературу через батюшку в храм. В настоящее время из 300 осужденных прихожанами молельной комнаты являются 45 человек, из них в возрасте 40-50 лет - 12 человек, в возрасте 30 - 39 лет - 25 человек, 20 - 29 лет - 8 человек.

Возрастной состав прихожан в молельной комнате УЩ-349/48.

В результате анализа данных, представленных на диаграмме, можно отметить, что основную долю прихожан (57%) молельной комнаты составляют осужденные в возрасте от 30 до 39 лет, чуть меньше заключенных - от 40 до 50 лет (26%), и наименьшее количество прихожан молодого возраста (17%). Возраст от 20 до 40 лет - это возраст, когда человек осознанно может принимать решения, способен отвечать за свои поступки, принимать покаяние, вот поэтому поиск правильных решений и приводит людей к духовному пониманию, как собственной жизни, так и жизни окружающих. Им необходима помощь духовного наставника, который грамотно поможет разобраться в душе оступившегося человека и через изучение своих чувств, эмоций, анализа конкретных ситуаций, подойти к осознанию необходимости сделать выбор в пользу перемены образа жизни, к осознанию ответственности. На этом этапе важно двустороннее сотрудничество, но все же, никакое, даже самое лучшее попечение, не сможет изменить жизнь бывшего заключенного, без искреннего желания и усердия последнего.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.