реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то со-циальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонаруше-ниями, а когда серьезны и наказываются в уголовном по-рядке -- преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении[21,с.80].

С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом.

Социальные отклонения корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связан-ные со стремлением получить материальную, денежную, иму-щественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);

Агрессивной ориентации: действия, направленные против лично-сти (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);

Социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, неже-лание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид)[1,с104].

Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может прояв-ляться в различных социальных отклонениях: от наруше-ний норм морали до правонарушений и преступлений.

Асоциальные проявления выражаются не только во внеш-ней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориента-ции и представлений.

Под отклонениями в поведении детей и подростков пони-маются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъек-ту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом[1,с.107].

Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.

Таким образом, отклоняющееся поведение детей и под-ростков, с одной стороны, может рассматриваться как сим-птом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой сторо-ны, выступать в качестве проводника воспитательного вли-яния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства).

Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные осо-бенности поведения могут свидетельствовать о разных процес-сах, происходящих в психике индивида, и наоборот.

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими од-нократно или систематически. В последнем случае измене-ния в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранени-ем исчезают[6,с.90].

При этом на отклоняющее поведение ребенка большое значение оказывает семейное воспитание.

Среди функционально несостоятельных, не справляющихся с воспитанием детей большинство семей от составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстранение-равнодушный, попустительски-снисходительный и др. Как правило, родители с социально-психологическими и психолого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, однако далеко не всегда без помощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта[21,с.78].

Вместе с тем, есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность.

С учетом достаточно большого количества причин, обусловливающих функциональную несостоятельность семьи, существуют весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. Мы, в свою очередь, в качестве системообразующего критерия при составлении типологии функционально несостоятельных семей используем характер десоциализирующего влияния, оказываемого такими семьями на своих детей.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями[6,с.80].

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей[6,с.84].

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

Асоциально-аморальные семьи, которые хотя и относятся к семьям с прямым десоциализирующим влиянием, тем не менее, в соответствии со своими специфическими социально-психологическими характеристиками требуют иного подхода[6,88].

На практике к асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи с откровенными стяжательскими ориентациями, живущие по принципу "цель оправдывает средства", в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим искаженным моральным представлениям, также оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации.

Иного подхода требуют семьи с косвенным десоциализирующим влиянием - конфликтные и педагогически несостоятельные.

Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения.

Педагогически несостоятельные, как и конфликтные, семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль[6,с.98].

На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказавших негативное воздействие на детей, чаще всего характеризующиеся наиболее типичными, неправильно сложившимися педагогическими стилями в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.

Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что "все дети такие", либо рассуждают так: "Мы сами такими же были. Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу "наш ребенок всегда прав". Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию[10,89].

Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет "бандитом" и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Жестко-авторитарный стиль характерен родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.

Увещевательный стиль, который в противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний.

Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.

Воспитание по типу "кумир семьи" часто возникает по отношению к "поздним детям", когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога [1,с.115].

Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность родителей в таких случаях порою доходит до того, что они сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних, просят, чтобы их сына, дочь отправили в спецПТУ, в спецшколу. В ряде случаев эта мера, действительно, оказывается оправданной, поскольку дома исчерпаны вес средства, и перестройка отношений, не произошедшая своевременно, практически уже становится невозможной вследствие обостренности конфликтов и взаимной неприязни.[6,с.64 ]

Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляются в системе наказаний и поощрений, практикуемой в семье. В этих вопросах нужна особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, подсказываемые родительской интуицией и любовью. Как чрезмерное попустительство, так и чрезмерная жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.

Вообще неблагополучие в семье должно предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики.

Для этого необходимо проводить в соответствующих учреждениях, например, в школе исследования.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи.

Итак, мы приходим к выводу, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям -- от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.

Следствием неблагополучия семейного воспитания подростков довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

Глава 2. Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка

2.1. Методы диагностики отклоняющего поведения подростка

В ходе нашего исследования использовали следующие методики: опрос, анкетирование

Так г. Майкопе нами было проведено исследование группы подростков с проблемами в поведении, обуча-ющихся в МОУ СОШ № 16 в коррекционных классах.

Исследование преследовало цель: распределение сферы компетенции и принципов ответ-ственности между социальным педагогом образовательно-го учреждения и социальным работником в организации социальной работы с семьями безнадзорных детей.

Инструментом комплексного диагностирования стал разработанный нами опросник(См приложение №1). Он предназначен для исследования семейного благополучия и положения подростка в семье. Опросник состоит из 26 вопросов, ответы на которые могу выявить отношение в семье.

На основании материалов опросников был разра-ботан вариант профессионального социального паспорта-карты социального работника/социального педагога, фор-мализованного документа служебного пользования, в кото-ром систематизируются данные о клиенте.

На каждого подростка был заведен социальный паспорт, где указывались личные данные подростка, данные родителей, их место работы, жилищные условия.(см. приложение №2). Предварительный замысел разработчиков и опыт рабо-ты с опросниками и социальными паспортами показал, что получаемые в качестве положительных ответы на пункты 11-17 паспорта проявляют некоторые признаки неблагопо-лучия ребенка, которые должны быть подвергнуты более тщательному исследованию

Сложность задачи состояла в том, что необходимо было точно развести детей из общей группы риска и подростков из неблагополучных семей.

Для этого использовалась анкета социального педагога(см. приложение №3). Она заполняется на ребенка в случае подозрение на беспризорность подростка.

Если на вопросы 1,5, 12 ответ отрицательный, а на воп-росы 6, 7, 8,9. 10. 18. 19-положительный, ребенка необходимо отнести к группе риска по беспризорности. Если ин-формацию о положении ребенка невозможно получить в школе, то необходимо обследовать семью непосредственно по месту жительства.

Созданный психолого-педагогический инструментарий позволяет корректно провести диагности-ку неблагополучия детей, выявить детей, требующих повы-шенного внимания со стороны профессионалов.

Этот метод диагностики - подход к организации комплексного решения задач профилактики безнадзорности и оказания помощи детям можно назвать социально-ориентированным. Его можно рассмотреть на примере соци-ального проекта, реализуемого на базе образовательных учреждений и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Майкопа.

Ключевая характеристика предлагаемого подхода - эф-фективная организация системного взаимодействия всех субъектов системы профилактики и беспризорности на уровне определенной территории (района, округа) в обес-печении защиты прав несовершеннолетних и устранении причин беспризорности.

2.2. Анализ и интерпретация результатов

В качестве эмпирической базы выступили 50 учащихся 8-9 классов МОУ СОШ № 16 г. Майкопа РА.ходе нашего исследования среди 50 опрошенных детей к группе риска были отнесены 10 детей.

На основе исследования была составлена таблица №1

Таблица №1

Имя

Возраст

Причины

1

Владимир Н.

1993г.

Неблагополучная семья: родители нигде не работают, алкоголики. Подросток предоставлен сам себе, относится к группе беспризорных .

2

Георгий Б.

1994г.

Неблагополучная семья: отец болен туберкулезом, мать - шизофренией. Мальчик должного воспитания не получает.

3

Денис Д.

1993г.

Мать воспитывает сына одна. Целый день находится на работе, так как совмещает две работы. Подросток предоставлен сам себе, относится к группе беспризорных .

4

Елена С.

1993г.

В данной мать Елены является матерью - одиночкой. Воспитанием дочери не занимается .Елена часто пропускает занятия без уважительных причин.

5

Кирилл Ф.

1994г.

Родителей нет. Опекун - бабушка - пенсионерка. Должного влияния на внука не имеет.

6

Михаил Ч.

1992 г.

Многодетная семья, переехала из Казахстана. Неблагополучное материальное положение, так как отец еще не может устроиться на постоянную работу. Подростку часто приходится оставаться дома с младшими детьми или помогать отцу.

7

Никита Г.

1993г.

Неблагополучная семья. Родители - алкоголики.

8

Ольга М.

1992.г.

Дочь воспитывает один отец. Мать умерла, после чего отец сильно запил, поэтому должного воспитания девочка не получает.

9

Роман Г.

1994 г.

Неблагополучная семья. Мать мальчика и отчим часто употребляют спиртные напитки. Подросток часто подрабатывает на рынке.

10

Сергей С.

1992г.

Воспитывает сына одна мать. Она - инвалид. В семье сложилось тяжелое материальное положение.

Итак , мы выяснили что у большинства подростков с отклоняющим поведением обстановка в семьях критическая. Здесь неблагополучные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно -- оно является причиной девиантного поведения подростков.

2.3. Рекомендация по работе с неблагополучными семьями во взаимоотношениях с детьми

Членам неблагополучных семей бывает трудно воспринимать информацию, выражаемую вербально. Поэтому диалог с ними зачастую превращается в "псевдодиалог", когда психолог и члены семьи говорят в параллельных монологах, в то время как подразумевается, что они обмениваются информацией. Некоторые психологи склонны расценивать это как сопротивление, хотя имеет место непонимание. Например, испытывая массивную атаку со стороны членов семьи, психолог меняет свое место и садится среди членов семьи. Он говорит: "Это очень трудно находиться здесь, будучи атакуемым Вами. Я чувствовал, что выпадаю из Вашей среды". Язык движения привлекает каждого, а слово может остаться незамеченным. Другой способ инактивного формулирования -помещение одного из членов семьи за зеркало одностороннего видения. Например, немолодая женщина, которая жаловалась на неспособность своей взрослой дочери управляться с маленькими детьми, была помещена за зеркало одностороннего видения, откуда должна была наблюдать за тем, как ее дочь управляется с детьми. Выяснилось, что при отсутствии материнской гиперопеки дочь довольно скоро научилась с ними управляться. Женщина поняла, что она сама своей неуемной активностью мешает формированию адекватной родительской позиции у дочери.

Члены неблагополучных семей часто проявляют ненаправленную активность, целью которой зачастую является грубое облегчение напряжения. Психолог начинает стимулировать моторную активность, направленную на достижение других целей, чтобы показать одним членам семьи как их поведение может влиять на других. Например, вместо того чтобы спросить у детей: "Как получилось, что Ваша мама не говорит с Вами?", социальный педагог ставит перед детьми задачу: "Могли бы Вы сделать так, чтобы Ваша мама говорила с Вами?". Вот другие примеры побуждения к инактивному формулированию: «Могли бы Вы сделать так, чтобы Ваши отношения с дочерью не ухудшались?», «Что Вы можете сделать, чтобы улучшились Ваши отношения с дочерью?».

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.