![]() |
|
|
Технологии решения социальных проблем молодежи (проблемы наркомании)1. стационары круглосуточного пребывания больных на 130 коек (по ул. Дальняя, 45, Змеиногорский тракт, 106А,) из них 20 коек для лечения детей и подростков; 2. 6 стационаров дневного пребывания больных на 110 мест, в том числе 30 мест для детей и подростков; 3. диспансерное отделение с поликлинической службой на 200 посещений; 4. экспертный отдел; 5. клинико-диагностическая, биохимическая и химико-токсикологическая лаборатории 6. кабинеты: o функциональной диагностики, o физиолечения, o психодиагностики и психокоррекции, o психотерапии. Схема № 1: «Структура ГУЗ АКНД»
В штате АКНД 79 врачей, из них 10 - высшей и 16 - первой категории. Главный врач ГУЗ АКНД - Нечаев Валерий Александрович: врач соцгигиенист-организатор здравоохранения высшей категории; врачебный стаж с 1969 г., главный врач АКНД с февраля 2001г. Зам. главного врача по лечебной работе - Саяпина Светлана Георгиевна: врач психиатр-нарколог высшей категории; врачебный стаж с 1972 г., в наркологии - с 1976 г.; главный внештатный нарколог г.Барнаула. Отделение №1 социальной и медицинской реабилитации на 25 коек (Змеиногорский тракт, 106-А). Госпитализируются взрослые, нуждающиеся в особом типе восстановительной терапии: выработка и укрепление у них способностей самообеспечения, формирование положительных социальных установок, веры в свои силы, возвращение к труду. Для достижения цели используются медицинская реабилитация, психологическая и социальная. Имеются спортивный и тренажерный залы, сауна с бассейном, кабинет массажа. Продолжительность курса реабилитации 4 месяца. Отделение № 2 для лечения больных наркоманией на 20 коек (Змеиногорский тракт, 106-А). Оказывает следующие виды наркологической помощи: купирование абстинентных состояний. Проводится обследование, интенсивное комплексное лечение (медикаментозное, психотерапевтическое, психологическое, широкий спектр физиотерапии, массаж, сауна, иглорефлексотерапия), мотивирование больных на этап восстановительного лечения для дальнейшего прохождения лечебно-реабилитационных программ. Пациенты знакомятся с правилами поведения в отделении, занимаются пассивным трудом. Отделение для лечения детей (детей и подростков) на 20 коек (Змеиногорский тракт, 106-А). Оказывает лечебно-реабилитационную помощь детям и подросткам, имеющим зависимость от психоактивных веществ и с донозологическими формами. Организация медицинской помощи: лабораторная диагностика, консультация узких специалистов, психолога, психотерапевта, проведение лечения, обеспечение повседневной связи и преемственности в работе отделения с другими ведомствами (органы народного образования, центр соц. защиты - работа в трудовых и творческих мастерских). Технологии лечения, используемые в отделении: медицинские - фармакотерапия, физиотерапия (сауна, массаж, иглорефлексотерапия, электротерапия), ЛФК; психотерапевтические и психокоррекционные методики - психологическое обследование, обеспечение психологической поддержки пациентам, психотерапевтической поддержки семьи, психокоррекционные (динамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциональное); программа "12 - шагов", терапия занятостью: самообслуживание, трудотерапия, учеба, спорт. Отделения № 3, 4 неотложной наркологической помощи на 65 коек для лечения больных алкогольными и интоксикационными психозами (ул. Дальняя, 45). В отделении оказывается помощь больным в состоянии средне-тяжелой степени абстиненции, обусловленной длительным алкогольным запоем или наркотизацией, с алкогольными или интоксикационными психозами. Детско-подростковая наркологическая служба в структуре АКНД была выделена в самостоятельную в 1998 г. В каждом районе г. Барнаула действуют амбулаторная служба и дневные стационары: § Центральный р-н - ул. Л.Толстого, 23, § Железнодорожный, Ленинский р-ны - ул. Советской Армии, 146-а, § Октябрьский район - ул. Маяковского, 8, § Индустриальный район - ул. Попова, 95. В 2001 г. открыты в г. Барнауле амбулаторное реабилитационное отделение на 25 больных, детский (детско-подростковый) дневной стационар на 15 мест. В дневных стационарах кроме лечения, несовершеннолетние проходят индивидуальную и групповую психокоррекцию. Созависимые родители получают консультацию врача и психолога в центре для родителей "Надежда". Лечебную и реабилитационную помощь детям и подросткам, имеющим зависимость от психоактивных веществ и с донозологическими формами, оказывает круглосуточный стационар по ул. Змеиногорский тракт, 106-а. Также работают клубы "Анонимные алкоголики", "Радуга", "Аланон" по ул. Советской Армии, 146-а, ул. Попова, 95 - клуб "Семья". Диспансерное отделение с поликлинической службой для обслуживания взрослого населения (ул. Л.Толстого, 23), это - 8 наркологических кабинетов, два дневных стационара на 80 чел./мест; амбулаторное реабилитационное отделение на 25 больных; клинико-диагностическая, биохимическая лаборатория; кабинеты: анонимной наркологической помощи; психологов; физиолечения; функциональной диагностики; психотерапии. Осуществляет выявление наркологических больных, проводит: амбулаторный прием больных, в том числе анонимный, диспансеризацию с хроническими формами, направление на лечение, пролонгированные методы лечения (кодирование, введение депо-препаратов, имплантация препарата "Эспераль") и обучение населения навыкам и приемам профилактики наркозависимости. В составе диспансерного отделения: Кабинет психологов. Основными направлениями работы психологов являются: психологическое консультирование пациентов с различными видами зависимостей; психокоррекция семейных отношений в семьях больных наркологическими заболеваниями. Используются методики групповой дискуссии, когнитивно-поведенческой терапии, суггестивной психотерапии, программа "12 шагов" и д.р. Проводятся занятия в группах "Анонимные алкоголики", "Анонимные наркоманы" и в группах созависимых (с родственниками больных). Работает телефон доверия. Дневные стационары для оказания наркологической помощи взрослому населению осуществляют купирование абстинентных состояний, используют методики, направленные на подавление патологического влечения к наркотикам, спиртному, применяют различные виды психотерапии, психологической коррекции для создания установок на отказ от психоактивных веществ. Больные участвуют в лечебно-реабилитационных программах, разработанных на применении современных психотерапевтических технологий. Экспертный отдел. В структуре отдела - кабинет медосвидетельствования на состояние опьянения, в котором проводится круглосуточное медицинское освидетельствование для определения наркотического и алкогольного опьянения; специальная медицинская комиссия по проведению наркологических экспертиз, которая обеспечивает судебно-наркологическую экспертизу и экспертизу качества лечения; химико-токсикологическая лаборатория, которая для автоматизированного процесса проведения анализов биожидкостей на содержание наркотических и других психоактивных веществ оснащена современным оборудованием. Делая вывод, можно сказать, что перед нами довольно-таки сложная и многоплановая структура учреждения со своими, свойственными ей особенностями, что вполне объяснимо глубиной решаемой проблемы, в борьбе с которой используются всевозможные средства. 2.3. Основные направления деятельности АКНД и его некоторых структурных подразделений На сегодняшний день государственное учреждение здравоохранения "Алтайский краевой наркологический диспансер" - ведущее лечебно-реабилитационное учреждение здравоохранения для оказания квалифицированной стационарной и амбулаторно-поликлинической наркологической помощи жителям г. Барнаула и Алтайского края, диспансеризации больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями. ГУЗ АКНД является организационно-методическим и учебным центром наркологической службы края в области диагностики, лечения, профилактики и прогнозирования наркологических заболеваний. Основные направления работы АКНД: § профилактика и раннее выявление наркологических заболеваний среди населения; § амбулаторная и стационарная помощь больным алкоголизмом, наркоманиями; § реабилитация больных алкоголизмом, наркоманиями; § анонимное лечение наркологических больных; § психологическое консультирование пациентов с различными видами зависимостей; § психокоррекция семейных отношений в семьях больных с различными видами зависимостей; § медицинское освидетельствование для установления состояния опьянения; § военно-врачебная экспертиза; § судебно-наркологическая экспертиза; § параклиническое обследование наркологических больных с использованием современного лабораторного оборудования; § координация работы наркологической службы края с целью стабилизации наркоситуации. Приоритетное направление - оказание наркологической помощи несовершеннолетним; § развитие и совершенствование наркологической службы края. Разработка мероприятий по уменьшению распространенности наркологических заболеваний. В 1998 г. Детско-подростковая наркологическая служба в структуре АКНД была выделена в самостоятельную Основные направления деятельности детско-подростковой наркологической службы: § своевременное выявление "группы риска" (наиболее уязвимые в отношении потребления наркотических средств); § профилактическая работа по проблемам нарко-токсикоманий, алкоголизма, табакокурения; § лечение и медико-психологическая, реабилитационная помощь имеющим зависимость от психоактивных веществ и с аддиктивными формами поведения. В 2001 г. в г. Барнауле был открыт детский (детско-подростковый) дневной стационар на 15 мест. В дневных стационарах кроме лечения, несовершеннолетние проходят индивидуальную и групповую психокоррекцию. Созависимые родители получают консультацию врача и психолога в центре для родителей "Надежда". В стационарных кабинетах работают: врач психиатр-наркоголог, психолог, специалист по социальной работе, социальный работник, инструктор ЛФК, флорист, имеется творческая мастерская (исцеляющее искусство кружок "Умейка", работа с деревом, тканью, глиной). Социальная адаптация детей и подростков проводится врачами совместно с психологами, специалистами по социальной работе, социальными работниками. Также работают клубы "Анонимные алкоголики", "Радуга", "Аланон" по ул. Советской Армии, 146-а и ул. Попова, 95 - клуб "Семья". Работа в клубах направлена на: § восстановление доверительных отношений между родителями и детьми; § поддержку как родителей, так и детей в жизненных стрессовых ситуациях; § обучение реальному восприятию существующих проблем. Т.о., можно говорить о том, что в целом вся деятельность АКНД с его структурными подразделениями направлена на профилактику и раннее выявление наркологических заболеваний, оказание помощи больным наркоманиями (амбулаторно, стационарно), на их реабилитацию и социальную адаптацию, а также на развитие и совершенствование наркологической службы края. Т.е. государство старается результативно бороться с проблемой наркомании, используя при этом разнообразные средства. Заключение Конечно, сегодня Россия находится в тяжелом социально-экономическом положении. Что обусловлено ее непростым и запутанным процессом социльно-исторического развития. Перед нашим обществом стоят тысячи нерешенных проблем. Эти проблемы крайне противоречивы и многоаспектны. На первый план выходят демографические и экологические проблемы, которые, в свою очередь, порождены различного рода проблемами социального характера. Так, в последнее время получили свое распространение различного рода девиации. И одной из острейших проблем является проблема наркомании. По данным правоохранительных органов и органов здравоохранения, на начало 1999 г. общее число граждан России, употребляющих наркотики, превышает 2 млн. человек [16, с. 11]. В целом в той или иной степени проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, то есть практически каждого пятого жителя страны. Сегодня в России не осталось ни одного региона, где бы не были зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения. Наркомания окончательно превратилась в общенациональную проблему, несущую прямую угрозу государству. Ведь, по последним экспертным оценкам, каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков 13-15 человек, создавая тем самым своего рода “снежный ком” наркомании [11, с. 91]. Потери от наркомании за последние два года превышают несколько миллиардов рублей. Моральный же ущерб российскому обществу вообще не поддается никакому подсчету. Наркомания в России продолжает “молодеть”. По последним данным, более 60% наркоманов - люди в возрасте 18-30 лет и почти 20% - школьники. Информация Минздрава РФ показывает, что средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков, в частности, в Москве, детьми 6-7 лет. Поэтому я и решила разобраться в этих проблемах, изучить их как можно глубже [8, с. 240]. В ходе проведения работы мною была достигнута основная ее цель, т.е. я изучила теоретические основы технологий решения проблем наркомании среди молодежи. Чтобы достигнуть выше изложенной цели, мне пришлось разрешить ряд, обусловленных ею задач. Таким образом, я выяснила, что наркомания - это заболевание, возникшее в результате употребления наркотических средств и психотропных веществ, вызывающих в малых дозах эйфорию, а в больших дозах - одурманивание, наркотический сон, что она вызывает как физиологическое, так и психологическое привыкание. Один раз попробовав наркотик, - дороги назад нет! Наркомания приносит большие проблемы не только тому человеку, который употребляет наркотики и его близкому окружению, она является опасной для всего общества в целом (СПИД, демографические, криминальные, социальные, экономические и другие проблемы). Изучая особенности современной наркологической ситуации среди учащейся молодежи, стало понятно, что молодежь - это самая уязвимая категория населения в этом плане. Здесь наблюдается постоянный рост количества зависимых от наркотиков. Особенно пугает тот факт, что с каждым годом возраст впервые принимающих наркотики неумолимо уменьшается. Конечно, это обусловлено рядом факторов, например, таких как общее социально-экономическое положение в нашей стране. Люди вынуждены «круглыми сутками» зарабатывать на свое существование, а значит времени на своих детей у них почти не остается (проблема гипоопеки). Получается, что наши дети социально ничем не заняты, фактически предоставлены сами себе! Также причиной употребления наркотиков могут стать и гиперопека, и социальное неблагополучие семей (алкоголики, наркоманы и пр.), безнадзорность и многое другое. Т.о., видна объективная необходимость борьбы с наркоманией, особенно в молодежной среде (за ними будущее). А значит, нужно проводить реформирование всех сфер жизни общества, создавать специальные программы по борьбе с наркоманией, в рамках которых должны разрабатываться и использоваться эффективные технологии по решению социальных проблем. Список литературы: 1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с. 2. Артюхов А.В., Захарчук В.А., Мосолова Е.М. Проблема наркомании среди молодежи крайнего севера и пути ее решения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - № 2, 1998. - с. 72-75 3. Васильков Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 440 с. 4. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода оказания психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - № 3, 2000. - с. 11-17 5. Как снизить риск развития наркомании у подростков: методические рекомендации для родителей / Центр Мед. Реабилитации больных наркоманиями, - Барнаул: Азбука, 2002. - 21 с. 6. Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н.С. Курек; Научно-исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения РФ. - СПб.: Алетейя, 2001. - 220 с. 7. Мигилева П.В. Опыт работы с детьми и семьями группы риска комплекса социальной поддержки детей и молодежи «Свет» г. Волжского // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - № 2, 2001. - с. 60-65 8. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - 2-е изд., перераб. доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 416 с. 9. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н. Гаранского. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с. 10. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 427с. 11. Тарасов Н.В. Наркомания: Опыт борьбы в США. - М.: ЮРКНИГА, 2004. - 184 с. 12. Тишин Е. А. Актуальные проблемы социального развития // Экономист. - № 4, 1997. - с. 15 - 19. 13. Шабалин В.В. Зависимое поведение школьников: психологическое консультирование школьников и их родителей по проблеме зависимого поведения: Мед. Пресса, 2001. - 176 с. 14. Шапиро Б.Ю. Психосоциальное консультирование как технология социальной работы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - № 3, 2001. - с. 3-17 15. Шиков И.Л., Куриленко Е.Н. Концепция содержания деятельности регионального центра социальной поддержки молодежи г. Курска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - № 3, 1999. - с. 76-83 Банк технологий 1. Психосоциальное консультирование 1) Общая характеристика технологии Цели технологии: § во-первых, повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью; § во-вторых, развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности § т.е. конечная цель - это научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами Объект технологии: молодежь в возрасте от 14 до 30 лет Субъект технологии: консультирующий психолог, социальный работник Принципы реализации социальной технологии: - индивидуальный подход; - клиентоцентризм; - принцип опоры на собственные силы; - компетентность специалиста, оказывающего помощь; - принцип универсальности (исключает дискриминацию при оказании помощи); - конфиденциальность; - толерантность (признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к этому со стороны специалиста) и т.д. Инструментарий технологии: определенным образом построенная беседа, т.е. инструментами будут - слово, идеи, способы направленного воздействия на людей (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение), вербальное и невербальное воздействие и т.д. Условия внедрения технологии: - индивидуальный подход; - заинтересованность; - мотивированность; - помещение; - финансовые средства и т.д. Апробация технологии: данная технология психологического консультирования используется примерно уже в течение 5-6 лет Наркологическим подростковым кабинетом Железнодорожного и Ленинского районов г. Барнаула. Что касается результатов работы, то здесь очень сложно сказать что-либо точно, так как клиенты данного учреждения, как правило, становясь совершеннолетними, переходят под контроль других учреждений, поэтому проследить их дальнейший путь очень сложно, да и никаких статистических наблюдений данным учреждением не ведется. Традиционно, данный Наркологический подростковый кабинет использует в своей деятельности следующие технологии: - диагностика; - консультирование психолога (психологическое); - консультирование нарколога; - индивидуальные психо-коррекционные занятия; - семейное консультирование по проблемам, связанным с наркоманией и т.д. Это традиционные технологии, которые, как правило, используются. Чаще всего, конечно, есть необходимость в появлении новых технологий, но нехватка финансирования не дает полноценно действовать в данном направлении. 2) Внедрение технологии 1. Инвентаризация Психологическое консультирование как и любая другая технология требует огромного объема информации, специального ее отбора, знакомства с новейшими научными исследованиями. На данном этапе необходимо всесторонне изучить проблему (как давно она возникла; ее специфику; особенности поведения клиента и т.д.), чтобы после способствовать правильному изменению поведения клиента с помощью специально подобранных для этого средств и методик, чтобы его жизнь стала продуктивнее, он мог испытывать удовлетворение от нее. 2. Конструирование ситуаций работы с клиентом При конструировании ситуаций работы с клиентом можно использовать, например, следующие стадии помощи в решении проблемы: 1) Определение и пояснение проблемы - помощь клиенту в изложении его истории; - формулировка; - активизация; 2) Формирование целей - разработка нового сценария и набора целей; - оценка целей; - выбор целей для конкретных действий; 3) Осуществление действий - выработка стратегий действий; - выбор стратегий; - реализация стратегий. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |