реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Студенческая семья и ее проблемы

Требования к браку представители разных типов семей предъявляют неодинаковые. «Демократы», например, и мужчины и женщины, почти всегда считают обя-зательными и семенной жизни взаимопонимание между супругами, воспитание детей достойными гражданами, взаимную материальную и моральную поддержку, лю-бовь, уважение интересов и увлечений супруга (от 96,5 до 82,1 %). Меньшее значение придается справедливому распределению обязанностей между мужем и женой. Но, даже в случаях, если оно считается необязательным, то называется хотя бы желательным. Высокие требо-вания обоих супругов, предъявляемые к браку, обеспе-чивают и его «лучшее качество», побуждая действовать в избранном направлении. «Автократы» также придер-живаются таких требований, однако как мужья, так и жены взаимную любовь супругов считают обязательным условием семейной жизни в двух третях случаев, а одна треть - лишь желательным. Этот нюанс может свидетельствовать о том, что даже в молодые годы супруги больше нацелены на получение при помощи брака; каких-то других благ, нежели теплоты эмоций. Женщины-«анархистки» предъявляют к браку по сравнению со своими мужьями более жесткие требования. Каждая из них считает обязательным взаимопонимание, воспитание детей достойными гражданами, 91,7 % - взаимную любовь и поддержку (хотя на деле, как мы в этом убедились раньше, сами такую поддержку оказывают редко) и более, чем женщины из других семей, требуют справедливого распределения обязанностей между супругами (75 %). Мужья-«анархисты» по сравнению со своими женами и мужьями из других типов семей; весьма снисходительны в своих требованиях к семей-ной жизни. Чаще всего (75 %) они считают необходимым взаимопонимание, реже всего (41,7 %) -- справед-ливое распределение обязанностей. Четверть из них счи-тают последнее условие желательным, а еще одна четверть - совсем не осязательным, Создается впечатление, что жены из семей анархического типа стремятся больше получать or супруга, чем отдавать. В то же время мужья-«анархисты» также не созрели для семей-ной жизни, их энергия больше направлена на поиск себя, потому что и в учебной, и в общественной дея-тельности они не преуспели, и представления о семей-ных ценностях у них довольно туманны. Из-за разни-цы представлений супругов и недооценки семейных цен-ностей почти в каждой второй семье анархического типа происходят частые ссоры. Из-за распределения семей-ных обязанностей возникают ссоры и в каждой четвер-той семье неопределившегося типа (сравните: в семьях демократического типа ссоры на этой почве происходят лишь в каждой двенадцатой семье).

Самый высокий уровень совместимости супругов это совместимость их жизненных устремлений. В ходе опроса мужьям и женам предлагалось определить свое отношение к целям, которые можно сгруппировать сле-дующим образом:

- потребительские, меркантильно-гедонистические: по-лучить престижное распределение после окончания ву-за; иметь побольше дорогих и модных вещей; иметь возможность получать «легкие» деньги; приобрести выгодные знакомства, полезные связи; побольше развле-каться;

- социально значимые, внесемейные: постараться ра-ботать там, где больше нужны мои знания; как мож-но больше времени отдавать общественной работе, быть в гуще событий; стать человеком, с мнением которого считаются в коллективе; иметь репутацию честного че-ловека, хорошего товарища; постоянно совершенствова-ться, повышать уровень знаний;

- традиционные, общественно одобряемые: стать хо-рошим специалистом; иметь хорошую зарплату; иметь творческую, интересную работу; получить комфортабель-ное жилье; быть хорошим мужем (женой); быть хоро-шим воспитателем своих детей; приобрести автомобиль, дачу; спокойно жить для себя и семьи.

Чтобы определить успешность того или иного типа семьи с точки зрения общественного интереса, важно было выяснить, какие жизненные цели объединяют или наоборот разъединяют супругов, какие устремления присущи тому или иному типу студенческой семьи.

Анализ жизненных целей семей демократического типа показал, что первые места занимают чисто потре-бительские цели меркантильно-гедонистического плана. Как мужья, так и так и жены ориентированы на приобре-тение дорогих и модных вещей, получение «легких» денег; приобретение выгодных знакомств, полезных связей, развлечения, приобретение автомобиля, дачи, получение престижною распределения после окончания ву-за. Но почти так же значимо и для мужа и для жены стремление к достижению хорошего социального и се-мейного статуса, профессиональных успехов. Выявилось общее желание супругов жить, спокойно для семьи, а также тесная связь между целью мужей иметь твор-ческую работу, а жен быть хорошей воспитатель-ницей своих детей.

И хотя потребительские жизненные цели мужей и жен из демократического типа семей являются схожими и ведущими, однако высок удельный вес социально зна-чимых и общественно одобряемых целей. У женщин от-мечена направленность не только на семейную деятель-ность, но и на профессиональные успехи. Мужчины боль-ше нацелены на профессиональную деятельность, одна-ко для них важно и выполнение семейных ролей. Про-сматривается некоторая дифференциация женских и муж-ских целей, разделение между ними ролей: большая ори-ентация женщин на семью, мужчин - : на достижение высокого профессионального статуса. Некоторое разоча-рование у нас вызвала высокая потребительская на-правленность семей этого типа. Однако, как мы считаем, она обусловлена объективными условиями, существую-щими в нашем обществе, той структурой жизненных ценностей, которая в нем сложилась. Семьи демокра-тического типа попали под это влияние, жизнь застав-ляет их стремиться к в общем-то нормальным челове-ческим целям, но при помощи «негодных», осуждаемых сегодня средств. Нет ничего противоестественного в том, что студенты стремятся жить материально хорошо и красиво, но беда в том, что средства для этого вы-бираются порочные: выгодные связи, полезные знаком-ства, возможность иметь «легкие» деньги по край-ней мере, гораздо чаще, чем иметь обеспеченную жизнь при помощи хорошей зарплаты. Однако объединяющая супругов-«демократов» глубинная связь является нрав-ственно здоровой.

Анализ жизненных целей супругов из семей автори-тарного типа показал, что и у них на первом плане чисто потребительские цели. Устремления мужей и жен из семей этого типа тесно взаимосвязаны и перепле-тены. Сплоченность авторитарных семей происходит имен-но на почве потребительства. Четко прослеживается нацеленность мужей и жен на семейные ценности, ста-бильную и обеспеченную жизнь, престижное положение в обществе. Мужчины стремятся быть как хорошими специалистами, так и хорошими мужьями; женщины устремлены к спокойной и обеспеченной семейной жизни. Дети же фигурируют в жизненных устремлениях супругов-«автократов». Связующая их сила это желание действовать, чтобы обеспечить процветание своей семьи, не гнушаясь и осуждаемыми сегодня в обществе средствами: полезными связями, «легкими» деньгами и т. д.

У мужей и жен из анархических семей преобладают "внесемейные цели. Мужья нацелены на общественную деятельность, творческую работу, возможность иметь «легкие» деньги. У жен на первом плане желание быть |хорошими специалистами, заниматься общественной ра-ботой, получить престижное распределение после вуза. Ни у мужей, ни у жен в качестве значимых не фигурируют цели, свидетельствующие о юс направленности "на семейную жизнь. Как видно из анализа жизненных целей супругов из семей анархического типа, в них идет резкое рассогласование жизненных целей мужей и жен, что свидетельствует о высоком уровне их разобщенности. IК тому же оба они не обладают необходимыми качествами для семейной жизни.

Анализ жизненных целей супругов из семей неопределенного типа выявил, что потребительские цели являются ведущими и у мужчин и у женщин. Внесемейные цели преобладают у жен. Мужья больше, чем их |жены, нацелены на семью, на то, чтобы быть хоро-шими людьми. Женщины больше направлены на про-фессиональные успехи и материальное благополучие. Цели мужей разнообразнее. Цели женщин часто противоречивы, что, на наш взгляд, свидетельствует о неустоявшейся, несформированной системе их жизненных ори-ентиров. Видимо, и тот факт, что они не смогли однозначно определиться в принципах организации семейной жизни, говорит об их неустойчивости, недостаточной подготовленности к семейной жизни.

Таким образом, семьи демократического типа (самые распространенные среди студентов) являются стабильными по всем показателям. Свой брак в принципе удачным назвали 96,5 % студентов-супругов, 70 % из них уверены в том, что вступили бы снова в этот брак, если бы пришлось начать все сначала (четверть сомневающихся, лишь около одного процента не повтори ли бы свой выбор). Семьи демократического типа являются наиболее успешными и с точки зрения общественного интереса. Общественные процессы, несомненно, наложили на личности супругов отпечаток кроме ни, выдвинули в ряд наиболее значимых их жизненны) целей цели меркантильно-гедонистического плана. Более подробно об этом мы поговорим в разделе «Проблемы досуга и духовности». Однако почти так же значимы для них и цели быть хорошими людьми и хорошими специалистами. Нельзя все же не заметить, что эволюция жизненных устремлений молодых людей по отношению? к жизненным достижениям и целям своих родителей идет пока не по пути прогресса.

Авторитетные семьи имеют небольшой удельный вес в студенческой среде. Это традиционный гни семьи, который и но может быть распространен среди студен! честна наиболее прогрессивной части общества, которое стремится к демократизации. Авторитарные семьи в сильной степени направлены на удовлетворение только семейных интересов. Все женщины в этих семьях и 66,7 % мужей считают свой брак удачным. Стабильность и групповая замкнутость - вот характерные признаки этих семей.

Семьи анархического типа разобщены и нестабильна Внесемейные цели преобладают и у мужчин и у женщин. Треть мужей и половина жен считают свой брак неудачным. Свой выбор повторили бы только треть мужчин и 16,7 % женщин.

Среди неопределившегося типа студенческих семей (это каждая десятая супружеская пара) более 80 % считают свой брак удачным, однако иступили бы снова в этот брак без колебаний лишь 46 %. Для сплоченности им не хватает большей ориентации жен на семью, на выполнение репродуктивной и воспитательной функции.

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

2.1. Учеба и семья

Студенчество является основным источником воспроизводства интеллектуального потенциала страны? В скором времени ему предстоит взять на свои плечи дело развития науки и техники, культуры и искусства, нести ответственность за судьбу Родины. От качества приобретенных знаний, социальной позиции, морального облика современного студента в большой степени зависит прогресс общества. (Социальную зрелость студенчества характеризует его отношение к учебе - главному труду студентов). Приметой времени и своеобразной характеристикой студенческой среды в то же время можно считать тенденцию роста студенческих браков. Оправдано ли это совмещение и личном и социальном плане? Ведь официальное одобрение и неофициальная точка зрения не всегда совпадают. Противники студенческого брака в качестве решающих аргументов указывают на социальную незрелость молодежи, отсутствие материальной базы и собственного жилья, несовместимость учебы в вузе и выполнения семейных функций. Так ли это в действительности?

Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы и быта студенчества (повышается стипендия, строятся общежития, улучшается студенческий быт и т. п.).

Существенную "материальную помощь оказывают и родители студентов. Однако материальным положением неудовлетворенны 80 % опрошенных семейных студентов. По-требность в пополнении бюджета семьи и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студен-тов от основного вида их деятельности учебы. Таким образом, материальные трудности, которые испыты-вает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако мы хорошо знаем, что почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.

Сторонники студенческого брака приводят свои аргу-менты. Сегодня в обществе идут серьезные экономичес-кие преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологичес-кого и медико-биологического порядка. В связи с этим семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им постоян-но удовлетворять (снимать) целый ряд жизненно важ-ных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интел-лектуальном Общении с избранником, психологическом комфорте и др. В силу этого семейные студенты в мень-шей степени испытывают половозрастной дискомфорт и это позволяет им, в свою очередь, более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть.

В ходе исследования сделан вывод, что семья не является главным препятствием для успешной уче-бы и участия в общественной работе. Есть другие фак-торы, которые затрудняют учебу в вузе. Основные из них мы проанализируем. Для студенчества учеба - пер-вична. Но умение и стремление учиться, а главное - желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают сами по себе (спонтанно) по факту за-числения абитуриентов в высшее учебное заведение. Толь-ко благое желание овладеть профессией не является надежной гарантией формирования склонности и про-фессиональных качеств. Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его буду-щей профессии, каких знаний, умений, навыков и спо-собностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нуж-ных черт личности. И поэтому школьники, поступающие в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известной мере на ошибку выбора, что впоследствии сказывается на их учебе и профессиональной подготовке. Из 3186 обследованных нами студентов осознанно поступили в вуз лишь 35,8 % (готовились в кружках и студиях, учи-лись в заочных школах при вузе, регулярно участво-вали в олимпиадах, окончили спецшколу по будущей специальности). Большинство же (64,2 %) поступили в вуз без учета личных возможностей и специфики бу-дущей профессии, лишь из желания получить высшее образование, или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компанию с друзьями.

Понятно, что для становления студента как специалис-та нужны соответствующие предпосылки, основными инди-каторами которых могут быть профессиональная нап-равленность и соответствующая довузовская подготов-ка молодежи. Обычно под профессиональной направ-ленностью подразумевают положительное отношение, ин-терес к профессии, склонность заниматься ею. В поня-тие направленности также включают потребности, эмо-ции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеж-дения. Если довузовская подготовка отвечает требова-ниям системы высшего образования, то учеба в вузе для студента создает непосредственную возможность реа-лизации потребности в высшем образовании. Если нет, то возникает необходимость в дополнительных усилиях студента по развитию и совершенствованию знаний, спо-собностей, навыков, отвечающих требованиям избран-ной профессии. Успех освоения профессии будет зави-сеть от того, насколько у студента разовьется потреб-ность в освоении профессии. И в этом смысле не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утра-чены для общества как квалифицированные специалис-ты. В процессе учебы под влиянием различных фак-торов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое зна-чение имеет психолого-педагогическая атмосфера учеб-ного заведения, качество преподавания, материально-тех-ническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

Однако приходится констатировать, что сегодня со-держанием обучения удовлетворены лишь 29 % студентов из всех опрошенных в ходе исследования

Серьезные претензии студенты предъявляют и к пре-подавателям учебных заведений. Многие из опрошен-ных отмечали некомпетентность, неграмотность некото-рых преподавателем, их профессиональное несоответст-вие. Эти обстоятельства снижают интерес к учебе, пре-вращают учение в формальный процесс и тем самым в определенной степени дискредитируют вузовское об-разование. Студентами отмечается неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремон-ность и некорректность некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное отноше-ние к тем, кто имеет влиятельных родственников. В та-ких условиях очень сложно хорошо учиться и достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Студенты, в том числе и семейные, полагают, что по-высить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе как объективной необходимости, ра-зумеется, можно. Для этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии при рас-пределении на работу в зависимости от качества по-лученных знаний, нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс современной тех-никой, хорошими учебниками и научной литературой.

Примечательно, что все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу в вузе связывают с будущими бла-гами. В этом есть резон. Хорошо подготовленный спе-циалист вправе рассчитывать на соответствующее воз-награждение со стороны общества.

У семейных студентов мы предполагали выявить ти-пичный для этой категории студенчества набор жизнен-ных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, как нам казалось, некоторые отличия от тех же пока-зателей у несемейных студентов. При этом мы исходи-ли из того, что семейное положение побуждает их бо-лее ответственно относиться к учебе, к овладению про-фессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло подтверждение в ответах сту-дентов о жизненных целях. Получить хорошую зарплату сразу после окончания вуза хотели бы 90,4 % семей-ных и лишь 22 % несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. Пред-положение, что семейная жизнь отрицательно сказыва-ется на успеваемости, не подтвердилось. Существенных расхождений в уровнях успеваемости семейных и несе-мейных студентов обнаружить не удалось. Было полу-чено следующее распределение ответов на вопросы об успеваемости у семейных студентов (в % к числу оп-рошенных):

В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. /Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части студентов (41,1 % мужчин и 34,6 % женщин) явилась фактором, стимули-рующим учебу. Они стали учиться лучше уже после того, как вступили в брак. Семья и учеба оказались для них приемлемыми и совместимыми. При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Однако суще-ствует некоторая зависимость между результативностью учебы и семейными факторами. Один из них - нали-чие детей. Так, 18,5 % женатых студентов и 31,2 % за-мужних студенток отмечают, что семейные дела, слож-ности, связанные с уходом за ребенком (если им за-ниматься добросовестно), отнимают много сил, време-ни и мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент неуспевающих как сре-ди женщин, так и среди мужчин. Как правило, в от-сев по неуспеваемости попадают чаще всего те студент-ки, которые имеют детей и плохо налаженный быт.

Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, свя-зано с уровнем подготовленности к браку.

Интересны данные о совмещении супругами учебной и семейной деятельности в различных типах семей. Од-нако последняя заметно мешает учебе женщин из се-мей анархического типа, где есть ребенок. Как прави-ло, эти женщины оказываются в неблагоприятных ус-ловиях. Брак для них создает ситуацию, в которой «се-мейная жизнь мешает учебе, а учеба - семье». Более половины из них учатся на «удовлетворительно». Сре-ди мужчин «страдающими» от семьи чаще всего так-же являются «анархисты». Неорганизованность семей-ной жизни, разобщенность супругов сказываются и на результатах учебы. В условиях психологического дис-комфорта очень сложно достичь необходимого качест-ва профессиональной подготовки. Самые благоприятные результаты от совмещения учебной и семейной деятель-ности наблюдаются в семьях демократического типа (на-помним, что их 81,5 %): почти половина мужей и жен стали «учиться лучше после того, как вступили в брак, учеба тоже не мешает семье». 65,8 % мужчин и 63,5 % женщин из этих семей учатся без «троек».

На качество учебы существенное влияние оказывает участие студентов в научно-исследовательской работе. В условиях научно-технического прогресса и социаль-ных преобразовании становление специалиста прочно свя-зывается с формированием у студента качеств иссле-дователя, творчески мыслящего работника, способного самостоятельно ориентироваться в огромном потоке на-учной и социальной информации, оперативно осваивать новые перспективные направления и сферы деятельнос-ти. Для развития этих качеств в вузах республики соз-дана и функционирует система НИР. Все студенты (осо-бенно дневного отделения) имеют реальную возможность участвовать в научно-исследовательской работе кафедр, лабораторий, научных кружков. НИР - своеобразный инструмент, повышающий авторитет и престиж студен-та, а для семейного студента она может стать и оп-ределенным материальным подспорьем (в случае, если вуз ведет хоздоговорные научные работы и работа сту-дентов оплачивается). Более того, материальная заинте-ресованность может стать решающим фактором в вов-лечении более широкого круга студентов в научно-ис-следовательскую работу. У большинства тех, кто зани-мается НИР, зафиксированы высокие показатели в уче-бе (78,8 % учатся на «отлично» и «хорошо»), многие пользуются заслуженным уважением и авторитетом сре-ди своих товарищей (46,4 %).

Конечно, хорошо учиться и заниматься научно-иссле-довательской работой, иметь семью под силу далеко не каждому студенту. Очевидно, поэтому научно-исследо-вательской работой занимаются сегодня лишь немно-гие семейные студенты (11,8 % женщин и 24,1 % муж-чин). Наряду с объективными существуют и субъек-тивные причины неучастия в НИР (лень, нежелание и неумение серьезно учиться, отсутствие интереса к нау-ке вообще), в силу которых большинство студентов, независимо от их семейного положения,, остаются вне сферы научно-исследовательской работы вуза.

В жизни студенчества традиционной является обще-ственная работа. Студенту она позволяет развить ор-ганизаторские способности, дает навыки межличностно-го общения и поведения в условиях коллектива. В ра-боте общественных организаций (комитетов комсомола, студенческих профкомов) идет процесс переоценки цен-ностей, намечается отход от традиционных форм работы. Республиканские исследования проблем студенческой мо-лодежи показали, что 53,7 % предпочитают работать в стройотрядах, 30,3 % участвовать в тематических культ-походах и экскурсиях, 28,9 % -- в дискуссионных полити-ческих клубах и клубах по интересам. Наблюдается не-который рост активности и заинтересованности студен-тов в решении студенческих проблем. Они принимают в их решении деятельное участие: выступают на ком-сомольских и групповых собраниях по проблемам уче-бно-воспитательной работы (20,6 %), принимают участие в организации свободного времени студентов, их тру-да и быта в общежитиях, наведении порядка в жилых и учебных помещениях, в работе студенческих столо-вых и буфетов (28,3 %), участвуют в выборах руково-дителей факультета и преподавателей (11,9.%.)....

Занятость студенчества общественной работой значи-тельна. У семейных студентов она даже несколько вы-ше, чем у несемейных (60% и 55,3% соответственно). Мотивы участия в общественной работе у семейных сту-дентов различны. Чувствуют в ней потребность лишь 15 % семейных, остальные же участвуют по необходи-мости, в силу своего социального положения или вы-нужденно, в связи с давлением общественных органи-заций и администрации. Студенты отмечают, что семейные заботы и малень-кий ребенок являются причиной неучастия в обществен-ной работе в два-три раза реже, чем отсутствие жела-ния и интересных дел. Конечно, для замужних студен-ток семья и ребенок становятся основными причинами временного отхода от общественной работы. Но на от-сутствие интересных дел как на причину неучастия в общественной жизни указывают и студентки, не имею-щие детей. Таким образом, не семья является глав-ной виновницей общественной пассивности студентов, а закостенелость старых форм, невостребованность обще-ством сил и энергии молодого поколения.

Новые формы в той или иной сфере деятельности должны строиться на основе равноправных отношений между ее участниками, интереса общества к запросам молодежи, естественной инициативы и коллективной за-интересованности студенчества в преобразовании наше-го общества.

Воспроизвести социально активного и творчески мыс-лящего специалиста за пять лет в вузе очень трудно. Было бы легкомысленно неудачи подготовки специалистов в вузе ставить в вину студенческой семье как не-коему искусственному препятствию. Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы чело-веческой жизни. Правомочность их сосуществования не-оспорима. Они имеют нравственную и правовую осно-ву в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат многочисленные позитивные примеры се-мейных студенческих пар. Успешность сочетания семей-ных и учебных обязанностей в определенной мере за-висит от организации учебного процесса, от степени вни-мания к студентам со стороны профкомов, ректоратов, деканатов. Сегодня же почти треть состоящих в бра-ке студентов отметили неудовлетворенность отношением к своей семье со стороны общественных организаций и администрации вузов. На вопрос, поставленный в на-чале раздела, совместимы ли учеба и семья, можно от-ветить следующим образом: успешное совмещение учеб-ной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и дру-гому, кто организован и целеустремлен, кто имеет дос-таточный уровень образовательной подготовки для по-лучения профессии, положительные установки и необ-ходимые умения для семейной жизни.

2.2. Проблемы студенческой семьи и их решение

В молодежной среде, в том числе и студенческой, достаточно широко распространены добрачные интимные связи. Почти 70% студентов ВУЗов считают добрачные сексуальные отношения допустимыми. Так, среди студенческих семейных пар имели интимные отношения с будущим супругом до брака примерно 80%, а 55% и 20% женщин отметили, что имели опыт сексуальных отношений до знакомства с будущим супругом. Констатируя факт широкого распространения добрачной половой жизни студентов, следует все же отличать интимную связь влюбленной пары от половой распущенности некоторых молодых людей. Если оценивать причины добрачного сексуального общения, то следует заметить, что почти 60% студентов допускают возможность вступления в сексуальные связи только с любимым человеком. И только около 12% опрошенных не видят никаких препятствий для полной свободы добрачных отношений. Большинство опрошенных студентов считают добрачную близость допустимой и нравственно оправданной, если ей сопутствует любовь и планы будущего заключения брака. Почти половину опрошенных семейных пар составили такие, где супруги были знакомы до брака от года до трех лет. При этом знакомство почти 70% супругов было связано с совместной учебой, что, безусловно, обусловило общность их взглядов, жизненных планов, дало возможность узнать и понять личность будущего супруга.

Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

Было доказано, что преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.

В работах советских социологов С.И. Голода, З.И. Файнбурга, А.Г. Харчева и других отмечается довольно большое разнообразие мотивов, лежащих в основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность интересов, и совпадение вкусов, стилей жизни, материальные соображения, случайность и пр. При этом каждый специалист пользуется своим "набором" наиболее значимых с его точки зрения мотивов.

Любовь как эмоциональная основа брачного союза преобладает над другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке считается одной из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и сила чувств определяют уровень "социального оптимизма" супругов-студентов, а именно: невосприимчивость к внешним неблагоприятным для семьи условиям существования, в первую очередь материально-бытовым.

Любовь должна быть подлинной и действенной, т.е. предполагать "не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость другого человека, наслаждение через отраженное наслаждение другого". Подлинность чувства предусматривает уважение прав и достоинств супруга, его интересов, духовную близость супругов.

Эмоциональная сторона брака имеет для молодых супругов первостепенное значение. Удовлетворенность браком у каждого из них связана с характером и силой чувств. Ни материально-бытовые условия, ни возможность продолжать учебу без дополнительных трудностей, возникающих с созданием семьи, не влияют на удовлетворенность браком так сильно, как характер и сила чувств молодых супругов-студентов.

Установлена связь между сохранением чувства любви в браке и характеров использования свободного времени: справедливое распределение домашних обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной женщины.

Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение. Общение - необходимое условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной жизни.

Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак студенты, является жилищный вопрос. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко. Жилищную проблему семейных студентов в определенной мере позволяют решать студенческие общежития. Предоставление комнаты в общежитии молодой семье напрямую зависит от материального обеспечения того или иного высшего учебного заведения. Сегодня они находятся в неравных условиях. В связи с этим, например, обеспеченность общежитиями выше среди студентов технических ВУЗов, чем педагогических и ВУЗов, где готовят работников культуры. Студенческим семьям предоставляют места в общежитиях только лишь около половины ВУЗов.

Правда, нельзя сказать, что в нашей стране в плане решения жилищной проблемы студенческих семей ничего не делается. В некоторых ВУЗах есть положительный опыт.

Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

Анализ бюджета студенческих семей, проведенный латышским социологом П.П. Звидриньшем, показал, что, несмотря на определенную материальную помощь родителей, в материальном отношении они живут в менее благоприятных условиях, чем семьи молодых людей, занятых в производстве.

По данным социологов сегодня также примерно 40% семейных студентов имеют дополнительный приработок. Но если среди студентов консерватории дополнительно работает почти половина семейных студентов, то среди будущих педагогов - всего 3-5%. Следовательно, возможность "подработать" во многом зависит от профессии, к которой готовит себя студент.

Молодые супруги нередко пользуются и помощью родителей. Она носит разнообразный характер. Это и материальная, и хозяйственно-бытовая, и нравственно-психологическая, и помощь по воспитанию детей. Помощь эта неоценима и в начале супружеской жизни и закономерна, потому что дает возможность молодым супругам завершить образование и более рационально и интересно проводить свободное время. Если она оказывается в разумных пределах, то, естественно, способствует становлению молодых семе, в противном же случае такая помощь может отрицательно влиять на молодых супругов, вырабатывая у них ложные установки на "легкость", может способствовать развитию к них иждивенчества, инфантилизма, паразитических наклонностей.

В период брачной адаптации формируются общие представления супругов о браке и семье. Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Под супружеским конфликтом в широком смысле мы понимаем столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Главная причина семейных несчастий, как писал Л.Н. Толстой, заключается в том, что люди воспитаны на мысли о счастье и ждут его от брака. Но даже порой после нескольких месяцев супружеской жизни горячие чувства уходят в небытие, а остаются только серые, нескончаемо однообразные, с массой самых обыденных и прозаических дел, будни.

По данным специалистов в большинстве студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты. Еще одной характерной чертой студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Это свидетельствует об активности адаптационных процессов. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

От чего же зависит частота и характер конфликтов? Какие субъективные и объективные характеристики студенческой семьи их определяют? Способ организации семейной жизни оказывает влияние не только на частоту и содержание, но и на характер конфликтов. От того, на каких началах организована жизнь в семье, зависит и способ принятия решений. Наибольшую удовлетворенность способом принятия решений, например, высказали супруги из семей демократического типа. Это объясняется тем, что в этих семьях не только совместно принимаются решения, но и поровну делится ответственность за их реализацию. Чем больше супруги удовлетворены принятым решением, тем больше шансов, что в этой семье будет преобладать конструктивный конфликт.

Определяющее влияние на частоту, характер и другие характеристики конфликтов оказывает и степень удовлетворенности жены-студентки распределением работы по дому и обязанностей по уходу за ребенком.

На конфликт в студенческой семье существенным образом влияет также неудовлетворенность супругов проведением досуга, который имеет ценность в молодежной среде. Создание семьи предполагает возникновение новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени. Содержание досуга также становится другим.

На конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов на то, как она должна быть организована. Следует также отметить, что, как правило, жены-студентки считают взаимную любовь в браке обязательной. Мужья-студенты не отличаются таким единодушием.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Студенческая семья - особый вид молодой семьи, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет;

2. Студенческая семья характеризуется большей стабильность, чем любая другая молодая семья, т.к. супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу;

3. Студенческая семья также характеризуется большей зависимостью от родителей, т.к. единственный источник доходов - стипендия или, иногда, плюс кое-какой заработок;

4. Студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая молодая семья. Особую позицию здесь занимает жилищный вопрос, т.к. не все учебные заведения дают возможность получить семейные общежития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Студенческие семьи создаются и развиваются по общим законам. Им присущи типичные черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.

Анализ работ исследователей позволяет выделить несколько специфических проблем, характерных для большинства студенческих семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и семейных обязательств; трудности, связанные с рождение и воспитанием детей: некому присматривать за ребенком во время учебы; небольшие возможности для приработка.

В числе ближайших жизненных планов у студенческих семей важное место занимает рождение ребенка. С появлением ребенка семья вступает в новый, более ответственный этап развития. Но, различные исследования показывают, что определенная часть молодоженов, иногда вопреки интересам своей семьи, откладывают рождение первенца из-за материальных затруднений (далеко не все из них получают материальную помощь от родителей, многим семейным студентам приходится подрабатывать в “свободное время”, другим - переходить на заочное отделение, или вообще на какое-то время (а иногда насовсем) откладывают учебу). Примерно в половине случаев откладывание рождения ребенка мотивируется трудностями в решении жилищного вопроса.

У семейных студентов, которые уже имеют детей, одним из главных вопросов является “Где и с кем оставить ребенка во время занятий?”.

Большинство вузов не имеют своих садов и яслей. У менее половины студенческих семей дети посещают дошкольные учреждения, у 30% - мать находится в отпуске по уходу за ребенком.

Другой, основной проблемой является нехватка свободного времени.

Отмечается, что с появлением ребенка супруги меньше времени уделяют друг другу, у большинства семей нет времени для частых встреч и общения с друзьями.

Также, в числе проблем, выделенных студентами-родителями, является то, что многие из них мало информированы о пособиях, предоставляемых государством и вузом семьям, имеющим детей.

Затруднения в разрешении обозначенных выше проблем, могут привести к конфликтам в семье, ухудшению здоровья студенческих семей, уменьшению рождаемости, увеличению матерей-одиночек, возрастанием отказничества от детей, т.е. к утрате семьей своих основных функций. Для избежания таких последствий в современном обществе нужна разработанная и налаженная система мер социальной поддержки студенческим семьям, оказание помощи им как со стороны государства, так и со стороны администрации вузов, общественных организаций. Немаловажную роль при этом должны играть сами студенческие семьи. Заинтересованность и инициативность в решении проблем, желание и умение обустраивать свой быт в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996.

2. Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. 1999. № 1-2. С. 34. - с. 30-40.

3. Бодро-ва В.В, Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России // Социол. исслед. 2002. № 6Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. - СПб, Издательство “Сударыня”, 1999.

4. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина (русский период деятельности). - Самара: Социологический центр “Социо”, 1992.

5. Груко ТА. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социол. исслед. 1997. № 1.

6. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социол. исслед. 1996. № 3

7. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социол. исслед. 2003. № 7.

8. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2004.

9. Медков М.В. Семьи "звезд" шоу-бизнеса // Социол. исслед. 2002. № 1. С. 131.

10. Панкова Л.М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений. Автореферат докторской дисс. - СПб, 2003.

11. Рябова Г.Б. Семьеведение. Учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. 171 с.

12. Савинов Л.И. Семьеведение: Учебное пособие. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2000.

13. Свадъбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2000.

14. Семейный кодекс Российской Федерации (краткий комментарий) - М.: Издательство БЕК, 1996.

15. Сорокин П. Моя философия - интегрализм // Социол. исслед. 1992. № 2. С. 135.

16. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 148-149.

17. Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи. М. 2002. - 108 с.

18. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2003.

19. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.

Array

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.