реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальные группы и институты

Социальные группы и институты

Социальные группы и институты

Содержание

  • Лекция 1. Социальная деятельность и социальные группы 2
    • Основные понятия 2
      • Словарь 2
      • 1.1.1. Поведение, социальные действия, взаимодействия 3
      • 1.1.2. Социальные группы. Типология социальных групп 5
    • Лекция 2. Социальная стратификация 9
      • Основные понятия 9
      • Словарь 9
      • 1.2.1. Социальное неравенство: сущность, причины, значение 10
      • 1.2.2. Стратификация общества 10
      • 1.2.3. Исторические типы социальной стратификации 12
    • Лекция 3. Социальные институты 14
      • Основные понятия 14
      • Словарь 14
      • 1.3.1. Сущность, признаки, функции социальных институтов 14
      • 1.3.2. Семья как социальный институт 17
    • Лекция 4. Социальная организация и управление 18
      • Основные понятия 18
      • Словарь 18
      • 1.4.1. Сущность и структура социальной организации 19
      • 1.4.2. Процессы управления в организациях 21
      • Основная литература 26
      • Дополнительная литература 26

Лекция 1. Социальная деятельность и социальные группы

Основные понятия

Активность, деятельность, поведение, социальное действие, мотив, мотивация, интеракция, социальные отношения, группа, квазигруппа, толпа, социальная организация, малая группа, социальная общность, диада, триада, лидер, ингруппа, аутгруппа, референтная группа.

Словарь

Активность -- присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду.

Деятельность -- совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.

Поведение -- 1. Изменение, движение или ответ объекта, человека, системы, действующих в специфическом контексте. 2. Внешне заметный ответ организма животного либо человека на воздействие окружающей среды (психологич. подход). Поведение -- внешняя форма проявления деятельности.

Социальное действие -- 1. Выражение какого-либо вида или ряда видов социального поведения. 2. Вид деятельности или поведения. 3. Частично осознанный поступок, преследующий более или менее ясные цели.

Мотивация-- побудитель поведения. Мотивация подразделяется на внутреннюю - осуществление потребности, ведущее к личному удовлетворению, и внешнюю - получение вознаграждения, не относящегося к лично необходимому.

Интеракция или взаимодействие -- 1. Система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью. 2. Процессы и способ, которым социальные акторы взаимодействуют друг с другом, особенно в соприкосновениях лицом к лицу.

Социальный актор - человек, занимающийся социальной деятельностью.

Социальные отношения -- упорядоченные устойчивые социальные взаимодействия.

Социальная группа -- 1. Коллектив или множество индивидов (людей или вещей), ограниченных неформальными либо формальными критериями членства. 2. Ряд людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими, как члены данной группы.

Вторичная группа - совокупность людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей.

Первичная группа - небольшое количество людей, между которыми устанавливаются прямые контакты, отражающие многие аспекты их личностных свойств, и складываются устойчивые эмоциональные отношения.

Номинальные группы -- социальные категории, выделяемые статистиками для учета населения.

Реальные группы -- выделяются по реально существующим признакам.

Социальная организация -- искусственно созданная общность людей для решения социально значимых задач.

Малая группа -- небольшая по численности совокупность людей, объединенная общими целями, ценностями, интересами, нормами, постоянным взаимодействием. Малая группа может быть как первичной, так и вторичной.

Социальная общность -- совокупность социальных связей, действующих внутри конкретных границ, местоположений или территорий.

Территориальная группа -- совокупность людей, у которых есть постоянное место жительства, которые во взаимодействии удовлетворяют общие потребности.

Диада -- первая исходная форма малой группы, состоящая из двух человек, отношения между которыми основаны на чувствах, эквивалентности обмена и взаимности.

Триада -- вторая исходная форма малой группы, основанная на разделении труда, постоянном обмене ролями, принципе правоты большинства.

Лидер -- член группы, пользующийся наибольшими симпатиями и принимающий решения в самых важных ситуациях.

1.1.1. Поведение, социальные действия, взаимодействия

Социальное действие, поведение -- проявление социальной активности.

Активность присуща всем живым существам. Формами ее проявления выступают произвольные движения -- от элементарных актов до рассудочной деятельности. Деятельность -- внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием.

Деятельность присуща только человеку. Она включает в себя цели, потребности, действия.

Цель -- осознанный образ предвосхищаемого действия. Потребность -- состояние психологического напряжения, вызванное нуждой в каком-либо объекте (предмете или человеке), стремлением к достижению цели. Действие -- элементарный акт, состоящий из движений - является единицей деятельности.

Поведение -- непосредственно наблюдаемая деятельность, оно может быть только открытым, видимым. Деятельность включает осознанные цели, планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего роль внешнего стимула, например, почета, дохода, спасения и т. д. Поведение часто не преследует никакой цели. Но в нем содержатся потребности, мотивация, ожидания. Внешне поведение представляет собой совокупность поступков. Мотивация -- это побудитель поведения, придающий действию субъективный смысл. Действие мотивировано, если его цели и логика понимаются и осознаются действующим человеком.

Зачем социологии изучать мотивацию? Без ее учета мы не сможем установить причинные связи, которые позволяют создать объективное представление о социальном процессе. Но понятным может быть только осмысленное действие, т. е. направленное на ясную цель и использующее средства, которые вы признаете соответствующими этим целям. Поведение, обладающее указанными признаками, называется целерациональным. М. Вебер положил в основу своей теории социального действия именно этот его тип. Сравнивая с ним все прочие действия, Вебер выделил ценностно-рациональный и традиционный типы. Ценностно-рациональное действие основано на вере в том, что наш поступок имеет эстетическую, этическую, религиозную или какую-либо еще ценность. Оно бескорыстно. С целерациональным его сближает наличие мотива, средств, ориентации на других, отличает же отсутствие цели, результата, успеха. Традиционное действие -- действие, совершаемое автоматически, в силу привычек. Ничего общего с целерациональным нет, следовательно, традиционное действие несоциально. М. Вебер определял социальное действие как любое осознанно мотивированное и ориентированное на других действие.

Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других людей. Происходит обмен действиями или социальное взаимодействие -- интеракция.

Интеракция -- система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью. Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, случайных или устойчивых, предъявляемых людьми и социальными группами друг к другу. Пассажир автобуса и кондуктор, вступают во взаимодействие, ожидая: один, что его без проблем и вовремя довезут до нужной остановки, другой -- что за проезд будет заплачено. В этом примере интеракция, как правило, случайна, но она может продолжаться становиться все более устойчивой. По мере укрепления взаимодействия взаимные ожидания видоизменяются, формируется их определенный набор, придающий интеракции достаточно упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями.

Типы взаимодействия.

На основе различных видов социального действия выделяются: физическое взаимодействие (например, драка), словесное (например, разговор двух друзей), жестовое (улыбка, рукопожатие). На основе систем социальных статусов (социальных сфер) можно выделить экономическое, профессиональное, семейно-родственное, демографическое, политическое, религиозное, территориально-поселенческое взаимодействия.

Все многообразие типов социального взаимодействия и социальных отношений принято делить на первичную и вторичную сферы интеракции. Первичная сфера -- область личных отношений и взаимодействия, существующая среди друзей, в группах сверстников, в кругу семьи. Вторичная сфера -- область деловых или формальных отношений и взаимодействий в школе, магазине, фирме, банке, церкви и т. д.

Принято различать три главные формы интеракции -- кооперацию, конкуренцию и конфликт. Кооперация -- сотрудничество нескольких индивидов ради решения общей задачи. Конкуренция -- борьба за обладание дефицитными ценностями, ведущаяся по заранее обговоренным правилам игры. Конфликт -- скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон в процессе борьбы за дефицитные блага.

Социальное взаимодействие (интеракция, обмен).

В социологии существует несколько теорий социального взаимодействия. Особый интерес представляет теория обмена Дж.Хоманса. Согласно его представлениям, специфическим признаком взаимодействия является обмен -- универсальный процесс. Обмениваться можно чем угодно: словами, символами, жестами, материальными предметами и т. п. В структуру обмена входят агенты (два и более человека), процесс (действия, совершаемые по правилам), предмет (то, что меняют), место (место проведения обмена). Дж. Хоманс вывел основные правила обмена:

Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться. Если он регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. В случаях неудачи он снижается.

Если успех определенного типа действий зависит от тех или иных условий, то, скорее всего, человек будет к ним стремиться. Если бизнесмен получает прибыль в результате ведения дел согласно законам, он будет соблюдать законы. И наоборот.

Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения.

Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. То есть, если работник несколько месяцев подряд получает завышенную зарплату, он снижает производительность труда.

В целом, социальное взаимодействие -- сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Это означает, что, если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди не начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждают.

В идеале обмен должен происходить на эквивалентной основе. В действительности происходят различные отклонения, т. к. стремление экономить усилия и желание максимального успеха могут действовать одновременно, но разнонаправленно.

Другая важная теория социального взаимодействия была предложена Дж. Мидом, родоначальником символического интеракционизма. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации, и считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Взаимодействие между людьми является, по сути, непрерывным диалогом, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Мид выделил два типа действий: 1) незначимый жест - представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания; 2) значимый жест. В последнем случае люди не реагируют автоматически на воздействие извне, а разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него. Они способны на это, потому что научены придавать значение предметам, действиям и событиям, то есть «превращать» их в символы. Поскольку усвоение значения различных символов происходит в процессе социального взаимодействия, постольку они для всех нас оказываются общими. К примеру, гладкое золотое кольцо на безымянном пальце правой руки не просто драгоценность, оно - символ брака. Сходное понимание символов облегчает общение. Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена. Но он сосредоточен лишь на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов, вступающих в общение.

К символическому интеракционизму примыкает этнометодология, основоположником которой стал Гарольд Гарфинкель. Данная наука изучает принятые на веру правила, регулирующие взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, тактично прекратить разговор и т.д. Цель этнометодологов - определить, каким образом нарушение этих правил затрудняет межличностное общение.

И символический интеракционизм, и этнометодология обращают главное внимание на взаимопонимание между индивидами, участвующими в процессе общения. Это взаимодействие облегчает общение между людьми, делает их поведение предсказуемым.

1.1.2. Социальные группы. Типология социальных групп

В процессе обмена - взаимодействия происходит оформление социальных отношений и формирование социальных групп.

Социальная группа -- коллектив или множество индивидов, ограниченных неформальными либо формальными критериями членства. Социальная группа существует тогда, когда ее члены вовлечены в социальные интеракции - взаимодействия, включающие взаимные роли и связи. Р.Мертон выделил три основных признака группы. Первый - определенный способ взаимодействия между ее членами. Второй - членство - чувство принадлежности к данной группе. Третий - групповая идентичность с точки зрения значимых других.

Общество представляет собой совокупность самых различных групп. Количество групп по оценкам специалистов превышает численность населения Земли в 1,5-2 раза. И все это потому, что один индивид может состоять сразу в 5-6 группах.

Каковы функции социальной группы?

И общество и отдельный человек живут по законам группы. Многие особенности человека, такие как способность абстрактно мыслить, говорить, контролировать себя, вести себя согласно нравственным нормам, сформировались под влиянием групп. Следовательно, группа играет решающую роль в социализации личности.

Группа является основным фактором, способствующим выживанию. Благодаря разделению ролей члены группы могут добывать пищу и защищаться от врагов более эффективно, чем действуя в одиночку.

Люди образуют группы для выполнения определенной работы (пример - организация) и для удовлетворения стремления членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию ( компании друзей).

Все группы можно типологизировать в зависимости от особенностей внутригруппового взаимодействия, социально значимых критериев, особенности идентификации личности с группой.

Классификация социальных общностей:

На основе особенностей внутригруппового взаимодействия выделяются первичные, вторичные и малые группы. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Чарлз Кули впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Семья первична потому, что она является первой социализирующей группой в жизни человека. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, например, друзей, влюбленных, соседей и т.д. Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Примером вторичной группы можно назвать организацию - фирму, футбольный клуб, правительство и т.д.

К малым группам относятся небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также взаимодействием на личностном уровне. Малой группой являются дружеские компании, небольшие производственные бригады, спортивные команды и т. п. Социологи выделяют следующие признаки малой группы:

Ограниченное число членов группы -- от 2 до 20 человек. Большинство малых групп включает 5-7 человек;

Стабильность состава, основанная на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников;

Структура группы -- состоит из системы неформальных ролей, статусов, включает механизм социального контроля;

Чем меньше группа, тем интенсивнее взаимодействия, тем более личностный характер оно носит;

Число связей между ее членами растет в геометрической прогрессии, если количество членов увеличивается арифметически, в группе из трех человек возможны четыре отношения, в группе из семи человек -- 120 связей;

Размеры группы зависят от характера деятельности группы: группы конкретного действия состоят из 6-7 человек, группы, занятые теоретической работой, например, парламентские комитеты, включает 14-15 человек;

Удовлетворение наибольшего числа жизненно важных потребностей человека;

Каждый член группы должен делать максимальный вклад в ее деятельность.

Исходными формами малой группы являются диада и триада.

Диада, состоящая из двух человек, основана на эмоциональных межличностных взаимодействиях -- любви, дружбе, доброжелательности, ревности и т. д. Обмен услугами эквивалентен, наличествует взаимность чувств и отношений.

Триада -- активное взаимодействие трех человек. В отличие от диады в ней впервые появляется мнение большинства, а с ним рождается социальное отношение. В ней возникает разделение труда, происходит обмен ролями, в результате никто не доминирует.

Малая группа строится из диад и триад и может представлять собой весьма сложное динамичное образование. Нужно отметить, что данная группа может быть и первичной, и вторичной.

К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.

На основе социально значимых критериев (пол, возраст, национальность, профессия, раса, место жительства, доход и т.п.) выделяются следующие группы:

демографические (мужчины, женщины, дети, подростки, взрослые, старики);

стратификационные (рабство, касты, сословия, классы);

кровнородственные (клан, нация, народ, племя, раса);

территориальные (горожане, селяне, выходцы из одной местности); иногда эти группы называют социальными общностями;

формальные группы -- организации (промышленные предприятия, кооперативы, банки, школы и т. п.);

профессиональные и др.

По особенностям идентификации с группой выделяются ингруппы, аутгруппы, референтные группы.

Ингруппы -- группы, члены которых расценивают друг друга как "мы". Для членов этих групп все остальные общности будут аутгруппами -- "другими". Понятия ин- и аутгрупп важны потому, что самоотнесение каждой личности к ним оказывает существенное влияние на поведение индивидов в группах. Аутгруппы обычно воспринимаются индивидами в виде стереотипов, разделяемых ингруппой. Так, распространенными этностереотипами являются представления о том, что французы легкомысленны, англичане замкнуты, немцы дисциплинированы и жестоки. "Мы", как правило, добры, храбры, упорны, "они" -- злы, глупы, трусливы. Рудольф Хесс, комендант Освенцима, где было уничтожено 700 тыс. евреев, назвал эту бойню "удаление чуждых расово-биологических тел". Ин- и аутгрупповая идентификация в данном случае привели к немыслимой жестокости и цинизму.

Референтные группы -- означают реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном. Иногда ингруппа и референтная группа совпадают -- семья, этнос, друзья для подростка. Но может быть референтной и аутгруппа, например, рок-группа для своего фанатичного поклонника.

Помимо социальных групп социологи выделяют квазигруппы ("как бы" группы) -- неустойчивые социальные образования, возникающие спонтанно. Они могут превратиться в группы, если в ходе взаимодействия между участниками будут устанавливаться отношения солидарности и контроля. К квазигруппам относят аудитории -- сложные, неоднородные социальные образования с односторонним воздействием (оратор слушатели) со слабой обратной связью. Квазигруппой является толпа -- временное собрание людей, объединенных в физически ограниченном пространстве общностью интересов. Толпа характеризуется следующими признаками: внушаемость, спонтанность поведения, основанная на эмоциях, анонимность и неуязвимость (в толпе отдельные ее члены чувствуют себя неузнаваемыми и неподконтрольными). Толпы можно разделить на несколько видов:

случайная толпа, объединенная либо незначительной целью, либо бесцельным времяпрепровождением (например, толпа зевак, собравшаяся вокруг столкнувшихся автомобилей);

обусловленная толпа -- собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное (например, толпа футбольных болельщиков на стадионе);

экспрессивная толпа -- собрание, организованное в целях личного удовольствия его членов (например, толпа на дискотеке, рок-фестивале);

действующая толпа -- это общность с экстремальными типами поведения (сборище линчевателей, восставших и т. п.), самый опасный вид толпы. Формами поведения действующей толпы являются массовые истерии (состояние всеобщей нервозности), слухи (сведения из неизвестных источников, распространяющиеся неофициально), паника (нескоординированные реакции участников толпы), погромы (коллективные акты насилия толпы против личности или собственности), бунты, мятежи, восстания.

Наиболее близким к устойчивым социальным группам видом квазигрупп являются социальные круги -- свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенные устойчивых отношений между членами. Взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией. Выделяют следующие разновидности социальных кругов:

контактные круги -- возникают среди людей, постоянно встречающихся на стадионах, в транспорте, очередях;

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.