реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная работа в школе

Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным, кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением,  а чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необходимость учредить институт социальных педагогов-специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами  и объединениями. В 1990 г. должность социального педагога была внесена в список должностей  рабочих и служащих. Получила таким образом признание новая профессия. Вслед за тем принято решение «Об организации социальной службы помощи детям и молодежи».

В 1989-1991 гг. проводился широкомасштабный эксперимент «Школа-микрорайон». В нем участвовали более 100 региональных научно-практических групп непосредственно на местах, на экспериментальных площадках, представляющих собой разнотипные городские и сельские микрорайоны. Были апробированы модели социально-педагогической деятельности, содержание, формы и методы работы социального педагога, обоснованы профессиональные требования к нему. Этому вопросу много своих работ посвятили Гуров В.Н. “Опыт организации социально-педагогической работы”, Гурьянова М.Н. “Новая профессия в социальной сфере”, Вульфов Б.З. “Социальный педагог в системе общественного воспитания”; Березкина В., Бруднев А., Ермоленко Г. посвятили ряд статей социально-педагогической работе в школе [8, 28-29].

В настоящее время в высших и средних специальных учебных заведениях введены специальности “Социальная педагогика” и “Социальная работа”. Более 50 ВУЗов России приступили к подготовке соответствующих специалистов (Уральский, Чувашский, Ставропольский, Тульский, Тамбовский институты и университеты).

С 1993 года под руководством Центра социальной педагогики Российской академии образования реализуется комплексная федерально-региональная программа «Социальная педагогика», в которой задействованы 34 региона. Интересный опыт накоплен в Олонецком центре социальной педагогики и социальной работы (Республика Карелия) по развитию разнопрофильных детских объединений; в Волжском центре - по созданию медико-психолого-педагогической семейной службы, работе с детьми-инвалидами; в Мордовском центре Тамбовской области - по реализации социальных программ “Милосердие”, Открытое сердце”, “Семья”, “Экология и туризм”.

Социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию  перспективных  культурно-образовательных моделей.

Работа школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне.

Благодаря сельским экспериментальным школам, работающим как открытые социально-педагогические системы, дети сближаются со взрослыми, меняется к лучшему отношение ребят к фундаментальным социальным ценностям.

Опыт, достойный распространения, есть и в городах. Школа № 261 города Ставрополя (2 тыс. учащихся) расположена в отдаленном от центра города районе. Там нет культурно-просветительных учреждений, а это добавляет остроты в проблему детей и молодежи. В школе создана психолого-педагогическая служба, в нее вошли социальные педагоги, психологи, педагоги-организаторы и др. Школа превратилась в открытую социально-педагогическую систему, позволившую осуществить трехуровневый подход к образованию учащихся с учетом их интересов, пожеланий, возможностей.

В средней школе № 59 города Ярославля - 20 социальных педагогов. За 2 года позитивно изменилось отношение ребят в школе, взрослым, друг к другу. Здесь нет серьезных правонарушений, в школе установилась атмосфера доброжелательности и творчества, в чем, по мнению коллектива, большая заслуга социальных педагогов.

Однако в социально-педагогической работе с детьми, их семьями немало противоречий, нерешенных проблем. У многих социальных педагогов нет достаточной подготовки.

Потребности в практике и в подготовке специалистов не изучены. Слабо поощряются передовой опыт, старания энтузиастов, плохо пропагандируются их достижения. От практики отстает наука, и возникает опасность, что этот разрыв будет увеличиваться. Поэтому необходима поддержка социально-педагогических исследований. Остро стоит вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов, готовящих кадры социальных педагогов. Такая должность сегодня нужна школе.

 

1.3. Содержание работы социального педагога в

образовательном учреждении

 

Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной  характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.

Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно получен-ными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обуча-ющихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потреб-ности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место за-нимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

Совершенно очевидно, что диагностичес-кий инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют разные отчеты, справ-ки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в нали-чии в любом образовательном учреждении. Используются также специфические методы социальной работы, такие как метод социаль-ной биографии семьи, личности, а также со-циальная история микрорайона, диагностика социальной среды.

В ситуации, когда «все всё знают» и поэто-му скептически относятся к исследованиям социального педагога, оказывается необходимым заручиться поддержкой коллег-учителей, психологов, муниципальных работников, со-трудников правоохранительных органов, на-конец, родителей и самих учащихся. Для это-го любое исследование начинается с предва-рительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно результатов, составления плана-графика, нормативного оформления в виде приказа или распоряже-ния руководителя учреждения, инструктажей и информационных сообщений, разъяснения участникам их прав и назначении исследова-ния. Здесь уместно напомнить, что разъясне-ния и информирование о результатах могут быть полными и неполными, но всегда долж-ны быть правдивыми.

В процессе исследования социальный пе-дагог может получить совершенно конфиден-циальную информацию, поэтому его действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.

Социальный педагог организует и прово-дит консультации по вопросам прав и обязан-ностей, имеющихся льгот и пособий, предла-гает возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обес-печивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся пра-вовых возможностей и средств. Выявляя про-блемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог диф-ференцирует выявленные проблемы и «выво-дит» на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведом-ственной подчиненности. Устанавливая кон-такт с семьей, побуждает ее к участию в сов-местном решении проблем, помогает людям использовать собственные ресурсы, резерв-ные возможности муниципалитета для пре-одоления трудностей.

Социальный педагог выполняет посредни-ческую функцию в установлении связей и кон-тактов семьи и специалистов -- психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и обществен-ности. Для этого необходимы налаженные свя-зи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, го-рода, учреждениями и общественными объе-динениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффек-тивную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррек-ции, патронаже, обеспечении жильем, пособи-ями, пенсиями и других видах социальной по-мощи. Социальный педагог оформляет сбере-гательные вклады, решает вопросы по исполь-зованию имущества и ценных бумаг обучаю-щихся -- сирот и оставшихся без попечения родителей, выступает представителем образо-вательного учреждения и того или иного обу-чающегося или сотрудника в судебных и ад-министративных инстанциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим в трудную си-туацию. При этом социальный педагог само-стоятельно определяет задачи, формы, мето-ды социально-педагогической работы, спосо-бы решения личных и социальных проблем, меры социальной защиты и социальной помо-щи, реализации прав и свобод граждан [10, 64].

Педагогическая поддержка социальных инициатив детей и взрослых, создание усло-вий для их самостоятельного выбора, его сти-мулирования, развития готовности и способ-ности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из си-туации выбора без стресса в современных ус-ловиях являются насущной задачей в воспи-тательной работе образовательных учрежде-ний, испытывающих дефицит новых форм и методик. Это тем более важно, что «во весь рост» встала проблема эффективности воспи-тания, соответствия основных направлений и приоритетов воспитательной работы природе детства, семейным, национальным и россий-ским социокультурным традициям.

Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармони-зации социального поля ребенка, учитывающая историко-культурный опыт и современное со-стояние теории и практики социально-педаго-гической работы, порождающая новое содержа-ние, методы, формы и технологии работы с де-тьми, молодежью, семьями, общинами, экс-клюзивными группами населения, обществом.

Социально значимая деятельность детей - это забота о больных, инвалидах и бедных.

Содержание профессиональной деятельно-сти социального педагога необъятно, и мы сде-лали попытку лишь очертить ее контуры. Ре-альная же работа социального педагога не впи-сывается ни в какие схемы. Вот почему такое большое значение придается личности соци-ального педагога, его профессиональной ком-петентности, психологической закалке и мо-ральным качествам.

В конечном счете вся деятельность соци-ального педагога должна способствовать созда-нию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обес-печению охраны их жизни и здоровья, установ-лению гуманных, нравственно здоровых отно-шений в социальной среде.

Профессиональная успешность социаль-ного педагога определяется результативнос-тью его деятельности и ее общественным при-знанием.  

Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность - на школу, семью и улицу и т.д.

Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру, которые выходят за пределы детского возраста, охватывает непосредственным влиянием людей всех поколений. Её место действия не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум.

В центре всех общественных интересов стоит личность. Значит, и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если создает ситуацию, в которой возможны будут в окружающей среде деятельность, отношения и общения этой личности.

Кому под силу пробудить потребности, интеллект, эмоции, волю, духовную сферу личности? Одной семье? Она поглощена бытом, материальными проблемами. Координировать условия разностороннего развития личности - вот главная функция социального педагога и социальной педагогики.

Социальный педагог - это новая должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно,  в среде, окружающей личность - общаться с семьей, на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов.

Традиционно сложены взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. К сожалению, их часто разъединяет борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов и пр. Многое можно если не оправдать, то объяснить не всегда положительными традициями школы. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней для него и для школы среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т.д.

Как ни важен социум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество - взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело.

Современные процессы изменений в школьной деятельности характеризуются усложнением позиционного отношения к ученику. Традиционная для прошлой педагогики схема: Учитель-Ученик постепенно заменяется гораздо более сложной позиционной схемой  (см. приложение № 1).

Таким образом, сегодня на одном материале работают, как минимум, четыре позиционных  места: учитель, психолог, социальный педагог и социальный работник.

Деятельность социального педагога обращена, прежде всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено вне социального контекста, однако задача социального педагога состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного отношения к миру.

Социальный педагог, пользуясь результатами деятельности психолога, работает с ребенком, прежде всего, занимаясь непосредственно разработкой и реализацией индивидуальной программы развития каждой конкретной личности.

1.4. Основные функции, методы работы, документация,

права и обязанности школьного социального педагога

 

Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:

1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

2. Диагностическая, т.е. постановка “социального диагноза”, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний  и различного рода проблем.

3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

5. Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отнощении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

Сюда можно дополнить еще одну функцию - самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Этот факт касается и социального педагога (см. приложение № 6).

 Теперь следует остановиться на методах работы школьного социального педагога.  Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в раз-личные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту.

Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обра-щает на положение в ней ребенка. Вместе с семьей он разрабатыва-ет для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребен-ка в последствиях его антиобщественного поведения.

С помощью этого метода социальный педагог может добить-ся, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложив-шейся ситуации.

В практике работы некоторые педагоги составляют «карту семьи», где дается характеристика каждого члена семьи, указыва-ются даты рождения знаменательных событий в семье. Определя-ется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство.

«Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сы-ном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посе-щают ли клубы.

Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дру-жит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учи-тель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы.

Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, пробле-мы, здоровье.

Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отноше-ния сводятся к приказам взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, род-ственников и других людей, которые живут в семье.

Работа социального педагога с родителями может осуществ-ляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями в центрах.

По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье, дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедлен-ного умственного развития.

Для социального педагога важно выяснить отношения ребен-ка и родителей и реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Для одних родителей пятно на лице -- трагедия, для других -- тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным.

Здесь необходима чуткость социального педагога, сегод-ня семья переживает огромные трудности, но если ко всем со-циальным и экономическим бедам добавляется и больной ре-бенок -- это сверхтяжело.

Чаще всего в такой семье мать или отец работать не могут. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь са-моубийством, становятся алкоголиками.

Кроме помощи ребенку, социальный педагог обращает свое внимание на родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребенку.

Нужно убедить родителей искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ре-бенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться «нормализовать» ребенка, так как неудача приведет к трагедии.

Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического  и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».

При работе с клиентами в обязанности школьного социального педагога входит:

? обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;

? изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его интересы, потребности;

? организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей и взрослых;

? содействие детям  и взрослым в решении личных и социальных проблем; предотвращение правонарушений; реабилитация клиентов;

? представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.

Наряду с обязанностями школьный социальный педагог имеет следующие права:

? представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;

? вести государственную и частную социальную практику по сертификату или диплому;

? собирать информацию, связанную с нуждами клиентов; проводить социальные опросы, диагностические обследования;

? делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;

? информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;

? вносить предложения в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры  о поощрении родителей за социальные инициативы и активность;

? вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации;

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.