реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная помощь в Украине и её виды

Социальная помощь в Украине и её виды

13

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра правового

регулирования экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В УКРАИНЕ, И ЕЁ ВИДЫ

Руководитель работы

преподаватель М. В. Грузд

Студентка 2 курса 6 гр.

ф-та “Экономики и права” И.В. Бондарь

Харьков, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ 4

1.1. Теоретические основы социальной защиты нетрудоспособных

граждан 4

1.2. Основные черты права социального обеспечения 7

1.3. Основные формы и виды социального обеспечения 9

2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРУПП

НАСЕЛЕНИЯ 14

2.1. Пособия при рождении ребенка и достижения новорожденным трехлетнего возраста

14

2.2. Социальная помощь и пенсии нетрудоспособным и

малообеспеченным гражданам 21

2.3. Выплаты помощи по временной нетрудоспособности и её размер 22

2.4. Социальная защищенность ветеранов войны, труда и воинской

службы 24

3. ФОРМЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 28

ВЫВОДЫ 31

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе рассмотрены проблемы, связанные с начислением различных видов помощи нуждающимся гражданам. Социальное обеспечение граждан является составной частью развивающегося государства. А в нашей стране такой вопрос стоит очень остро, так как “разбазаривание” денег на неосуществимые проекты выделяются, а для помощи людям, которые нуждаются в социальной защите денег никогда не хватает.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Украины является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

Основной целью социальной политики в ближайшее время является недопустимость дальнейшего обеднения большей части населения в условиях кризисного состояния экономики. Для этого необходимо, в первую очередь, найти действующие стимулы активизации трудоспособных людей в производстве, создать им условия, которые позволяют своим трудом и предпринимательством обеспечить благосостояние семьи.

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1. Теоретические основы социальной защиты нетрудоустроенных граждан

Социальная защищенность гражданина - это система норм права, государственных льгот и гарантий, обеспечивающих осуществление важнейших прав и свобод, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека [12, с. 6]. Теоретическое обоснование необходимости социальной помощи и защиты граждан разработано почти во всех странах в конце XIX - начале XX века, в период интенсивного процесса индустриализации и увеличения численности наемных работников. Это увеличение приводит к изменениям возрастной структуры трудоспособного населения: в его составе постоянно увеличивается доля престарелых, требующих их социальной помощи и социальной защиты.

Во многих странах социальное обеспечение изменяло свои функции, формы и схемы финансирования, но цель осталась неизменной - улучшение жизни людей.

Впервые термин “социальная защищенность” или “социальная безопасность” появился в США и постепенно начал распространяться во всех западных странах. Он был призван для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной деградации, вследствие безработицы, болезни, рождении ребенка, профессионального заболевания, производственной травмы, старости, потери кормильца. Стороны, участвующие в финансировании социальной защиты - это:

1. трудоспособный гражданин, потенциальный получатель пенсии, пособия;

2. работодатель;

3. государство.

Но в странах постсоветского пространства еще действует социальная защита, где главный субъект финансовых ресурсов - государство. Но эта система будет дальше реформироваться в соответствии с экономической независимостью стран, в том числе и в Украине.

Именно такая схема досталась нам от бывшего СССР, но она будет реформирована. Уже на-мечены основные этапы ее развития.

Перспективы развития системы социальной защиты, ориентированные на XXI век, определены Концепцией социального обеспечения населения Украины, одобрен-ной постановлением Верховной Рады Украины от 21 де-кабря 1993 года; Посланием Президента Украины Вер-ховной Раде Украины; указами Президента Украины “Об основных направлениях социальной политики на 1997 -- 2000 годы” от 18 октября 1997 года и “Об ос-новных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине” от 13 апреля 1998 года [3, c. 32]. В этих важнейших документах, по существу, разработана широ-комасштабная, комплексная государственная программа развития социального обеспечения. Такая программа создана в нашей стране впервые. Она призвана радикаль-но изменить систему социальной защиты населения.

Предполагается в сжатые сроки создать основные правовые и организационные условия для перехода к смешанной пенсионной системе, которая будет трехуров-невой. Она будет включать в себя:

существенно рефор-мированную государственную систему;

обязательные сбережения населения в пенсионных фондах;

доброволь-ные пенсионные сбережения населения.

В любом промышленно-развитом цивилизованном государстве, где существуют рыночные отношения, соци-альное обеспечение занимает важное место в системе га-рантий осуществления прав и свобод граждан.

В ст. 46 Конституции закреплено право граждан на со-циальную защиту. Оно гарантируется и обеспечивается общеобязательным государственным социальным стра-хованием за счет страховых взносов граждан, предпри-ятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и иных источников финансирования. Универсальным методом финансирования социальной защиты является социальное страхование работников.

Таким образом, можно утверждать, что в Украине со-зданы необходимые экономические и правовые предпо-сылки для развития такой важной отрасли права, как право социального обеспечения. Законодательное регу-лирование в сфере социального обеспечения началось с первых дней образования независимого государства Украины. 5 ноября 1991 года был принят Закон Украины

“О пенсионном обеспечении” [4, c. 10], который положил начало формированию национальной системы пенсионно-го обеспечения.

Идея о новой комплексной от-расли права социального обеспечения как определенной системе правовых норм возникла, в ходе активных на-учных дискуссий ученых-юристов и экономистов в се-редине пятидесятых годов. Именно тогда в бывшем СССР были разработаны и приняты основополага-ющие законодательные акты, положившие начало созда-нию единой государственной системы социального обес-печения.

На мой взгляд, термин “социальная защита” относит-ся к функции государства, означающей заботу о матери-альном обеспечении нетрудоспособных граждан. Для осуществления этой функции создан специальный орган государственной исполнительной власти -- Министер-ство труда и социальной политики Украины. Его статус определен Указом Президента Украины от 1 декабря 1997 г. [11 c. 20].

Истории развития права социального обеспечения как отрасли права и юридической науки посвящено немало трудов ученых и практиков юристов и эконо-мистов. Значительный вклад в развитие права социаль-ного обеспечения внес профессор В.С.Андреев. Он осу-ществил разработку предмета права социального обес-печения. Именно им впервые, в 1996 году в Праге, был поставлен вопрос на Международном симпозиуме по проблемам социального обеспечения о формировании новой отрасли права.

Над проблемой развития теории права социального обеспечения трудились видные ученые-правоведы: В.А. Ачаркан, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, Р.И. Иванова, А.Е. Козлов, В.А. Тарасова, Я.М. Фогель и другие изве-стные юристы. Они, по существу, заложили фундамент новой отрасли права социального обеспечения. Их уси-лиями были разработаны исходные общетеоретические положения, изданы первые учебники, учебные пособия и монографии по праву со-циального обеспечения.

Важнейшим достижением научных исследований яв-ляется обоснование определения понятия права соци-ального обеспечения как отрасли права.

1.2. Основные черты права социального обеспечения

Для каждой самостоятельной отрасли права определя-ющее значение имеет исследование ее исходных понятий-ных категорий, к числу которых относится предмет и метод правового регулирования. Обособлен-ным предметом отрасли права социаль-ного обеспечения являются отношения по социальному обеспечению.

Теоретическое обоснование предмета права социаль-ного обеспечения тесно связано с выяснением вопроса о том, что такое социальное обеспечение, каков его объем, цели, задачи и т.д. Следует подчеркнуть, что и в услови-ях рыночных отношений характер и содержание социального обеспечения не меняется, но изменяется его объем и условия обеспечения.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения являются пенсионные отношения. Относимые ранее к предмету различных отраслей права, пенсионные отно-шения стали составной частью права социального обес-печения.

Кроме основных отношений социально-обеспечитель-ного характера в предмет права социального обеспече-ния входят некоторые производные, процедурные отно-шения, которые неразрывно связаны с основными обще-ственными отношениями. Они обусловлены предметом

права социального обеспечения и выполняют служебную роль по отношению к нему.

В юридической литературе высказываются разные точки зрения. Одни авторы включают в объем понятия социального обеспечения все социально -- экономичес-кие мероприятия, направленные на возмещение гражда-нам утраченного заработка вследствие наступления не-трудоспособности и обеспечение из государственных и общественных источников вне пря-мой связи с результатами их труда. Другие -- только те отношения, которые связаны с обеспечением нетрудоспособных, больных и семей, имеющих детей.

К отношениям по социальному обеспечению примы-кают и тесно с ними связанные отношения по осуществ-лению социального страхования, формированию и ис-пользованию Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, выплате различных пособий семьям с деть-ми, медицинскому и санаторно-курортному обслужива-нию граждан, предоставлению льгот и преимуществ ве-теранам войны и труда за счет социальных фондов.

Безусловно, что все перечисленные компоненты дол-жны учитываться при определении предмета права со-циального обеспечения. Это собственно и будет состав-лять предмет права социального обеспечения.

Проблема метода права социального обеспечения от-носится к числу недостаточно исследованных и дискус-сионных. Тем не менее, в юридической литературе учеб-ной и специальной освещаются основные критерии оп-ределения понятия метода правового регулирования.

В самом общем виде, под методом регулирования следует понимать специфические спосо-бы правового воздействия на общественные отношения по социальному обеспечению [29, с. 86]. Они зависят от особенно-стей предмета регулирования и находят свое выраже-ние в социально-обеспечительных требованиях граждан с одной стороны и удовлетворении этих требований орга-нами социальной защиты -- с другой, на условиях соци-альной компенсации. Поэтому метод данной отрасли права может быть назван методом социальной компен-сации застрахованной утраченной трудоспособности.

Наличие особого предмета и метода регулирования права социального обеспечения свидетельствует об ав-тономном режиме существования и развития самосто-ятельной и одной из профилирующей отраслей права, в которой наиболее зримо воплощается социальная поли-тика государства.

Динамичное развитие права социального обеспечения зависит от многих факторов, и, прежде всего от экономи-ческого потенциала и заинтересованности государства в правовом регулировании общественных отношений в сфере социального обеспечения. Признавая право соци-ального обеспечения со всеми юридическими признака-ми самостоятельной отраслью права, необходимо отгра-ничить ее от смежных отраслей, и, прежде всего от тру-дового, административного и финансового права. Тем не менее, право социального обеспечения, как и любая другая отрасль права, имеет свою отраслевую специфику регулирования общественных от-ношений, признанную в юридической литературе. И все же следует отметить, что характерными призна-ками разграничения смежных отраслей права принято считать предмет и метод регулирования. Предмет пра-ва отвечает на вопрос, что оно регулирует, а метод -- какими способами осуществляется правовое регулиро-вание общественных отношений. Основное отличие отношений, регулируемых трудовым правом, от отноше-ний, составляющих предмет права социального обеспе-чения, состоит в том, что первые связаны с трудовой де-ятельностью человека в общественной организации труда (независимо от форм собственности и видов хозяйствен-ной деятельности); вторые -- с социальной защитой, материальным обеспечением и обслуживанием контин-гента нетрудоспособных граждан.

В трудовых отношениях участниками являются ра-ботник и работодатель, а в социальном обеспечении -- нетрудоспособный гражданин с одной стороны и орган социальной защиты населения -- с другой. Трудовые от-ношения входят в число производственных отношений общества, а отношения по социальному обеспечению -- в число социально-обеспечительных. По своей природе они близки, но не идентичны.

Отношения социального обеспечения возникают при реализации гражданином своего конституционного пра-ва на социальную защиту при утрате трудоспособности. В рамках же трудовых отношений гражданин реализу-ет конституционное право на труд, включающее возмож-ность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избрал или на который свободно согласился (ст. 43 Конституции Украины).

Между трудовым правом и правом социального обес-печения существует не только обособленность правово-го регулирования, но и определенная связь и взаимодей-ствие. Это выражается, прежде всего, в том, что право со-циального обеспечения по своему генезису является отраслью, которая выделилась не из одной (как, напри-мер, трудовое право), а из нескольких отраслей права.

Правовому регулированию трудовых отношений и отно-шений социального обеспечения свойственно наличие ряда общих понятий. К их числу можно отнести следу-ющие: “трудовой стаж”, “трудовое увечье”, “професси-ональное заболевание” и др.

1.3. Основные формы и виды социального обеспечения

В Украине существуют такие формы социального обеспечения

обязательное государственное пенсионное страхо-вание;

обязательное государственное социальное страхо-вание работников предприятий, учреждений и органи-заций независимо от форм собственности;

обеспечение за счет средств социальных фондов предприятий, творческих объединений, благотворитель-ных организаций и частных добровольных взносов граж-дан;

4)содержание нетрудоспособных граждан в государ-ственных, коммунальных и других учреждениях социального назначения;

5) адресная социальная помощь малообеспеченным семьям, нетрудоспособным гражданам за счет средств государственного и местных бюджетов;

негосударственное пенсионное обеспечение 1граж-дан по договорам работников с работодателями, негосударственными пенсионными фондами и частными пен-сионными системами [9 с. 19].

Обязательное Государственное пенсионное страхова-ние представляет собой осуществляемую государством, Пенсионным фондом Украины, систему материального обеспечения нетрудоспособных граждан пенсиями посо-биями, иными видами обеспечения и обслуживания, пре-дусмотренными законодательством [5, с 21]. Пенсионное страхо-вание имеет государственно-обязательный характер: каж-дое предприятие, учреждение, организация, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью подлежат обязательной регистрации в качестве страхо-вателя, а все работники наемного труда с момента поступ-ления на работу считаются застрахованными.

Пенсионное обеспечение производится за счет Пен-сионного фонда, образуемого из сборов страхователей на обязательное государственное пенсионное страхование, размер которых соизмеряется суммой выплаченной за-работной платы и другими видами доходов [13, c. 238].

За счет средств Пенсионного фонда выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии в соответствии с Закона-ми Украины “О пенсионном обеспечении” и “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в резуль-тате Чернобыльской катастрофы”, пенсии военнослужа-щим срочной службы, пособия семьям с детьми другие виды социальных выплат, предусмотренные законода-тельством.

Второй смежной формой социального обеспечения яв-ляется обязательное государственное социальное стра-хование работников предприятий, учреждений организа-ций, независимо от форм собственности. Эта форма пред-ставляет собой систему обеспечения работников и членов их семей в период социально-трудовых отношений с пред-приятием [6, c. 24]. Источником финансирования в данном случае служит Фонд социального страхования Украины.

За счет этого фонда работникам выплачиваются пособия по времен-ной нетрудоспособности, беременности и родам, на рождёние ребенка и на погребение, а также выделяются сред-ства на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников и их детей на базах отдыха.

Обеспечение за счет средств социальных фондов пред-приятий, творческих объединений, благотворительных организаций и частных добровольных взносов граждан. Предоставление помощи нетрудоспособным гражданам из указанных фондов носит дополнительный целевой характер. Она оказывается наименее социально защищен-ным гражданам (больным, престарелым, детям), матери-альное положение которых является критическим.

Фонд Украины социальной защиты инвалидов явля-емся государственной организацией социальной помощи. Он создан и действует в соответствии с Законом Украи-ны “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” от 21 марта 1991 г [5, c. 252]. Бюджет фонда формиру-ется за счет средств госбюджета, благотворительных взно-сов предприятий и граждан, других поступлений.

Порядок и условия расходования средств регламентируется Положением о фонде, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 18 июля 1991 года № 92.

Ряд функций социального обеспечения в свое время выполняли творческие союзы (литераторов, художников, музыкантов и др.), но сегодня они практически утратили эти возможности.

Определенную роль в социальном обеспечении отдель-ных категорий граждан играют благотворительные фон-ды, гуманитарные акции “Милосердие”. Благотворитель-ная деятельность регламентируется Законом Украины “О благотворительности и благотворительных организа-циях” от 16 сентября 1997 г [6, c. 292].

Также занимается проблемами пенсионеров ме-таллургический комбинат “Запорожсталь”, который оказал помощь малообеспеченным пенсионерам облас-ти на общую сумму более 400 тыс. грн. [10, c. 27]

Содержание нетрудоспособных граждан в государ-ственных, коммунальных и других учреждениях соци-ального назначения представ-ляет собой самостоятельную форму социального обеспе-чения за счет прямых ассигнований из государственно-го бюджета. Она относится к сфере услуг людей пожи-лого возраста. За помощью в эти учреждения обращаются, как правило, граждане пожилого возраста и больные, которые, полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе.

Современные стационарные учреждения государственной системы социальной защиты ведут свое происхождение от давних учреждений (приютов), предназначенных для граждан, не имеющих каких-либо средств к существованию.

В стационарных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и больных) системы социальной защиты Украины находится более 50 тыс. граждан пожилого возраста. Содержание в интернатном учреждении одного человека обходится 300-400 грн. в месяц [10, c. 30].

Также получило развитие надомное обслуживание нетрудоспособных. Это одна из наиболее распространенных сейчас форм оказания услуг престаре-лым и больным. Оказанием таких услуг занимаются па-тронажные медицинские сестры общества Красного Кре-ста, социальные работники территориальных центров и отделений социальной помощи на дому. Они оказывают помощь на дому одиноким престарелым больным, в пер-вую очередь из числа ветеранов войны и труда. Во многих европейских странах, таких как Италия, Греция, Испания и т. д. такое обслуживание осуществляется с 1960 гг. [7, c. 46]

Адресная социальная помощь малообеспеченным семь-ям и нетрудоспособным гражданам за счет средств го-сударственного и местных бюджетов. Это новая форма по-мощи конкретным нетрудоспособным, малообеспеченным семьям с детьми, пенсионерам.

На адрес-ную помощь имеет право семья, у которой среднемесячный со-вокупный доход ниже минимальной величины (46 грн. в месяц).

Негосударственная пенсия отличается от государ-ственной тем, что ее размер можно установить по соб-ственному желанию. Он зависит от того, сколько денег человек выплатил в фонд в виде взносов. Вкладчики средств в негосударственные фонды не лишаются госу-дарственных пенсий, а лишь получают к ним добавки.

Главный крите-рий этой формы обеспечения -- ее надежность, верность обязательствам, взятым перед страхователями или вклад-чиками взносов в негосударственные фонды. За негосу-дарственным сектором пенсионного обеспечения долж-на быть установлена эффективная система госконтроля. Государство должно очень внимательно следить за де-ятельностью фондов, за тем, куда они вкладывают деньги своих клиентов, полученные от них в виде взносов.

Виды социального обеспечения - это со-циальные выплаты, льготы, услуги, предоставляемые нетрудоспособным гражданам бесплатно или на льгот-ных условиях за счет специальных источников финансирования [11, c. 316].

Социальные выплаты предоставляются в виде (пен-сий, пособий), в натуральном виде (получение питания, технических средств передвижения, протезирование, тру-доустройство граждан, частично утративших трудоспо-собность, содержание нетрудоспособных в домах для престарелых и инвалидов и т.д.).

Важнейший вид социального обеспечения -- пенсии. Пенсии следует отличать от пособий как второго вида социального обеспечения. Если для пенсий характерна регулярность выплат, то пособия представляют собой единовременные либо периодические, ограниченные во времени платежи. Большинство видов пособий не соизмеря-ются с заработком и выплачиваются в твердом размере.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.