![]() |
|
|
Социальная политика в отношении людей пенсионного возврастаБюджет ПФР должен быть сбалансирован по доходам и расходам за счет регу-лирования размера и условий уплаты тарифа страховых взносов различных катего-рий плательщиков, а также за счет прямого возмещения средств из федерального бюджета на покрытие текущего дефицита бюджета ПФР. Доходная часть бюджета ПФР формируется исходя из тарифа страховых взно-сов для различных категорий плательщиков, установленных федеральным законо-дательством, а также за счет поступлений из федерального бюджета на финанси-рование выплаты социальных пенсий, «ветеранских», «чернобыльских», «военных» (кроме офицерского состава) и других пенсий. Расходная часть бюджета ПФР формируется в полном соответствии с условия-ми исчисления размера пенсий по действующему пенсионному законодательству, как по старой (1990 г.), так и по новой (1998 г.) формулам. Бюджет ПФР формируется строго базируясь на прогнозных бюджетных пока-зателях на основании Бюджетного кодекса РФ, поскольку помимо трудовых пен-сий из бюджета ПФР выплачиваются социальные пенсии и пенсии военнослужа-щим, пострадавшим от чернобыльской катастрофы и другие выплаты, финансируемые за счет федерального бюджета. Бюджет ПФР в соответствии с законодательством о бюджетной системе и бюд-жетном процессе формируется, утверждается и исполняется в непосредственной взаимоувязке с федеральным бюджетом на соответствующий финансовый период и с бюджетами других государственных социальных внебюджетных фондов. В первую очередь, это относится к бюджету Государственного фонда занятости РФ в части возмещения расходов ПФР на выплату досрочных пенсий (безработным). 4. Организационная структура и управлениепенсионной системыПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуще-ствляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Россий-ской Федерации. ПФР образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Главные функции ПФР: целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование рас-ходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения; организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государст-венных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессио-нального заболевания или по случаю потери кормильца; капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взно-сов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступ-лением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рацио-нальным расходованием его средств; организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета за-страхованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуаль-ном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России); межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударствен-ных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию; проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, от-носящимся к компетенции ПФР. Средства ПФР в полном объеме должны направляться на выплату установлен-ных федеральным законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выехавшим за пре-делы Российской Федерации, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов, включая персонифициро-ванный учет плательщиков и застрахованных граждан. Формирование единой организационно-управленческой структуры ПФР (еди-ная пенсионная служба). Помимо самого Фонда в настоящее время организационная структура пенсион-ной системы включает в себя: региональные отделения ПФР в субъектах Федерации; региональные органы социальной защиты населения, осуществляющие непо-средственное назначение и выплату пенсий получателям; Центральный банк России, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет основной объем своих финансовых операций и в отделениях ко-торого имеет свои счета; региональные отделения Сбербанка; Федеральную службу почтовой связи, через отделения которой осуществляют-ся практически все виды пенсионных выплат. Основной задачей регионального отделения ПФР является организация сбора страховых взносов и финансирования органов социальной защиты населения, осуществляющих непосредственную выплату пенсий. В пятнадцати регионах России (Республики Ингушетия, Калмыкия, Коми, Ма-рий Эл, Татарстан, Якутия (Саха), Тыва, Чеченская Республика, Агинский Бурят-ский, Ненецкий автономные округа, Белгородской, Ленинградской, Московской, Новосибирской областях) в настоящее время на базе региональных отделений ПФР создана Единая пенсионная служба, охватывающая все процессы пенсионно-го обеспечения от сбора страховых взносов до выплаты пенсий. При этом функции непосредственного назначения и выплаты пенсий получате-лям, ранее находившиеся в ведении органов социальной защиты, переданы в орга-ны Единой пенсионной службы. Районные отделения собирают страховые взносы и размещают их на своих банковских счетах, после чего средства переводятся из районов на региональный уровень, а затем спускаются в районы для осуществления платежей. Затем на мес-тах с банковских счетов районного управления средства переводятся либо в мест-ные учреждения социальной защиты населения, которые затем выплачивают пен-сии, либо, в тех регионах, где создана Единая пенсионная служба, районные управления сами осуществляют выплату пенсий. В том случае, если регионы собирают больший доход, чем им требуется на собственные нужды (регионы -- доноры), излишек переводится региональным от-делением в центр, где аккумулируются аналогичные средства из других регионов. Эти средства затем направляются в другие регионы, которым требуются дотации для выполнения своих обязательств по пенсионным платежам. Финансовые потоки между элементами пенсионной системы выглядят следующим образом: Собранные с работодателей, работников и индивидуальных предпринимателей страховые взносы через банк плательщика поступают в региональные отделе-ния ПФР откуда через Центральный Банк или банк, уполномоченный Цен-тральным Банком, поступают в органы социальной защиты, осуществляющие выплату пенсий пенсионерам. Выплата производится тремя службами: через почту, сберегательные кассы и альтернативные службы доставки. Причем, на почту приходится 80-82% от общего объема доставляемых пенсий, на сберега-тельные кассы -- 10-15%, на альтернативные службы доставки -- 4-5%. Собственные средства от региональных отделений доноров поступают помимо органов социальной защиты в Централизованный фонд, где аккумулируются для последующего перераспределения в дотационные регионы. В отличие от вышеуказанных отделений ПФР Единая пенсионная служба по-лученные от плательщиков и из Централизованного фонда средства, направляет в Службу по назначению пенсий. Оттуда через почту, сберегательные кассы и альтернативные службы доставки идет выплата пенсий пенсионерам. При этом на почту приходится 60-75% доставки, на сберегательные кассы -- 10-15%, на альтернативные службы доставки -- 15-20% от общего объема доставляемых пенсий. Признание ПФР федеральной государственной собственностью -- особенность России. Обычно подобные фонды не объявляются государственной собственно-стью, даже федеральной. Они как правило рассматриваются как собственность са-мих застрахованных и работодателей со строго целевым назначением, исключаю-щим какое-либо иное использование средств Фонда и тем более их изъятие государством. В дальнейшем при стабилизации политической и экономической ситуации в стране предполагается создать орган управления Фондом из лиц наемного труда (застрахованных), работодателей (предпринимателей), представителей независи-мых профсоюзов и государства. 5. Экономические и социальные проблемы развития пенсионной системы РоссииАнализ динамики соотношения занятого трудоспособного населения и пенсио-неров нашей страны за рассматриваемый временной период выявляет ряд харак-терных тенденций. Статистические данные показывают, что численность заня-тых за период с 1992 г. уменьшилась на 9,3% (6,7 млн. чел.), а численность пен-сионеров при этом возросло с 35,2 до 38,2 млн. чел., т.е. на 8,2%. В результате это-го нагрузка пенсионной системы на экономическую систему занятого населения возросла с 46 пенсионеров на 100 чел. занятых в народном хозяйстве в начале пе-реходного периода до 57 пенсионеров в настоящее время. В последующие годы в связи с ухудшением экономического положения в стране во многих ранее благополучных по пенсионной нагрузке регионах ситуа-ция значительно осложнилась, и соотношение пенсионеров к численности рабо-тающего населения приблизился и даже перешагнул 50%. Так, в Республике Ка-релия (с 43,8% в 1992 г. до 56,1 -- в 1995 г.), Архангельской области (с 42,8 до 59,9%), Еврейской автономной области (с 40,9 до 50,7%). Для наглядного пред-ставления структуры пенсионной системы целесообразно более детально рас-смотреть динамику численности основных категорий пенсионеров за те же пе-риоды. Как показывает статистика, за 5-летний период общая численность пенсионеров возросла на 7,3% или на 2,6 млн. чел., при этом чис-ленность получателей трудовых пенсий увеличилась на 7,4% (2.5 млн. чел.), чис-ленность получателей социальных пенсий -- на 25%, причем численность пен-сионеров по труду растет равномерно в каждом году, численность пенсионеров-военнослужащих в течение всего периода ежегодно уменьшалась примерно на 15-17% в год. Приведем динамику реального размера пенсии по старости (в ценах 1987 г.): 1990 г. -- 80%, 1992 г. -- 52%, 1993 г. -- 62%, 1994г. --58%, 1995 г. -- 60%, 1996 г. -- 54%, 1997 г. -- 53%, 1998г. --41%. При этом, естественно, были нарушены как минимум два основополагающих принципа государственной страховой пенсионной системы: поддержание жизнен-ного уровня пенсионеров путем обеспечения стабильного уровня покупательной способности пенсии и обеспечение сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы. Последствием перечисленных выше процессов явилась катастрофическая де-формация финансовой обеспеченности пенсионной системы, при которой уровень финансовой обеспеченности выплаты пенсий снизился с 100-120% в дореформен-ный период до уровня 80-85 % в переходный период к рыночным отношениям. Пропорционально размеру снижения обеспеченности произошло снижение уровня самих назначаемых пенсий. Закономерно, что средний размер пенсии по старости в среднегодовой динами-ке составил относительно среднего размера заработной платы: 1990г. --41%, 1991 г. -- 37%, 1992г. --26%, 1993 г. -- 34%, 1994г. --35%, 1995 г. -- 39%, 1996г. --37,8%, 1997 г. -- 37,2%. Еще более неустойчивый характер приобрело соотношение минимального раз-мера пенсий по старости и прожиточного минимума. Если в 1991 году оно состав-ляло 171%, то к 1992 г. снизилось до 59%, а к 1996 г. еще уменьшилось до 50%. В 1991 г. минимальный размер пенсий соответствовал минимальному потребитель-скому бюджету, а не уровню прожиточного минимума. За переходный период произошла также глубинная деформация и другого ос-новного принципа построения системы пенсионного обеспечения: связи размера пенсии с величиной трудового вклада гражданина. В результате введения наряду с инфляционной индексацией пенсий компенсационных выплат произошло сниже-ние реальных размеров отдельных видов пенсионных выплат, резко сузилась диф-ференциация между максимальными и минимальными размерами пенсий, вновь возникла тенденция к уравнительности пенсионного обеспечения. Вместо преду-смотренной законодательством дифференциации в пределах 1:3-3,5, она в 1997 г. составляет не более 1: 1,7. Немаловажную роль в ухудшении пенсионного обеспечения сыграли и приме-няемые правительственными органами методы борьбы с последствиями инфляци-онного роста потребительских цен. При этом единственная антиинфляционная ме-ра -- проведение индексации пенсии по итогам предыдущих трех месяцев -- в условиях галопирующего роста цен не обеспечивала необходимого уровня ком-пенсации потерь и неизбежно привела к дальнейшему снижению покупательной способности пенсий. Таким образом, уже к середине 90-х гг. т.е. практически через три-пять лет пенсионная система России начала испытывать кризисные явления, основными признаками которых являются: нарушение принципа зависимости размера пенсии от трудового вклада пен-сионера; резкое снижение уровня жизни пенсионеров, которое наиболее наглядно про-является в отставании минимального размера пенсионного обеспечения от прожиточного минимума пенсионера; сужение дифференциации минимального, среднего и максимального размеров пенсии по причине увеличения удельного веса компенсационно-уравнитель-ных доплат к минимальному размеру пенсии и снижения влияния «зарплатно-го фактора» на размер назначенной пенсии; разбалансированность бюджета ПФР по причине роста расходов Пенсионно-го фонда на многочисленные виды выплат, не обеспеченны адекватным по-ступлением страховых платежей (надбавки и повышения к различным кате-гориям пенсионеров, расширение прав пенсионеров на получение пенсии по выслуге лет, на льготные и «северные» пенсии в ущерб пенсиям по старости, т.е. по наступлению страхового возраста, сохранение пенсии работающим пенсионерам и т.п.); неурегулированность финансовых взаиморасчетов бюджета Пенсионного фонда с федеральным бюджетом РФ, Государственным фондом занятости и т.д. Таким образом, самая серьезная из перечисленных выше проблем совре-менного этапа развития пенсионной системы заключается в углублении фи-нансового кризиса пенсионной системы, который проявляется в значительном расширении расходной части бюджета Пенсионного фонда и резком сокраще-нии доходной его части. Основная причина разбалансированности бюджета пенсионной системы обу-словлена тем, в системе пенсионного обеспечения имеется немало механизмов неце-левого расходования пенсионных средств -- возможность получения пенсии независимо от уплаты страховых взносов, множество необеспеченных соответствующими денежными поступлениями льгот для отдельных категорий пенсионеров и т.д. Пенсионное законодательство не связывает предоставление льгот с фактиче-ским состоянием условий труда на производстве, с размером страховых взносов и их своевременной уплатой. Не менее существенным фактором ухудшения финансовой обеспеченности пенсионных выплат послужило падение собираемости всех видов доходов Пенси-онного фонда. Ставка отчислений в Пенсионный фонд определяется федеральным законода-тельством о тарифах. Однако в последнее время чрезмерно высокая тарифная ставка отчислений с заработной платы на пенсионное обеспечение становится об-ременительной для предприятий и организаций. В последние годы более чем в три раза был увеличен страховой тариф -- с 12% в 1990 г. 39,5% в 1997 г., который для предприятий, организаций, учреждений включает взносы в Пенсионный фонд -29%, в фонд социального страхования -- 5,4%, в государственный фонд занятости -- 1,5% и на обязательное медицинское страхование -- 3,6%. Суммарная величина страховых тарифов с заработной платы составила по го-дам: 1990 -- 12%, 1991--38%, 1992 -- 38%, 1993 -- 39%, 1994-1995 -- 40%, 1996-1998 -- 39,5%. За последние годы значительно усложнились условия и механизм контроля за сбором страховых взносов практически для всех категорий плательщиков. По при-чине падения управляемости в бюджетно-финансовой системе, выражающейся в неконтролируемом разрастании теневого обращения денежных средств и их суще-ственном вытеснении из легального обращения различными заменителями (цен-ными бумагами разного вида, бартерными отношениями, «натуральными» выпла-тами и т.п.) обеспечить сколько-нибудь стабильный сбор доходов ПФР для финансирования плановых расходов по пенсиям оказывается все более трудно. Достаточно напомнить, что уровень просроченной задолженности по страховым взносам в ПФР составил в начале 1999 года около 130 млрд. руб., т.е. практически годовой бюджет Пенсионного фонда 1997 г. Практика последних лет показала также наличие значительного числа неэф-фективных элементов в самой действующей организационной схеме управления пенсионным государственным страхованием. Первостепенное место среди них за-нимает сохраняющееся до сих пор разделение функций сбора и расходования пен-сионных средств между Пенсионным фондом и органами социальной защиты на-селения, которое привело к тому, что использование этих средств осуществляется без надлежащего правового и финансового контроля за движением финансовых ресурсов от органов Пенсионного фонда непосредственно до пенсионера. В ре-зультате нецелевое и необоснованное расходование средств в региональных орга-нах социальной защиты достигло существенных размеров. 6 Здоровье и быт российских пенсионеровГлавное эволюционное изменение возрастного состава населения России, как и всех переживающих демографический переход стран, - его сдвиг в сторону старших воз-растов. В нашей стране общество переживает процесс запаздывающей модернизации со всеми вытекающими негативными последствиями: ростом цен и невыплатой зара-ботной платы, имущественным расслоением общества на фоне высокого уровня преступности и безработицы, локальными войнами, высоким уровнем психоэмоцио-нального стресса. Если люди молодого или среднего возраста могут адаптироваться в новой ситуации, то пожилые люди с трудом вырабатывают новый динамический стереотип. На это у них уходит в два-три раза больше времени, чем у молодых людей. А ведь большая часть пенсионеров - люди старше 60 лет - это самая быстрорастущая группа россиян. Для того чтобы выяснить степень удовлетворенности пенсионеров материальным положением их семей, в 1994 г. исследователи ВЦИОМ задавали вопрос: «Что бы Вы могли сказать о материальном положении Вашей семьи?». В 1995-1998 гг. форму-лировка вопроса была несколько иной, хотя содержание его осталось прежним: «Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?». В 1994 г. хорошо или прилично жили 25,9% семей пенсионеров; 55% едва сводили концы с концами. За гранью бедности (в нищете) жила примерно седьмая часть семей пенсионеров. По всему массиву опрошенных материальное обеспечение семей пенсио-неров было несколько хуже, чем прочих семей. В 1995 г. 53,8% пенсионеров оценивали материальное положение своих семей как плохое или очень плохое (в 1996 г. - 53,0%). Резко ухудшилось материальное положение семей пенсионеров в 1997 г. - по сравнению с 1996 г. почти на 10% больше респон-дентов оценили материальное положение своих семей как плохое или очень плохое - 62,1% (в 1998 г. - 65,3%). Подводя итоги анализа динамики оценки удовлетворенности пенсионеров мате-риальным положением своих семей, можно констатировать, что в течение последних пяти лет больше половины пенсионеров живет на грани или за гранью нищеты. Это положение усугубляется. Известно, что материальное положение респондентов явля-ется определяющим (прямо или косвенно) почти для всех остальных аспектов жизни. Здоровье население является важным показателем благосостояния страны, отражением качества жизни ее граждан. Состояние здоровья напрямую связано с уровнем подушевого дохода, с поддержкой здравоохранения. В России в декабре 1999 г. 29,9% населения страны имели доход ниже прожиточного минимума. Затраты на нужды здравоохранения с 1960 г. по 1990 г. в СССР по сравнению с такими, например, странами, как США и Франция, составляли 1/20. В настоящее время они сократились еще почти вдвое. Население нашей страны является старым. Доля людей старше 60-ти лет - 12,5% от общей численности россиян (мировой стандарт - 7%). В отсутствие традиций самосохранительного поведения в России граждане нашей страны о своем здоровье начинают думать, когда оно в значительной степени потеряно, т.е. в пожилом возрасте. Наша страна занимает последнее место в Европе по продолжительности жизни. Государственное здравоохранение из-за отсутствия внедрения в практику новых медицинских технологий уже с середины 60-х годов оказалось неспособным противостоять росту заболеваний эндогенного характера (кровообращение, эндокринная система, новообразования и т.д.), более присущих людям старших возрастов. Смертность от «болезней номер один» (сердечно-сосудистые заболевания) в 90-е увеличилась из-за стрессового состояния людей. Настроению в обществе в последние годы соответствует пессимизм. Особенно он проявился у людей пожилого возраста. Так, на плохое настроение указывали около 70% опрошенных пенсионеров. Психологический мир человека существенно влияет на его здоровье, его самочувствие, субъективную оценку здоровья. Материальное положение и питание семей пенсионеров в значительной степени определяют состояние здоровья последних. По данным ВЦИОМа за 1997 г. наиболее низка удовлетворенность пенсионеров материальным обеспечением их семей (этот показатель снизился больше других за 90-е годы): только 1,2% из них были «вполне удовлетворены» материальным обеспечением своей семьи и 8,7% - «скорее удовлетворены». Реальный размер назначаемой пенсии сегодня уменьшился по сравнению с декабрем 1998 г. на 5,6%. В настоящее время свыше 70% семей пенсионеров живут за чертой бедности. Только 2,9% пенсионеров были «вполне удовлетворены» тем, как питается их семья и 19,1% - «скорее удовлетворены». Разницу между этими показателями и оценками материального положения можно объяснить непритязательностью пожилых россиян в отношении питания. Как и следовало ожидать, ВЦИОМом были получены низкие оценки удовлетворенности пенсионеров своим здоровьем. В «доперестроечное» время в свободном времени пенсионеров преобладали четыре основных вида занятий: просмотр телепередач, чтение, общение и пассивный отдых. Преобладающим был просмотр телепередач - он занимал от 1,5 до 2,0-3,0 часов в день, т.е. от 38 до 42% всего их свободного времени. На остальные занятия, помимо названных четырех, в среднем расходовалось очень мало времени. В 1995 г. данные о величине затрат времени на занятия в свободное время не фиксировались. Однако мнения опрошенных о частоте занятий ими в основном показывают ту же картину. В свободное время и для работающих, и для неработающих пенсионеров были характерны те же четыре основных вида занятий: просмотр телепередач (смотрят их 81,0-84,6% из них), слушание радио (76,9-80,8%), чтение (76,8-72,7%) и общение (72,7-69,2%). Остальным видам занятии в свободное время (учебе, непрофессиональному творчеству и любительским занятиям, физкультуре и спорту, посещению кино и театров) уделяют внимание немногие из них. В целом степень удовлетворенности величиной и проведением своего свободного времени у пенсионеров невысокая. Индекс удовлетворенности его величиной, рассчитанный по 5-балльной шкале (от 1 - «совершенно неудовлетворен» до 5 - «полностью удовлетворен») составлял у работающих пенсионеров 3,11, у неработающих - 3,74. Индекс удовлетворенности проведением свободного времени оказался гораздо ниже: соответственно он равен 2,61 и 2,61. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |