реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Система методов работы социальных педагогов

Не менее важной является и проблема формирования потреб-ностей и интересов студентов в подготовке к профессиональной деятельности, участии в научно-исследовательской работе.

В то же время в процессе подготовки студентов к профессио-нальной деятельности представляется целесообразным сократить направление специализаций.

По отзывам студентов, практика помогает им самоутверждать-ся в выборе профессии, способствует пониманию того, что про-фессия социального работника -- это работа истинных энтузиас-тов, людей милосердных и благородных, отважных, требующих профессиональной технологической подготовки.

Приведем высказывание студентки: «...Бедным, одиноким людям без этой не так давно созданной социальной помощи было бы очень тяжко... Для таких социальный работник -- «свет в окошке», его ждут, ему рады. Думаю, что социальные работники, несомненно, получают моральное удовлетворение от конкретного творения добра»[9,45].

Итак, профессиональное становление специалиста -- сложный, не-прерывный процесс «проектирования» личности. Осведомлен-ность о своей будущей специальности способствует развитию ак-тивности студента, формированию личностной модели самодви-жения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

1.2. Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста по социальной работе

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф.Зеер, пять стадий:

«оптация» (лат. optatio -- желание, избрание) -- форми-рование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей; «профессиональная подготовка» -- формирование профес-сиональной направленности и системы профессиональных зна-ний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач; «профессиональная адаптация» -- вхождение в профес-сию, освоение новой социальной роли, профессиональное само-определение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

«профессионализация» --формирование профессиональ-ной позиции, интеграция личностных и профессионально важ-ных качеств и умений в относительно устойчивые профессио-нально значимые образования, квалифицированное выполне-ние профессиональной деятельности;

-- «профессиональное мастерство» -- полная реализация, са-моосуществление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип, метод) на основе подвижных интегральных психологических новообразований[9,71].

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социаль-ной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интере-сов социального работника. Развитию этих качеств и образова-ний, вхождению в реальную модель профессиональной деятель-ности способствует решение следующих задач:

развитие личностного интереса к выбранной профессии;

формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

формирование профессионально-мотивационной установ-ки на будущую деятельность;

--формирование профессионально-личностной «Я-концепции»[7,79].

Таким образом, профессионализация -- важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального са-моопределения и профессиональной адаптации. Чтобы опреде-литься в своей будущей профессии, молодому человеку необхо-димо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. отве-тить на следующие вопросы:

чего он хочет в своей профессии;

что он должен предпринять в своей профессиональной дея-тельности, чтобы добиться успеха;

что он может (должен) сделать, чтобы реализовать собст-венные личностные качества и интересы?

Задача профессионального становления может быть решена лишь посредством реализации « личностно ориентированной пе-дагогики образовательного процесса» (Н.А.Рыбакова). На соци-ального работника возлагается особая миссия, выполнить ко-торую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает обще-ственную значимость, становится условием развития как про-изводственных, так и социальных отношений.

Миссия социального работника благородна, но условия ее вы-полнения далеки от идеальных: решая «чужие» проблемы, считая это своим профессиональным долгом, с одной стороны, и своим предназначением, с другой, социальный работник по-могает социально больным людям и обществу освободиться от негативных явлений: непродуктивных жизненных позиций, не-совершенства общественных отношений, поведенческих стереотипов, негативных установок, не нашедшей выхода агрессии, социальной напряженности, страхов и т.д. Обучая людей само-стоятельно решать свои проблемы, социальный работник под-нимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общ-ности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно зрелый человек, внутренне и про-фессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач[2,56].

Личностная зрелость проявляется в умении соединять, со-относить свои индивидуальные особенности, статусные и воз-растные возможности, собственные притязания с требования-ми общества и окружающих. Личностная зрелость предполага-ет зрелость социальную, когда уже развита способность адап-тироваться к различным ситуациям и типам общения. Поэто-му в процессе формирования личности социального работника, включающего весь спектр социальных влияний, а также само-формирование человека столь важную роль играет профессио-нальное воспитание.

В широком смысле профессиональное воспитание -- это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле -- функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов -- социальных работников, гуманистически ори-ентированных, способных осуществлять свою деятельность в ус-ловиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных си-туациях[7,90] Подготовка таких специалистов, по мнению Фирсова М.В., должна отвечать следующим специфическим требованиям:

создание условий для свободной, естественной реализации разума и чувств обучающихся социальной работе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления челове- колюбия;

усиление творческой направленности процесса обучения и, как следствие, личности каждого обучающегося;

подготовка обучающихся к вхождению в систему профессиональной деятельности «человек -- человек» и успешной адаптации в ней;

создание условий для обучения методам саморегуляции, самоменеджмента, самоорганизации;

создание условий для поощрения уникальности и непо- вторимости личности будущего социального работника как основы свободного проявления индивидуального стиля работы -- становления мастерства;

создание условий для формирования позитивной «Я-концепции» личности каждого обучающегося и позитивного образа профессионального будущего как основы самореализации;

организация учебного процесса, в котором учебная груп-па становится условием формирования и развития свойств ду-ши, экспериментальной лабораторией для развития навыков со-общения, взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации[25,252].

Профессиональное воспитание социальных работников в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, завершающуюся фактом профессионального выбора, когда про-исходит осознанный выбор деятельности в системе «человек -- человек», специфика которой заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях стать сво-бодными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональ-ном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к созна-тельному осуществлению намеченной цели, овладение профес-сией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непре-рывное повышение квалификации и наставничество.

Воспитательная функция собственно учебного заведения со-стоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессионального самовоспитания социального ра-ботника обусловлены конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках про-цесса профессионального образования должна быть организо-вана так, чтобы обучающийся осознавал социальную значи-мость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, свои возможности, свои достоинства и недостат-ки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.

Теория профессионального воспитания, таким образом, раз-вивается в результате интеграции понимания труда как ценно-сти; отношения к профессии социального работника как к осо-бому виду духовной культуры и духовно-практической деятель-ности; овладения теорией профессионального становления как единства социального заказа и самоопределения личности; по-нимания самоопределения как самопроектирования жизни, вы-работки жизненной стратегии личности на основе ценностно - смыслового самоопределения; реализации творческого подхо-да к проблемам формирования субъекта. Профессиональное вос-питание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной рабо-те к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятель-ности. Это определяет личностно-ориентированную направлен-ность профессионального обучения и воспитания, а именно:

профессиональное становление будущего социального ра-ботника в равной мере затрагивает как внешний, так и внут-ренний мир индивида, а профессиональное воспитание высту-пает как средство, обеспечивающее это единство;

главной проблемой обучающегося социальной работе в све-те профессионального воспитания является профессиональное самоопределение, что подразумевает нахождение своей эколо-гической ниши в профессиональной деятельности через само-познание, осознание своих потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение профессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческой позиции и жизненной стратегии;

задача возрождения России, признание приоритета об-щечеловеческих ценностей и ориентация на собственные культурные традиции обусловливают необходимость поискапринципиально новых подходов к проектированию систем про-фессионального образования и учебных курсов в рамках этих систем;

учебный процесс должен строиться на основе согласован- ности традиций и инноваций, использования активных форм обучения, предполагающих как применение проблемных методов и модульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку гибких теоретических и методических схем (технологий) образовательного процесса;

-- практическое освоение профессии «социальная работа» начинается в учебной группе, где общение становится фактором развития личности, благодаря которому преодолевается «ограниченность индивидуального бытия»[10,189].

К принципам профессионального воспитания можно отнести следующие:

1. Принцип творческого саморазвития личности:

сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;

осуществление своего саморазвития через непрерывное са-мосовершенствование ;

распространение собственного опыта и знаний.

2.Принцип самопознания:

ориентация на рефлексивное мышление;

осознание своих сильных и слабых качеств;

опора на свои сильные качества, признание слабых и ра-бота над ними;

использование тестов, самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа;

анализ причины своих успехов и неудач.

3.Принцип приоритета практики:

признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика;

практическая реализация своих идей;

изучение теории не только с целью ее понимания, но и по-следующего применения.

4.Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих и саморазвивающихся личностей:

проявление доверия, искренности, терпимости, демокра-тичности;

-- решение общих задач, помогая другим и принимая их по-мощь.

5.Принцип историзма:

изучение истории общества и социальной работы, исполь-зование опыта прошлых поколений;

анализ прошлого положительного опыта социальной ра-боты с целью его использования в настоящее время[20,254].

Профессиональные особенности социальной работы[5,25] (Н.С.Данакин).

Принципиальной особенностью социальной работы как про-фессии является ее пограничный характер. Социальный работ-ник -- в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые со-держанием жизненных проблем клиента и возможными путя-ми их решения. Смысловое и инструментальное содержание со-циальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.

Еще одна важная особенность социальной работы как про-фессии проявляется в ее посредническом характере, что явля-ется следствием ее на целостного человека и ориентации на жиз-ненные проблемы реальных людей.

Основные направления посредничества:

между клиентом и различными социальными институтами;

между клиентом и другими специалистами;

между другими специалистами, привлекаемыми к реше-нию жизненных проблем клиента;

между клиентами.

Роли социального работника в учреждениях социального об-служивания. Классификация и типология ролей. Проблемы ро-левого репертуара профессиональной деятельности социально-го работника в свете требований государственных стандартов подготовки социального работника предполагают рассмотрение таких вопросов: к каким профессиональным ролям должен быть прежде всего подготовлен специалист? Каков приоритет этих ролей в зависимости от склонностей, интересов, способно-стей будущего социального работника? Какие функции вклю-чает каждая профессиональная роль специалиста социальной сферы? Ответы на эти вопросы предполагают соотнесение уме-ний и навыков, необходимых специалисту, с каждой функци-ей и с каждой профессиональной ролью. При этом специализа-ция может быть ориентирована не только по месту (социальная служба, психологическая консультация, отделы управления и т.д.) и по характеру работы (с семьей, инвалидами, детьми, лицами с наркологической или алкогольной зависимостью и т.д.), но и по той роли, которую им предстоит выполнять на бу-дущей работе.

Рассмотрение профессиональной роли как социальной (ср. с межличностной), обусловленной не только местом индивида в системе объективных социальных отношений, но и совокупно-стью осуществляемых им функций, дает возможность обоз-начить уровни профессиональной деятельности социального ра-ботника [7,54](И.А.Зимняя). К ним относятся: практическая соци-альная работа с клиентом; организация и координация этой ра-боты с клиентом; управление социальной работой на уровне со-циальных служб, департаментов и т.д.; обучение социальной работе; супервизорство в социальной работе; исследования в со-циальной работе. Соответственно, можно выделить следующие группы профессиональных ролей: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, суперви-зор, исследователь. Каждая из этих профессиональных ролей предполагает, во-первых, специфические способности (напри-мер, преподаватель); во-вторых, каждая роль определяет при-оритетную ценность формируемых в процессе подготовки уме-ний (например, функция «посредника» требует иных навыков, чем функция исследователя); в-третьих, каждая профессио-нальная роль имеет набор конкретных функций, реализуемых исполнителем (например, коммуникативная функция активно-го слушания входит в функционал практического социального работника).

Можно более подробно рассмотреть функционал некоторых профессиональных ролей.

Прежде всего социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом [7,146]. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социу-ме, с другой -- процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей.

Осуществление этих функций возможно при определенных условиях:

понимание социальным работником проблем клиента;

способность социального работника к адекватному выра-жению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;

знание посредником социальных ресурсов, которыми рас-полагают различные учреждения и организации;

знание социальным работником инструментальных воз-можностей смежных профессий, представители которых при-влекаются к решению жизненных проблем клиента;

наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работни-ка стать посредником в их общении;

делегирование клиентом социальному работнику предста-вительных полномочий;

делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и орга-низаций;

признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;

доверие сторон посреднику, что достигается его профес-сионализмом .

Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Профессор Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через функции [7,257]:

-- Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кри-зисной ситуации) или находящихся в опасности быть подверг-нутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии рис-ка). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль мо-жет быть названа «Определитель клиента» (Outreach Worker).

Брокер (Broker) -- социальный работник, направляющий
людей в существующие службы, которые могут быть им полез-
ны, с целью дать возможность людям использовать систему со-
циальных служб и связать эти службы.

Посредник, «буфер» (Mediator) -- социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть раз-ногласия и продуктивно работать вместе.

Адвокат, защитник (Advocate) -- социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслужи-вание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борь-бу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества.

Оцениватель (Evaluator) -- социальный работник, кото-рый собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп,
сообществ; помогает принять решение для действия.

Мобилизатор (Mobilizer) -- социальный работник, кото-рый собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как их соберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.

--Учитель (Teacher) -- социальный работник, который пере-дает информацию и знания и помогает людям развивать умения.

Корректор поведения (Bavior Charger) -- социальный ра-ботник, который работает над тем, чтобы внести изменения в
поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.

Консультант (Consultant) -- социальный работник, кото-рый действует совместно с другими работниками или агентст-вами с целью помочь им усовершенствовать их умения в реше-нии проблем клиента.

Проектант сообществ (Community Planner) -- социальный работник, планирующий развитие программ деятельности со- обществ.

Менеджер информации (Data manager) -- социальный ра-ботник, который собирает, классифицирует и анализирует дан-ные о социальной среде.

Администратор (Administrator) -- социальный работник, который управляет агентством, учреждением, программой (про-ектом) или социальной службой.

-- Практик (Caregwer) -- социальный работник, который обеспечивает конкретную постепенную помощь, заботу (фи-зическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах [9,82].

Функционал этих ролей достаточно узок и ограничен, но при проекции его на конкретные условия практической ра-боты -- с детьми, подростками, пенсионерами, безработны-ми, инвалидами и т. д. возникает возможность повышения эффективности профессиональной деятельности социально-го работника.

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-- М.: Педагогика, 1989.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.-- М.: SvR-Аргус, 1994.

3. Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социаль-ной педагогики в современных условиях.-- М.: ЦСП РАО, 1996.

4. Государственный образовательный стандарт высшего про-фессионального образования.-- М.: Изд-во Госкомитета РФ по высшему образованию, 1995

5. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной рабо-
ты // Российский журнал социальной работы. -- 1999. -- № 1. -- С. 25--32.

6. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работни-
ка. -- М., 1994.

7. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (об-
щие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной рабо-
ты. -- 1995. -- № 1. -- С. 79--82.

8. Кудрявцев Ю.А., Тышкевич Б.И. Подготовка социального работника: нормативно-правовые аспекты // Социальная работа.-- 1992.-- № 5.- С.15

9. Курбатов В.И., Поручник И.Ф. Теория и практика общения (коммуникативная
профессиограмма социального работника) // Российский журнал социальной ра-
боты. -- 2001. -- № 1. -- С. 82--87.

10. ЛаврененкоИ.М. Личность и профессиональная деятельность социального ра-ботника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. -- 1996. -- № 2. -- С. 110--119.

11. Никитина Л.Е., Симонович В.Л. Практическое обучение со-циального педагога в вузе.-- Березники: "Типография купца Тарасова", 1999.

12. Образование в области социальной работы в России.-- М.: Изд-во Московской высшей школы социальных и эконо-мических наук, 1996.

13. Обучение социальной работе: Преемственность и инно-вации / Под. ред. Ш. Рамон, Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро.-- М.: Аспект Пресс, 1996.

14. Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессов Школ социальной работы.-- М.: АСОПиР, 1997.

15. Обучение социальной работе в России. Программы и тех-нологии. 4.1. Социальная работа: наука и профессия.-- М.: АСОПиР, 1997.

16. Обучение социальной работе в России. Программы и тех-нологии. 4.2. Педагогика социальной работы.-- М.: АСО-ПиР, 1997.

17. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законода-тельству Российской Федерации об образовании.-- М.: МИРОС, 1995.

18. Программы высших учебных заведений для специально-сти № 03.11.00 "социальная педагогика": В 4 ч.-- М.: Изд-во НИИСО и УК АПН СССР, 1991.

19. Рыбакова Н.А. К вопросу о профессиональном воспитании: путеводитель про-
фессионального становления социального работника // Российский журнал соци-
альной работы. -- 1996. -- № 1. --С. 117--122.

20. Социальная работа и подготовка социальных работников в Вели-
кобритании, Канаде, США. -- М., 1992.

21. Социальная работа. -- М., 1997.

22. Топчий Л.В. Проблемы подготовки кадров социальных ра-ботников в Российской Федерации // Социальная рабо-та.-- Вып.2.-- М.,1992.

23. Фирсов М.В.Теория социальной работы. - М.,1999- 431с.

24. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональ-
ной этики социального работника. -- М., 1993.

25. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный порт-
рет социального работника. -- М.,1993.

26. Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности социального
работника в системе подготовки и переподготовки кадров. -- Ульяновск,
1994.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.