реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Бродяжничество, как проблема социальной работы

Бездомная молодежь имеет следующие характеристики: средний возраст юношей - 18 лет, девушек-- 15--16 лет; в количественном отношении юноши несколько преобладают над девушками; национальная принадлежность бездомных молодых людей зависит от местности, в которой они обитают; уровень образования варьируется от 3 до 8 классов; многие имеют проблемы со здоровьем; большинство вышло из созданных одним из их родителей новых семей. Возросшее число бездомной молодежи отражает уменьшение возможностей или желания родителей тратить свое время и силы на то, чтобы растить детей.

Бездомные душевнобольные, как указывалось выше, составляют значительную часть бездомных людей. Характеристика этой категории бездомных по многим аспектам идентична характеристике всего бездомного населения. В основном это молодые люди, преимущественно мужчины, представители местной этнической группы. Многие из них в тот или иной период своей жизни проходили курс лечения в психиатрической больнице. Они склонны отвергать попытки со стороны лечебных учреждений решить их проблемы. Дополнительную сложность создают те обстоятельства, что многие из них являются алкоголиками, наркоманами или токсикоманами и что значительная их часть подвергалась тюремному заключению.

На основе выборочного изучения исследователями был сделан вывод, что около 25% бездомных людей нуждаются в том или ином психиатрическом лечении, причем 3% - в неотложном помещении в психиатрические лечебницы. К людям, живущим в парках, метро, на улицах, авто- и железнодорожных вокзалах, трудно подступиться, они неохотно идут на контакт. Эта категория людей не пользуется приютами. Подсчитано, что 50% обитающих на улице людей нуждается в определенном медицинском уходе.

1.3 Социально-экономические предпосылки бродяжничества

Период политического и экономического реформирования в России оказался достаточно долгим по времени, и это негативно отразилось на социальном положении населения. Большинство граждан Российской Федерации в советское время было малоимущим Последние десять лет стали просто разрушительными для многих людей, не сумевших адаптироваться к новым экономическим условиям. Дестабилизации положения граждан способствовало также отсутствие государственного надзора за последствиями правового нигилизма и экономического хаоса, приведшее к возникновению криминального "беспредела", в том числе при операциях с недвижимостью и в финансовых махинациях. Одним из проявлений резкого ухудшения социально-экономической ситуации в современной России стало появление массовой бездомности.

По данным МВД России, в настоящее время в одной только Москве от 100 до 350 тысяч человек не имеют определенного места жительства. Около 20% бездомных составляют москвичи, 60% - из других регионов России, 10% - граждане СНГ. Впрочем, почти половина людей, оказавшихся в Москве в положении бездомных, не является лицами без определенного места жительства и занятий, или бомжами, как их называют в официальных документах. У них где-то есть жилье и прописка (которую, впрочем, отменили), а попали они в наш большой город по разным причинам. Москва, как и другие крупные города, притягивает к себе тысячи "бродяг" возможностью найти работу. Обращаясь за помощью, они как правило указывают причиной бездомности отсутствие средств к существованию, уход с экономически неблагоприятных территорий, ограбление на вокзале. Каждый десятый из временно бездомных приехал в Москву для решения каких-то проблем, с которыми невозможно разобраться дома - правовых, экономических, медицинских.

Рисунок 1. Причины бродяжничества

Собственно бездомных, т.е. бомжей, в общей массе московских бездомных приблизительно 55%. Третья часть из них - бывшие заключенные. По закону многие из них имеют право на восстановление регистрации и жилья, но где им жить в то время, пока они это право реализуют? Для бывших москвичей, благодаря московскому правительству, этот вопрос отчасти решен. Они могут жить и регистрироваться в домах ночного пребывания, но во многих других регионах России подобных учреждений нет. [5]

Другие собственно бездомные - это либо продавшие свое жилье (многих обманули при обмене), либо оказавшиеся на улице из-за семейных проблем (разведенные, выгнанные родственниками, сбежавшие от пьющих родственников или сами пьющие), либо потерявшие ведомственное жилье в связи с сокращением или увольнением. Эти три группы приблизительно равны по численности (около 20% каждая от общего числа собственно бездомных).

Самую малочисленную группу бомжей (около 10%) составляют люди, для которых подобное состояние - жизненный выбор. Однако и про этих людей можно часто сказать, что не они выбирают, а жизнь. И хотя к этой группе относится только каждый двадцатый (с учетом временно не имеющих жилья) московский бездомный, именно они создают неприглядный образ бомжа.

Рисунок 2. Возрастной состав социальной группы «БОМЖ»

Из уст некоторых представителей власти и обывателей можно услышать, что бездомные - никчемная и нетрудоспособная масса. Это в корне неверно: 75% бездомных - люди в возрасте от 20 до 50 лет, большая часть которых не достигла 35 лет. Конечно, среди них есть такие, которые "махнули на себя рукой", но многие хотят вернуться к нормальной жизни и задача нашего общества, стремящегося называть себя цивилизованным и гуманным, - дать им шанс встать на ноги.

К сожалению, помощь бездомным со стороны государства замедленна и не всегда эффективна. Новизна проблемы бездомности сковала чиновников. Пока проблема бездомности решается в основном принудительным выдворением не москвичей за пресловутый 101-й километр и размещением бомжей-москвичей в домах ночного пребывания. Таких домов в настоящее время всего 5, в то время как до революции в Москве при в 5 раз меньшей численности населения существовало 360 (!) странноприимных домов.

Нерешительность и неспособность государственных структур создать механизм восстановления утраченных возможностей, достоинства и гражданских прав обездоленных заставляет действовать более активно и решительно тех людей, которые не могут спать спокойно дома, когда кому-то приходится спать на улице. Это предметная сопричастность христианскому долгу помощи ближнему. Хочется, чтобы каждый, кому вид бомжа и его беспомощности неприятны, пробудился и оказал помощь слабому, поверженному несчастьем. Древняя мудрость гласит: "От тюрьмы и от сумы не зарекайся!" В ней строгое напоминание: в мире несовершенства и греховности беда умеет настичь человека, и наша сегодняшняя беззаботность и успокоенность не служит гарантией от многоликого зла, врывающегося в устойчивость и благополучие. "Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол - он звонит по тебе". Мы не можем помочь всем. Всем помогает Бог. Но мы можем помочь многим так, как себе.

2. СОВРЕМЕННОЕ МЕСТО БЕСПРИЗОРНЫХ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1 Формирование образа бездомного

В последнее время как говорилось выше тема бездомности и образ бездомного активно эксплуатируется в русскоязычных СМИ и Интернете. Анализ отечественных публикаций показал, что тема бездомности, беспризорность и малоимущести и образ бездомного используются не только для информирования читателей (зрителей, слушателей) о проблеме, ситуации, событии, однако также является «оружием» для манипулирования массовым сознанием. При этом язык, которым средства массовой информации говорят о бездомных, подпадает под определение "языка вражды" (Hate speech).

Типичные способы манипулирования

1. Опасные, угрожающие и «громкие» заголовки, например "Журналиста убил бомж. По ошибке", причем в статье фактически доказывается, что бомж убийцей не был, несмотря на это заголовок статьи говорит об обратном.

2. Миксты: в описании негативного явления представители различных социальных групп "смешиваются", но пропорция либо не указывается, либо указывается неточно. Результатом такого смешивания становится понятно опасность, исходящая от той или иной социальной группы, от того или иного явления, воспринимается более значительно нежели она есть на самом деле.

3. Подмена понятий "профилактика бездомности" и "ресоциализация бездомных" понятием "борьба с...". Например, борьба с бомжами, борьба с попрошайками, борьба с неблагополучными семьями.

4. Свое видение журналист зачастую выдает за "общеизвестные факты", а возможно и частые, но частные случаи - за характерные черты, присущие всем представителям конкретной или абстрактной социальной группы.

5. Обобщение, создание коллективного портрета бездомного. Таким образом в СМИ грешат не только журналисты. Интервьюируемые чиновники, преследуя свои карьерные и экономические цели, тоже любят создать "изюминку". Кроме того не последнее слово имеет и главред.

6. Противопоставление нормальным, социоустроенным гражданам, а также другим группам слой социально-незащещенный или социально-опасный. Такой метод используется не только в отношении бездомных, но и в отношении других слоев общества.

7. Фокусирование внимания аудитории на негативных примерах негативных проявлений со стороны бездомных. Например, говоря о преступлениях, из сотен дают 2-3 примера в качестве иллюстраций. Если среди сотен преступников будет хотя один бомж, то он обязательно будет упомянут, причем с указанием его социального статуса.

8. Определение статуса человека по его внешнему виду и действиям. Стереотип сложился настолько сильный что говоря о мусорных баках мы всегда представляем бездомных, которые там роются Человек, роющийся в мусорных кучах, вовсе не обязательно бездомный.

9. Изложение фактов без указания причин, что зачастую приводит к негативным последствиям, поскольку стереотип бездомных сильнее нашего здравого смысла, и мы часто представляем себе что это самый опасный слой общества.

Какие же цели преследуют те, кто разрабатывает такие приемы манипулирования? Отрицательный образ бездомных в средствах массовой информации формируется и используется в следующих целях:

1. Политических: В предвыборной программе политики акцентируют внимание на стараниях обезопасить своих избирателей от этих злых и опасных бомжей.

2. Экономических. Образ "голодных бомжей" используется в материале, побуждающем читателей кастрировать своих собак. Ибо некастрированный пес убежит на улицу, где его "съедят голодные бомжи".

3. Самооправдание. Сотрудники милиции, оправдывая свою жестокость в отношении бездомных, создают образ "бомжа-монстра".

4. Сочетанных. Например, для обоснования необходимости усиления роли и увеличения финансирования органов МВД, которые борются с "бродягами".

Иногда бездомность воспринимается работниками масс-медиа как профессиональная деятельность ("профессиональные бомжи") или элемент структуры преступности, "низший уровень в преступном мире".

Нередко встречаются случаи распространения в масс-медиа данных и сведений о личной жизни бездомных, их медицинских диагнозах и пр. однако кроме голословных заявлений как правило больше нечем это доказать Это относится не только к текстовой информации, но и к изображениям бездомных (фотографии, телесюжеты).

Таким образом манипуляция сознанием населения в такой области как социальная необеспеченность слоев населения скорее вопрос не только профессиональной этики или квалификации - это неуважение к Конституции, согласно которой "каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" а распространение причем неправдоподобной и зачастую незаконной информации о частной жизни лица без его согласия недопустимо. [9]

2.2 Социально-экономическое положение бездомных

В РФ нет условий для реализации бездомными права на труд, в том числе права на участие в госслужбе. Бездомные не могут официально трудоустроиться. Это объясняется порядком подачи документов необходимых для трудоустройства, в перечне документов указаны такие, которые не могут быть получены бездомными. К ним относятся, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое оформляется территориальным органом ПФ по предъявлении документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства на территории, обслуживаемой соответствующим органом.

В рамках государственных программ социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, эти лица, в том числе утратившие жилье в связи с осуждением, могут получать помощь в трудоустройстве и профессиональном обучении и подготовке. Однако, на практике, условием включения в такие программы является регистрация по месту жительства или регистрация по месту пребывания (в том числе в специализированных центрах социальной адаптации). То есть на момент получения помощи в реализации прав, эти люди уже имеют постоянное или временное жилье и не являются бездомными. Бездомные же доступа к таким программам не имеют.

Не имея возможности легально трудиться, бездомные вынуждены работать без официального трудоустройства, нелегально. Вынужденная нелегальность труда бездомных создает почву для их эксплуатации со стороны работодателей. Они вынуждены соглашаться на оплату, ниже оплаты аналогичного труда граждан имеющих регистрацию по месту жительства. Распространен труд бездомных и просто за еду или за возможность неофициального проживания в принадлежащих работодателю помещениях. [19]

Из-за отсутствия возможности легально трудится, бездомные часто вынуждены соглашаться на любую работу, в том числе с нарушением требований безопасности и гигиены, что являются типичным. Нелегальный характер труда бездомных не позволяет им претендовать на соответствующее квалификации продвижение на более высокие должностные или квалификационные ступени.

Кроме того, нелегальный характер труда вынуждает бездомных соглашаться на работу с превышением установленной законом продолжительности рабочего дня и продолжительности рабочей недели, а также на работу в выходные и праздничные дни без дополнительной оплаты за это. Практически никто из бездомных не имеет возможности получать оплачиваемый отпуск.

Законодательство и правоприменительная практика не предусматривали механизм назначения и выплаты пенсий бездомным, достигшим пенсионного возраста, инвалидизированным (стойкая утрата трудоспособности) или имеющим иные основания для пенсионного обеспечения. Характер неофициальных трудовых отношений лишает бездомных возможности производить из своей заработной платы установленные законом отчисления в ПФ. Следовательно, сегодняшние бездомные, не смогут получать накопительную часть пенсии, которая должна была бы сформироваться у них за то время что они трудились, будучи бездомны. Перспектива нищеты бездомных в случае утраты ими трудоспособности в связи с возрастом, травмами или болезнью запрограммирована самой системой государственного пенсионного страхования.

Охрана и помощь, предоставляемые семье, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании, недоступны для бездомных. Отсутствие регистрации по месту жительства не позволяет бездомным женщинам пользоваться услугами женских консультаций. Существующая практика предполагает, что все женщины периодически обследуются в указанных консультациях, а также, что беременные женщины становится там на учет. В консультации беременную женщину обследуют и оказывают ей помощь в подготовке к рождению ребенка. В женской консультации также обследуют женщину в послеродовом периоде и, если нужно, оказывают медицинскую помощь. При необходимости женские консультации направляют женщин в соответствующие стационарные лечебные заведения.

Однако женские консультации обслуживают только тех женщин, которые имеют полисы обязательного медицинского страхования (ОМС). Бездомные беременные женщины из-за отсутствия регистрации по месту жительства не могут получить полисы ОМС и, как следствие, не могут встать на учет в женских консультациях, получить соответствующее обследование и в необходимых случаях лечение. Они лишены возможности пользоваться услугами женских консультаций как в дородовый, так и в послеродовый период. [21]

Результатом недоступности для бездомных женщин квалифицированной и специализированной медицинской помощи являются не только осложнения в родах, дородовом и послеродовом периоде, но также повышенный уровень врожденных заболеваний у новорожденных, рожденных бездомными матерями, в том числе тех заболеваний, возникновение и (или) развитие которых можно легко предупредить за счет своевременных диагностических, профилактических и лечебных мероприятий.

Проблему представляет устройство бездомных детей в муниципальные дошкольные учреждения и учреждения общего образования. Подавляющее большинство бездомных родителей не имеют средств для оплаты услуг частных образовательных и дошкольных учреждений. Бездомные дети, так же, как их бездомные родители, не могут получить полис ОМС, что создает большие сложности в получении медицинской помощи и медицинского обслуживания. Бездомные дети раннего дошкольного возраста не обеспечиваются специальным бесплатным питанием, которое в соответствии с законодательством положено детям этого возраста. В тех случаях, когда законодательством предусмотрено предоставление детям бесплатных лекарств, бездомные дети лишены возможности реализации такого права.

Рыночные отношения в вопросах приобретения жилых помещений и прав на них в России до сих пор не развиты. Большая часть россиян, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеет достаточных средств для такого улучшения за счет совершения сделок на рынке недвижимости и вынуждены ожидать предоставления им муниципального жилья. Для получения муниципального жилья граждане должны обратиться в органы по учету и распределению жилья для постановки на учет. Одним из обязательных условий постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является длительное (как правило, более 10 лет) проживание в данном населенном пункте на момент обращения в органы по учету и распределению жилья. В качестве документа, подтверждающего факт и срок проживания в населенном пункте, признается справка о регистрации по месту жительства. Не имея регистрации по месту жительства, невозможно встать на учет для получения жилья и как следствие большинство бездомных в современной России не может претендовать на получение какого-либо жилья от государства или муниципальных образований. Вместе с тем, экономическая ситуация не позволяет бездомным самостоятельно приобретать или строить жилье, в том числе с использованием кредитных схем. Даже в тех случаях, когда бездомный имеет неоспоримое право на получение жилья, фактически это означает лишь "право" состоять на учете нуждающихся в получении жилья. Чаще всего это происходит из-за отсутствия законодательной регламентации сроков предоставления жилья. Право по сути превращается в фикцию.

2.3 Проблема правовового положения бездомных

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Равенство прав граждан закреплено ст. 19 Конституции РФ. Частью 2 ст. 19 Конституции РФ предусмотрена государственная гарантия прав и свобод граждан независимо от их имущественного положения и места жительства. Принцип равенства избирательных прав граждан вытекает из положений части 1 ст. 19 Конституции РФ и прямо предусмотрен ст.ст. 3 (п.1), 4 (п.2), 5 (п.1) Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из смысла этой конституционной нормы, такое ограничение должно носить характер конкретного запрета. Частью 3 ст. 32 Конституции РФ предусмотрены два основания для ограничения избирательных прав: судебное признание гражданина недееспособным; пребывание гражданина в местах лишения свободы по приговору суда. Те же основания предусмотрены пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Кроме того, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" введен возрастной ценз для активного избирательного права, который совпадает с наступлением совершеннолетия и приобретением гражданином полной гражданской дееспособности (18 лет). Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.

Таким образом, бездомные должны наравне с другими гражданами в полном объеме беспрепятственно пользоваться избирательными правами, предусмотренными Конституцией РФ.

Кроме того, активным избирательным правом закон наделяет только тех граждан, которые имеют место жительства на территории соответствующего избирательного округа, а факт нахождения места жительства на этой территории устанавливается органами регистрационного учета, т.е. подтверждается регистрацией.

Статья 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" дает понятию "место жительства" следующее определение: "Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

Из этого определения очевидно, что местом жительства является отвечающее определенным критериям недвижимое имущество, право на которое гражданин имеет как собственник или на иных законных основаниях (является правообладателем). [21]

Таким образом, законодатель поставил возможность реализации гражданами Российской Федерации их права выбирать в прямую зависимость даже не от места их фактического проживания на территории избирательного округа, а от наличия у них прав на недвижимое имущество (жилое помещение), находящегося на соответствующей территории, - от их имущественного положения. То есть ввел своего рода имущественный ценз.

Бездомные оказались дискриминированы в вопросах получения психиатрической помощи, что является одним из аспектов их дискриминации в вопросах реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Психиатрическое освидетельствование проводится для определения, страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи. Психиатрические освидетельствования проводятся по просьбе или с согласия обследуемого. В случае, когда человек, в отношении которого не известно, страдает он психическим расстройством или нет, совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, обуславливающего его беспомощность (то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности) или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если он будет оставлен без психиатрической помощи, решение о психиатрическом освидетельствовании этого человека без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром с санкции судьи. Однако, если этот человек является бездомным, то с получением санкции судьи могут возникнуть юридические проблемы. Дело в том, что заявление врача-психиатра о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина подается в суд по месту жительства гражданина. Поскольку иного механизма отнесения дел о необходимости психиатрического обследования к подсудности того или иного суда законодательством не предусмотрено, в России нет суда, который по подсудности мог бы принять к рассмотрению такое дело в отношении бездомного гражданина. К каким последствиям это может привести, понятно из указанных выше оснований для принудительного обследования.

В 1991 году из Уголовного Кодекса РСФСР были исключены статьи 198 и 209, предусматривавшие уголовное наказание за проживание без прописки и занятие бродяжничеством или попрошайничеством либо ведение иного паразитического образа жизни. Однако статья 178 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, предусматривающая наказание за проживание без прописки в виде предупреждения или штрафа в размере до одной десятой минимального месячного размера оплаты труда, действовала вплоть до 2002 года. Статья 180 того же Кодекса предусматривала наказание за "допущение гражданами проживания в занимаемых ими жилых помещениях лиц ...без прописки или регистрации" в виде предупреждения или штрафа в размере до одной десятой минимального месячного размера оплаты труда. В 2002 году вступил в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ, в который были включены аналогичные нормы.

Следует учитывать, что штрафные санкции за указанные административные правонарушения налагаются во внесудебном порядке непосредственно органами внутренних дел. При этом правонарушением считается сам факт нахождения без регистрации в населенном пункте. Вопрос о том, есть у конкретного "нарушителя" возможность зарегистрироваться в каком-нибудь жилом помещении в каком-либо населенном пункте на территории Российской Федерации или нет, никем не исследуется и не рассматривается. По сути дела в вопросе административного преследования за проживание без регистрации сложилась устойчивая практика объективного вменения, при которой для наложения взыскания достаточно одного лишь факта отсутствия регистрации. Субъективная сторона дела, от которой зависит квалификация поведения человека (виновное или невиновное поведение), при вынесении решения не исследуется. Бездомные в России подвергаются жесточайшей правовой дискриминации. Российский законодатель страдает своеобразной "слепотой" и при разработке норм, предусматривающих механизмы реализации прав и свобод человека и гражданина, "не видит" бездомных и, соответственно, не предусматривает таких механизмов реализации прав и свобод, которые с учетом специфики бездомного существования обеспечивали бы бездомным равные с прочими гражданами возможности. Но как только встает вопрос о преследовании (уголовном, административном), наш законодатель не просто обнаруживает бездомных наравне с прочими, но и всячески выделяет их, забывая при этом общепризнанные правовые принципы.

3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРОБЛЕМНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ

3.1 Особенности медико-социальной работы с контингентом «бомж»

Бездомный -- это человек, лишенный порой не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут на работу) и т.д. Не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.

К бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с ними (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их. Надо дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег питание, медицинскую помощь.

С лицами, без определенного места жительства необходимо проводить также медико-социальную работу. Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Как правило, такие люди оказываются в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность человека: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, преклонным возрастом, безнадзорность, сиротство, конфликты и жесткое обращение в семье, отсутствие определенного места жительства, безработица.

Исследования, проводимые в России, показывают, что трудная жизненная ситуация и медицинская патология отягощают друг друга и порождают так называемый "порочный круг".

Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенциируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятии. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности. [12]

К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов устойчиво возрастает па протяжении последних лет. Необходимо подчеркнуть, что одной из причин этого является низкая эффективность существующих форм и методов работы с ними, а также отсутствие должной сети специально ориентированных на такого рода деятельность служб.

При организации медико-социальной работы необходимо придерживаться основных принципов, которые позволили бы обеспечить профессиональный целостный подход в этом виде деятельности. В концептуальном плане автор придерживается основных принципов, предложенных Ю.В. Валентиком.

Таковыми являются:

Экосистемность - учет всей системы взаимоотношений чело века и окружающей его среды в данной проблемной парадигме системный анализ взаимосвязей между всеми элементами конкретной проблемной жизненной ситуации и определение на его основе совокупности социально-функциональных позиций и действий.

Солидарность - согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений, действующих в любой сфере, и учреждении, входящих в структуры организаций с разной формой собственности.

Конструктивная стимуляция - отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество.

При соблюдении в социальной работе с «бомжами» всех вышеперечисленных принципов деятельности социальных работников в комплексе возможны положительные результаты.

3.2 Требования к социальным работникам при работе с людьми без определенного места жительства

В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д.

В успешности социальной работы важным критерием является духовность и психологические качества самого работника. В процессе своей эволюции социальная работа прагматизировалась, отходя от своих истоков духовности, но тем не менее ее определение сейчас представляется как милосердие + умение. Не всякий человек сможет работать социальным работником, тем более на таком неблагодарном участке, как работа с «бомжами». Какие же качества более всего необходимы такому социальному работнику?

Во-первых, милосердие. Именно милосердие как состояние души человека - социального работника является основой и связующим звеном между социальной работой и духовностью. Под духовностью психологами понимается внутренняя устремленность к добру, потребность отдавать свои душевные силы ближнему, творить добро, выполняя свою миссию на этой земле.

Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных, но благородных и одухотворенных видов деятельности.

Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех ее разновидностях сводятся к общечеловеческим ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии.

Нравственный человек осознает необходимость действия с учетом критериев, выверенных человеческим опытом. Безнравственный человек находится в подчинении у собственных интересов, стремлений, желаний, его путь - вседозволенность. Обществу нужен нравственно-надежный социальный работник, озабоченный духовным самосовершенствованием. Предметом его особого внимания должны быть человековедческие знания.

Второе - профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Тем более это касается социального работника.

В социальной работе, как нигде, необходим профессионализм и компетентность. Она требует динамизма, индивидуальности, быстрой адаптации к изменившейся ситуации. [14]

Третьим слагаемым выделяется гуманитарная образованность социальных работников. У Ф.М.Достоевского есть высказывание, суть которого состоит в том, что гуманитарная развитость облегчает человеку освоение любой профессии. О верности этого утверждения свидетельствуют многие факты, примеры из жизни великих людей. Гуманистические ценности должны составлять основу его мировоззренческих позиций. Кредо социального работника это:

· бережное сохранение и воспроизводство духовных ценностей;

· социальная защищенность;

· забота о здоровье людей;

· экологическая безопасность.

Наша система образования не всегда правильно готовила специалистов мировоззренчески. В ее основе должно лежать благоговение перед личностью, признание бесценности каждой жизни, уникальность каждого человека на этой земле. [13]

Благодаря гуманитарным знаниям, человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергать ее чувственной и рациональной обработке. Эти знания выступают важнейшими условиями деятельности социального работника.

Следующее важное слагаемое для формирования имиджа заключается в том, что каждый социальный работник должен быть психотехнологом. Психотехнология - это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных психотехник, которая опирается на анализ общения и личностного совершенствования.

В особых, трудных или экстремальных, условиях, когда внешние или внутренние факторы вызывают нарушение нормальной деятельности функциональных систем, возникает естественная потребность восстановить равновесие, сбалансировать психические процессы, очистить душу. В результате осознания ситуации появляется мотив того или иного действия в целях приспособления к нестандартной обстановке, происходит активизация системы психической саморегуляции, человек ощущает необходимость "собраться", "отмобилизоваться", перестроиться. Это и есть начало рефлексии, когда чаще всего запускается механизм общения с собой, механизм анализа и оценки, выработки и принятия решений.

Использование различных психотехник, перешедших из архаических слоев прошлого, ритуальных процедур в рациональные механизмы управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бродяжничество -- 1) одна из форм крайней социальной дезадаптации и маргинальности индивида, выражающаяся в отсутствии постоянного места жительства, работы и стабильного дохода; 2) социально-психологические проявления патохарактерологических и иных личностных расстройств, выражающиеся в периодически возникающей и часто компульсивной потребности в резкой смене социального окружения, в неспособности к полноценной интеграции в группах членства и к установлению партнерских отношений, в поведенческой ригидности, в отсутствии мотивации достижения, в отчетливо выраженной предрасположенности к асоциальной активности и т. п.

Проблема бродяжничества рассматривается многими авторами прежде всего применительно к молодежной среде. При этом сам термин "бродяжничество" часто выступает как рядоположенный с терминами "беспризорность" и "безнадзорность" и, более того в неразрывной связке с последними. Подобный подход совершенно оправдан при изучении социальных и социально-педагогических аспектов данных явлений. Однако, если говорить о специфической социально-психологической реальности, именно "бродяжничество" выступает в данном случае родовым понятием. В этом смысле беспризорность и безнадзорность можно рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и в то же время выступающие в качестве одних из возможных его следствий. Совершенно не случайно бродяжничество является актуальной проблемой и объектом социально-психологических исследований во многих странах Западной Европы и в США, где в значительной степени отсутствуют или минимизированы социальные и экономические причины беспризорности и безнадзорности, актуальные для современной России.

При том, что бродяжничество безусловно может выступать как своеобразный симптомокомплекс перечисленных патологий, практика показывает, что в целом ряде случаев к нему склонны лица и в первую очередь подростки, не имеющие отчетливо выраженных психических и иных патологий. Гораздо более универсальными причинами бродяжничества являются совершенно определенные особенности психосоциального развития личности, в частности, негативное разрешение базисных конфликтов четырех первых стадий эпигенетического цикла и как следствие крайняя степень психосоциальной спутанности, либо негативной идентичности.

Так, разрешение первого базисного конфликта в пользу недоверия влечет за собой временную спутанность или утрату временной перспективы в зрелом возрасте. Это приводит к тому, что в субъективном восприятии индивида, "каждая отсрочка становится обманом, каждое ожидание -- переживанием бессилия, каждая надежда -- опасностью, каждый план -- катастрофой, каждый возможный помощник -- потенциальным изменником". Отсюда -- психологическое "цепляние" за прошлое, попытки проживать его снова и снова, тем самым, как бы поворачивая время вспять, в сочетании со стремлением "законсервировать" настоящее, чтобы избежать неисчислимых и неизбежных опасностей и неприятностей, затаившихся в будущем. Другим проявлением утраты временной перспективы является патологическая фиксация на будущем. Патологическая в том смысле, что будущее выступает не как естественное продолжение настоящего момента в рамках единого жизненного цикла, но как отдаленная абстрактная возможность, оторванная от текущей реальности. К классическим примерам такого рода можно отнести буквально-догматическое восприятие религиозных учений, социальные и личностные утопии и т. п. Во всех своих проявлениях временная спутанность влечет за собой бегство от реальности. Как фиксация на прошлом в сочетании со стремлением "заморозить" настоящее, так и фиксация на будущем, направлены в конечном счете на создание параллельных миров, в которых индивид ищет убежища от опасностей и дискомфорта, не заслуживающего его доверия реального мира. Вполне понятно, что такие индивиды совершенно не способны к реальной близости и установлению не только подлинно партнерских, но и вообще сколько-нибудь стабильных межличностных отношений. Отметим, что в рамках психосоциального подхода шизофрения и психозы этиологически связаны именно с ярко выраженным негативным разрешением первого базисного конфликта развития.

Негативное развитие на второй психосоциальной стадии приводит, по мнению Э. Эриксона, к формированию болезненного самоосознования как антитезы свободной воли и уверенности в себе. Такое самоосознование направлено на фиксацию "противоречия между самооценкой, образом “я” автономной личности и образом “самого себя” в глазах окружающих"48.

Вполне очевидно, что самооценка индивида с генерализированным чувством стыда и сомнения, как правило, "заморожена" на предельно низком уровне. И чем ниже этот уровень, тем яростнее отвергается вообще любое, а не только критическое мнение о собственной персоне со стороны социального окружения. Как отмечает Э. Эриксон, "тотальное разрушение самооценки у наших пациентов резко контрастирует с нарциссическим и снобистским презрением к мнению других". В этом суть патологического парадокса самоосознования как деструктивного вклада в спутанность идентичности. Это ничто иное, как примитивная форма защиты, позволяющая "сохранить шаткую уверенность в себе в противовес чувству сомнения и стыда".

Рассмотрение проблемы бродяжничества через призму психосоциального подхода позволяет, в частности, ответить на вопрос, каким образом формируется склонность к бродяжничеству в социально совершенно благополучных семьях. Как отмечал Э. Эриксон, "...степень доверия, определяемая самым ранним детским опытом, по-видимому, не зависит от абсолютного количества еды или демонстраций любви, а зависит от качества связей ребенка с матерью". Хотя данное высказывание напрямую относится к первой стадии эпигенетического цикла, в метафорическом смысле оно применимо и к последующим стадиям развития в детстве и юности. Хотя материальные условия и играют совершенно определенную роль тем не менее решающим фактором выступает способность референтных фигур поддерживать детскую витальность через установления отношений и способов взаимодействия адекватных актуальным потребностям развития.

На сегодняшний день Россия позиционируется как социальное и правовое государство, но положение бездомных в Российской Федерации не соответствует правилам части III Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство, Президент России, власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления своими действиями и решениями фактически исключили бездомных из легальных социально-экономических процессов и программ, призванных обеспечивать нормальное существование населения, реализацию экономических, социальных и культурных прав людей. В том числе, лишает бездомных возможности за счет собственного легального труда обеспечивать себя.

Вышеизложенное в полной мере относится также к постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам без гражданства, а также лицам, которые в силу различных причин не могут подтвердить свою принадлежность к гражданству России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В.Фирсов. М.: Сварогъ, 1995. Т. 2.

2. Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России: Историографические аспекты проблемы. СПб., 2005.

3. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М.: ТЕИС, 2003.

4. Бланков А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних//Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 2004.

5. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR - Аргус, 2004.

6. Вынужденная миграция: Причины, состояние, перспективы, миграционная политика. М.: Луч, 2003.

7. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа. Ставрополь: СКИУУ, 2003.

8. Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности и система профессиональной подготовки / Под ред. М.А.Галагузовой, М.Н.Костиковой. Екатеринбург: УГПУ, 1996.

9. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: ФОЛИУМ, 2005.

10. Мирсогатова М.Н. Актуальные вопросы социальной работы с подростками группы риска // Социальная работа / Под ред. И.А.Зимней. М., 1992. Вып. 6.

11. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: ИПП, 1997.

12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. М.: Флинта - МПСИ, 2003.

13. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: Инфра-М, 2007.

14. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. М.: Институт социальной работы, 2007. Т. 1. С. 44, 335.

15. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. М.: Юристъ, 1997.

16. Сорокин П.А. Человек, Цивилизация. Общество. Перев. с англ. - М.: Политиздат. 2002. - С.373-392.

17. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении / Под ред. Г.М.Иващенко, Н.С.Кантонистовой, М.М.Плоткина и др. М.: НИИ семьи, 2006.

18. Староверов В.И., Рощин Ю.Р. Социальная реабилитация бездомных // Беженцы. Динамика перемещения.-- М., 2002.

19. Теория и методика социальной работы. М.: Союз, 2004, ч. 1.

20. Тетерский В.Н. Введение в социальную работу, -М. 2005.

21. http://www.bukvi.ru/stat/stat662.html

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.