![]() |
|
|
Профилактика раннего материнства и ранего бракаСейчас средняя семья в Рос-сии состоит из 2-3 человека. Этот показатель существенно различается в зависимости от региона бывшего СССР. Наибольший показатель имеет население Таджикистана и Азер-байджана (средняя численность детей составляет 5--6 че-ловек), а наименьший показатель -- население стран При-балтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный вес за-нимает семья с одним ребенком. Наличие единственного ребенка характерно для большинства городских семей. И хотя в 80-х гг. количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны. На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствует статистика, до 15% семей страдают беспло-дием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение двух-, трехдетных семей сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и правовыми положениями. Именно последние факторы и явились причиной того, что в 1997 г. смертность превысила рождаемость в России. На поведении молодежи отражаются знания обо всех сто-ронах семейной жизни. Как показывают социологические исследования, уровень культуры половых взаимоотношений между супругами, как правило, очень низкий. Между тем формирование правильных установок молодежи в интимной сфере является одной из важных составляющих их воспи-тания (И.С. Кон). Сегодня значительная часть молодежи или совсем не по-лучает информацию о семье, об этой сложной стороне от-ношений, или получает ее очень недостаточно, что отрица-тельно сказывается и на дееспособности семьи, и на ста-бильности браков. К сожалению, подготовка к браку сво-дится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и эмоциональ-ной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладывать семья. Такая эмо-циональная подготовленность -- основа умения любить, бе-режно, внимательно, чутко относиться к ближнему, старать-ся понимать других и правильно оценивать свое поведение. Оптимизировать процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это задача, которую призвана решать вся система воспита-ния, включая и искусство, и массовую информацию, и об-щественное мнение, и общественные организации. Что касается хозяйственно-потребительской функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отноше-ний, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо вы-делить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни. Тенденция к установлению равноправия в семье пози-тивна по своей сути. В то же время перекос в сторону фе-минизации семейного управления в связи с возросшей эко-номической самостоятельностью женщины, ее определяю-щей ролью в воспитании детей ведет к нарушению психо-логического комфорта. Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами. Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье. Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказы-вает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потребле-нию материальных и духовных благ. Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой -- от нравственно-психологического климата Плотниекс И. Психология в семье. М.,1991.. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. Как никакая другая со-циальная группа, семья обладает огромным диапазоном вос-питательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении ряда сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т.д. Семья легче и эффективнее всего осуществляет индиви-дуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует прояв-ляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что на первые годы жизни ребенка прихо-дится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций, познавательной активности, характера), то значение семей-ного воспитания оказывается практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в до-школьные годы, семья часто лишается их вообще. Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого свои формы и свои пределы возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут быть на-правлены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно-нравственных, личностных черт каждого из супругов и членов семьи, ее морально-психологической атмосферой. Подлинный авторитет завоевывается не просто дидакти-ческими назиданиями (как это пытаются делать в семье, а особенно в школе), а своим образом жизни, поведением. Обычно такой авторитет не подвержен никакой инфляции. Авторитет же силы, зависимости, страха легко переходит в свою противоположность, как только лишается своих под-порок. Например, у подростка появляется физическая сила, и родители уже не в состоянии его наказать. Или молодой человек начинает сам, любыми путями, порой нечестными, добывать деньги, и родители не могут, как раньше своими подачками, заставить его «уважать» себя, прислушиваться к их мнению. Проблема нравственного внутрисемейного ав-торитета очень важна и актуальна, так как ее решение выходит далеко за рамки семьи и школы. Настоящее воспитание в семье -- большой труд: и фи-зический, когда мать ухаживает за малышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии. К сожалению, это требование в должной мере не осознается обществом (вос-питание недостаточно стимулируется материально, а нрав-ственная и социальная ценность труда матери-воспитатель-ницы не приравнена ни в общественном мнении, ни в тру-довом законодательстве к профессиональному труду), да и самой семьей, которая часто воспитывает (иногда и неплохо) лишь своим «бытием». Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее. Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе-путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов. Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому - деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой - привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений. 2.1. Взаимосвязь функций семьи.
Основное назначение семьи -- удовлетворение общест-венных, групповых и индивидуальных потребностей. Яв-ляясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспро-изводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вы-текают основные функции социалистической семьи: репро-дуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникатив-ная, организации досуга и отдыха. Между ними сущест-вует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодо-полняемость. Репродуктивная функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве на-селения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям челове-чества, с поддержанием его здоровья, а также с предот-вращением «воспроизведения в новых поколениях различ-ного рода биологических аномалий» Харчев А. Г., Мацковскии М. С. Современная семья и ее проб-лемы. - М, 1997.--С. 34--35. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей, на эту тему возникают дискуссии на страницах газет, жур-налов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным. Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Бо-лее половины всех семей имеют одного ребенка или вооб-ще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей. Среди причин возникновения такой ситуации демогра-фы называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране во-семь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских се-мей ведут городской образ жизни. Производственная за-нятость женщины, рост культуры людей, взрыв потребно-стей -- это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требова-тельность друг к другу. Изменились взаимоотношения в семье: они стали более сложными и тонкими психологиче-ски, в их основе на первом месте --нравственные нормы, а не экономическая зависимость, как было раньше. Меняет-ся и отношение к детям. Имея весьма скромный прожи-точный минимум и более чем скромные жилищные усло-вия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более тремя детьми обзаводятся крайне ред-ко. Но зато своего единственного ребенка стараются хоро-шо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее образование. Однако часть социологов и демографов главную при-чину падения рождаемости видят в другом. Раньше на-блюдалась высокая детская смертность. Она компенсиро-валась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. К смерти ребенка иногда относились как к вполне естественному явлению: «Бог дал -- бог взял. Бог еще даст...» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5--7 детей, а теперь достаточно 2--3. Значит, вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее пла-нировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что не один ре-бенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы. Такое планирование мно-гие родители фактически уже осуществляют. Нетрудно заметить, что все указанные причины переплетаются, взаимодополняются, смыкаются в еди-ный комплекс, который и привел к снижению рождае-мости. Вместе со снижением рождаемости изменяется и струк-тура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объ-единяют три-четыре поколения, очень мало. Оба эти яв-ления закономерны и не должны вызывать беспокойства. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина--матерью. Подсчитано, что населе-ние, состоящее из двухдетных семей, примерно через трид-цать лет теряет третью часть своей численности. Для про-стого воспроизводства для населения нашей страны необходи-мо, чтобы половина семей имела по трое детей, а осталь-ные по двое. Однако общество заинтересовано в том, что-бы численность населения возрастала, а не только вос-производилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодых родителей на-много скромнее. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и лич-ности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, ра-стить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потреб-ности человек, как правило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в лю-дях новые силы и новые чувства, то появление детей пре-ображает супругов. В них пробуждается родительская лю-бовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у женщины -- материнство, у мужчины -- отцовство. А в чем суть общесемейных интересов, связанных с ре-продуктивной функцией? Они имеют отношение, прежде всего, к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования пол-ноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстанов-ку для успешного выполнения семьей воспитательной функ-ции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется. И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, в жиз-ни каждого ребенка естественным образом воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство това-рищества и дружбы, любовь к брату или сестре. Итак, семья -- единственный и незаменимый производи-тель самого человека, продолжения рода. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функ-цию семьи. Продолжительное время ошибочно утверждалось, что социалистические преобразования ведут к отмиранию не-посредственного участия семьи в производстве средств к жизни, что ее участие в общественном производстве долж-но сводиться только к тому, чтобы взрослые члены труди-лись на государственных предприятиях и таким образом обеспечивали материальную основу существования. Такой левацко-ущербный подход в настоящее время пересмотрен. Опыт семейного подряда, участие семей в кооперативной деятельности, индивидуальная трудовая деятельность, раз-витие семейного садоводства и подсобных хозяйств вносят заметный вклад в производство материальных благ, в улуч-шение благосостояния семьи, расширяют ее воспитатель-ный потенциал. Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: спра-ведливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских от-ношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанно-стей в семье, когда они взваливаются в основном на жен-щину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети - лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет не-благоприятным. С экономической функцией тесно связана проблема уп-равления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как уже отмечалось, советской семье все меньше присущи чер-ты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраз-дельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредо-точен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинст-ва семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Конечно, это самый про-грессивный принцип семейного управления. При этом ра-венство супругов должно быть примерным, в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадле-жать первенство, а в ряде других вопросов право решаю-щего голоса может принадлежать мужчине. К этому надо стремиться каждой семье. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по-коление. Успех выполнения воспитательная функции семьи зависит от воспита-тельного потенциала семьи. Он представляет собой комп-лекс условий и средств, определяющих педагогические воз-можности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, раз-витость семейного коллектива и характер отношений меж-ду его членами. Он включает идейно-нравственную, эмо-ционально-психологическую и трудовую атмосферу, жиз-ненный опыт, образование и профессиональные качества, родителей. «Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер об-щения в семье и ее общение с окружающими, уровень пе-дагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и обществен-ностью. Особый и весьма важный компонент--специфика самого процесса семейного воспитания. Человек испытывает воздействие семьи со дня рожде-ния до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитатель-ный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Са-ма естественная жизнь в семье учит дошкольника, а за-тем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоцио-нально по своему характеру, чем любое другое воспита-ние. Семья объединяет людей разного возраста, пола, не-редко с разными профессиональными интересами. Это по-зволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоцио-нальные и интеллектуальные возможности. Характерная особенность воспитательного влияния се-мьи на детей -- его устойчивость. Обычно правильное от-ношение родителей к воспитанию детей раннего и дош-кольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность лично-сти, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоде-лью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирова-ния жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потреб-ляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Если семья имеет несколько детей, то появляются есте-ственные условия для формирования полноценного семей-ного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешно-го выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А.С. Ма-каренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том слу-чае, если семья испытывает некоторые материальные за-труднения, нельзя ограничиваться одним ребенком». Выходит, воспитательная функция органически слива-ется с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями. Все большее значение социологи придавали и при-дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се-мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин-формации (телевидение, радио, периодическая печать), ли-тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об-щения. Если семья уделяет выполнению этой функции доста-точное внимание, то это заметно усиливает ее воспитатель-ный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией свя-зывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата се-мьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу дина-мичную эпоху сильно возрастает значение семьи как пси-хологической ячейки. Поэтому эти вопросы подробно рас-сматриваются в последующих главах. В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. В организации семейного досуга обнаруживается не-мало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители за-частую недостаточно уделяют времени своим детям, ссы-лаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошиб-ки -- задача современной молодой семьи. Жизнь семьи многогранна. Мной кратко рассмотрены только ее предназначения и основные функции. Но и этот анализ показывает, что она удовлетворяет и многообраз-ные индивидуальные потребности личности (материаль-ные, духовные, физиологические и др.), и групповые (общесемейные) потребности, и важнейшие потребности об-щества. Как общество влияет на семью, создавая опреде-ленный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколе-ния, в достижении счастья каждым человеком. Словом, преувеличить важность этой социальной и экономической ячейки общества невозможно--необходимость семьи обус-ловлена потребностью человеческого общества в духовном и физическом воспроизводстве самого человека. 2.2. Проблемы современной семьи.
Сам факт вступления в брак еще не говорит о намерении создать полноценную семью, продолжающую род человеческий. Согласно социологическим опросам, более 18 % супружеских пар не желают вообще иметь детей. Сложные экономические условия радость от рождения ребенка превращают в борьбу за выживание. Распад семьи, разводы стали более привычным явлением, чем благополучные семьи. Количество разводов у нас выросло с 50 тыс. после Отечественной войны 1941-1945 гг. до 1 млн. в начале 90-х гг., причем половина разводов приходится на первый год совместной жизни, а 2/3 -- на первые 5 лет. С ростом разводов растет и количество неполных семей, чаще с одной матерью. Это приводит ко многим другим проблемам и к повышенной занятости матери, вынужденной обеспечивать себя и ребенка, и к растущей отчужденности ребенка, так как мама не может уделять ему достаточного внимания, и как уже говорилось неполноценному развитию личности. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |