![]() |
|
|
Проституция как социальное явление2.6. Проституция на Востоке. Восток не рассматривал секс отдельно, или в противоположность духовности и религии. В Индии, Непале, Тибете, Китае и Японии сексуальность рассматривается и как вид искусства, и как отрасль науки, достойная изучения и практики. В Индии проституция носила религиозный характер, это была так называемая «храмовая» проституция. Индийские женщины - которые известны под названием «баядер», принадлежали божеству, и в то же время предоставляли всем свои услуги. Они жили маленькими группами в особых учреждениях. Самые лучшие общежития такого рода находились при богатых и многочисленных храмах. В Египте существовал особый класс женщин, которые подобно баядерам Индии, представляли собой единение певиц, танцовщиц и музыкантов. Это были «алмеи» (от арабского алтеп- учёный). Их песни мели, большей частью, эротическое содержание. Никакие праздники не обходились без алмеи, не было пиров, которые бы они не украшали своим присутствием. Жениться на них можно было без всякого стыда. Воспитывались алмеи согласно той роли, которую они играли в обществе. Их выбирали из числа красивых и знатных девушек страны. Они получали хорошее образование, в основу которого были положены пение, в музыка и литература. Корейским вариантом куртизанки были «кисэн». В Китае этих женщин называли «цзи» (на русский язык это слово переводится как «певичка»). В Японии это были «гейши», и куда менее известные «йоран». Кисэн представляли собой профессиональных «развлекательниц». Хотя кисэн и могла провести ночь с приглянувшимся ей клиентом, который согласился за это заплатить, но основой её работы являлась отнюдь не «продажа весны» (так на Востоке называют проституцию). Главной функцией кисэн была организация приёмов, а главным достоинством - умение поддерживать светскую беседу, играть на музыкальных инструментах, петь и писать стихи. В отличие от подавляющего большинства женщин они были хорошо образованы, владели разными языками, в том числе и классическим китайским языком (язык всей корейской культуры и науки вплоть до конца XIX века), писали стихи, играли на музыкальных инструментах. В то же время кисэн юридически были совершенно бесправны. Они приравнивались к крепостным. Дочь кисэн сама должна была стать кисэн. Мечтой многих из этих женщин было вырваться из позолоченной клетки, если не ради себя, то ради своих детей. Кисэн общалась с элитой корейского общества, остальным даже самое невинное общение с ними было бы просто не по карману. Ими восхищались самые образованные и блестящие люди Кореи, но в то же самое время кисэн били бесправными и отчасти презираемыми. 2.7. Проституция в России до 1917 года В древности и в средние века, когда проституция была широко распространена в Западной Европе и на Востоке, в русском государстве, изолированном от жизни западных стран и развивавшемся своеобразно и самобытно, торговли телом, скорее всего, не было. Ни один из русских летописцев не упоминает о проституции. На Руси, как и во всех странах,существовали внебрачные половые связи, но им был чужд продажный разврат. Однако нет никаких источников, которые бы указывали на время, с которого проституция стала распространяться в России. Проституция в допетровскую эпоху значительно отличалась от проституции более поздней русской истории. Она развивалась в ситуации свободного выбора. Не последнюю роль играла нужда или недостаток средств для покупки нарядов, так как женщины любили красиво одеваться. Женщины среднего и низшего сословия, в среде которых мужчины искали сексуального удовлетворения, гордясь своей свободой и связями со знатными мужчинами и, осознавая преимущества своего положения по сравнению со знатными женщинами, занимались проституцией, находясь между собой в жёсткой конкуренции. При всём этом, на Руси проституция не была признана официально, следовательно, не имела никаких регламентирующих её установлений, что представляло немало выгод для её развития. Через несколько лет реформ Петра I русское общество было неузнаваемо. Изменилось и положение женщин. Без них с того времени не устраивался ни один праздник, ни одно общественное собрание, Женщина не только стала участвовать во всех развлечениях, но являлась главным действующим лицом. Она становилась душою общества. Женщина уже не представлялась мужчинам безмолвным существом, напротив, они стали искать её общества. Развивая и воспитывая себя, женщина внесла новшества и в семью. Женщина получила свободу и избавилась от надзора за собой. Мужчины, в свою очередь, перестали прикрывать свою безнравственность семейным благочестием. Они уже открыто заводили содержанок. Так в России появились «камелии». Все эти нововведения прививались сначала в Петербурге, где было много иностранцев, затем распространились в Москве и в других уголках России. Император Николай I окончательно разрешил вопрос о проституции, признав её терпимой в России, и в первой половине XIX века приказал приступить к организации врачебно-полицейских комитетов. В 1852 году была создана комиссия для надзора за бродячими проститутками. Главная цель этой комиссии заключалась в том, чтобы выявить всех бродячих женщин, занимающихся проституцией и не имевших установленных медицинских билетов, и организовать за ними особый контроль. Комитет предложил ввести так называемые расчётные книжки. Цель введения этих книжек была направлена на устранение чрезмерной эксплуатации содержательницами публичных домов подчинённых им проституток. С целью пресечения распространения сифилиса в низкопробных публичных домах были введены особые билеты с обозначением на них заведения и номера женщины, под которым она записана в списках комитета. Билеты выдавались каждому клиенту заведения. При заражении, комитет мог не теряя времени определить источник болезни и немедленно поместить проститутку в больницу. В 1901 году происходит сокращение публичных домов и увеличение числа вольнопромышляющих проституток. Главной причиной этого стало удаление их на окраину города. Это приносило ущерб содержателю притонов, так как клиенты могли найти себе проститутку в центре города, а не ехать за ней на окраину. Контингент посетителей публичных домов значительно ограничился. Другая причина - особенности режима, в условиях которого существовали проститутки в публичных домах: они были лишены 1. Во второй главе, самой объемной в проекте, предъявлен социально-исторический портрет проституции, начиная с античности, по этапам исторического развития; 2. Характеристика проституции на Востоке и в России до 1917 года со своими особенностями, представлена в отдельных параграфах; 3. Из изложенного в главе материала видно, что это социальное явление, связанное с экономическим, психологическим и другими причинами, существовало всегда, по крайней мере на протяжении письменной истории человечества.Глава III. Современная проституция и основные направления социальной работы с ней 3.1. Социально-психологический портрет проституции В 90-х годах было проведено исследование, цель которого - Ещё одним мотивом, толкающим женщину на панель, является нужда. Это подтверждают социологические опросы самих проституток, ещё одним подтверждением служит то, что проституция получила наиболее широкое распространение в странах с низким уровнем жизни, а также то, что ею занимаются, в основном, представительницы малоимущих слоев общества. Но, этому ремеслу предаются и многие обеспеченные женщины, в том числе, имеющие прочный достаток с помощью той же проституции. Тысячи женщин готовы умереть голодной смертью, но не торговать своим телом. Поэтому причину проституции следует искать не в нужде, в материальной необеспеченности, невысоком социальном положении, а в том, как эти обстоятельства отражаются в личности, в её мироощущении, в её отношении к окружающему миру, к своему месту в нём. Проституцией, в основном, начинают заниматься женщины, которые испытывают неуверенность, тревогу, беспокойство по поводу своей социальной определённости и своего социального статуса в связи с невозможностью обеспечить себя материально, соответствовать определённым социальным ожиданиям, в том числе собственным. Проститутки -- достаточно дезадаптированная часть женщин. Их дезадаптированность подтверждается тем, что многие из них не хотят работать, а если и работают, то относятся к ней прохладно, не стремятся повысить квалификацию, продолжать учёбу. Ю.М. Антоняном было проведено обследование московских проституток, промышляющих в основном в крупных гостиницах. По их формальному положению он их разделил на три группы: с высоким, средним и низким статусом. Наиболее крупную группу среди них (54,2%) составили последние. Это лаборантки, медсестры, мойщицы посуды и др. 14,5% приходится на долю учащихся высших и средних специальных учебных заведений, то есть тех, чьё социальное положение ещё не определено, а собственные доходы ограничены стипендией. Почти 30% являются жителями других областей и в столицу приехали, чтобы поправить своё финансовое положение. Но это не говорит о том, что все лаборантки, медсестры и другие представительницы низкооплачиваемых и непрестижных профессий, так же как и женщины, приезжающие в Москву обязательно станут проститутками. Чтобы сделать такой шаг, не достаточно испытывать просто нужду в чём-либо, не имея возможности её удовлетворить. Необходимо, чтобы эта нужда ощущалась как нечто исключительно важное, без чего разрушится вся жизнь. Ощущение нужды связано также с потребностью вести определённый, престижный образ жизни, иметь возможность свободно распоряжаться деньгами, посещать места, наиболее привлекательные для обывателей. Если такой «красивой» жизни достичь невозможно, то у подобных людей формируется чувство, что они находятся на обочине настоящей жизни. Психологическое изучение проституток показало, что для них типичны агрессивность, чёрствость, грубость, эгоцентризм, которые выполняют защитные функции и чаще всего скрывают неуверенность в себе, чувство неполноценности. Проститутки, вопреки распространённому мнению о свободе и независимости таких женщин, чрезвычайно зависимы и от внешних факторов, и от собственных переживаний по поводу этих факторов. Важным моментом для понимания проституции имеет начало половой жизни, обстоятельства, при которых она началась, отношения с первым сексуальным партнёром. Многие будущие проститутки воспитывались в неблагоприятных условиях, в их окружении царили распущенность, открытость интимных отношений. У некоторых проституцией занимались матери, о чём им было хорошо известно. Эти девушки ране начали половую жизнь, чаще всего со случайными, малознакомыми людьми. Вследствие этого, у них могло появиться относительное сексуальное безразличие, при котором легко преодолеваются остатки нравственных запретов. Они начинают легко вступать в половые контакты без чувств, повинуясь лишь своим физиологическим потребностям и влечениям, требованиям или просьбам мужчин. Беспорядочность половых связей, готовность отдаваться практически любому мужчине могут быть вызваны неуверенностью молодых женщин в своём женском биологическом статусе, в своих возможностях нравиться мужчинам, завоёвывать их внимание и расположение. Продажа себя за деньги, особенно в условиях конкуренции, может быть способом избавления от неуверенности. Характерной чертой для проституток является отделение, отчуждение своего тела от своей личности. Они воспринимают своё тело как нечто чуждое, изолированнее» от них, в качестве некой данности, которой можно манипулировать для решения различных жизненных задач. Это отделение происходит на бессознательном уровне. Такое явление Ю.М. Антонян назвал десоматизацией. Он считает, что «именно этой особенностью можно объяснить удивляющее многих отсутствие у проституток страха перед венерическими заболеваниями, СПИДом, их пренебрежением высокой вероятностью быть жестоко избитыми или даже убитыми, быть подвергнутыми изощрённым и унизительным издевательствам. Они говорят об этом просто как о профессиональный издержках своего нелёгкого ремесла и, как правило, не ощущают никакого дискомфорта по поводу того, что их тело переходит из рук в руки». По данным А.Габиани и М. Мануильского, лишь 5,7% публичных женщин чувствуют себя униженными в связи с тем, что отдаются мужчинам за плату9 Десоматизация находит яркое проявление в том, что некоторые проститутки могут искренне любить вполне определённого мужчину. В занятиях проституцией не участвуют их чувства, душа. Некоторые, выйдя замуж, становятся верными жёнами. 3.2. Изучение проституции как профессии. Ученые выделяют в проституции, следующие существенные признаки: Род занятий - удовлетворение сексуальных потребностей клиентов; Характер занятий - систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиентов в любой форме; Мотив занятий -- заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки. В одном из последних исследований Международной организации труда (МОТ) проведённых в 1998 году, эксперты изучали проституцию не с точки зрения моралистов, а с позиций специалистов по рынку труда, международному трудовому обмену и трудовой миграции. И пришли к выводу, что проституция является самостоятельным и весьма влиятельным сектором экономики. На индустрию секса в разных странах мира приходится от 2% до 14% валового внутреннего продукта. При этом проститутки и сутенеры не только зарабатывают сами, но и дают заработать другим, создавая рабочие места как для специалистов смежных профессий, так и просто для тех, кто оказался рядом, по соседству. Если прибавить к жрицам любви сутенеров, менеджеров, держателей массажных салонов и отелей, а также служащих в некоторых сегментах индустрии туризма, то число занятых в секс-сектор достигнет нескольких миллионов. В Малайзии в одну связку с секс - сектором увязаны врачи, которые регулярно проводят медицинские осмотры проституток, продавцы в продовольственных ларьках, расположенных вблизи публичных домов, а также владельцы недвижимости, сдающие помещение тем, кто предоставляет секс - услуги. На Филиппинах в этот сектор вовлечены также специальные турагентства, клубы и службы эскорта гостей. Власти также имеют свою долю -причем не обязательно нелегально - через взятки и коррупцию, но и совершенно законным путем - через плату, которую надо заплатить, чтобы получить лицензию, а также через налоги на отели, рестораны и бары, которые процветают благодаря проституции. В отчете МОТ содержится немало свидетельств трагической, полной драматизма судьбы отдельных представительниц этой опасной профессии, однако большинство из тех, кто выбирал сферу деятельности после 15-16 лет, делали это в твердом уме и здравой памяти, руководствовались сугубо прагматическими соображениями. Около половины опрошенных малазийских проституток сообщили, что узнали о том, как начать легко и быстро зарабатывать приличные деньги, - от подруг и сестер: работа в секс - секторе оплачивается обычно лучше, чем другие занятия, на которые могут претендовать молодые, но, как правило, не слишком образованные девушки. Очень часто секс - услуги - единственная ниша для тех, кто потерял работу, а также для разведенных и женщин, воспитывающих детей в одиночку. Матерям-одиночкам проституция подходит еще и потому, что это Согласно выводам МОТ, значительное число секс - работниц хотели бы сменить профессию, но не делают этого из-за боязни потерять заработок. Более половины служащих массажных заведений сказали авторам доклада, что они выполняют свою работу с тяжелым сердцем, а двадцать процентов Проституцию, как сферу занятости, следует признать легально. Официальное признание и, соответственно, достоверная статистика, были бы крайне полезны для оценки, например, того, как влияет секс-сектор на здоровье той или иной нации, а также для определения политики на рынке труда и возможного налогообложения доходов, получаемых в этом секторе. 3.3 Проституция в СССР и в постсоветское время В историческом процессе развития проституции в России выделяется три периода. Период до империй и империи (до 1917 г.) был рассмотрен в предыдущей главе. Советский (1917-1985) и постсоветский (после 1985 г.) будут рассмотрены в данном параграфе третьей главы . Система регламентации проституции во время военно-революционных событий была разрушена и признана впоследствии новой властью порочной, однако проституция осталась, равно и как и сопутствующие ей негативные явления, распространение которых не могло не беспокоить советскую власть. Само занятие проституцией, согласно действующему в 20-3- гг. XX века законодательству, не являлось ни преступлением, ни правонарушением. УК РСФСР 1922 года содержится только 2 статьи, установившие уголовную ответственность в сфере коммерческого секса. После ликвидации системы врачебно-полицейского надзора в России какие-либо количественные оценки масштабов проституции стали гораздо более сложными и проблематичными. Можно лишь косвенно судить о ее масштабах на основе данных о процессах, связанных с этим явлением. Отчасти это возможно по сведениям правонарушительной практике, отчасти - на базе данных о венерических заболеваниях. Социальный контроль за проституцией в эти годы, его реальная причина претерпели существенные изменения. В 20-е годы господствовали представления о том, что проституция является пережитком капитализма и поддерживается наличием массовой безработицы. В качестве основных мер социальной реабилитации рассматривалось привлечение к труду и повышение образовательного уровня. Как дополнительные применялись репрессивные меры, направленные на борьбу со сводничеством и иными формами организованной сексуальной коммерции. В 30-е годы на первое место выходит репрессивный компонент социального контроля за проституцией и не только в отношении организованных форм, но и в отношении самих проституток. Параллельно происходило сворачивание системы социальной реабилитации и помощи женщинам, вовлеченным в социальную коммерцию. Главную роль в этом процессе стали играть не органы социального обеспечения, а органы НКВД, Во второй половине 50-х - первой половине 80-х годов, несмотря на официальное признание несовместимости проституции с социалистическим образом жизни, власти так и не решились пойти на прямой уголовно-правовой запрет проституции. Однако на практике для преследования проституток использовались как уголовно-правовое, так и административно-правовое регулирование. В частности, Советом Министров СССР в 1956, 1966 и 1969 гг. были приняты постановления об укреплении паспортного режима в городах Москве, Ленинграде, Севастополе и Московской области», в силу чего органами внутренних дел было представлено выселять из этих городов женщин, занимающихся проституцией, если они неоднократно задерживались за указанные действия, независимо от того, работают они или нет. Выселение лиц, занимающихся проституцией, и конфискация их имущества считались административными мерами воздействия и применялись судами СССР на протяжении долгих лет. Оценка масштабов, основных форм и социальных характеристик проституции в послевоенный период стала еще сложнее по сравнению с периодом 20-30 гг. Какие-либо исследования были прекращены почти полностью. За весь рассматриваемый период было проведено всего два эмпирических исследования проституции, результаты которых были опубликованы под грифом «Для служебного пользования». Согласно исследованию В.С. Мыскина, проведенному в конце 60-х годов в Москве, по социальному происхождению абсолютное большинство женщин, занимавшихся проституцией, относились к категории рабочих, по социальному положению тоже. Второе эмпирическое исследование проституции было проведено московскими криминологами К.К. Горяновым, А.А. Коровиным и Э.Ф. Побегайло в 70-х гг. также в Москве. Первое и второе исследования, несмотря на некоторые различия в данных, которые объясняются различиями в выборах, показали, что социальный портрет проституток второй половины 60-х - первой половины 70-х гг. по сравнению с 20-30-ми гг. изменился вместе с общими изменениями в социальных характеристиках женского населения, произошедших в СССР это время: повысился образовательный уровень, улучшились жилищные условия и материальное положение. Начиная с 1980-х годов ширится практика продажи молодых российских женщин и несовершеннолетних детей за границу в бордели. Большинство идет на это сознательно, но некоторые даже не подозревают, что будет с ними дальше. Необходимо также отметить, что ничего неизвестно в социологическом плане о тех, кто платит за сексуальные услуги. Кроме того, статистика применения административно-правовых санкций в большей мере отражает активность правоохранительных органов. При этом не все формы проституции находятся в поле их внимания. Да и сами формы меняются. Если во второй половине 80-х годов в Москве, Ленинграде и других крупнейших городах СССР ведущей формой профессиональной проституции была гостиничная, то к середине 90-х на первый план вышли так называемые агентства по оказанию сексуальных услуг с рекламой в печати16 3.4 Социальный контроль над проституцией как социальной девиацией Существует три модели социального контроля за проституцией: прогибционизм, регламентация и аболиционизм'7. Первая модель основана на запрете проституции и юридическом (уголовном или административном) преследовании лиц, занимающихся проституцией. Вторая включает в себя в качестве основного компонента правовое регулирование сексуальной коммерции, классическим вариантом которого является полицейско-медицинский надзор. Третья модель исходит из отмены правового регулирования как в форме запрета, так и регламентации. Современная социология проституции исходит из того, что проституция, как социальная девиация, рассматривается на разных уровнях и в различных аспектах. На макросоциальном уровне проституция выступает в качестве системы общественных отношений, посредством которых реализуется внебрачно-коммерческие формы сексуального поведения. Эта деятельность социально конструируется, организуется и контролируется с помощью соответствующих институтов и нормативных комплексов.На сознательном уровне проституция рассматривается как общественная проблема в различных аспектах: как проблема общественного здоровья, проблема общественного порядка проблема социальной политики, проблема молодежи, проблема тендерной политики и т.п. А также социальных характеристик проституции анализируются на уровне участников процессов сексуальной коммкрции - проституток, содержателей публичных домов, сутенеров, сводником, полицейских, медиков и клиентов. При этом, по Я. Гилинскому , девианское поведение рассматривается не как патология, а как естественный и необходимый результат эволюции социума. «Отклонение» не есть объективная характеристика определенных вида поведения, а лишь следствие соответствующей общественной оценки. Вследствие этого принципиально невозможно «искоренить2», «ликвидировать», «преодолеть» негативное девианское поведение. Речь может идти об адекватных способах и методах регулирования, управления ими (в целях оптимизации, минимизации, гармонизации и т.п.). Будучи порождением социально-экономических, культурологических изменений, характеристики девианского поведения, в том числе проституция, служат показателем, «зеркалом» общественного бытия и «качества» населения. И самое главное - регламентация есть ущемление индивидуальных прав и свобод человека. Последнее обстоятельство явилось решающим толчком к зарождению аболиционизма в Европе конца прошлого века. Его сторонники настаивали на том, что каждой женщине надо помочь сознать личное достоинство и ответственность за сексуальную жизнь, а не подвергаться ее принудительному врачебному осмотру и систематическому полицейскому контролю. Активисты этого движения и во второй половине XX столетия энергично выступают против использования людей в коммерческих целях, признания государством проституции как узаконенного явления. Эта точка зрения завоевывает все большее число приверженцев среди специалистов и в нашей стране. Уменьшение количества проституток в стране не решит проблему беспорядочных половых связей, которые представляют не меньшую опасность для общества. Ажиотаж вокруг запретной темы, похоже проходит и наступает период серьезных размышлений. История свидетельствует: ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против проституток, не дала ожидаемого результата. И бессмысленно в XXI веке повторять этот опыт. Руководствуясь актуальным наблюдениями, к такому выводу приходят представители разных стран и культур. За всю историю проституции в России наработано много позитивных проектов: по созданию условий для вовлечения женщин в профессиональную работу, организации групп эмоционально-психической поддержки женщин и подростков, широкой сети вендиспансеров, объединений по противостоянию детской беспризорности - с одной стороны; организация научно-исследовательских комиссий, изучающих практику проституток и их партнеров, связь торговли телом с преступностью и наркоманией - с другой. В то же время нельзя иституционализировать проституцию . Институционализация означает признание проституции (не проститутки) социально-нормальным феноменом; иначе говоря, вместо отказа и порока государство войдет с ним в открытую сделку. Проституция порождена цивилизацией, ее противоядие - культура, очеловечивание естественных ощущений: «Разврат совсем не может быть запрещен: он должен быть ... преодолен ... Любовь - одно противоядие против разврата. Другое противоядие - высшая духовная жизнь» . Современная проституция - социальный феномен и вместе с тем социальная девиация. Социология проституции рассматривает этот феномен на разных уровнях и в различных аспектах. Социально - психологический портрет нынешней проститутки предстает перед нами как порождение нашей жизни. Причины проституции коренятся в экономических отношениях, это коммерция, бизнес, тесно связанный с организованной преступностью и паразитирующий на теле современного общества. Существует три модели социального контроля за проституцией: запрет, регламентация, отказ и от того и от другого. К третьей модели, аболиционизму, склоняются все больше людей и специалистов, так как она защищает индивидуальные права и свободы личности. Для социальной работы с данной девиацией необходимо использовать все положительное, накопленное в России за долгие годы, для дела очеловечивания естественных отношений. Русский философ Н.А. Бердяев противоядием разврату (а это не только и даже не столько проституция) считал любовь и высшую духовную жизнь. В качестве кратких выводов по третьей главе можно высказать следующее: 1. Проституцией занимаются индивидуумы, испытывающие неуверенность, тревогу, беспокойство по поводу своей социальной определенности и своего социального статуса в связи с невозможностью 2. Проституцию, как сферу занятости, следует признать официально; 3.Проституция в России прошла три исторических периода; советский и постсоветский отличался тем, что с проституцией боролись уголовно-правовыми и административными методами признавая ее несовместимой с социалистическим образом жизни; 4. Социальный контроль над проституцией осуществляется в трех моделях: прогибционизм, регламентация и аболиционизм Заключение Занятие проституцией - одно из древнейших социальных явлений, обнаруживаемое в разнообразных формах и размерах на страницах истории многих обществ, что и показывает исследование, проведенное во второй главе данной работы на основе обширного исторического материала. Проблема определения проституции как социального явления в разные времена решалась по-разному. У древних греков это смена партнеров, отчуждение, плата за услуги. У римлян главное в определении проституции - удовлетворение публичного спроса на секс услуги. Христианство рассматривало проституцию как беспорядочность половых связей. Германское право также не проводит строго различия между проституцией и внебрачными половыми связями. Ив дальнейшем авторы определений, выделяя один из признаков проституции, остальные считал второстепенными - для одних это было ремесло, для других - преступление. В наше время под проституцией понимают вид внебрачных половых отношений, когда индивидуум, будь то В 90-х годах XX века в России было проведено исследование, целью которого было определение социального портрета проституции. Использовались опрос и анкетирование проституток, сотрудников правоохранительных органов, врачей кожно-венерологических диспансеров. В процессе исследования решались многие задачи, в том числе изучались мотивы, как толкнувшие женщин к этому занятию. Ведь согласно наблюдениям, многие проститутки вообще не получают никакого удовлетворения от полового акта, поэтому мотивом занятия проституцией не является постоянно испытывать сексуальное удовлетворение. Одним из мотивов, толкающих к занятию проституцией, является нужда. Кроме социологических опросов, подтверждением служит то, что проституция получила наиболее широкое распространение в странах с низким уровнем жизни, а также то, что ею занимаются, в основном, представители малоимущих слоев общества. И все-таки причину проституции нужно искать не в нужде и невысоком социальном положении, а в том, как эти обстоятельства отражаются на личности, в ее мироощущении, в ее отношении к окружающему миру, к своему месту в нем. Проституцией, в основном, занимаются индивидуумы, которые испытывают неуверенность, тревогу, беспокойство по поводу своей социальной определенности и своего социального статуса в связи с невозможностью обеспечить себя материально, соответствовать определенным социальным ожиданиям, в том числе собственным. Психологическое изучение проституток показывает, что для них типичны агрессивность, черствость, грубость, эгоцентризм, которые выполняют защитные функции и чаще всего скрывают неуверенность в себе, чувство неполноценности. Характерной чертой для проститутки является отчуждение своего тела от своей личности. Они воспринимают свое тело как нечто чужое, изолированное от них, в качестве некой данности, которой можно манипулировать для решения различных жизненных проблем. Ю.М. Антонян называет такое явление десоматизацией. Десоматизация ярко проявляется, когда проститутка искренне любит одного мужчину. Международная организация труда (МОТ) провела в 1998 г. исследование по изучению проституции не сточки зрения нравственности, а с позиций специалистов по рынку труда, международному трудовому обмену и трудовой миграции. Вывод - проституция является самостоятельным и даже влиятельным сектором экономики (Малайзия, Филиппины, Таиланд). Но если взрослые выбирают секс - бизнес как профессию добровольно в большинстве случаев, то дети -- всегда жертвы. Политика государства по отношению к представителям этой древней профессии должна состоять в улучшении условий труда, социальной защиты и в предоставлении тех же прав, что и работникам других профессий. Тем, кто вовлечен в сферу коммерческого секса обманом или по принуждению, государство должно прийти на помощь. Проституцию, как среду занятости, следует признать легально. Официальное признание, достоверная статистика были бы полезны для оценки секс - сектора на рынке труда и налогообложения. В историческом процессе развития проституция в России выделяются три периода: доимперский и имперский (до 1917 г.), советский (1917 - 1985) и постсоветский (после 1985 г.). В дореволюционной России проституция регламентировалась, после революции эта система была разрушена, но проституция осталась вместе с сопутствующими ей негативными явлениями. Какие-либо оценки масштабов проституции были затруднены. В 20-е годы в качестве основных мер социальной реабилитации расматривалось привлечение к труду и повышение образовательного уровня. В 30-е годы на первое место выходит репрессивный компонент социального контроля. Главную роль в этом процессе играли органы НКВД. Во второй половине 50-х - первой половине 80-х годов, несмотря на официальное признание несовместимости проституции с социалистическим образом жизни, власти не решились пойти на прямой уголовно-правовой запрет проституции. Но на практике для преследования проституток использовались как уголовно-правовое, так и административно-правовое регулирование. За весь период было проведено всего два эмпирических исследования проституции, результаты которых были опубликованы с грифом «Для служебного пользования». Существуют три модели социального контроля за проституцией как социальной девиацией: прогибционизм, регламентация и аболиционизм. Первая модель -- запрет и юридическое преследование. Вторая -- правовое регулирование сексуальной коммерции. Третья модель исходит из отмены правового регулирования как в форме запрета, так и регламентации. Проституция не имеет возрастного и полового цензов, не признает деления на классы. Патронируемая в наше время организованной преступностью, она продолжает процветать во многих странах мира, законодательство и правоприменительная практика в которых по отношению к проституции очень различны. Россия также прошла свой путь как развития проституции как профессии, так и отношения властей и общества к этому сопровождающему человечество явлению. Проституция как социальная девиация всегда привлекала внимание политиков, ученых, различных групп населения, что наглядно демонстрирует представленный в работе материал. Состояние и уровень, динамика этой девиации в числе других стран служат своеобразным зеркалом социальной действительности. Общество не хочет смотреться в это зеркало, но социология как наука призвана обеспечить возможность желающим и обязанным (властным структурам) иметь это зеркало перед глазами. Литература 1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт и оправдания. Антонян Ю.М. Проституция глазами психолога 2. Общественные науки и современность. - 1993 .-№2. 3. Ахшарумов Д.Д. Проституция и ее регламентация. Доклад 4. Блох.И. История проституции. СПб.- Издательство :Аст-Пресс-1994. 5. Быкова А.Г. Проституция в городах Западной Сибири 6. Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире 7. Габиани А. А., Мануильский М.А. Цена любви// 8. Гилинский Й.И. Эффективен ли запрет проституции 9. Гилинский Я. Социолгия девианского поведения и 10. Голод СИ. Проституция в контексте изменения половой 11. Глосенко И.А., Глод СИ. Социологические исследования проституции в России. - СПб, 1998. 12. Грацианов П.А. По поводу нового проекта" Положения о 13. Меренков А.В., Никитина М.Н. Социально психологический портрет современной проститутки // Социс. -2000-№5. 14. Монолог «ночной феи» // Трезвость и культура. - 1988. - 15. Поспелов А. Санитарный надзор за проституцией в Париже 16. Рабюто М. Проституция в Европе с древнейших времен до 17. Рак. Л. В ночном тупике // Студенческий меридиан. - 1988. 18. Сабинин А.Х. Проституция. Сифилис и венерические 19. Сутенёры и проститутки: проституция в древности и сегодня. - М.: Литература. - 1998. 20. Тарновский В.М. Проституция и аболицианизм. Доклад 21. Труды высочайше разрешенного съезда по обсуждению 22. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. - СПб. 23. Флекснер А. Проституция в Европе. - М.. - 1926. 24. Чарыхов Х.М. Учение о факторах преступности. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |